Педагогическая практика в музыкальной школе

Обновлено: 05.07.2024

Подготовка будущего учителя музыки к педагогической практике в школе. Развитие профессионально-творческой индивидуальности студента. Формирование музыковедческих знаний, служащих усилению эмоциональности детей, интеллектуальному восприятию произведений.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 19.12.2017
Размер файла 17,2 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Адыгейский государственный университет

Роль педагогической практики в профессионально-творческом развитии студента - будущего учителя музыки

Воитлева Нафисет Адалгериевна, к.п.н.

г. Майкоп, Россия

Аннотация

В статье затрагивается проблема подготовки будущего учителя музыки к педагогической практике в школе. Автор предлагает конкретные задания для выявления уровня готовности к творческой педагогической деятельности студента.

Ключевые слова: учитель музыки, педагогическая практика, творчество

Сближение учебного процесса с практической деятельностью - одна из важнейших целевых функций обучения студентов. В учебном процессе высшей школы практика проявляется двояко: с одной стороны - в качестве источника знаний, с другой - в качестве проверки их правильности [1]. Совершенно очевидна принципиальная важность вопроса овладения творческими навыками и развития творческих способностей уже в студенческие годы, чтобы будущий учитель стал творческой личностью.

Задания репродуктивного уровня

1. Выбрать два произведения для слушания в младших классах.

2. Написать аннотацию к этим произведениям, адаптируя ее для учащихся младших классов.

4. Продумать вопросы к учащимся.

5. Подобрать наглядные средства.

Репродуктивные задания подразумевают монологическую форму выступления, обращенного к воображаемому классу. Следует оценить исполнение музыкальных произведений, выбор информации для устного изложения (познавательный аспект, учет возрастных особенностей); корректность в вопросах, их вспомогательная роль для восприятия того, что говорится и исполняется студентом; насколько созвучны предложенные наглядные средства с исполняемой музыкой.

Задания нормативного уровня

1. Выбрать два произведения и подготовить их к исполнению в классе.

2. Собрать информацию о композиторе, его творчестве, исполняемом произведении, выделив то, что на взгляд студента должно быть доведено до учащегося.

3. Выстроить свое устное выступление таким образом, чтобы усилить яркость представлений учащихся.

4. Обозначить вопросы, вызывающие на диалог, беседу, обсуждение.

5. Подобрать к выступлению дополнительный (вспомогательный) материал.

Следует оценить аргументированный выбор музыкального материала и его исполнение; точное обозначение тех или иных акцентов в подаче историко-биографической, музыковедческой информации; выразительность речи, насколько рассказ был занимательным, конкретным, образным и т.д.; умелый подбор вспомогательных средств (картинки, игрушки, четверостишья и т. д.) для подготовки учащихся не только в познавательном, но и образно-эмоциональном плане к восприятию музыкального материала.

Задания творческого уровня

Выступить в аудитории в роли учителя (показать фрагмент урока), выполнив следующее:

1) провести музыкальную разминку для подготовки класса к основному разделу урока - слушанию музыки и беседы о ней;

2) исполнить два музыкальных произведения, объединенных единой темой, жанром и т.д.;

3) подготовить устное выступление, содержащее различные музыковедческие суждения, служащие усилению эмоциональности и интеллектуального восприятия произведений.

Следует оценивать оригинальность в подборе материала, в его подаче, дополнительные находки, способствующие усилению яркости зрительных, слуховых представлений учащихся; умение наладить контакт с аудиторией и вызвать ее активность; умение быстро реагировать на возникающие ситуации и нахождение нестандартных решений; способность к дивергентному мышлению; проявление рефлексивного отношения к своей деятельности.

Задания этого этапа предполагают наличие реального собеседника (слушателя). профессиональный творческий учитель музыка

Студент-практикант должен быть посредником между музыкой и детьми, и его профессионализм заключается, прежде всего, в умении организовать художественное, творческое общение учеников с музыкой, увлечь беседой о музыкальном произведении, не вульгаризируя и не упрощая его содержание.

Список литературы

1. Борисенко Н.М. Психолого-педагогические основы развития творческой индивидуальности будущего специалиста-педагога. - Ставрополь. - 1998.

2. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или режиссура поведения учителя. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Флинта. - 1998.

Подобные документы

Теоретические основы применения дидактической игры в развитии профессионально значимых качеств будущего учителя технологии и предпринимательства. Педагогическое проектирование и реализация, развивающих профессионально значимые качества личности.

курсовая работа [195,5 K], добавлен 10.02.2010

Ознакомление с новыми направлениями деятельности учителя начальной школы. Приобретение мотивационной готовности к педагогической деятельности. Формирование навыков профессиональной коммуникации, профессионально значимых качеств будущего учителя.

отчет по практике [221,5 K], добавлен 18.06.2015

Психолого-педагогические основы коммуникативного аспекта педагогической деятельности. Роль межличностных отношений и общения в учебно-воспитательном процессе. Критерии, предпосылки и условия формирования коммуникативной компетентности будущего учителя.

курсовая работа [738,1 K], добавлен 29.04.2014

Сущность профессионально-педагогической культуры. Направленность личности педагога. Процесс и пути профессионального становления личности будущего учителя. Обобщение опыта практической работы учителя немецкого языка общеобразовательной школы г. Суража.

курсовая работа [360,7 K], добавлен 14.11.2013

Сущность, содержание и структура, показатели и критерии педагогической культуры студентов и учителей. Возможности ее формирования в учебно-воспитательном процессе вуза. Исследование уровня сформированности культурологической компетенции будущего учителя.

дипломная работа [242,7 K], добавлен 02.07.2015

Профессионально важные качества личности специалиста в контексте анализа деятельности экономиста. Педагогические условия развития профессионально важных качеств у будущего экономиста в системе СПО. Формирование компетентности у будущего экономиста.

дипломная работа [1,6 M], добавлен 09.07.2015

Содержание и основные виды стилей деятельности учителя музыки. Требования к способностям и личным качествам педагога. Динамика развития профессиональных интересов студентов. Особенности подготовки учителей музыки для работы в общеобразовательных школах.


В статье авторы рассказывают о прохождении блока педагогической практики студентами Петрозаводской государственной консерватории в условиях общеобразовательной школы.

Ключевые слова : педагогическая практика, музыка, общеобразовательная школа, консерватория, студенты.

В качестве базы для прохождения практики определяются различные общеобразовательные школы. Педагогическая практика проводится в двух формах: пассивная и активная. Пассивная форма предполагает посещение занятий учителей музыки, а также составление конспектов уроков. Активная форма заключается в проведении уроков со школьниками.

При прохождении педагогической практики в общеобразовательной школе студенту необходим теоретический базис о сущности уроков музыки, знания технологических процессов, а также методов и форм работы с детьми школьного возраста, поскольку сам по себе урок музыки является основной формой организации музыкального воспитания в общеобразовательной школе.

Не оспорим тот факт, что воспитание и образование подрастающего поколения является важной стратегической задачей развития Российского государства [1], и значительное место в этом процессе занимает формирование духовно-нравственных качеств ребенка. В связи с этим возрастает значение деятельности школы в сфере эстетического образования, и тем самым к студентам-практикантам предъявляются серьезные требования при прохождении педагогической практики.

  1. Программа по музыке Д. Б. Кабалевского.
  2. Программа по музыке Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой.
  3. Программа по музыке В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр.
  4. Программа по музыке В. В. Алеева, Т. Н. Кичак.
  5. Программа по музыке Ю. Б. Алиева.

Формирование эмоциональной и духовной сферы детей в программах реализуется путем полного погружения в мир музыки посредством прослушивания избранных музыкальных произведений, их анализа, исследовательской деятельности, организации игрового процесса на уроках и т. д. Студентам-практикантам следует ответственно подойти к подбору музыкального материала. Так, к ознакомлению обучающимся предлагаются образцы народной, русской, зарубежной и современной музыки. Отобраны музыкальные произведения, вошедшие в сокровищницу лучших образцов музыкального искусства.

В процессе осуществления педагогической практики уделяется значительное внимание организации урока музыки в школе. Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта, принимается во внимание то, что урок музыки состоит из трех формирующих компонентов. Первый компонент включает в себя построение структуры урока, определение типа и вида урока. Второй компонент характеризуется рассмотрением информационной базы, библиографических источников, подбором аудиовизуального материала. Третий компонент представляет собой формулирование целей и задачей урока, а также выбор наиболее продуктивных форм и методов построение учебного процесса. Применение комплекса знаний учебного материала, подбор правильной комбинации элементов образовательного процесса, использование современных технологий помогает правильной организации урока и позволяет нам атрибутировать его как современный и инновационный.

По завершению педагогической практики в общеобразовательной школе отдельное внимание обращается на формулирование выводов и систематизации итогов проведенной работы, а также ведение отчетной документации, а именно заполнение дневника практики студента.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая практика, общеобразовательная школа, Музыка, урок музыки, изобразительное искусство, музыкальное произведение, общее образование, пассивная форма, педагогическая деятельность, Петрозаводская государственная консерватория.

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. ознакомление студентов с педагогическими реалиями учебного заведения;
  2. приобретение опыта в процессе проведения занятий;
  3. приобретение опыта в процессе проведения концертной деятельности, а так же принятия участия в конкурсах-фестивалях;

применение на практике профессионально-теоретических и практических знаний и навыков, которые были приобретены во время обучения в ВУЗе.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

ознакомление студентов с педагогическими реалиями учебного заведения;

приобретение опыта в процессе проведения занятий;

приобретение опыта в процессе проведения концертной деятельности, а так же принятия участия в конкурсах-фестивалях;

применение на практике профессионально-теоретических и практических знаний и навыков, которые были приобретены во время обучения в ВУЗе.
Задачи практики:

Изучение педагогического опыта преподавателей данного учреждения, в процессе посещения уроков;

Составление индивидуальных календарных планов;

Составление поурочных планов в группах обучающихся;
Проведение урочной деятельности;

Составление педагогической характеристики учащихся;

Посещение и проведение концертных мероприятий.

Календарный график (план) прохождения практики

Наименование
работ

Недели прохождения практики

Подготовка к педагогической практике

Интервью с классным руководителем

Проведенное занятие (3 группа);
Самоонализ урока

Посещение классного часа

Проведение классного часа

Проведенное занятие (2 группа)

Проведенное родительское собрание

Проведенное занятие (1 группа)

Репетиция концертного мероприятия посвященного 8 марта

Концертное мероприятие посвященное

8 марта
возрастная категория – 5-8 лет

ПЛАН – КОНСПЕКТ

Дата проведения учебного занятия в группе учащихся №2
03. 02. 17

План занятия:

Повторение и проверка знаний.

Ознакомление с новыми знаниями и умениями.

Подведение итогов занятия.

Ход занятия:

Учитель: - Добрый день (по трезвучию до мажора - вверх).
Учащиеся: - Добрый день (по трезвучию до мажора – в низ).
Учитель и учащиеся: – Говорим мы (по трезвучию до мажора - вверх).
Каждый день - (по трезвучию до мажора – в низ).
Этими словами – (по ступеням звукоряда до 5 ступени вверх).
Здороваемся с вами - (по ступеням звукоряда с 5 ступени в низ).
Добрый день - (по трезвучию до мажора – в низ).

Давайте ребята, вспомним с вами, что же было на прошлом занятии?
- Правильно, на прошлом занятии мы с вами были в роли композиторов – сочиняли песенки. И мне так понравилась песенка Куклишиной Елизаветы, что мелодия не как не выходит из головы. Наверняка и у вас бывало такое, вы просто напеваете мелодию – возможно даже не зная текста и исполнителя.

И так давайте подведем итог урока.
Какая бы музыка не звучала, - мы всегда выделяем в ней мелодию.
Мелодия – душа музыки.
Учитель обращает внимание на задачи, урока.
Все ли мы задачи урока выполнили?
Запишите домашнее задание. – стр в книге 15, разбор и хорошее знание текста изученных сегодня песен.

АНАЛИЗ УРОКА ПРОВЕДЕННОГО СОМОВЫМ В. П
Дата проведения учебного занятия
в группе учащихся №2 03. 02. 17

КРАТКИЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ В 3 ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тип занятия: Практическое занятие-урок с использованием игровых технологий.

Форма проведения занятий: групповые занятия. Занятие проводится в форме соревнований и игр.
Оборудование: фортепиано, компьютер, карточки с нотами.
Методический и дидактический материалы, наглядность, ТСО: Игры на запоминания нотной грамоты.

План занятия:

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ ПРОВЕДЕННОГО ЗАНЯТИЯ В 3 ГРУППЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Тип занятия: Практическое занятие-урок с использованием игровых технологий.

Форма проведения занятий: групповые занятия. Занятие проводится в форме соревнований и игр.
Оборудование: фортепиано, компьютер, карточки с нотами.
Методический и дидактический материалы, наглядность, ТСО: Игры на запоминания нотной грамоты.

1.Организационный момент
Добрый день – добрый день, встретились мы снова.
Слушать музыку и петь, мы уже готовы.
(Исполняется песенка приветствие)
«Если хочешь сидя петь, Не садись ты, как медведь.

Спину выпрями скорей, Ноги в пол упри смелей.

Раз! Вдох! И запел.Птицей звук полетел.

3. Основная часть
Все, кто начинает заниматься музыкой, первым делом знакомятся с нотной грамотой. И начинающему музыканту важно не только знать ноты, но и быстро их узнавать. Для того, чтобы можно было лучше и интереснее запомнить ноты и их расположение на нотном стане, приведем в пример несколько игр, которые позволят автоматизировать узнавание нот и помогут в беглом чтении с листа юному музыканту.

Ребята, около вас есть карты с нотами, возьмите все карты. Рассмотрите их. На каждой карточке есть нотный стан, ключ и сама нота. Пусть Ярослава отберет все ноты со скрипичным ключом, а Жанна поможет ей в этом деле. Всего таких карточек 14. Отобрали? Молодцы! Теперь, надо их отобрать по порядку: пусть начнет тот, у кого больше всего карт оказалось, он может выложить на стол все карты, ноты на которых идут подряд. И так далее. Выигрывает тот, кто первым останется без карт. Отлично – перед нами 14 карт с нотами, которые выложены в порядке повышения звука от до 1 октавы. Восьмая карта в ряду – до второй октавы. Так же можно взять карты с фортепьяно или написанными на нотном стане и повторить предыдущие этапы с ними. Сейчас вам нужно отобрать карты, где написано ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ПЕРВОЙ (или ВТОРОЙ ОКТАВЫ, разложить их в нужном порядке.

4. Заключительная часть
Молодцы ребята вы сегодня на славу потрудились. Хотите, еще потом сыграем в лото? (ответ)
«Чтоб выучиться пению, имеем мы терпение.

И чтоб урок не зря у нас прошёл,

должны мы быть старательны,

послушны и внимательны

и выучить все ноты хорошо!

До, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

САМОАНАЛИЗ УРОКА

ХАРАКТЕРИСТИКА УЧАЩИХСЯ 3 ГРУППЫ

Дата проведения:
11.02.17
Педагог: Ференс О.Л

План занятия:

Тема: Знакомство с голосовым и дыхательным аппаратом.
Цель: представление о строении и составе голосового аппарата.
Задачи:
Обучающие:
- Подготовить голосовой аппарат посредством артикуляционных и вокально- технических упражнений.
Развивающие:
- Овладеть вокально-певческими навыками: певческой дикции, артикуляции.
Воспитательные:
- Воспитать навык певческой дикции.
Коммуникативные:
- Умение взаимодействовать с окружающими.
Тип занятия: Теоретическое занятие-урок ознакомления
Форма проведения занятий: групповые занятия, уроки в форме соревнований и игр.
Оборудование: фортепиано, комп’ютер
Методический и дидактический материалы, наглядность, ТСО: Игры, упражнения на развитие дикции и артикуляции.

План занятия:

Возникает вопрос, каким именно ученикам требуется учитель-практик, учитель-артист, учитель-виртуоз? На каком этапе музыкального образования и как остро встает этот вопрос перед учащимися?

Однако все артисты-педагоги имеют собственный стиль преподавания, часто весьма отличающийся от стиля своих коллег. К примеру, кто-то требует неукоснительного следования собственной интерпретации, настаивая на копировании учениками своей исполнительской манеры. И, напротив, существуют мастера, принципиально не принадлежащие в качестве артиста ученикам, но при этом бережно вскармливающие и оберегающие их индивидуальность. Наша задача – обозначить именно общие черты педагогического почерка и основные принципы методики играющих педагогов.

Как показывает история, целые поколения музыкантов учились у великих артистов и композиторов: А. Корелли, Д. Тартини, Ф. Листа, Ф. Шопена и многих других, а основателями двух первых русских консерваторий были пианисты-виртуозы, братья А.Г. и Н.Г. Рубинштейны. И сегодня, к примеру, в Московской консерватории преподают специальные предметы исключительно музыканты-исполнители с достижениями мирового значения, крупные артисты, победители солидных международных конкурсов, заслуженные и народные артисты России, а ранее СССР. Такая ситуация сложилась во многих отечественных консерватория и музыкальных ВУЗах, получивших свое развитие в советский период, что является продолжением традиций дореволюционного профессионального образования в России, заложенных братьями Рубинштейнами.

И сегодня по-прежнему важно, чтобы молодые преподаватели ДМШ и ДШИ, музыкальных колледжей и ВУЗов, находясь в прекрасной концертной форме после окончания учебы, сами и вместе со своими учениками продолжали выходить на сцену. В последние годы в России и за рубежом для поддержки играющих преподавателей организуются конкурсы, фестивали и многие другие мероприятия. Мера сил, времени и способностей у всех разная, но нужно всегда помнить, что наше музыкальное будущее именно в руках учителей, и для его сохранения и преумножения необходимо живое педагогическое исполнение (в классе или на сцене), и эту замечательную традицию нам необходимо сохранять и передавать своим ученикам.

Читайте также: