Оборудование театрально игровой деятельности детей в детском саду

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Кузнецова Марина Александровна
Ребенок дошкольного возраста – настоящий слушатель, мечтатель, исследователь.

Автор: Кузнецова Марина Александровна

КОНСУЛЬТАЦИЯ

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОО на сегодняшний день стоит особо актуально. . Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому воспитатели нынешнего поколения испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

ФГОС дошкольного образования выдвигает следующие требования к предметно — развивающей среде ДОУ: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений развивающей предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;

Полифункциональность материалов предполагает:

-возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

− наличие в ДОУ или группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре)

Вариативность среды предполагает:

− наличие в ДОУ или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

− периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

− доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

− свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

− исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность развивающей предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

К настоящему времени в отечественной дошкольной педагогике и психологии накоплен достаточно большой опыт работы по проблеме воспитания и обучения детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, С. А. Новоселова, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова и др.) Особенностью этих исследований является акцентирование внимания на построении предметно-игровой среды, что предполагает поиск новых подходов к ее организации в дошкольном учреждении, работающем в новых условиях — в русле личностно-ориентированной концепции.

При организации игрового пространства в детском саду необходима сложная, многоплановая и высокотворческая деятельность всех педагогов ДОУ. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Построение среды для театрализованной деятельности.

Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид творчества. Она является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Применение театрализованной деятельности, как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. Занятия театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, точно чувствовать и познавать окружающий мир. Кроме того театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у детей эмпатии, т. е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции.
Любовь к театральному творчеству, желание передать эту любовь детям, стремление через театральное мастерство сделать жизнь ребёнка счастливее, а внутренний мир богаче, стало опорной точкой для данного вида работы.
Влияние театрализованной деятельности на творческое и всестороннее развитие личности ребёнка очевидно, именно поэтому моя работа нацелена на развитие художественно-эстетического вкуса, эмоциональных чувств и комфортное пребывание детей в детском коллективе средой театрального искусства.
Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованная деятельность помогает всесторонне развивать ребенка.
Поэтому педагог обязан:
- создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации и т. д.);
- приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения:
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей — длительная работа.
Для выбора наиболее эффективных методов развития творческих способностей ребенка дошкольного возраста выявляется уровень их эмоционального состояния, проводится предварительная работа, включая изучение методической литературы по проблеме, а также приобретается или изготавливается (своими руками, помощь родителей) необходимый дидактический материал для организации предметно - развивающей среды. Центр театрализованной деятельности является одним из основных при организации развивающей среды.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

Центр театрализованной деятельности — один из активных секторов в нашей группе, он создает уют для полноценного проживания ребенком дошкольного детства в условиях ДОУ.

Цель театрального уголка:
Развитие творческих способностей у детей;
Развитие воображения,умения импровизировать;
Развитие памяти, внимания, выражение основных эмоций;
Прививать устойчивый интерес к литературе, театру, музыке;
Все костюмы, атрибуты располагаются так, чтобы детям было удобно их брать и пользоваться ими, объединятся подгруппами по общим интересам.
Превращается рука
И в котёнка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке!

В театральном уголке размещаются:

имеется ширма настольная с декорациями, большой фланелеграф, уголок костюмов, элементов костюмов для героев сказок, уголок ряженья с набором шапочек, юбочек.

Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

Разнообразные игры повышают эмоциональный тонус, снимают напряжение, активизируют внимание детей. Театрализованная деятельность включается практически во все разновидности непосредственной образовательной деятельности, в самостоятельную деятельность, деятельность детей и взрослых в свободное время, в сценарии праздников и развлечений.

Не последнее место занимает составление программы мероприятий по реализации опыта, предпринимаются попытки по воплощению задуманного в жизнь, а на заключительном этапе проводится мониторинг по результатам работы.
Для достижения оптимальности и эффективности задуманных идей я использую следующие формы работы:
1. Организация обучающих, развивающих и творческих занятий;
2. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, театрализованная игра на праздниках и развлечениях;
3. Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни;
4. Мини-игры, мини-сценки в ходе непосредственной образовательной деятельности;
5. Совместное изготовление костюмов, реквизитов, декораций для организации предметно-развивающей среды;

Роль педагога в организации театрализованной деятельности:
Умения и навыки педагога в организации театрализованной деятельности:
При помощи театральной практики педагог накапливает знания, умения и навыки, необходимые ему в образовательной работе. Педагог должен уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. обладать основами актёрского мастерства.
Главные условия – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Педагогическое руководство игровой деятельностью в детском саду включает:
•Воспитание у ребёнка основ общей культуры;
•Приобщение детей к искусству театра;
•Развитие творческой активности и игровых умений детей.

Работа с родителями.

Родители должны участвовать:

– в реализации основной образовательной программы;

– в создании условий для полноценного и своевременного развития личности ребенка в дошкольном возрасте;

– быть активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.

И конечно, для того чтобы воспитать эту позицию у родителей, нам нужно приложить много усилий.

С введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, организация правильной предметно-развивающей среды ДОУ – одна из главных задач, и без совместной работы с родителями мы не можем пополнить эту среду в виду недостаточного материального обеспечения. Это взаимодействие предполагает обмен мыслями, чувствами, идеями, переживаниями; оно также направлено на повышение педагогической культуры родителей.

В практике работы ДОУ используются разные формы сотрудничества с семьёй, я использовала следующие:

-Мастер-класс по изготовлению куклы на ложке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вышеописанные действия, направленные на приобщение детей к театрализованной деятельности дают положительные результаты в воспитании и развитии детей. В результате запланированной работы по развитию детей через театрализованные игры происходит:
• развитие ребёнка по всем направлениям образовательных областей;
• значительное расширение представлений детей о театральной культуре;
• создание предметной среды, способствующей развитию у детей театральной культуры;
• дети учатся осуществлять выбор ролей, осознавать себя в определённой роли, производя соответствующие ролевые действия;
• умеют перевоплощаться в роли, используя выразительные средства (интонации, мимику, движение, применяя атрибуты, реквизит;
• умеют пересказывать и сочинять небольшие сказки, истории, рассказы; отвечать на вопросы по содержанию, драматизировать;
• овладевают способами действий с различными игрушками, театральными куклами, бытовыми предметами и т. д.;
• умеют взаимодействовать с другими детьми в самостоятельной театрализованной игре;
После проведённой работы у детей происходят значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления и воображения.
Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства, что считается определяющим для обучения детей театрализованной деятельности.

Анализ.
Результатом проводимой мною работы явилась положительная динамика игровой деятельности детей. Использование нетрадиционных игровых методов и приёмов с дошкольниками позволило добиться высоких стабильных результатов, реализации поставленных задач. Дети стали активны, коммуникабельны в общении со сверстниками, знакомыми и незнакомыми в различных ситуациях общения. Научились согласовывать тему игры, договариваться о последовательности совместных действий, налаживать и регулировать контакты в совместной игре. Дошколята стали больше проявлять творческую самостоятельность в игре.
Повысился интерес детей к играм, что подтверждает эффективность использования нетрадиционных методов и приёмов в развитии игровой деятельности. Родители стали больше внимания уделять играм с детьми. Представленный опыт доказывает, что необходимо использовать нетрадиционные разнообразные игровые методы и приёмы, которые позволяют сделать процесс игровой деятельности интересным и доступным.
В результате совместной игровой деятельности, дети научились переносить игровые действия с одной игрушки на другую. Широко использовала в своей работе игры-показы.
Результат опыта:
- повысился уровень речевого развития и речевого этикета детей;
- появилось умение контролировать эмоциональное состояние детей;
- появилось осознанное поведение и общение в обществе.
- повысился эмоциональный контакт с семьями воспитанников.

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.
При использовании данного опыта работы я столкнулась с некоторыми проблемами и трудностями:
• Трудностями же использования данного опыта я бы назвала следующие:
- что делать, если ролей не хватает на всех детей;
- кто будет играть отрицательных персонажей?
Первая трудность вполне решаема. Здесь возможна подгрупповая организация занятий по театральной деятельности. Кроме того, воспитатель может придумать какие-либо дополнительные роли, чтобы охватить всех детей.
Вторая же трудность несколько сложнее и требует вдумчивого наблюдения за конкретными детьми, индивидуального подхода к каждому ребенку. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети, в большинстве случаев, хотят исполнять роли добрых, сильных и находчивых персонажей и не хотят играть злых, жестоких, бесчестных. В таких случаях нужно подчеркнуть, что в театрализованной деятельности все — и дети, и взрослые — артисты, и они должны уметь играть и положительные, и отрицательные роли. Причем зачастую сыграть роль отрицательного героя намного сложнее. Однако иногда бывает и так: стремление активно участвовать в театрализованной деятельности, привлечь внимание к себе толкает ребенка к постоянному исполнению отрицательных ролей. Постепенно образ как бы прилипает к нему, и, в конце концов, этот ребенок начинает вызывать насмешки у других детей, поэтому необходимо, чтобы каждый из детей исполнял как отрицательные, так и положительные роли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности: - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.
2. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -128 с.
3. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду / Е. В. Мигунова. - НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. – 126 с.
4. Ушакова О. С. и др. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2009.- 176 с.
5. Лыкова И. А. Теневой театр вчера и сегодня С. -П. :2012г.
6. Лыкова И. А. Театр на пальчиках М. 2012г.
7. Ярыгина О. Г. Мастерская сказок М.:2010г.

Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. (Текст) / С. Л. Новоселова. — М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. — 64 с.

Е.О. Смирнова, Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду М.: Русское слово, 2016г.

Необходимые атрибуты: афиши, билеты, кассы, цветы, бинокли, гримерная, костюмерная.

В группе должны быть созданы условия для проведения игр - имитаций и хороводных игр. Предусмотрено достаточно места для организации подгрупповых и групповых игр.

Необходимо иметь атрибуты в соответствии с содержанием игр:

ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА:

- маски – шапочки (театр масок);

- образные фартучки или нагрудные знаки;

- веночки, бусы, султанчики, корзинки и сумочки, ленточки;

- костюмы для ряжения, парики;

Для игр воспитателя с детьми и сюрпризных моментов:

- тростевые куклы (по возможности);

- пальчиковый театр - 2 вида (вязанный на всю длину пальца ребенка и картонный с прорезями для пальцев);

- куклы би-ба-бо (образы людей, животных);

- фланелеграф с набором персонажей и декораций (театр картинок);

Для создания музыкального фона в процессе театрально-игровой деятельности :

- аудиозаписи (фонотека);

- музыкальные игрушки: барабан, бубен, погремушки, музыкальные шкатулки.

ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА:

Тоже что и в первой младшей плюс (ассортимент атрибутов, игрушек, персонажей от группы к группе увеличивается по каждой номинации) :

- маски сказочных персонажей,

- маски животных - диких и домашних, взрослых и детенышей;

- флажки, платочки, ленточки, веночки.

театр петрушек (1-2 куклы (петрушка, бабушка, дедушка и др., театр игрушек - фигурок);

- костюмы, элементы костюмов, театрально-игровые атрибуты для игр-драматизаций;

Для создания муз. фона добавляются записи звукошумовых эффектов (фонотека).

Тоже самое и добавляется:

- маски любимых персонажей;

- конусный театр (или театр цилиндров);

- куклы в рост человека (по возможности).

Для создания муз. фона добавляется:

- муз. игрушки - металлофон, бубен, дудочки - свистульки.

- маски, полумаски, маски – головы;

- перчаточный театр живой руки;

- театр марионеток ( куклы - марионетки: лошарик, котенок, страусенок из шариков и т. п.).

Театрально - игровое оборудование :

- ширмы, ограждения, декорации

Для театрально - игровой деятельности имеются ТСО: аудиозаписи и фонотеки литературных произведений.

Обратить внимание на способы оформления декораций, оборудования для настольных театрализованных игр, хранения разных видов театров.

- театр головок (из шариков для пинг-понга, кусочков пенопласта, поролона, бумажных коробок, плоские из картона, из кружочков ткани);

- театр оригами;

- театр из коробок (в т. ч. спичечных коробков);

- театр из природного материала;

- театр вязаной игрушки;

- театр из клубков;

- театр в коробке с прорезями (плоские фигурки на веревочках) и др.

Необходимо предусмотреть региональный компонент в оформлении игрушек, декораций.

Методические рекомендации по содержанию центра изобразительного искусства в группах ДОУ. Консультация для педагогов Большое место в организации самостоятельной художественной деятельности детей в группе отводится уголку изодеятельности или, как его часто.

Методические рекомендации по содержанию речевого центра в группах компенсирующей направленности Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически.

Программа наставничества для воспитателей социально-реабилитационного центра Введение Актуальность темы В современных условиях воспитатель социально – реабилитационного центра, как и любой педагог, должен хорошо.

Рекомендации для воспитателей детский садов Рекомендации для воспитателей детских садов, с целью профилактики конфликтов с родителями дошкольников. [/h3] Описание материала: Проблема.

Рекомендации для воспитателей по игровой деятельности Рекомендации для воспитателей по игровой деятельности Рекомендации для воспитателей по развитию игровой деятельности в младшей группе. 1.

Рекомендации для воспитателей по полоролевому воспитанию Советы воспитателям Необходимо у мальчиков развивать мелкую моторику, для этого использовать соответствующие игры, а у девочек - крупную.

Рекомендации к проведению мероприятий по развитию речи и театрализации через ознакомление с Южным Уралом Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается.

Автор: Литвина Наталия Анатольевна

Населенный пункт: г. Саратов

Театрализованная деятельность имеет большое значение для всестороннего развития ребенка. Именно поэтому так важно создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, приобщать детей к театральной культуре, поощрять исполнительское творчество.

Занятия театрализованной деятельностью помогают развить интересы и способности детей, способствуют общему развитию, проявлению любознательности, стремлению к познанию нового, усвоению информации и новых способов действий, развитию ассоциативного мышления, настойчивости и целеустремлённости, проявлению общего интеллекта. Выступления на сцене способствуют реализации творческих и духовных потребностей ребёнка, раскрепощению и повышению самооценки. театральной деятельностью учат ребёнка точно формулировать свои мысли, чувствовать и познавать окружающий мир.

Для этого необходимы определенные условия. Одним из важных факторов реализации работы по театрализованной деятельности в группе является правильная организация предметно-развивающей среды. И сегодня мы поговорим о том, как правильно организовать театральный уголок в группе.

При организации театрального уголка важно предусмотреть следующие принципы:

— Принцип мобильности. Нужно предусмотреть возможность объединения различных уголков и зон группы детского сада, а также транспортабельность атрибутики театра.

— Принцип сменяемости материала. Как и любой элемент развивающей среды, театральный уголок нуждается в обновление репертуара, декораций и прочей атрибутики. Это будет зависеть от многих факторов, например, от времени года, возраста детей, тематики проводимых занятий и пр.

— Принцип многофункциональности. Он подразумевает, что один и тот же атрибут может выполнять множество задач.

— Принцип эстетичности. Театр должен развивать у детей чувства вкуса.

  • Принцип доступности. Оснащение театрального уголка должно подходить детям по возрасту и совпадать с их зонами актуального и ближайшего развития.

Стандартная театральная зона включает в себя:

— Игрушки для разных видов театра (театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, ложках, тарелках, персонажи для коврографа и т.д.)

— Реквизит (в зависимости от возраста и от сказок)

— Костюмы или элементы костюмов

— Фонотека с разнообразной музыкой

— Афиши, билеты, програмки.

— Декорации (для старших дошкольников)

Содержание уголков с учетом возраста детей.

Для младшего возраста:

Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков, тренировать координацию, мелкую моторику.

— настольный театр (различные виды);

— театр мягкой игрушки;

— театр вязаной игрушки;

— театр игрушки из конуса.

Для среднего возраста:

Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой. Осваивать азы кукловождения, знакомство с театральной ширмой.

— настольный театр (различные виды);

— куклы на ложках или тарелках;

— кукла на гапите

— плоскостной на коврографе.

Для старшего возраста:

Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.

Для подготовительной группы:

Задача — освоение тонкостей актерской деятельности, развитие творчества. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее.

Интересный момент — наличие в группе хранителя театрального уголка. Это, своего рода, кукла-зазывалка, вызывающая у детей интерес к данной деятельности. Эта кукла должна быть любимой для детей, знакомой для них. Она зачинщица и помощница для детей в любом виде театрализованной деятельности. Она не только зазывает в сказку, но и может помочь в знакомстве детей с основами театра.

Для развития у старших воспитанников творческого воображения и искусства перевоплощения, в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут сами моделировать свое творчество. Алгоритм перевоплощения (карточки с последовательностью и избирательностью выбора реквизита, костюмов) помогут детям научиться создавать выбранный образ, делая его более ярким и эмоциональным. Карточки с алгоритмом перевоплощения должны быть оформлены красочно,

в доступной для детей форме

Примеры алгоритмов перевоплощения в роль.

Девочка — красная шапочка — корзинка — пирожки = Красная шапочка.

Девочка — платок — юбка/фартук — палочка = Бабушка.

Для развития у старших воспитанников творческого воображения и связной речи в театральных уголках целесообразно наличие алгоритмов, по которым дети могут самостоятельно воспроизводить сказку опираясь на модель - сюжетные картинки. Алгоритмы по развитию сказочного сюжета научат детей фантазировать, включаться в творческий процесс — придумывать новую сказку, изменяя сюжетную линию, добавляя по своему усмотрению новых героев. По содержанию эти алгоритмы могут быть предназначены для развития словотворчества детей, их самостоятельной театрализованной деятельности. Они могут быть:

Виды алгоритмов по развитию сказочного сюжета:

— По сюжетной линии знакомой сказки;

— Со свободным сюжетом. Детям предлагается набор персонажей, с которыми они должны составить собственную сказку.

— Волшебные шкатулка, коробочка/мешочек (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;

— Волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми);

— Волшебная палочка (используется для перевоплощения, снятия робости при исполнении роли, для изменения сюжета);

— Волшебное зеркальце (ребенок превращается и видит себя в зеркале тем, кем захочет),

Создавая театральный уголок в группе, мы пробуждаем у детей любовь к искусству, воспитываем в них самостоятельность, активность, творчество, интерес к театру, раскрываем их индивидуальные способности и стремимся к сплочению их в дружную команду. Желаю вам проявлять фантазию, выдумку и изобретательность при оформлении своих групповых театральных уголков.

Творческих успехов!

Список используемой литературы

1 Караманенко, Т.Н., Караманенко, Ю.Г. Кукольный театр - дошкольникам. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.

2 Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

3 Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. – М.: Лепта-Книга, 2007.

4 Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

5 Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007.

6 Генов, Г.В. Театр для малышей. - М.: Просвещение, 2011. - 154 с.

7 Власенко О. П. Театр кукол и игрушек в детском саду: кукольные спектакли, эстрадные миниатюры для детей 3-7 лет. – Учитель, 2019

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить воспитанников интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера.

При построении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность учитываются:

  • особенности эмоциональной личности ребенка,
  • его индивидуальные социально-психологические особенности;
  • индивидуальные предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес
    и творческие способности;
  • поло-ролевые особенности.
  • возрастные особенности.

В группе могут быть созданы центры речевой активности, например, литературный уголок. Он может быть представлен в виде стеллажа
или открытой витрины для книг, столика и двух стульчиков или мягкого диванчика, книгами по программе и любимыми книгами детей, портретами писателей и поэтов, экспозицией сказок.

Список книг для литературного уголка может включать в себя:

В групповых комнатах также отведено место для театрального уголка. Здесь находятся следующие материалы:

  • театр настольный;
  • ширма;
  • наборы кукол (пальчиковых и плоскостных фигур, кукол-марионеток) для разыгрывания сказок;
  • театр, сделанный самими детьми и воспитателями (конусы
    с головками-насадками, разные маски, декорации);
  • персонажи с разным настроением;
  • материал для изготовления персонажей и декораций (цветная бумага, клей, бросовый материал, карандаши, краски, ножницы и другие материалы);
  • готовые костюмы, маски для разыгрывания сказок, самодельные костюмы;
  • атрибуты-заместители (круги разных цветов, полоски разной длины) для обозначения волшебных предметов и разметки пространства игры
    в дошкольном учреждении;
  • уголок ряженья со средней группы (готовое ряженье);
  • для детей старшего возраста — элементы ряженья, парики и прочее.

Оснащение театрального уголка для 1-ой младшей группы:

Оснащение театрального уголка для младшей группы:

Для детей от двух до четырех лет необходимы наборы готовых игрушек или заготовок и полуфабрикатов для изготовления объемных или плоскостных персонажей и элементов декораций настольного театра. Фигурки могут быть мелкого и среднего размера, сделаны из бумаги, картона, резины, пластмассы, пластизолей, папье-маше, тонкой фанеры. Образ театральных игрушек условный.

Для театрализации используется ковролин голубоватого или серого тона. К нему прилагаются наборы плоскостных фигурок и декораций, выполненных также из ковролина или иных материалов с креплением из ленты-липучки.

Тематика наборов определяется учебной программой дошкольного образования.

Для игр-драматизаций необходимы наборы и элементы костюмов, полумаски персонажей знакомых народных сказок, выполненные из бумаги, тонкого картона, папье-маше, прореженных или нетканых материалов; персонажи литературных произведений или наборы персонажей для театра бибабо, соразмерные руке взрослого (для показа детям) или ребенка (перчаточные или пальчиковые), сделанные из легких материалов (пенопласта, папье-маше на каркасе), мелкого и среднего размера.

Также нужны фигурки, головки которых управляются тростью, а руки (лапы) мягкие, выразительные, свободно следуют движению корпуса.

Оснащение театрального уголка для средней группы:

Оснащение театрального уголка для старшей группы:

  1. Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, ограждения, простейшие декорации, изготовленные детьми.
  2. Стойка-вешалка для костюмов.
  3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 4-5 сказок.
  4. В группе имеется разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, театр марионеток, теневой театр фигур и масок, тростевые куклы, куклы с живой рукой.
  5. Для театрально-игровой деятельности имеются технические средства обучения: аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов, видео-фонотеки литературных произведений.

Для детей четырех-шести лет игрушки для театрализованных игр отвечают в основном тем же требованиям, что и на предыдущем возрастном этапе. Однако здесь дополнительно рекомендуются куклы-марионетки с
элементарной системой управления; мягкие, на прочных нитях, соразмерные росту ребенка.

- волшебные ларец, шкатулка, коробочка (для обыгрывания появления героев, какой либо вещи, сюрпризного момента;

- волшебный колпачок (обладатель его становится невидимым, может незаметно наблюдать за всеми)

- волшебная палочка (для перевоплощения, снятия зажатости и робости при исполнении роли, для изменения сюжета);

- волшебный мешочек (из которого можно достать любую вещь, а также для беспредметного обыгрывания, и для развития фантазии);

- волшебный стаканчик (в нем может быть любой напиток – обыгрывание на этюдов на память физических действий, развитие мимики);

- волшебная маска (превращение в любого героя, действие от его имени);

  1. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры,

упражнения, сценарии. Сфера, 2006.

2. Мигунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду Сфера, 2009.

3. Щеткин, А.В. Театральная деятельность в детском саду: для занятий с детьми

5 –6 лет Мозаика –Синтез, 2007.

4. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста Е.А.Дубровская и др. Академия, 2002

Читайте также: