Проектная деятельность как средство формирования знаний о зож в начальной школе

Обновлено: 18.05.2024

После проведения анкетирования, я поняла, что надо работать не только с детьми по формированию навыков правильного питания, но и в большей степени с родителями. В ходе работы над проектом были проведены конкурс рисунков “Мой завтрак”, написаны сочинения “Полезный завтрак – какой он?”, “В чем польза завтрака?” В классе была выпущена стенгазета “О пользе завтрака”, буклеты для родителей. (Приложение 4)

Отмечу положительные моменты работы над проектом.

1. Воспитание активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся.

2. Изменения в отношении к завтраку, его необходимости.

3. Выработка умения работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, взрослыми. Расширение кругозора учащихся.

4. Поддержка проектной деятельности администрацией школы, родителями, их положительные отзывы о проекте Приложение 3.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На современном этапе уже недостаточно проведении занятий в форме беседы или лекции. Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную работу и поисковую активность самих детей, что побуждает детей к творческому отношению при выполнении заданий.

В настоящее время процесс обучения и воспитания связан с деятельностным подходом в освоении детьми новых знаний, умений и навыков.

Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проектная деятельность в начальной школе достаточно трудна, так как дети малы, но возможна при правильной организации.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

Кафедра педагогики, психологии и предметных методик

Проектная деятельность, как средство формирования здорового образа жизни младших школьников

Студент(ка) (№ группы) (ФИО)

ФИО научного руководителя)

Работа допущена к защите

Зав. кафедрой ППиПМ

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И ПРЕДСТАВЛЕНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЗНАНИЙ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ, С ПОМОЩЬЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.3 Организация проектной деятельности по формированию

представлений о здоровом образе жизни со старшими дошкольниками

Глава 2. Опытно-экспериментальная проверка эффективности

метода проектов в формировании здорового образа жизни у

2.1 Диагностика сформированности знаний у младших

школьников о здоровом образе жизни

2.2 Проекты, направленные на формирование ЗОЖ

2.3 Результаты проверки эффективности экспериментальной работы

Здоровье – не всё, но все без здоровья – ничто

(древнегреческий философ Сократ)

Здоровье – тема актуальная для всех времен и народов, в 21 веке она становится первостепенной.

Результаты научных исследований (В.Ф. Базарный [2], Брехман И.И. [3], Л.Г. Татарникова [16, 17] и др.) свидетельствуют о том, что тенденция ухудшения состояния здоровья школьников приняла устойчивый характер. В последние годы результаты медицинского осмотра детей показывают неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников. Данная ситуация обусловлена ухудшением социальной и экономической обстановки, наследственностью, обострением проблем рационального питания, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за компьютером.

Состояние здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одна из причин этого - образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети.

Другой причиной является то, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой знаний о здоровом образе жизни.

Проблеме формирования здорового образа жизни уделяли внимание многие ведущие философы, социологи, психологи и педагоги, среди которых отметим Н.М.Амосова, И.И.Брехмена, Г.К.Зайцева, Л.Г.Татарникова, Л.А.Обухова, Н.В.Колбанова.

Разработка школьных программ обучения здоровому образу жизни началась в конце 70-х - начале 80-х гг., двадцатого столетия. Однако результаты оказались намного ниже ожидаемых. Объяснялось это и трудностями изменения поведенческих привычек, и неподготовленностью учителей к просветительской деятельности в области здоровья.

С середины 90-х годов ХХ века появилось много научных работ исследующих: организацию образовательного процесса и готовность к обучению в школе [9], гигиену обучения и воспитания школьников [14], школьную валеологическую работу [6;7; 12].

На современном этапе уже недостаточно проведении занятий в форме беседы или лекции. Методика работы с детьми строится в направлении личностно ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельную работу и поисковую активность самих детей, что побуждает детей к творческому отношению при выполнении заданий.

В настоящее время процесс обучения и воспитания связан с деятельностным подходом в освоении детьми новых знаний, умений и навыков.

Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проектная деятельность в начальной школе достаточно трудна, так как дети малы, но возможна при правильной организации.

Цель исследования: выявить эффективность метода проектов в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Объект исследования: знания о здоровом образе жизни.

Предмет исследования: метод проектов в формировании знаний о здоровом образе жизни.

Гипотеза исследования:

Представляется, что формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании метода проектов.

Задачи исследования:

. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

. Выявить представления учащихся о здоровом образе жизни, с помощью проектной деятельности.

. Выявить и экспериментально проверить эффективность метода проектов в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Методы исследования: наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Проектная деятельность, как средство формирования ЗОЖ младших школьников во внеурочное время

Выполнила : Абушахманова Инна Ивановна

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………………….5

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗОЖ В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ…………………………………………………………11

2.1 Особенности проектной деятельности в условиях группы продлённого дня. ……………………………………………………………. 11

2.2 Этапы создания проекта …………………………………………..12

2.3 Проекты по формированию здорового образа жизни младших школьников в группе продленного дня. ………………………………..…..13

В XXI веке проблема сохранения здоровья становится первостепенной. Состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия является то, что здоровье школьников ухудшается по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. В последние годы результаты медицинского осмотра детей показывают неблагоприятную ситуацию со здоровьем школьников. Данная ситуация обусловлена ухудшением социальной и экономической обстановки, наследственностью, обострением проблем рационального питания, перегруженностью детей. Результаты исследований показали, что дети ведут малоподвижный образ жизни, много времени проводят за компьютером [6;7].

Состояние здоровья детей школьного возраста стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Одна из причин этого - образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети.

Другой причиной является то, что у учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью, что объясняется недостаточной пропагандой знаний о здоровом образе жизни.

Проблеме формирования здорового образа жизни уделяли внимание многие ведущие философы, социологи, психологи и педагоги [1].

В настоящее время процесс обучения и воспитания связан с деятельностным подходом в освоении детьми новых знаний, умений и навыков. Одним из видов такого подхода является проектная деятельность. Проектная деятельность в начальной школе достаточно трудна, так как дети малы, но возможна при правильной организации.

Цель проекта – выявление эффективности метода проектов в формировании знаний о здоровом образе жизни у младших школьников.

Объект проекта – формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочное время.

Предмет проекта – проектная деятельность, как средство формирования здорового образа жизни у младших школьников во внеурочное время.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

- Разработать и реализовать проекты по формированию здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельность.

Предполагаемый результат проекта - предполагается, что формирование знаний о здоровом образе жизни будет успешным при использовании метода проектов.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проанализировав специальную литературу, можно выяснить, что однозначного определения понятия здоровья нет. Существует около ста определений здоровья. Согласно Уставу Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это не только отсутствие болезни и повреждений, но и полное физическое, психологическое и социальное благополучие [3,4]. В современном научном понимании здоровье школьников включает следующий комплекс признаков:

1. Соответствующий возрасту уровень жизнеобеспечивающих систем (нервной, сердечно - сосудистой, дыхательной, костно - мышечной и др.) оценивается по возрастным нормам.

2. Уровень и гармоничность физического развития (рост, масса тела, окружность груди, жизненная ёмкость лёгких, сила кисти) оценивается по стандартам физического развития;

3. Быстрое приспособление (адаптация) организма к новым условиям (занятиям в школе, отдыху в туристическом походе и т.д.) характеризуется отсутствием напряжения, замкнутости, подавленности в поведении детей;

4. Высокая умственная и физическая работоспособность – ребёнок без напряжения занимается в школе, восстанавливает работоспособность после перемены, ночного сна, т.е. соответствует количественным и качественным стандартам;

5. Отсутствие болезней в течение года либо кратковременная болезнь (5-7 дней) с полным выздоровлением.

Таков современный эталон здоровья школьника. З доровье - это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни, которые определяются уровнем освоенности общечеловеческих, государственных, региональных и национальных ценностей культуры [7].

Формирование у младших школьников знаний о здоровом образе жизни является одним из путей решения проблемы ухудшения здоровья. Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности.

Как один из возможных путей формирования установки на здоровый образ жизни можно применить метод проекта, авторами которого являются Д. Дьюи, У. Килпатрик, С. Т. Шацкий.

1) разработанный план строительства любого механизма;

2) предварительный текст документа;

Метод проекта — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В теории и практике отечественной педагогической науки в последнее время инициируется интерес к методу проектов как к технологии, направленной на решение важнейших образовательных стратегий.

Проектная деятельность – сложноорганизованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Формирование проектной деятельности необходимо учащимся для вооружения их универсальным умением решать различные проблемы, в том числе и образовательные. В современной педагогике проектная деятельность используется не вместо системы обучения, а наряду с ней, как компонент системы образования [5,7].

- технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и решает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по разрешению проблем;

- способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и учащегося;

- способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели;

- система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся;

- совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решение определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Практика показывает, что при применении метода проектов наблюдаются: высокая активность воспитанников; интенсивная самостоятельная познавательная деятельность дошкольников; повышение личностной ценности реализованных проектов; увеличение глубины и объема полученных знаний, приобретенных умений. Знания, умения, навыки, приобретаемые осознанно в ходе работы над личностно-значимой проблемой, быстро присваиваются и закрепляются ребенком, превращаются в его активный запас знаний и практический опыт, легко переносятся на другие виды деятельности.

Таким образом, сущность метода проектов заключается в том, что ребенок в процессе деятельности осваивает особое умение – самостоятельно приобретать новые знания в процессе решения жизненных проблем. Метод проектов характеризуется концептуальностью и системностью, результаты его легко воспроизвести, этот метод подходит для самых разных областей знаний [6,7]

Но так же, метод проектов связан и с некоторыми трудностями, которые не стоит упускать из вида:

- индивидуально-ориентированная система организации работы – каждый участник выполняет свою часть работы, обусловливает необходимость перехода от фронтальной формы прямого обучения к индивидуальной форме проблемного и исследовательского видов обучения, следовательно, педагогу необходимо заинтересовать учащегося, оказать помощь в поиске информации;

- затратность по времени, материалам – большинство проектов требует тщательной подготовки;

- необходимость продуктивного взаимодействия с родителями, специалистами для оказания консультативной помощи родителям в ходе проекта.

Педагогу, обратившемуся к методу проектов, следует помнить, что

проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации, при этом проблема должна быть актуальна для участников проекта, они должны быть мотивированы. Чтобы каждый участник был заинтересован в получении результата, деятельность должна быть посильна учащимся, соответствовать интересам и возможностям каждого.

Перечислим признаки проектов:

1) самостоятельность – проект подразумевает самостоятельную деятельность детей в поиске информации, планировании деятельности, представлении результатов;

2) свобода применения имеющихся знаний, практического опыта – с одной стороны, проект является неким итогом предшествующей образовательной работы (дети могут на практике применить полученные знания), с другой – в процессе проектной деятельности учащийся самостоятельно познает новое;

- разнообразие видов самостоятельной деятельности;

- практическое значение проектного продукта.

При выборе тематики проекта следует ориентироваться на следующие

критерии: доступность; социальная направленность; воспитательная направленность; научность; соответствие возрастным особенностям.

В статье раскрывается необходимость формирования здорового образа жизни у младших школьников через самостоятельную исследовательскую деятельность в рамках реализации метода проектов, охарактеризованы сущность и понятие метода проектов. В ходе изучения данной темы, также был проведён анализ периодических изданий нескольких учителей начальных классов, который позволил ознакомиться с опытом реализации проектов, направленных на формирование здорового образа жизни.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, метод проектов.

Актуальность и тема статьи определяются следующими факторами: во-первых, здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности, во-вторых, Федеральный Государственный Общеобразовательный Стандарт начального общего образования в модели портрета выпускника начальной школы указывает, что обучающийся, освоивший основную образовательную программу начального общего образования, так же должен выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни , в-третьих, очень беспокоит состояние здоровья школьников, поскольку, количество обучающихся, имеющих различного рода отклонения со стороны здоровья не снижается. То есть в настоящее время существует противоречие между необходимостью формировать у обучающихся основы здорового образа жизни и недостаточной эффективностью традиционных средств, которые для этого используются.

Здоровый образ жизни – это активная деятельность человека по сохранению и укреплению собственного здоровья. Он включает в себя такие компоненты, как: разнообразные формы физкультурной активности; целенаправленное освоение гигиенических навыков и навыков охраны здоровья; соблюдение режима дня и режима питания; использование естественных природных факторов в укреплении здоровья (закаливание) и цивилизованное отношение к природе; активная борьба с вредными привычками и их полное искоренение; деятельность по пропаганде и внедрению здорового образа жизни в жизнь каждого человека и общества.

Как показывает практика, традиционные способы формирования основ здорового образа жизни у младших школьников, такие как игры, беседы, лекции, уроки, не приносят необходимого результата. Наибольшую ценность имеет то знание, которое приобретено обучающимся в ходе самостоятельной деятельности, и такую самостоятельную деятельность можно предложить учащимся в рамках метода проектов.

Метод проектов возник во второй половине XIX века в Италии, но в качестве методов обучения не подтвердил свою эффективность, так как многими педагогами советской школы отмечалось, что при реализации методов проектов учащиеся не овладевали фундаментальными теоретическими знаниями. По этой причине от применения данного метода отказались в советской школе. Однако в настоящее время метод проектов переживает своё возрождение, потому что на современном этапе развития образования большое внимание уделяется самостоятельности обучающихся в приобретении знаний. Можно предположить, что реализуя данный метод, возможно наиболее эффективно сформировать у обучающихся основы здорового образа жизни.

Основным отличием учебной проектной деятельности от научной является то, что в результате неё учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования, как универсального способа освоения действительности. Метод проектов имеет множество классификаций по разным основаниям. Виды проектов различают по уровню интеграции, по количеству участников, по характеру контактов между участниками и т.д.

Так же в ходе изучения данной темы, был проведён анализ периодических изданий, который позволил ознакомиться с опытом реализации проектов направленных на формирование здорового образа жизни нескольких учителей начальных классов. Исходя из этого, были сделаны выводы, что учителя начальных классов предпочитают выполнять долгосрочные проекты, сроком реализации от нескольких месяцев до четырёх лет. При этом ни один из проектов нельзя отнести к исследовательскому типу полностью. Чаще всего исследовательская деятельность выступает как часть информационного или творческого проекта, что не в полной мере выполняет главное условие проектной деятельности - приобретение учащимися опыта исследовательской деятельности, приобретения знаний и умений в ходе неё.

Таким образом, можно сделать вывод, что на практике эффективнее разрабатывать и реализовывать именно краткосрочные исследовательские проекты, направленные на формирование основ здорового образа жизни в конкретном классе, в которых будет преобладать самостоятельная исследовательская деятельность учащихся, что будет означать выполнение главного условия проектной деятельности - приобретение учащимися самостоятельного опыта исследовательской деятельности.

Гилёва Е.А. История развития методов проекта в Российской школе [Текст]: Наука и школа №4, 2007г. – 214с.

Березин И.П. Школа здоровья [Текст]: И.П. Березин, Ю.В. Дергачев. - Минск: Вышейшая школа, 2004г. - 303с.

Читайте также: