Обобщение опыта внеурочная деятельность в начальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Современный человек должен глубоко осмыслить диалектику отношений между обществом и окружающей природной средой. В наш век создалась такая ситуация, когда становится недопустимой деятельность в природе без достаточных знаний о возможных последствиях этой деятельности. Следовательно, решение экологических проблем требует, прежде всего, перестройки сознания мышления людей. Эти качества закладываются с первых лет жизни ребенка, развиваются и закрепляются на школьной скамье. Включение основ экологических знаний в обучение школьника, его экологическое образование - это необходимость нашего времени, обусловленная современным уровнем развития экологии как комплексной науки и социальными задачами - подготовкой высоконравственных и образованных людей, умеющих экологически грамотно мыслить и решать сложные проблемы, возникающие в результате взаимодействия человечества с окружающей природной средой.

Важнейшими факторами решения экологических проблем являются психологическая готовность людей внедрять уже существующие экологически безопасные технологии, сознательное соблюдение экологических ограничений, а также стремление принимать личное участие в природоохранной деятельности и т.п. Гуманитарное направление как раз и предполагает смену системы ценностей, коррекцию мировоззрения, перестройку сознания людей, т.е. формирование новой экологической культуры человека.

Формирование экологической культуры населения сегодня рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России (наряду с такими сферами как экономика природопользования, экологическое право, управление природопользованием, сохранение биоразнообразия и здоровья среды).

Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры люди могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими. Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов.

Традиционно развитие экологической культуры связывается, прежде всего, с экологическим образованием. В мировой практике используются две основных взаимодополняющих модели такого образования:

Однако развитие экологической культуры только на основе формального экологического образования недостаточно эффективно. Основным результатом традиционного экологического образования оказывается определенная осведомленность обучающихся в области экологических проблем.

Педагоги отмечают, что учащиеся хотя и усваивают экологические знания, готовы воспринимать информацию об экологических бедствиях, но, как правило, не стремятся разобраться в причинах их возникновения. По данным анкетных опросов 80% школьников не готовы проявлять личную активность в практических делах по охране здоровья среды.

Такая ситуация во многом обусловлена тем, что до сих пор на практике процесс формирования экологической культуры учащихся часто ограничивается включением определенных экологических вопросов в биологические, географические, химические и т.п. учебные курсы. При этом, как показали специальные исследования, только 15% школьных учителей рассматривают формирование экологической культуры учащихся как важнейшую педагогическую задачу.

Цель региональной экологической политики в сфере образования - создание системы эффективного целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий жителей с использованием для этого всех возможных инструментов и институтов.

Для достижения данной цели необходимо обеспечить решение следующих задач:

  • формирование у населения системы представлений об основных положениях стратегии устойчивого развития, о проблемах поддержания здоровья среды и т.д.;
  • формирование гуманного отношения к природе, обеспечивающего психологическое включение животных и растений в сферу действия этических норм;
  • освоение населением экологически безопасных способов природопользования;
  • обучение людей осознанно использовать уникальный потенциал, который заключен в духовном общении с миром природы, для собственного личностного развития;
  • формирование у людей потребности в активной личной поддержке идей устойчивого развития и поддержания здоровья среды.

Экологическое образование осуществляется детскими дошкольными учреждениями, школами, вузами, учреждениями дополнительного образования детей.

Эколого-образовательная деятельность носит системный характер, предполагает формальную ответственность образовательной структуры за конечный результат образовательного процесса - уровень подготовленности своих выпускников.

Просвещение подразумевает, прежде всего, целенаправленное информирование населения в экологических вопросах, вовлечение широких слоев

населения в активное участие в природоохранной деятельности. Эколого-просветительская деятельность может осуществляться как государственными, общественными, частными организациями (учреждениями), так и отдельными лицами.

Экологическое просвещение не дублирует и не заменяет содержание, формы и методы общего и профессионального экологического образования

В современной педагогической науке существует большое разнообразие подходов к проблеме показателей экологической воспитанности. Экологическое воспитание рассматривается как разностороннее взаимодействие детей – активных субъектов деятельности с окружающей природосоциальной средой. В результате такого взаимодействия осуществляются процессы социализации личности ребёнка, т. Е. приспособление его к условиям социальной жизни и экологизации, формирование человека как носителя человеческой культуры.

  • усвоения норм и правил экологически обоснованного взаимодействия с окружающим миром;
  • наличие потребности в приобретении экологических знаний, ориентация на практическое применение их;
  • потребность в общении с природой, проявление положительных чувств;
  • умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности;
  • проявление инициативы в решении экологических проблем своего ближайшего окружения

Основной задачей экологического образования является не столько усвоение экологических знаний, сколько обучение решению экологических проблем, которое должно быть направлено на достижение конкретных положительных изменений в состоянии окружающей среды.

Исходя из выше сказанного, учитывая актуальность проблемы по формированию экологической культуры младшего школьника, ведущей целью моей работы является создание условий для формирования экологической культуры личности младшего школьника.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

  • воспитывать экологически культурную личность через углубленные знания по краеведению и основам экологии;
  • раскрывать творческий потенциал и развивать разносторонние способности детей;
  • формировать познавательный интерес и интеллектуальное развитие школьников;
  • содействовать формированию экологической культуры, умению публично выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать идеи;
  • прививать навыки исследовательской работы.

Отношение людей к природе в процессе производства сопутствовало всей истории человечества и всегда в той или иной мере отражалось в сознании людей. В экологической культуре закрепляется комплекс экологической деятельности, а также общественные отношения, связанные с её выполнением и, как составной духовный элемент, специфическое экологическое сознание конкретной эпохи. Осваивая экологическую культуру, человек создаёт экологические условия своего существования, продуцирует свою систему его отношений с природой.

Под экологической культурой понимается определённая программа, опредмеченная в процессе экологической деятельности, на основании которой субъект строит свой исторически конкретный тип взаимодействия с природой. Содержание этой программы составляет специальная информация о нормах экологической деятельности.

Именно сложившийся тип экологического сознания определяет поведение людей по отношению к окружающей их природе.

В настоящее время программы экологического образования построены на основе приобретения знаний, наличие которых недостаточно для развития личности. Необходимо формирование ответственного и целесообразного отношения человека к природе. Такое отношение формируется в процессе непосредственного общения с природой.

Воспитывая экологическую культуру личности младшего школьника, я применяю в своей работе технологии:

Развитие образования невозможно представить без широкого внедрения в учебный процесс и внеклассную деятельность информационных технологий. Информационные технологии дают возможность отобрать такое содержание образования, которое поможет ребенку сохранять и воссоздавать целостную картину мира, осознавать разнообразные связи между объектами и явлениями и в то же время сформирует интерес детей к тем или иным экологическим проектам, природоохранным мероприятиям. Посещение музеев, ботанического сада, офиса Болоньского заповедника, встречи с писателями - амурчанами, использование средств экологической пропаганды (плакаты, значки, марки и т.д.), отражающие экологическую тематику, а также экологические лозунги, обращения, видеоклипы привлекают внимание детей к экологическим проблемам.

В начальной школе игровые технологии остаются ведущим видом деятельности. Играя, ученики осваивают и закрепляют сложные понятия, умения и навыки непроизвольно.

  1. Во время прогулки с друзьями ты видишь, как какие- то люди сбрасывают с грузовика в озеро бочки. Что ты предпримешь?
  2. Ты с друзьями отмечаешь окончание четверти на природе. Когда вы собрались уходить, кто-то предлагает оставить весь образовавшийся мусор в лесу. Твои действия?

В конце Экологической Недели проводится праздник в виде игры - путешествия, информационной игры, конференции.

Включаю в свои мероприятия рубрики:

  • знаете ли вы….(почему наш Амур назвали Черным Драконом)
  • из книги Гиннеса… (Самая крупная градина 1,02кг. Это было в Бангладеш 14 апреля 1986г. От града погибло 98 человек. Самая высокая волна 34 м. Самая высокая скала в Тихом океане 561 м и многие другие высказывания)
  • спасены человеком (о зубрах, лосях, наших дальневосточных аистах, бобрах и т.п.)
  • ждут помощи (о лотосе, орле-беркуте и других растениях и животных, занесенных в Красную Книгу)
  • гуляй да присматривайся (когда выпадает снег и не тает, какое дерево начинает желтеть первым и т.д.)
  • узнай и расскажи (ребятам дано задание узнать о пчеле, муравье, как делают гнезда грач, дикая утка и рассказать детям на мероприятии)
  • вести с опушки (пара синиц может полностью очистить от вредителей 40 яблонь и т.д.)
  • подумай (почему многие растения не оставят потомства, если ребята будут ловить бабочек)

Использую фенологические и экологические рассказы - загадки. Они посвящены поведению ребят на природе, отмечают ошибки в поведении школьников. Ребята объясняют, почему нельзя себя так вести. Например, почему нельзя сбивать, топтать грибы, убивать змей и т.д.

Учащимся необходимо получать знания переходящие в осознание, качество и норму жизни. Они должны изначально осознавать гармоничное развитие экосистем и целостность сохранения природы, своего здоровья и окружающих. Осознание должно обязательно произойти через практическую деятельность (практические работы на уроках, экологические акции, разработка и реализация экологических проектов)

В своей работе наряду с другими технологиями я использую и проектные технологии. Педагогическая значимость их велика. Проекты открывают возможности формирования собственного жизненного опыта ребёнка по взаимодействию с окружающим миром, стимулируют детскую самодеятельность, выводят педагогический процесс в окружающий мир, природную и социальную среду. Метод проекта способствует актуализации знаний, умений навыков ребёнка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребёнка в самореализации, само выражении; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых.

Проведение мероприятий в начальной школе основано на индуктивном методе обучения. Через игровое взаимодействие, которое включает в себя упражнения, разминки, загадки, дискуссии мероприятия позволяют расширить кругозор школьников и реализовывать полученные знания, умения и навыки в социальной среде.

Используя всевозможные формы деятельности: общение, игра, совместное творчество, устанавливаю отношения и сотрудничество с детьми, которые позволяют эффективно влиять на повышение уровня их экологической культуры.

На протяжении 6 лет периодически проводила диагностические исследования детей с целью выявления уровня развитости экологической культуры школьников.

Вводная диагностика (2003 год, 26 человек) показала, что у 44, 3% детей недостаточно знаний в вопросах экологической культуры

Промежуточная диагностика (2005 год, 26 человек) показала, что систематическая работа по воспитанию экологической культуры приносит видимый результат. На данном этапе 68% детей справились с предложенными заданиями

Итоговая диагностика (2007 год, 26 человек) показала эффективность выбранных методов и форм работы, способствующих овладению детьми экологическими знаниями, экологической культурой, 85, 2%.

Деятельность по формированию экологической культуры дала определенные результаты:

Достижениями данного опыта считаю также пропагандистскую деятельность по внедрению форм и методов работы, направленных на формирование экологической культуры младших школьников.

Опыт представляю следующими материалами:

РАЗДЕЛ III
Внедренческий

Главная идея моего опыта состоит в том, чтобы в условиях внеурочной деятельности средствами различных форм и методов работы по формированию экологической культуры школьников, краеведческих материалов помочь ребятам раскрыться, реализовать себя.

В своей деятельности использую и имеющийся в педагогике опыт работы по формированию экологической культуры школьников: психолого-педагогическую поддержку, учет возрастных особенностей детей, развивающие методики обучения. В работе использую различные наглядные пособия, дидактический материал, средства ТСО, компьютерные технологии.

За время работы по теме мною собран теоретический и практический материал по данному вопросу.

Практика работы показала, что различные мероприятия экологической тематики позволяют формировать экологическую культуру школьников. У детей возрастает интерес к окружающей природе, бережному отношению к ней

Распространение опыта по данной теме прошло через открытые мероприятия, выступления на школьном методическом объединении учителей начальной школы, участие в школьных, районных семинарах.

Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству.

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики – новыми требованиями стандарта второго поколения (ФГОС), а также она созвучна с проблемой нашей школы.

На практике необходимо научить учеников самостоятельно приобретать знания, мыслить и применять их в учебной деятельности.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи требует новый подход к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы.
Так как процесс познания у младших школьников в основном неустойчив, эпизодичен, поэтому необходимо развивать познавательный интерес и активность младшего школьника в различных видах его деятельности. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию.

4. Наличие теоретической базы опыта.

Теоретическую основу моего опыта составляют:

1. Идея активизации обучения имеет большую историю.

На это опирались прогрессивные русские методисты, боровшиеся против догматических и схоластических методов обучения, которые переждали формализм в знаниях учащихся и не развивали умственные способности.
6 . Идеи Г.И. Щукиной: идея развития познавательного интереса - ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности учащихся - необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру.

8.Планируемые результаты начального общего образования Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой, которые представляют собой систему обобщённых личностно – ориентированных целей образования;

9. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков.

5. Ведущая педагогическая идея

Ведущая педагогическая идея учебно – воспитательного процесса заключается в совершенствовании учебной деятельности школьников в процессе внеклассной работы для развития познавательного интереса, логического мышления, формирования творческой активности учащихся.

Проблема развития познавательной активности волновала великих педагогов и психологов в различные времена. Так, например, Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, Д. Локк, Руссо Ж-Ж определяли познавательную активность как естественное стремление учащихся к познанию. Вклад в её изучение внесли: П. Я.Гальперин, Г. А. Цукерман, Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, В. В.Давыдов и др.

Современные отечественные педагоги и психологи Занков Л. В., Лозовая В. И., Тельнова Ж. Н., Щукина Г. И. и многие другие также большое внимание уделяют изучению особенностей познавательной деятельности и способов ее активизации у младших школьников.

Длительность работы над опытом. По данной проблеме я работаю с 2015 года.

Степень новизны обобщения опыта. Работа над этой проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что позволяют повысить эффективность усвоения предметных знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это возможно только при целостном подходе к учебной деятельности.

Цель: решение проблемы по активизации познавательных интересов младших школьников через урочную и внеурочную деятельность.

Причиной этого явилось наблюдение общего снижения интереса школьников к учебной деятельности.

Мною были намечены следующие задачи:

1)Формировать положительную мотивацию учения

2)Обеспечить интеллектуальное развитие ребенка

3)Развивать личностный потенциал учащихся

4)Формировать умение самостоятельно добывать знания.

5)Создать условия для реализации творческого потенциала учеников.

6. Оптимальность и эффективность средств.

Технологии, используемые мною в работе:

- технология проблемного обучения;

- словари и энциклопедии;

- технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

- раздаточный и дидактический материал;

7. Диапазон обобщения опыта

Применение форм, методов и приёмов обучения строится в системе урочно-внеклассной работы.

8. Описание сути опыта

Проблемные ситуации. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения заданий в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами научного исследования. Главной целью начальной ступени образования является создание максимальных условий для формирования у младших школьников умений самостоятельно, творчески осваивать новые способы деятельности. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, служит проблемная ситуация. Средством создания любой проблемной ситуации в учебном процессе являются: проблемная задача, проблемное задание, проблемный вопрос. Я не мыслю педагогический урок без проблемной ситуации по ФГОС. Ведь дети сами находят ответ на поставленный вопрос. Если ответ найден правильно, значит - урок удался. Приложение 1 . (урок в технологии деятельностного метода)

Интеграция учебных занятий. На результативность процесса обучения оказывают межпредметные связи: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Дифференцированный подход осуществляю и при определении домашнего задания для учащихся.

В дидактических играх ребёнок учится подчинять своё поведение правилам, формирующим его движение, внимание, умение сосредоточиться, т.е. развиваются способности, которые особенно важны для успешного обучения в школе.

Моя задача - сделать переход детей от игровой деятельности к учебе плавным и адекватным, и в этом мне помогают дидактические игры.

Структурные составляющие дидактической игры:

1) дидактическая задача;

2) игровая задача;

3) игровые действия;

5) результат (подведение итогов).

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе. Отсюда и стремление быть первым, быстрым, ловким, находчивым.

Мне помогают в выборе дидактических игр такие книги:

Использование наглядного и дидактического материала содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к соблюдаемым знаниям. В ходе опытов ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний, в реальности тех явлений и процессов, о которых им рассказывает учитель. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка.

Использование информационно - коммуникационных технологий

Современное информационное общество предъявляет новые требования к педагогическим работникам в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий в процессе самостоятельного извлечения и предоставления знаний.

На уроках я использую следующие программы: Microsoft Word, Microsoft Excel и Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они используются для создания наглядности (презентаций), контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов для учащихся и самими учащимися.

Школа подключена к сети Интернет, что позволяет использовать образовательные ресурсы Интернета для поиска источников, текстов, разнообразных методических материалов, газетных и журнальных статей, разработок. К окончанию начальной школы дети свободно владеют интернетом.

При подготовке к урокам и на уроках используются возможности Интернета, который можно рассматривать как часть информационно-коммуникационной предметной среды, содержащей богатейший информационный потенциал.

Я имею свой персональный сайт по адресу:

Моё электронное портфолио:

В моей работе всё более широкое применение находит метод проектов. Создание иллюстративных с помощью рисунков сочинений на бумаге традиционно для начальной школы. Использование возможностей ИКТ значительно расширяет возможности данной модели учебной деятельности.

В процессе работы я пришла к выводу, что использование метода проекта наиболее целесообразно применять в 3-4 классах. В таком возрасте учащиеся более осознанно подходят к выбору темы проекта, учитывают его практическую значимость, актуальность. Они уже умеют работать в группах, умеют самостоятельно конструировать свои знания, могут ориентироваться в информационном пространстве, у них развито критическое и творческое мышление.

Таким образом, увеличилось количество желающих принять участие в проектной деятельности. В течение 2015-2016 учебного года (4 класс) приняли участие в проектах 100% учащихся. Презентации работ первых групп дали сильный толчок для остальных учащихся: работа в группах, самостоятельный поиск информации, красочное и разнообразное оформление газет, презентаций, публичное выступление очень понравилось всем учащимся. Из общего числа учащихся выделилась группа детей, принявшая участие в наибольшем количестве проектов, которая активно стала участвовать и во внеурочных мероприятиях.

В 2015-2016 учебном году (4 класс) изменилась социальная роль этих детей в проектной деятельности: из просто участника они перешли в статус лидера группы. Лидеры сами контролируют работу членов своей группы, помогают в поиске необходимой информации, в оформлении найденной информации. Это большая помощь для учителя.

В 2016 -2017 учебном году (1 класс) под моим руководством был создан и реализован:

Итоговым моментом в работе над данным проектом явилась письменная самооценка участниками проекта процесса и результата собственной деятельности, которая осуществлялась с помощью листов самооценивания.

В первом классе все учащиеся завели портфолио. Оно позволяют судить об успехах каждого ученика и стимулируют его познавательную активность.

9. Результативность опыта и эффективность опыта.

За последние годы, по моим наблюдениям, удалось достичь появления у большинства учащихся положительной мотивации к изучению предметов школьного цикла, повышению мотивации успешной деятельности, формированию личной ответственности за результат своей деятельности.

Главным считаю не заставлять, а заинтересовывать, приглашать ребенка к учебному сотрудничеству. Все мои дети по результатам анкетирования посещают школу с охотой.

В 2019 году был проведен мониторинг в 4 классе по математике, русскому языку и начальному литературному чтению со следующими результатами:

100 % учащихся занимаются в кружках школы.

Дополнительная внеурочная работа по предметам помогает мне подготовить учащихся к конкурсам.

В 2019-2020 году мои ученики принимали участие во Всероссийской олимпиаде младших школьников по русскому языку и математике на школьном этапе, Мистулов Казбек, Цомаева Алина, Наниев Заур стали победителями. Лолаева Амина, Кердикоев Сармат заняли призовые места.

А также учащиеся принимали активное участие во Всероссийских и Международных олимпиадах и конкурсах:

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт работы. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, интересным и поэтому более эффективным, что даёт педагогу возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5

Передовой педагогический опыт

Автор: Юркова Надежда Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №5, г.Тимашевск

Юркова Надежда Викторовна МБОУ СОШ № 5 г.Тимашевска

Литературный обзор состояния вопроса……………………………

История темы педагогического опыта в педагогике и образовательном учреждении …………………………………………. 3

История темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании ……………………….. 5

Основные понятия, термины в описании педагогического опыта……………………………………………………………….. 6

2.Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта…………………………………………………….. 7

Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте……………………… 8

Актуальность педагогического опыта………………………….. 12

Научность представляемого педагогического опыта……………

Результативность педагогического опыта……………………….

Новизна (инновационность) представляемого педагогического опыта ……………………………………………………………..

Технологичность представляемого педагогического опыта ….

Описание основных элементов представляемого педагогического опыта………………………………………………………………

Юркова Надежда Викторовна МБОУ СОШ № 5 г.Тимашевск

Литературный обзор состояния вопроса.

1.1.История темы педагогического опыта в педагогике

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями России, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учетом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение данной задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников, органически входящее в учебно-воспитательный процесс и составляющее его стержневую основу. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребенка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигает он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.

Юркова Надежда Викторовна МБОУ СОШ № 5 г.Тимашевска

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создает условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

В России в 1905 году под руководством С.Т.Шацкого была организована группа сотрудников, апробировавших различные виды проектирования с детьми и пропагандировавших их среди российских учителей. В.А.Герд называл его практическим методом, А.П.Пинкевич – опытно-испытательным, Б.Е.Райков – исследовательским, К.П.Ягодовский – опытно-показательным. В послереволюционный период проектный метод внедрялся в школы по личной инициативе Н.К.Крупской.

Советскими педагогами в первую очередь делался упор на полезную, трудовую, идеологическую направленность проектов. Гораздо меньшее

Юркова Надежда Викторовна МБОУ СОШ № 5 г.Тимашевска

внимание уделялось учебным проектам, что привело к резкому снижению уровня общеобразовательной подготовки детей.

сочетаться с другими сложившимися способами приобретения детьми знаний, умений и навыков.

1.2.История темы педагогического опыта в образовательном учреждении и муниципальном образовании.

В МБОУ СОШ № 5 г.Тимашевска духовно-нравственному воспитанию уделяется большое внимание. В этом участвует весь коллектив, создавая атмосферу доброты, терпения, душевного комфорта, тесно взаимодействуя с семьёй. В процессе воспитания мы стараемся прослеживать связь поколений, общаемся и с молодыми родителями, и с бабушками, дедушками детей. Семья и школа - два важных института социализации, делающего свои первые шаги младшего школьника. И хотя их воспитательные функции различны, для

всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления младших школьников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить школа: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Мы стараемся привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выступления, для них организуем классные часы, концерты, спектакли, праздники, различные мероприятия.

В 2012 - 2013 учебном году в МБОУ СОШ №5 с четвертого класса введен курс основ православной культуры. Основной целью курса является воспитание духовно-нравственной личности ребенка через приобщение к духовному опыту, основанному на традициях Православия. Задачами курса являются ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви; знакомством с другими традиционными вероисповеданиями; раскрытием содержания и смысла православного искусства. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия

Юркова Надежда Викторовна МБОУ СОШ № 5 г.Тимашевска

человека, многие родители стали на путь православия и, естественно, желают, чтобы их детей в школе учили основам православной культуры, являющейся для нашей страны исторически традиционной. Православие имеет необходимый духовный потенциал, многовековой положительный опыт в области духовно-нравственного просвещения, с другой стороны, имеется желание со стороны родителей и учащихся изучить и воспользоваться этим опытом.

На муниципальном уровне это направление выбрано одним из приоритетных. Во многих школах города преподаются курсы основ православной культуры, мировой художественной культуры. Управление образования г.Тимашевска активно работает в сотрудничестве с учреждениями культуры города.

1.3.Основные понятия, термины в описании педагогического опыта.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

Проект ( в буквальном переводе – брошенный вперёд)

1.Разработанный план сооружения, механизма, устройства.

2.Предварительный текст какого-нибудь документа.

Юркова Надежда Викторовна МБОУ СОШ № 5 г.Тимашевска

обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения.

Совместная деятельность – процесс группового достижения цели. Группа выступает как совокупный субъект совместной деятельности. Условиями успешного осуществления с.д. являются согласованность индивидуальных действий, взаимоподдержка, оптимальное управление.

Проблема – затруднение, сложный вопрос, задача, требующая решения, то есть действий, направленных в первую очередь на исследование всего, что связано с данной проблемной ситуацией.

Гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений.

Эксперимент – то же, что и опыт; попытка сделать, предпринять что-нидудь новое.

Поиск информации. На этом этапе формулируется все,что ребёнок хочет узнать по теме своего проекта. Происходит осознание, структурирование и формирование новых знаний.

Продукт (результат) проектной деятельности. Продуктом проектной деятельности могут являться материальные и информационные (электронные) объекты.

Портфолио проекта – специальная папка с материалами проекта.

Психолого-педагогический портрет класса (группы) обучающихся (воспитанников), являющихся базой для формирования представляемого педагогического опыта.

Юркова Надежда Викторовна МБОУ СОШ № 5 г.Тимашевска

3.Педагогический опыт.

3.1.Описание основных методов и методик, используемых в представляемом педагогическом опыте

В основе моего опыта - использование метода проектов. Он позволяет формировать личностные качества, кото­рые развиваются лишь в собственной деятельности индивида в процессе коллективной, групповой деятельности. В первую очередь можно выделить такие качества, как умение рабо­тать в коллективе, брать на себя ответственность за выбор, разделять ответ­ственность, ощущать себя членом команды.

Метод проектов предполагает использование широкого спектра про­блемных исследований, поиск методов, ориентированных на реальный прак­тический результат, значимый для ученика и учителя, а с другой стороны - целостную разработку проблемы, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов. Любой учебный проект имеет два аспекта: для ученика – это возможность творческой деятельности, направленной на решение интересной для себя или группы детей проблемы, результаты которой можно представить в любой самостоятельно выбранной форме; для учителя – это важное дидактическое средство, позволяющее влиять на развитие ребенка в ходе познания. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Юркова Надежда Викторовна МБОУ СОШ № 5 г.Тимашевска

он сможет применить на практике.

Проект побуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникабельные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации.

Цель проектного обучения – овладение общими умениями и способностями в стенах школы, но при этом приоритет отдается самостоятельной учебе в группах (командах), а также развитию социального сознания.

Проектная технология позволяет реализовать личностно- ориентированный подход в обучении, а также и самомотивацию школьника. Проекты удобны и тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по про­должительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть альбом, книга, книжка-малышка, стенгазета, мультимедиапрезентация, выставка рисунков, фоторепортаж, инсценировка и т.д.

Как правило, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее ре­шить, требуется владение большим объемом знаний и определенными уме­ниями:

интеллектуальными (умение работать с информацией, с текстом, вести поиск информации, анализировать информацию, делать выводы);

творческими (умение генерировать идеи, умение находить множество вариантов решения проблемы, умения прогнозировать последствия того или иного явления);

коммуникативными (умение вести дискуссию, слушать и слышать со­беседника, отстаивать свою точку зрения, лаконично излагать мысли, находить компромисс с собеседником).

В зависимости от того, какой вид деятельности заложен в структуру проекта: поисковая, творческая, ролевая, прикладная,- можно выделить сле­дующие типы проектов:

1. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначен­ных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех уча­стников, обозначения источников информации, продуманных методов, ре­зультатов. Они полностью подчинены логике небольшого исследования и имеют структуру, приближенную к подлинно научному исследованию или полностью совпадающую с ним.

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление ре­зультатов. Они, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и дальше раз­вивается, подчиняясь принятой группой логике совместной деятельности, интересам

Юркова Надежда Викторовна МБОУ СОШ № 5 г.Тимашевска

участников проекта. В данном случае следует договориться о планируемых

результатах и форме их представления (стенгазете, книге, драматизации, ролевой игре).

В таких проектах структура также только намечается и остается от­крытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью ре­шаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуман­ные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняе­мые ситуациями, придуманными участниками. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут проявляться лишь к его оконча­нию. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта, который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования; программа действий, рекомендации, справоч­ный материал, словарь, например, словарь вежливых слов и т.д.)

Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:


Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Правильно организованная система представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

Содержимое разработки

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС:

организация, проблемы, пути решения ( из опыта работы)

есть воздействие на сердце тех,

Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.

Правильно организованная система представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося.

Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.

В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности и передо мной встал очень серьёзный вопрос – реализация внеурочной деятельности учащихся.

Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Государство и общество ставят перед педагогами задачи: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающую историко-культурную, этническую и региональную специфику; формирование активной деятельностной позиции; выстраивание социального партнерства школы с семьей.

В нашей школе создаются всевозможные условия для внеурочной деятельности обучающихся. Вся система её работы по данному направлению призвана предоставить возможность:

- свободного выбора детьми объединений, которые близки им по природе, отвечают их внутренним потребностям;

- помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности.

- быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются:

обеспечение благоприятной адаптации ребенка в школе;

оптимизация учебной нагрузки обучающихся;

улучшение условий для развития ребенка;

учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Для решения данных задач я, как учитель, должна:

-усилить педагогическое влияние на жизнь учащихся в свободное от учебы время;

- организовать общественно-полезную и досуговую деятельность учащихся;

- выявить интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности;

- развить опыт творческой деятельности, творческих способностей;

- создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

- -расширить рамки общения с социумом;

- воспитывать культуру досуговой деятельности обучающихся.

В основу стандартов положен общественный договор — новый тип взаимоотношений между личностью, семьей, обществом и государством, который в наиболее полной мере реализует права человека и гражданина.

В нашей школе с введением ФГОС проводится анкетирование родителей учащихся по выбору направлений внеурочной деятельности, для изучения запросов и образовательных потребностей, где они указывают интересы своих детей, и какой деятельностью хотел бы заниматься их ребёнок.
От родителей в немалой степени зависит, будет ли создана атмосфера доверия, доброжелательности в коллективе, насколько комфортно будет чувствовать себя ребенок в классе.

Поэтому очень важно, чтобы между учителем и родителями установилось тесное сотрудничество, которое послужило бы основой для создания дружеской атмосферы жизнедеятельности школьников, для развития эффективной связи школы и семьи в воспитании и образовании детей.

Работа школы позволяет использовать такое эффективное воспитательное средство, как режим, с помощью которого упорядочена жизнь и деятельность учащихся, как в урочное, так и во внеурочное время. При этом учитываются познавательные потребности детей, а также возрастные особенности младших школьников: приём пищи, прогулки на свежем воздухе.

Учитывая пожелания родителей, внеурочная деятельность в нашей школе ведётся по направлениям: слайд

духовно- нравственное, общекультурное, общеинтелектуальное, социальное, спортивно- оздоровительное. Работая по каждому направлению, мы стараемся использовать различные виды и формы деятельности, позволяющие реализовать требования федерального образовательного стандарта.

- Духовно- нравственное направление осуществляется посредством различных бесед, классных часов, праздничных мероприятий, экскурсий, встреч. Слайд

Детям очень нравится деятельность, которая осуществляется в рамках данного направления. При реализации мероприятий происходит активное сотрудничество с родительской общественностью.

- Спортивно – оздоровительное направление осуществляется в школе посредством спортивно-массовых и физкультурно - оздоровительных общешкольных и классных мероприятий, соревнований, дней здоровья, организаций активных оздоровительных перемен, прогулок на свежем воздухе тематических бесед, спортивных игр. слайд

- Общекультурная деятельность слайд направлена на развитие творчества, способностей, на привитие культуры, эстетики.

Учащиеся участвуют в различных конкурсах, концертах, праздниках.

- общеинтелектуальное, социальное, направление слайд

прививает любовь к природе, окружающему миру. В классах проходят викторины о природе, конкурсы рисунков слайд, поделок слайд

экскурсии в природу. слайд

При организации внеурочной деятельности обучающихся использованы собственные ресурсы - учителя начальных классов, учителя-предметники – музыки, технологии, физической культуры. Педагоги стремятся создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей.

Я прекрасно понимаю, что каждый ребенок идет по индивидуальному маршруту. Решить поставленные задачи можно только действуя совместно –учитель, семья, психолог, библиотекарь.

Для реализации модели внеурочной деятельности в рамках ФГОС нового поколения в нашей школе имеются необходимые условия: занятия в школе проводятся в одну смену. Кабинеты классов располагаются на втором этаже, имеется столовая, в которой организовано питание, спортивный зал со спортивным инвентарем, музыкальной техникой, библиотекой, спортивной площадкой, кабинетами, оборудованными компьютерной техникой, подключенными к локальной сети Интернет, проектором, экраном. Один кабинет начальных классов также оснащен компьютерами, мультимедийным проектором, интерактивной доской.

Вовлеченность обучающихся во внеурочную деятельность можно увидеть по внеурочной занятости учащихся. Учителю крайне необходимо понимать, зачем проводятся данные занятия, и какой результат он должен получить на выходе:

во-первых, разрабатывать образовательные программы внеучебной деятельности с четким и внятным представлением о результате;

во-вторых, подбирать такие формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

в-третьих, диагностировать результативность и эффективность внеучебной деятельности.

В ходе ведения внеурочной деятельности, исходя из опыта своей работы, выявлены также следующие проблемы:

Несоответствие выбора объединений в рамках различных направлений внеурочной деятельности родителей и детей.

Не все родители приветствуют занятия внеурочной деятельностью;

Недостаточная материально – техническая база при реализации тех или иных направлений..

Ограниченность выхода в социум, вследствии слаборазвитой инфраструктуры поселка.

Дефицит учебно - методических пособий.

А также возможны предложения и пути решения проблем:

Проведение разъяснительных работ с родителями по поводу занятости обучающихся внеурочной деятельностью;

- Обеспечить научно-методическое сопровождение организации внеурочной деятельности

проведение отчетных концертов, выставок, презентаций, показательных выступлений работы кружков, секций за год;

Таким образом, внеурочная деятельность, обеспечивая поддержку


-80%

Читайте также: