Образы в стихотворениях а майкова кто он план урока 6 класс
Обновлено: 05.07.2024
Известна любовь Аполлона Николаевича к образу русской деревни, который также был упомянут в стихотворении (действие происходит в деревне). К старику приходит некто и помогает ему, уверяет, что жизнь хороша, а затем таинственным образом исчезает, так и не назвав себя. Похожая ситуация была отражена в одном из стихотворений Есенина, где Иисус Христос спустился к людям в обычную деревню и смотрел, как люди относятся к своей жизни, любят и ценят ли её. Поэтому, по одной из смелых версий, всадник из стихотворения Майкова – никто иной, как сам сын Божий, спустившийся на Землю. Об этом говорит и предсказание в конце – попытать рыбацкого счастья на Петров день.
Лесом частым и дремучим,
По тропинкам и по мхам,
Ехал всадник, пробираясь
К светлым невским берегам.
Только вот — рыбачья хата;
У реки старик стоял,
Челн осматривал дырявый,
И бранился, и вздыхал.
Все ворчал себе он под нос:
«Поздоровится тут, жди!
Времена уж не такие…
Жди да у моря сиди.
Вам ведь все ничто, боярам,
А челнок для рыбака
То ж, что бабе веретена
Али конь для седока.
Шведы ль, наши ль шли тут утром,
Кто их знает — ото всех
Нынче пахнет табачищем…
Ходит в мире, ходит грех!
Чуть кого вдали завидишь —
Смотришь, в лес бы… Ведь грешно.
Лодка, вишь, им помешала,
И давай рубить ей дно…
Всадник прочь с коня и молча
За работу принялся;
Живо дело закипело
И поспело в полчаса.
Сам топор вот так и ходит,
Так и тычет долото —
И челнок на славу вышел,
А ведь был что решето.
И развел старик руками,
Шапку снял и смотрит в лес,
Смотрит долго в ту сторонку,
Где чудесный гость исчез.
Знакомство с особенностями лирики А. К. Толстого и А. Н. Майкова
-
Выразительное чтение стихотворений, прослушивание аудиоматериалов, работа с текстом, лекция, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Готовые рабочие программы и материалы для проведения уроков, как универсальные, так и по конкретным УМК издательства. Представлены в виде набора презентаций к урокам. Материалы можно редактировать, добавлять свои слайды, гиперссылки, аудио- и видеообъекты.
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с вами вновь окунемся в мир прекрасного – в мир поэзии. На прошлых уроках мы с вами начали разговор о том, что природа является неотъемлемой частью в жизни человека. Познакомились со стихотворениями русских поэтов 19 века о родной природе. Говорили о том, как образы времен года: зимы, весны, лета представлены в стихотворениях. И домашним заданием было выучить на выбор одно из стихотворений. (Учащиеся читают наизусть стихи)
IV . Разминка.
- За окном зима, морозы, а я вам предлагаю перенестись в другое время года – осень. Итак, осень. Запишите в тетрадь это слово, а рядом запишите ассоциации, которые оно вызывает у вас. (Учащиеся записывают, а потом зачитывают).
V . Анализ стихотворения.
Ответы учеников, работа с группой художников.
- Да, настроение грустное. Лирический герой грустит. Но почему? Докажите, опираясь на текст. Укажите слова и выражения, эпитеты и метафоры, передающие состояние и эмоции лирического героя.(Ответы учеников).
- Все свои наблюдения вы будете записывать в таблицу, работая в парах. Заполнение таблицы поможет вам написать мини-сочинение в конце урока. (Напечатанные таблицы лежат у каждого на партах)
Фонетика: аллитерация р-л
Пение ласточек напоминает щебет, который заканчивается характерной трелью. Предположим, что Майков использует прием аллитерации, чтобы мы услышали эту трель ласточек.
Лексика (тропы): огненный куст настурций- метафора, осенний блеск, пустое гнездо – эпитеты. Говоруньи , летуньи
Стихотворение не богато тропами. Но даже их небольшое количество вносит в стихотворение образность и делает его красивым. В словах говоруньи, летуньи поэт выражает свое отношение к птицам.
Морфология: в первой части глаголы в настоящем времени, во второй – в прошлом
Глаголы помогают понять нам настоящее, прошлое и будущее лирического героя.
Синтаксис: обилие восклицательных предложений, предложений с многоточиями.
Обилие восклицательных предложений во второй части объясняется восхищением, радостью, которые испытывал лирический герой в наблюдении за ласточками. Многоточие – это раздумья поэта, грусть. Потому что паузы длиннее.
- Сколько строф в стихотворении? (7)
- А сколько частей, по-вашему, можно выделить в композиции стихотворения? Назовите их.(Три: первая – грусть от увядания природы и наступления осени, вторая – воспоминания о лете, о счастливой хлопотливой семье ласточек и третья – сожаление поэта о том, что он не может улететь от осени, как птица).
- Определите, в каком времени употреблены глаголы в этих частях.(Запись в таблицу)
- Какие временные характеристики (прошлое, настоящее, будущее) у каждой части?
- Обратите внимание на характеристику предложений по цели высказывания. Какие предложения здесь присутствуют? О чем говорят многоточия?
О чём последние строчки? (Автор грустит о том, что лето кончилось, и ему пришлось расстаться с ласточками. Он сожалеет о том, что не имеет возможности полететь вслед за своими друзьями, к которым привык. Лирический герой готов полететь вслед за птицами, но ему этого не дано).
– Аполлон Николаевич Майков использует в своём стихотворении образ птицы в качестве символа свободы. Какие слова помогают нам понять отношение лирического героя к птицам? (Говоруньи, летуньи).
VI . Мини-сочинение. А теперь, используя материал таблицы, напишите небольшое сочинение об этом стихотворении по предложенному плану. (Время на выполнение задания 5-8 минут)
VII . Физкультминутка.
- А что вы знаете о ласточках? (Ласточка является перелётной птицей, поэтому осенью она покидает места гнездования и отправляется на юг. Ласточка питается летающими насекомыми. Это различные виды мух: журчалки, комнатные мухи, а также комары и бабочки. Ласточка, за исключением гнездования, ведет коллективный образ жизни. В период размножения живет парами. В это время пара охраняет свою небольшую территорию вокруг гнезда. Нередко под общей крышей хлева или гумна гнездится сразу несколько пар. Брачный период у ласточек начинается в мае. Во время строительства гнезда обе птицы собирают маленькие комочки грязи и смачивают их слюной. Из этого материала самка формирует гнездо в виде чашечки, которое обустраивают оба родителя. Птенцы выклевываются через 13-18 дней. Пищу для них добывают оба родителя. В благоприятный год касатки гнездятся два или даже три раза.)
- Назовите сказку, где ласточка не смогла улететь на юг, и если бы не… Догадались? (Дюймовочка Г.Х. Андерсена)
- Может быть кто-то назовет народные приметы, связанные с ласточками?
IX . Наши сочинения.
Снова птицы в стаи собираются
Полетят они в дорогу дальнюю.
Мне в ладони листья тихо падают,
Провожая лето небывалое.
За окном стучат дожди осенние,
Навевая грусть, тоску унылую.
Разведу огонь в камине старом я,
Вспомню лето дивное, красивое.
А на утро солнышко веселое
Из-за мрачных туч мелькнет украдкою,
И подарит настроение новое,
В нем дыханье осени прохладное.
Нуднов Эдуард
Осень –моё вдохновенье,
Это природное творенье.
Осень – моё разочарование,
Растений , деревьев увядание.
Осень – с неба дождь,
Ветер гонит тучи прочь.
Осень – ветхий листопад,
Ветер в этом виноват.
Осень – грустная пора.
Согласна с этим я всегда.
Щербакова Галина
Х. Итоги урока.
- Подведем итоги урока. Чем мы занимались на уроке? Что нового узнали? Чему научились? (Ответы учащихся)
Домашнее задание. Найти и выучить стихотворение об осени, где настроение лирического героя совпадает с вашим настроением, используя ресурсы интернета.
Работы учащихся 5 класса.
Читайте также: