Образовательная среда как фактор развития личности кратко

Обновлено: 03.07.2024

Человек становится личностью только в процессе социализации, т. е. общения, взаимодействия с другими людьми. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Социализация личности есть объективное явление, она многоаспектна, и поэтому изучается во многих науках. В педагогике как науке об образовании учитываются и используются все аспекты социализации для познания и оптимальной организации передачи социального опыта и духовных ценностей от поколения к поколению.

В процессе социального развития во внутреннем мире личности появляются новообразования – высшие психические функции, в составе которых знания об общественных явлениях, отношениях и нормах, стереотипы, социальные установки, убеждения, принятые в обществе формы поведения и общения, социальная активность.

В социализации различают культурную и социальную подсистемы. Информация о них расположена в зонах потенциального и ближайшего развития, поэтому успешность социализации существенно зависит от социального окружения школьника от тех людей, которые объяснят ему сущность общественной активности и отношений, нормы поведения.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На формирование личности влияют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, школьные, семейные. По интенсивности контактов выделяется ближняя (домашняя) и дальняя (социальная) среда.

Характеристики социальной среды: общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и др.

Ближняя (домашняя) среда – семья, родственники, друзья. Эта среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Как правило, именно в семье проходят первые, решающие для становления, развития и формирования годы жизни человека. Семья во многом определяет круг интересов ребенка и его потребностей, взглядов и ценностных ориентаций. Семья предоставляет и условия, в том числе материальные, для развития природных задатков. В семье закладываются нравственные и социальные качества.

Кризис семьи на современном этапе, по мнению специалистов, стал причиной многих негативных общественных явлений, и прежде всего первопричиной роста преступности среди несовершеннолетних.

В семье и школе в условиях, ограниченных бытовыми отношениями и познавательной деятельностью, осуществляется частичная социализация. Основные социальные новообразования появляются в трудовой и общественной деятельности.

Эффективно осваиваются социальные нормы поведения и культурные ценности под влиянием авторитетного взрослого. Социальное взаимодействие с ним ведет к интернационализации (присвоению) социального опыта путем актуализации (воспроизведения) культурных потребностей, желаний, сопровождаемых соображениями престижа, выгоды, необходимости повиновения.

Культура авторитета является донорской, культура подростка реципиентная (воспринимающая). Отношения подростка с авторитетным взрослым являются межличностной аккультурацией – взаимодействием двух индивидуальных культур, одна из которых более развита и авторитетна.


1. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / С.Д. Дерябо; под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 216 с.

2. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования / В.И. Слободчиков. – М.: Экопсицентр РОСС, 2000. – 230 с.

3. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В.И. Панов. – СПб.: Питер, 2007. – 352 с.

6. Катилина М.И. Образовательная среда как фактор социализации личности: социально-философский аспект: дис. . канд. философ. наук. – М., 2009. – 198 с.

7. Запятая О.В. Формирование социальных умений младших школьников в образовательной среде школы: дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2011. – 181 с.

8. Нечаев М.П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: дис. . д-ра пед. наук. – М., 2011. – 503 с.

9. Запалацкая В.С. Мотивация к интеллектуальным достижениям в образовательных средах: монография / В.С. Запалацкая. – М.: ИИУ МГОУ, 2016. – 118 с.

10. Тимофеева А.Г. О проектировании эколого-образовательной среды. От противоречий к дополнительности // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: сб. ст. по материалам V междунар. науч. конф. – Саратов, 2016. – С. 856–860.

12. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. 5-е изд., стер. – М.: Академия, 2011. – 224 с.

13. Морозова Е.Е., Федорова О.А. Формирование ценностного отношения к природе у младших школьников на основе проектной деятельности. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. – 256 с.

По мнению С.Д. Дерябо [1], образовательная среда – это совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности. В исследовании В.И. Слободчикова [2] образовательная среда рассматривается как категория, характеризующая развитие ребёнка, что определяет её целевое и функциональное назначение в контексте предметности культуры общества. Согласно В.И. Панову [3], образовательная среда – система условий, которые необходимы для практической реализации данной технологии и миссии данного образовательного учреждения, включая пространственно-предметные условия, систему межличностных взаимоотношений между субъектами учебно-воспитательного процесса и пространство разнообразных видов деятельности, необходимых для социализации обучающихся в соответствии с их возрастными особенностями развития и индивидуальными интересами. Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [4]. В современных исследованиях под образовательной средой понимается система педагогических, психологических и организационных условий и воздействий, обеспечивающих субъектно-личностное развитие (когнитивное, эмоциональное, коммуникативное и др.) учащихся на основе их природных и возрастных особенностей с учётом целей общества [5]. Возможно причиной многообразия трактовок образовательной среды является различие в основаниях, которые используются разными авторами для теоретических и практических исследований проблемы. По нашему мнению, образовательная среда – это пространство, где происходит систематическое взаимодействие (общение, совместная деятельность) педагога и ребенка, в результате которого формируются новые способы жизнедеятельности индивида, раскрывается весь личностный потенциал ребенка. Личностный потенциал – способность человека преумножать свои внутренние резервы, развиваться, эффективно взаимодействовать в социоприродном окружении. По мнению В.И. Слободчикова [2], среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между субъектами образования начинают выстраиваться определенные связи и отношения. В качестве характеристик среды предлагается рассматривать её насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В зависимости от типа связей и отношений, структурирующих данную образовательную среду, выделяются три принципа её организации: единообразие, разнообразие и вариативность. Автор подчеркивает относительность и опосредующий характер образовательной среды. С учётом мнения ряда авторов становится понятно, что образовательная среда выполняет единую образовательную функцию – развитие личностного потенциала подрастающего поколения. Среда способствует становлению и социализации личности ребенка [6], развитию его субъективного опыта [7], эволюции субъекта [8]. Интегративным критерием качества образовательной среды является способность обеспечить субъектам образовательного процесса возможности для эффективного личностного саморазвития [4]. Образовательная среда школы обеспечивает ценностно-смысловой вектор социально-позитивной деятельности школьников, которая позволяет реализовать их социокультурные потребности, в том числе потребности в самореализации и самоактуализации [9]. Образовательная среда несёт в себе большие возможности развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также содействует улучшению их самостоятельной работы, что способствует построению индивидуальных траекторий развития ребёнка. В рамках образовательной среды возможна разнообразная деятельность учащихся познавательной, оздоровительной, эстетической, коммуникативной, управленческой, краеведческой и рефлексивной направленности. Среда в образовательном учреждении создаётся субъектами образования и образует целостность. Тем самым, проявляя активность в использовании развивающих возможностей или ресурсов образовательной среды, учащиеся становятся реальными субъектами своего собственного развития, субъектами образовательного процесса. Отличительной чертой образовательной среды является динамическая изменчивость её состояний, обусловленная взаимовлиянием личности и среды [10], поскольку человек – существо социальное, именно свойства среды формируют качества личности ребенка, который присваивает свойства окружающей социоприродной среды и культуры, усваивает и присваивает ценности, тем самым происходит процесс индивидуализации личности. Тем самым ребёнок не только объект различных воздействий, но и субъект, который, творчески изменяя среду вокруг себя, проявляет свою неповторимую индивидуальность, изменяет посредством этого собственную личность. Отмеченное условие необходимо учитывать при проектировании и функционировании образовательной среды, которая осуществляется всеми субъектами образования, и потому важно привлекать к проектированию среды учащихся на правах партнеров. Это обеспечит позитивное отношение к образовательной среде, стимулирующее продуктивное взаимодействие с ней, в рамках которого будет происходить развитие опыта моделирования учащимися ожидаемых результатов пребывания в образовательной среде в соответствии с персональным целеполаганием ребёнка.

В структуру среды входят: природно-предметное окружение (ландшафт, природные объекты, архитектура образовательного учреждения, расположение классных комнат), субъектное окружение (участники образовательного процесса, их взаимоотношения, распределение статусов и ролей и др.), информационное окружение (информационные потоки, традиции данного сообщества, правила, устав учебного заведения, средства наглядности), образовательно-воспитательные программы (содержание программ, стиль обучения, характер контроля, формы контроля).

На сегодняшний день идёт поиск форм и методов, которые обеспечивают развитие личностного потенциала подрастающего поколения в условиях создания и функционирования образовательной среды. Принимая во внимание мнения ряда исследователей, необходимо отметить, что образовательная среда может быть организована через проектную деятельность и включение учащихся в решение проектных задач. Участие детей в проектной деятельности обеспечивает развитие личностного потенциала ребенка, способствует формированию эмоционально-чувственной, интеллектуальной и деятельностной сфер личности современного школьника, обеспечивает развитие ключевых компетентностей подрастающего поколения.

Таким образом, роль образовательной среды и ее воспитательный потенциал не вызывает сомнения. Включение учащихся в решение проектных задач обеспечивает не только развитие параметров экспертизы образовательной среды, но и способствует раскрытию личностного потенциала подрастающего поколения.

Динамика социокультурных процессов в обществе обостряет интерес к поиску внешних и внутренних факторов окружающего пространства, обеспечивающих успешное развитие личности.

Анализируя различные подходы к вопросу об образовательной среде, можно сделать вывод, что среда становится образовательной, когда она представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений и особых психолого-педагогических условий для формирования и развития личности. Все данные факторы взаимосвязаны, они дополняют, обогащают друг друга и влияют на каждого субъекта образовательной среды, но и люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее определенное воздействие.

Закономерно предположить, что успешное развитие личности в образовательной среде системы непрерывного образования возможно, если:

- Деятельность образовательной организации будет ориентирована на создание целостной модели педагогического процесса, опирающегося на модель выпускника, основными характеристиками которой являются уникальность и самобытность личности, сформированность его общих компетенций, развитость способностей, нравственное и физическое здоровье;

Обучение разворачивается как процесс, в котором:

- обеспечивается приоритетеность деятельностного развития перед репродуктивным усвоением,

- с ориентацией на общечеловеческие ценности и создание ситуаций, стимулирующих нравственный выбор, актуализирующих духовный и интеллектуальный потенциал личности,

- на понимание родовой сущности человека как существа гуманного, общественного и в то же время – природного,

- на создание в образовательной организации такого развивающего пространства, которое позволило бы личности научиться осуществлять гражданский выбор, брать на себя ответственность за решение в том числе и социальных вопросов.

Образовательная среда, являясь подсистемой социокультурной среды жизнедеятельности человека, как педагогический феномен обладает совокуп­ностью социальных, культурных, а также специально организованных психо­лого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с инди­видом происходит становление личности, ее мировосприятия. Другими сло­вами, образовательную среду можно рассматривать как педагогически орга­низованный комплекс возможностей для удовлетворения потребностей всех участников образовательных отношений. Именно такое понимание требований к организации развивающей обра­зовательной среды лежит в основе системно-деятельностного подхода к образованию, предлагаемого ФГОС.

Можно сформулировать ряд требований , которым должна соответствовать образовательная среда ОО, являющаяся непременным развитием личности:

• сравнительно небольшое (для крупных городов) число обучающихся

детей - не более шестисот человек;

реальное равенство детей и взрослых, основанное на чувстве сообщества, сотрудничества;

всемерное обращение ОО к родителям, включение их в число субъектов образовательного процесса;

проведение совместных совещаний всех субъектов образовательного

• совместная разработка ими небольшого количества понятных лаконичных и обязательных абсолютно для всех правил и границ, обеспечивающих свободу, то есть связанных с безопасностью жизнедеятельности.

2. Методические требования:

обучение - средство воспитания;

содержание образования формируется не с позиции педагога, а с позиции ученика; оно отбирается по принципу реализации основных человеческих потребностей, в том числе потребности в сотрудничестве, взаимодейст­вии, самостоятельном приобретении опыта и саморазвитии;

доминирующей формой образовательного процесса является творческая, исследовательская, индивидуальная деятельность детей в мастерских, в мастер-классах, в студиях и т. п.,

обеспечение максимально возможной свободы учеников при выборе
занятий, очередности изучения дисциплин, времени и места занятий, источников знаний, помощника и т. п.;

опора учителя на субъектный (личностный) опыт ребенка,

• использование самооценки учащегося на всех этапах образовательного
процесса: от планирования индивидуальной траектории развития до контроля собственной успешности;

регулярное проведение совместных (взрослые и дети разных возраст­ ных групп) школьных праздников;

• взаимные посещения занятий учителей из разных школ для обмена
опытом.

3. Требования к организации пространства и материального обеспече­ ния:

максимально возможное приближение школьного здания к природе;

наличие открытых предметных кабинетов, лабораторий, где в течение
дня можно получить консультацию учителя - помощника и организатора, но
не лектора - и показать ему окончательный результат самостоятельной работы для обсуждения и разработки стратегии дальнейших действий;

подвижность учебной мебели в кабинетах для свободного ее перемещения с целью создания условий для групповой и индивидуальной работы;

наличие библиотеки и видеотеки со множеством словарей, картотека­
ми, художественной литературой, учебных фильмов, компьютерами с под­
ключением к сети Интернет;

наличие школьной типографии (в разных вариантах, в зависимости от
финансовых возможностей), позволяющей выпускать школьную стенную га­
зету, печатать сочинения и карточки. Впрочем, сегодня ее успешно заменяет
компьютерный зал с необходимой множительной техникой.

4. Требования к кадрам и решение проблем управления.

Работая в условиях развивающей образовательной среды, администрация принимает следующую позицию: ожидать от детей того же, что ожидают и от коллег, и от самих себя. Административный контроль изменяет свой харак­тер, принимая открыто-косвенные формы. В качестве регулирующих средств начинает выступать диалог как средство анализа, совместная с педагогами рефлексия, совместное планирование и т. д. Рефлексивное управление в та­кой системе предполагает преобразование руководящей позиции организато­ра образовательного процесса любого ранга (директор, завуч, учитель) и со­ответственно подчиненной позиции ученика в личностно равноправные. На практике это становится возможным при овладении такими педагогическими технологиями, как многоуровневое обучение, адаптивное обучение, коллек­тивные и групповые способы обучения, модульное обучение, а также техно­логией рефлексивного управления по ситуации.

Перечисленные требования невозможно реализовать без учета образовательного потенциала региона, а также потенциала образовательной среды ИРО Свердловской области.

- организовать психолого-педагогические условия и возможности для эффективного личностного роста ребенка;

- организовать психолого-педагогические условия и возможности для совершенствования ребенка в деятельности;

- организовать психолого-педагогические условия и возможности для повышения функциональной (компетентностной) грамотности ребенка.

Организация такой системы требует уточнения основных направлений учебно-организационной деятельности:

1. Предметно – деятельностная сфера – приспособление ребенка к учебной деятельности, позволяющее ему эффективно достигать образовательных стандартов.

2. Сфера функциональной грамотности – формирование ряда компетенций для его дальнейшего эффективного функционирования в среде обитания (выпускник должен быть адаптирован к жизни): коммуникативная грамотность, психологическая, компьютерная, валеологическая. Эти компетенции мы можем формировать на занятиях.

3. Сфера личностного роста предполагает целенаправленную педагогическую актуализацию в развитии личностных качеств ребенка.

Следовательно, если организовать предметно-деятельностную сферу учащихся, позволяющую им эффективно достигать образовательных стандартов до уровня функциональной грамотности, то произойдет развитие личностных качеств ребенка, обеспечивающих его дальнейшее эффективное функционирование в среде обитания.

В современном мире все яснее осознается, что образование личности не следует отождествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов, и оно связано не только с деятельностью специальных социальных институтов. Образование – это итог действия широкого спектра разнородных факторов. Одним из главных факторов развития личности в системе непрерывного образования является образовательная среда образовательной организации, так как при всем вероятностном мно­гообразии образовательных сред образовательная среда конкретной образо­вательной организации может быть определенным образом категоризована и адаптирована исходя из тех внутренних целевых установок, которые опреде­ляют ее функционирование как организации и являются приоритетными для всех субъектов образовательного процесса. При этом образовательная среда образовательной организации представляет собой многомерное пространство, которое должно быть адекватно современным потребностям общества и соответствовать тенденциям развития культуры, экономики, производства и технологий. Важным качеством современной образовательной среды является взаимодействие множества локальных образовательных сред, взаимное использование различных методов, приемов и инноваций учеными разных стран, что способствует развитию сферы образования в целом и является проявлением тенденции к интеграции образовательных процессов в разных странах в мировое образовательное пространство.

Похожие документы:

. дошкольное образовательное учреждение . как один из факторов познавательного развития . , создавать творческую личность Китайская пословица гласит . создание развивающей среды; - проблемные . сотрудничества Самостоятельная организация детьми исследовательской .

Образовательная среда включает

. особенностями личности. Принципы организации образовательной среды Принцип организации комплексной и гетерогенной образовательной среды заключается . компонент образовательной среды как на ключевой фактор личностного развития одной из первых .

Организация программы исследования. 28 Диагностика развития личности ребенка в семье. Результаты исследования. 31 41

. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ 28 2.2. Организация программы исследования. 28 3.2. Диагностика развития личности ребенка . из важнейших, а иногда и наиболее важным, фактором социализации личности. Социализация в семье происходит как .

Развитие образования в России Национальный доклад на 43-й сессии Международной конференции юнеско по образованию1

. как «один из факторов экономического и социального прогресса общества, должно быть ориентировано: – на обеспечение самоопределения личности .

2. Лістарова Ж. Ю. Формування розвивального освітнього середовища в класах філологічного профілю / Ж. Ю. Лістарова // Наукові записки / Вінницький державний пед. ун-т. ім. М. Коцюбинського. – Вінниця, 2004. – Вип. № 11. – С. 143-145.

В современном обществе проблема повышения качества образованности приобретает все более актуальное значение в связи с современным состоянием процесса образования, увеличением объема информации, усовершенствованием образовательных технологий, развитием дистанционного обучения, гуманизацией обучения, что не может не сказаться и на образовательной среде, в условиях которой происходит развитие, воспитание и обучение школьников. Особенно актуальна проблема реорганизации форм и методов работы со старшеклассниками, поскольку именно старший школьный возраст характеризуется активным развитием познавательных и творческих способностей, становлением научного мировоззрения, личностным самоопределением ребенка.

В настоящее время идет активная дискуссия, посвященная рассмотрению вопроса о сущности и содержании учебно-воспитательного процесса, об условиях и среде, в которой происходит процесс обучения и развития, то есть образовательной среде, особенно в общеобразовательной школе, где у каждого школьника формируются основные компетенции, необходимые для освоения будущей профессиональной деятельности.

Среда в педагогике рассматривается как внешнее условие, в котором проходит социализация личности. В определенной среде личность, занимаясь деятельностью, накапливает социальный опыт. Образовательная среда рассматривается как место в социуме, где осуществлеются специальная деятельность различных систем по развитию индивида и его социализации. Среда в развитии личности школьника является приоритетным направляющим фактором [3].

Значение школьного курса химии обусловлено потенциалом этого предмета как фактора прогресса современного научного, промышленного и сельскохозяйственного производства. Важно своевременно формировать у учащихся устойчивый интерес и способности к химии. Поэтому в процессе преподавания этого предмета важно акцентировать внимание не только на сознательном и прочном усвоении учащимися ведущих идей и основных понятий химии, но и формировать у учащихся устойчивый интерес к предмету, умение самостоятельно добывать новые знания и проводить научные исследования, то есть в полной мере проявлять свою познавательную активность.

При изучении химии школьники усваивают теоретический материал, основные понятия, теории, законы, правила, терминологию, номенклатуру веществ, их свойства и способы получения, изучают методы исследования, характерные для данной науки. В процессе усвоения формируются умения и навыки планировать и проводить эксперимент, решать творческие задачи, обобщать и систематизировать материал, делать выводы.

Ученые выделяют следующие направления развития личности школьников при изучении химии. Первое связано с обеспечением глубоких и прочных знаний химии. Оно достигается при освоении учащимися законов, теорий, понятий, фактов на основе раскрытия логики раскрытия научных понятий, демонстрации возникающих при этом противоречий и путей их решения, иллюстрацией изучаемых понятий и теоретических положений конкретными примерами.

Второе связано с целенаправленной работой на формирование и развитие у школьников различных приемов мышления, особенно таких, как абстрагирование, сравнение, обобщение.

Третье направление нацелено на развитие личности ученика путем усложнения организации его познавательной деятельности от репродуктивной – к продуктивной, от частично самостоятельной – к продуктивной с элементами творчества [1].

Ведущую роль в создании эффективной развивающей образовательной среды при изучении химии имеет проблемно-поисковая деятельность учащихся. Эта деятельность по сравнению с другими имеет ряд преимуществ: усиливает познавательный интерес учащихся; способствует получению более глубоких знаний и показывает их прикладную направленность, развивает умение творчески мыслить, анализировать, сравнивать, строить причинно-след­ствен­ные связи, делать выводы, формирует исследовательские умения и навыки. Они могут быть сформированы только в специально организованной развивающей образовательной среде, где используются все потенциальные возможности каждого ученика. Организованная таким образом образовательная среда способствует активизации творческого развития и саморазвития личности, формирует ценности, интересы, необходимые для выбора будущей профессиональной деятельности.

Создание такой развивающей среды требует, прежде всего, учета следующих условий: целеполагание – предоставление каждому субъекту широкого пространства для адекватной самореализации различных видов активности как базовых основ личности; анализ позиции педагога, который организует и направляет активную познавательную деятельность ученика в процессе общего с ним деятельностного общения; отбор методов, приемов и средств обучения, которые позволяют моделировать специальные педагогические ситуации, направленные на развитие и саморазвитие личности [2, с.143–145].

Одним из наиболее эффективных методов формирования личности при изучении химии, по нашему мнению, является метод проектов, в котором основное содержание и способы деятельности избираются самими учащимися, что позволяет мотивировано усваивать знания и различные способы действий, накапливать опыт планирования собственной деятельности и сферы ее реализации. Вовлекая школьников в проектную деятельность, учитель вовлекает их в активный процесс познания мира, себя и себя в этом мире. Она также является формой построения межличностных отношений, в ходе которых происходит передача культурных ценностей и накопленного обществом опыта.

Организация развивающей образовательной среды характеризуется необходимостью реализации специфических профессиональных задач педагогической деятельности: проектирования образовательного процесса, направленного на индивидуализацию обучения; усиления самостоятельного творческого поиска учеников, развития умений и навыков исследовательской деятельности, использования, как традиционных, так и инновационных видов, форм, методов и средств обучения, которые учитывают индивидуальные особенности школьников и др.

Читайте также: