Обработка анализ и интерпретация результатов исследования кратко

Обновлено: 04.07.2024

Научно-исследовательская деятельность тесным образом соприкасается с проведением эксперимента для получения реальных и более точных результатов, способствующих решению актуальной проблемы. Практическая часть научной работы требует тотального подхода: учет множества факторов, тщательное планирование каждого действия, моментальное фиксирование результатов и их анализ. Поэтому доминирующая роль и качество проекта в большей степени (примерно на 75%) зависит от правильности и точности выбранного алгоритма, анализа и интерпретации полученных результатов.

Научно-исследовательская деятельность тесным образом соприкасается с проведением эксперимента для получения реальных и более точных результатов, способствующих решению актуальной проблемы. Практическая часть научной работы требует тотального подхода: учет множества факторов, тщательное планирование каждого действия, моментальное фиксирование результатов и их анализ. Поэтому доминирующая роль и качество проекта в большей степени (примерно на 75%) зависит от правильности и точности выбранного алгоритма, анализа и интерпретации полученных результатов.

Особенности проведения практического исследования

Проведение научного исследования

Практическое исследование

Каждый эксперимент подлежит детальному планированию: определение цели, задач, объекта, основных воздействующих на него факторов, диагностику проблемы, учет возможностей объекта при решении проблемы, прогнозирование результатов и пр.

В этой части научной работы тесным образом соприкасается теория и практика, когда автор руководствуется существующими и действующими правилами, анализирует ситуацию и пытается разработать инновационный способ ее решения с учетом возможностей и перспектив объекта. Именно в этом разделе знания находят реальное применение, а автор пытается творчески подойти к созданию нового алгоритма, способного усовершенствовать деятельность изучаемого явления/процесса и пр.

Практическая часть научной работы предполагает выделение следующих аспектов:

  • Краткая характеристика объекта исследования;
  • Описание основных мероприятий и полученных результатов;
  • Описание результатов апробации.

Практическое исследование подчеркивает значимость и важность перемен, варианты их воздействия на конкретный объект или отрасль, область науки в целом, перспективы развития и пр.

Как отражать результаты практической работы в НИР?

Важно не просто тщательно спланировать, организовать и реализовать план действий, но и грамотно его представить в научной работе. Отражение полученных результатов в исследовании может быть следующим:

  • Текстовая форма. Данный вариант используется преимущественно при создании характеристики объекта исследования в целях описания: чем он занимается, как давно действует на рынке, описание общей картины (организационная и производственная структура и пр.). Также с помощью текста автор может представить анализ полученных данных, отметив ключевые моменты: что изменилось, о чем это свидетельствует и пр.
  • Графический способ. Этот вариант целесообразен для отражения определенных тенденций, сравнения данных. Чаще всего его применяют при анализе показателей (анализ их динамики), прогнозирование результатов и пр.
  • Табличная форма. Данный вариант целесообразен для отражения расчетов. Ни один автор не представляет детальные расчеты, достаточно отразить их итоги в небольших таблицах. В них целесообразно представлять исходные данные, затем определять динамику (абсолютное отклонение, темп роста и пр.).

В описании практической части автор может отразить не только полученные результаты, но и проблемы, сложности, с которыми он столкнулся в ходе организации и проведения отдельных моментов.

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Результаты практического исследования подлежат детальному описанию непосредственно в научно-исследовательской работе, а также в таких разделах, как результаты апробации, заключение.

Как анализировать результаты исследования?

Анализ результатов исследования — основополагающий момент, позволяющий оценить не только новаторские способности автора, но и уровень его профессионализма, компетентности. Именно выводы аналитической работы подводят исследователя к обоснованию его гипотезы, необходимости ее проверки.

Анализ данных

Анализируем результаты исследования

Анализ результатов практического исследования предполагает проведение следующих мероприятий:

Анализ полученных результатов должен не просто подчеркнуть наличие противоречий, актуальной проблемы, но и подчеркнуть практическую значимость работы, возможности применения результатов в жизни и перемены, которые они принесут.

Интерпретация и оформление результатов практического исследования

Оформление результатов исследования напрямую зависит от выбранной формы: текст, график, таблица.

Все текстовые данные должны соответствовать общим требованиям, предъявляемым к проекту: шрифт, размер шрифта, расположение на странице, отступы и пр. При этом важно правильно оформлять все заимствованные фрагменты, цитаты, ссылки, сноски и список библиографии.

Графики и рисунки должны быть четкими и понятными, преимущественно в черно-белой гамме. Если используется цветная печать, то оттенки должны быть сдержанными.

Организационная структура предприятия

Пример рисунка

Каждый рисунок, график должен быть пронумерован, иметь краткое и емкое наименование, подчеркивающее суть и предназначение материала. Номер и заголовок рисунка ставится под ним.

Таблицы также должны быть грамотно оформлены: располагаться по ширине или центру страницы, допускается уменьшение шрифта (до 10-12 пт). Номер и наименование элемента оформляют перед ним.

Как оформить таблицу в исследовании

Пример таблицы

Под каждым графическим или табличным материалом целесообразно проводить анализ, который подчеркнет выявленные тенденции. В тексте уместно упоминать, на основе каких данных проведен анализ (рисунок, таблица и пр.), выделить ключевые аспекты (о чем свидетельствуют изменения, что повлияло на объект и пр.).

Формулируйте итоги и выводы грамотно. Избегайте слишком сложных конструкций, непонятных терминов. Излагайте мысли просто и понятно.

Рекомендации экспертов по отражению и анализу полученных результатов в научной работе

Выполнение практического исследования всегда связано с рисками, погрешностями. Важно минимизировать их влияние. Это позволит повысить точность результатов и улучшить возможности дальнейшего их использования, подчеркнуть ценность проекта.

Тщательно планируйте эксперимент, каждое действие, учитывайте всевозможные факторы и их влияние на объект. Не отклоняйтесь от намеченного алгоритма без веского основания или обоснования.

Перепроверяйте все расчеты, чтобы результаты анализа были точными и достоверными. Погрешности должны быть минимальны.

Не стесняйтесь и не бойтесь описывать трудности, с которыми столкнулись в ходе реализации эксперимента, анализа данных. Важно отметить не только их наличие, но и способ решения. Данный подход позволит убедиться в самостоятельности автора, его компетентности и умении оперативно оценивать ситуацию и принимать взвешенное решение.

Психологическое исследование направлено на изучение личности и психических качеств, происходящих в ней. А для этого требуется инструментарий, при помощи которого необходимо измерять, как изменились свойства и качества личности. Эти измерения подвергаются специальной обработке, по результатам которых судят об изменениях в объекте исследования.

В психологии широко применяются различные способы и приемы обработки результатов психологических исследований, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т. е. факторов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а так же методы качественного анализа.

Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего значения, связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявления факторов и т. п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде.

Важную роль играют методы интерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным. Другими словами это методы позволяют перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные (числа, закономерностях) с языка математики на язык психологии, т. е. осуществить переход от чисел и закономерностей к психологическим понятиям и суждениям.

Комментируя полученные обследования, диагност не всегда четко учитывает специфику использованного метода, не глубоко вникает в смысл полученных данных, не имеет четкого плана их интерпретации. По существу, он накладывает на такие данные свое видение процессов и явлений, которые исследовались или измерялись. Хотя не существует факторов вне некоторых теоретических посылок (концепций), тем не менее, результаты интерпретаций почти всегда являются объектом острой критики и дискуссии.

Обычно интерпретация понимается как совокупность значений (смыслов), придаваемых определенным способом различным данным (в более общем смысле: теориям, символам, формулам, выражениям и т.п.). Другими славами, интерпретировать что-то – значит приписать (присвоить) этому содержанию смысл.

Б.Г.Ананьев выделял два метода интерпретации данных, полученных в исследовании: генетический, предлагающий выделение фаз, стадий, критических моментов развития, и структурный, определяющий структурные связи между характеристиками личности.

Анализ взаимосвязи между большим количеством переменных осуществляется путем использования многомерных методов статистической обработки вручную или с применением компьютера. Цель применения подобных методов – сделать наглядными скрытые закономерности, выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными. Перечислим многомерные статистические методы:

Многомерное шкалирование обеспечивает наглядную оценку сходства и различия между некоторыми объектами, описываемые большим количеством разнообразных переменных. Эти различия представляются в виде расстояния между оцениваемыми объектами в многомерном пространстве.

Факторный анализ заключается в выявлении и интерпретации факторов.

Фактор – обобщенная переменная, которая позволяет свернуть часть информации, то есть, представить ее в удобообозримом виде. Например, факторная теория личности выделяет ряд обобщенных характеристик поведения, которые в данном случае называются чертами личности.

Кластерный анализ позволяет выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей признаков.

Латентно-структурный анализ представляет совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а так же внутренней структуры связей между этими признаками. Он дает возможность исследования проявления сложных взаимосвязей непосредственно наблюдаемых характеристик психосоциальных явлений. Латентный анализ может являться основой для моделирования указанных взаимосвязей.

Радикальной разницы между перечисленными методами многомерного анализа данных, в первом приближении, нет. Преимущество заключается лишь в удобстве представления тех или иных данных или в личностных предпочтениях исследователей.




Психологическое исследование ставит вопрос об измеряемости изучаемых явлений. Использование понятийбольше или меньше, интенсивнее, лучше, сложнее ставит проблему поиска некоторой точки отчета для сравнения двух или нескольких явлений.

Измерить мы можем, только сравнив полученный результат в виде числа с другим результатом, измеренным этим же способом, поэтому выявление внутренних закономерностей воспитательного процесса происходит путем сравнения результатов измерения.

Проводя анализ полученных данных, недостаточно иметь эталон для сравнения. Помимо этого необходимо знать, в каком порядке располагаются изучаемые явления, как они соотносятся друг с другом, насколько или во сколько раз одно явление отличается от другого, что помогает выявлять причинно-следственную зависимость в структуре воспитательного процесса.

Решение этой проблемы приводит исследователя к необходимости свои знания об изучаемом процессе переводить с уровня качественных понятий на уровень количественных – в виде чисел, граф, схем, формул. Использование таких знаковых заменителей определяет возможности оперировать понятиями, сравнивать между собой такие, которые в данной психологической ситуации взаимодействуют, и на этом уровне строить модель изучаемого процесса.

Психологическое исследование направлено на изучение личности и психических качеств, происходящих в ней. А для этого требуется инструментарий, при помощи которого необходимо измерять, как изменились свойства и качества личности. Эти измерения подвергаются специальной обработке, по результатам которых судят об изменениях в объекте исследования.

В психологии широко применяются различные способы и приемы обработки результатов психологических исследований, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т. е. факторов и выводов, вытекающих из интерпретации переработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а так же методы качественного анализа.

Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего значения, связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявления факторов и т. п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде.

Важную роль играют методы интерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным. Другими словами это методы позволяют перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные (числа, закономерностях) с языка математики на язык психологии, т. е. осуществить переход от чисел и закономерностей к психологическим понятиям и суждениям.

Комментируя полученные обследования, диагност не всегда четко учитывает специфику использованного метода, не глубоко вникает в смысл полученных данных, не имеет четкого плана их интерпретации. По существу, он накладывает на такие данные свое видение процессов и явлений, которые исследовались или измерялись. Хотя не существует факторов вне некоторых теоретических посылок (концепций), тем не менее, результаты интерпретаций почти всегда являются объектом острой критики и дискуссии.

Обычно интерпретация понимается как совокупность значений (смыслов), придаваемых определенным способом различным данным (в более общем смысле: теориям, символам, формулам, выражениям и т.п.). Другими славами, интерпретировать что-то – значит приписать (присвоить) этому содержанию смысл.

Б.Г.Ананьев выделял два метода интерпретации данных, полученных в исследовании: генетический, предлагающий выделение фаз, стадий, критических моментов развития, и структурный, определяющий структурные связи между характеристиками личности.

Анализ взаимосвязи между большим количеством переменных осуществляется путем использования многомерных методов статистической обработки вручную или с применением компьютера. Цель применения подобных методов – сделать наглядными скрытые закономерности, выделить наиболее существенные взаимосвязи между переменными. Перечислим многомерные статистические методы:

Многомерное шкалирование обеспечивает наглядную оценку сходства и различия между некоторыми объектами, описываемые большим количеством разнообразных переменных. Эти различия представляются в виде расстояния между оцениваемыми объектами в многомерном пространстве.

Факторный анализ заключается в выявлении и интерпретации факторов.

Фактор – обобщенная переменная, которая позволяет свернуть часть информации, то есть, представить ее в удобообозримом виде. Например, факторная теория личности выделяет ряд обобщенных характеристик поведения, которые в данном случае называются чертами личности.

Кластерный анализ позволяет выделить ведущий признак и иерархию взаимосвязей признаков.

Латентно-структурный анализ представляет совокупность аналитико-статистических процедур выявления скрытых переменных (признаков), а так же внутренней структуры связей между этими признаками. Он дает возможность исследования проявления сложных взаимосвязей непосредственно наблюдаемых характеристик психосоциальных явлений. Латентный анализ может являться основой для моделирования указанных взаимосвязей.

Радикальной разницы между перечисленными методами многомерного анализа данных, в первом приближении, нет. Преимущество заключается лишь в удобстве представления тех или иных данных или в личностных предпочтениях исследователей.

Психологическое исследование ставит вопрос об измеряемости изучаемых явлений. Использование понятийбольше или меньше, интенсивнее, лучше, сложнее ставит проблему поиска некоторой точки отчета для сравнения двух или нескольких явлений.

Измерить мы можем, только сравнив полученный результат в виде числа с другим результатом, измеренным этим же способом, поэтому выявление внутренних закономерностей воспитательного процесса происходит путем сравнения результатов измерения.

Проводя анализ полученных данных, недостаточно иметь эталон для сравнения. Помимо этого необходимо знать, в каком порядке располагаются изучаемые явления, как они соотносятся друг с другом, насколько или во сколько раз одно явление отличается от другого, что помогает выявлять причинно-следственную зависимость в структуре воспитательного процесса.

Решение этой проблемы приводит исследователя к необходимости свои знания об изучаемом процессе переводить с уровня качественных понятий на уровень количественных – в виде чисел, граф, схем, формул. Использование таких знаковых заменителей определяет возможности оперировать понятиями, сравнивать между собой такие, которые в данной психологической ситуации взаимодействуют, и на этом уровне строить модель изучаемого процесса.

Результаты практического исследования — это итог научно-исследовательской деятельности. Их представляют в виде конкретных качественных или количественных показателей. Оформляют результаты в таблицы и диаграммы. В статье рассказываем как проанализировать, описать результаты исследования, выявить их практическую значимость.

Как проанализировать и описать результаты практического исследования обновлено: 29 октября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

Как проанализировать и описать результаты практического исследования

Виды результатов практического исследования

Результаты практического исследования — конкретные значения и показатели, которые можно описать.

  • по времени фиксирования: итоговые, промежуточные, текущие;
  • по факту преднамеренности: планируемые и незапланированные;
  • по отношению к целям: соответствующие полно или частично и несоответствующие поставленным целям и задачам;
  • в зависимости от субъекта: непосредственные и опосредованные, прямые и косвенные;
  • по качеству: позитивные и негативные;
  • по степени значимости: значимые и незначимые

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Разница между результатами практического исследования и выводами

Результаты объективны (указываются в практической части работы), а выводы — субъективны (описываются в заключении). Часто два этих понятия путают.

Результаты практического исследования — конкретные значения и показатели, которые получил исследователь. Это факты, которые необходимо зафиксировать.

Выводы по итогам практического исследования — это объяснение результатов, собственные размышления автора. Выводы по одному и тому же результату могут сильно различаться у разных авторов. Так как на выводы влияет мировоззрение автора, эпоха, страна в которой он живет и тд. Имея на руках точные результаты, можно изменить выводы.

Пример вывода

На основе теоретического анализа были выделены три подхода к осуществлению стратегического энергоменеджмента на промышленном предприятии: технократический, системный и инновационный. Каждый из указанных подходов обладает своими преимуществами и ориентирован на различное использование производственно-технических и интеллектуальных ресурсов развития. Подходы являются основой для реализации отдельных функциональных стратегий, отражающих процессы закупки энергоресурсов, их потребления по источникам и контроля энергоэффективности на всех уровнях.

Анализ результатов исследования

Анализируя результаты практического исследования, автор сравнивает их с уже имеющимися в науке. Важно учитывать тут не только итоговые результаты, но и промежуточные.

В ходе анализа могут обнаружиться ошибки или результаты, которые противоречат друг другу (объяснять эти ошибки и противоречия автор будет в выводах). Часто такое бывает, когда использовались разные методы исследования.

Выбор методов анализа результатов зависит от конкретной дисциплины:

  • статистические методы анализа;
  • описание корреляционных связей между изучаемыми переменными;
  • корреляционный, дисперсионный или факторный анализ для проверки исследовательских гипотез.

Для обработки массивных данных полевых исследований используются специальные программы — Vortex, SPSS, Statistica. Но для обработки результатов исследования в небольших работах, например, в курсовой, достаточно будет и обработки в Exsel.

Пример анализа

Для реализации подобного мероприятия необходимо предложить алгоритм выработки ключевых показателей, с помощью которых будет измеряться энергоэффективность человеческого капитала. Предложенный нами алгоритм (рисунок 3.6) включает последовательную выработку ключевых показателей энергоэффективности с соблюдением требования сохранения качества продукта (процент извлечения, выход годного, химический состав и иные показатели качества) на выходе и сокращением удельных норм расхода ТЭР всех видов.

Практическая значимость результатов исследования

Практическая значимость — это ответ на вопрос, как можно использовать полученные результаты на практике.

Чем выше практическая значимость результатов исследования, тем выше ценность работы. У докторской диссертации практическая значимость будет выше, чем у курсовой работы.

Описание практической значимости должно быть конкретным. Нужно емко и понятно объяснить, в какой отрасли, кому и каким образом помогут результаты исследования.

У вас должны быть доказательства и аргументы, которые наглядно показывают важность и преимущества вашего исследования перед аналогичными.

И самое главное, нужно доказать, что предлагаемый вами способ действительно даст результат и решит проблему. Сделать это можно, например, проведя сравнительный анализ ситуации “до” и “после”.

Пример практической значимости

Практическая значимость исследования подтверждается определением набора практических рекомендаций по совершенствованию внутренней системы энергетического менеджмента в части энергоанализа, планирования ресурсов и управления энергоэффективным человеческим капиталом. В работе приведены показатели эффективности, которые могут дополнить существующую систему ключевых энергоиндикаторов и выявить роль человеческого капитала предприятия в энергосбережении.

Описание результатов исследования

Научные и практические результаты исследования описывают в краткой и понятной форме в виде таблиц, графиков, диаграмм и схем.

Важно! Все результаты практического исследования описываются только в самой работе. В приложение их не выносят.

И только если размер и объем графического материала слишком большой, его выносят в приложение. А в самом тексте дают на него ссылку.

Оформление таблиц

Название таблицы пишется в начале с указанием порядкового номера, выравнивается справа.

Обязательно нужно указать единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то их указывают в заголовке (через запятую от названия или в скобках). Если в таблице встречаются разные единицы, их прописывают в заголовке нужной графы или строки

Обязательно нужно указать единицы измерения числовых данных. Если они общие для всей таблицы, то их указывают в заголовке (через запятую от названия или в скобках). Если в таблице встречаются разные единицы, их прописывают в заголовке нужной графы или строки

Требования к таблицам:

  1. Таблицы должны быть компактными. Лучше несколько маленьких таблиц, чем одна большая.
  2. Нумерацию указывают справа перед таблицей.
  3. Названия строк и граф должны быть емкими и без сокращений.
  4. Если отдельные графы повторяются или содержат одни и те же термины, несут одинаковый смысл, их указывают под одним заголовком.
  5. В одной графе все цифры должны быть одинаково точны. Для этого можно округлить их до целого числа или 1-2 цифры после запятой.
  6. Одна клетка таблицы должна вмещать одно число.
  7. Таблица не должна содержать пустых клеток.
  8. Если в таблице есть примечания, их набирают шрифтом по размеру на 1-2 значения меньше

Оформление графических материалов

Рисунок подписывается снизу с указанием порядкового номера, подпись и рисунок выравниваются по середине.

Любая приведенная в графических материалах информация должна быть описана в основном тексте

Любая приведенная в графических материалах информация должна быть описана в основном тексте

Требования к иллюстрациям:

  1. Название изображений, графиков и диаграмм помещают под материалом.
  2. Единицы измерения и названия смысловых осей всегда указываются.
  3. Условные обозначения обязательны.
  4. Если графический материал сопровождается большим количеством текста, его выносят в приложении. Например, анкеты, опросники, рисунки испытуемых.

Вывод

Исследование не считается завершенным, пока не описаны и не проанализированы его результаты. Результаты практического исследования — значения, которые получил и зафиксировал автор. Выводы на основе исследования — объяснение результатов автором, его собственные рассуждения.

Как проанализировать и описать результаты практического исследования обновлено: 29 октября, 2021 автором: Научные Статьи.Ру

Содержание темы. Научная обоснованность социологических исследований зависит от надежности метода и техники регистрации первичных данных. Многие социальные факты в социологических исследованиях являются статистическими обобщениями или социальностатистическими фактами.

Поэтому важную роль особенно в интерпретации конечных результатов исследования играют методы эмпирической, статистической обработки первичных социологических данных и их теоретической интерпретации. Важную роль в установление социальных фактов играет измерение с помощью, которого изучаются со циальные явления, процессы, системы их свойства и отношения. При этом объекты измерения отображаются на определенную числовую систему с соответствующими отношениями между числами. При помощи измерения формируются количественно - определенные понятия, иначе говоря, переменные. Измерение связано с развитием количественных методов, особых инструментов - группировок, шкал, индексов, моделей. Методы измерения позволяют применять различные статистические и математические методы для обработки и анализа первичных данных. Обычно социологи собирают массовые данные, например, тысячи анкет, десятки или сотни наблюдений и т. д. Для того чтобы представить эту массу информации в компактном легко обозреваемом виде, доступном для работы с этими данными, необходимо применить методы общей и математической статистики. К ним относятся: статистическая группировка, построение рядов распределения, статистические таблицы, подсчет средних арифметических величин, моды, медианы, мер рассеяния, среднего квадратичного (стандартного) отклонения и дисперсии, определение взаимосвязи двух и более признаков при помощи уравнения регрессии, корреляционного, дисперсионного, факторного, кластерного и других методов, определение статистических ошибок, проверка статистических гипотез, графические и другие методы. Обработанные данные подвергаются теоретической интерпретации.

В процессе теоретической обработки главной целью исследователя является подготовить и обработать полученный эмпирический материал таким образом, чтобы на его основе были сделаны и обоснованы выводы, были подтверждены или возможно опровергнуты гипотезы о намеченном объекте исследования. Реализация этой цели требует развития, уточнения и проверки: обоснованных теоретических представлений об объекте исследования (гипотез и др.); практических и теоретических представлений о связи теоретических и эмпирических высказываний об объекте исследования; отдельных действий для реализации цели, а также их порядка и т.д. На разных фазах теоретической обработки и интерпретации материалов решаются конкретные задачи, связанные с обобщением данных, при этом главное внимание уделяется проверке гипотез, их подтверждению или опровержению. Если с помощью системы гипотез удается вывести положения, которые до этого были неизвестны, если эти положения посредством эмпирических исследований можно подтвердить на практике, то подкрепляется центральная гипотеза. Социология, проистекающий непосредственный переход к теории представляет собой постепенный и сложный процесс. При этом, как правило, о научной теории в собственном смысле говорят в том случае, когда имеется относительно стабильная, достаточно подтвержденная, доказанная как истинная система высказываний. Применение результатов исследования в общественной практике представляет собой завершающую и нередко самую сложную фазу процесса исследования. Здесь выясняется способны полученные результаты и выводы изменить общественную практику в соответствии с целью исследования, которая была поставлена социальным заказчиком. Специфика процесса разработки и реализации научных рекомендаций вытекает из цели исследования: выводы, к которым пришел ученый или научный коллектив, не могут оставаться его личным достоянием или собственностью института; они должны подтвердить свою действенность на различных уровнях руководства обществом. Научные выводы должны вести к практическим социальным изменениям в интересах заказчика, населения или какого - либо социального слоя.

Но эти изменения проходят не автоматически, не самотеком, их необходимо осуществлять сознательно. Поэтому социологи должны работать в тесных контактах с практическими работниками, которые выступают заказчиками прикладных социологических исследований. При этом социолог несет социальную ответственность, общественную ответственность за результаты своих научных исследований и за практические рекомендации. Цели изучения темы: 1. Формирование исходных представлений о методах обработки и анализа первичной социологической информации; о метода статистики, математической статистики и других количественных методах анализа информации. 2. Уяснения сущности теоретической обработки и теоретической интерпретации полученных в результате обработки первичной социологической информации данных. 3. Умение разрабатывать практические рекомендации и рекомендации по их реализации в общественную практику. Задачи изучения темы: 1. Ознакомление с различными статистическими и математико-статистическими методами обработки и анализа информации. 2. Умение пользовать такими методами как группировка, построение динамических рядов, построение таблиц и др. методов. 3. Формирование у студентов умений правильно обрабатывать и анализировать динамические ряды и таблицы, подсчитывать коэффициенты связи, вести более углубленный математико-статистический анализ. 4. Уяснения сущности теоретической обработки и интерпретации результатов обработки данных. 5. Умение работать с гипотезами, уметь подтверждать или опровергать выдвинутые гипотезы на этапе разработки программы социологического исследования. 6. Умение разрабатывать практические рекомендации. 7. Уяснить возможности социологии в решении практических задач, которые стоят перед обществом, перед фирмой, перед конкретной категорией населения. 8. Формирование у социологов чувство гражданской ответственности за теоретические и практические рекомендации. Успешно изучив тему, студент: Знает: 1. Сущность измерения социальных переменных. 2. Роль количественных методов в обработке и анализе первичной социологической информации.

3. Основные методы статистической и математико-статистической обработки информации (ряды распределения, таблицы, корреляционный анализ, кластерный и др.). 4. Математико-статистические методы, которые характеризуют выборочную совокупность (средние величины, меры рассеяния и др.). 5. Методы выявления причинно-следственных связей. 6. Методы прогнозирования социальных процессов. 7. Методы теоретической обработки и интерпретации полученных данных. 8. Взаимосвязь изучаемых данных с теориями среднего уровня. 9. Методы разработки практических рекомендаций. Умеет: 1. Строить ряды распределения, таблицы, графики, подсчитывать средние величины, меры рассеяния. 2. Осуществлять корреляционный, регрессионный, дисперсионный, факторный, кластерный и др. виды анализа. 3. Работать на компьютере с пакетом прикладных программ: SPSS, Статистика и др. 4. Обобщать данные, делать теоретические выводы. 5. Разрабатывать практические рекомендации. Приобретает навыки: 1. Работы на компьютере с использованием ППП. 2. Вводить информацию в память компьютера и получать таблицы, графики и различные коэффициенты, т. е. работать с массивом данных. 3. Интерпретации полученных данных. 4. Написания отчета. 5. Разработки практических рекомендаций. 6. Умения реализовывать практические рекомендации в общественную практику, деятельность фирм, региональных органов и т.д. Изучив тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях: • статистические методы обработки социологической информации; • статистическая группировка; • ряды распределения; • таблицы; • средние величины; • средние арифметические величины; • мода; • медиана; • другие виды средних; • меры рассеяния; • стандартное отклонение, дисперсия; • графические методы; • меры связи двух и более признаков; • корреляционный анализ; • регрессионный анализ; • факторный анализ; • кластерный анализ; • дисперсионный анализ; • ППП (Статистика, SPSS); • теоретическая обработка эмпирических данных; • эмпирическое и теоретическое познание; • объединение отдельных результатов в обещающие выводы; • отношение между данными и гипотезами; • проверка исходных гипотез; • решение проблемы; • ошибки обработки, анализа и интерпретации данных; • многозначность эмпирической информации; • модель теоретической обработки данных; • фазы теоретической обработки; • формы применения научных результатов в практике; • исследовательский отчет.

В третьем разделе последовательно излагается фактический материал по решению поставленных в работе задач. Здесь приводят данные и их статистическую обработку математическими методами с указанием формы распределения изучаемых показателей и достоверности различий между ними, делается анализ и краткое обобщение по каждой из этих задач с последующим сопоставлением собственных результатов с литературными данными. Составляются выводы, а при необходимости выполнения целей практического исследования, и адресные рекомендации.

Если цель курсовой работы – создание практической методики, то важно дать детальное описание ее процедуры, задач на каждомэтапе (психодиагностики, консультирования, коррекционно-развивающей работы и т.д.) особенностей ее использования в опыте студента-исследователя.

Представление результатов исследования и их анализ целесообразно упорядочить относительно гипотез, целей и задач, сформулированных во ВВЕДЕНИИ.

Показатели отдельных испытуемых (или участников) обычно не представляются в этом разделе. Предположим, что обследовано 50 учащихся начальных классов с помощью батареи тестов интеллекта. Нет необходимости представлять данные каждого ученика. Представляются обобщенные показатели по всей выборке или по отдельным группам учащихся (например, среднее арифметическое, стандартное отклонение).

Результаты каждого испытуемого приводятся в ПРИЛОЖЕНИИ в виде сводных таблиц. В конце этих таблиц можно дать основные обобщающие статистики (среднее, стандартную ошибку, дисперсию и стандартное отклонение).Образец приведен в Приложении Д.

При описании результатов эмпирической работы целесообразно сначала дать общую их оценку, далее перейти к более детальному описанию полученных данных. Лучше перечислять их упорядочение, подразделяя на виды. Например, объективные и субъективные, первичные (исходные) и вторичные (вычисленные) и т.д.

Результаты эмпирического исследования должны быть представлены, прежде всего, в числовых значениях измеряемых величин:

1) показатели центральной тенденции (среднее, мода, медиана);

2) абсолютные и относительные частоты;

3) показатели разброса (стандартное отклонение, дисперсия);

4) значения критериев, использованных при сравнении результатов разных групп;

5) коэффициенты линейной и нелинейной связи переменных и т.д., в общем все показатели, которые доказывают выводы работы.

В тексте работы не нужно приводить формулы для подсчета типичных статистических критериев и описывать процедуру их вычисления. Предполагается, что рецензировать работу будет квалифицированный специалист, знакомый с основами математической статистики. Достаточно назвать использованные критерии и сделать ссылку на источник, из которого они заимствованы.

При описании результатов необходимо привести средние показатели по выборке, указать на значимость различий, описать соответствующие коэффициенты корреляции или другие математико-статистические критерии, применявшиеся при обработке данных. Далее в скобках обязательно указывается уровень статистической значимости полученных результатов. Указания на статистическую значимость могут даваться в одной из следующих форм:

1) различия достоверны на 5%-м или 1%-м уровне значимости;

2) (р≤0,05) или (р≤0,01);

3) (a≤0,05) или (a≤0,01).

Традиционно в психологии принято учитывать только эти два уровня статистической значимости. Поэтому в таблицах критических значений обычно эти два уровня и приводятся. Хотя в ряде исследовательских задач может быть полезно использование других уровней значимости.

При описании результатов сначала приводят данные описательной статистики, затем результаты статистических выводов. Описательная статистика важна для характеристики распределения полученных данных, описания центральных тенденций и меры разброса. Приводимые данные должны сопровождаться соответствующими комментариями и выводами.

При изложении результатов статистических выводов, прежде всего, приводятся значения коэффициентов корреляции, t-теста или других статистических критериев, а затем указывается их статистическая значимость. При анализе результатов статистического анализа важно в первую очередь обращать внимание на величину коэффициентов корреляции, на величину различий в средних величинах, на различие в частотах. Они должны использоваться как главное основание для формулировки выводов (при учете их статистической значимости). Помните, что выявление статистически значимых показателей – не единственное, что ищут психологии в исследовании.

Когда выборка исследования небольшая, то дается подробное описание индивидуальных показателей участников (при соблюдении этического принципа конфиденциальности в представлении результатов).

При изложении результатов проведенного исследования целесообразно придерживаться ранее установленной последовательности задач. Лучше начинать с общих аспектов, затем переходя к более частным.

Описывать эмпирическое исследование следует упорядоченно, разбивая на смысловые абзацы и разделы. Писать нужно по возможности просто и кратко. Важной особенностью этих разделов должна быть доказательность. Типичная логика изложения результатов эмпирического исследования предполагает представление результатов, их анализ и формулировку выводов. Следует иметь в виду, что количественные показатели позволяют сравнивать разнородные данные. Важно использовать и качественные показатели. При изложении результатов разработки методики практической психологической работы соблюдаются в основном те же самые требования, что и при описании научного исследования. При описании разработки психодиагностической методики необходимо привести основные психометрические показатели, полученные на каждом этапе. При описании методики консультирования, коррекционной, развивающей работы, а также методик психопрофилактики и психологического просвещения важно ориентироваться на требования к представлению конструктивного, преобразующего (формирующего) эксперимента. Следует привести конкретные показатели, характеризующие изменения в поведении, типе реакций, личности, психических функциях, деятельности, состоянии испытуемых (или клиентов) на протяжении консультационной, психотерапевтической, психокоррекционной или развивающей работы. Сравнение психологических показателей до и после проведенной практической работы позволяет убедительно доказать значимость этих изменений. Большую доказательность результатам придает сопоставление в исследовании экспериментальной и контрольной групп, эмпирическое сравнение эффективности разработанной и уже существующих методик.

Характерный стиль изложения результатов эмпирического исследования или практической психологической работы подчиняется следующей логике:

«– Рассмотрим результаты, полученные с помощью методики.

– Они представлены в таблице 3.1.

– Как видно из таблицы 3.1, испытуемые. отличаются (характеризуются).

Стилистическое оформление текста может быть иным, но именно такая логическая последовательность изложения придает большую убедительность представляемым данным. Важно помнить, что главная особенность как научного исследования, так и научно обоснованной разработки в области практической психологии заключается в доказательности и достоверности получаемых новых знаний. А доказательность результатам придают факты, выраженные в качественной и количественной форме. Поэтому их представлению в работе нужно уделять особое внимание.

Полезно привести типичные характеристики и примеры, убедительно иллюстрирующие те или иные утверждения. При этом важно помнить об этической стороне в работе психолога. Данные конкретного испытуемого приводятся анонимно. Типичной формой называния испытуемого является употребление его имени и инициалов (например, испытуемый Александр К. обнаружил. ).

Читайте также: