О чем и о ком напоминают бывшие императорские театры кратко

Обновлено: 25.04.2024

Императорские театры России — театры, существующие за казённый счет, находившиеся в ведении царского двора. Существовали с 1756 по 1917 гг. Также называющиеся придворные театры.

Содержание

Предыстория создания императорских театров

Первый царский театр. Алексей Михайлович (Москва)

Впервые царский театр появился в России в 1672 году при царе Алексее Михайловиче и просуществовал до 1676 года.

Однако со смертью Алексея Михайловича в 1676 году умер и первый русский царский театр.

Театры при Петре I (Москва)

Ещё с 18 века в Москве работали иноземные театральные труппы, в основном французские и итальянские. Это были частные антрепризы. Помещения они строили свои или оборудовали частным образом какие-либо чужие постройки.

Императорский театр Анны Иоанновны (Петербург)

При Анне Иоанновне же с организации в 1738 году Танцевальной школы началась история петербургского императорского Театрального училища.

Императорские театры при Елизавете Петровне. Указ от 30 августа 1756 года

Именно императрица Елизавета Петровна стала родоначальником Императорских театров России.

Высочайшим указом решено было определить помещение в Санкт-Петербурге для первого русского театра, который разместился в Головкинском доме (ныне на этом месте — здание Академии художеств) на Васильевском острове. В 1752 году в Петербург была вызвана ярославская труппа во главе с Фёдором Волковым. Часть актёров труппы Волкова была определена для обучения в кадетский Шляхетный корпус. Весь штат императорских театров утверждался высочайше и также определялось жалование от Придворной конторы, которой подчинялась Театральная Дирекция.

А 30 августа 1756 года был подписан указ об учреждении Русского театра. С этой даты начала официальный отсчет структура Императорских театров, под эгидой которой постепенно собрались несколько уже существовавших актёрских трупп и открылись новые казенные (государевы) театры.

Тот же указ распространялся и на вторую столицу — в Москве труппа была создана при Московском университете, Вольный университетский театр возглавил М. М. Херасков. Позже на основе этого театра была создана труппа Большого Петровского театра.

В 1759 году Придворная контора высочайшим повелением Елизаветы Петровны стала заниматься новым русским театром, представления давались для царствующих особ, а также для их окружения — придворной и дворянской публики.

Императорские театры при Екатерине II

После смерти императрицы Елизаветы и очень краткого правления Петра III театральное искусство в России переживает вновь бурный подъем с воцарением на российский престол Екатерины II. Однако и иностранные артистические труппы во все это время тоже не были забыты и почитались при высочайшем дворе.

До 1766 года управление театра сосредоточивалось в ведении придворной конторы; затем императрица Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров и повелела строить в Петербурге театральное здание — будущий Большой Каменный театр. Первым директором Императорских театров стал И. П. Елагин. Он

Елагин пробыл на высоком посту директора Императорских театров с 20 декабря 1766 г. по 21 мая 1779 г., после чего эту должность занял В. И. Бибиков в 1779—1783 гг.

В 1786 году комитет упразднен и директором придворных театров назначен Степан Стрекалов (1786—1789); за ним следовали два равноправных директора: генерал-майор Пётр Соймонов и Александр Храповицкий (1789—1791).

С 1791 года придворные театры вновь перешли в единоличное управление и директорами их последовательно были: князь Николай Юсупов (1791—1799), граф Николай Шереметев (1799) и обер-гофмаршал Александр Нарышкин (1799—1819), при котором в 1806 году, уже при Александре I, были учреждены Императорские московские театры.

Императорские театры при Александре I

Позже, уже при Александре I, произошли новые изменения. Статус, размеры Императорских театров значительно расширились: в 1803 году в состав его вошли ещё труппы, в том числе итальянская опера под руководством антрепренера Антонио Казасси вместе с занимаемым помещением — зданием нынешнего Александринского театра. Антрепренер Антонио Казасси, не ведая, оказал России огромную услугу, пригласив с собой в Россию тогда мало известного итальянского композитора Катерино Кавоса. Кавос стал родоначальником русской оперы. Принятый на работу в императорский театр вместе с итальянской труппой, он вскоре занялся музыкальной частью Императорских театров и потребовал разделения драматической и музыкальной труппы, а затем и музыкальная разделилась на оперную и балетную. В 1803 году капельмейстером итальянской и русской оперной труппы стал сам Катерино Кавос, а балетную возглавил французский хореограф Шарль Дидло.

Театральные здания Императорских театров. Санкт-Петербург

В 18 в. основные сцены — внутридворцовые, а также:

  • Оперный дом у Невской першпективы в районе совр. М. Конюшенной ул. (1742—1749),
  • Оперный дом у Летнего сада (арх. Ф. Растрелли; 1750—1763),
  • Большой (Каменный) театр (Карусельная, ныне Театральная пл., 3; архитектор Ф. В. фон-Баур, М. А. Деденев, открыт в 1783) Здание Большого Каменного театра, начатое строиться в 1775 году архитектором Антонио Ринальди, было открыто в 1783 году (к слову скажем, что театр просуществовал до 1886 года, когда здание было передано Русскому музыкальному обществу для перестройки под Консерваторию и частично разобрано и вошло в новое здание Консерватории). Тогда же, с 1783 года, начались поспектакльные сборы, с которых взимались налоги. Для царствующего дома и придворных спектакли оставались бесплатными. Дирекция И. т. должна была обеспечивать все придворные мероприятия, Придворные спектакли были бесплатными. Зрителей собирали повестками от Придворной конторы. Присутствовать на таких зрелищах было и честью, и обязанностью.

К 1809 в штате Театральной дирекции (Петербург) было 7 трупп (балет, 2 русские, 3 французские и 1 немецкая) и не менее 10 театров, включая сцены загородных резиденций.

Во второй половине 19 в.:

    — императорский театр русской оперы и балета; — императорский театр русской драмы; — императорский театр Итальянской оперы; — императорский театр французской музыкально-драматической труппы.
  • Малый театр в СПб. открыт 7 ноября 1879 г. Строитель — архитектор Фонтано. Сначала арендовался дирекцией Императорских театров для драматических спектаклей, затем в нём намного лет приютилась французская, позже — русская оперетта. В сезон 1895 — 96 гг. театр был арендован дирекцией литературно-артистического кружка. — (см. Малый).

К этому времени — вторая половина 19 — начало 20 вв. — контора Императорских театров представляла собой целый департамент с огромным количеством чиновников.

Театральные здания Императорских театров. Москва

В 1776 г. по указу императрицы Екатерины II началось строительство театрального помещения в Москве. Исполнителем был назначен князь Пётр Васильевич Урусов, который тут же принялся за строительство. Но здание сгорело, не успев стать театром и принять ни актёров, ни зрителей. Раздосадованный князь препоручил делу своему компаньону М. Медоксу, который и построил Большой Петровский театр. Забегая вперед, скажем, что и это здание сгорело в 1806 году, уже при императоре Александре I и перейдя в систему императорского, то есть казенного. Новое здание было построено К. И. Росси на Арбатской площади, но и его постигла та же учесть во время пожара в войне с Наполеоном 1812 года. В 1821 году началось строительство театра на изначальном месте по проекту О. Бове, и в 1825 году открылся Большой театр Москвы. В 1842 году театр перешёл под руководство петербургской дирекции императорских театров; из Петербурга в Москву приехала оперная труппа. В 1853 г. сгорело и это помещение, и театр был восстановлен и обновлен архитектором А. К. Кавосом, сыном Катерино Кавоса. Ещё в 1803 по требованию музыканта и композитора Катерино Кавоса, работавшего в Петербурге, произошло разделение труппы на музыкальную и драматическую.

Спектакли давались в доме Пашкова, с 1808 — в Новом Императорском театре (Арбатском), затем с 1814 — в театре Апраксина на Знаменке.

Но ещё до 1824 года, когда официально открылся Малый театр, балетно-оперная (Большой театр) и драматическая труппы (Малый театр) Императорского Московского театра были единым целым: единая дирекция, одни и те же исполнители, но ещё и долгое время после этого театры были соединены даже подземным ходом, были общие костюмерные и т. д.

Руководители Московской конторы:

  • Кокошкин, Фёдор Фёдорович (драматург) — директор Московского театра с 1822 по 1831 г. — директор Московского театра с 1831 по 1842 г
  • Васильцовский, Александр Дмитриевич — с 1831 по 1848 г — с 1848 по 1860 г. — управляющий конторой (с 1860 по 1862 г.— управляющий Московской конторой).
  • Львов, Леонид Федорович — с 1862 по 1864 г.
  • Неклюдов, Василий Сергеевич — с 1864 по 1866 г.
  • Пельт, Николай Иванович — с 1866 по 1872 г. , председатель комиссии по управлению московскими театрами — с 1872 по 1876 г.
  • Обер, Лаврентий Николаевич — с 1876 по 1882 г.
  • Пчельников, Павел Михайлович — с 1882 по 1898 г. — с 1898 по 1901 г.
  • Фон Бооль, Николай Константинович — с 1901 по 1910 г.
  • Обухов, Сергей Трофимович — с 1910 по 1917 г.

Дирекция Императорских театров:

  • Гедеонов, Александр Михайлович — с 1833 (по московским театрам с 1 февраля 1842 г.) по 1858 г.
  • Сабуров, Андрей Иванович — с 1858 по 1862 г.
  • Борх, Александр Михайлович — с 1862 по 1867 г. — с 1867 по 1875 г.
  • Кистер, Карл Карлович — с 1875 по 1881 г. — с 1881 по 1899 г. — с 1899 по 1901 г. — с 1901 по 1917 г.

Контора Императорских театров. XIX—XX века

14 января 1816 года действия комитета были продолжены и на будущее время, а с 22 февраля 1824 года комитет был преобразован: в состав его вошли московский и петербургский военные генерал-губернаторы, из которых последний, граф Михаил Милорадович, назначен был старшим членом. 19 декабря 1825 года, за смертью графа Милорадовича, старшим членом комитета назначен шталмейстер князь Василий Долгоруков. После А. Л. Нарышкина директорами театров состояли: гофмейстер князь Пётр Тюфякин (1819—1821), Аполлон Майков (1821—1825) и Николай Остолопов (1825—1829).

5 января 1823 года московские Императорские театры выделены были из общей дирекции и отданы в ведение московского генерал-губернатора кн. Д. В. Голицына: директорами московских театров были Ф. Ф. Кокошкин (1823—1831) и М. Н. Загоскин (1831—1842).

В 1826 году учреждается министерство императорского двора, в ведение которого переходят все Императорские театры. Распоряжением от 1827 года чиновники, поступающие на сцену, лишались чинов, и только в 1831 года было разрешено возвращать чины актёрам при увольнении. В 1829 года упраздняется Театральный комитет, управляющий петербургскими Императорскими театрами, и взамен коллегиального руководства устанавливается единовластие директора.

В 1829 году Комитет для управления петербургскими театрами был упразднен с назначением директором театров князя Сергея Гагарина (1829—1833). За ним следовали: А. М. Гедеонов (1833—1858), гофмейстер А. И. Сабуров (1858—1862), граф А. М. Борх (1862—1867), гофмейстер С. А. Гедеонов (1867—1875). До осени 1881 года Дирекцией управлял статс-секретарь барон К. К. Кистер, до 1899 г. — обер-гофмейстер И. А. Всеволожский, затем С. М. Волконский (1899—1901) и В. А. Теляковский (1901—1917).

Структура императорских театров строго придерживалась системы актёрских амплуа. Актёры делились по исполнениям ролей: трагики, комики, первые любовники (jeunes premiers), отцы семейств, матери, простаки, травести и т. д.

Русские Императорские театры держались амплуа до 1882 года, когда комиссия (гг. А. Н. Островский, А. А. Потехин и Д. В. Аверкиев), разрабатывавшая основания реформы художественной части Императорских театров, постановила упразднить деление артистов по амплуа" (Погожев В. П. Столетие организации Императорских Московских театров // Ежегодник Императорских театров. СПб., 1904—1905. Вып. XV. С.100). [5]

Монополией императорских театров стали театральные афиши.

С 1842 года московские театры были вновь подчинены общей дирекции. В 1842 году в Петербурге под властью директора Императорских театров объединяются (Мариинский, Александрийский и Михайловский театры). В Москве объединены вновь Большой и Малый театры. Дирекция Императорских театров ведала репертуаром и административно-хозяйственной частью Императорских театров, занималась материальными, бытовыми и творческими условиями работы артистов, работала с драматургами. При Императорских театрах существовали театральные школы, готовившие артистов балета, оперы и драмы.

Артисты и все работники принадлежали сразу всем помещениям Императорских театров и потому легко назначались и переназначались на разные сцены. Скажем, знаменитый русский артист Леонид Леонидов, поначалу обучавшийся в Петербурге у Каратыгина и взошедший в 1839 году на петербургские подмостки, в 1843 был назначен в Малый театр в Москву и вскоре наследовал репертуар великого трагика П. Мочалова, но со смертью своего педагога в 1854 для исполнения его ролей был срочно переведен обратно на петербургскую сцену. Похоже сложилась артистическая карьера и у не менее известного артиста Федора Петровича Горева, игравшего попеременно то в Малом театре (Москва), то в Александринке (Петербург), да и у многих других.

Однако положение актёров было крайне тяжёлым, хотя при этом, нельзя не сказать о полагающихся льготах, как, скажем, пенсионное обеспечение после того, как престарелые актёры покинут сцену. Публика в императорские театры приходила в основном одна и та же — поначалу театр служил развлечением беспечной богатой аристократии — и требовала разных представлений, поэтому премьеры сменяли одна другую очень быстро. Актёры постоянно должны были разучивать новые роли. Дирекция практиковала взыскания, аресты как меры административного воздействия на провинившегося актёра [4] . Да и сама профессия актёра ещё долгое время не считалась престижной. Не следует забывать о социальной структуре государства — многовековом крепостническом укладе; поначалу все русские театры состояли из трупп, набираемых из крепостных; ещё в начале XIX столетия Императорская труппа в Москве была сформирована путем скупки помещичьих трупп, целиком состоявших из крепостных. И хотя крепостное право было официально упразднено в 1861 году (к тому времени эта система уже сгнила сама по себе, и многие крестьяне вели свои промыслы и откупали себя и свои семьи), в высших слоях общества ещё долго было живо презрение к низшим его слоям. Актёры стали представлять отдельный определенный слой общества. В большинстве случаев и семьи составляли из своего круга, а дети наследовали традиции родителей, замещая их на императорской сцене. Возникали актёрские династии: Рыкаловы, Каратыгины, Самойловы, Садовские, Бороздины — Музили — Рыжовы. Лишь в 1896 году появилось звание — Заслуженный артист Императорских театров, первыми его получили петербургские драматические актёры Александринской труппы: К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, Е. Н. Жулева, П. М. Медведев и М. Г. Савина. Подробнее см. ст. Список Заслуженных артистов Императорских театров.

Возникавшие в России социальные движения не могли не сказаться на развитии театрального искусства. Цензорский комитет запрещал новаторские и социально значимые постановки.

Это время совпало с новаторскими театральными идеями, которые вырастали буквально на глазах — новые театрально-драматические эстетики Станиславского, среди прочего отказавшегося от строгой системы актёрских амплуа, Евреинова, чуть позже появились Фореггер, Таиров, Вахтангов… И только Малому театру непозволительны никакие реформы. Тем не менее предреволюционная социальная нестабильность вынуждает чиновников совершать реформы и в Императорских театрах. И вот в 1898 в Москве под руководством режиссёра Малого театра А. П. Ленского при Малом театре был создан Новый Императорский театр для выступлений молодежной труппы, просуществовавший 9 лет. А. П. Ленский пытался искать новые пути развития театрального искусства, освободить сцену Императорского театра от шаблона и казёнщины, навязываемым чиновниками от искусства. Однако чиновники, как водится, крепко держатся за свои места и не дают ходу новаторству. В 1909 филиал возглавил артист и драматург А. И. Южин. А предреволюционная и революционная (1905—1907 гг.) нестабильность отвлекала государственное внимание от театральных сфер. В 20 в. театральные реформы осуществляли частные театры (МХТ, Мастфор, Камерный театр Таирова, Московская частная опера Мамонтова, Опера С. Зимина и др.). Именно туда стали обращаться со своими произведениями и новаторскими идеями молодые авторы, композиторы, режиссёры, когда отказывали в постановке Императорские театры. Именно так, скажем, произошло с оперой Золотой петушок Римского-Корсакова, которой было отказано в постановке на Императорской сцене, но премьера успешно прошла 24 сентября 1909 года в частном театре С. Зимина, в постановке режиссёра П. С. Оленина, который сам не был сразу принят в московский императорский Большой театр.

Вскоре после Февральской революции Дирекция императорских театров была преобразована в Дирекцию государственных театров (директор Фёдор Батюшков), которая существовала до ноября 1917 года.

Императорские театры России просуществовали до самой революции 1917 года.

Если бы вы видели фильм "Мое последнее танго" с Сарой Монтьель, то знали бы, что дворяне относились с пренебрежением к артистам, а брак подобный не был бы одобрен в обществе.

вотТАКих Искусственный Интеллект (132297) причем здесь брак к епле

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Театр явление для России не новое. Искусство ценилось во все времена. А в царское время еще и имело большую финансовую поддержку.

Сейчас театров великое множество: драматические, оперы и балета, кукольные и другие. Но мы хотели бы рассказать о такой категории, как императорские театры. Всего в России пять императорских театров: Малый и Большой театры в Москве, Мариинский, Александрийский и Михайловский театры в Петербурге.

В царские времена эти театры были, по сути, собственностью императорской семьи. Они находились в ведении Министерства двора и уделов. Для правителей страны содержать театры было почётно. Они понимали, что это оружие для идеологической пропаганды. До революционного 1917 года театры были не просто местом, где рождалось и жило искусство. Они представляли собой олицетворение величия Императорского престола, щедрости самого императора и его поддержки русского сценического искусства.

Императорские театры ставились в пример другим. Сцены императорских театров подарили России и миру не мало известных имен. Например, балерину и педагога Ксешинскую Матильду Феликсовну.

Еще одной отличительной особенность императорских театров была привязка труппы к зданию театра. Другие коллективы не могли похвастаться наличием постоянного второго дома. Штат первого театра включал 200 человек, позже он вырос в 15 раз.

В такой тотальной подчинённости было два значительных плюса. Первый это то, что финансовое положение театра было гарантировано в случае незапланированного роста текущих расходов и покрывались бюджетом министерства двора. Расходы театра оплачивало Министерство, взамен забирая прибыль. Финансовая безопасность позволяла платить ведущим артистам и служащим высокие зарплаты. Помимо этого, они были обеспечены пенсией.

Второй плюс наличия регламентов состоял в обеспеченности необходимыми площадями и зданиями. Причем последние были роскошные, находились в центре города и вовремя ремонтировались. Техническая оснащенность была на высшем уровне (по тем временам).

Ответ

проверяемые согласные: солнце (солнечный), гриб (грибы), дуб (дубы), зуб (зубы).

Ответ


-здравие, солнце-солнышко, сердце-сердечный.

Ответ


Выгнать из их города солдат, что-бы их жизнь была более спокойной.

Ответ


На что отвечать? Либо я что то не вижу, либо задание не записано.

Ответ


казачество увеличивалось из-за привлекательности жизни казаков. можно было жить без забот- грабить, пить, есть. не нужно было отвечать за что-то серьёзное. так же крепостные, если убегали от хозяев, могли пойти в казачесвто и им за это ничего не будет.

государство их использовало для охраны границ от врагов. им давалась земля, в свободное время они занимались земледелеем. так же они были мощной силой.

Читайте также: