Образование как целостный педагогический процесс кратко
Обновлено: 04.07.2024
Вложение | Размер |
---|---|
referat_p_obrazovanie_kak_pedagogicheskiy_protsess.docx | 34.76 КБ |
referat_p_obrazovanie_kak_pedagogicheskiy_protsess.docx | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ООО Учебный центр
Реферат по дисциплине:
Родионова Александра Александровна
Москва 2017 год
- Понятие образовательного процесса 4
- Педагогический процесс как целостная система 5
- Педагогическое взаимодействие 10
- Взаимосвязь образования и воспитания 11
- Педагогическая задача 13
Список литературы 15
В данном реферате мы попытаемся разобраться во всех аспектах педагогического процесса.
Под образовательным процессом будем понимать совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Таким образом, внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.
Эти процессы (обучение и воспитание) имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию
воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых.
Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.
- Педагогический процесс как целостная система
Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Главным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении,
во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
Движущими силами педагогического процесса выступают противоречия объективного и субъективного характера. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера является несоответствие реальных возможностей ребенка и требований, предъявляемых к ним педагогами, родителями, школой. К субъективным противоречиям педагогического процесса можно отнести следующие: между целостностью личности и односторонними подходами к ее формированию и развитию, между нарастающими объемами информации и возможностями учебно-воспитательного процесса, между необходимостью развития творческой личности.
Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятельности. Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом результативность и качество этого процесса.
Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования, вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся. Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкретной ситуации взаимодействия.
Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность
несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. 7
А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.
Целостность и процессуальный характер педагогического процесса рассматривается также через единство его структурных компонентов, таких как эмоционально-мотивационный, содержательно-целевой, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный.
Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса характеризуется уровнем эмоциональных отношений между его субъектами, педагогами и обучающимися, а также мотивами их совместной деятельности. С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного подходов именно мотивы обучающихся должны лежать в основе организации их совместной деятельности. Формирование и развитие социально ценных и личностно значимых мотивов обучающихся - одна из главных задач педагогов. Кроме того важен характер взаимодействия между педагогами и родителями, обучающимися между собой, стили управления в данном образовательном учреждении.
Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его сторон: обучения и научения.
Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обучения и воспитания.
В-третьих, сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных познавательных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.
Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем, прежде всего, систему – педагогическую систему.
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса.
Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре, как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента – педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными элементами.
Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы).
Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они достаточны и необходимы для возникновения любой педагогической системы.
Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от которых зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах – педагогах и воспитанниках.
Следовательно, воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями, как содержательного плана, так и организационно-технического.
Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт содержания образования, обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры).
Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: преобразование содержания образования в учебный материал; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса.
Педагогическая задача является элементарной единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие.
Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы, в свою очередь, может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которое неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники.
Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Самые главные характеристики педагогического процесса, как их понимает современная наука, — это целостность, системность, цикличность и технологичность. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения, является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях.
Педагогический процесс и педагогическая система также составляют единство, поскольку процессы — это свойство систем. Можно сказать, что педагогические процессы — это последовательная смена состояний педагогической системы.
2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 576 с.
3. Прокопьев И.И. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 265 с.\
Образование – это педагогический процесс, суть которого обусловлена заданной образовательной целью, осуществляемого посредством субъективно-объективных действий обучаемых и обучающих.
Становление каждого ребенка как личности, процесс его формирования в соответствии с установленным общественным идеалом, невозможно вне рамок организованного и целенаправленного педагогического процесса.
Педагогический процесс – это целенаправленно организованное взаимодействие учащихся и педагога, которое решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач.
Под педагогическим процессом в широком смысле понимается целостный процесс воспитания, реализуемый посредством обеспечения единства воспитания и обучения.
По своей природе педагогический процесс является процессом социальным, так как его содержание направлено на обеспечение выполнения социального заказа, подразумевающего всестороннюю подготовку подрастающего поколения к успешной жизнедеятельности в рамках современного социума.
Педагогический процесс подразумевает активную передачу и усвоение социального опыта, путем целенаправленно организованной деятельности и общения педагога с воспитанниками.
Основные виды деятельности, используемые в образовательном процессе: учебно-познавательная, игровая, производственная, художественно-творческая, трудовая и т.д.
Под общением педагога и воспитанников понимают оказание систематического педагогического влияние на волю, сознание и эмоции детей.
Готовые работы на аналогичную тему
Таким образом, ведущими компонентами педагогического процесса являются воспитание и обучение, которые обуславливают внутренние процессы изменения воспитанности, образованности и развития личности. В свою очередь каждый из процессов состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: процесс воспитания – это взаимосвязь воспитательного взаимодействия и возникающего процесса самовоспитания; процесс обучения – это совокупность учения и преподавания.
Функции, структура и компоненты педагогического процесса
Основные функции педагогического процесса:
- Воспитательная – направлена на личностное изменение воспитанников, усвоение ими общечеловеческой культуры и норм.
- Информационная – предполагает осуществление процесса просвещения подрастающего поколения.
- Развивающая – направлена на всестороннее и своевременное развитие детей.
- Социально-адаптационная – предполагает осуществление процесса приспособления воспитанников к условиям реальной жизни.
- Аксиологическая – предусматривает развитие у воспитанников ценностной ориентации, формирование у них адекватного отношения к окружающим предметам и явлениям.
Структуру педагогического процесса принято рассматривать с двух основных позиций:
- Субъектный состав – представлен участниками педагогического процесса, то есть педагогами и воспитанниками. Субъектный состав может быть весьма разнообразным. Воспитанниками могут быть люди любого возраста – от дошкольников до пожилых людей. В качестве педагога может выступать не только конкретный человек (педагог-профессионал), но СМИ, национальные традиции, обычаи, религия и т.д.
- Процессуальный состав – представляет собой взаимодействие субъектов педагогического процесса, конечной целью которого является освоение воспитанниками общечеловеческой культуры, накопленного опыта и усвоение норм культуры и поведения.
Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:
- Целевой компонент – определяет цели воспитания и обучения. Под целью понимается многоуровневое явления, выступающее как системообразующий фактор педагогического процесса.
- Содержательный компонент – направлен на разработку содержания образовательного процесса. В содержании отражается смысл, который вложен в общую образовательную цель и в каждую из образовательных задач.
- Операционно-деятельностный компонент – предусматривает установление процедур воспитания, обучения и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также организацию продуктивной деятельности педагогов и воспитанников, на основании конкретных принципов и с использования методов, средств, способов и форм работы по достижению поставленной цели.
- Эмоционально-мотивационный компонент – направлен на формирование и развитие положительной мотивации на образовательный процесс, как у педагогов, так и у воспитанников. Достигается это посредством установления эмоционально-позитивного взаимодействия между ними.
- Контрольно-оценочный компонент – предполагает осуществление качественного контроля за течение образовательного процесса и полученными результатами, на каждом из его этапов. Под результатами понимается формирование личностных качеств воспитанников, именно они подвергаются оценке и самооценке.
- Результативный компонент – направлен на выявление эффективности протекания педагогического процесса и прогресса в достижении поставленной образовательно-воспитательной цели.
Целостный педагогический процесс представлен рядом компонентов, которые находятся в тесном и гармоничном взаимодействии друг с другом.
Таким образом, педагогический процесс представляет собой совокупность процессуального и субъектного состава, их сложное динамичное взаимодействие, выраженное в постоянно развивающейся системе целостного образования.
Закономерности педагогического процесса
Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые и существенные связи между определенными явлениями и сторонами педагогического процесса.
Общими закономерностями педагогического процесса являются (автор И.П. Подласый):
На основании представленных закономерностей, установлены ведущие принципы педагогического процесса.
Принципы педагогического процесса – это исходные фундаментальные требования к воспитанию и обучению, которые конкретизированы в правила и рекомендации.
В любом педагогическом процессе, на основании его закономерностей и принципов, выделяют этапы развития.
Основные этапы развития педагогического процесса:
• подготовка педагогического процесса (подготовительный); • осуществление педагогического процесса (основной); • анализ результатов педагогического процесса (заключительный).
Вложение | Размер |
---|---|
referat_p_obrazovanie_kak_pedagogicheskiy_protsess.docx | 34.76 КБ |
referat_p_obrazovanie_kak_pedagogicheskiy_protsess.docx | 34.76 КБ |
Предварительный просмотр:
ООО Учебный центр
Реферат по дисциплине:
Родионова Александра Александровна
Москва 2017 год
- Понятие образовательного процесса 4
- Педагогический процесс как целостная система 5
- Педагогическое взаимодействие 10
- Взаимосвязь образования и воспитания 11
- Педагогическая задача 13
Список литературы 15
В данном реферате мы попытаемся разобраться во всех аспектах педагогического процесса.
Под образовательным процессом будем понимать совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленную на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Таким образом, внутри образовательного процесса можно выделить два компонента, каждый из которых является процессом: обучение и воспитание.
Эти процессы (обучение и воспитание) имеют как общее, так и особенное. Общность процессов обучения и воспитания в реальном образовательном процессе заключается в том, что процесс обучения осуществляет функцию
воспитания, а процесс воспитания невозможен без обучения воспитуемых.
Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Специфика процессов обучения и воспитания заключается в следующем. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание – на поведение, потребностно-мотивационную сферу личности.
- Педагогический процесс как целостная система
Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.
Педагогический процесс – целенаправленное, содержательно насыщенное и организационно оформленное взаимодействие педагогической деятельности взрослых и самоизменения ребенка в результате активной жизнедеятельности при ведущей и направляющей роли воспитателей. Главным интегративным качеством (свойством) педагогического процесса является его целостность. Педагоги считают, что целостная, гармонично развивающаяся личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе. Целостность понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении,
во взаимоотношениях субъектов педагогического процесса, так и в его связях со внешней средой. В целостном педагогическом процессе непрерывно происходит движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.
Движущими силами педагогического процесса выступают противоречия объективного и субъективного характера. Наиболее общим внутренним противоречием объективного характера является несоответствие реальных возможностей ребенка и требований, предъявляемых к ним педагогами, родителями, школой. К субъективным противоречиям педагогического процесса можно отнести следующие: между целостностью личности и односторонними подходами к ее формированию и развитию, между нарастающими объемами информации и возможностями учебно-воспитательного процесса, между необходимостью развития творческой личности.
Структура целостного педагогического процесса включает в себя цель, содержание, взаимосвязанные деятельность педагога и деятельность обучающегося (воспитанника), а также результаты их совместной деятельности. Педагог и обучающийся (воспитанник) считаются субъектами педагогического процесса, от активного участия которых зависит в целом результативность и качество этого процесса.
Деятельность педагога – это специально организуемая деятельность, которая определяется целями и задачами современного образования, вытекающими из социального заказа общества и государства. Педагог организует взаимодействие с обучающимися (воспитанниками) через систему методов, форм, средств педагогического процесса с учетом конкретных условий и особенностей и возможностей самих обучающихся. Формы, методы и средства, используемые педагогом, должны быть педагогически целесообразными, этичными и гуманными, а также адекватными конкретной ситуации взаимодействия.
Деятельность обучающегося (воспитанника) или всего детского коллектива определяется, первую очередь, осознаваемыми и неосознаваемыми мотивами и целями, которые не всегда сочетаются с целями всего коллектива, а тем более целями преподавателя (т.е. целями обучения и воспитания). Его деятельность, в соответствии с целями обучения и воспитания должна приводить к его развитию, формированию у него системы знаний и умений, опыта деятельности и отношений к самому себе и окружающему миру. Однако, обучающийся использует те методы и средства, которые соответствуют его знаниям и опыту, которым возникли у него в результате социализации, обучения и воспитания. Но чем меньше этот опыт, тем менее целесообразны, разнообразны и адекватны его действия. Поэтому основную ответственность
несет тот, кто старше, компетентнее и мудрее, тот, кто организует обучение и воспитание формирующейся личности. 7
А ребенок несет ответственность за свои поступки лишь в той мере, в какой позволяет это делать его возраст, индивидуальные и гендерные отличия, уровень обученности и воспитанности, осознанности самого себя в этом мире.
Целостность и процессуальный характер педагогического процесса рассматривается также через единство его структурных компонентов, таких как эмоционально-мотивационный, содержательно-целевой, организационно-деятельностный и контрольно-оценочный.
Эмоционально-ценностный компонент педагогического процесса характеризуется уровнем эмоциональных отношений между его субъектами, педагогами и обучающимися, а также мотивами их совместной деятельности. С точки зрения субъект-субъектного и личностно-ориентированного подходов именно мотивы обучающихся должны лежать в основе организации их совместной деятельности. Формирование и развитие социально ценных и личностно значимых мотивов обучающихся - одна из главных задач педагогов. Кроме того важен характер взаимодействия между педагогами и родителями, обучающимися между собой, стили управления в данном образовательном учреждении.
Рассмотрение образования как процесса предполагает, во-первых, разграничение двух его сторон: обучения и научения.
Во-вторых, со стороны обучающего образовательный процесс представляет всегда вольно или невольно единство обучения и воспитания.
В-третьих, сам процесс воспитывающего обучения включает с позиции обучающегося освоение знаний, практические действия, выполнение учебных познавательных задач, а также личностные и коммуникативные тренинги, что способствует его всестороннему развитию.
Рассмотрение педагогического процесса как целостности возможно с позиций системного подхода, который позволяет увидеть в нем, прежде всего, систему – педагогическую систему.
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса.
Оно, в отличие от любого другого взаимодействия, представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.
Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие и усвоение воспитанником и собственную активность последнего, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Такое понимание педагогического взаимодействия позволяет выделить в структуре, как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента – педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными элементами.
Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны, прежде всего, с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические – формы, методы, приемы).
Взаимосвязи таких компонентов системы, как педагоги и воспитанники, содержание образования и его средства, порождают реальный педагогический процесс как динамическую систему. Они достаточны и необходимы для возникновения любой педагогической системы.
Способами функционирования педагогической системы в педагогическом процессе являются обучение и воспитание, от которых зависят те внутренние изменения, которые происходят как в самой педагогической системе, так и в ее субъектах – педагогах и воспитанниках.
Следовательно, воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Обучение – специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Являясь составной частью воспитания, обучение отличается от него степенью регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями, как содержательного плана, так и организационно-технического.
Например, в процессе обучения должен быть реализован государственный стандарт содержания образования, обучение также ограничено временными рамками (учебный год, урок), требует определенных технических и наглядных средств обучения, электронных и словесно-знаковых средств информации (учебники, компьютеры).
Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология – это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: преобразование содержания образования в учебный материал; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса.
Педагогическая задача является элементарной единицей педагогического процесса, для решения которой на каждом конкретном его этапе организуется педагогическое взаимодействие.
Педагогическая деятельность в рамках любой педагогической системы, в свою очередь, может быть представлена как взаимосвязанная последовательность решения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, в которое неизбежно включены во взаимодействии с педагогами и воспитанники.
Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью.
Самые главные характеристики педагогического процесса, как их понимает современная наука, — это целостность, системность, цикличность и технологичность. Под целостностью понимают неразрывное единство процессов воспитания, обучения, а также развития и формирования личности. Воспитание и обучение зависят друг от друга и имеют много общего, хотя наука их различает. Содержание обучения составляют в основном научные знания о мире. В содержании воспитания преобладают нормы, правила, ценности, идеалы. Обучение влияет преимущественно на интеллект, воспитание обращено в первую очередь к потребностно-мотивационной сфере личности. Оба процесса влияют на сознание, поведение, эмоции личности и ведут к ее развитию. Поскольку, при всей близости, это специфические процессы, наука рассматривает их отдельно в теории воспитания и в дидактике. При этом целостность педагогического процесса, единство воспитания и обучения, является методологическим принципом, что особенно актуально в настоящих условиях.
Педагогический процесс и педагогическая система также составляют единство, поскольку процессы — это свойство систем. Можно сказать, что педагогические процессы — это последовательная смена состояний педагогической системы.
2. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В.2 кн. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002 – 576 с.
3. Прокопьев И.И. Основы общей педагогики. Дидактика/ Учеб. И.И. Прокопьев, Н.В. Михалкович. – Мн.: ТетраСистемс, 2002. – 265 с.\
Образование – единый процесс обучения и воспитания человека.
Педагогический процесс - это специально организованное взаимодействие педагогов и
воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.Педагоги и воспитанники как деятели, субъекты являются главными компонентами педагогического процесса. Взаимодействие субъектов педагогического процесса (обмен деятельностями) своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, накопленного человечеством во всем его многообразии. А успешное освоение опыта, как известно, осуществляется в специально организованных условиях при наличии хорошей материальной базы, включающей разнообразные педагогические средства. Таким образом, содержание образования (опыт, базовая культура) и
средства - еще два компонента педагогического процесса.Образование как предмет педагогики - это педагогический процесс,педагогический процесс - это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания. Его сущностной характеристикой поэтому является целостность как внутреннее единство его компонентов, относительная их автономность.
В структуре как педагогического процесса, так и педагогической системы два важнейших компонента - педагогов и воспитанников, выступающих их наиболее активными элементами. Активность участников педагогического взаимодействия позволяет говорить о них как о субъектах педагогического процесса, влияющих на его ход и результаты.Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия. Таким образом, выделяются еще два компонента педагогического процесса и системы: содержание образования и средства образования (материально-технические и педагогические - формы, методы, приемы).
Цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ является предпосылкой возникновения педагогических систем. Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования.Цель педагогического процесса детализируются в педагогических задачах. Педагогическая задача формулируются в результате осмысления конкретной педагогической ситуации, соотнесённой целью и условиями её реализации. Педагогическая задача - основная единица педагогического процесса. Решение каждой педагогической задачи означает шаг на пути к поставленной цели. Динамика педагогического процесса, прослеживается в переходе от решения одной педагогической задачи к другой. Целостный педагогический процесс – это высший уровень развития педагогического процесса, которому присуще единство и гармоничное взаимодействие всех его компонентов. Целостность является синтетической характеристикой педагогического процесса. Так, целостность проявляется в неразрывности воспитания и обучения. Однако целостность нельзя свести к единству процессов воспитания и обучения или к единству процессов умственного, нравственного, трудового, физического и других видов воспитания. В действительности целостность многопланова и многоаспектна, она проявляется как в содержании, так и в и организации педагогического процесса. В содержательном плане целостность педагогического процесса реализуется посредством отражения в цели и содержании образования взаимосвязи четырех элементов: знаний - теоретических сведений, содержащих в обобщённом и систематизированном виде опыт, накопленный человечеством (в том числе - знаний о способах действий); умений и навыков, представляющих собой опыт применения знаний в действиях по готовых алгоритмам; опыта творческой деятельности - опыта действий в новых ситуациях, когда алгоритм заранее не известен; опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру
Движущей силой педагогического процесса являются внутренние противоречия. Они делятся на объективные и субъективные. Главным объективным противоречием является несоответствия (между коллективом и личностью, между большим потоком информации и возможностью применения). Субъективные внутренние противоречия возникают от отставания от быстро меняющихся условий (между ростом духовного мира и устаревшей системой эстетического развития).
Противоречие диалектическое —это "взаимодействие противоположных, взаимоисключающих сторон объекта или системы, которые вместе с тем находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении, являясь источником самодвижения и развития природы, общества и познания".
Развитие педагогического процесса возможно понять, предусмотреть, спрогнозировать только при анализе свойственных ему противоречий. Мы проанализируем три группы противоречий: противоречия, движущие развитие воспитанника; противоречия, осложняющие взаимодействия педагога с воспитанниками; противоречия, возникающие в деятельности педагога.
Противоречия, движущие развитие. К этой группе (о которых мы уже упоминали в главе 2) можно отнести противоречия между сознанием и поведением, сознанием и чувствами; между долгом и поведением; между притязаниями и реальными возможностями; между тягой к взрослым и стремлением к самостоятельности
Противоречия, осложняющие организацию педагогического процесса. Здесь можно выделить противоречия между задачами, выдвигаемыми педагогом, и реальным стремлением воспитанника к их осуществлению; между отбором содержания обучения и воспитания педагогом и воспитанником;
Противоречия в деятельности педагога. Эта группа противоречий связана со структурой деятельности педагогаТрудности в ее организации возникают из-за несоответствия цели и содержания деятельности; конкретных задач и средств их достижения; содержания деятельности и форм организации и т. п. Знание этих противоречий непосредственно влияет на практические действия педагога, на грамотность организации педагогического взаимодействия.
Читайте также: