Образование как цель и содержание педагогического процесса кратко

Обновлено: 05.07.2024

Образование – это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями последующим социально значимого опыта, представляющий собой становление и социализацию личности.

Цель образования должна быть такой, чтобы:

1) ее реализация позволяла освоить с учащимися некоторый набор учебных навыков (причем должна, разумеется, соблюдаться логическая последовательность их формирования с учетом возрастных особенностей);

2) продукт, получаемый в результате ее выполнения приносил какую-то общественную пользу, или, проще говоря, был нужен кому-то, кроме его автора;

3) при работе можно было бы реализовать свои творческие наклонности и способности;

4) работа над проектом имела бы выход на современные проблемы человеческого общества;

5) задача подразумевала бы рассмотрение ситуации в широком контексте связей в том числе и с окружающей человечество природной средой.

Разумеется, при большей детализации целей возможны и более детально проработанные требования к учебной задаче и организации работы над ней в зависимости от возраста детей и общей стратегии достижения тех или иных целей.

Источниками формирования содержания образования является культура или социальный опыт. Содержание образования состоит из четырех основных структурных элементов:

1) опыт познавательной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – знаний;

2) опыт репродуктивной деятельности, который фиксируется в форме способов ее осуществления – умения и навыков;

3) опыт творческой деятельности – в форме проблемных ситуаций;

4) опыт эмоционально-ценностных отношений.

Каждый из вышеперечисленных видов социального опыта обладает специфическим видом содержания образования:

1) знания о природе, обществе, технике, мышлении и способах деятельности. Усвоение этих знаний обеспечивает формирование в сознании обучающегося точной и реальной картины мира, формирует навыки правильного методологического подхода к познавательной и практической деятельности;

2) опыт осуществления известных способов деятельности, воплощающихся вместе со знанием в умениях и навыках личности, усвоившей этот опыт;

3) опыт творческой поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед обществом. Он требует самостоятельного применения ранее усвоенных умений и навыков в новых ситуациях. Это обеспечивает развитие способностей обучающихся к самообразованию и дальнейшему формированию культурного уровня;

4) опыт ценностного отношения к объектам или средствам деятельности человека. Это проявляется в отношении к окружающему миру, к другим людям в поведении обучающегося, в его практической и интеллектуальной деятельности. С помощью данного элемента образования у обучающегося формируется определенная система ценностей, которая обуславливает эмоциональное восприятие личностно-определенных объектов.

Все элементы содержания образования взаимосвязаны и взаимообусловлены. Усвоение этих элементов позволит человеку не только успешно функционировать в обществе, быть хорошим исполнителем, но и действовать самостоятельно.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования

ЛЕКЦИЯ № 21. Структура непрерывного образования Непрерывное образование – содержательная структура и организационная композиция образовательной системы (охват образованием всей жизни человека). Непрерывное образование это все формы и типы образования, получаемые

ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности

ЛЕКЦИЯ № 24. Содержание образования как фундамент базовой культуры личности Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными

ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования

ЛЕКЦИЯ № 26. Содержание начального образования Начальное образование – первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения

ЛЕКЦИЯ № 54. Лекция как форма обучения Лекция – один из методов устного изложения материала. При работе с обучающимися старшего возраста учителям приходится по отдельным темам устно излагать значительный объем новых знаний, затрачивая на это 20–30 мин урока, а иногда и

ЛЕКЦИЯ № 15. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах

ЛЕКЦИЯ № 15. Социально-психологическая сущность и содержание явлений в группах Суть феномена давления группы на индивида состоит в принятии уже существующих норм групповой жизни каждым вновь вступающим в нее индивидом.Этот феномен получил в социальной психологии

ЛЕКЦИЯ № 2. Теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования

ЛЕКЦИЯ № 2. Теории учения и их сравнительная роль в организации современного образования 1. Психология образовательной деятельности. Образование и образовательные системы Образованием называется специально организованная система условий, которая создается в

ЛЕКЦИЯ № 5. Психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий организации образования

ЛЕКЦИЯ № 5. Психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий организации образования 1. Личностно-ориентированное образование Личностно-ориентированное, или индивидуально-ориентированное, образование основывается на цели

Польза образования

38. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

38. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Обучение – это процесс социально обусловленный, конечным результатом которого должна быть личность, способная жить в современном обществе. Следовательно, важной функцией обучения является социальная функция, направленная на формирование

ДВАДЦАТЬ ТРЕТЬЯ ЛЕКЦИЯ. Пути образования симптомов

Седьмая лекция. Явное содержание сновидения и скрытые его мысли

Двадцать третья лекция. Пути образования симптомов

У вас нет соответствующего образования

У вас нет соответствующего образования На мои занятия часто приходят студенты, которые жалуются, что не могут воплотить свою мечту, поскольку для этого необходимо иметь определенные дипломы и сертификаты. Подобные мысли лишь помогают им оставаться на одном месте и

Система образования

Система образования Обстановка большинства учебных кабинетов в американских школах не способствует эффективности учебного процесса: стеллажи доверху набиты красочными книгами, стены пестрят яркими картами мира и буквами высотой в полметра, разноцветными флажками и

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Иными словами, под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения, воспитания (в его узком специальном смысле).

По своей сути педагогический процесс — это процесс социальный. Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса — обеспечении все­сторонней подготовки людей к успешному решению возло­женных на них задач. В педагогическом процессе проис­ходят передача и активное усвоение социального опыта, осуществляемые посредством целенаправленно организуе­мой деятельности (учебно-познавательной, игровой, произ­водственной, художественно-творческой .и др.), путем обще­ния воспитателей и воспитуемых, систематического влияния на сознание, волю и эмоции последних.

Определяющими компонентами педагогического процесса являются процессы обучения и воспитания, обусловливающие внутренние процессы изменения образованности, воспитанности и развития личности. В свою очередь, процессы обучения и воспитания состоят из определенных взаимосвязанных процессов: процесс обучения — из преподавания и учения, процесс воспитания – из воспитательных взаимодействий и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Основными функциями педагогического процесса являются:

• информационная (просвещение воспитанников);

• воспитательная (личностное изменение воспитанников);

• развивающая (всестороннее развитие воспитанников);

• аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);

• социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).

Структуру педагогического процесса рассматривают с двух позиций: субъектного состава (участники педагогического процесса) и процессуального состава.

Субъектами педагогического процесса являются воспитанники и воспитатели, состав которых отличается 6оль-шим разнообразием: воспитанники — от дошкольников до пожилых и старых людей; воспитатели — от родителей, педагогов-профессионалов до средств массовой информа­ции, обычаев, религии, языка, природы и т.д. Взаимодей­ствие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками накопленного человечеством многообразного опыта.

В процессуальной структуре педагогического процесса выделяют компоненты:

• «целевой (определение целей обучения и воспитания). Цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает системообразующим фактором педагогического процесса;

• содержательный (разработка содержания образования). Содержание отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу;

• операционно-деятельностный (установление процедур по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса, организация деятельности педагогов и воспитуе­мых в соответствии с определенными принципами, исполь­зование средств, форм, методов работы для достижения цели);

эмоционально-мотивационный (формирование и раз­витие положительных мотивов деятельности воспитателей и воспитанников, установление позитивных эмоциональ­ных отношений между участниками процесса);

.• контрольно-оценочный (осуществление контроля за ходом и результатами педагогического процесса на всех уровнях, оценка и самооценка формирования личностных качеств);

• результативный (эффективность протекания педагоги­ческого процесса, прогресс в достижении поставленной цели).

Педагогический процесс — это не просто совокупно субъектного и процессуального состава, а сложная динамично развивающаяся система, целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентов. Целостному педагогическому процессу присущи как внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие, так и движение, преодоление противоречий, образование нового качества. Поступательное движение педагогического процесса осуществляется в процессе в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных (являющихся следствием ошибочных педагогических решений) педагогических противоречий, которые являются движущей силой, источником функционирования и разви­тия педагогического процесса.




Педагогический процесс имеет свои особые закономер­ности. Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Среди общих закономерностейпедагогического процес­са И.П. Подласый выделяет следующие:

• развития личности в педагогическом процессе. Педагогический процесс способствует развитию личности. Тем­пы и достигнутый уровень личностного развития зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, приме­няемых средств и способов педагогического воздействия;

•.управления учебно-воспитательным процессом. Эф­фективность педагогического воздействия зависит от ин­тенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами,

величины, характера и обоснованности коррек­тирующих воздействий на воспитуемых;

• стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности, интенсивности, харак­тера и своевременности внешних (общественных, педагоги­ческих, моральных, материальных и других) стимулов;

• единства чувственного, логического, практического в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного;

• единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит как от качества педагогической деятельности, так и от качества собственной учебно-по­знавательной деятельности воспитуемых;

• обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от потребностей общества и личности, возможностей (мате­риально-технических, экономических и др.) личности и об­щества, условий протекания процесса (морально-психоло­гических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса — исходные ведущие требования к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций. (Принципы обучения и воспитания будут рассмотрены в соответствующих разделах).

В любом педагогическом процессе выделяют этапы, т.е. определенную последовательность его развития. Главными этапами педагогического процесса являются следующие:

• подготовка педагогического процесса (подготовительный);

• осуществление педагогического процесса (основной);

• анализ результатов педагогического процесса (заключительный).

Педагогический процесс – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач. Иными словами, под педагогическим процессом понимают целостный процесс осуществления воспитания в широком смысле путем обеспечения единства обучения, воспитания (в его узком специальном смысле).

По своей сути педагогический процесс — это процесс социальный. Социальный заказ общества выражается в главной цели педагогического процесса — обеспечении все­сторонней подготовки людей к успешному решению возло­женных на них задач. В педагогическом процессе проис­ходят передача и активное усвоение социального опыта, осуществляемые посредством целенаправленно организуе­мой деятельности (учебно-познавательной, игровой, произ­водственной, художественно-творческой .и др.), путем обще­ния воспитателей и воспитуемых, систематического влияния на сознание, волю и эмоции последних.

Определяющими компонентами педагогического процесса являются процессы обучения и воспитания, обусловливающие внутренние процессы изменения образованности, воспитанности и развития личности. В свою очередь, процессы обучения и воспитания состоят из определенных взаимосвязанных процессов: процесс обучения — из преподавания и учения, процесс воспитания – из воспитательных взаимодействий и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Основными функциями педагогического процесса являются:

• информационная (просвещение воспитанников);

• воспитательная (личностное изменение воспитанников);

• развивающая (всестороннее развитие воспитанников);

• аксиологическая (ценностная ориентация воспитанников, формирование их отношений к предметам и явлениям);

• социально-адаптационная (приспособление воспитанников к жизни в реальных условиях).

Структуру педагогического процесса рассматривают с двух позиций: субъектного состава (участники педагогического процесса) и процессуального состава.

Субъектами педагогического процесса являются воспитанники и воспитатели, состав которых отличается 6оль-шим разнообразием: воспитанники — от дошкольников до пожилых и старых людей; воспитатели — от родителей, педагогов-профессионалов до средств массовой информа­ции, обычаев, религии, языка, природы и т.д. Взаимодей­ствие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками накопленного человечеством многообразного опыта.

В процессуальной структуре педагогического процесса выделяют компоненты:

• «целевой (определение целей обучения и воспитания). Цель, понимаемая как многоуровневое явление, выступает системообразующим фактором педагогического процесса;

• содержательный (разработка содержания образования). Содержание отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу;

• операционно-деятельностный (установление процедур по обучению, воспитанию и взаимодействию участников процесса, организация деятельности педагогов и воспитуе­мых в соответствии с определенными принципами, исполь­зование средств, форм, методов работы для достижения цели);

эмоционально-мотивационный (формирование и раз­витие положительных мотивов деятельности воспитателей и воспитанников, установление позитивных эмоциональ­ных отношений между участниками процесса);

.• контрольно-оценочный (осуществление контроля за ходом и результатами педагогического процесса на всех уровнях, оценка и самооценка формирования личностных качеств);

• результативный (эффективность протекания педагоги­ческого процесса, прогресс в достижении поставленной цели).

Педагогический процесс — это не просто совокупно субъектного и процессуального состава, а сложная динамично развивающаяся система, целостное образование, обладающее новыми качественными характеристиками, не содержащимися в образующих его компонентов. Целостному педагогическому процессу присущи как внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие, так и движение, преодоление противоречий, образование нового качества. Поступательное движение педагогического процесса осуществляется в процессе в результате научно обоснованного разрешения объективных и субъективных (являющихся следствием ошибочных педагогических решений) педагогических противоречий, которые являются движущей силой, источником функционирования и разви­тия педагогического процесса.

Педагогический процесс имеет свои особые закономер­ности. Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

Среди общих закономерностейпедагогического процес­са И.П. Подласый выделяет следующие:

• развития личности в педагогическом процессе. Педагогический процесс способствует развитию личности. Тем­пы и достигнутый уровень личностного развития зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, приме­няемых средств и способов педагогического воздействия;

•.управления учебно-воспитательным процессом. Эф­фективность педагогического воздействия зависит от ин­тенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами,

величины, характера и обоснованности коррек­тирующих воздействий на воспитуемых;

• стимулирования. Продуктивность педагогического процесса зависит от действия внутренних стимулов (мотивов) учебно-воспитательной деятельности, интенсивности, харак­тера и своевременности внешних (общественных, педагоги­ческих, моральных, материальных и других) стимулов;

• единства чувственного, логического, практического в педагогическом процессе. Эффективность учебно-воспитательного процесса зависит от интенсивности и качества чувственного восприятия, логического осмысления воспринятого, практического применения осмысленного;

• единства внешней (педагогической) и внутренней (познавательной) деятельности. Эффективность педагогического процесса зависит как от качества педагогической деятельности, так и от качества собственной учебно-по­знавательной деятельности воспитуемых;

• обусловленности педагогического процесса. Течение и результаты учебно-воспитательного процесса зависят от потребностей общества и личности, возможностей (мате­риально-технических, экономических и др.) личности и об­щества, условий протекания процесса (морально-психоло­гических, санитарно-гигиенических, эстетических и др.).

Из этих и других закономерностей вытекают принципы педагогического процесса — исходные ведущие требования к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций. (Принципы обучения и воспитания будут рассмотрены в соответствующих разделах).

В любом педагогическом процессе выделяют этапы, т.е. определенную последовательность его развития. Главными этапами педагогического процесса являются следующие:

Образование является более широким понятием, чем педагогический процесс, так как оно достигается не только вследствие целенаправленного педагогического процесса, но и охватывает изменения личности, происходящие под воздейст­вием других влияний, непреднамеренных воздействий природного и социального окружения. Эти влияния воспринимаются и трансформируются воспитанниками без контроля со стороны воспитателей и, поскольку не являются целенаправленными, не могут считаться педагогическими. 49

Если под образованием понимать физическое и духовное формирование личности, сознательно ориентированное на исторически обусловленные идеальные образы, зафиксированные в общественном сознании как социальные эталоны, то педагогический процесс - это форма организации преднамеренного целенаправленного взаимодействия и взаимовлияния педагогов и воспитанников.

Цель педагогического процесса – это мысленное, заранее определяемое представление о его результате. Для того чтобы понять образование как процесс движения к некоей цели, определим результат этого движения как уровень образованности личности.

Образованность личности - это характеристика, показатель определенного уровня освоения личностью систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, ценностных ориентаций и отношений, т.е. наличие у человека некоего индивидуализированного социокультурного облика.

Понятие цели образования всегда связано с образом (социально-одобряемым в данный исторический период в данной национальной и этнической культуре эталон личности, образец для подражания), который наполняется впол­не определенным содержанием знаний, умений и навыков, отношений к действительности, мерой участия в творчестве. Это содержание конкретизируется как в отношении отдельного инди­вида (независимо от того, планируется это официально или со­держание образования выступает формально об­щим, одинаковым для всех), так и в зависимости от возраста взаимодействующих субъектов, особенностей педагогических ус­ловий.

В российской истории, как и в любой другой, героями своего времени выступали в разные его периоды разные идеалы, как положительные, так и отрицательные, наряду с этими идеалами неизменно существует идеал русской народной педагогики: беззаветно любящий свою Родину, высоконравственный труженик.

В последнее время в мировой педагогике крепнет идея независимости воспитания от политики и идеологии, выведение целей воспитания из общечеловеческих нравственных норм, законов жизни, потребностей, прав и свобод.

Поскольку цель образования состоит в передаче культуры в виде социального опыта одного поколения к другому, причем, этот опыт включает в себя знания, умения, способы деятельности (в том числе творческой, ценностей отношений), в совокупности обеспечивающие разносторонние качества и направленность личности, её интеллектуальное, нравственное, эстетическое, эмоциональное и физическое развитие, то, естественно, что на индивидуально-личностном уровне результат достижения этой цели будет представлен уровнем и характером освоения человеком неких культурно-нравственных образцов, формирования своего нравственного облика. На основе знаний о законах развития природы и общества, сферы материального производства и духовной культуры личность формирует определенные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-волевые качества.

Если рассматривать образование как совокупность опыта накопленного человечеством в ходе исторического развития и представленного в определенной форме для освоения индивидом и сообществом индивидов, то оно выступает содержанием педагогического процесса, поскольку педагогический процесс для того и организуется, чтобы это образование людьми было освоено.

Обучение, направлено на развитие, прежде всего, интеллектуальной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в ситуации регламентированности педагогического процесса нормативными предписаниями как содержательного, так и организационно-технического плана. Воспитание - это деятельность, направленная на совершенствование, прежде всего, эмоционально-волевой сферы личности, на формирование отношений воспитанников к окружающим их людям, предметам и явлениям.

Как известно, человек получает образование а): под влиянием целенаправленных воз­действий и б) вследствие непреднамеренных, в том числе случайных, влияний (спонтанных, нецеленаправленных воздействий). Совокупность этих двух воздействий и даёт в результате образованность как личностный уровень и показатель освоения и воспроизводства индивидуумом человеческой культуры. Воспита­тели оказывают на воспитанников влияние, организуют их дея­тельность, создают условия для выполнения деятельности и про­явления самостоятельности. Воспитанники под воздействием воспитателей в соответствии с собственными потребностями, интересами выполняют действия, участвуют в деятельности.

На основе эмоционального восприятия окружающего мира, осмысления происходящего и участия в раз­нообразной деятельности они формируют свои пред­ставления о предметах, явлениях, своем месте в природе и обще­стве, развиваются физически и духовно, постепенно включаясь в систему общественных отношений.

Современный человек должен понимать динамику процессов природного и социального развития, воздействовать на них, адекватно ориентироваться во всех сферах социальной жизни, обладать умениями оценивать собственные возможности и способности, брать на себя ответственность за свои убеждения и поступки.

Таким образом, образование как цель и содержание педагогического процесса – это специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, создаваемое для достижения человеком (обществом) некоего уровня образованности (образование - как цель педагогического процесса), что, естественно, предполагает освоение концентрированного опыта человечества в освоении природного и социального мира, на основе которого формируются, сохраняются, совершенствуются и передаются от поколения к поколению формы человеческой ментальности (образование как содержание педагогического процесса).

Образование как цель и содержание педагогического процесса находит свое отражение в многообразии образовательных программ.

Образовательные программы - документы, определяющие содержание образования (т.е. то, чему учат) определенных уровня и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные).

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относят программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

К профессиональным программам относятся программы начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования.

Образовательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы (по конкретной профессии, специальности) устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом (ГОС) - основным нормативным документом, определяющим образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Являясь основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников, ГОСы устанавливаются федеральным законом и включают в себя федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральные компоненты ГОС определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников, действующие на всей территории России, а национально-региональные компоненты определяют содержание образования, отражающее национальную или региональную специфику и действующие только на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Образовательные программы могут осваиваться личностью (с учетом ее потребностей и возможностей) следующими способами:

-в образовательном учреждении - в формах очной, очно-заочной (вечерней) и заочной;

-вне образовательного учреждения - в формах семейного образования, самообразования и экстерната.

Следует особо отметить, что ответственность за полноту и качество освоения несовершеннолетними обучающимися общеобразовательных программ несут их родители (законные представители) совместно с образовательным учреждением, осуществляющим соответствующий контроль.

Между родителями обучающегося в форме семейного образования и образовательным учреждением может быть заключён договор об организации освоения соответствующих общеобразовательных программ.

Для обеспечения прав граждан на выбор формы обра­зования, Министерство образования Российской Федерации утвердило Положение об экстернате в государствен­ных, муниципальных высших учебных заведениях РФ, в котором экстернат определяется как самостоятельное изучение обучающимся дисциплин согласно основной образовательной программе высшего профессионального образования по избранному направлению подготовки или специальности с последующей аттестацией (текущей и итоговой) в высшем учебном заведении.

Результаты образовательной деятельности в большинстве своём всегда имеют отсроченный характер, т.е. их невозможно получить сразу же после какой-либо педагогической меры, воздействия или взаимодействия. Но, тем не менее, их можно прогнозировать, диагностировать и фиксировать, несмотря на эти и другие их параметры (разносторонность, сложность, противоречивость, диалектическую взаимосвязь и взаимодействие).

Фиксации с большей или меньшей степенью точности поддаются такие результаты образования, как знания, умения, навыки, а также показатели личностного развития (уровень развитости интеллектуальной, эмоциональной, волевой, мотивационной сторон личности, уровень сформированности ее познавательных и других интересов и потребностей, сформированность устойчивой мотивации познания и уровень креативности личности, её умение самоопределяться во всем, быть субъектом собственного образования и развития, а также степень нравственной, эстетической и физической, экологической и других составляющих общей культуры).

В последнее время все больше и больше говорят о таких отрицательных эффектах (последствиях) образования, как: перегрузка и переутомление, ухудшение физического и психического здоровья, возникновение стойкого нежелания учиться, дидактогении (негативного психического состояния обучающегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога, проявляющееся во фрустрации, страхах, подавленном состоянии, сопротивлении воспитанию и т.п.

Главным результатом образовательного процесса в современном мире признается готовность и способность выпускников общеобразовательных учреждений нести личную ответственность за себя, за свое ближайшее социальное окружение и, в целом, за общество.

Таким образом, результатом направленности образования на выполнение целей, обозначенных выше, должно быть становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору, индивидуальному интеллектуальному усилию и самостоятельным, компетентным и ответственным действиям в политической, экономической, профессиональной и культурной жизни, уважающего себя и других, терпимого к представителям других культур и национальностей, независимого в суждениях и открытого для иного мнения и нестандартной мысли 51

Образование – это педагогический процесс, суть которого обусловлена заданной образовательной целью, осуществляемого посредством субъективно-объективных действий обучаемых и обучающих.

Становление каждого ребенка как личности, процесс его формирования в соответствии с установленным общественным идеалом, невозможно вне рамок организованного и целенаправленного педагогического процесса.

Педагогический процесс – это целенаправленно организованное взаимодействие учащихся и педагога, которое решает ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач.

Под педагогическим процессом в широком смысле понимается целостный процесс воспитания, реализуемый посредством обеспечения единства воспитания и обучения.

По своей природе педагогический процесс является процессом социальным, так как его содержание направлено на обеспечение выполнения социального заказа, подразумевающего всестороннюю подготовку подрастающего поколения к успешной жизнедеятельности в рамках современного социума.

Педагогический процесс подразумевает активную передачу и усвоение социального опыта, путем целенаправленно организованной деятельности и общения педагога с воспитанниками.

Основные виды деятельности, используемые в образовательном процессе: учебно-познавательная, игровая, производственная, художественно-творческая, трудовая и т.д.

Под общением педагога и воспитанников понимают оказание систематического педагогического влияние на волю, сознание и эмоции детей.

Готовые работы на аналогичную тему

Таким образом, ведущими компонентами педагогического процесса являются воспитание и обучение, которые обуславливают внутренние процессы изменения воспитанности, образованности и развития личности. В свою очередь каждый из процессов состоит из ряда взаимосвязанных компонентов: процесс воспитания – это взаимосвязь воспитательного взаимодействия и возникающего процесса самовоспитания; процесс обучения – это совокупность учения и преподавания.

Функции, структура и компоненты педагогического процесса

Основные функции педагогического процесса:

  1. Воспитательная – направлена на личностное изменение воспитанников, усвоение ими общечеловеческой культуры и норм.
  2. Информационная – предполагает осуществление процесса просвещения подрастающего поколения.
  3. Развивающая – направлена на всестороннее и своевременное развитие детей.
  4. Социально-адаптационная – предполагает осуществление процесса приспособления воспитанников к условиям реальной жизни.
  5. Аксиологическая – предусматривает развитие у воспитанников ценностной ориентации, формирование у них адекватного отношения к окружающим предметам и явлениям.

Структуру педагогического процесса принято рассматривать с двух основных позиций:

  • Субъектный состав – представлен участниками педагогического процесса, то есть педагогами и воспитанниками. Субъектный состав может быть весьма разнообразным. Воспитанниками могут быть люди любого возраста – от дошкольников до пожилых людей. В качестве педагога может выступать не только конкретный человек (педагог-профессионал), но СМИ, национальные традиции, обычаи, религия и т.д.
  • Процессуальный состав – представляет собой взаимодействие субъектов педагогического процесса, конечной целью которого является освоение воспитанниками общечеловеческой культуры, накопленного опыта и усвоение норм культуры и поведения.

Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:

  1. Целевой компонент – определяет цели воспитания и обучения. Под целью понимается многоуровневое явления, выступающее как системообразующий фактор педагогического процесса.
  2. Содержательный компонент – направлен на разработку содержания образовательного процесса. В содержании отражается смысл, который вложен в общую образовательную цель и в каждую из образовательных задач.
  3. Операционно-деятельностный компонент – предусматривает установление процедур воспитания, обучения и эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса, а также организацию продуктивной деятельности педагогов и воспитанников, на основании конкретных принципов и с использования методов, средств, способов и форм работы по достижению поставленной цели.
  4. Эмоционально-мотивационный компонент – направлен на формирование и развитие положительной мотивации на образовательный процесс, как у педагогов, так и у воспитанников. Достигается это посредством установления эмоционально-позитивного взаимодействия между ними.
  5. Контрольно-оценочный компонент – предполагает осуществление качественного контроля за течение образовательного процесса и полученными результатами, на каждом из его этапов. Под результатами понимается формирование личностных качеств воспитанников, именно они подвергаются оценке и самооценке.
  6. Результативный компонент – направлен на выявление эффективности протекания педагогического процесса и прогресса в достижении поставленной образовательно-воспитательной цели.

Целостный педагогический процесс представлен рядом компонентов, которые находятся в тесном и гармоничном взаимодействии друг с другом.

Таким образом, педагогический процесс представляет собой совокупность процессуального и субъектного состава, их сложное динамичное взаимодействие, выраженное в постоянно развивающейся системе целостного образования.

Закономерности педагогического процесса

Закономерности педагогического процесса – это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые и существенные связи между определенными явлениями и сторонами педагогического процесса.

Общими закономерностями педагогического процесса являются (автор И.П. Подласый):

На основании представленных закономерностей, установлены ведущие принципы педагогического процесса.

Принципы педагогического процесса – это исходные фундаментальные требования к воспитанию и обучению, которые конкретизированы в правила и рекомендации.

В любом педагогическом процессе, на основании его закономерностей и принципов, выделяют этапы развития.

Основные этапы развития педагогического процесса:

• подготовка педагогического процесса (подготовительный); • осуществление педагогического процесса (основной); • анализ результатов педагогического процесса (заключительный).

Читайте также: