Нужно ли патриотическое воспитание в школе

Обновлено: 05.07.2024

Патриотическое воспитание в школе: почему, как и зачем

Уроки патриотизма: как воспитывают в детях любовь к Родине?

Ведется работа и в области экологической, этнографической и краеведческой грамотности школьников. Темы, связанные с данными направлениями, востребованы в рамках проектной деятельности старшеклассников.

В планы по гражданско-патриотическому воспитанию школы включены мероприятия различных форматов:

  • викторины;
  • конкурсы;
  • фестивали;
  • семинары;
  • круглые столы.

Это разнообразие позволяет заинтересовать и, соответственно, воспитать как можно больше учащихся.

В тренде ура-патриоты?

К сожалению, имеют место и перегибы. Возможность конструировать собственные программы патриотического воспитания в школе часто приводит к тому, что в эти программы без разбора засовывают всё.

Патриотическое воспитание превращается в обряд, который потерял смысл, его наполнявший. Мы напоминаем игрушечных зайцев-барабанщиков со сломанным барабаном: стучим изо всех сил, а результата нет.

Из года в год увеличивается количество участников Географического, Этнографического и прочих общероссийских диктантов. Но это не доказывает популярность таких мероприятий. Их просто сделали обязательными, требуя определённое количество школьников от каждой учебной организации. А интересы самих учащихся уже не важны.

Работа школы так или иначе направлена на патриотическое воспитание её учеников. Но преувеличение, выпячивание данного элемента, его доминирование над обучением — ошибка.

Патриотическое воспитание в школе: мнения педагогов, родителей, школьников

Учителя о патриотическом воспитании в школе

Я отказываюсь участвовать в этом обмане. На уроках и классных часах мы с детьми говорим о семье, о ценности человеческих отношений. Как могу я их учить быть патриотами страны, в которой правительство обманывает свой народ?! Я, человек с опытом, не в силах разобраться, где правда — а что говорить о детях? Любить свою страну нужно, но сначала нужно хотя бы порядок в ней навести.

Ольга, учитель русского языка, о лицемерии в вопросе патриотического воспитания

Родители о патриотическом воспитании в школе

Я не против патриотического воспитания. Особенно если вернутся движения пионеров, тимуровцы. Мне кажется, детям это понравится. Тем более родители им сейчас не особо авторитет. А школа всё-таки организация, у учителей в глазах учеников всегда вес есть.

Ксения, родитель

Задача школы — учить. Точка. А воспитывать должны родители. Если ребёнок вырос и предал Родину — это вина его родителей, плохо воспитали. Как только в школах введут предмет по патриотическому воспитанию, учителя взвоют и сбегут из школ. На них и так много чего лишнего понавешано.

Илья, родитель

Дети о патриотическом воспитании в школе

Если вместо уроков будут концерты или классные часы, я согласен. А на какую тему, мне всё равно.

Владимир, 6 класс

Патриотическое воспитание в школе: мое мнение

В заключение хочется отметить следующее: мы, вспыхивая в патриотическом порыве, привязываем георгиевскую ленточку ко всему подряд — и забываем про неё до тех пор, пока этот символ Победы не обтреплется до состояния неопознанной тряпочки. А ведь любовь к Родине должна быть постоянной — и строиться на уважении.

Воспитывать патриотов — важная задача. Но решать её не должна только школа. И подходить к этому вопросу следует с максимальным тактом.


В наши дни патриотическому воспитанию в школах уделяется пристальное внимание. С самого раннего возраста детям прививают любовь и уважение к своей родине, национальной истории и культуре. Что же делается для этого?

Помимо общего интеллектуального развития учеников, расширения кругозора и получения базовых знаний из различных отраслей науки, не меньшее внимание в школах традиционно уделяется вопросам их социально-гражданского и духовного развития. Это чрезвычайно важно, ведь понятия достоинства личности и чувства любви к своей Родине, осознания ее величия и могущества, неизменно связаны между собой. Кроме того, те дети, которые получили достойное патриотическое образование, уже будучи взрослыми, понимают, что именно от них зависит дальнейшая судьба родного государства.

Что такое патриотизм?

По своей сути, настоящий патриотизм всегда гуманистичен. Он самым непосредственным образом связан с культурой межнациональных отношений и, так или иначе, предполагает уважение к другим странам и народам, их традициям и обычаям, национальным ценностям и культурно-историческому наследию. Обращаясь к вопросам патриотического образования в школах, это очень важно помнить.

Понятие патриотизма чрезвычайно многогранно и включает в себя множество аспектов. Прежде всего, это, разумеется, чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос. Очень важным фактором является уважение и любовь к собственному языку. Каждый человек, приближающийся к моменту вступления во взрослую жизнь, должен осознавать свой долг перед Родиной, быть готовым отстаивать ее честь и достоинство, независимость и свободу в любых обстоятельствах.

Конечно же, патриотизм всегда предполагает гордость за народ своей страны, символы государства, культурные и социальные достижения, богатое историческое прошлое, традиции и обычаи народа. Укрепление могущества и расцвет Родины становится возможным только в том случае, если каждый человек ощущает ответственность за ее будущее и стремится сделать свой посильный вклад, посвятить собственный труд и способности этой цели. И, разумеется, немыслимо представить себе настоящего патриота, которому были бы чужды общечеловеческие ценности, гуманизм и искреннее милосердие.


Целесообразность патриотического образования в школах сейчас ни у кого не вызывает сомнений, ведь патриотизм не ограничивается одной лишь слепой любовью к своему государству – это целый комплекс позитивных человеческих качеств, который в будущем поможет добиться определенных высот на выбранной им стезе и стать по-настоящему достойным человеком и гражданином. И, разумеется, гармоничное развитие и воспитание ребенка нельзя представить без патриотического образования.

Какие направления должны рассматриваться в рамках патриотического образования?

Патриотическое образование школьников имеет огромное знание для государства, ведь именно от детей, которые через несколько лет станут полноправными гражданами страны, во многом зависит ее будущее. А потому классные часы, уроки и дополнительные мероприятия, которые проводятся в школах, должны затрагивать все направления:

Духовно-нравственное

Не меньшее значение также уделяется уважению к собственной семье, родителям и семейным традициям, ведь гармоничная любящая семья – это ячейка высоконравственного, успешного и процветающего общества. Именно в школе закладывается фундамент для социальной активности, которая направлена на служение интересам Родине. Здесь же дети осознают всю важность честного труда, учатся воспринимать его как главный ключ к достижению успеха в жизни.

Также в рамках духовно-нравственного воспитания ученики должны получить положительное отношение к здоровому способу жизни, приобрести активную позицию в тех вопросах, которые касаются их здоровья. И, разумеется, получить полное представление о тех асоциальных явлениях, что подрывают физическое и духовное здоровье отдельных людей и нации в целом, научиться ограждать от них себя и своих близких.


Гражданско-правовое

Это направление обязательно предполагает изучение сложившейся государственной системы, осознание значения Конституции государства, государственной символики и гимна. Поэтапно ученики должны все лучше разбираться в правах граждан, а также в полной мере понимать тот факт, что тот, кто имеет права, всегда имеет и определенные обязанности.

Здесь же закладывается глубочайшее понимание гражданского долга, осознание ценности суверенитета, целостности и независимости того государства, где они живут, национальных интересов страны. Пристальное внимание также уделяется формированию культуры правовых отношений, тому, чтобы юные граждане всегда стремились к соблюдению прописанных в законодательстве норм. Многие из этих целей достигаются путем формирования реально действующего самоуправления в школах.

Военно-патриотическое

Военно-патриотическое направление является одним из самых сложных, но, в то же время, наиболее важных в общей системе ценностей. Оно неизменно включает в себя изучение военной истории, знание трудовых и боевых подвигов жителей области и государства в годы Великой Отечественной войны, Дней воинской славы и т.д. В школах закладывается основа для сохранения существующих воинских традиций и связи старших и подрастающих поколений защитников Родины.

Часто для учеников устраиваются встречи с ветеранами труда и войны, участниками антитеррористических актов и локальных военных конфликтов – живые примеры заставляют по-настоящему гордиться своим наследием и способствуют приобретению готовности к выполнению своего воинского долга.

Культурно-историческое


Часто в рамках культурно-исторического образования школьники привлекаются к работам, направленным на сохранение важных памятников трудовой и боевой славы. И здесь же закладывается фундамент для развития чувства национальной гордости, самосознания и, что не менее важно, — умения жить в мире и гармонии с людьми иных культур, религий и языков.

Мероприятия

Патриотическое воспитание учащихся ни в коем случае нельзя оставлять на уровне получения теоретических знаний. Ведь именно во время разнообразных мероприятий ребенок впервые ощущает себя настоящим гражданином своей страны, который может и желает принести ей реальную пользу. Существует множество программных мероприятий, которые способствуют укоренению патриотических чувств и осознания своего гражданского долга у представителей подрастающего поколения.

Прежде всего, это, конечно же, проведение памятных дней. День Победы, День защитников Отечества, День вывода войск из Афганистана – еще со школьных лет дети должны знать, в честь чего проводятся подобные мероприятия, гордиться бессмертными подвигами своего народа и понимать, как важно сохранить память о них для своих потомков.


Невозможно представить себе процесс патриотического воспитания без изучения родного края. Экскурсии в различные музеи области, туристические поездки и походы, изучение истории Родины и родного края, фольклорного наследия, богатства природы – все это очень интересно пытливому детскому уму, а также позволяет школьникам с ранних лет понимать, что их Родина – лучшее место на земле, что можно по-настоящему гордиться тем, что ты родился именно здесь. Часто администрация школ организовывает мероприятия по благоустройству территории школы, уходу за памятниками города.

Наконец, еще один интереснейший тип мероприятий – это разнообразные конкурсы. К примеру, это может быть конкурс чтецов, конкурс патриотической песни, конкурс сочинений, посвященных подвигам защитников Отечества или конкурс рисунков – практически всегда найдутся дети, желающие проявить свои таланты в подобных мероприятиях.

Роль семьи в патриотическом воспитании

Кто-то из родителей, возможно, предложит своему чаду посмотреть интересный документальный фильм об исторических событиях, кто-то – покажет, как много радости можно получить, поделившись одеждой или другими вещами с детьми-сиротами и инвалидами. Все эти маленькие шажочки на пути к формированию великой личности имеют огромное значение.

Патриотическое образование детей должно происходить как в школе, так и за ее стенами, в кругу семьи. Только в таком случае ребенок сможет осознать его значимость и перенять важнейшие нравственные, культурные и гражданские ценности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Необходимость патриотического воспитания школьников, как основы формирования личности.

Ю. Н. Красничкина

Вахитовского района г. Казани

Воспитание патриотизма - важнейшая задача современной школы. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Патриотизм – это когда вы считаете, что эта страна лучше всех остальных оттого, что вы здесь родились.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине.

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы (Солженицын 1996).

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.

Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Направленности патриотического воспитания

Материализм продолжает все больше довлеть над обществом и человеком, вытесняя важнейшие проблемы воспитания, что приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма школьников на уроках музыки, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т.д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.

Начиная с первого класса, в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты. Музыкальный фольклор представлен в учебно-методическом комплекте как синкретичный вид искусства, который тесно переплетается с жизнью, бытом, народными традициями. Поэтому жанры песенного и инструментального народного творчества, праздники русского народа рассматриваются в широком жизненном контексте, в тесной связи с историей, природой, жизнью русского человека.

На уроках музыки главное пробудить в детях интерес к народной, родной музыке, к музыкальным занятиям. Развить уже имеющийся у них жизненно-музыкальный опыт, увлечь, используя доступный материал, знакомясь с народными традициями, обычаями, праздниками, приобщить к ценностям народного творчества, так как в нём воплощение не просто прошлого культуры, но и нравственные свойства и способности человеческой души.

Задачами патриотического воспитания школьников на уроках в музыкальной школе являются:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: рассказы о культуре, традициях своего народа. Живя в Татарстане обращаться к культуре татарского народа. В исполнительский репертуар юного музыканта включать обязательно произведения татарских композиторов,

2. Воспитание у школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Тем более для творческих детей эта задача совсем не сложна: музыкальные дети более чуткие и отзывчивые.

Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.

3. Включение детей в практическую деятельность, в данном случае в концертную практику. Я, как концертмейстер младшего хора, часто принимаю участие с детьми в концертах перед делегациями из разных стран, демонстрируя культурные традиции Татарстана, в концертах для ветеранов Великой Отечественной Войны.

4. Включение в концертный репертуар юных музыкантов произведения военных лет, как дань памяти этой важнейшей страницы в истории нашей страны.

5. Обращение к народному творчеству, фольклору: изучение русских и татарских народных песен. На уроках фортепиано часто обращаемся к обработкам народных песен.

На мой взгляд, патриотическое воспитание должно строиться с учётом трёх основных задач:

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

1. Духoвнo-нрaвcтвeннoe вocпитaниe – фoрмирoвaниe пoнимaния личнocтью знaчимocти выcoких идeaлoв и цeннocтeй, вaжных для oбщecтвa прoцeccoв и явлeний жизни. Спocoбнocть рукoвoдcтвoвaтьcя этими принципaми в рeaльнoй жизни. Этo тaкжe выcoкaя культурa и oбрaзoвaннocть, фoрмирoвaниe этичecких выcoкoнрaвcтвeнных нoрм пoвeдeния.[4]

2. Фoрмирoвaниe иcтoричecкoгo caмocoзнaния – изучeниe cвoих кoрнeй, нeпoвтoримocти cвoeй cтрaны, ee cудьбы, oщущeниe нeрaзрывнoй cвязи c нeй, чувcтвo гoрдocти зa coпричacтнocть к вeликим дeлaм, oтвeтcтвeннocти зa прoиcхoдящee в oбщecтвe и гocудaрcтвe ceгoдня. Этo вcя мнoгoвeкoвaя иcтoрия Рoccии, ocoзнaниe ee мecтa и рoли в мирoвoм иcтoричecкoм прoцecce, пoнимaниe ocoбeннocтeй мeнтaлитeтa, oбычaeв, нрaвoв, вeрoвaний и трaдиций нaших нaрoдoв, прeклoнeниe пeрeд гeрoичecким прoшлым, бoрьбoй зa нeзaвиcимocть и caмocтoятeльнocть cтрaны.[3]

3. Интeрнaциoнaльнoe вocпитaниe – фoрмирoвaниe в coзнaнии вaжнeйших духoвнo-нрaвcтвeнных и культурнo-иcтoричecких цeннocтeй, являющихcя рeзультaтoм рaзвития нaшeгo oбщecтвa и гocудaрcтвa, вocпитaниe гoрдocти зa принaдлeжнocть к вeликoму нaрoду, к eгo cвeршeниям, иcпытaниям и труднocтям. Пoчтeниe к нaциoнaльным cвятыням и cимвoлaм. Прoпaгaндa интeрнaциoнaлизмa, мирнoгo cocущecтвoвaния, дружбы нaрoдoв.

Тaким oбрaзoм, нa ocнoвaнии вышeизлoжeннoгo, нрaвcтвeннo-пaтриoтичecкoe вocпитaниe мoжнo oхaрaктeризoвaть cлeдующим oбрaзoм: этo прoцecc фoрмирoвaния личнocти, кoтoрaя дoлжнa oблaдaть выcoкими нрaвcтвeнными кaчecтвaми, принципaми, идeaлaми. В тoм чиcлe тaкими пoнятиями кaк пoльзa для oбщecтвa, нaрoдa, cтрaны, oщущaющaя прeeмcтвeннocть, гeнeтичecкую cвязь c прeдкaми и рoднoй культурoй и в тo жe врeмя в cилу cвoих мoрaльных кaчecтв увaжaющaя культуру и язык, нрaвы и oбычaи, трaдиции и cвятыни других нaрoдoв.

В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, большое значение приобретает патриотическое воспитание школьников. Школа вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии.

Идеологической основой патриотического воспитания в современной школе являются духовно-нравственные ценности нации. Сущность патриотического воспитания в современных условиях может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, основанного на гуманистических духовных ценностях своего народа.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, с помощью которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина

Уроки эстетического цикла, и музыкальные уроки в частности, имеют большое воздействие на подсознание (на эмоциональном уровне). Средства музыкальной выразительности комплексно воспитывают ребят: и на уровне сознания (понимания), и на уровне эмоций и чувств. Подбор соответствующего репертуара (отечественных, зарубежных композиторов, образцов народной музыки), воспитывающего в ребенке любовь к родным местам, к людям, чувство гордости за историю страны, ее лучших представителей, оптимистическая вера в свои силы и в светлое будущее страны и своего народа.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других.[5]

Список использованной литературы:

2. Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М.: Айрис-пресс, 2002.

5. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. - 2005. - № 8. - С. 17.

Понятие гражданско-патриотического воспитания в России закрепили на высшем уровне — и вот что об этом думают учителя.

В начале июля министерство юстиции зарегистрировало новые федеральные государственные стандарты (ФГОС) начального и основного общего образования. Эти документы содержат обязательные требования для школ: на их основе составляют образовательные программы, пишут учебники и готовят задания для государственной аттестации — ОГЭ и ЕГЭ.

  • осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
  • проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры России, своего края, народов страны;
  • ценностное отношение к достижениям своей Родины — к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям;
  • уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам традициям разных народов, проживающих в стране.

В предыдущем варианте ФГОСа гражданско-патриотическое воспитание не выделялось в отдельные пункты и даже прямо так не называлось, а кратко описывались результаты освоения школьной программы. К ним относились: воспитание гражданской идентичности (патриотизма и уважения к отечеству), осознание этнической принадлежности и культуры своего народа, понимание ценностей российского общества и воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Я скорее поддерживаю [гражданско-патриотическое воспитание]: школа — это огромный механизм, через который проходят миллионы детей. Просто необходимо иметь что-то, что даёт им чувство общей принадлежности. Это очень циничный поход, но я думаю, что школа неизбежно будет вбивать в людей какую-то общую идею и лучше, если она будет гражданско-патриотической.

Мне иногда кажется, что это попытки восстановить систему воспитания СССР, но они настолько уродливы, что делают только хуже. В Союзе была общая идея, к которой стремилось общество, а сейчас её нет, к чему идёт общество и страна непонятно, вокруг клоуны и видимость сильного государства. Сложно воспитать патриота в условиях, когда говорят одно, а в жизни другое.

Пару лет назад, 5 декабря, на четвёртом уроке нас всех выгнали в коридоры, где мы должны были спеть гимн Москвы. А 9 мая и 22 июня школьники и учителя выкладывали в соцсетях посты, посвящённые герою войны. Ссылки на них классные руководители обязывались отослать своим ученикам и их родителям, чтобы те поставили лайк и возложили виртуальные цветы.

Педагоги недовольны и тем, что в навязываемых мероприятиях нет никакой логики. По словам одной из учительниц, с детьми, которые ещё не проходили Вторую Мировую войну, заставляют говорить о ней, то же самое происходит с темой прав человека.

Детей тащат везде, а потом говорят, что они безынициативные или не хотят ни в чём участвовать. А как участвовать, если ты не понимаешь, о чём идёт речь? Конечно, есть такие, кто много читает, эрудирован, есть лидеры сами по себе, они справляются с любой работой и прут как танки, лишь бы быть участником событий. Но таких не много.

Меня вообще всегда напрягает определение патриотизма, что значит готовность на подвиг? А если я не готова отдать жизнь? Значит, я не люблю Родину? Может быть, воспитывать тех, кто знает о своей Родине? Кто любит и уважает свои корни, свою малую Родину? Начать с малого: не требовать от детей ходить строем и кричать на каждом углу, как они любят Россию. А просто научить их чувствовать и любить.

Читайте также: