Педагогический совет программа воспитания школы от модели до воплощения

Обновлено: 26.04.2024

3 Нормативное сопровождение Требований к структуре основных общеобразовательных программ Фундаментальное ядро содержания общего образования (основополагающие элементы; универсальные учебные действия) Базисный образовательный план (инвариантная часть, вариантная часть, внеурочная деятельность, осуществляемая во 2-й половине дня) Примерные учебные программы Программы развития УУД Система оценки достижений требований стандарта

4 Первая задача учителя Образовательно-воспитательная деятельность строится как система неких ситуаций, заданий, направленных готовность осваивать новые технологии, адаптироваться к новым условиям труда, решать новые задачи Готовность к разрешению нестандартных проблем Готовность к использованию информационных ресурсов Готовность получать в диалоге новую информацию (коммуникативная компетентность) Готовность формировать здоровый образ жизни, воспитания ценностей как основа будущего благосостояния общества Готовность к обновлению ценностных ориентиров воспитания

5 Нормативные документы стандарта, закрепляющие новые воспитательные задачи Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования Программа развития воспитательной компоненты в ОУ средствами новых воспитательных технологий

7 Третьяк Н.В.: Законопроект делает больший акцент на области воспитания. Сам процесс образования обозначается, как неразрывный процесс обучения и воспитания. Более того, закон – за целевые ориентиры. Какие задачи стоят перед образованием? Это воспитание гражданина, патриота, ответственного человека. Позволю себе еще раз обратиться к федеральному государственному образовательному стандарту. Если вы внимательного его прочитаете, то найдете сформулированные требования к результатам личностного развития ребенка. Таким образом, перед школой ставится задача не только передать ему определенный объем знаний, то есть требования не только к предметным или межпредметным знаниям, но и к личностным. Новый закон об образовании, новые федеральные стандарты делают упор на воспитательный аспект деятельности образовательных учреждений

8 Воспитание это комплексная социально-педагогическая технология, поддерживающая развитие человека, общества и государства, содействующая решению стоящих перед ними проблем Методика ЗАРЯ (условия воспитания): З – занятость (урочная и внеурочная деятельность) А – активность (физическая, умственная) Р - разрядка ( эмоциональная, физическая: общение, хобби) Я - строительство Я ( Я –познание, развитие личности, самореализация) результатом воспитания является форма поведения человека. воспитатель – интересен ученику, творческий, знающий, общительный, носитель гуманистических ценностей (классный руководитель является ключевой фигурой воспитательного процесса).

9 Средневековая Русь Воспитательный идеал был укоренён в религии и представлен для православных христиан, прежде всего в образе Иисуса Христа. честность, верность, соборность, любовь, служение, самоотвержен

14 Основные направления организации воспитания и социализации учащихся общеобразовательных учреждений: Гражданско-патриотическое воспитание; Нравственное и духовное воспитание; Воспитание положительного отношения к труду и творчеству; Интеллектуальное воспитание; Здоровьесберегающее воспитание; Социокультурное и медиа культурное воспитание; Культуротворческое и эстетическое воспитание; Правовое воспитание и культура безопасности; Воспитание семейных ценностей; Формирование коммуникативной культуры; Экологическое воспитание.

15 Базовые национальные ценности Патриотизм Социальная солидарность Гражданственность Семья Труд и творчество Наука Традиционные российские религии Искусство и литература Природа Человечество

16 Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания нравственный пример педагога; социально-педагогическое партнёрство; индивидуально-личностное развитие; интегративность программ духовно- нравственного воспитания; социальная востребованность воспитания

17 Сроки реализации Программы: годы Для реализации Программы предусматривается определенное ресурсное обеспечение, включающее разработку нормативно-правовой базы в сфере воспитания на региональном уровне, развитие действующей инфраструктуры воспитания, подготовку кадрового потенциала в сфере воспитания, развитие научного, информационного, программно-методического обеспечения воспитания, обоснование объемов и механизмов финансирования воспитания.

18 Задачи по решению педагогического совета Создавать условия для формирования разностороннего развития личности. Использовать единообразие и адекватность (соответствие их возможностям ученика) требований. Уделять внимание всем учащимся, находить время для личного контакта с каждым учеником. Обеспечить эмоциональный комфорт как внутри школьного, так и педагогического коллектива. Формировать личность, не забывая старые педагогические истины и используя новые технологии

19 Спасибо за внимание Призываю самостоятельно глубоко изучить предлагаемые в процессе педсовета документы

Новая программа воспитания: в чем суть

Владимир Круглов внес ощутимый вклад в разработку примерной программы воспитания для школ Института стратегии развития образования РАО. Эксперт рассказал, какие идеи и традиции легли в основу программы, и почему пора выбирать новые модели и практики воспитания.

Программа опирается на несколько позиций. Во-первых, это деятельный подход к воспитанию. Ведь качество результата зависит от прямого взаимодействия учителя с ребенком, когда они объединены процессом какой-то совместной деятельности, интересной и одному, и другому. Такое выстраивание отношений ведет к тому, что педагог становится для своего ученика значимой личностью.

Во-вторых, программа выстраивает позитивные взаимоотношения преподавателя и воспитанника. Смысл в том, чтобы педагог смог отказаться от авторитарности и категоричных методов воспитания. Субъект-объектный подход, поощрение или наказание — это, конечно, уже традиция. Но от нее стоит отказаться в пользу деятельностного метода — когда ученик и учитель объединены общим процессом.

Вообще, в проекте заложено большее количество методов, уже доказавших свою результативность на практике. Экспертная команда разработала не только примерную программу воспитания, но и ряд методических рекомендаций по написанию таких программ и по организации воспитательного процесса в школе в целом.

Крупным планом: переоценка воспитания по всей стране

К сожалению, даже в наше время качество воспитания все еще пытаются оценивать количественными показателями. Владимир Круглов прокомментировал:

Тут, по логике, возникает вопрос: а существуют ли какие-нибудь концепты воспитания, которые могут стать более продуктивными? Ответ: да. Если речь идет о деятельности, то определяющим становится не только вовлеченность ребят в процесс, но и их удовлетворенность.

Важно мониторить, насколько педагоги значимы в глазах ребят, является ли классный руководитель личностью, которой ребенок может доверять, приходя к нему со своими проблемами, нерешенными вопросами, или он, наоборот, старается минимизировать общение с преподавателем.

Советники по воспитанию: как организовано обучение

Объем этой комплексной и хорошо продуманной программы составляет 106 часов, форма обучения — очно-заочная. На очных занятиях слушателям предлагают познакомиться с основами организации коллективных творческих проектов. В качестве итоговой аттестации студенты предоставляют и впоследствии защищают план воспитательной работы в общеобразовательном учреждении.

Работа над проектом шла сразу в нескольких направлениях:

  1. Приоритеты развития воспитания, а также его нормативно-правовое регулирование.
  2. Создание условий для позитивного и безопасного пребывания в информационной и интернет-среде для детей.
  3. Деятельность детских общественных объединений.
  4. Методы формирования воспитывающей атмосферы и обеспечение полноценного взаимодействия детей.

Программу завершили уже 2190 человек — представители 10 пилотных регионов страны от 18 до 63 лет (средний возраст — 34 года). Среди них 80% составили специалисты, задействованные именно в педагогической сфере, то есть — преподаватели, воспитатели, вожатые, методисты.

Кроме того, с первого дня занятий от каждого участника организаторы получают обратную связь, что позволяет вносить необходимые коррективы в образовательный процесс и повышать качество получаемых результатов.
Альбина Мурашова рассказала:

Сегодня, рассказывает Роман Романов, из Ленинградской области от детей поступило 3 прекрасных идеи, нацеленные на будущее. Ребята не только вовлечены в мероприятия, но и сами предлагают план грядущей работы.

Новый цифровой сервис: двойная польза педагогам

При необходимости туда можно вносить изменения, отражать уникальность воспитательной среды учебного заведения, но структура документа уже будет выстроена так, как это предусмотрено примерной программой воспитания и другими нормативно-правовыми актами. А календарный план тематической работы позволит, с одной стороны, легко его построить, а с другой, — проконтролировать эффективность проводимых мероприятий. Фактически это инструмент для организации и управления процесса воспитательной деятельности.

Следующий шаг в развитии сервиса — наполнение информацией, которую добавят преподаватели, желающие поделиться своим опытом. Еще у каждого учителя появится возможность дополнить ресурс сценариями для актуальных школьных мероприятий, которые тоже внесут ощутимый вклад в воспитательную работу.

Юлия Захир пригласила педагогов протестировать новый цифровой сервис и поделиться своим мнением:

Оценить 530 0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Любавичская основная школа имени Г.П.Силкина

Выступление на педагогическом совете

«Программа воспитания, как необходимое условие для воспитания и

Подготовила

Зубрицкая Марина Ивановна,

учитель начальных классов .

Несомненно, что в эпоху быстрой смены технологий требуются высоконравственные, активные, инициативные выпускники школ, способные генерировать собственные варианты идей, принимать решения в условиях постоянно меняющегося мира, готовые к продуктивному сотрудничеству. Из этого следует, что уже в годы ученичества необходимо развивать у ребят стремление к самостоятельному и творческому поиску, причем школьники должны овладеть умениями общения, принятия решений, школьное образование обращается к интеграции ресурсных возможностей процессов обучения и воспитания.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России развивает выше обозначенные цели, прописывая национальный воспитательный идеал, который в Концепции представлен следующим образом: это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное издание / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. : Просвещение, 2010. – 24 с.). Здесь акцентируются не только воспитание творческой направленности личности школьника, но и важность становления духовности и формирования активной гражданской позиции обучающихся.

Учитывая требования к Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, главное в педагогической деятельности сегодня – это развитие и воспитание ученика для его социализации. (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. –

М: Просвещение, 2008. – 39 с. – (Стандарты второго поколения).

Итак, выдвинуты новые социальные требования к российскому образованию: современному обществу нужны образованные, нравственные, компетентные люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. Поэтому воспитание школьников становится приоритетной задачей отечественных образовательных организаций.

Для реализации рассмотренных стратегий и отобранных концептуальных положений воспитания необходим специальный механизм. Таким механизмом может выступить Программа социализации и воспитания обучающихся. Программа является документом, представляющим содержательный, процессуально-действенный и управленческий аспекты педагогических средств, с помощью которых обучающийся может достичь определенного уровня воспитания, а также иметь перспективы для его дальнейшего развития.

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Цель и задачи Программы воспитанияи социализации обучающихся при получении основного общего и среднего общего образования

Целью программы воспитания и социализации обучающихся на ступенях основного и среднего общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

На ступенях основного образования для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются следующие задачи

- в области формирования личностной культуры:

укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности подростка формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;

формирование морали – осознанной обучающимися необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;

усвоение обучающимися базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;

• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;

формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;

формирование у подростка первоначальных профессиональных намерений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;

осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;

- в области формирования социальной культуры:

формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;

укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;

развитие патриотизма и гражданской солидарности;

развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;

формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных групп;

формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;

укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;

• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;

формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России;

- в области формирования семейной культуры:

укрепление отношения к семье как основе российского общества;

формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;

• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;

формирование начального опыта заботы о социально-психологическом благополучии своей семьи;

знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.

В новом законе воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, к природе…

Воспитание — зона ответственности не только семьи, но и школы, ведь ребенок проводит в ней большую часть дня. Новый закон расставляет акценты и усиливает его роль в образовании. В Программе воспитания определены девять обязательных направлений.

Это формирование у учеников:

3.Уважения к памяти защитников Отечества и к подвигам героев Отечества.

4.Уважения к закону и правопорядку.

5.Уважения к человеку труда.

6.Уважения к старшему поколению.

8.Бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации.

9.Бережного отношения к природе и окружающей среде.

Программа была разработана в 2019 году сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания. Она призвана помочь педагогам страны выявить и реализовать воспитательный потенциал образовательного процесса в целях решения задач Указа Президента РФ от 7 мая 2018 г.

РАЗРАБОТКА ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ

Создаем команду. С чего начать процесс разработки собственной школьной рабочей программы воспитания? Рассматриваем вопросы по разработке Программы воспитания на совещаниях классных руководителей, совещании при директоре, педагогическом совете.

Анализируем основные понятия .

Воспитание . Это понятие – одно из самых распространенных понятий в нашем профессиональном языке. Да и в обыденной речи это слово мы используем довольно-таки часто. Следующее определение принадлежит таким известным ученым как Х.Й.Лийметс и Л.И.Новикова — они определяют это понятие следующим образом: воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.

Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.

Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.

Цель и результат — это взаимосвязанные явления: цель – это планируемый, воображаемый, ожидаемый результат, а результат – это реализованная, достигнутая цель. Результаты воспитания всегда нечетки и до конца неопределенны (трудно достоверно утверждать, в какой мере сформировавшиеся у ребенка те или иные личностные качества стали результатом чьих-то внешних влияний, а в какой – результатом его собственных усилий). В этой связи корректнее вести речь, к примеру, не о результатах школьного воспитания, а о результатах социального воспитания, в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами: семьей, церковью, учреждением дополнительного образования и т.п. Результаты воспитания никогда не будут конечными (их нельзя определить сиюминутно, так как достоверно не известно, через какой промежуток времени те или иные оказываемые на ребенка влияния отразятся на нем, повлекут, если вообще повлекут, за собой те или иные изменения в нем). Результаты воспитания лучше всего поддаются описанию не в статике (получили то-то и то-то), а в динамике (происходят изменения в таком-то и таком-то направлении).

Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания. Соотношение цели и задач можно образно представить в виде соотношения пьедестала и ведущих к нему ступеней.

Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания. Это своеобразные магистральные пути организации школьной воспитательной работы (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности, воспитание через классное руководство и т.п.).

Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)

Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.)

Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности. Содержание и формы деятельности – явления взаимосвязанные, ведь содержание всегда в том или ином виде оформляется, а форма всегда что-то содержит. Формы деятельности могут быть самыми разными: рассказ, беседа, дискуссия, конкурс, игра, спектакль, экскурсия, КТД и т.п. Причем содержание этих бесед, игр или конкурсов может быть хорошим или плохим, толковым или бестолковым, воспитывающим или всего лишь развлекательным, но пустой форма не бывает никогда.

Продумываем структуру программы . Поскольку программа воспитания – это программа педагогической деятельности, постольку и логика ее построения должна быть именно деятельностной. То есть в ней должны найтись ответы на такие вопросы как:

— зачем мы планируем что-то делать (другими словами, каковы цели и задачи вашей деятельности),

— на чем именно мы планируем сосредоточить свои усилия (другими словами, каковы направления деятельности, по которым будет строиться воспитательная работа),

— что конкретно и как именно мы планируем действовать (другими словами, каковы виды, формы и содержание нашей деятельности),

— как вы собираетесь анализировать ход и результаты своей работы.

Поскольку общие сведения о школе уже указаны в Основной образовательной программе, в данном разделе нет необходимости их повторять.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты , которым необходимо уделять чуть большее внимание на разных уровнях общего образования:

В воспитании детей младшего школьного возраста ( уровень начального общего образования ) таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

Выделение данного приоритета связано с особенностями детей младшего школьного возраста: с их потребностью самоутвердиться в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения. Такого рода нормы и традиции задаются в школе педагогами и воспринимаются детьми именно как нормы и традиции поведения школьника. Знание их станет базой для развития социально значимых отношений школьников и накопления ими опыта осуществления социально значимых дел и в дальнейшем, в подростковом и юношеском возрасте . К наиболее важным из них относятся следующие:

- быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребёнка домашнюю работу, помогая старшим;

- знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;

- беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоёмы);

- проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;

- стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;

- быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;

- соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;

- уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;

- быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чём-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать своё мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

Знание младшим школьником данных социальных норм и традиций, понимание важности следования им имеет особое значение для ребенка этого возраста, поскольку облегчает его вхождение в широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений.

Осуществляя работу с классом, учитель начальных классов организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Читайте также: