Образование ионов план урока

Обновлено: 05.07.2024

Критерии оценивания:
- определяет количество составных структурных
единиц в ионах;
- определяет атомы элементов, которые отдают
или принимают электроны;
- оценивает общность в строении иона и атома
инертного газа.

Ион – заряженнная частица, образующаяся в результате
отдачи или принятия электрона.
Например:
23
+11
0
Na
NaCl – хлорид натрия (поваренная соль)
+ + Cl
35
2 8 1
23
0
17
2 8 7
+11
35
+1
Na
+17
2 8
1e
Na
+ Cl
0
+1
Na Cl
2 8 8
Ион хлора
Ион натрия
0
Cl
-1
-1

Металлы отдавая электроны заряжаются положительно и
образуют катионы, неметаллы присоединяя электроны
заряжаются отрицательно и образуют анионы.
Образование молекулы хлорида натрия

В составе соединения могут быть два или более элемента они
объединяются друг с другом и приобретают противоположные
заряды.
12 (+)
8 (+)
10 (-)
заряд +2
Металл
10 (-)
заряд -2
Неметалл

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Валяева Л.П.).pptx

Тема урока: Образование ионов 8.1.3.5 -понимать, что атомы могут принимать и.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Тема урока: Образование ионов 8.1.3.5 -понимать, что атомы могут принимать и.

Методы дифференциации Цель урока По темпу По типу информационного источника.

Методы дифференциации Цель урока По темпу По типу информационного источника По уровню мыслитель ных навыков По типу заданий Скаффолдинг По уровню сложности

Критериальное оценивание Методы формативного оценивания Взаимооценивание ФО с.

Цель урока: К концу урока учащиеся смогут объяснять и составлять процесс (сх.

Выбранный для просмотра документ Валяева Л.П..docx

Раздел долгосрочного планирования: Формулы веществ и уравнения химических реакций

ФИО учителя: Валяева Лидия Петровна

Участвовали:

Не участвовали:

Образование ионов

Учебные цели

8.1.3.5 -понимать, что атомы могут при нимать или терять электроны, что приводит к образованию ионов

1.К концу урока учащиеся смогут объяснять и составлять процесс (схему) образования ионов на примере атомов фтора , натрия, алюминия.

Критерии оценки

1.Объясняют процесс образования ионов, составляют схему.

2.объясняют процесс образования катионов/анионов, составляют схему.

3. Записывают электронную конфигурацию образованных ионов.

Языковые цели

1.Обсуждают что влияет на устойчивость атомов инертных газов на примере фтора.

2. Записывают схему отдачи и принятия электронов на примере хлорида натрия.

3. Дают объяснение почему соединение является устоичивым.

Привитие ценностей

1. Экономический рост, основанный на индустриализации и инновациях .

2.Воспитание коммуникативных ценностей, способности работать в группах и самостоятельно.

Межпредметная связь

Естествознание, физика, биология

Предшествующие знания

Строение периодической системы, строение атома, химические формулы.

Запланированные этапы урока

Виды упражнений, запланированных на урок:

Атом – это маленькая вселенная , которая имеет свое особенное и неповторимое строение.

1.Какое строение имеет атом?

2.Какие типы электронов вам известны?

3.Как двигаются электроны вокруг ядра атома?

Задание №1 Заполни таблицу (5 мин.)

Зоряд ядра атома

Число валентных электронов

Электронно- графическая конфигурация атома.

Формативное оценивание - самооценка

Критерии:1. Умеют определять положение атома в периодической системе

Умеют определять по положению в периодической системе химических элементов № группы, № уровня.

Урок проходил в 8 классе при изучении курса неорганической химии.

К моменту проведения урока учащиеся владеют первичными знаниями о характеристики химического элемента по его расположению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева,строении атома, электронных оболочках, распределении электронов по энергетическим уровням. Учащиеся владеют некоторыми приемами обращения с лабораторным оборудованием и химическими реактивами.

В классе 13 учащихся, 8 из них имеют хорошие и отличные оценки по многим предметам. Анализ результатов исследования сфер учебной деятельности учащихся 8 класса показывает:

1) достаточный уровень любознательности учащихся к предметам математического цикла, химии, биологии и др.;

2) достаточно сформированными являются навыки мыслительной деятельности;

3) на достаточно высоком уровне у учащихся развито умение работать с учебниками и дополнительной литературой.

Психологические исследования показали, что большинство учащихся класса всегда легко и быстро сосредоточивает свое внимание на объяснении учителя, не отвлекаются на уроке, ошибок по невнимательности практически не делают.

Исследования ведущих учебных мотивов показывает, что наиболее предпочтительными являются:

- мотивы общения – 100%;

- познавательные мотивы – 72 %;

- социальные мотивы – 79%.

Сочетание этих мотивов оптимально для формирования мотивации учебной деятельности по всем предметам.

Высокий уровень интереса к урокам химии проявляет 50% учащихся, средний уровень – 49%.

Полное эмоциональное восприятие предмета проявляет 90% учащихся.

Полное эмоциональное принятие педагога – 96%.

Изучение общей тревожности в школе показало, что дети чувствуют себя в коллективе учителей и учащихся комфортно, спокойно, благоприятно действует на учащихся теплая атмосфера взаимоотношений в школе.

Профилактика переутомления, снятия психических напряжений и кратковременный отдых от умственных занятий стимулирует познавательную деятельность учащихся.

Воспитательные : воспитывать положительное отношение к учению, способствовать осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.

Методы: частично-поисковые, практические, наглядные.

Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая,общеклассная.

Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.

Мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль-контроль-анализ, оценка-коррекция-рефлексия.

На уроке обучающимся была предоставлена возможность проявить себя, свои идеи в нестандартной творческой форме (возможность фантазировать, вообразить что-либо, высказать свое мнение). Поощряя самостоятельность, давалось время обучающимся на поиск ответа, а не формулирование вопроса и ответа сразу же, возможность вариативности ответа.

Для рационализации и повышения эффективности урока контролировалось время, затраченное на определенный этап работы, планировалась деятельность в соответствии со значимостью темы. Расположение вспомогательных средств (таблицы, наглядные пособия), оформление стендов кабинета позволяет быстро и легко находить нужную информацию и материалы.

В организации самостоятельной работы и творческого домашнего задания использован дифференцированный подход к составлению заданий трех уровней сложности, что позволило учесть индивидуальные особенности каждого ребенка и возможность свободного выбора ими посильного задания.

Для поддержания положительного эмоционального фона урока использовались приемы одобрения, похвалы, нацеливания на ожидаемый будущий успех обучающегося, положительные характеристики его работы.

У учителя есть варианты заданий различной сложности, которые он использует для того, чтобы обучающиеся с различным уровнем знаний могли добиваться успеха и верили в свои возможности.

Воспитательные : воспитывать положительное отношение к учению, способствовать осознанию роли знаний в развитии личности, воспитании характера, преодолении трудностей.

Методы: частично-поисковые, практические,наглядные.

Форма проведения урока: коммуникативно-диалоговая.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, общеклассная.

Тип урока: учебное занятие по изучению нового материала, оценки и коррекции знаний и способов деятельности.

Мотивация – самостоятельное выполнение заданий – самоконтроль-контроль-анализ, оценка-коррекция-рефлексия.

  1. Организационный момент – 1 мин.
  2. Мотивация занятия – 2 мин.
  3. 1).Сказка.-5 мин.

2).Обучающая часть урока – 25 мин.

3).Закрепление изученного материала (проверочная работа)-7 мин.

IV. Подведение итогов работы – 3мин.

Готовность к уроку (конверты, жетоны, бумага, тетрадь).

1.Структура построения Периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева.

2. Строение атома.

Разговор на тему:

Давайте с вами посмотрим небольшой инсценированный отрывок из XXI главы, где Маленький принц встречается с Лисом на планете Земля.

-Поиграй со мной, - попросил Маленький принц. – Мне так грустно…

-Не могу я с тобой играть,- сказал Лис. – Я не приручен.

-А как это - приручить?

-Это давно забытое понятие, - объяснил Лис. – Оно означает: создать узы.

-Вот именно, - сказал Лис. – Ты для меня пока всего лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты меня приручишь, мы станем, нужны друг другу. Ты будешь для меня единственным в целом свете. И я буду для тебя один в целом свете…

-Я начинаю понимать,- сказал Маленький принц.

-Очень возможно, - согласился Лис. – На Земле чего только не бывает.

А потом добавил:

-Скучная у меня жизнь. Я охочусь за курами, а люди охотятся за мною. Все куры одинаковы, и люди все одинаковы. И живется мне скучновато. Но если ты меня приручишь, моя жизнь, словно солнцем озарится. Твои шаги я стану различать среди тысяч других. Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. Но твоя походка позовет меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища. И потом - смотри! Видишь вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на веру…

Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:

-А что для этого надо делать?- спросил Маленький принц.

-Надо запастись терпеньем,- ответил Лис. – Сперва сядь вон там, поодаль, на траву - вот так. Я буду на тебя искоса поглядывать, а ты молчи. Слова только мешают понимать друг друга. Но с каждым днем садись немножко ближе…

Назавтра Маленький принц пришел на то же место.

-Лучше приходи всегда в один и тот же час,- попросил Лис. – Вот, например, если ты будешь приходить в четыре часа я уже с трех часов почувствую себя счастливым. И чем ближе к назначенному часу, тем счастливей. В четыре часа я уже начну волноваться и тревожиться. Я узнаю цену счастью! А если ты приходишь, всякий раз в другое время, я не знаю, к какому часу готовить свое сердце…

Уч-ль: Как вы думаете, какое отношение этот отрывок имеет к теме нашего уро ка?

Уч-ки: (рассуждают) приходят к выводу, что в обоих случаях речь идет о связях.

Уч-ль: О какой связи шла речь в прочитанном диалоге?

Уч-ки: О дружеской.

Уч-ль: А какие еще связи вам известны?

Уч-ки: (перечисляют) сотовая, родственна, телефонная, Интернет, и т.д.

Уч-ль: Какие связи наиболее значимы для вас? (напишите на полях тетради)

Уч-ки: (записывают число, тему урока и наиболее значимые для себя виды связей).

Уч-ль: Что такое связи? Каким одним емким словом можно было бы заменить все перечисленные связи. Связи - это что ?

А учитель в это время рассказывает.

Так что же такое связи?

Уч-ки: Приходят к выводу, что связи - это сила.

Уч-ль: А что же такое химическая связь?

Уч-ки: Это силы между атомами в молекулах.

Уч-ль: Хорошо. Спасибо. А в чем сила человека?

Уч-ль: По мнению китайского философа Лао-Цзы человек, входит в жизнь мягким и слабым, а в старости жестким и крепким. Все существа, растения и деревья входят в жизнь мягкими и нежными, а в старости засохшими и жесткими, мягкость и гибкость - символы жизни. Жесткость и сила – спутники старости. А есть ли в природе вещество, сочетающее эти качества одновременно?

(показывает лед и воду) где говорится:

Во всем мире нет ничего более

мягкого и податливого, чем вода.

Но она точит твердое и крепкое.

Никто не может ее одолеть, хотя

любой может ее победить.

Податливое побеждает крепкое,

Мягкое одолевает твердое.

Все это знают, но никто не

осмеливается действовать так.

Писал о воде более 2,5 тысячелетий

назад китайский философ Лао-Цзы.

Только ли воде, а может быть вовсе и не ей, посвятил мудрец эти проникновенные строки?

Вместе с учителем приходят к выводу о том, что побеждать других можно только разумом.

Грубая сила вызывает отпор, а терпеливость снисходительность заставляют задуматься и понять .

Уч-ль: Кто знает других – тот умен.

Кто знает самого себя – тот мудр.

Эта древняя мысль - подлинное начало любой философии.

Уч-ль: В чем причина возникновения связей, любых: сотовых, дружеских, семейных и т.д.?

Уч-ки: приходят к выводу, что это нужно, необходимо.

Уч-ль: Как же и почему происходит соединение атомов?

Рассмотрим простейший случай. Пусть на некотором расстоянии друг от друга (скажем, 0,1 нм) находятся два атома – атом Na 0 и атом CI 0 . В чем будет состоять их взаимодействие? Составьте самостоятельно в тетрадях схемы строения атомов натрия и хлора. Определите число спаренных и неспаренных электронов на последнем уровне в атомах.

Описание: http://him.1september.ru/2009/08/24-2.jpg

Na +11 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 1 ;

Сl +17 1 s 2 2 s 2 2 p 6 3 s 2 3 p 5 .

Уч-ки: У атома металла на внешнем энергетическом уровне находится единственный электрон, а у неметалла как раз не хватает именно одного электрона, чтобы его внешний уровень оказался завершенным.

Уч-ль: Что произойдет сейчас?

Уч-ки: Образуется связанная система , т.е. связь.

Уч-ль: Скажите, пожалуйста, а какие структуры атомов наиболее энергетически выгодны?

Уч-ль: Какие электронные структуры считаются устойчивыми?

Уч-ки: С завершенным внешним электронным слоем.

Уч-ль: Таким образом, на вопрос, зачем возникают химические связи, мы тоже ответили. А зачем вы вступаете в связи ? Зачем дружите, любите, слушаете радио и т.д.

Уч-ки: (делятся мнением). Это могут быть такие ответы: для получения нужной информации, для удовлетворения своих потребностей и т.д.)

Уч-ль: Спасибо. Переходим к следующему этапу урока. Нам предстоит ответить на вопрос, как возникают химическиесвязи.

Уч-ль: При этом процессе выделится энергия связи. Атом металла легко отдаст свой наиболее удаленный от ядра и слабо связанный с ним электрон атому неметалла , который предоставит ему свободное место на своем внешнем энергетическом уровне.

Тогда атом, лишенный одного отрицательного электрона, станет положительно заряженной частичкой, а атом неметалла превратится в отрицательно заряженную частичку благодаря полученному электрону.

Частицы, которые образуются в результате перехода электронов от одного атома к другому, называются ионами .

Na 0 – 1 e —> Na 1+ ,Cl 0 + 1 e —>Cl 1– .

Заряд иона определяется количеством отданных или принятых электронов.

Отрицательно заряженный ион заключается в квадратные скобки.

Химическая связь, которая возникает между ионами, называется ионной.

Давайтедля примера рассмотрим схемы строения ионов кальция и кислорода и определим общее количество электронов в каждом ионе:

Ca 2+ +20) 2 ) 8 ) 8 ) 2 , 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 4s 2

O 2– +8) 2 ) 6 , 1 s 2 2 s 2 2 p 4

• Ионная связь возникает между атомами металлов и неметаллов,

Уч-ль: Но что произойдет? Разноименно заряженные ионы в полном соответствии с законом притяжения противоположных зарядов тут же соединятся, вернее между ними возникнет химическая связь. Так в чем же причина возникновения химической связи?

Уч-ки: В энергетической выгоде.

В заключении рассмотрим алгоритм (последовательность) рассуждений при записи схемы образования ионной связи, например между атомами кальция и хлора.

Ca 0 атом - 2 е - ----Ca 2+ ион F 0 атом +1е - ----F - ион

Ca 0 +2F 0______ Ca 2+ F - 2

Цифры, показывающие число атомов или молекул, называют коэффициентами . А цифры, показывающие число атомов в молекуле или ионов индексами.

Встаньте лицом друг к другу по группам (4 человека, возьмите друг друга за руки, по желанию). Посмотрите на окраску жетона на конверте, выскажете свое мнение, какие еще возможны соединения атомов?

Проверим наши главные выводы .

• Ионы – это заряженные частицы, в которые превратились атомы в результате отдачи или присоединения электронов .

(В рабочей тетради сделали записи на странице 29 упр.2)

• Связь, которая возникает в результате взаимодействия между ионами, называется ионной.

(В рабочей тетради сделали записи на странице 30 упр.7)

Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу .

Ц е л ь: оперативный контроль знаний. Результаты выполнения будут использованы при планировании индивидуальной коррекционной работы с учащимися. Под руководством учителя закрепляется умение составлять схемы образования ионной связи, определять заряды ионов, количество электронов в ионах на примере соединений:

Учитель. Нам удалось проложить тропинку сквозь густые заросли, мы очень близки к цели. Давайте соберем все наши знания и поднимемся на вершину.

Проанализировав схемы упражнений, впишите пропущенные слова в задании №6

Учащиеся, составляют рассказ, заполняя пропуски предложенными словами и фразами. В случае затруднения пользуются учебником, записями в тетради.

Ц е л ь. Повторение, коррекция и закрепление знаний.

В пределах периода число энергетических уровней у атомов химических элементов _________, а вот радиус_________. В периодической системе элементы расположены по группам и периодам. Общее количество электронов в атоме равно________.Номер периода соответствует ______. Номер группы показывает_________. Завершенный внешний уровень содержит________. Заряженные частицы, в которые превратились атомы в результате отдачи или присоединения электронов -_________. Ионная химическая связь образуется между _______.Заряд иона определяется количеством _________.

С л о в а и ф р а з ы:

1) между атомами химического элемента-неметалла и металла

2) число электронов на внешнем уровне элементов главных подгрупп,

4) порядковому номеру элемента,

5) восемь электронов,

7) количеству энергетических уровней,

8) отданных или принятых электронов.

9) не изменяется

1. Определите количество электронов на внешнем уровне в атомах.

В а р и а н т I. F, B, Ca.

В а р и а н т II. Se, Al, C.

2. Укажите количество электронов, которое примет атом для завершения своего внешнего уровня.

В а р и а н т I. S, P, Si.

В а р и а н т II. F, N, O.

3. Укажите заряды ионов и определите количество электронов в каждом виде атомов и ионов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытый урок по химии. Цели урока: показать причины изменения свойств элементов в группах, в периодах, а так же образование химической связи между ионами. На данном уроке организуется коррекция, повторение и зареление знаний по теме "Строение атома", изучение нового вида связи, ее природы и способов образования.Развиваем познавательную активность учащихся, умственную в решении проблемы, учим обобщать и делать выводы.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №50



Учитель: Бадальян Людмила Валентиновна

ТЕМА: Изменения числа электронов на внешнем уровне атома – образование ионов. Ионная химическая связь.

г. Владикавказ 2013г.

показать причины изменения свойств элементов в группах на основе строения их атомов;

– дать первоначальные представления об ионной связи;

- продолжить закрепление изменения свойств атомов химических элементов.

- воспитательные: продолжить формирование у учащихся навыков: трудолюбие, усердие, дисциплинированность; прививать аккуратность при оформлении заданий в тетради и на доске, развитие химической речи, обогащение ее словарного запаса при устных ответах, и грамотное выполнение при самостоятельных заданиях.

Тип урока: урок формирования знаний.

Вид урока: урок-презентация.

Методы и методические приемы: объяснительно-иллюстративные (рассказ, рассказ с элементами беседы, демонстрация слайдов), создание проблемной ситуации.

Оборудование: ПСХЭ

Литература для учителя:

Литература для учащихся:

Читайте также: