О чем рассказывает балет стравинского весна священная кратко

Обновлено: 05.07.2024

Балет на музыку Игоря Стравинского в одном акте. Картины языческой Руси в двух частях. Сценарий Игоря Стравинского и Николая Рериха.

Действующие лица:

  • Избранная
  • Старейший-мудрейший
  • Бесноватая
  • Юноша
  • Старцы, юноши, девушки

Действие происходит в доисторической Руси.

История создания

Сюжет

Глухой ночью девушки избирают великую жертву. Одна из них, Избранная, представ перед богом, сделается заступницей племени. Старцы начинают священный обряд.

Музыка

Картины языческой Руси в 2 частях.

Композитор И. Стравинский, сценаристы Н. Рерих и И. Стравинский, балетмейстер В. Нижинский, художник Н. Рерих, дирижер П. Монтё.

Поцелуй земли

Среди нагромождения скал неподвижно сидят две группы — девушки и юноши. Всматриваясь в священный камень, они ждут вещего знака. Появляется Старец, девушки водят вокруг него круги. Старец ведет их к священному кургану. Начинаются весенние гадания девушек и танцы юношей. Молодые ноги утаптывают еще не проснувшуюся от зимнего сна землю, заклинают ее расстаться с зимой. Обрядовая пляска: девушки прядут пряжу, юноши рыхлят землю. Упоение единым ритмом.

Великая жертва

Опускается ночь. Девушки сидят вокруг костра, окружив Старца. Все ждут начала обряда жертвоприношения. Чтобы пробудить землю, и она принесла свои дары людям, нужно окропить землю девичьей кровью. Затеваются тайные хороводы девушек, хождения по кругам, чтобы выбрать самую красивую жертву. Выбор состоялся, и вокруг Избранницы происходит ее величание. Взывают к праотцам. Избранница танцует великую священную пляску. Ритм пляски нарастает, и Избранница падает замертво — Земля приняла великую жертву. Луг зеленеет, на деревьях распускаются листья, расцветает жизнь. Племя Священной пляской благодарит землю.

А. Деген, И. Ступников

В такой обстановке хочется отлеживаться после сытной трапезы в гамаке, дремать; все истинно новое отгоняешь, как надоедливую муху: оно мешает.

Зал сыграл ту роль, какую ему надлежало сыграть: он мгновенно взбунтовался. Публика смеялась, вопила, свистела, хрюкала и блеяла и, возможно, со временем устала бы, но толпа эстетов и кое-какие музыканты в непомерном рвении принялись оскорблять и задевать публику в ложах. Шум перешел в рукопашную.

Весна священная

Действующие лица

Описание

балет Весна священная

В канун праздника Священной весны, символизирующего пробуждение природы и новой жизни, племя собирается у священного кургана. Юноши и девушки водят хороводы, веселятся, танцуют. В их танцах воплощаются фрагменты повседневной жизни и труда, в движениях безошибочно угадывается, как юноши пашут землю, а девушки прядут. Постепенно танцы перерастают в исступленную пляску, а затем юноши, желая похвалиться силой и удалью, затевают Игру двух городов. Всеобщую вакханалию нарушает появление старцев и их главы - Старейшего-Мудрейшего. Старейший-Мудрейший взывает к благоразумию юношей, силясь их успокоить. Веселье стихает, и девушки собираются вокруг костра. Они знают, что в эту ночь, согласно обряду, одну из них должны принести в жертву богу Весны и силам природы, чтобы земля была щедра к людям и порадовала их плодородием и богатым урожаем.

После череды обрядов из круга девушек выходит Избранная — та, которой предначертано умереть ради блага своих соплеменников. Она начинает священную пляску, темп которой все время нарастает и, в конце концов, обессиленная девушка падает замертво. Жертва принесена, и земля вокруг расцветает, приходит весна, обещая людям тепло и благодать.

Фото:

Стравинский Весна священная
Весна священная краткое содержание



Интересные факты

Пластинка на Вояджере


Стравинский и Дягилев

Известные постановки


Еще один сюрприз поклонникам балета преподнесла в 1975 г. немецкая танцовщица и хореограф Пина Бауш, которая сделала попытку вернуться к ритуальному смыслу танца, к его истокам, которые кроются в обрядовости.


Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:


Содержание

История создания



Волнение и крики доходили до пароксизма. Люди свистели, поносили артистов и композитора, кричали, смеялись. Я была оглушена этим адским шумом и, как только могла, скоро бросилась за кулисы. Там всё шло так же плохо, как в зале. Танцовщики дрожали, удерживали слезы. Долгая месячная работа сочинения, бесконечные репетиции — и, наконец, этот кавардак. [1]

Вот это настоящая победа! Пускай себе свистят и беснуются! Внутренне они уже чувствуют ценность, и свистит только условная маска. Увидите следствия. [2]

Рерих также писал:

Я помню, как во время первого представления публика свистела и кричала так, что ничего нельзя было услышать. Кто знает, может быть, в этот самый момент люди находились в состоянии внутренней экзальтации и выражали свои чувства, как самые примитивные из племён. Но я должен сказать, что этот дикий примитивизм не имел ничего общего с утонченным примитивизмом наших предков, для которых ритм, священный символ и утонченность жеста были великими и святыми понятиями. [3]

Содержание

Глухой ночью девушки избирают великую жертву. Одна из них, Избранная, представ перед богом, сделается заступницей племени. Старцы начинают священный обряд.

Структура балета

Часть I. Поцелуй земли

  • Вступление
  • Весенние гадания. Пляски щеголих (Les augures printaniers. Danses des adolescentes)
  • Игра умыкания (Jeu du rapt)
  • Вешние хороводы (Rondes printanières)
  • Игра двух городов (Jeu des cités rivales)
  • Шествие Старейшего-Мудрейшего (Cortège du sage)
  • Поцелуй земли (Старейший-Мудрейший) (Le sage)
  • Выплясывание земли (Danse de la terre)

Часть II. Великая жертва

  • Вступление
  • Тайные игры девушек. Хождение по кругам (Cercles mystérieux des adolescentes)
  • Величание избранной (Glorification de l'Élue)
  • Взывание к праотцам (Évocation des ancêtres)
  • Действо старцев — человечьих праотцов (Action rituelle des ancêtres)
  • Великая священная пляска (Избранница) (Danse sacrale (l'Élue))

Интересные факты

Примечания

Ссылки

Жар-птица · Петрушка · Весна священная · Байка про лису, петуха, кота да барана · Свадебка · Пульчинелла · Аполлон Мусагет · Поцелуй феи · Игра в карты · Орфей · Агон

Соловей • История солдата • Мавра • Царь Эдип • Персефона • Похождения повесы • Потоп

Жар-птица • Петрушка • Весна священная • Свадебка • Байка про лису, петуха, кота да барана • Пульчинелла • Аполлон Мусагет • Поцелуй феи • Игра в карты • Орфей • Агон

Симфонии для духовых • Три пьесы для кларнета соло • Рэгтайм • Концерт для двух фортепиано • Три пьесы для струнного квартета • Октет для духовых • Элегия для J. F. K.

  • Балеты по алфавиту
  • Балеты Игоря Стравинского
  • События 29 мая
  • 1913 год в России
  • Балеты 1913 года

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Весна священная" в других словарях:

"Весна священная" — ВЕСНÁ СВЯЩÉННАЯ ( Le sacre du printemps ), одноактный балет (картины языческой Руси в 2 частях). Комп. И. Ф. Стравинский, сцен. он же совм. с Н. К. Рерихом. 29.5.1913, Русский балет Дягилева, Париж, балетм. В. Ф. Нижинский, дирижёр П. Монтё;… … Балет. Энциклопедия

ВЕСНА — Время года между зимой* и летом*. Календарная весна продолжается три месяца: март, апрель, май. В действительности в России ранней весной (в марте) еще холодно, лежит снег* и средняя температура днем поднимается не выше +3 °С +5 °С, а ночью… … Лингвострановедческий словарь

СВЯЩЕННАЯ ВЕСНА — • Ver sacrum. У римлян и италийцев был обычай в больших опасностях давать обет Юпитеру принести в жертву все живое (особенно коз, свиней, овец, рогатый скот), что родится предстоящей весной. Это жертвоприношение называлось ver sacrum … Реальный словарь классических древностей

Священная весна — (лат. ver sacrum), обычай посвящения (первоначально с жертвоприношением) Марсу или Юпитеру всего, что должно родиться в ближайшую весну (т. е. детей человека и домашних животных), существовавший у италийских племен. Практиковался в случае … Словарь античности

Стравинский И. Ф. — Игорь Фёдорович (5 (17) VI 1882; Ораниенбаум, ныне г. Ломоносов 6 IV 1971, Нью Йорк, похоронен в Венеции) рус. композитор и дирижёр. С ранних лет приобщился к высоким достижениям отечеств. иск ва в доме отца певца (бас) Мариинского т ра Ф … Музыкальная энциклопедия

Стравинский, Игорь Федорович — (род. 17.VI.1882 в Ораниенбауме, близ Петербурга, ум. 6.IV.1971 в Нью Йорке) рус. композитор, дирижер, пианист. Сын выдающегося певца, артиста рус. оперы Ф. Стравинского. Музыкой начал заниматься с 9 лет. С 1902 ученик Н. Римского Корсакова,… … Большая биографическая энциклопедия

Русский балет Дягилева — У этого термина существуют и другие значения, см. Русский балет. Август Маке. Русский балет (1912) … Википедия

Игорь Стравинский — Игорь Фёдорович Стравинский Дата рождения 5 (17) июня 1882 Место рождения Ораниенбаум Дата смерти 6 апреля 1971 Место смерти … Википедия

Игорь Федорович Стравинский — Игорь Фёдорович Стравинский Дата рождения 5 (17) июня 1882 Место рождения Ораниенбаум Дата смерти 6 апреля 1971 Место смерти … Википедия

"Весна" - это поэма о музыке, в которой, как пишет И. Я. Вершинина, речь идет "о своеобразном творческом открытии целого мира" - универсального мира первоэлементов и первоспособов их изложения. Здесь осуществляется осознанное движение к синкретическому единству всех форм выражения - от образно-поэтических до музыкально-стилевых - через ритуал. Ритуал становится художественным прототипом многих сочинений Стравинского.

 (700x340, 106Kb)

"Мой новый балет "Весна священная" не имеет сюжета. Это религиозная церемония Древней Руси - Руси языческой", - говорит Стравинский в 1913 году, в заключительный период работы над балетом.Обращают на себя внимание следующие моменты этого лаконичного, но емкого, по сути программного высказывания. Во-первых, бытийный масштаб происходящего, отнесенного к доисторической эпохе - эпохе первотворения. Во-вторых, его церемониальный характер, что, в свою очередь, усиливает универсальную окраску творимого на наших глазах действа и исключает необходимость последовательного изложения сюжета. Все известно и предопределено: жизнь и смерть, радость обновления и неизбежность угасания, всемирный расцвет и всеобщий исход, трагизм человеческого существования в целом. Мир природный и мир человеческий неразделимы, взращены землей и обращены к ней в первый и последний миг, в лучезарное мгновение восхода и заката. Земля - олицетворение природно-человеческой судьбы, циклически повторяемой, имеющей свое начало и свой конец. И "картины языческой Руси" и "картина происхождения рода человеческого" связаны с эпохой "первотворения", когда властвуют "силы потайные".

Высшая сила простирает свою власть над миром, изъявляет свою волю и диктует свои законы, не выпускает человека за пределы означенного, регламентирует его чувства и деяния. Судьба вторгается в мир в момент стихийного всплеска. Приход весны, масленичное гулянье, пробуждение природы - источника любви и красоты. Символика сменяющих друг друга явлений дня и ночи, утра и вечера. Утро - исток человеческой жизни и начало праздничного гулянья, его сменяет день любовных игр и забав. Вечер напоминает о неизбежности заката и завершается смертью одного из многих - того, на кого пал роковой выбор. Ночь - приношение жертвы во имя нового начала, следующего витка круговорота Земли.

 (397x510, 161Kb)

Фатальное влияние магической силы в "Весне" обнаруживается не сразу. Судьба дарует человеку жизнь и любовь, вовлекает в игру, искушает и соблазняет и подводит к конечному пределу. Тема "весеннего произрастания" (Б. В. Асафьев) подобно древнему заклятию, заговору предостерегает от неминуемого столкновения с Высшей силой, словно заклинает ее. Но эта же тема обнаруживает амбивалентную суть образного мира балета, взаимосвязь и взаимозависимость всех начал: природного и человеческого, трансцендентального и реального, мужского и женского.

Стравинский открывает для себя путь к так называемой "чистой музыке", идея которой формируется и намеренно проводится композитором в сочинениях 1920-х годов. Стравинский постоянно подчеркивает независимость музыкального ряда от сюжетного. Композитор подчеркивает: "Весна" - это пьеса, которая от начала и до конца принадлежит музыке". По его словам, "предлогом" к ее созданию послужил "обряд празднования прихода весны". Именно этот "предлог" подсказал композитору логику построения целого, а также характер его музыкально-пластической образности - экспрессивно заостренной, словно заряженной энергией космических ритмов Вселенной.

Как своеобразная преамбула к главному действию, подготовка ритуальной церемонии воспринимается первая часть балета. В ее основных фрагментах - "Весенних гаданиях" и "Плясках щеголих", "Вешних хороводах", "Игре умыкания" и "Игре двух городов" - запечатлены элементы различных древнеславянских обрядов, которые связаны между собой не сюжетной цепью, а образно-метафорической. Все разрастающаяся танцевально-плясовая стихия, символизирующая игру жизненных начал, внезапно наталкивается на преграду. Шествие Старейшего-Мудрейшего, точно властный, повелительный жест Судьбы, останавливает бурлящий людской поток, устремленный вперед в попытке оторваться от земли и обрести чувство свободы, ощущение собственного "я", и разворачивает его обратно к земле. ". Я желаю, - подчеркивает Стравинский, - чтобы все мое произведение позволило ощутить близость человека к земле. По сигналу Старцев ("проводников" Высшей силы) человечество - "все как один" - совершает обряд выплясывания земли. Сюда направлено движение масс, здесь завязывается трагический узел происходящего, его предопределенность. "Смута всемирного расцвета", по словам Стравинского, должна быть искуплена "великой жертвой". Вторая часть балета - поэтически обобщенное воплощение ритуального действа. Жизненная стихия, пойманная в "тупик каменного лабиринта" (Б. В. Асафьев), лишается права выбора. "Величание Избранной" и "Великая священная пляска", которой предшествуют таинственные приготовления обряда жертвоприношения ("Тайные игры девушек", "Взывание к праотцам", "Действо старцев - человечьих праотцев") - вот трагический удел человечества. "Годичный круг возрождающихся и снова погружающихся в недра природы сил замкнулся и свершился в главных своих ритмах" - пишет композитор .

 (500x300, 25Kb)

В завораживающей игре раскрепощенных ритмов есть нечто притягательное, как и в самой жизни, зарождающейся в глубинах земли и снова погружающейся в неё.В заключительном состязании-соперничестве ритуального и стихийного - в последнем всплеске "Великой священной пляски" - нет побежденных и победителей. Они так и не уступают друг другу, их борение внезапно прекращается. И хотя вопрос об источнике происхождения всего творящего так и остается неразрешенным, подобная финальная развязка все же приоткрывает завесу над внутренним смыслом обрядового действа: возрожденная весенняя земля совершает вечный неизменный круговорот, и приносимая ей жертва кладет начало новой жизни. В этом истина и мудрость бытия.

The Mariinsky Theater Orchestra and Ballet
Valery Gergiev - conductor

"Весна" - это поэма о музыке, в которой, как пишет И. Я. Вершинина, речь идет "о своеобразном творческом открытии целого мира" - универсального мира первоэлементов и первоспособов их изложения. Здесь осуществляется осознанное движение к синкретическому единству всех форм выражения - от образно-поэтических до музыкально-стилевых - через ритуал. Ритуал становится художественным прототипом многих сочинений Стравинского.

 (700x340, 106Kb)

"Мой новый балет "Весна священная" не имеет сюжета. Это религиозная церемония Древней Руси - Руси языческой", - говорит Стравинский в 1913 году, в заключительный период работы над балетом.Обращают на себя внимание следующие моменты этого лаконичного, но емкого, по сути программного высказывания. Во-первых, бытийный масштаб происходящего, отнесенного к доисторической эпохе - эпохе первотворения. Во-вторых, его церемониальный характер, что, в свою очередь, усиливает универсальную окраску творимого на наших глазах действа и исключает необходимость последовательного изложения сюжета. Все известно и предопределено: жизнь и смерть, радость обновления и неизбежность угасания, всемирный расцвет и всеобщий исход, трагизм человеческого существования в целом. Мир природный и мир человеческий неразделимы, взращены землей и обращены к ней в первый и последний миг, в лучезарное мгновение восхода и заката. Земля - олицетворение природно-человеческой судьбы, циклически повторяемой, имеющей свое начало и свой конец. И "картины языческой Руси" и "картина происхождения рода человеческого" связаны с эпохой "первотворения", когда властвуют "силы потайные".

Высшая сила простирает свою власть над миром, изъявляет свою волю и диктует свои законы, не выпускает человека за пределы означенного, регламентирует его чувства и деяния. Судьба вторгается в мир в момент стихийного всплеска. Приход весны, масленичное гулянье, пробуждение природы - источника любви и красоты. Символика сменяющих друг друга явлений дня и ночи, утра и вечера. Утро - исток человеческой жизни и начало праздничного гулянья, его сменяет день любовных игр и забав. Вечер напоминает о неизбежности заката и завершается смертью одного из многих - того, на кого пал роковой выбор. Ночь - приношение жертвы во имя нового начала, следующего витка круговорота Земли.

 (397x510, 161Kb)

Фатальное влияние магической силы в "Весне" обнаруживается не сразу. Судьба дарует человеку жизнь и любовь, вовлекает в игру, искушает и соблазняет и подводит к конечному пределу. Тема "весеннего произрастания" (Б. В. Асафьев) подобно древнему заклятию, заговору предостерегает от неминуемого столкновения с Высшей силой, словно заклинает ее. Но эта же тема обнаруживает амбивалентную суть образного мира балета, взаимосвязь и взаимозависимость всех начал: природного и человеческого, трансцендентального и реального, мужского и женского.

Стравинский открывает для себя путь к так называемой "чистой музыке", идея которой формируется и намеренно проводится композитором в сочинениях 1920-х годов. Стравинский постоянно подчеркивает независимость музыкального ряда от сюжетного. Композитор подчеркивает: "Весна" - это пьеса, которая от начала и до конца принадлежит музыке". По его словам, "предлогом" к ее созданию послужил "обряд празднования прихода весны". Именно этот "предлог" подсказал композитору логику построения целого, а также характер его музыкально-пластической образности - экспрессивно заостренной, словно заряженной энергией космических ритмов Вселенной.

Как своеобразная преамбула к главному действию, подготовка ритуальной церемонии воспринимается первая часть балета. В ее основных фрагментах - "Весенних гаданиях" и "Плясках щеголих", "Вешних хороводах", "Игре умыкания" и "Игре двух городов" - запечатлены элементы различных древнеславянских обрядов, которые связаны между собой не сюжетной цепью, а образно-метафорической. Все разрастающаяся танцевально-плясовая стихия, символизирующая игру жизненных начал, внезапно наталкивается на преграду. Шествие Старейшего-Мудрейшего, точно властный, повелительный жест Судьбы, останавливает бурлящий людской поток, устремленный вперед в попытке оторваться от земли и обрести чувство свободы, ощущение собственного "я", и разворачивает его обратно к земле. ". Я желаю, - подчеркивает Стравинский, - чтобы все мое произведение позволило ощутить близость человека к земле. По сигналу Старцев ("проводников" Высшей силы) человечество - "все как один" - совершает обряд выплясывания земли. Сюда направлено движение масс, здесь завязывается трагический узел происходящего, его предопределенность. "Смута всемирного расцвета", по словам Стравинского, должна быть искуплена "великой жертвой". Вторая часть балета - поэтически обобщенное воплощение ритуального действа. Жизненная стихия, пойманная в "тупик каменного лабиринта" (Б. В. Асафьев), лишается права выбора. "Величание Избранной" и "Великая священная пляска", которой предшествуют таинственные приготовления обряда жертвоприношения ("Тайные игры девушек", "Взывание к праотцам", "Действо старцев - человечьих праотцев") - вот трагический удел человечества. "Годичный круг возрождающихся и снова погружающихся в недра природы сил замкнулся и свершился в главных своих ритмах" - пишет композитор .

 (500x300, 25Kb)

В завораживающей игре раскрепощенных ритмов есть нечто притягательное, как и в самой жизни, зарождающейся в глубинах земли и снова погружающейся в неё.В заключительном состязании-соперничестве ритуального и стихийного - в последнем всплеске "Великой священной пляски" - нет побежденных и победителей. Они так и не уступают друг другу, их борение внезапно прекращается. И хотя вопрос об источнике происхождения всего творящего так и остается неразрешенным, подобная финальная развязка все же приоткрывает завесу над внутренним смыслом обрядового действа: возрожденная весенняя земля совершает вечный неизменный круговорот, и приносимая ей жертва кладет начало новой жизни. В этом истина и мудрость бытия.

The Mariinsky Theater Orchestra and Ballet
Valery Gergiev - conductor

Читайте также: