О муза я у двери гроба некрасов анализ кратко

Обновлено: 03.07.2024

О муза я у двери гроба!
Пускай я много виноват,
Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба -
Не плачь завиден жребий наш,
Не наругаются над нами:
Меж мной и честными сердцами
Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!
Не русский - взглянет без любви
На эту бледную, в крови,
Кнутом иссеченную музу.

Cтихотворение Некрасова представляет собой монолог, точнее скрытый диалог с Музой. Именно с обращения к ней он начинает свое произведение и упоминанием о ней заканчивает его. Некрасов так описывает свою Музу. .

Не русский – взглянет без любви…

Этим стихотворением Некрасов подводит итог своему творческому пути. Если бы выпала такая возможность, он повторил бы его от начала до конца. Поэт – это не профессия, это состояние души, жизненный путь.. .

Краткий анализ №1

Для поэта муза была не какая-нибудь красотка – пышногрудая и обольстительная. Нет, для него муза была весьма своеобразна – обычный простой крестьянский народ, который не образован, даже невежественен, но, тем не менее – именно он являлся для Некрасова музой. То есть тем, что вдохновляло его на подвиги в литературе. Эта муз и научил жизни писателя. Именно от нее он познал все горести, но вместе с тем, и сладости. Именно этот народ показал поэту реальность – ее неприкрытую красоту.

Образы и символы

Той Музы плачущей, скорбящей и болящей, Всечасно жаждущей, униженно просящей –

Именно такой образ музы из одноименного стихотворения проходит лейтмотивом сквозь все творчество Некрасова. В ее лице мы видим черты всей России-матушки, которая страдает от бедности и унижения, от ужасных условий труда и самой жизни. В этом особенность музы крестьянского поэта.

Некрасовская муза перестает быть воплощением высокого творчества, она — вполне зримый персонаж, она — вся боль русского народа, она — муза мести и печали, она та, кто научил Некрасова чувствовать страдания крестьян ещё в раннем детстве.

Муза анализ стихотворения Некрасова

Муза Некрасов анализ стихотворения по плану

1. История создания. Творчество Н. А. Некрасова вызывало неоднозначную оценку современников.

2. Жанр произведения — гражданско-философская лирика.

4. Композиция стихотворения последовательная.

5. Размер произведения — шестистопный ямб с преобладающей парной рифмовкой.

7. Главная мысль произведения заключается в том, что в тяжелые для родины годы поэт обязан забыть об эфемерном счастье и идиллии и посвятить свое творчество всем безвинно страдающим и униженным.

Темы и проблемы

Проблематика и тематика произведения типичны для творчества Некрасова: это социальные и политические вопросы, которые либеральная интеллигенция обращала к власти: почему крестьянству живется так трудно? До каких пор ему терпеть угнетение и несправедливость?

Поэт и гражданин

Основная идея

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трёх строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей строфе. Такой приём делает монолог непрерывным. Лирический герой как будто торопится сказать всё до конца, успеть высказаться.

Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя своё творчество с источником этого творчества.

В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми её страданиями.

Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.

Такой выбор был совершенно необычный, противоречащий всем общепринятым представлениям о поэзии. Но благодаря Некрасову он не только прижился, а был понят читателем и полюбился ценителям поэзии.

Сквозь годы

Если разобрать произведение Муза более подробно, то можно сделать вывод, что сам стих был традиционный по форме и претенциозным по содержанию. Однако делать преждевременное заключение не следует.

Некрасовская муза — это не чудная красотка, летающая в облаках, не эфемерная барышня, превозносящая себя на пьедестал. Вместе со своей музой поэту пришлось поскитаться по тем трущобам бедняков, которые закалили его и выработали стойкость в характере. До того времени пока писатель не обрел известность и у него не появился достаток, Некрасов был на грани нищеты и столкнулся со многими проблемами.

Стихи, которые адресовал поэт людям, были весьма содержательными и поучительными. Сам писатель не выделялся ничем примечательным из толпы, и какое-то время не замечали. Все это изобразил поэт в своем стихотворении под названием Муза. Разобрав текст, можно сложить цепочку и узнать где брал источники вдохновения писатель. Он признает только одну муза, которая была покровительницей бедняков, которые были рождены для вечного труда. Следует отметить, что в то время данный выбор был весьма смелым решением и не пользовался популярностью у других поэтов.

Стилистические особенности

Анализ произведения дает понять смысл нравственности и эстетики самого писателя. Здесь весьма отчетливо показаны все образы, которые использовал писатель всю свою жизнь. Такая огромная смысловая нагрузка передана в стихе в традиционной форме. После написания стиха поэту пришлось понять, что дальнейшие его произведения нуждаются куда в более серьезных и сильных эффектах.

Николай Алексеевич, будто создал свой, особый язык, который был понятен каждому. Этот особенный, живой и цепляющий за живое слог проходит красной полосой через всё творчество поэта.

Жалко, что крепостные были неграмотны и не могли оценить творчество барина, так переживающего за них.

Некрасов ввел такие образы и стилистику в своих произведениях, которых до этого не было ни в одном известном произведении. Можно сказать, сотворил революцию в русской литературе. Поэтическая система произведений писателя в то время была сугубо индивидуальной, неповторимый стиль вдохновил многих последователей.

Певец трудового народа

Путь к свободе

История создания

Жанр, направление, размер

Данное лирическое стихотворение относится к гражданской лирике, и в нём идёт речь о значении поэзии в жизни одного человека и культурной преемственности.

Поэт использует четырехстопный ямб, рифма опоясывающая с чередованием мужских и женских рифм.

Стихотворение, состоящее из трёх строф, можно условно разделить на три части. В первой части лирический герой извиняется перед своей Музой, во второй – подбадривает её, а в третьей части поэт даёт описание Музы.

Перед нами прощание автора с читателем и Музой. Он осознает, что больше ничего не напишет, но предрекает оставшемуся после него творчеству вечную жизнь.

Образы и символы

Муза становится здесь своеобразным соединительным элементом между лирическим героем и людскими сердцами. Этот элемент очень важен для каждого творца, так как благодаря нему произведение живёт. Если помнят творение, то помнят и творца.

В этом произведении читателю предлагается взглянуть не на каноническую Музу любого поэта, которая красива, легка и воздушна, а на скорбящую женщину, напоминающую бедную избитую крестьянку. Об этом свидетельствуют последние строчки стихотворения:

Темы, проблемы, настроение

Еще одна тема — историческая память. Поэт не сомневается, что его не забудут, ведь творчество останется после него и будет жить в сердцах честных людей, которые любят свою Родину.

Проблема, затронутая в тексте, является вечной — это людская злоба. Она преувеличивает недостатки автора, чтобы дискредитировать его идею.

Основная идея

Средства художественной выразительности

Автор: Ксения Сизова

Автор: Самый Зелёный · Published 20.11.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 01.06.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 16.08.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Этим стихотворением автор как бы подводит итог своей поэтической деятельности. Он не считает своё творчество идеальным, но рад
любому отклику в сердцах людей:

Пусть увеличит во сто крат
Мои вины людская злоба …

Поэт верит в бессмертие своего творчества и продолжение его идей:

Порваться долго ты не дашь
Живому, кровному союзу!

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Тема: поэт и поэзия.
⦁ Идея: муза Н. А. Некрасова близка русскому народу, его творчество — народное.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА
⦁ Эпитеты: живой, кровный союз; бледная Муза.
⦁ Метафора: пусть увеличит во сто крат мои вины людская злоба.
⦁ Перифразы: честные сердца (честные люди), у двери гроба (перед смертью).
⦁ Восклицания:

В последние годы жизни писатель тяжело болел. Чувствуя скорую кончину, он обращается к любимому образу свой поэзии – Музе.

Литературное направление и жанр

Стихотворение нужно рассматривать в контексте всего творчества Некрасова

как поэта-реалиста. Оно играет ту же роль в творчестве Некрасова, что и стихотворение “Памятник” в творчестве Пушкина, а также другие стихотворения-памятники (Горация, Державина). В стихотворении “О Муза. ” Некрасов делает вывод о роли поэта и поэзии, о значении собственной поэзии в жизни общества.

Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из трех строф. Некрасов не разделяет их пробелами, да они и неотделимы одна от другой, потому что ни первая, ни вторая строфа не заканчивают предложения, которое продолжается в следующей

Лирический герой как будто торопится сказать все до конца, успеть высказаться.

Стихотворение можно разделить на три смысловых отрывка. В первом лирический герой кается перед Музой – аллегорией творчества поэта. Во второй части лирический герой подбадривает свою Музу, соединяет себя с ней, ассоциируя свое творчество с источником этого творчества.

В третьей части Некрасов описывает Музу. Он противопоставляет отношение к Музе (творчеству) русского и нерусского сознания. Темы, поднятые революционным демократом Некрасовым в творчестве, неинтересны и несимпатичны для иностранца: народная жизнь вместе со всеми ее страданиями.

Тема стихотворения “О Муза. ” – народное признание творчества поэта.

Основная мысль: Муза Некрасова близка русскому народу.

Тропы и образы

Образ Музы – лейтмотив творчества Некрасова. В стихотворении “Вчерашний день, часу в шестом” Музу лирический герой называет родной сестрой молодой крестьянки, которая молча сносит избиение кнутом. Еще в молодости Некрасов определяет приоритеты своего творчества: близость к народу и готовность терпеть страдания (Некрасов немало пострадал от цензоров). Образ Музы возникает и в других стихотворениях поэта.

В одном из поздних Некрасов говорит о Музе: “Сестра народа – и моя”. Последнее стихотворение подводит итог поэтической деятельности поэта. Тот, кто не понимает русского народа (не русский) далек от темы народных страданий, а значит, не любит “бледную, в крови, кнутом иссеченную Музу”.

Эпитеты, описывающие Музу – метафорические характеристики творчества.

Зато честные сердца соединены с поэтом живым, кровным союзом (эпитеты), который долго не порвется. То есть писатель долго будет интересен своему народу. Это перекличка с пушкинским: “И долго буду тем любезен я народу”.

Эпитет кровный отсылает к цитате из другого стихотворения о роли поэта и поэзии: “Дело прочно, когда под ним струится кровь” ( “Поэт и Гражданин”). Кровный союз – это союз единомышленников, занятых одним благородным делом.

Стихотворение начинается с обращения к Музе и метафорического поэтизма “у двери гроба”. Ожидая смерти, лирический герой кается перед Музой. Некрасов видел предназначение поэта в том, чтобы служить народу.

Он просит прощения, очевидно, за те компромиссы, на которые приходилось идти с цензурой, или за отход от народной тематики в творчестве.

Некрасов знал, что у него много недоброжелателей. Он сталкивался с ними и как поэт, и как редактор “Современника”, в конце концов, закрытого. Эту мысль он передает с помощью метафоры: людская злоба увеличит его вину “во сто крат”.

Лирический герой просит Музу не плакать. Он не разделяет себя и свое творчество. Судьба и поэта, и его стихов завидна: “Не наругаются над нами”. Поэт будет в почете, пока есть сердца, которым близки его стихи.

Некрасов на пороге смерти утверждает дело своей жизни: донести до русского народа идеалы правды и гуманизма.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка кольцевая.

Читайте также: