О чем заставляет задуматься фамилия героя рассказа ионыч кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Технологическая карта урока №2 по литературе 10 класс

Дата проведения 15.05 2016

Цель: Раскрыть трагизм повседневно-будничного мещанского существования и духовного оскудения личности в рассказе. Мастерство Чехова в раскрытии темы рассказа. Художественные особенности творческой манеры Чехова; совершенствовать умение анализировать художественное произведение, применять полученные знания для создания связного текста (устного и письменного) на заданную тему.

Урок изучения нового материала

Задачи. Образовательные :

Рассмотреть композицию рассказа, выявить эпизоды, показывающие этапы гибели души главного героя;

Проанализировать причины духовной гибели доктора Старцева;

Раскрыть позицию автора, его отношение к главному герою.

Развивающие :

Обучение комментированному чтению в сочетании с эвристическим методом;

Развитие умения анализировать, сопоставлять факты, эпизоды текста;

Обучение лингвостилистическому анализу художественного текста.

Воспитательные:

Способствовать развитию активной жизненной позиции учащихся ;

Способствовать формированию у учащихся таких нравственных качеств, как доброта, сострадание.

Методы и приёмы: эвристическая беседа, индивидуальная работа, пересказ эпизода, частично-поисковый метод, самостоятельная работа с текстом, художественное чтение эпизода, работа со справочной литературой, информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер – это средство:

1.рационального использования времени на уроке;

2.повышение эстетики и наглядности процесса обучения.

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких

юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество,

забирайте с собою все человеческие движения, не

оставляйте их на дороге, не подымете потом.

-Какой сегодня урок по данной теме?

-Какова тема урока?

-Сформулируйте цель урока.

-Актуальна ли проблема, поднятая писателем?

-Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока?

Повторение истории создания рассказа (презентация ребёнка)

Анализ выбранных эпизодов духовной гибели главного героя

Создание хорошего микроклимата, побуждение к самостоятельному определению темы, цели, мотивации. Формирование мотивации.

Запись в тетради, осмысление темы, цели, мотивации с помощью учителя.

Повторение, проверка знаний

Индивидуальная работа, аналитическая беседа, рассказ учащегося

- Какова тема рассказа?

-Какова основная идея произведения?

-Какова композиция рассказа?

Слушает, дополняет, ведёт беседу

Работа со справочной литературой, работа с карточкой, слушание, дополнение рассказа, ответы на вопросы, формулирование вывода

этап актуализации субъектного отношения

Лексическая работа.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

\Толковый словарь русского языка Ожегова.

Нравственность .1. Совокупность норм, определяющих поведение человека.

Моральные свойства.

\Толковый словарь Ушакова

-Какие, на ваш взгляд, духовные качества входили в состав нравственного кодекса у Чехова?

- Какие сейчас, на ваш взгляд, духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?

Работа по теме урока

Слово учителя, работа с эпиграфом

Как и в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

2. Анализ 1 главы

-Обратимся к первым предложениям текста, они несут наибольшую эстетическую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных – украшение города С…. Казалось бы, ничто не вызывает сомнения. Но так ли это? Ещё раз перечитаем начало текста (учитель или один из учеников ещё раз зачитывает первый абзац рассказа)

- Что мы узнаём из первого абзаца?

- Почему первое предложение начинается придаточным предложением, стоящим перед главным?

-О чём заставляет задуматься эта фамилия?

-Каковы взгляды, характер человека?

(Фамилия говорит о том, что ждёт героя в жизни, что он не устоит перед пошлостью мещанской жизни и душевно и физически состарится.)

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С… его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком.

- Прочтите последнее предложение третьего абзаца рассказа, на какую деталь обращает автор наше внимание? Что такое деталь?

Погуляв в городе, доктор заходит к Туркиным. В первой части рассказа Туркины увидены автором и доктором Старцевым по- разному.

-Где в тексте Старцев и где автор?

- Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

-А как в рассказе подаётся игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? Найдите описание этого эпизода и прочитайте вслух.

- Какой вывод можно сделать, прочтя этот эпизод?

(Чехов даёт понять, что это остроумие никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой).

Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Ивановны, но… на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, надоедливая, бездарная, но…. Всё же это культурные звуки.

Анализ 2 главы

–Сколько времени прошло между событиями в первой и второй главах? Время здесь важная художественная деталь.

-Что изменилось за этот год?

-Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? Найдите отрывки в тексте рассказа.

-Может быть, Котик – редкое исключение из читателей города С…, и чтение свидетельствует о её духовности?

-Что вынесла Котик из знакомства с Писемским?

(Только одно - смешное, с её точки зрения, отчество писателя. Это не случайная деталь. Чехов использует её ещё раз, чтобы показать легкомысленность этой героини (недаром её называют Котик), неумение видеть главное, настоящее как в литературе, так и в жизни.

Как и многие писатели А. П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь даёт Старцеву ещё один шанс остаться человеком.

Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти…

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением.

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктирным, что подтверждается повторением художественных деталей.

Анализ 4 главы.

-Какие изменения произошли в семействе Туркиных?

-Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

Слово учителя.

Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

5 глава – итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С… Зачитываем первый абзац.

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остаётся и следа. Вот и всё что можно сказать про него.

-А что с Туркиными?

Ведёт беседу, помогает формулировать выводы

Работают с текстом рассказа, отвечают на вопросы, делают выводы, отвечает ученик, работающий со словарями

Исследовательская работа с текстом

-Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания Старцева и параллельно – его моральное и духовное опустошение.

-Что можно сказать о композиции рассказа в целом?

Вывод: Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось всё, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям , раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью. Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Но всё же, создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь.

Задаёт вопросы, , помогает делать вывод

Работа с текстом, делают вывод

-Как используются художественные детали в раскрытии образа Старцева?

С помощью каких изобразительных средств создаётся автором собирательный образ жителей города С.?

-Почему рассказ является протестом против разрушения человеческой личности?

-Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же это сатира на слабого и безвольного героя?

Задаёт вопросы, вызывает на рефлексию

Отвечают на вопросы, делают выводы с помощью учителя

Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.

Объясняет домашнее задание (выбрать одно из двух)

История создания рассказа А.П. Чехова "Ионыч", его центральная тема. Художественные средства, которые использовал писатель. Символика фамилии главного героя. Взгляды на характер Дмитрия Ионыча Старцева. Сущность призыва "Берегите в себе человека".

Рубрика Литература
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 18.06.2015
Размер файла 21,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

История создания рассказа Ионыч

Писатель начал работать над "Ионычем" в августе 1897 г. Сюжет рассказа "Ионыч" прост - это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Фактически же рассказ - это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Это история о том, как неплохой человек с добрыми задатками превращается в равнодушного обывателя.

Какова центральная тема рассказа?

Протест против пошлости, обывательщины, духовного мещанства, самовырождение человека.

Какова основная идея произведения?

Она заключается в призыве "Берегите в себе человека!".

Какова композиция рассказа

Композиция рассказа подчиняется одной общей цели - показать постепенное духовное обнищание героя и убогую жизнь города. Но как рассказать о жизни героя и целого города на протяжении нескольких страниц?

Чехов добивается этого следующими художественными средствами. Такие компоненты произведения, как пейзаж и диалоги, по мере развития сюжета исчезают. Старцев превращается в угрюмого, одинокого обывателя. Пейзаж и диалог делаются теперь ненужными в произведении. Следует обратить внимание ещё на одну интересную композиционную особенность рассказа. Губернского города, в котором развиваются события, автор почти не описывает. Между тем читатель хорошо чувствует душную атмосферу этого города.

чехов рассказ ионыч старцев

Символика фамилии Старцев. О чем заставляет задуматься фамилия этого героя? Каковы взгляды, характер этого человека?

Фамилии у Чехова, как правило, "говорящие". В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен.

Анализ 1 главы

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С. его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком. Обратите внимание на такую художественную деталь (чтение последнего предложения 3-го абзаца рассказа). Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на таких художественных деталях: "своих лошадей у него не было". Замечание это специально для читателя (вводное предложение выделено скобками), а сам автор знает, что будет дальше. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает перед нами не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли героя: "Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она полюбила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и все-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли все такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать".

Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

(Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна. Но после трудного, полного тяжелой работы дня можно слушать все, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.)

А как в рассказе подается игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? Найдите описание этого эпизода в тексте и зачитайте его вслух.

Вывод:

Мы видим, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой "приятной" семье - люди бездарные, неталантливые. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов. Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Иосифовны, но… на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, бездарная, но… все же это культурные звуки.

Итак, Старцев доволен вечером, проведенным у Туркиных, все было "недурственно", не считая маленьких компромиссов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Анализ 2 главы

Между событиями, описываемыми в первой и второй главе, прошло больше года. Время здесь - важная художественная деталь.

(Только одно - смешное, с ее точки зрения, отчество писателя. Это не случайная деталь. Чехов использует ее еще раз, чтобы показать легкомысленность этой героини (недаром ее называют Котик), неумение видеть главное, настоящее как в литературе, так и в жизни, в сцене отказа Дмитрию Ионычу в 3 главе: "Я хочу быть артисткой, я хочу славы, успеха, свободы, а вы хотите, чтобы я продолжала жить в этом городе, продолжала эту пустую бесполезную жизнь, которая стала для меня невыносима. Сделаться женой - о, нет, прости же!.".)

Как и многие писатели, А.П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь дает Старцеву еще один шанс остаться человеком. Получив записку о свидании, Дмитрий Ионыч ни минуты не сомневался, что на кладбище ее не будет, что он сам уже не способен на такие глупости, а потом все-таки взял и поехал. Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью: "У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке". Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти…

Анализ 3 главы

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением. Читатель к такому концу уже готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: "У Старцева перестало беспокойно биться сердце…" и т.д.).

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктиром, что подтверждается повторением художественных деталей.

Анализ 4 главы

Как всегда, эстетически насыщен первый абзац. Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов повторяет: "Но вот прошло 4 года".

Какие изменения произошли в семье Туркиных? Вера Иосифовна встретила Старцева старой шуткой. У Кот "уже не было прежней свежести и выражения детской наивности - во взгляде, и в манерах было что - то новое несмелое и виноватое, точно здесь, в доме Туркиных, она уже не чувствовала себя дома". Иван Петрович, Пава не изменили своему "репертуару". И мы вслед за автором делаем вывод: если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним? Иным стало и отношение Старцева к Туркиным. Однажды, проезжая мимо их дома, он подумал, что надо бы заехать, но почему-то не заехал и больше уже никогда и не бывал у Туркиных в доме.

Анализ 5 главы

5 глава - итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С. Зачитываем первый абзац.

Вспомним начало рассказа. Обывательский город С. и Старцев - два противоположных полюса. В конце Старцев уже свой, такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя человеком. Эту мысль подчеркивает как бы вскользь замеченное автором: "За все время, пока он живет в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней".

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остается и следа. Вот и все, что можно сказать про него.

А что же с Туркиными? У них все по-прежнему. Конец рассказа по-чеховски "не закончен". Это как бы кусок, выхваченный из жизни. Потому и глаголы употреблены здесь не в форме прошедшего времени, как во всем рассказе, а в форме настоящего, так называемого абстрактного: "Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слезы и кричит:

Прощайте, пожалуйста! - И машет платком".

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания доктора Старцева и параллельно - его моральное и духовное опустошение. (Для описания медленного прижизненного умирания человека в человеке Чехов использует оригинальный прием - расставляет своеобразные вехи на жизненном пути Старцева. Они идут по разным направлениям: жизненная карьера, эволюция вкусов, развитие и финал его романа с Екатериной Ивановной, наконец, жизненный путь тех людей, которые окружают Старцева.)

чехов рассказ ионыч старцев

Вывод

Итак, внимательное чтение текста убеждает нас, читателей, в том, что художественная мысль Чехова движется в рассказе от частного к общему: судьба Старцева, превратившегося в Ионыча, - проявление общей неустроенности. Писатель показывает, что решение неустроенности, личных проблем невозможно без решения проблем общественных. Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось все, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лени и нежелание бороться с пошлостью.

Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрек себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Из рассказа следует вывод: если человек подминается силой обстоятельств и в нем постепенно гаснет способность к сопротивлении., происходит омертвление человеческой души - самое страшное возмездие, которое жизнь воздает за приспособленчество. Ограждение себя от активной жизни оборачивается для Старцева катастрофой: отступая перед действительностью, он всем своим существованием врастает в зло, приходит к тем, от кого в начале уходит и кого ненавидит. В финале рассказа Старцев и Туркины откровенно поставлены рядом, уравнены между собой как люди, у которых одинаково не удалась жизнь: бессмысленны и безнравственны праздные затеи Туркиных, безнравственно и омерзительно бездушное стяжательство Ионыча.

Но все же, создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь: ведь среда, воспитавшая и сформировавшая Ионыча, выдвинула и других людей, как врачи Кириллов ("Враги") и Дымов ("Попрыгунья"). Образ Ионыча показывает, каким становится человек, если нет сопротивления пошлости, лени, мещанству, эгоизму.

Как я понимаю призыв "Берегите в себе человека"

Рассказы Чехова учат нравственности и морали. В некоторых из них А.П. Чехов ставит проблему о разложении личности, о "футлярности", то есть скрытности человека. К таким рассказам относятся "Ионыч", "Человек в футляре", "О любви" и другие. Рассмотрим сюжет одного из них, рассказа "Ионыч".

В "Ионыче" повествуется о докторе Дмитрии Ионыче Старцеве, приехавшем в город С. Здесь царит скука, страшная рутина, люди вялые, пассивные. Но Старцев встречает семью Туркиных, считающуюся в городе самой образованной. Там он влюбляется в дочь Туркиных, Веры Иосифовной и Ивана Петровича, Екатерину, которую родители ласково звали Котиком. После некоторого времени, проведенного в кругу Туркиных, он сделал ей предложение руки и сердца, но она отклонила его, объяснив это тем, что хочет уехать в Москву и стать актрисой. Этим она разбила его сердце, после чего он потерял смысл жить и стал просто существовать.

Здесь и начинается разложение личности Старцева. Он перестает радоваться жизни, вливается в саму атмосферу города, толстеет, а жители начинают звать его просто Ионычем.

Пример Дмитрия Старцева доказывает слова А.П. Чехова: "Берегите в себе человека". Я считаю, что, придерживаясь этих слов, можно оградить себя от разложения души, которому был подвержен Ионыч. Самое главное - бороться за жизнь, не вливаться в пассивное состояние окружающей среды и никогда не опускать руки.

Подобные документы

Перелом в творчестве Чехова в 1887–1888 годах, снижение роли анекдотического начала в произведениях. Психологичность прозы. Рассказ "Ионыч" - история бессмысленной жизни героя. Жизнь семьи Туркиных. Игра в высшее общество. Проблема деградации личности.

презентация [324,9 K], добавлен 29.03.2013

Высокое звание человека, гражданина, художника. Проблема личной ответственности человека за свою судьбу в рассказах Чехова "Крыжовник", "Ионыч". Разоблачение обывательщины и беликовщины. Пробуждение высших стремлений у героев рассказа "Дама с собачкой".

сочинение [16,5 K], добавлен 26.03.2008

Краткий анализ рассказа А.П.Чехова "Крыжовник", характеристика образа главного героя - помещика Николая Иваныча. Конфликт рассказа, его основные мысли и идеи. Выдающиеся цитаты из произведения "Крыжовник". Отношение Чехова к мечте Николая Ивановича.

презентация [858,9 K], добавлен 03.06.2013

Литературный и лексический анализ произведения А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Оценка системы персонажей и характеристики героев данного рассказа, семантика их имен, определение проблематики. Сопоставление поздних рассказов А.П. Чехова и Л.Н. Толстого.

контрольная работа [45,4 K], добавлен 14.06.2010

Место жанра короткого рассказа в системе прозаических форм. Проблема периодизации творчества А. Чехова. Основная характеристика социально-философской позиции писателя. Архитектоника и художественный конфликт непродолжительных повествований М. Горького.


Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.

Год написания – 1898 г.

История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальный замысел произведения претерпел значительные изменения, прежде чем автор создал окончательный вариант.

Тема – Деградация личности, жизнь городских обывателей, сила и слабость любви.

Композиция – Рассказ выстроен как лестница, ведущая вниз, и подчиняется общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя. Сначала знакомство молодого амбициозного доктора с семьёй Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной и быстрый финал неудавшегося любовного романа, далее – новая встреча с Катей и невозможность героя полюбить, а затем мы видим холодного и расчётливого героя, неспособного на проявление душевных порывов.

Жанр – рассказ.

Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

История создания

В записках писателя сохранились данные о том, что замысел рассказа постепенно менялся. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель даёт оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности главного героя.

После выхода в свет этого произведения критика была неоднозначной, отзывы были как положительные, так и отрицательные. Была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под влиянием этого общества.

для самых рациональных -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.

Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.

Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.

Проблема влияния общества на личность. На Старцева уклад жизни и взгляды жителей города С. оказали большое влияние: он отказался от медицины как от призвания, превратив её лишь в средство обогащения. Можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев уничтожил себя как личность, смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов. В какой мере окружение влияет на личность и может ли человек ему противостоять? Этот важный вопрос ставит автор в своём рассказе.

Композиция

Рассказ Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьёй Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. В герое пока ещё есть способность отличить истинный талант от серости, и он не стремится продолжать завязавшееся знакомство.

Старцев увлечён своей работой, он очень занят, и вторая встреча с семьёй Туркиных происходит по прошествии года с небольшим. Хозяйка дома пригласила молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.

Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. Старцев решил сделать ей предложение, думая о богатом приданом. Глупая затея Котика со свиданием на кладбище охладила и отрезвила героя, он почувствовал разочарование и пожалел о том, сколько лишних хлопот доставила ему эта история.

В третьей части рассказа описывается, как обрюзг и располнел телом, но обнищал душой доктор Старцев. Он перестал интересоваться искусством – спектаклями и концертами, найдя удовольствие в азартных играх и ежевечернем подсчитывании денег, которые приносила ему врачебная практика.

В следующей части рассказа мы видим изменения: доктор Старцев располнел, обрюзг, думает только о наживе, радуется тому, что не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда-то делал ей предложение.

Главные герои


Почему Старцев и Катерина Ивановна не поженились?

Почему Старцев и Катерина Ивановна не поженились?

Произведение Ионыч А.


Почему Дмитрий Ионыч Старцев Превратился в ИонычаОтветьте кратко , очень прошу?

Почему Дмитрий Ионыч Старцев Превратился в ИонычаОтветьте кратко , очень прошу.


Главные герои Ионыч Чехов?

Главные герои Ионыч Чехов.


Почему доктор Старцев стал "Ионычем"?

Почему доктор Старцев стал "Ионычем"?


Над чем заставляет задуматься современного человека древнерусская литература?

Над чем заставляет задуматься современного человека древнерусская литература.


"Ионыч" Почему Старцев становится своим в городе N?

"Ионыч" Почему Старцев становится своим в городе N?


Пушкин барышня - крестьянка над чем произведение заставляет задуматься?

Пушкин барышня - крестьянка над чем произведение заставляет задуматься.

Назовите пожалуйста всех героев этого произведения.


1)каков духовный мир и каковы взгляды врача старцева дмитрия ионыча?

1)каков духовный мир и каковы взгляды врача старцева дмитрия ионыча?

2) кто виноват, что не реализовалась его любовь?

3) почему дмитрий старцев стал называться ионычем?


Ионыч Где послелился Старцев после назначения на должность?

Ионыч Где послелился Старцев после назначения на должность?

На странице вопроса О чем заставляет задуматься фамилия героя Старцев? из категории Литература вы найдете ответ для уровня учащихся 10 - 11 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.


Амфибрахий - трехсложный размер антитеза : холод - зной мудрых - чудных Но в первую очередь странник и чинара явно противпоставлены. Аллегория : "с ней шепчется ветер, зеленые листья лаская, я солнцем любима, цвету для него и листаю. ".


Что объясни по проще.


Я провел лето в своем родном городе Черви. В Интернете я встретил молодую женщину. Мы были почти каждый день, и я пригласил их посетить. Каждый день мы гуляли. Я показал ей прекрасный город, в котором я живу. Здесь есть что посмотреть. Черви - ..


1) Александр Сергеевич Пушкин 2) Михаил Юрьевич Лермонтов 4) Лев Николаевич Толстой.


Прочитай, мы же не можем за тебя читать.



Карта острова зі скарбами.


Барон мюнхау зен попадает в разные передряги но всегда пытается выбраться из них и всегда успешно особенно мне понравился рассказ о том как он плыл на своем корабле но после шторма корабль потонул . Вся команда погибла в живых остался только он и вс..


Ответ : 1 царица ждёт царя , 2 раждение царевны 3 зеркальце признаёт царевну самой красивой 4 мачеха чочет погубить царевну 5 чернавка отпускает царевну на волю 6 царевна живёт и помогает богатырям 7 мачеха узнаёт что царевна жива 8 царевна отпровляе..


Автор не скрывает своей симпатии к юной царевне. Ему нравятся и ее внешний облик, и ее душа. Скром­ная и кроткая, она не кичится своими достоинствами. Когда злая мачеха задумала ее погубить, царевна убеждает Чернавку отпустить ее, ведь она ни в че..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: