Образование как объект педагогической психологии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Часть 1. Психология профессионального образования

1. Предмет, задачи, история развития психологии профессионального образования.

2. Профессиональное самоопределение и классификация профессий.

3. Профессиональная пригодность, профориентация и профотбор.

4. Психологические аспекты профессионального становления личности.

Часть П. Образование и современность:

· Образование в общекультурном контексте.

· Образование как система.

· Образование как процесс.

· Образование как результат.

· Основные направления обучения в современном образовании.

· Личностный и деятельностный подходы как основа организации образовательного процесса.

· Психолого-педагогическая готовность педагога. Научно-исследовательская работа с детьми в процессе обучения и воспитания.

1. Каковы основные тенденции и принципы современного образования?

2.Охарактеризуйте личностно-деятельностный подход с позиции педагога и с позиции обучающегося.

Основная литература:

1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону, 2007. – 480с. (и др. издания).

3. Немов, Р.С. Психология: учеб. для студентов пед. вузов : В 3 кн. Кн. 2: Пси­хология образования / Р.С. Немов. - М: ВЛАДОС, 2004. - 608 с. (и др. издания).

5. Педагогическая психология : учеб. пособие / под. ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб. : Питер, 2011. – 416 с.

Дополнительная литература:

1. Алтухова Е.В., Василенко О.В. Психология профессионального образования: учебное пособие. – Воронеж: ФГБОУ ВПО ВГАУ, 2012. – 108 с.

2. Асмолов, А.Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова // Вопросы психологии. – 2007.– № 7. – С.16–24.

4. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544с (Глава 4. Психология профессионального образования. С.304).

5. Давыдов, В.В. Лекции по педагогической психологии / В.В. Давыдов. – М. : Академия, 2006. – 224 с.

6. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М.; Воронеж, 2003.

7. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития [Текст] / Э.Ф. Зеер. – М.: Академия, 2006.

9. Звенигородская, Г.П. Феноменологическая природа проблем образования / Г.П. Звенигородская // Мир психологии. – 2001. – № 4. – С.216–225.

10. Моросанова, В.И. Развивающее и традиционное образование: эффекты в личностном развитии старшеклассников / В.И. Моросанова, Е.А. Аронова. // Психологическая наука и образование. – 2004. – № 1. – С.42–54.

РАЗДЕЛ II. ПСИХОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ

Знания, основные понятия: Научение и учение, различные подходы к их определению. Учебная деятельность: понятие, структура, цели. Мотивы и мотивация учения. Особенности усвоения знаний, умений и навыков (возрастной аспект, инновационные технологии обучения)

Умения: Выявление критериев обучаемости; выявление закономерностей процесса обучения у школьников разных групп на основе общих знаний по возрастной психологии. Дифференцирование и сопоставление категорий знания, умения, навыки. Формулирование мотивации на учебную деятельность для школьников разных возрастных групп. Определение ответственности как фактора личностного роста; выявление приемов формирования ответственности у школьников.

Навыки: Постановка проблемных вопросов по теме; самостоятельный монологический рассказ по заранее подготовленному плану. Самостоятельное выявление закономерностей взаимосвязи процессов воспитания, обучения и развития психики на основе имеющихся знаний по общей и возрастной психологии.

Тема 2. ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

2.1. Структура системы образования. Образовательный процесс как единство учебной и педагогической деятельности

Образование является социальным институтом, одной из подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества и переход от одного его состояния к другому. В настоящее время это переход от индустриального общества ХХ в. к постиндустриальному информационному обществу ХХI в. Развитие и функционирование образования обусловлены всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и др.

1) носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;

2) поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но и защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности;

3) создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) иметь светский (т. е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится);

5) поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (в образовательных учреждениях и органах управления образованием не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций);

6) носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений.[9]

Главной системообразующей, смыслообразующей составляющей образовательной системы является цель образования, т. е. ответ на вопрос, какой человек требуется обществу на данном этапе своего исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с конкретными общественно-историческими условиями, характеризовавшими определенный период развития общества. Целью образования определяются все остальные компоненты его системы: государственные образовательные стандарты образовательных программ, сеть образовательных учреждений, органы управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом его конкретном уровне в данном образовательном учреждении. Образовательная программа любого образовательного учреждения примерно на 70 % состоит из обязательного минимума, формируемого на основании федерального компонента образовательного стандарта и обязательного для всех граждан России. Примерно 30 % образовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта. Эта часть программы является обязательной только для граждан России, проживающих в конкретном регионе.

Все образовательные программы в Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры нового поколения, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования (1-4-й классы), основного общего образования (5-9-й классы) и среднего общего образования (10-11-й классы). Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующей квалификации путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Как для общеобразовательных, так и для профессиональных образовательных программ обязательный минимум содержания определяется государственными образовательными стандартами (ГОС). Кроме основных образовательных программ, в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные программы – факультативы, кружки, курсы и др.

Образовательные учреждения осуществляют образовательный процесс, т. е. реализуют образовательные программы и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). Образовательные учреждения работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, и по этим показателям различают следующие типы образовательных учреждений:

› общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования);

› профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);

› дополнительного образования (детей и взрослых);

› специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии;

› учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

› другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Внутри каждого типа могут выделяться виды образовательных учреждений, например среди общеобразовательных учреждений различают школы, лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Учреждения среднего профессионального образования представлены училищами, техникумами и колледжами, а высшего – университетами, институтами, академиями.

Органы управления образованием осуществляют управление на трех уровнях.

1. Федеральный уровень включает органы управления образованием общегосударственного значения: Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Высшую аттестационную комиссию и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования. К их ведению относятся вопросы стратегического характера, такие как формирование и осуществление федеральной политики в области образования, разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования, установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации, установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

2. Уровень субъектов Российской Федерации включает их министерства и (или) департаменты образования. Эти органы определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся формирование законодательства субъекта РФ в области образования, разработка и реализация региональных программ развития образования, установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, определение порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений, формирование бюджета субъекта РФ в части расходов на образование и т. д.

3. Местный уровень включает районные и городские органы управления образованием при местных администрациях. Эти органы осуществляют непосредственное управление повседневной деятельностью муниципальных образовательных учреждений.

Формы получения образования. В Российской Федерации существуют две формы получения образования. В соответствии с Законом об образовании освоение образовательной программы допускается либо непосредственно в образовательном учреждении в очной, очно-заочной (вечерней) или заочной форме, либо в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь между обучающимся и педагогом, который несет ответственность за уровень и качество получаемого обучающимся образования.

При второй форме обучающийся только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы, при этом преподаватели не следят за процессом его подготовки и не несут за это ответственности, вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях учащегося и на нем самом. Эти две формы принципиально различны, но законом разрешено их сочетание: любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один-два года и более. Для этого необходимы только желание родителей и оформление соответствующих документов.

В рамках всей этой системы функционируют следующие структурные элементы образовательного процесса: 1) учебная информация, определяющаяся образовательными программами; 2) средства ее передачи и приема (методы обучения и учения); 3) учащиеся и педагоги.

Таким образом, образование как система может рассматриваться в трех измерениях,[10] в качестве которых выступают:

› социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, стране, обществе, регионе и организации, образование государственное, общественное и частное, образование светское и клерикальное и т. д.;

› ступень образования (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее профессиональное с различными уровнями, учреждения повышения квалификации, аспирантура, докторантура);

› профиль образования: общее, специальное, профессиональное, дополнительное.

Все перечисленные показатели, будучи социально-экономическими и общепедагогическими, при внимательном рассмотрении выявляют и собственно психолого-педагогические аспекты. Они заключаются в ответах на вопросы: каким образом сам обучающийся или его родители, представив иерархию ступеней системы образования, могут сделать правильный выбор; как внутри каждой образовательной структуры отражается специфика ее ступеней для обучающегося; как предыдущий уровень подготовки в одной структуре может обеспечить комфортное продолжение образования в другой и т. д. При этом сам процесс определения качества образования посредством изучения образованности обучающихся включает решение собственно психолого-педагогических проблем.

2.2. Личностно-деятельностный подход как психологическая основа организации образовательного процесса

Как отмечалось выше, образовательный процесс реализуется в единстве двух деятельностей – учебной и педагогической, поэтому его можно рассматривать с двух позиций – позиции педагога и позиции обучающегося. Каждый из них является неповторимой, уникальной личностью и одновременно субъектом собственной деятельности, т. е. планирует, организует и осуществляет эту деятельность и одновременно формируется в ней как личность. Соответственно, личностно-деятельностный подход (ЛДП) подразумевает учет этих особенностей как учителя, так и обучаемого.

ЛДП подразумевает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половые, возрастные, статусные и индивидуально-психологические особенности обучающегося. Этот учет осуществляется через содержание и форму учебных заданий, через характер общения с учеником. В условиях ЛДП все адресуемые ученику вопросы, задания и замечания должны стимулировать его интеллектуальную активность, поддерживать и направлять его учебную деятельность без излишней фиксации внимания на ошибках и неудачных действиях. Тем самым осуществляется не только учет имеющихся на данный момент психологических особенностей учащегося, но и формирование, дальнейшее развитие его психики, в том числе познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик.

Деятельностный компонент ЛДП подразумевает, что, как отмечено в начале раздела, педагог и ученик являются субъектами соответственно педагогической и учебной деятельности. Это значит, что каждый из них сам осуществляет свою деятельность и одновременно развивается благодаря ей. В отечественной психологии наибольший вклад в разработку общей теории деятельности внесли А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн. Согласно их подходам деятельность представляет собой активное целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого себя, вызванное определенной потребностью. Потребность понимается как состояние нужды в чем-либо, но сама по себе потребность деятельность не определяет. Для того чтобы осуществлять целенаправленную активность, необходимо знать, какие именно ее формы приведут к удовлетворению возникшей потребности. Всякая деятельность предметна: предметом конкретной деятельности называется то, на преобразование чего она направлена. Например, предметом деятельности педагога являются передача ученикам общественного опыта и организация усвоения учащимися сообщаемых сведений, а предметом деятельности ученика – освоение этого опыта. Именно в предмете деятельности переживаемая потребность находит свою определенность, и таким образом формируются мотивы деятельности – побудительные компоненты потребности, показывающие субъекту способы ее удовлетворения. Благодаря наличию мотива человек обретает возможность предпринимать активные действия по удовлетворению своей потребности.

Мотивы всякой деятельности могут быть по отношению к ней внутренними и внешними. Внутренние мотивы отражают содержание деятельности, например учащийся осуществляет свою учебную деятельность по той причине, что ему интересен данный учебный предмет, или потому, что он осознает важность приобретаемых знаний. Внешние мотивы заставляют его выполнять определенную деятельность, но с ее содержанием не связаны: ученик может делать это прежде всего из-за оказываемого на него давления со стороны родителей.

Мотивы дают субъекту деятельности возможность ставить перед собой сознательные цели и предпринимать определенные действия для их достижения. Цель представляет собой воображаемый образ желаемого результата выполняемого действия. Образно говоря, если цель – то, чего именно хочет добиться субъект, то мотив – это ответ на вопрос, зачем субъект этой цели добивается. Действие же является составляющей любой деятельности и так же, как и цель, осознается ее субъектом. Каждое действие осуществляется определенными способами, которые называются операциями и зависят от условий, в которых приходится выполнять действие. Операции не осознаются субъектом, выполняющим действие.

Таким образом, в общем виде психологическая картина деятельности может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1).


Рис. 1

С позиции ученика ЛДП предполагает прежде всего свободу выбора обучающимся методов своего учения. Для ученика психологическими проявлениями реализации учителем ЛДП становятся, во-первых, обеспечение безопасности личностных проявлений обучающегося, создание условий для его самоактуализации и личностного роста. Во-вторых, этот подход формирует активность ученика, его готовность к учебной деятельности, к решению проблемных задач за счет равнопартнерских, субъект-субъектных доверительных отношений с педагогом. В-третьих, ЛДП обеспечивает единство у ученика внутренних и внешних мотивов учебной деятельности: главным внутренним мотивом становится познавательный, а главным внешним – мотив достижения успехов. В-четвертых, в результате реализации этого подхода формируется внутреннее принятие учеником учебной задачи и возникает удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися. Это является основой развития чувств компетентности, принадлежности группе, уверенности в себе. ЛДП с точки зрения обучающегося означает также усвоение новых форм, способов, правил и средств социально-профессионально-коммуникативной деятельности, т. е. развитие не только профессиональной компетентности ученика, но и его личности в целом.

Таким образом, личностно-деятельностный подход в образовании означает, что прежде всего в образовательном процессе ставится и решается основная задача образования – создание условий развития гармоничной, нравственно совершенной, социально активной, профессионально компетентной и саморазвивающейся личности. Личность находится в центре образования, и оно, соответственно, становится антропоцентрическим по цели, содержанию и формам организации.

Образование – глобальный объект педагогической психологии .

Сложность образовательного процесса заключается в том, что он, занимая значительное место в жизни человека, не дает ощутимо зримого результата сразу по его завершению. Результатом образования с учётом воздействия наследственности, семейного воспитания, самовоспитания является всё последующее поведение деятельности, образ жизни человека. Поэтому влияние педагогического воздействия образовательной деятельности не может контролироваться непосредственно.

Каждый, кто выбирает профессию педагога, берет на себя ответственность за тех, кого он учит, воспитывает, вместе с тем отвечая за самого себя, свою профессиональную подготовку, своё право быть Педагогом, Учителем, Воспитателем. Для этого необходимо владеть законами тех психических явлений, которыми хотим управлять и поступать, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых хотим их приложить.

Образование в силу его культуросообразности объединяет обучение и воспитание (самовоспитание) как интернализацию тех социокультурных ценностей общества, которые разделяются его членами. При этом взаимосвязь обучения и воспитания в этом процессе является нерасторжимой.

Образование как воспроизведение культуры не может не формироваться как определённая система, внутри которой дифференцируется разные подсистемы. Педагогическая психология рассматривает обучающегося и обучающего внутри этой системы в контексте тех условий, которые в ней создаются. Поэтому прежде чем обратится к самим действующим в ней субъектам – учителю и ученику следует отметить основные характеристики образовательной системы.

В первую очередь подчеркнём, что образование как социальный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: подсистемы, управление, организацию, кадры и т. д. Эта система характеризуется целью, содержанием, структурированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие. Системообразующей составляющей образовательной системы является цель образования, т.е. ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает общество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времён, образование как система формировалось в соответствии с теми конкретными общественно – историческими условиями, которые характеризовали каждый конкретный временной период её развития. Специфической является и история становления образования в различных её ступенях (школьном, среднепрофессиональном, вузовском) в разных странах.

Образование как система включает в себя понятие педагогической системы, по Н.В. Кузьминой. Педагогическая система может рассматриваться как соотносимая с образовательным процессом подсистема в общей системе образования. Она, в свою очередь, имеет свои подсистемы, в целом характеризуясь пятью структурными элементами.

В современных системах образования видна тенденция оценивать результат по выходу (out-come education), который представлен определенными вне зависимости от формы обучения требованиями или стандартами. Образовательные системы в последние десятилетия всё больше осуществляют своё действие в пространстве, переходя от контрактного типа обучения к дистанционному обучению, где основную роль играют телекоммуникационные средства.

Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его сторон: обучения и научения (учения), где сами термины, трактуются не однозначно. Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно и невольно единство обучения и воспитания. В-третьих, сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных исследовательско – преобразующих, познавательных задач, а также личностные коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.

Образование как результат рассматривается в двух планах. Первый – образ того результата, который должен быть получен конкретной образовательной системой, и фиксированной в форме образовательного стандарта. Современные образовательные стандарты включают требования к качествам человека, завершающего определённый курс обучения, к его знаниям и умениям. Очевидно, что содержание стандарта есть потенциально достижимое представление социокультурного опыта, сохраняющееся в идеальной форме.

Второй план существования результата образования – это сам человек, прошедший обучение в определенной образовательной системе. Его опыт как совокупность сформированных интеллектуальных, личностных, поведенческих качеств, знаний и умений позволяют ему адекватно действовать на этой основе в любой ситуации. Результатом образования в этом плане является образованность, которая является общей и профессионально–содержательной. Так, школа формирует общую образованность выпускника. Выпускник любого высшего учебного заведения на этой основе характеризуется профессиональным специальным образованием. Широкое и системное образование, делающее человека образованным, закладывает основу чувства собственного достоинства, уверенности, конкурентоспособности в меняющихся условиях жизни.

При рассмотрении теорий обучения, основывающихся на принципе сознательности, важен ответ на вопрос, что является объектом осознания учащимися в процессе обучения.

Традиционное обучение содержит все основные предпосылки и условия освоения знания, эффективная реализация которых определяется множеством факторов, в частности индивидуально – психологическими особенностями обучающегося.

В образовании также сформировались и применяются проблемное, программированное, теория поэтапного формирования умственных действий, алгоритмизированное, развивающее, проектное и др. обучение есть многосторонний процесс, включающий разные элементы различных его направлений. Эта многосторонность обучения позволяет использовать преимущества того или иного его направления для каждой ступени образовательной системы, для каждой конкретной ситуации обучения, сообразно с возможностями и индивидуально – психологическими особенностями, как учащихся, так и самого учителя.

Теоретически обоснованное соединение этих направлений обучения реализует творческое использование основных характеристик образовательного процесса: его управляемость, соотнесенность с психологическими особенностями освоения в частности, особенностями мыслительной деятельности учащихся программируемость, активность, самостоятельность и учет индивидуальных особенностей учащихся.

Взращенные нами поколения не всегда подготовлены к тому, чтобы противостоять грузу жизненных испытаний и возникающих трудностей, потому что их ценностные ориентации бывают не всегда адекватны социальным ценностям нашего общества, потому что слабы их убеждения в том, что есть добро, а что – зло. Различных причин много. Одна из них – формализм в учебно – воспитательном процессе. Борьба с формализмом в школе, в деятельности учителей необходима для освобождения педагогического процесса от наслоений стереотипов прошлого, препятствующего его совершенствованию.

В процессе обучения формализм многолик. Он проникает через все его компоненты: содержание – методы – организацию обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образование является социальным институтом, одной из подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества и переход от одного его состояния к другому. В настоящее время это переход от индустриального общества ХХ в. к постиндустриальному информационному обществу ХХI в. Развитие и функционирование образования обусловлены всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и др.

на педагогический совет №1

ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Автор: А.А.Гаппова

Структура системы образования. Образовательный процесс как единство учебной и педагогической деятельности

Образование является социальным институтом, одной из подструктур общества. Содержание образования отражает состояние общества и переход от одного его состояния к другому. В настоящее время это переход от индустриального общества ХХ в. к постиндустриальному информационному обществу ХХI в. Развитие и функционирование образования обусловлены всеми факторами и условиями существования общества: экономическими, политическими, социальными, культурными и др.

1) носить гуманистический характер с приоритетом общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, родине, семье;

2) поддерживать единое культурное и образовательное пространство во всей стране, т. е. не только обучать учащихся, но и защищать и развивать национальные культуры, региональные культурные традиции и особенности;

3) создавать условия для общедоступности образования, приспособления системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) иметь светский (т. е. не религиозный) характер и в государственных, и в муниципальных образовательных учреждениях (к негосударственным учреждениям это не относится);

5) поддерживать свободу и плюрализм в образовании, внимательно относиться к различным мнениям и подходам (в образовательных учреждениях и органах управления образованием не допускаются создание и деятельность организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций);

6) носить демократический, государственно-общественный характер управления образованием и допускать автономность (самостоятельность) образовательных учреждений. [9]

Главной системообразующей, смыслообразующей составляющей образовательной системы является цель образования, т. е. ответ на вопрос, какой человек требуется обществу на данном этапе своего исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система формировалось в соответствии с конкретными общественно-историческими условиями, характеризовавшими определенный период развития общества. Целью образования определяются все остальные компоненты его системы: государственные образовательные стандарты образовательных программ, сеть образовательных учреждений, органы управления образованием.

Образовательные программы определяют содержание образования на каждом его конкретном уровне в данном образовательном учреждении. Образовательная программа любого образовательного учреждения примерно на 70 % состоит из обязательного минимума, формируемого на основании федерального компонента образовательного стандарта и обязательного для всех граждан России. Примерно 30 % образовательной программы создается на основании национально-регионального компонента образовательного стандарта. Эта часть программы является обязательной только для граждан России, проживающих в конкретном регионе.

Все образовательные программы в Российской Федерации подразделяются на общеобразовательные и профессиональные. Общеобразовательные программы направлены на формирование общей культуры нового поколения, его адаптацию к жизни в обществе и создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных программ. К общеобразовательным относятся программы дошкольного образования, начального общего образования (1-4-й классы), основного общего образования (5-9-й классы) и среднего общего образования (10-11-й классы). Профессиональные программы предназначены для подготовки специалистов соответствующей квалификации путем последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней обучающихся. К профессиональным относятся образовательные программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Как для общеобразовательных, так и для профессиональных образовательных программ обязательный минимум содержания определяется государственными образовательными стандартами (ГОС). Кроме основных образовательных программ, в образовательном учреждении могут реализовываться дополнительные программы – факультативы, кружки, курсы и др.

Образовательные учреждения осуществляют образовательный процесс, т. е. реализуют образовательные программы и (или) обеспечивают содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций). Образовательные учреждения работают с учащимися разного возраста, уровня подготовки и способностей, и по этим показателям различают следующие типы образовательных учреждений:

› общеобразовательные (начального, основного и среднего общего образования);

› профессиональные (начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования);

› дополнительного образования (детей и взрослых);

› специальные (коррекционные) для обучающихся с отклонениями в развитии;

› учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

› другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Внутри каждого типа могут выделяться виды образовательных учреждений, например среди общеобразовательных учреждений различают школы, лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов. Учреждения среднего профессионального образования представлены училищами, техникумами и колледжами, а высшего – университетами, институтами, академиями.

Органы управления образованием осуществляют управление на трех уровнях.

1. Федеральный уровень включает органы управления образованием общегосударственного значения: Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Высшую аттестационную комиссию и другие федеральные органы, имеющие отношение к системе образования. К их ведению относятся вопросы стратегического характера, такие как формирование и осуществление федеральной политики в области образования, разработка и реализация федеральных и международных программ развития образования, установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, разработка и утверждение типовых положений об образовательных учреждениях, установление порядка их создания, реорганизации и ликвидации, установление порядка лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, установление порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений.

2. Уровень субъектов Российской Федерации включает их министерства и (или) департаменты образования. Эти органы определяют особенности реализации федеральных законов и нормативов в своих регионах. В их ведении находятся формирование законодательства субъекта РФ в области образования, разработка и реализация региональных программ развития образования, установление национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов, определение порядка создания, реорганизации, ликвидации и финансирования образовательных учреждений, формирование бюджета субъекта РФ в части расходов на образование и т. д.

3. Местный уровень включает районные и городские органы управления образованием при местных администрациях. Эти органы осуществляют непосредственное управление повседневной деятельностью муниципальных образовательных учреждений.

Формы получения образования. В Российской Федерации существуют две формы получения образования. В соответствии с Законом об образовании освоение образовательной программы допускается либо непосредственно в образовательном учреждении в очной, очно-заочной (вечерней) или заочной форме, либо в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

Первая форма характеризуется тем, что в ходе образования постоянно существует связь между обучающимся и педагогом, который несет ответственность за уровень и качество получаемого обучающимся образования.

При второй форме обучающийся только сдает экзамены по определенным частям образовательной программы, при этом преподаватели не следят за процессом его подготовки и не несут за это ответственности, вся ответственность за качество освоения образовательной программы лежит на родителях учащегося и на нем самом. Эти две формы принципиально различны, но законом разрешено их сочетание: любой ребенок, обучающийся в школе, из любого класса может быть переведен на вторую форму обучения сроком на один-два года и более. Для этого необходимы только желание родителей и оформление соответствующих документов.

В рамках всей этой системы функционируют следующие структурные элементы образовательного процесса: 1) учебная информация, определяющаяся образовательными программами; 2) средства ее передачи и приема (методы обучения и учения); 3) учащиеся и педагоги.

Таким образом, образование как система может рассматриваться в трех измерениях, [10] в качестве которых выступают:

› социальный масштаб рассмотрения, т. е. образование в мире, стране, обществе, регионе и организации, образование государственное, общественное и частное, образование светское и клерикальное и т. д.;

› ступень образования (дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее профессиональное с различными уровнями, учреждения повышения квалификации, аспирантура, докторантура);

› профиль образования: общее, специальное, профессиональное, дополнительное.

Все перечисленные показатели, будучи социально-экономическими и общепедагогическими, при внимательном рассмотрении выявляют и собственно психолого-педагогические аспекты. Они заключаются в ответах на вопросы: каким образом сам обучающийся или его родители, представив иерархию ступеней системы образования, могут сделать правильный выбор; как внутри каждой образовательной структуры отражается специфика ее ступеней для обучающегося; как предыдущий уровень подготовки в одной структуре может обеспечить комфортное продолжение образования в другой и т. д. При этом сам процесс определения качества образования посредством изучения образованности обучающихся включает решение собственно психолого-педагогических проблем.

2.2. Личностно-деятельностный подход как психологическая основа организации образовательного процесса

Как отмечалось выше, образовательный процесс реализуется в единстве двух деятельностей – учебной и педагогической, поэтому его можно рассматривать с двух позиций – позиции педагога и позиции обучающегося. Каждый из них является неповторимой, уникальной личностью и одновременно субъектом собственной деятельности, т. е. планирует, организует и осуществляет эту деятельность и одновременно формируется в ней как личность. Соответственно, личностно-деятельностный подход (ЛДП) подразумевает учет этих особенностей как учителя, так и обучаемого.

ЛДП подразумевает, что в процессе преподавания любого учебного предмета максимально учитываются национальные, половые, возрастные, статусные и индивидуально-психологические особенности обучающегося. Этот учет осуществляется через содержание и форму учебных заданий, через характер общения с учеником. В условиях ЛДП все адресуемые ученику вопросы, задания и замечания должны стимулировать его интеллектуальную активность, поддерживать и направлять его учебную деятельность без излишней фиксации внимания на ошибках и неудачных действиях. Тем самым осуществляется не только учет имеющихся на данный момент психологических особенностей учащегося, но и формирование, дальнейшее развитие его психики, в том числе познавательных процессов, личностных качеств, деятельностных характеристик.

Деятельностный компонент ЛДП подразумевает, что, как отмечено в начале раздела, педагог и ученик являются субъектами соответственно педагогической и учебной деятельности. Это значит, что каждый из них сам осуществляет свою деятельность и одновременно развивается благодаря ей. В отечественной психологии наибольший вклад в разработку общей теории деятельности внесли А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн. Согласно их подходам деятельность представляет собой активное целенаправленное взаимодействие человека с окружающим миром, включая и других людей, и самого себя, вызванное определенной потребностью. Потребность понимается как состояние нужды в чем-либо, но сама по себе потребность деятельность не определяет. Для того чтобы осуществлять целенаправленную активность, необходимо знать, какие именно ее формы приведут к удовлетворению возникшей потребности. Всякая деятельность предметна: предметом конкретной деятельности называется то, на преобразование чего она направлена. Например, предметом деятельности педагога являются передача ученикам общественного опыта и организация усвоения учащимися сообщаемых сведений, а предметом деятельности ученика – освоение этого опыта. Именно в предмете деятельности переживаемая потребность находит свою определенность, и таким образом формируются мотивы деятельности – побудительные компоненты потребности, показывающие субъекту способы ее удовлетворения. Благодаря наличию мотива человек обретает возможность предпринимать активные действия по удовлетворению своей потребности.

Мотивы всякой деятельности могут быть по отношению к ней внутренними и внешними. Внутренние мотивы отражают содержание деятельности, например учащийся осуществляет свою учебную деятельность по той причине, что ему интересен данный учебный предмет, или потому, что он осознает важность приобретаемых знаний. Внешние мотивы заставляют его выполнять определенную деятельность, но с ее содержанием не связаны: ученик может делать это прежде всего из-за оказываемого на него давления со стороны родителей.

Мотивы дают субъекту деятельности возможность ставить перед собой сознательные цели и предпринимать определенные действия для их достижения. Цель представляет собой воображаемый образ желаемого результата выполняемого действия. Образно говоря, если цель – то, чего именно хочет добиться субъект, то мотив – это ответ на вопрос, зачем субъект этой цели добивается. Действие же является составляющей любой деятельности и так же, как и цель, осознается ее субъектом. Каждое действие осуществляется определенными способами, которые называются операциями и зависят от условий, в которых приходится выполнять действие. Операции не осознаются субъектом, выполняющим действие.

Таким образом, в общем виде психологическая картина деятельности может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1).

Читайте также: