Нужно ли портфолио в школе

Обновлено: 30.06.2024

Любящие родители всегда собирают в альбом рисунки, табеля со школьными оценками и другие документы, которые подтверждают достижения ребенка. По мере взросления альбом превращается в папку и наполняется грамотами, дипломами, благодарственными листами. Такое безобидное занятие в будущем может принести плоды.

Сегодня в некоторых школах уже введено требование о ведении портфолио и даже есть требования к его оформлению. Но во многих учебных заведениях это занятие остается добровольным. Мы выяснили, зачем нужно собирать портфолио, и как оно может положительно влиять на поступление в ВУЗ.

Что должно быть в портфолио школьника?

Если ученик ведет активную деятельность в школе, участвует в различных соревнованиях, конкурсах и конференциях, к 11-ому классу у него накапливается значительное количество бумаг, подтверждающих его умения. Хорошее портфолио включает:

  • приложения к аттестату, в котором указаны оценки по профильным и общеобразовательным предметам;
  • грамоты за участие в школьных, региональных, государственных олимпиадах;
  • сертификаты о получении призовых мест на спортивных соревнованиях;
  • дипломы, полученные за участие в художественных мероприятиях;
  • научные работы, представленные на конференциях и слетах;
  • свидетельства о прохождении курсов предпрофильной подготовки;
  • рекомендательные письма учителей или преподавателей в группах довузовской подготовки.

Кроме перечисленных бумаг в портфолио можно добавить благодарственные письма родителям, результаты ЕГЭ, автобиографию. Но установленный список, который ценится при поступлении в конкретный ВУЗ, нужно уточнять в приемной комиссии.

Психологи отмечают, что фиксация достижений человека нужна не только в школьном возрасте, но и в зрелом. Портфолио достижений повышает самооценку, развивает творческий потенциал, укрепляет веру в себя, усиливает мотивацию к новым свершениям.

Как правильно вести портфолио?

Портфолио учителя рекомендуют вести с первого класса. Так как ученик в этом возрасте еще не умеет читать и грамотно писать, задача ложится на плечи родителей. Кроме этого, дети младшей школы часто предлагают добавлять в папку неважные материалы, которые касаются жизни родителей или друзей.

Удобнее вести портфолио в виде большой папки со скоросшивателем. В него вставляются файлы для листов размера А4. Так их легко хранить и при необходимости заменить другими или в любой момент добавить новый раздел.

В школах, где ведение портфолио считается обязательным, учителя дают родителям план для его составления. Это нужно для идентификации школы и повышения ее престижа. Обычно титульный лист и разделы похожи. Рассмотрим их подробнее.

Старайтесь вести портфолио аккуратно, так как в зрелом возрасте будет интересно показать его следующим поколениям. Кстати, оно актуально при переводе из одной школы в другую для лучшего знакомства с педагогом.

Зачем нужно портфолио школьника?

Некоторые родители и ученики не понимают важности папки с достижениями, тем более ее ведения с первого класса. Об успеваемости дают представление текущие оценки и ЕГЭ. А раскрыть учащегося как многостороннюю личность как раз и помогает заполненное портфолио.

Подтверждения достижений ребенка показывают, что интересует его, какими навыками он обладает. Это особенно полезно при переходе из садика в школу или из одного учебного заведения в другое. Так учитель поймет сильные и слабые стороны учащегося и подберет подходящий уровень для изучения дисциплин.

Портфолио позволяет учителям следить за индивидуальным ростом учащегося и сравнивать его прогресс с остальными. Это превращает школьное оценивание в комплексное и более совершенное.

Чем портфолио школьника поможет при поступлении?

В западных странах портфолио уже давно введено в систему образования и играет значимую роль при поступлении в колледж или университет. Некоторые официальные дипломы даже отдельно оцениваются.

В России подобная практика еще не сильно развита. Обычно жизнь портфолио заканчивается сразу после выпускного. Но в некоторых ВУЗах, чтобы поступить на творческие или спортивные специальности, нужно показать список своих достижений. Если это журналистика – газетные вырезки с опубликованными статьями, конкурсные сочинения, стихи. Дизайнеров просят показать рисунки и свои разработанные модели одежды. Фотографы показывают удачные фото, а спортсмены – грамоты, выданные за призовые места на соревнованиях.

В ВУЗах, где абитуриентов просят показать портфолио, могут дополнительно начислить до 10 баллов, которые учитываются при поступлении.

Как мы видим, школьникам обязательно вести портфолио в том случае, если это прописано в уставе общеобразовательного заведения. Но психологи и учителя рекомендуют собирать подтверждения достижений для себя, даже если этого никто не требует. Так ребенок поднимает самооценку, разбирается в своих интересах и хобби, мотивируется к новым достижениям.

Портфолио ученика — это как досье, его личное дело, которое пестрит высокими достижениями и яркими успехами в учебе, творчестве и спорте.

Портфолио ученика: что это?

В большинстве общеобразовательных учреждений России, согласно нововведению Министерства образования и науки, создание портфолио для ученика является обязательным. По федеральному государственному образовательному стандарту оно является перспективной формой демонстрации индивидуальных достижений школьника и представляет собой набор документов, содержащих результаты учебной, творческой, спортивной, общественной жизни ребёнка.

Другими словами, это картонная или пластиковая папка, в которой на протяжении 11 лет собираются и хранятся наглядные материалы, способные доказать успехи ученика, охарактеризовать его, рассказать об уровне его знаний. На сегодняшний день четких требований к внешнему виду и структуре портфолио нет: педагоги, ученики, родители при его создании могут подключить фантазию и отличиться оригинальностью.

Что содержится в портфолио?

Итак, какие же материалы могут или должны храниться в портфолио:

  • в первую очередь это документы, подтверждающие успехи ребенка в процессе учебы, внеурочной или исследовательской деятельности. Например, всевозможные сертификаты, награды, премии, аттестаты, листы успеваемости, результаты олимпиад. Сюда же можно отнести характеристики, оценочные листы и листы наблюдений, которые составляют учителя начальных классов, классные руководители, учителя-предметники, школьные психологи и организаторы воспитательной работы;
  • материалы, характеризующие достижения ребёнка в различных сферах жизни: в творчестве, спорте, искусстве. Это грамоты, благодарности и наградные листы за призовые места, возможно работы, выдвинутые на конкурсы различного масштаба, или их фотографии;
  • выборки детских работ, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам и факультативной деятельности, промежуточных и итоговых работ. Более того, они должны быть подобраны так, чтобы демонстрировать нарастающие успешность, объем и глубину знаний учащегося;
  • фотографии, а также при желании или необходимости видеоматериалы.

Зачем и кому необходимо портфолио?

Для родителей же портфолио будет служить предметом гордости за ребенка и даст возможность проанализировать его успехи для дальнейшей мотивации. Кроме того, в последнее время особо остро встает вопрос значимости портфолио при поступлении в высшие учебные заведения. Так вот, ценится не само портфолио, а достижения ученика в спорте, учебе или творчестве, благодаря которым в зависимости от их значимости как раз и могут добавить по решению приёмной комиссии ВУЗа несколько баллов.

В завершении хотелось бы отметить, что сам процесс создания портфолио можно сделать очень увлекательным. Ведь в нем могут принимать участие не только педагогические работники, но и школьники совместно с родителями. А это лишний повод провести время вместе, поэкспериментировать, пофантазировать, заняться творчеством, что, как известно, очень сближает и благотворно влияет на отношения между родителями и детьми, а это положительно скажется и на достижениях последних.

Рисунки, аппликации, дневники — родители собирают в отдельную папку все первые и очень важные достижения взрослеющего ребёнка. А потом к ним прибавляются школьные грамоты и сертификаты. Разбираемся, зачем собирать портфолио ученика и как оно может помочь при поступлении в университет.

В большинстве школ ведение портфолио достижений школьника — дело добровольное. В положении о портфолио, которое существует в некоторых школах, даются скорее ориентиры, как его вести, а не требования. Общее пожелание к портфолио (и его смысл) — предоставление учеником максимально полной информации о своих способностях и достижениях.

Что должно быть в хорошем портфолио:

  • аттестационные документы по разным предметам;
  • сертификаты и грамоты за участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах, различных художественных мероприятиях;
  • результаты творческой и научной деятельности;
  • свидетельства об участии в конференциях и проектах, курсах предпрофильной подготовки (отзывы и рекомендательные письма вышеперечисленных мероприятий тоже очень пригодятся).

Любая дополнительная информация о себе будет только полезна. Но необходимый список достижений для поступления лучше уточнять в конкретном вузе. Вообще, портфолио достижений, по задумке Дмитрия Медведева, должно было стать логичным дополнением к результатам ЕГЭ и удобным способом самопрезентации абитуриентов. Хотя поступление в вуз — не единственный повод фиксировать свои успехи.


Павел Северинец, директор школы № 444 (Москва)


Соня Волошко, 6 класс


Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета (МГПУ)


Дмитрий Земцов, проректор по развитию Дальневосточного федерального университете (ДВФУ)



Виктория Шепталина, студентка 3 курса Московского государственного областного университета (МГОУ)

Несмотря на противоречия и отсутствие единых подходов к содержанию, портфолио — вещь явно нелишняя. И пусть оно будет. Хотя бы про запас.

Я учитель. И достижения моих учеников – мои достижения.

Итак, первая причина вести портфолио – это память, это семейный архив, реликвия, если хотите.

Для родителей портфолио представляет сборник ценной информации о своем ребенке, позволяющий судить о его развитии. Это своего рода папка воспоминаний о школьном периоде, в которой на многие года бережно сохранены и систематизированы рисунки, фотографии, грамоты и прочие достижения.

Итак, второй причиной ведения портфолио является наблюдение над своей деятельностью и самооценка ребенка. Это путь к продвижению вперед, это стимул саморазвития.

Может ли пригодиться портфолио школьника в его школьной жизни? Может ли эта папка сведений о ребенке сослужить ему реальную службу, кроме рефлексии? Может! И у меня есть тому конкретные примеры. Моя дочь, ученица 6 класса, по представленному ею портфолио в ДЮЦ получила бесплатную путевку в Артек. Она съездила в этот замечательный лагерь полгода назад, а впечатления о лагере до сих пор переполняют ее, и она мечтает снова попасть туда. А для этого всеми силами пополняет свою папку достижений новыми грамотами: участвует во всевозможных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Нужно ли говорить, какая из этого польза.

И это не единственный случай в нашей школе, когда благодаря портфолио дети смогли побывать в таких выдающихся лагерях. Замечу, что подобные лагеря набирают детей теперь именно по достижениям ребенка, а не по тому, кто сможет из родителей оплатить путевку.

Это третья причина ведения портфолио.

Это пока в разработке, но уже на сегодня достижения школьника могут принести ему пользу при поступлении в ВУЗ. Вот за что можно было в 2015 году получить дополнительные баллы при поступлении:

До 10 баллов за достижения из списка:

б) наличие аттестата о среднем общем образовании с отличием;

в) осуществление волонтерской (добровольческой) деятельности;

г) участие и результаты участия поступающих в олимпиадах и иных интеллектуальных и творческих конкурсах, физкультурных мероприятиях и спортивных мероприятиях, проводимых в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности;

Выставленная организацией высшего образования оценка за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (в случае представления поступающим указанного сочинения)

Порядок учета индивидуальных достижений при приеме на обучение по программам магистратуры устанавливается вузом самостоятельно.

Вот еще одна причина ведения папки достижений школьника.

Я предлагаю посмотреть макет порфолио, разработанный для обучающихся 5-11 класса. (Показ и комментарий шаблона портфолио)

Подведем итоги:

Портфолио - это форма выражения индивидуальности ученика, так как портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые школьником в разнообразных видах деятельности – учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Уже в среднем звене (5-9 классы) важно помочь учащимся определить сферу своих интересов, выбор которого будет желанным, где ребенок сможет проявить свои возможности, способности, и это поможет ему в дальнейшем правильно выбрать профессию.

  • самостоятельно формирует портфолио, выбирает те или иные материалы;
  • самостоятельно оценивать свои результаты;
  • самостоятельно вступает в контакт с экспертами-консультантами;
  • сам представляет себя во всей уникальности своих возможностей, достижений, образовательных и карьерных планов.
  • является консультантом и помощником, в основе деятельности которого - сотрудничество, направление поиска, просветительская деятельность, обучение основам ведения портфолио;
  • является организатором деятельности в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует учащихся о конкурсах и форумах различного рода и уровня;
  • способствует вовлечению учащихся в различные виды деятельности;
  • отслеживает индивидуальное развитие ученика;
  • является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий и классного коллектива современного метода оценивания портфолио.
  • помогают в заполнении портфолио;
  • осуществляют контроль за исполнением портфолио.

Главное не победа , главное - участие! Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен не только результат, но и сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Макогон Н.М.-МО начальных классов

Что может представлять собой “портфолио” и зачем оно нужно в начальной школе?

Общие положения

Портфолио ученика начальных классов включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.

Портфолио ученика начальных классов реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования - формирование универсальных учебных действий.

Портфолио является одним из трёх показателей, на основании которых создается итоговая оценка выпускника начальной школы и принимается решение о возможности или невозможности продолжения обучения каждого обучающегося на следующей ступени общего образования.

Портфолио позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов, лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения, а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана.

Портфолио предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.

Портфолио дополняет традиционные, контрольно-оценочные средства и позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимися в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной и других.

Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы, для подготовки карты представления ученика при переходе на вторую ступень обучения.

2. Цель и задачи портфолио

Цель портфолио: собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений, способности практически применять приобретенные знания и умения.

Портфолио способствует решению следующих педагогических задач:

- создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха;

- содействовать индивидуализации образования ученика;

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации;

- укреплять взаимодействие с семьей ученика, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка и совместной деятельности со школой;

- поддерживать высокую учебную мотивацию учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;

- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; - развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся.

3. Функции портфолио

Портфолио ученика начальных классов как способ накопления и оценки динамики его индивидуальных образовательных достижений в рамках новой системы оценивания выполняет следующие функции:

- оценочная - обеспечивает системную оценку личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;

- диагностическая - фиксирует изменения и рост за определённый период времени и позволяет сравнивать актуальные достижения ученика с его же успехами в иные периоды времени, планировать дальнейшую образовательную деятельность;

- целеполагающая - поддерживает учебные цели; - мотивационная - поощряет результаты учащихся, учителей и родителей; - содержательная - раскрывает спектр выполняемых работ;

- развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году;

- рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

4. Оформление портфолио

Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих портрета выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения его дальнейшего развития и обучения.

Период составления портфолио - 1 - 4 года (1 - 4 классы начальной школы).

Портфолио хранится в школе в течение всего пребывания ребенка в ней.

При оформлении портфолио должны соблюдаться следующие требования:

- систематичность и регулярность ведения портфолио;

- достоверность сведений, представленных в портфолио;

- аккуратность и эстетичность оформления; - разборчивость при ведении записей;

- целостность и эстетическая завершенность представленных материалов;

Процессу формирования портфолио предшествует разъяснительная работа с обучающимися и родителями в начале обучения.

Учитель раз в четверть пополняет обязательную часть портфолио (после контрольных работ), обучает ученика порядку пополнения портфолио основным набором материалов шкале.

Обучающийся оформляет Портфолио в соответствии с принятой структурой. Имеет право включать в папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность. Если какой-либо материал ученик перестанет считать своим достижением, он может в любой момент убрать его из папки, кроме результатов обязательной части.

Учет документов, входящих в портфолио, осуществляет классный руководитель, который оказывает помощь обучающемуся в процессе формирования Портфолио.

Родители (законные представители) оказывают помощь классному руководителю в руководстве самостоятельной работой обучающихся по формированию и оцениванию портфолио.

На каникулы портфолио выдается домой для доработки и знакомства родителей (законных представителей) с его содержанием.

Ответственность за организацию формирования портфолио и систематическое знакомство родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на классного руководителя.

5. Структура и содержание портфолио

Из опыта работы с портфолио

“ Портфолио” - это индивидуальный “портфель” образовательных достижений – результаты школьных, районных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы.Учебный “портфолио” в начальной школе для меня и моих детей – специальное образовательное пространство , где происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу к представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определённый отрезок времени.

Я уверена, что основное предназначение портфолио в нач. школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.Так как за отметкой, выставленной в дневнике, в журнале, невозможно разглядеть Личность ученика, его ежедневный кропотливый труд, его неисчерпаемый творческий потенциал. А портфолио становится “историей успеха”, помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося.

Основные цели и задачи ведения портфолио в нач. классах :

Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;

Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

Формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

Формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;

Приобретение навыков саморефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности;

Формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Мы уже с ребятами 3-ый год ведём свои портфолио, и каждый ребёнок в нашем классе может похвастаться своим портфолио: у каждого есть чувство гордости за свои, пусть ещё небольшие, но уже достижения. На переменах они снова просматривают свои портфолио, обмениваются друг с другом – тем самым учатся друг у друга оформлению, фантазируют, как сказать лучше, красивее. Важен здесь дух соревнования. Он не даёт погаснуть живой искре интереса ребёнка к учёбе, стремлению к приобретению знаний, желаю учиться, трудиться.Ребёнок, никогда не познавший радости труда в учении, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться.Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребёнка в том случае, если у него возникает интерес к учению.

МОЯ РОДОСЛОВНАЯ

А теперь попробуй нарисовать свою родословную. Впиши в нарисованные фигуры фамилии, имена и отчества своих родственников.

hello_html_m292ec263.jpg

Я И МОИ ДРУЗЬЯ

В давние времена, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось ДРУЖИНА. Каждого воина потом стали называть другом. Прошли века, и теперь другом называют самого верного и надёжного человека, который всегда разделит с тобой радость и горе и придёт к тебе на помощь.

Чтобы человек стал для тебя настоящим другом, он должен быть…

Как я отношусь к людям

Тебе нравятся люди, которые выполняют свои обещания, готовы прийти на помощь, дружелюбны и приветливы, умеют сделать комплимент?

Это приятно, не так ли?

А ты можешь ответить людям тем же? Это очень просто. Постарайся следить за своими поступками и эмоциями каждый день. Удаётся ли тебе быть добрым, внимательным, приветливым, весёлым, вежливым в общении?

Заполни таблицу, выбрав верные для тебя утверждения:

Почти всегда

Это случается редко

Стараюсь, но не всегда получается

Никогда не делаю этого

Приветливо здороваюсь каждое утро

Делаю комплименты

Не сквернословлю

Говорю правду в глаза

Помогаю другим

Выполняю обещания

Опаздываю куда-либо

Грублю

Ссорюсь

Обсуждаю других

Говорю неправду

Пользуюсь прозвищами вместо имени

Употребляю бранные слова

Командую другими

Мои добрые дела

Бывает, что человек прожил день, никому не сделав добра: не помог, не посочувствовал, не поддержал в беде. Этот день прошёл бесследно, потому что никто не был согрет теплом дружеского участия. Каждое доброе дело, совершённое тобой по отношению к друзьям, учителям, соседям, одноклассникам, — это появившаяся на небосклоне звезда, которую ты зажёг сам. Чем больше звёзд - добрых дел в твоей копилке, тем ты богаче душой и щедрее сердцем. Впиши свои добрые дела в контуры звёздочек:

hello_html_m244c4e7a.jpg

Мои жизненные принципы

Жизнь — это выбор . Иногда ты даже не замечаешь, что тебе приходится его делать: как поступить в данном конкретном случае, что любить, чего не принимать, кому подражать, каким быть.

Подумай над тем, что записано в левой колонке таблицы, и постарайся заполнить правую.

Мои жизненные принципы и правила поведения

Почему я так поступаю

Я — добросовестный дежурный

Я бережно отношусь к мебели в классе

Я не бросаю мусор на улицах и в школе

Я не нарушаю дисциплину на уроках

Я не унижаю других

Я ценю дружбу

Я помогаю другим

Я бережно отношусь к природе

Я умею ухаживать за домашними животными

Я занимаюсь спортом

МОИ ДОСТИЖЕНИЯ

Достижения — это положительный результат каких-либо усилий , УСПЕХ!

Читайте также: