Культура как знаковая система кратко

Обновлено: 07.05.2024

§ 2.4. Культура как мир знаков

§ 2.5. Теоретическое определение культуры

Итак, с информационно-семиотической точки зрения культура предстает в трех основных аспектах – как мир артефактов, смыслов и знаков.
Феномены культуры – это артефакты, которые несут в себе смыслы, то есть выступают как знаки, обладающие значениями. Совокупности знаков образуют тексты, в которых содержится социальная информация (рис. 2.1).

Учитывая все указанные аспекты культуры, можно сформулировать краткое определение, выражающее ее сущность:

Культура – это социальная информация, которая сохраняется и накапливается в обществе с помощью создаваемых людьми знаковых средств

Глава 3. Семиотика культуры

§ 3.1. Основные типы знаковых средств культуры

§ 3.2. Естественные знаки

§ 3.3. Функциональные знаки

§ 3.4. Иконические знаки

§ 3.5. Конвенциональные (условные) знаки

§ 3.6. Вербальные знаковые системы – естественные языки

§ 3.7. Знаковые системы записи

Культура как коммуникационная система, как система знаков и обмена подобной вида информацией изучается такой наукой как семиотика (греч. semeiotike — учение о знаках). В рамках этого подхода все явления культуры, языки культуры рассматриваются исключительно как знаковые системы, в основе каждой из которой стоит изучение знака как такового.

Знак и символ в культуре


Знаком в культуре является все. Не существует явлений, понятий или событий, не имеющих своих имен и обозначений. (За исключением явлений, которые лишены какой бы то ни было социальной или иной значимости)

Назначение любого знака – замещать или представлять предметы, обозначать или проявлять их свойства или отношения.

Задача знака – обеспечить понимание, трансляцию культурного опыта с помощью всевозможных языков культуры или знаковых систем, как –то:

  • Языка
  • Традиций
  • Фольклора
  • Ритуалов, обрядов, церемоний
  • Художественных образов
  • Письменных текстов и т.д.

Языки культуры

Языком культуры называется вся совокупность существующих знаковых систем в вербальной или невербальной коммуникации, средствами которых может передаваться культурно – и социально значимая информация.

По словам Э.Кассирера, человек неизбежно выражает себя в течение своей жизни в таких крупных формах культуры, как искусство, язык, религия или политика.

Для осуществления этого выражения человек принужден создавать символы как вербальные, так и мифологические, религиозные, художественные и проч.

Типы знаковых средств

В самом общем виде всю эту совокупность используемых знаковых средств можно разделить на:

Сюда относятся, например, единицы естественного и искусственного языка, которые обозначают как сам предмет, так и его свойство, действие или иных характеристики. В эту группу также входят:

  • Знаки-признаки (например, симптомы, приметы)
  • Знаки-копии (репродукции, аналоги, как несуществующие в реальности — симулякры)
  • Знаковое поведение (эпатаж, имитация и т.д.)
  • Знаки-модели

В эту категорию также относят знаки, главной задачей которых становится не просто указание на предмет, объект, но, в первую очередь, передача некоторого непрямого смысла.

Символ и знак — история и отличия

Различие символа (symbol) и знака (sema) подчеркивали уже в античности. Платон считал знаки проявлением обыденной жизни, в том числе и низкой подражательной поэзии, символы же, напротив, воплощали в себе божественные откровения, сакральные истины.

Содержательное противопоставление знака и символа наиболее четко проявилось у неоплатоников. Так, Прокл считал, что именно с помощью мифологических символов передается божественный дух человеку. Поскольку такие божественные символы обращены к людям своей таинственной стороной, они не так прозрачны и ясны как обычные знаки. С того время именно символическая поэзия с ее многозначительными и глубокими символами становится вершиной искусства, а натурализм подвергается осуждению за свою низкопробную подражательность высокому.

Так начинается история символизма, который стал основой западного христианства и Византии. Например, богословские положения стали различать:

  • Историю профанную (события и явления которой не имеют тайного смысла)
  • Историю сакральную (события и явления которой сами становятся символами иных событий или явлений)

В 30-х гг. прошлого века американский ученый этнолог Э.Сепир предпринимает попытку проанализировать способность символов к передаче общечеловеческого и общезначимого содержания.

Виды символов

Сепир различает два вида символов:

Такие символы, по мнению ученого, участвуют в религиозных и политических эмоциональных отношениях и обозначениях

Такие символы характеризуются эмоциональной нейтральностью и логической обоснованностью.
Ученый приходит к выводу, что именно второй тип символов общепринят, и благодаря своей рациональности именно он в большинстве случаев образует все современные знаковые системы культуры.

Советский ученый-семиотик Ю.М.Лотман склонен быть понимать символ не просто как знак-обозначение, например, символы математики, химии или физики в искусственных языках. Символика таких обозначений для него — это выражение некой глубины сакральных смыслов. Например, обозначение круга, креста или пентаграммы обладают огромной культурно-исторической и смысловой емкостью, так как восходят еще к эпохе архаики и являются основанием культуры.

Ю.М.Лотман в своих работах:

определяет символ как социально-культурный знак, имеющий в своей основе идею, содержание которой можно постичь лишь интуитивно и которое не может быть адекватно выражено вербальным способом.

Примеры общеизвестных символов в истории

Мы можем рассмотреть элементы базовой символики, характерной для мифологического сознания.

Как правило, они отображали:

• анимистические и тотемные верования наших предков: камни и палки — это души людей

• человеческие представления об устройстве и происхождении Космоса: Мировое древо как ось мира или идея плодородия, Космическая гора как столп Вселенной

Интересно, что со временем эти основные символы стали упрощаться, вплоть до простой геометрии, например:

  • Космос – стал обозначаться кругом
  • Плодородие – треугольником
  • Мировое древо – крестом
  • Материальный мир (четыре стихии) – квадратом
  • Вечность – змеей, кусающей хвост

С тех пор и пошли такие общеизвестные обозначения, как:

  • Мужское начало – треугольник с верхней вершиной
  • Женское – с вершиной книзу

Наложение этих двух символов в европейской части было известно как звезда Давида, а в Индии — порождающее начало и знак любви к богам.

Наша презентация:

Для символов в мифологическом сознании характерна очень жесткая взаимосвязь, которая должна была определять тождество знака, предмета и природы. Это гарантировало закрытость и неизменяемость традиционной культуры и ее организации, что обеспечивало постоянное воспроизводство должного образца в поведении человека и его отношении к социуму, природе и т.д.

Культура представляется как система коммуникаций, обмена информацией, а явле­ния культуры рассматриваются как системы знаков. Знак- это чувственно воспринимаемый предмет (звук, изображение и т.д.), который замещает, представля­ет другие предметы, их свойства и отношения. Возможно­сти понимания и трансляции культуры реализуются с по­мощью различных знаковых систем (или языков культу­ры): естественного языка(дым-огонь), фольклора, традиций, предметов быта, охоты или другого вида деятельности, ритуалов, об­рядов, церемоний, этикета, типа жилища, посредством ху­дожественных образов разных видов искусства, письмен­ного текста и много другого. Язык культуры - это сово­купность всех знаковых способов вербальной (словесной) и невербальной коммуникации, с помощью которых пере­даётся культурно- значимая информация. Текст- сосокупность знаков, несущих определенный смысл. Функции: общение, понимание культуры, передача информации. 5 основных знаковых систем:

+естественные (дым-костер), +функциональные(техника), +конвенциальные(альфа), +вербальные, +системы записи.

Различают 4 типа конвенциональных знаков:

2) индексы — условные обозначения каких-либо предметов или, ситуаций, имеющие компактный легко обозримый вид и применяемый для того, чтобы выделить эти предметы или ситуации из ряда других. Например, показания приборов, картографические знаки

3) образы -строятся на сходстве, подобии с тем, что они обозначают. Это пиктограммы-знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы,

Динамика культуры.

Динамика - изменения, ко­торые происходят в культуре и во взаимодействии различ­ных культур. Динамика культуры невозможна без закономерных изменений в самом обществе. Поскольку культура - содержательный аспект социальной жизни людей, говорят о социальной динамике. Спектр проблем социокультурной динамики составляют следующие вопросы: 1)прогрессивность и регрессивность культуры; 2)характер изменений (постепенные, революционные или эволюционные).

Исследуя эти проблемы, ученые ищут ответы на вопросы: 1)почему мир меняется;

2) можно ли руководить этими изменениями;

3) какова скорость, темп и направление изменений в обществе Существуют две крайние позиции во взглядах на социокультурные динамические процессы: 1)точка зрения К. Поппера, утверждающего, что каждое поколение имеет право по-своему интерпретировать исторический процесс. Единой истории человечества не существует, есть бесконечное множество историй, связанных с разными аспектами человеческой жизни; 2) концепция Э. Дюркгейма, утверждающего, что ход истории, судьба народов и жизнь каждого человека управляются высшими силами и предопределены. Человек бессилен перед этой предопределенностью, он может лишь пытаться угадать свою судьбу.

Концепция Э. Дюркгейма соотносится со взглядами О. Конта, утверждающему, что один и тот же закон управляет ходом эволюции. Это закон трех состояний, или эпох, через которые человечество последовательно проходило. Эти эпохи - теологическая, метафизическая и эпоха позитивной науки.

Проблемы социокультурного развития группируются вокруг трех глобальных направлений:

1) идеи цикличности цивилизационного процесса; Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер

2) идеи критического эволюционизма; Ч. Спенсер, Э. Тейлор,

3)актуальных социально-синергетических подходов.

Выделяются три типа эволюционных концепций:

1)однолинейная; 2)универсальная; 3)многолинейная.

Прогресс культуры, ее динамичность связаны с увеличением внутреннего разнообразия культурной системы. Синергетическая модель эволюции обнаруживает широкие перспективы применения в понимании и решении разного рода социокультурных проблем.




Традиции существуют во всех формах ду­ховной культуры.

7 Источники и факторы культурной динамики. Культурная динамика - это целост­ный, упорядоченный процесс, имеющий направленный ха­рактер. Выделяется несколько источников формирующих и поддерживающих культурную динамику: 1. Инновация как изобретение или выработка новых идей, моделей, нацеленных на культурные изменения. Носителями новаторства могут быть творческие личности (пророки, правители, мудрецы, деятели культуры, ученые и т. д.) или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы, отличные от общепринятых идей и норм. 2. Диффузия - распространение культуры путем взаимопроникновения. Изучение материальной культуры, обрядов, искусства и мифологии позволили убедительно раскрыть роль диффузии в формировании любого локального культурного типа. Ф. Боас делает следующие выводы: 1) две фундаментально различные культурные формы, наблюдаемые на разных участках периферии, вступают в контакт; 2) ни одна из них не возникает из другой; 3) смешение двух форм вызывает к жизни новые формы в промежуточных областях. Проникновение новых идей — это не автоматическое приложение к некоему типу культуры, но мощный фактор динамики культуры. 3. Синтез — это взаимодействие и соединение разнородных элементов, при котором возникает культурное явление, течение, стиль, отличающиеся от обоих составляющих компонентов и имеющее собственное качественное содержание или форму. В современных условиях синтез становится важным источником преобразования социокультурной системы многих развивающихся стран. Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. 4. Наследование – прямая передача сформированных свойств, традиций, знаний.

Типы культурных изменений

Культурная изменчивость - свойство самообновления культуры, в т.ч. развитие, деградация. Причины культурной изменчивости:

Каждый "культурно-исторический тип" проявляет себя в четырех сферах: религиозной, собственно культурной, политической и социально-экономической. Их гармония говорит о совершенстве той или иной цивилизации. Цикл жизни культурно-исторического типа состоит из четырех периодов и продолжается около 1500 лет, из которых 1000 лет составляет подготовительный, "этнографический" период; примерно 400 лет - становление государственности, а 50-100 лет - расцвет всех творческих возможностей того или иного народа. Завершается цикл длительным периодом упадка и разложения. Данилевский: необходимым условием расцвета культуры является политическая независимость. Без нее невозможна самобытность культуры, т.е. невозможна сама культура. Д. отрицает существование единой мировой культуры, выделял 10 культурно-исторических типов (египетский, китайский, ассиро-вавилонский, индийский, иранский и др.), частично или полностью исчерпавших возможности своего развития. Одной из позднейших стала европейская романо-германская культурная общность. Новым и имеющим большую историческую перспективу Д. провозглашается славянский культурно-исторический тип, призванный объединить во главе с Россией все славянские народы в противовес Европе, якобы вступившей в период упадка.

Культура рассматривается как система коммуникаций, обмена информацией, а явления культуры рассматриваются как системы знаков, символов. В культуре существуют различные знаковые системы, или языки культуры: естественный язык, письменные тексты, фольклор,

традиции, предметы быта, ритуалы, этикет, разные виды искусства.

Язык культуры — совокупность всех знаковых способов словесной и невербальной коммуникации, с помощью которой передается культурно-значимая информация.

Культура выступает как знаковая система символов, с помощью которых люди общаются друг с другом, и вообще понимание слов, жестов и других символов облегчает передачу культурного наследия.

Связь знаковых систем с отражаемой ими реальностью не является непосредственной, и поэтому понять знаковые системы можно лишь в соответствии с культурным кодом —системой смыслоразличительных признаков.

Культура— это определенное структурно-упорядоченное, но исторически изменчивое единство основополагающих кодов, которые управляют ее языком, схемами восприятия, ее ценностями, ее практическими видами деятельности и т.п.

Культурный код — это совокупность знаков и система определенных правил, при помощи которых информация может быть представлена в виде набора этих знаков для передачи, обработки и хранения.

Необходимость в культурном коде возникает тогда, когда происходит переход от мира сигналов к миру смысла. Культурный код — это то, что позволяет понять преобразование значения в смысл.

Культурные коды находятся внутри всех языков культуры, но найти их непросто — они проявляют себя при переходе с одного уровня смысла на другой.

Наиболее универсальной знаковой системой является язык.

Поскольку сознание человека есть сознание языковое, все виды надстроенных над сознанием моделей могут быть определены как вторичные моделирующие системы.

Рассматривая их природу, можно заметить, что сложность структур прямо зависит от сложности передаваемой в ник информации. Так, например, поэтическая речь — структура большой сложности в сравнении с естественным языком. И если бы объем информации, содержащейся в поэтической речи и обычной, был одинаковым, художественная речь потеряла бы право на существование.

Но художественная структура позволяет передавать такой объем информации, который совершенно недоступен для передачи средствами элементарного языка. Пересказывание содержание стиха обычной речью, мы разрушаем структуру и, следовательно, доносим совсем не тот объем и качество информации.

Среди наук, изучающих проблему раскодирование информации, выделим особо семиотику и герменевтику.

Семиотика(от греч. — знак) — наука о знаковых системах. Это относительно современная наука, претендующая на создание метаязыка. У истоков семиотики американский философ Чарлз Моррис (1901—1996) полагал, что понятие знака может оказаться столь же фундаментальным для наук о человеке, как понятие атома для физики и клетки для биологии, поэтому можно изучать культуру общества через язык как важнейшую из знаковых систем.

Герменевтика— одна из древних наук, она появилась в я раннем христианстве и занималась тогда трактованием религиозных текстов. Современная философская герменевтика, основателем которой считается Г.Г. Гадамер, занимается интерпретацией текста, не только реконструируя, но и конструируя смысл.

Культурный текст является выражением глубинного смыслового поля культуры. Смысл текста всегда более глубок, чемто значение, которое лежит на поверхности, чем то, на что чувственно указывается в культурном тексте.

Французский исследователь Ф. Полан, введший различение между значением слова и его смыслом, утверждал, что смысл определяется контекстом, в котором то или иное слово произнесено.

Культурный смысл — это выработанная историческим опытом информация, посредством которой определенное сообщество людей, создающих свой образ жизни и культуру,постигает и понимает окружающий мир и свое предназначение в нем.

В естественных языках и языках культуры возможно углубление уровней смысла: прямой смысл, косвенный, переносной смысл, скрытый смысл и т.п. Например, ритуал поведения как культурный символ может:

1)иметь явный смысл, относящийся к целям ритуала и полностью осознаваемый исполнителем;

2)латентный смысл, находящийся на грани сознания субъекта, но способный быть полностью осознанным;

Эти уровнисмыслов связаны с семантическими параметрами культурных символов:

1) экзогенетический параметр — это те истолкования, которые способны дать сами исполнители культурного ритуала;

2) операционный параметр — это тот смысл символа, который раскрывается в практике его применения (через действия, жесты, выражение лица, иконы и т.п.);

3) позиционный параметр выражает тот смысл символа, который вытекает из соотношения этого символа с другими символами и с общим контекстом культуры.

Философия культуры

Стремительное развитие получила философия культуры в ХХ в. Возникло

много новых истолкований самого феномена. Осмысление культуры продолжалось и в русле творчества различных представителей философии жизни. Так, Бергсон проводил различие между замкнутыми, закрытыми культурами, в которых определяющую роль играют инстинкты, и открытыми культурами, отличающимися высокой настроенностью общения духовности и культом святости индивидуальной свободы.

Теорию цивилизации разработал А. Тойнби, он развивает концепцию самозамкнутых единиц — цивилизаций, на которые распадается историческое существование человечества. Периодичность социокультурных изменений пытался объяснить и П.А. Сорокин. Он провел грандиозную систематизацию современных цивилизационных концепций.

В рамках экзистенциализма огромный историко-культурный материал использовал в своих работах Ясперс, выдвинувший концепцию генезиса великих древних культур осевого времени и т.д. В работах французских экзистенциалистов А. Камю, Ж.-П, Сартра, Г. Марселя разрабатывались проблемы противостояния культуры и человека, контркультурных тенденций. Особую остроту приобрела проблема кризиса современной культуры.

В работах немецких и французских экзистенциалистов, создавших свою концепцию соотношения человека и современной культуры, например, немецкий философ Мартин Хайдеггер (1886-1976) резко выступал против диктатуры безликости, заставляющей человека подчиняться тем или иным, внешним по отношению к нему обстоятельствам. Именно в этом подчинении человека вещам, предметом, расхожим мнениям и заключается, по мысли Хайдеггера, главная беда западной культуры, ломающей личность, ее самобытность.

Человек, подчиняющийся культуре, отчужден от самого себя, обезличен и враждебен по отношению ко всем и всему, его бытие становится неподлинным, фальшивым, но мифологизирует свою жизнь. В борьбе за подлинное бытие, считают представители этого направления экзистенциализма, человек должен отбросить подавляющие его волю вещи, символы, культуру и вернуться к изначальной структуре человеческой естественной речи, обратиться к жизни, связанной с преодолением страха смерти, вины и покинутости, обретая тем самым свободу как главное основание своей подлинной сущности.

Развивая идеи экзистенциализма, французский философ и общественный

Культурная семантика

Культурная семантика — проблемная область науки о культуре, занимающаяся изучением культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла, значения. Культурные объекты любого рода (системные и несистемные, универсальные и специфичные, униформные и многообразные и т. д.) рассматриваются в культурной семантике как средства трансляции культурно-значимой информации, реализующейся в процессах означения (закрепления этой информации-смысла за каким-либо объектом, который выступает как знак — коммуникативный аналог, заместитель данной информации) и понимания (осмысления, реконструкции информации, транслируемой с помощью того или иного знака).

Любые культурные порядки могут рассматриваться как средства выражения смысла. Таким образом, в рамки предметной области культурной семантики как междисциплинарной области наук о культуре попадают отношения, связывающие смысл (значение) с реальным предметом, событием, явлением, информацией о котором он является в логике и семиотике такой предмет называется денотатом, а соответствующее ему значение — концептом или десигнатом); со знаком, фиксирующим данный смысл, выступающим как его опредмеченный коммуникативный аналог; с пользователем (индивидуальным или коллективным), который в процессе коммуникации осуществляет означение понимание данного смысла — эти отношения рассматриваются на культурном материале.

Соднойстороны, символ выступает как метафора, упорядочивающая и нормирующая, а следовательно, искажающая хаотически по своей природе поток жизни, ограничивающая человеческую свободу, с другой — символ понимается как основной инструмент культурного развития, а способность к осмыслению, пониманию символических структур — как основной фактор, формирующий культуру. Наиболее четко это прослеживается у Шпенглера (концепция прасимволов, лежащих в основе каждой из локальных культур).

Выявлению факторов, определяющих процессы генезиса смысловых структур и означения, способствовало развитие гештальтпсихологии (Вундт) и особенно психоанализа, показавшего решающее влияние индивидуальных (Фрейд) и коллективных (Юнг, Фромм, Франкл) бессознательных императивов на культурное творчество, смыслопорождение и смысловосприятие. Восприятие культуры как совокупности смыслосодержащих систем (языков культуры) и культурных текстов, построенных на универсальных инвариантных структурах мышления по принципам комбинаторики, предложенное структуралистами, позволило вплотную сосредоточиться на самостоятельном анализе процессов трансформации внешних воздействий в индивидуальные представления (смыслы), а их — в символы, знаковые системы и тексты (культурный материал).

Основные семантические составляющие культуры: процессы порождения, функционирования и интерпретации (понимание )семантических систем (языков культуры) и культурных текстов (смыслосодержащих объектов).

Читайте также: