Образование как когнитивный институт общества кратко

Обновлено: 06.07.2024

Интеллектуальный труд по сравнению с физическим, традиционным в большей степени использует результаты так называемого прошлого труда, информации. Именно поэтому в процессах интеллектуального труда, в его продуктивности важную роль играют обучение, уровень и качество образования занятых им людей, их природные и приобретенные способности, квалификация и т.д.

Сущностной основой интеллекта и интеллектуального капитала являются интеллектуальные знания.

Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда позволяют определить специфику продукта интеллектуального труда. Последний может выступать не только в форме предмета труда, но и в форме орудия труда. Продукт интеллектуального труда принимает форму орудия труда, когда действующее знание используется для дальнейшего интеллектуального труда; при этом развитие духовного, в частности, знаний, должно стимулироваться интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к последнему опережающими темпами. Результат познавательного действия содержит в себе и объективное, и субъективное начало. Момент объективного предопределяется процессом реального производства, процессом реального использования орудий и предметов труда. Момент субъективного появляется в процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Если по содержанию и орудие, и предмет, и продукт имеют как момент объективного, так и момент субъективного, то по форме они все субъективны, поскольку находятся в уме человека. Новое знание может вновь становиться либо орудием, либо предметом познания, при этом доля субъективного в содержании в ходе этого процесса все увеличивается. Увеличение доли субъективного в содержании труда приводит к появлению формы "интеллектуально-трудовой деятельности", которая в настоящее время играет определяющую роль в позитивном развитии экономики.

Образование как когнитивный институт общества.

Наиболее важные из социальных функций института образования.

1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее существенная из них. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.

2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.

В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи.Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе.

4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качества специалистов.Модель социальной организации (структуры) образования может быть предтставлена как состоящая из трех основных социальных позиций: 1) руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе образования.

Согласно российскому законодательству, высшее образование - это подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры. Высшее образование в России осуществляется высшими учебными заведениями в рамках системы высшего профессионального образования Российской Федерации (далее система ВПО РФ). В состав системы ВПО РФ включаются

§ федеральные государственные образовательные стандарты,

§ вузы, имеющие государственные лицензии,

§ научные, проектные, производственные и др. учреждения и организации, ведущие научные исследования,

§ органы, осуществляющие управление в сфере образования,

§ общественные и государственно-общественные объединения (творческие союзы, методические советы).

Разъясним основные понятия, характеризующие состав системы ВПО РФ. Федеральные государственные образовательные стандарты – документы, предназначенные для обеспечения единства образовательного пространства РФ, качества ВПО, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем образовании. Они представляют собой требования к структуре основных образовательных программ, а также требования к образовательным программам, формируемым в вузе; требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; к результатам освоения студентами основных образовательных программ.

Высшее учебное заведение (ВУЗ) – это образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы ВПО. В состав ключевых задач вуза входит

§ удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;




§ развитие наук и искусств путем научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и студентов, использование полученных результатов в образовательном процессе;

§ подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников;

§ формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

§ сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

§ распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

ВУЗы реализуют образовательные программы в следующих формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат (самостоятельное изучение дисциплин). В последнее время на волне информатизации вузы начали применять дистанционные технологии обучения студентов, внедряемые во все формы, но наиболее распространенные в контексте заочной формы обучения.

Под дистанционными образовательными технологиями (далее ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника[1]. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения). ВУЗ вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.

Согласно российскому законодательству, высшее образование - это подготовка специалистов высшей квалификации для отраслей экономики, науки, техники и культуры. Высшее образование в России осуществляется высшими учебными заведениями в рамках системы высшего профессионального образования Российской Федерации (далее система ВПО РФ). В состав системы ВПО РФ включаются

§ федеральные государственные образовательные стандарты,

§ вузы, имеющие государственные лицензии,

§ научные, проектные, производственные и др. учреждения и организации, ведущие научные исследования,

§ органы, осуществляющие управление в сфере образования,

§ общественные и государственно-общественные объединения (творческие союзы, методические советы).

Разъясним основные понятия, характеризующие состав системы ВПО РФ. Федеральные государственные образовательные стандарты – документы, предназначенные для обеспечения единства образовательного пространства РФ, качества ВПО, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем образовании. Они представляют собой требования к структуре основных образовательных программ, а также требования к образовательным программам, формируемым в вузе; требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; к результатам освоения студентами основных образовательных программ.

Высшее учебное заведение (ВУЗ) – это образовательное учреждение, учрежденное и действующее на основании законодательства РФ, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы ВПО. В состав ключевых задач вуза входит

§ удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего образования;

§ развитие наук и искусств путем научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и студентов, использование полученных результатов в образовательном процессе;

§ подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников;

§ формирование у студентов гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

§ сохранение и преумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;

§ распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

ВУЗы реализуют образовательные программы в следующих формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат (самостоятельное изучение дисциплин). В последнее время на волне информатизации вузы начали применять дистанционные технологии обучения студентов, внедряемые во все формы, но наиболее распространенные в контексте заочной формы обучения.

Под дистанционными образовательными технологиями (далее ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника[1]. Целью использования ДОТ образовательным учреждением является предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения). ВУЗ вправе использовать ДОТ при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или при их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся. Использование ДОТ не исключает возможности проведения учебных, лабораторных и практических занятий, практик, текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестаций путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся. Соотношение объема проведенных учебных, лабораторных и практических занятий с использованием ДОТ или путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся определяется образовательным учреждением.

Образование — это процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков. Процесс получения образования представляет собой необходимое условие подготовки индивида к жизни и труду.

Функции образования как когнитивного института общества

Образование представляет собой важный социальный институт общества, который имеет множество функций. В качестве когнитивного института оно транслирует и распространяет культуру. С помощью института образования от поколения к поколению передаются ценности культуры, которые понимаются в самом широком смысле слова (например, знания науки, достижения в сфере искусства, ценности и нормы морали, правила поведения, опыт и навыки, которые характерны для различных профессий и т. д.).

Модель социальной структуры образования рассматривается в связи трех основных социальных позиций:

  • Организаторы и руководители образования;
  • Педагоги;
  • Ученики (школьники, студенты).

В течение всей истории человечества образование было основным источником знаний и представляло собой инструмент просвещения общества. Также необходимо помнить о том, что культура каждой народности обладает собственными национально-этническими особенностями. Тогда как система образования в них начинает играть исключительную роль, поддерживая и сохраняя национальную культуру, ее неповторимые и уникальные черты. Человек, приобщаясь к ним, начинает выступать в качестве носителя национального сознания и национальной психологии.

Образование предназначено также для формирования у молодого поколения установок, ценностных ориентаций и жизненных идеалов, которые преобладают в определенном обществе. Благодаря этому, молодые люди приобщаются к жизни общества, социализируются и интегрируются в социальную систему. Обучение разным направлениям знаний, включая язык, историю отечества, литературу, принципы морали и нравственности, становится предпосылкой для развития у детей разделяемой всеми системы ценностей. С помощью этого процесса каждое поколение учится понимать других людей и самих себя, становясь сознательными гражданами.

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание процесса социализации и воспитания детей, осуществляемого системой образования, в большей степени зависит от господствующих ценностных стандартов, морали общества, религии, идеологии. В доиндустриальном обществе религиозное воспитание было элементом школьного обучения. Сегодня религия (церковь) уже отделена от государства. Под его контролем находится система формального образования. По этой причине религиозное образование и воспитание производится в пределах семьи или в специальных негосударственных учебных заведениях.

Функция социальной селекции образования

Социальная селекция представляет собой важнейшую функцию института формального образования. Устройство структуры образовательного процесса характеризуется тем, что он дает возможность уже на самой начальной стадии использовать дифференцированный подход к учащимся. Примером может быть изменение профиля обучения для отстающих школьников, поощрение талантливых и способных детей.

В некоторых государствах, включая Россию, предусмотрены отдельные образовательные программы. Например, учебный труд творчески одаренной молодежи непременно поощряется, а для максимального развития задатков таких детей формируются благоприятные условия.

В современном обществе поиск и воспитание талантливых детей возвели в ранг государственной политики в сфере образования. Это обусловлено тем, что бурное развитие научно-технического прогресса во многих сферах требует непрерывного притока талантливых профессионалов.

Процесс селекции представляет собой отбор самых способных к обучению учеников. Современная школа осуществляет его как бы автоматически, поскольку сама внутренняя микроструктура образования ставит главную задачу в виде отбора и дифференциации молодежи не только в соответствии со способностями и талантами, но и с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями.

После обязательного окончания средней школы большая доля молодых людей поступает на учебу в техникумы и училища. Оставшиеся дети продолжают учебу в средней школе, а часть выпускников получает возможность поступить в высшее учебное заведение. После окончания вуза многие начинают свою профессиональную деятельность, а некоторые поступают в аспирантуру для построения научной карьеры.

С социологической точки зрения большое значение имеют последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции. Это происходит по той причине, что его конечный результат представлен размещением людей по разным позициям в социальной общественной структуре. С помощью этого процесса возможно достижение воспроизводства и обновления структуры общества, без чего невозможно его нормальное функционирование.

Функция социального и культурного изменения

Для образования как когнитивного института общества присуща функция социального и культурного изменения. Ее реализация происходит с помощью двух взаимосвязанных способов:

  • Научные исследования, достижения и открытия, которые осуществляются в высших учебных заведений;
  • Интеграция науки, высшего образования и производства.

В современном мире университеты все больше начинают выступать в качестве научно-исследовательских центров, которые выполняют теоретические и прикладные исследования. Вместе с этим развитие научных исследований помогает совершенствовать систему высшего образования, поскольку новые научные идеи и открытия начинают включаться в учебные программы.

Структурная модель образования существенно упростила и огрубила реальную картину, так как предусмотрены разные типы учебных заведений (начальное и среднее школьное образование, средние специальные, высшие учебные заведения и др.). Для них характерны особенности управления и педагогической деятельности, контингент педагогов и учащихся.

Современное человеческое общество живет в период, характеризующийся колоссальным увеличением объемов интеллектуального труда во всех сферах деятельности,
начиная от педагогической и заканчивая экономической. Каждый человек постоянно вовлечен в те или иные трудовые процессы, трудовую деятельность.

Интеллектуальный труд по сравнению с физическим, традиционным в большей степени использует результаты так называемого прошлого труда, информации. Именно поэтому в процессах интеллектуального труда, в его продуктивности важную роль играют обучение,
уровень и качество образования занятых им людей, их природные и приобретенные способности, квалификация и т.д.

Сущностной основой интеллекта и интеллектуального капитала являются
интеллектуальные знания.

Особенности современного типа производства с учетом реального процесса интеллектуализации труда позволяют определить специфику продукта интеллектуального труда. Последний может выступать не только в форме предмета труда, но и в форме орудия труда.
Продукт интеллектуального труда принимает форму орудия труда, когда действующее знание используется для дальнейшего интеллектуального труда; при этом развитие духовного, в частности, знаний, должно стимулироваться интересами развития материального производства, и должно происходить по отношению к последнему опережающими темпами.
Результат познавательного действия содержит в себе и объективное, и субъективное начало. Момент объективного предопределяется процессом реального производства, процессом реального использования орудий и предметов труда. Момент субъективного появляется в процессе осознанного, целенаправленного воздействия орудий познания на предметы познания. Это и есть новое знание. Если по содержанию и орудие, и предмет, и продукт имеют как момент объективного, так и момент субъективного, то по форме они все субъективны, поскольку находятся в уме человека. Новое знание может вновь становиться либо орудием, либо предметом познания, при этом доля субъективного в содержании в ходе этого процесса все увеличивается. Увеличение доли субъективного в содержании труда приводит к появлению формы "интеллектуально-трудовой деятельности", которая в настоящее время играет определяющую роль в позитивном развитии экономики.

Образование как когнитивный институт общества.

Образование- процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, необходимое условие подготовки человека к жизни и труду.

На более важные из социальных функций института образования.

1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее существенная из них. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.

2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны.
Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.

В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи.
Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе.

4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качества специалистов.
Модель социальной организации (структуры) образования может быть предтставлена как состоящая из трех основных социальных позиций: 1) руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе образования.

Наиболее важные из социальных функций института образования.

1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее существенная из них. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколения к поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания, достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На протяжении всей истории человечества образование являлось главным источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-этнические особенности, а стало быть, система образования играет исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры, ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится носителем национального сознания и национальной психологии.

2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому, молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе, принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными гражданами страны. Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена от государства, под контролем которого находится система формального образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных заведениях.

3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков создаются благоприятные условия.

В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи возводится в ранг государственной политики в области образования, так как бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях требует постоянного притока талантливой молодежи. Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве, другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда различные группы молодежи завершают образование в различных учебных заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре той или иной организации, как правило открывает для многих людей путь профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью, собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса человека в современном обществе.

4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего образования и производства, результатом которой является ускорение научно-технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся научно-исследовательскими центрами, выполняющими теоретические и прикладные исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования, так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы, обеспечивают повышение качества специалистов. Модель социальной организации (структуры) образования может быть предтставлена как состоящая из трех основных социальных позиций: 1) руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину, поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с присущими им особенностями управления и педагогической деятельности, контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное взаимодействие в процессе образования.

Читайте также: