О чем фильм птичий короб кратко

Обновлено: 04.07.2024

Не так давно на платформе Netflix вышел новый постапокалиптический ужастик. Получился довольно неплохой фильм в лучших традициях Стивена Кинг. У меня вообще, создалось такое ощущение, что он лично приложил руку к сценарию. Но оказалось, что картина снята по одноименной книге некоего Джоша Малермана.

Отчаянный побег

Начинается все довольно любопытно. Перепуганная женщина говорит двум маленьким детям, что они уходят из дома, который был их временным убежищем. Им придется идти далеко, будет очень страшно. На их глазах будут повязки, снимать их нельзя ни в коем случае и ни при каких условиях. Тот кто снимает повязку умрет, но нужно слушать, что происходит вокруг. Они идут, точнее бегут по лесу, женщина считает шаги, видимо, она примерно знает дорогу. Трое садятся в лодку и…

Начало безумия в Америке

Однако сестрам до этого нет дела, ведь они находятся на американском континенте, а Мэлори нужно идти на прием к врачу. Не похоже, что девушка хочет ребенка, ну или же она относится к этому слишком легкомысленно. Видя такое отношение доктор предлагает ей отдать ребенка на усыновление. А несколькими минутами позже, народ вокруг начал кончать с жизнью. То есть, вирус безумия добрался и до Америки.

Вирус безумства: опасен или нет?

Казалось бы, странно, чего боятся? Никто никого не пытается убить, зомби и смертельных вирусов нет. Подумаешь, люди убивают сами себя, других же они, в общем-то, не трогают. Но в большом городе это особо не играет роли, один придурок решил себя убить, например, врезавшись в соседние машин и страдает сразу несколько других.

И все бы ничего, но тут вирус настигает Джессику и она провоцирует автомобильную аварию. Однако Мэлори вместе с еще десятком человек укрывается в чужом доме. Совместными усилиями они понимают, что даже одного взгляда на окружающее безумие достаточно для того, чтобы самому сойти с ума. Потому герои закрывают окна, опасаются выглядывать на улицу и строят догадки, что же происходит на самом деле.

Очередной апокалипсис по Библии

Один из выживших выдвигает версию, что все дело в демонах. Именно эти невидимые сущности вызывают безумие, а значит, пришел настоящий конец света по Библии или другой религии. Откуда такие познания? Неужто молодой человек столь религиозен? Ничего подобного, знания пришли, конечно же, из интернета.

Может его версия и чушь, но самоубийцы явно видели что-то страшное, быть может потустороннее. Девушка, которая вышла на помощь Мэлори, словно увидела мать, а потом спокойно села в горящую машину. Джессика видела что-то впереди себя, потом ее взгляд наполнился пустотой и она также погибла.

То прошлое, то настоящее…

Вообще, сюжет скачет между прошлым и настоящим и я не сразу уловила, кто есть кто и кто куда делся. Так вот, прошлое было примерно 5-6 лет назад, теперь же Мэлори та самая женщина с двумя детьми. Они сплавляются на лодке вниз по течению практически в слепую. Они почти не гребут веслами и даже не смотрят куда плывут, потому что сидят в лодке под одеялом.

Действие снова переносится в прошлое в компанию выживших. Тут появляется вторая беременная и становится понятно, откуда взялся еще один ребенок. И да, фильм от Нетфликс, а значит, в нем есть парочка голубых. Точнее остался один муж, второй, видимо, самоубился.

Мэлори – реально крутая…

А вот Мэлори реально крутая, не зря ее детство прошло на ранчо. Неудивительно, что она умудрилась выжить, да еще и двух маленьких детей спасти. Она просто следует собственным правилам: никогда не снимает повязку на открытом пространстве, перемещается на ощупь и всегда берет с собой нить, по которой может вернуться назад. Даже детей воспитала соответственно, девочка прежде чем выйти из лодки надела на себя веревку. Да, воспитывает детей Мэлори очень жестко, но выхода нет. Эту тему я затрону еще чуть позже.

Невидимое, но материальное?

Героям таки пришлось выйти из дома, кушать-то хочется, но теперь они в курсе того, как стоит передвигаться по городу. Они заклеили в машине окна, а двигались строго по джипиэс. Прямо по трупам… Интересно, но по дороге система навигации показала, что вокруг автомобиля есть нечто плотное и материальное.

Птицы, выжившие и психи

Супермаркет оказался полон продуктов, хоть здесь им повезло. Ну да, это не тот вирус, который позволяет отдельным личностям заниматься мародерством под шумок. По сути, основная часть населения погибла за первые день-два. Именно в этом супермаркете они нашли птичек в клетке. И поняли, что пернатые очень бурно реагируют на появление невидимой тени.

А еще они узнали, что некоторые люди не умерли, а стали словно переносчиками заразы. Точнее они уговорами или силой призывают людей посмотреть на сущностей. В начале это были безумные преступники, вырвавшиеся на свободу. То есть, уже будучи сумасшедшими, сущностей они воспринимают как нечто естественное и даже радуются этому.

И глаза у них другие, видимо, они как раз реально их видят то самое невидимое. Такие же глаза становятся и у обычных людей. Вот только психи в отличие от нормальных людей не собираются себя убивать. Потому им удалось стать чуть ли не основными выжившими в апокалипсисе.

Отношение Мэлори к детям

Да, после того дня, как Мэлори родила, они остались вчетвером с Томом и двумя детьми. Но у нее так и не проснулись материнские чувства, никакой любви к детям, только стремление выжить. Что говорить, если она даже не дала детям имена, так и называла их шесть лет девочка и мальчик. Мэлори уверена, что единственная их цель это выжить любой ценой. Потому с детьми она ведет себя жестко и даже жестоко.

А вот Том совсем не такой, он считает, что детям нужна надежда, Иначе нет смысла жить вообще, тем более такой жизнью как у них. Тем не менее когда нужно было рискнуть одним из детей, она не смогла выбрать. Ну как отдашь на погибель собственного сына? Неужели можно рискнуть девочкой, которая родилась от другой, но такой чудесной женщины? Потому пороги они прошли вслепую, хотя чуть не погибли все.

Позже оказалось, что сами дети банально боятся Мэл за ее грубость, жестокость и нелюбовь. И лишь когда женщина осознала, что может остаться одна и потерять сразу обоих детей, в ее сознании случился перелом. Ведь подсознательно она любила обоих, возможно, эта любовь началась, как необходимость что-то спасти, неважно что, потом появилась привязанность, ну а потом уже сама любовь.

Финал вполне счастливый. Мэлори с детьми добрались до относительно безопасного места. Это было что-то типа интерната для слепых людей. Их печальная участь миновала, так как они банально не могли видеть то, что представляло опасность. Позже сюда начали приходить и зрячие люди. А об опасности всех предупреждали птицы, которые здесь жили на относительно открытом пространстве.

Здесь же Мэлори встретила своего доктора и дала, наконец, детям имена. Девочку она назвала в честь матери, а сына в честь мужчины, который помог им выжить и отдал жизнь. Теперь она могла любить детей без того страха перед неизвестным.

Сандра Баллок играет Мэлори — женщину, которая пытается спасти двух своих детей, которых зовут просто Мальчик (Джулин Эдвардс) и Девочка (Вивьей Лира Блэр). Это происходит через пять лет после того, как почти все жители Земли были убиты пришельцами, один взгляд на которых заставляет людей убивать себя.

После вторжения монстров Мэлори вместе с большой группой людей оказалась в относительно безопасном доме, где было достаточное количество продовольствия. Тем не менее, в скором времени ряд трагических событий сократит число спасенных до Мэлори, двух детей и Тома (Треванте Роудс).

Мэлори и Том стараются выжить в лесу. Внезапно по рации с ними пытается связаться человек по имени Рик (Пруитт Тейлор Винс), который призывает их спуститься вниз по реке, где их ждет убежище. Это весьма рискованное путешествие. Мэлори некоторое время сопротивляется этой идее, но в конце фильма мы понимаем, почему она все-таки решила отправится вместе с детьми в настолько опасное путешествие.

Птичий короб

После того, как милая, но слишком доверчивая Олимпия (Даниэль Макдональд) впускает в дом незнакомца Гэри (Том Холландер), выясняется, что этот человек — один из тех, кто выживает, поглядев на монстров, но при этом сходит с ума и превращается в фанатика чудовищ. Этих безумцев легко опознать по видоизмененным радужным оболочкам. Также они страстно желают, чтобы другие люди посмотрели на монстров, которые, по их мнению, просто прекрасны. Когда у Олимпии и Мэлори одновременно начинаются схватки, Гэри раскрывает свою истинную сущность и срывает с окон покрывала.

Шерил (Джеки Уивер) и Олимпия видят монстров и быстро убивают себя, однако Мэлори успевает забрать у Олимпии ее ребенка. Гэри также успевает убить Дугласа (Джон Малкович) до того, как его самого убивает Том.

На следующий день вся семья отправляется в соседний дом, чтобы пополнить запасы. В это время к дому снова прибывают мародеры. Тому удается ранить одного из них из дробовика, однако Том быстро понимает, что стрелять с повязкой на глазах довольно тяжело. Том снимает повязку с глаз и убивает большинство нападающих, однако один мародер (которого играет Дэвид Дастмалчиан) замечает Мэлори и детей и бежит за ними. Том преследует его, но видит одного из монстров. Радужки Тома деформируются, но Тому все же удается, сделав над собой усилие, застрелить последнего мародера. Лишь после этого Том стреляет себе в голову.

Мэлори приходит в замешательство, когда догадывается, что Том пожертвовал своей жизнью, чтобы спасти ее и детей. Она твердо решает добраться до святилища. Затем сюжет перескакивает к тому моменту, когда их лодка приближается к порогам — самой опасной части реки. Мэлори нужно выбрать, кто из детей должен снять повязку, чтобы подсказывать ей, в какую сторону грести.

Мэлори не находит в себе сил выбрать ни одного из детей. Вместо этого она решает проходить пороги вслепую, чем бы это ни закончилось. Сплав оказывается трудным. В конечном итоге лодка переворачивается, однако героям удается добраться до берега и начать поиск убежища, идя на звуки пения птиц.

Заключительная часть путешествия оказывается самой сложной. Ходить с завязанным глазами по незнакомому лесу — рискованная затея. Мэлори спотыкается и скатывается со склона. Дети разбредаются в разные стороны, а монстры обращаются к ним голосом Мэлори, призывая снять повязки. Мэлори находит Мальчика по звону его велосипедного звонка, однако Девочка не откликается. Мальчик объясняет, что Мэлори была слишком суровой с ними, поэтому Девочка боится ее. Мэлори приносит извинения. Она обещает, что дети смогут играть с другими детьми и лазить по деревьям. К облегчению Мэлори, Девочка, наконец, возвращается, и все трое направляются в убежище.

Мэлори яростно стучит в дверь, чувствуя за спиной присутствие монстров. Она умоляет людей за дверью впустить хотя бы детей. В конце концов дверь открывается, и все трое входят внутрь, где их быстро проверяют по глазам на наличие признаков инфекции. Как только проверка заканчивается, Мэлори понимает, что Святилище на самом деле является школой для слепых. Именно по этой причине большинство обитателей этого места защищены от монстров. Внутри школы находится дворик, покрытый навесом из зелени, в котором живет множество птиц. Мэлори говорит детям, что теперь они могут освободить птиц из своего ящика. Мальчик и Девочка следуют ее совету, и птицы взлетают в навес из зелени.

Что представляют собой монстры?

Объяснение концовки

Однако можно точно сказать, что монстры невидимы, когда на них никто не смотрит (или по крайней мере, режиссер хочет, чтобы мы так думали). Однако монстров можно обнаружить по тому, как они взаимодействуют с гравитацией. Когда они приближаются, листья поднимаются с земли и парят в воздухе. Когда монстры приближаются к Девочке, волосы на ее голове поднимаются. Похоже, монстры недостаточно сильны, чтобы причинять физический вред людям и вламываться в дома, поэтому они превращают некоторых людей в своих фанатиков, которые заставляют остальных смотреть на чудовищ. Судя по всему, эти люди были психически нездоровы еще до вторжения монстров, поэтому образ чудовищ действует на них иначе, чем на всех.

Птичий короб Netflix

Она сосредоточена только на обеспечении их выживания. Поэтому Мэлори конфликтует с Томом, когда он пытается дать им надежду, рассказывая историю о лазании по деревьям и поиске птичьих гнезд. Мэлори злится на него за то, что он обещает детям то, что никогда не случится, а Том настаивает, что просто выживать, это не то же самое, что жить.

Смысл фильма

В том, что Святилище в конечном итоге оказывается школой для слепых, есть глубокий символизм. Это намек на силу слепой веры — той веры, которую питала Мэлори, когда решила преодолевать речные пороги с завязанными глазами. Это решение поставило жизни героев под угрозу, однако в конечном итоге все они выжили, чего, вероятно, не произошло бы, если бы одному из детей пришлось смотреть, куда они плывут.

То, что в конце фильма Мэлори дает детям имена и отправляет их играть с другими детьми, а также освобождает птиц, означает, что она, наконец, разрушила стену, которую выстроила вокруг себя. Птичий короб — символ того, что Мэлори держала свои чувства в клетке. Поэтому последний кадр фильма — это метафора надежды, открытости и веры в то, что все будет хорошо.

Мэлори была одной из немногих, кто предчувствовал наступление тёмного во всех смыслах будущего, видя его пугающие очертания в своих ночных кошмарах. Правда, липкий страх одиночества и тоски она связывала тогда исключительно с неожиданной беременностью, напугавшей её – вольную художницу, не привыкшую нести ответственность ни за кого, кроме себя. В день, на который было запланировано посещение гинеколога, к Мэлори приехала старшая сестра Джессика (Сара Полсон) и вместе они отправились в клинику. Однако долго терзать себя вопросом, отдать ребёнка в более надёжные чужие руки или нет, ей не пришлось. Таких рук больше не осталось: люди вдруг повсюду начали сходить с ума, яростно нанося себе смертельные раны и увечья, подрывая автомобили вместе с собой и родными, а потом и Джес на её глазах бросилась под автобус.

Ещё один несомненный плюс экранизации – великолепная игра актёров, сумевших точно уловить и передать психологию героев в крайне нетипичных обстоятельствах. Особенно хочется выделить Сандру Буллок в роли женщины с замашками отставного военного, и Джона Малковича в образе деспотичного Дугласа.

Странно, что такой талантливый фильм, премьера которого состоялась на фестивале американского киноискусства, не получил никаких значимых кинематографических наград и удостоился не самых лестных отзывов критиков. Тем не менее, он стал самым просматриваемым на платформе Netflix, хотя эта фантастическая драма с элементами фильма-катастрофы лишена внешней занимательности, а сюжетный конфликт исключительно драматический.

Мало сказать, что “Птичий короб” – это фильм о поведении людей в экстремальной ситуации. То, что перед лицом опасности с человека слетает социальная мишура, и он обнажает свою истинную сущность известно давно. Хотя бы фрагментарно эта тема присутствует во многих экшн-фильмах. Не губит работу Сюзанны Бир и схожесть с “Явлением”. Джош Малерман опубликовал роман в 2014 году, и на него, возможно, оказал фильм М. Найта Шьямалана какое-то влияние. Хотя схожесть тут лишь во всеобщей катастрофе и череде самоубийств, которая последовала за ней. Кстати, по аналогии можно вспомнить и книгу Жозе Сарамаго, экранизированную в 2008 году.

Спецэффектов в фильме практически нет, исключая пару минут в начале, где впервые в городе появилось нечто. Режиссёр оставляет без внимания развитие интриги, прибегая к так называемому макгаффину – сюжетной загадке, вокруг которой строится повествование, но которая не получает объяснения. Вот и природу сущностей зритель так и не узнает. Частично их внешний вид можно понять только по рисункам одного из сумасшедших. Но ведь так ещё страшнее. Игра разума увлекательнее визуализации зла. Тем более мы уже видели убогие спецэффекты в очень хорошей экранизации рассказа Стивена Кинга “Мгла” (2007). Уж лучше бы тоже не показывали монстров.

Сюзанна Бир датский режиссёр, которая начала свою карьеру ещё в 1990-е гг. Она в соавторстве с Андерсом Томасом Йенсеном сняла “Открытые сердца” (2002), один из официальных релизов “Догмы 95”. Манифест Ларса фон Триера и других режиссёров, которые его приняли, долго не просуществовал, однако он оказал безусловное влияние как на творчество тех авторов, которые воплощали его в жизнь, так и вообще на авторский кинематограф.

Кадр из фильма “Птичий короб”

Сущностей из “Птичьего короба”, конечно, можно отнести к мнимому действию, согласно опубликованной декларации “догматиков”, однако сдержанность режиссёра в показе контакта, безусловно, идёт от влияния “Догмы 95”.

Вместо торжества спецэффектов режиссёр показывает торжество драматургии. Фильм метафорически изображает человеческое общество, которое испокон веков бросается в две крайности – или в коллективный суицид, или в демонстрацию силы. Одни люди при контакте с нечто совершают самоубийства, другим нравится на него смотреть, но лицезрение оно пробуждает в них тягу к насилию. Речь не идёт о ненормальных в медицинском смысле. Наоборот, истинные безумцы по ту сторону стен, что не раз нам показывали в кинематографе. Люди, чьё сознание устроено иначе, чем у большинства людей, воспринимают сущность как своего друга. Они не становятся зомби, могут мыслить и разговаривать, даже адекватно себя вести, однако у них снимается барьер в сознании. Убивать можно тех, кто не похож на них, кто не принимает нечто. Большинство же готовы на всё, чтобы выжить, поэтому прибегают к насилию, чтобы не допустить контактов с внешним миром. Люди становятся как канарейки в коробе.

Птицы чувствуют приближение нечто и предупреждают людей. В мифологии птицы, будучи небесными жителями, наделялись мистическими способностями. Ведь и ангелы имеют крылья и летают высоко в небесах, передавая нам волю создателя. Они следят за людьми, оберегают их. Но перед постигшей человечество бедой даже ангелы бессильны.

Героиня Баллок Мэлори попадает в эпицентр событий будучи беремённой. Она не очень хочет детей, поскольку они стесняют её свободу, но и на аборт не решается. Однако случившаяся трагедия отодвигает страх материнства на второй план. Человечество поставлено на грань выживания, и перед лицом смерти Мэлори осознаёт истинную ценность человеческой жизни. Она не желает делать выбор между детьми, дабы преодолеть пороги на реке, а потому чуть не погибает в волнах. Но ведь есть что-то важнее выживания? Люди не должны быть врагами друг другу, иначе ничем не лучше нечто, да и оно как будто послано высшими силами в наказание за грехи.

Словно в соответствии с Библией, слепые оказываются более зрячими, потому что адаптировались к жизни в темноте. Да и не всё можно увидеть глазами. Если люди биологические машины без души, то тогда цель попавших в ловушку людей только выживание. Но не слишком ли высока цена за жизнь любой ценой?

Сложный, неоднозначный, противоречивый, но талантливый фильм датского автора заслуживает внимания и как удачное совмещение принципов артхауса с жанровым кино, и открывает новые горизонты другим фантастам, которые чаще всего идут либо по пути спецэффектов, либо снимают что-то скучное, маловразумительное, но с претензией на глубокий смысл.

Читайте также: