Объекты библиографической деятельности кратко

Обновлено: 04.07.2024

В качестве объекта библиографической деятельности в его наиболее общем выражении выступает система документальных коммуникаций, представленная двумя ее основными элементами – документами и потребителями информации.

Система документальных коммуникаций едина, и вместе с тем документы и потребители как объекты библиографической деятельности на разных ее участках и направлениях выступают в разных качествах и выполняют разные функции.

Документ как носитель социальной информации представляет собой непосредственный объект процесса библиографирования.

Как объекты библиографирования документы в целях их библиографической обработки различным образом классифицируются библиографами с учетом трех основных признаков: содержания документа; его документарной формы; целевого назначения.

Проблема библиотечно-библиографической содержательной классификации (систематизации) документов всегда привлекала к себе много внимания и, как уже отмечалось, оказалась наиболее разработанной в библиографической науке.

В библиографической работе используются главным образом иерархические и фасетные классификации, а также предметные информационно-поисковые языки (ИПЯ).

В библиографической практике наиболее широко используются Библиотечно-библиографическая классификация (ББК), Универсальная десятичная классификация (УДК), Классификация для массовых библиотек и некоторые другие.

Первая фасетная классификация (Классификация двоеточием) была разработана известным индийским библиографом и библиотекарем Ш. Р. Ранганатаном в 1933 г.

Механизм построения фасетной классификации и ее использование при индексировании документов можно показать на примере классификации кинофильмов. В качестве основных фасетов для кинофильмов выделим, например, жанр, метраж, цвет и формат. В каждом фасете перечислим свойственные ему конкретные характеристики. В результате получим классификацию, представленную в таблице 1.

Теперь с помощью фасетной формулы можно выразить содержание документа, относящееся к кинофильму любого класса.

В качестве объекта библиографической деятельности в его наиболее общем выражении выступает система документальных коммуникаций, представленная двумя ее основными элементами – документами и потребителями информации.

Система документальных коммуникаций едина, и вместе с тем документы и потребители как объекты библиографической деятельности на разных ее участках и направлениях выступают в разных качествах и выполняют разные функции.

Документ как носитель социальной информации представляет собой непосредственный объект процесса библиографирования.

Состав непосредственных объектов библиографирования до сих пор служит предметом дискуссий. Разногласия по этому вопросу между представителями книговедческой, документографической и идеографической концепций библиографии уже рассматривались выше. Здесь необходимо только подчеркнуть следующее: термин “документ” используется для обозначения очень широкого, крайне абстрактного понятия, охватывающего любые источники зафиксированной на материальных носителях социальной информации (в том числе, конечно, и произведения печати). Поэтому в рамках документографической концепции библиографии целям наиболее точного и максимально обобщенного терминологического обозначения всех возможных в настоящем и будущем объектов библиографирования более всего соответствует именно термин “документ”, а не термины, которые до сих пор использовались или предлагались для использования в этих целях: “книга”, “произведение печати”, “литература”, “произведение”, “публикация” и др. Следует иметь в виду, что принятие в указанном обобщающем смысле термина “документ” не исключает, а, напротив, предполагает широкое использование (но в соответствующих контекстах) названных выше и многих других более частных понятий, конкретизирующих абстрактное понятие “документ”, обогащающих в различных аспектах его содержание.

Как объекты библиографирования документы в целях их библиографической обработки различным образом классифицируются библиографами с учетом трех основных признаков: содержания документа; его документарной формы; целевого назначения.

Проблема библиотечно-библиографической содержательной классификации (систематизации) документов всегда привлекала к себе много внимания и, как уже отмечалось, оказалась наиболее разработанной в библиографической науке.

В библиографической работе используются главным образом иерархические и фасетные классификации, а также предметные информационно-поисковые языки (ИПЯ).

Иерархические классификации – самые традиционные. Они имеют структуру “древа знаний”, в котором определенная совокупность знаний (универсум) последовательно делится на все более узкие подклассы. Существует много универсальных иерархических классификаций, охватывающих сразу все отрасли человеческих знаний.

В библиографической практике наиболее широко используются Библиотечно-библиографическая классификация (ББК), Универсальная десятичная классификация (УДК), Классификация для массовых библиотек и некоторые другие.

Фасетные классификации отличаются от иерархических тем, что в них вместо одного обширного “древа знаний” создается параллельно несколько иерархических структур (фасетов), соответствующих основным аспектам библиографируемого массива документов. Затем из этих фасетов выбираются соответствующие подразделения, которые в совокупности и образуют сложный класс, многоаспектно характеризующий библиографируемый (и индексируемый) документ.

Первая фасетная классификация (“Классификация двоеточием”) была разработана известным индийским библиографом и библиотекарем Ш.Р. Ранганатаном в 1933 г.

Механизм построения фасетной классификации и ее использование при индексировании документов можно показать на примере классификации кинофильмов. В качестве основных фасетов для кинофильмов выделим, например, жанр, метраж, цвет и формат. В каждом фасете перечислим свойственные ему конкретные характеристики. В результате получим классификацию, представленную в таблице 1.

Теперь с помощью фасетной формулы можно выразить содержание документа, относящееся к кинофильму любого класса.

Ж1:М1:Ц2:Ф2 – художественный полнометражный цветной широкоэкранный; Ж2:М2:Ц1:Ф1 — документальный короткометражный черно-белый обычный и т. д.

Книжное дело – это сфера духовной общественной деятельности (культуры), основным назначением, социальной функцией которой является информационное общение (коммуникация) путем производства, распространения, хранения и использования книги.

Объект библиографии – книжное дело как процесс информационного общения, книга как объективный способ существования социальной информации в обществе.

Предмет библиографии – научная библиографическая информация, или библиографическое знание.

Социальные функции библиографии

Социальная функция – цель, которую библиография осуществляет в системе информационной деятельности.

Информационное управление – основная функция - управление процессом производства, распространения, хранения и использования социальной информации в обществе.

Из нее выделяют 3 частных функции:

1. Сигнальная – УЧЁТ - отражает наличие и появление новой социальной информации (книги, библиографического пособия и т.п.). Орган – Книжная палата.

2. Оценочная – ОЦЕНКА - проверка информации на социальную значимость. Орган – ВИНИТИ, ИНИОН);

3. Рекомендательная – РЕКОМЕНДАЦИЯ - определение лучшей социальной информации и определение условий ее освоения конкретно данным читателем. Орган – библиотеки.

Основные виды библиографии

Вид библиографии F
Библиография библиографии (Библиография II степени) Самоуправление библиографии
Государственная библиография Сигнальная, учетная, регистрирующая, поисковая Учет документов, выпущенных на территории государства, созданных уроженцами государства или посвященных данному государству
Оценочная библиография Критическая, научно-вспомогательная и др. Содействие специалистам в соответствии с их потребностями; связана с отраслями науки; выделяют научно-вспомогательные пособия, научные и ретроспективные.
Рекомендательная библиография Популярная Содействие общему образованию, самообразованию, воспитанию, просвещению и культуре чтения – помощь в выборе книг для чтения

Библиография входит в систему книжного дела.

Книжное дело – это сфера духовной общественной деятельности (культуры), основным назначением, социальной функцией которой является информационное общение (коммуникация) путем производства, распространения, хранения и использования книги.

Объект библиографии – книжное дело как процесс информационного общения, книга как объективный способ существования социальной информации в обществе.

Предмет библиографии – научная библиографическая информация, или библиографическое знание.

Социальные функции библиографии

Социальная функция – цель, которую библиография осуществляет в системе информационной деятельности.

Информационное управление – основная функция - управление процессом производства, распространения, хранения и использования социальной информации в обществе.

Из нее выделяют 3 частных функции:

1. Сигнальная – УЧЁТ - отражает наличие и появление новой социальной информации (книги, библиографического пособия и т.п.). Орган – Книжная палата.

2. Оценочная – ОЦЕНКА - проверка информации на социальную значимость. Орган – ВИНИТИ, ИНИОН);

3. Рекомендательная – РЕКОМЕНДАЦИЯ - определение лучшей социальной информации и определение условий ее освоения конкретно данным читателем. Орган – библиотеки.

В качестве объекта библиографической деятельности в его наиболее общем выражении выступает система документальных коммуникаций, представленная двумя ее основными элементами – документами и потребителями информации.

Содержание

Библиографоведение - наука о библиографии, разрабатывающая вопросы теории, истории, организации и методики библиографической деятельности.

Объект библиографоведения

В качестве объекта библиографической деятельности в его наиболее общем выражении выступает система документальных коммуникаций, представленная двумя ее основными элементами – документами и потребителями информации.

Система документальных коммуникаций едина, и вместе с тем документы и потребители как объекты библиографической деятельности на разных ее участках и направлениях выступают в разных качествах и выполняют разные функции.

Документ как носитель социальной информации представляет собой непосредственный объект процесса библиографирования.

Как объекты библиографирования документы в целях их библиографической обработки различным образом классифицируются библиографами с учетом трех основных признаков: содержания документа; его документарной формы; целевого назначения.

Проблема библиотечно-библиографической содержательной классификации (систематизации) документов всегда привлекала к себе много внимания и, как уже отмечалось, оказалась наиболее разработанной в библиографической науке.

В библиографической работе используются главным образом иерархические и фасетные классификации, а также предметные информационно-поисковые языки (ИПЯ).

В библиографической практике наиболее широко используются Библиотечно-библиографическая классификация (ББК), Универсальная десятичная классификация (УДК), Классификация для массовых библиотек и некоторые другие.

Первая фасетная классификация (Классификация двоеточием) была разработана известным индийским библиографом и библиотекарем Ш. Р. Ранганатаном в 1933 г.

Механизм построения фасетной классификации и ее использование при индексировании документов можно показать на примере классификации кинофильмов. В качестве основных фасетов для кинофильмов выделим, например, жанр, метраж, цвет и формат. В каждом фасете перечислим свойственные ему конкретные характеристики. В результате получим классификацию, представленную в таблице 1 (ниже).

Теперь с помощью фасетной формулы можно выразить содержание документа, относящееся к кинофильму любого класса.

Ж1:М1:Ц2:Ф2 – художественный полнометражный цветной широкоэкранный.

Фасетная классификация кинофильмов

Жанр

Метраж

Цвет

Формат

Ж2:М2:Ц1:Ф1 – документальный короткометражный черно-белый обычный. И т. д.

Примером фасетной классификации может также служить видовая классификация библиографических пособий.

Предметный ИПЯ представляет собой алфавитный перечень понятий, событий, фактов (предметных рубрик), отражающих содержание библиографируемых документов и используемых в целях углубленного тематического библиографического поиска. Наиболее широко предметные ИПЯ используются в предметных каталогах библиотек, при составлении предметных указателей к отдельным изданиям и вспомогательных предметных указателей к библиографическим пособиям.

Классификация документов по их форме получила уже достаточно развернутое научное обоснование. По формальным признакам различаются обычно такие группы документов, как непериодические (книги, брошюры, листовки), периодические и продолжающиеся издания (журналы, газеты, бюллетени, листки), кинофотофонодокументы и т. п.

Потребители информации в сфере библиографической деятельности выступают в качестве потенциального (опосредованного, типичного) объекта составительской работы и непосредственного, индивидуального объекта библиографического обслуживания.

Для библиографа важны, прежде всего, документальные потребности, интересы и запросы потребителей (читателей), связанные с получением библиографической информации.

Документальные потребности существуют объективно (независимо от того, осознаны они или не осознаны отдельными участниками информационного процесса) и социально обусловлены в своих конкретных проявлениях. Индивидуальные потребности, кроме того, формируются под влиянием личных особенностей индивида.

Реально потребности выражаются через интерес. Следовательно, интерес – это осознанно активная, деятельная форма существования потребностей. Интерес, в свою очередь, субъективно формулируется потребителем в запросе.

Таким образом, документальные интересы и запросы – это специфические формы существования (проявления) документальных потребностей.

Потребитель формулирует свой запрос, исходя из субъективных представлений о своих интересах и на основе того запаса знаний, которым он располагает. Поэтому поступивший к библиографу запрос может не вполне соответствовать действительным интересам человека, который его сформулировал, а тем более его потребностям, которые отстоят от запроса еще дальше. По запросу читателя часто нельзя судить о его действительных потребностях и интересах, хотя запросы и служат весьма важным источником их изучения. Библиограф должен изучать и знать потребности, обусловленные задачами развития науки, народного хозяйства, культуры, воспитательной работы и т. д., объективно свойственные обществу на данном этапе его развития.

Библиограф должен не только ответить на поступивший к нему запрос, но и стремиться уточнить его, привести в более точное соответствие с интересами, воздействовать библиографическими средствами на содержание и структуру интересов, а через них оказывать направляющее воздействие на формирование у потребителя общественно значимых, всесторонне развитых документальных потребностей.

Задачи дифференцированного библиографического обеспечения общества вызывают необходимость создания научно обоснованной классификации потребителей библиографической информации. Проблема эта очень сложна, ее полное и удовлетворительное решение – дело будущего. В настоящее время библиографы и библиографоведы, в зависимости от целей, которые они перед собой ставят, классифицируют потребителей библиографической информации по различным признакам. Ведущее место отводится социально-экономическим факторам, поскольку именно они, прежде всего, влияют на информационные потребности людей. К числу таких факторов относятся: род профессионально-трудовой деятельности, место, занимаемое человеком в процессе материального или духовного производства, уровень общего образования, наличие навыков самостоятельной работы с книгой, с библиографическими пособиями (культура чтения), семейное положение, возраст, пол, бытовые условия и другие признаки. В последние годы стало больше уделяться внимания изучению психологических факторов, влияющих на индивидуальное проявление потребностей и интересов, на субъективное формулирование запросов на информацию, на поведение потребителя в разных условиях информационного обслуживания. Это активность и пассивность, мотивы и побуждения, черты характера (застенчивость, раздражительность, нетерпеливость), психологическая совместимость между библиографом и потребителем, и т. д.

Предмет библиографоведения

Предмет бибилигорафоведения - библиография, взятая в целом, со всеми ее структурными подразделениями.

Основной предмет библиографоведения характеризует следующее определение: научная дисциплина, изучающая структуру и свойства библиографической информации, закономерности процессов ее создания и доведения до потребителей.

В соответствии с первым направлением в структуре библиографоведения различают четыре научные дисциплины: теорию библиографии, историю библиографии, организацию библиографической деятельности, общую методику библиографической работы. Эти дисциплины, рассматривающие библиографию в определенных аспектах, входят в состав общего библиографоведения.

Центральное место в общем библиографоведении занимают наиболее фундаментальные по содержанию и значению теория и история библиографии. В рамках двух других дисциплин разрабатываются наиболее общие по отношению к библиографической деятельности прикладные организационно-методические проблемы.

Таким образом, общее библиографоведение – это совокупность научных дисциплин, каждая из которых в определенном аспекте изучает библиографию в целом. Частное библиографоведение состоит из дисциплин, многоаспектно рассматривающих определенные фрагменты библиографического целого.

Структура библиографоведения

Взаимосвязь "аспектного" и "объектного" направлений дифференциации библиографоведения наглядно выражения на рисунке, где по вертикали даны аспекты, а по горизонтали – объекты изучения.

структура библиографоведения

Объектов частного библиографоведения можно выделить столько, сколько существует различных участков и направлений практической библиографической деятельности. В приведенной таблице использованы три признака дифференциации библиографии: общественное назначение, содержание объектов библиографирования, процессы библиографической деятельности.

Очевидно, что объекты изучения, выделенные по одному признаку, в действительности пересекаются с объектами, выделенными по другому признаку. Например, пересечение 16/32–это методика научно-вспомогательной библиографии общественно-политической тематики, а пересечение 20/36/44 – это методика рекомендательного библиографирования естественнонаучной и технической литературы и т. д. Такого рода сочетания не образуются произвольно, поскольку они имеют под собой не формальную, а содержательную основу.

Вместе с тем, возможности выделения частных библиографических дисциплин и отдельных проблем библиографической науки практически не ограничены.

Таким образом, библиографоведение сегодня представляет собой, с одной стороны, сложный комплекс общих и частных библиографических дисциплин и отдельных проблем, а с другой – единую в своей основе науку, охватывающую всю библиографию как целостный объект изучения. Сложная структура библиографии как области деятельности во всех своих существенных моментах повторяется (отражается) в структуре библиографоведения.


Информационно-библиографическая работа является основой деятельности любой библиотеки независимо от ее статуса.

Сегодня информационно-библиографическая работа строится в большей степени на формировании умений, связанных с поиском информации, работе с новыми компьютерными технологиями, а так же на освоении навыков анализа и синтеза полученной информации.

Более правильным представляется интеграционный подход к библиографической деятельности в таком широком ее понимании, когда познавательная сфера включается в нее наряду с практической. Библиографическая деятельность при данном подходе понимается более широко — как область деятельности, направленная на упорядочение функционирующей в обществе информации специфическими средствами и изучение этого процесса. При этом имеется в виду создание специальных средств работы с информацией, а также процессы научного поиска и обучения кадров. Смысл данного тезиса может быть раскрыт в достаточной степени полно лишь в результате подробного анализа основных элементов библиографической системы и их взаимосвязей, то есть в результате выявления ее структуры.

Процесс библиографического обслуживания представляет собой непосредственное доведение библиографической информации до потребителей.

Исходной основой процессов библиографирования и библиографического обслуживания является библиографический поиск.

Главная отличительная особенность библиографического поиска в том, что ищутся и доводятся до потребителей не сами документы, а лишь сведения о них, т.е. библиографическая информация.

Разовый запрос – это единовременное требование на информацию, поступившее в устной или письменной форме.

Ответ на запрос также может быть выдан в устной или письменной форме – в виде справки, отказа или методиче­ской консультации.

Справка – это ответ на разовый запрос, содержащий информацию, релевантную запросу.

Отказ – это ответ на разовый запрос, содержащий мо­тивировку невозможности выдать потребителю информацию, релевантную запросу. Различаются два вида отказов! отказ на этапе приема запроса (когда библиотека по тем или иным причинам отказывается принять данный запрос) и отказ, последовавший в результате неудавшегося поиска ответа.

Методическая консультация – это ответ на разовый запрос, содержащий советы и указывающий пути получения необходимой информации (отсылка к источникам поиска, рекомендация обратиться в другую библиотеку и т. п.).

Основными положительными формами ответа на за­прос в ходе СБО являются справки и методические консультации. И те, и другие, в зависимости от характера содержащейся в них информации, подразделяются на библиографи­ческие и фактографические.

Библиографические справки бывают трех основных ви­дов: тематические, адресные, уточняющие библиографиче­ские данные. Каждая такая справка содержит библиографи­ческую информацию, обнаруженную в результате библио­графического поиска соответствующего вида (тематического, адресного или уточняющего).

Тематическая библиографическая справка включает перечень документов, содержательно релевантных тематическому запросу.

Фактографическая справка – это сведения по существу вопроса (факты, цифровые данные, даты и т. п.).

Библиографическая консультация содержит советы по использованию конкретных документальных источников ин­формации (библиографических пособии, справочников, учебников и т. п.).

Фактографическая консультация включает указание на конкретного человека, который может помочь в выполнении запроса, адрес другой библиотеки или учреждения и т. п.

Важной формой 6иблиографического информирования в соответствии с долговременно действующими запросами является доведение библиографической информации до по­требителей в режиме ее избирательного распространения – системе ИРИ. которая иногда называется дифференцирован­ным распределением информации (ДРИ).

Характерные черты этой фор­мы индивидуального библиографического обслуживания в условиях библиотеки сводятся к следующему:

– в качестве абонентов системы ИРИ выступают ве­дущие ученые и специалисты или небольшие коллективы, наиболее остро нуждающиеся в строго профилированной библиографической информации;

– информационные потребности абонентов формули­руются в виде перечня тем (постоянных запросов), в соответ­ствии с которыми осуществляется распространение библио­графической информации;

– библиографическая информация доводится до по­требителей оперативно и регулярно, в строго установленные промежутки времени. При этом система должна обеспечивать высокие показатели точности и особенно полноты поиска и выдачи библиографической информации;

– для обработки и доведения библиографической ин­формации по системе ИРИ широко используются современ­ные технические средства автоматизации библиографических процессов;

– обязательным условием успешного функционирова­ния системы ИРИ является постоянная обратная связь с або­нентом системы, позволяющая своевременно корректировать тематику запросов и повышать релевантность предоставляе­мой библиографической информации. Обычно в этих целях используются специальные талоны обратной связи, в которых предусматривается оценка потребителями поступающей к ним информации;

– система ИРИ должна обеспечивать абонентов не только библиографической информацией, но и первичными документами (или их копиями), запросы на которые посту­пают в ходе обратной связи с абонентами системы.

Следует подчеркнуть, что постоянная обратная связь с потребителями информации — необходимая предпосылка совершенствовании качества и повышения эффективности всех форм библиографического обслуживания.

Средства библиографической деятельности

К средствам, которые для достижения своих целей использует библиограф в процессах библиографической дея­тельности, относятся: методы деятельности; каналы производства и доведения библиографической информации до потребителей, технические средства.

Методы библиографической деятельности. В раз­личных процессах библиографической деятельности исполь­зуются разные методы. В библиографоведении по давней традиции особенно много внимания уделяется методам биб­лиографирования документов. Эти методы, благодаря час­тичному совмещению двух основных процессов библиогра­фической деятельности, в значительной мере свойственны и библиографическому обслуживанию.

Методы библиографирования. Отдельные методы библиографирования по характеру и целям (и по их соответ­ствию основным этапам процесса библиографирования) можно объединить в две группы: аналитические (анализи­рующие) и синтетические (синтезирующие).

К аналитическим методам библиографирования отно­сятся:

  1. общий библиографический анализ документа, осу­ществляемый в целях выяснения его основной тематики, формальных и содержательных особенностей, достоинств и недостатков, целевого и читательского назначения;
  2. биб­лиографическое описание документа;
  3. аннотирование или реферирование;
  4. индексирование и предметизация, т. е. выражение содержания документа с помощью предметных руб­рик или условных знаков какой-то классификации.

Результат последних трех операций в совокупности объединяется в библиографическую запись, составление которой образует переход от анализирующих к синтезирующим методам библиографирования и может поэтому с равным основанием рассматриваться в составе как первых, так и вторых.

К синтетическим методам библиографирования относятся:

  1. выявление документов как объектов библиографиро­вания в целях их последующей библиографической обработ­ки, представляющее собой начальный синтез, фактически предшествующий этапу библиографического анализа;
  2. от­бор документов по заранее заданным критериям;
  3. группировка записей в библиографическом пособии.

Условность выделения аналитических и синтетических методов библиографирования состоит в том, что в действи­тельности процессы библиографического анализа и синтеза диалектически взаимосвязаны и взаимно обусловлены, они переходят друг в друга и в реальном процессе библиографи­рования осуществляются в значительной мере одновременно.

Методы библиографического обслуживания: метод идентификации документов (как способ реализации подытоживающей функции); метод оповещения о документах (как способ реализации коммуникативной функции); Метод рекомендации документов (как способ реализации оценочной функции библиографической информации).

К средствам также относятся каналы производства и доведения библиографической информа­ции. Они достаточно многочисленны: это печатные и электронные библиографические издания, прикнижные и пристатейные списки, средства массовой информации, книгоиздательские материалы, межличностные каналы информации, компьютерные технологии. Все они специфичны, обладают определенными достоинствами и недостатками, что позволяет им в рамках единой системы допол­нять друг друга, взаимно компенсировать слабые стороны друг друга.

Читайте также: