Нужен ли образовательный стандарт отечественной школе

Обновлено: 07.07.2024

Образовательный стандарт. Что нужно знать родителям? По материалам газеты "Комсомольская правда".

ВложениеРазмер
obrazovatelnyy_standart.docx 18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный стандарт: что нужно знать родителям

ЗАЧЕМ НУЖНЫ СТАНДАРТЫ?

- Галина Васильевна, что же такое - стандарты в образовании? Это какой-то минимум, хуже которого учить нельзя?

- Стандарт - это, скорее, образец, мерило, некий стержень или база. Во-первых, он нужен, чтобы гарантировать качество образования. Чтобы гражданин в любой точке страны мог получить единые базовые основы образования. Чтобы в случае переезда он мог продолжить получать образование, не выбиваясь из процесса. Во-вторых, стандарт в образовании - это основа для продвижения с уровня на уровень. Освоил стандарт начальной школы - продвигаешься на вторую ступень, затем на третью, с третьей - в учреждения профессионального образования. Есть и формальная сторона - освоение образовательного стандарта – залог того, что человек получит документ государственного образца. Родителям важно, чтобы ребенок получил качественное образование. А мерилом этого качества и является государственный стандарт.

- Могут ли родители где-то ознакомиться с ФГОС?

- Могут, но зачем? Конечно, он есть в свободном доступе, но это большой и довольно сложный документ, адресованный ученым-методистам, на федеральном уровне разрабатывающим примерные образовательные программы, на основе которых школы составляют свои программы. То есть мы имеем некую вертикаль: стандарт - примерная программа – программа школы. Вот в составлении программы своей школы родители и могут поучаствовать, законом им дано такое право. Так что родителям полезнее ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к школьной программе.

- В советское время учились без всяких стандартов, и качество образования было на высоте: наука развивалась, промышленность, в космос летали.

- И что это за требования?

- Требования - ключевое понятие в стандарте, его суть. Это требования к структуре образовательной программы, к условиям ее реализации и к результату. То есть стандарт триедин: программа - условия - результат. Прежде чем мы потребуем от ученика результат, мы должны создать условия. Они включают в себя требования к безопасности в учреждении, к оснащению кабинетов, сохранению здоровья детей, организации питания, обеспечению учебниками и т. д. В каждом детсаду, школе, техникуме или вузе стандарт устанавливает набор таких обязательных условий.

Второй блок - требования стандарта к той образовательной программе, которую на основе примерной разрабатывает для себя каждая школа. Эти требования определяют содержание программы, ее структуру. Так, в ней обязательно должна быть определена цель и приведен перечень программ и учебников по каждому предмету для всех ступеней.

В программе также должна быть заложена система оценивания: родителям должно быть понятно, как их детей будут оценивать. Систем оценивания сейчас много: безотметочная в первом классе, стобалльная и традиционная пятибалльная, зачеты, портфолио, рейтинги и т. д.

РОДИТЕЛИ, БУДЬТЕ АКТИВНЕЕ!

- Могут ли родители дополнять стандарт или изменять его?

- Сам стандарт - нет, а программу своего учебного заведения - да. В программе есть обязательный перечень предметов и требования к ним, которые трогать нельзя. А есть вариативная часть, она составляется с учетом мнения родителей, которые могут высказать пожелания по изучению, скажем, дополнительного иностранного языка или, например, спецкурса по проектированию, информатике и т. д. И школа обязана учесть их мнение.

- Слышала, что по новым стандартам кроме обязательных уроков вводятся дополнительные, по желанию родителей, но тоже бесплатные. Это так?

- Да, система внеурочной деятельности - это часть нового ФГОС, очень ценная его особенность. Внеурочная деятельность школы, став частью стандарта, обеспечивается бюджетом. Обучение детей имеет определенные цели, так вот реализация этих целей осуществляется как на уроке, так и за его рамками. То есть какие-то занятия могут проходить вне школы, в форме, например, экскурсии и могут быть вынесены на выходной день.

- А если я захочу, чтобы мой ребенок внеурочно изучал испанский, а другая мама решит, что ее сыну нужна картография?

- Каждая школа, исходя из своих возможностей, формирует перечень форм внеурочной деятельности, которые может предложить на выбор. Родители должны выбирать из этого списка. Предметы за его рамками - это уже платные услуги.

НА ПУТИ К НОВЫМ СТАНДАРТАМ

- Как вы оцениваете условия реализации стандарта в наших школах?

- Учитывая результаты ЕГЭ, итоговой аттестации в 9-х классах и результаты наших проверок, можно сказать, что базовые условия созданы. Но надо двигаться дальше, условия в современной школе должны отличаться от тех, что удовлетворяли нас 10 - 15 лет назад.

Отмечу такой негативный момент. Многие наши педагоги пассивны в формировании заказов на современное оборудование. Дадут - хорошо, не дадут - и ладно. Думаю, долгие годы безденежья в отрасли приучили их быть излишне скромными в желаниях. Но ситуация сейчас другая: финансирование учебных учреждений позволяет им многое. Стандарт включает в себя требования к условиям, то есть перечень того, что должно быть в школе для уроков по предметам: разное оборудование, электронные таблицы, информационные ресурсы и т. д. Нельзя изучать физику, химию или биологию только теоретически. Обязательно нужны опыты! Да, условия должны создать директор школы и учредитель, но и педагог должен быть активным, требовательным и инициативным.

- А как в связи с введением ФГОС изменились требования к результату в образовании?

- Говорят, что и в детсадах будут вводить стандарты. Зачем? Ведь это не обязательное образование.

- Дошкольное образование - первый этап в системе непрерывного образования, теперь это уровень образования, на котором формируются очень важные качества личности. Требования к этому уровню (стандарт) - это ориентир для педагогов и родителей, совместно воспитывающих и развивающих ребенка.

- Где им об этом узнать?

- В самих учреждениях образования и на их сайтах. По закону учреждения обязаны ежегодно предъявлять результаты самообследования.

- А училища и техникумы какими стандартами руководствуются?

- У них свои стандарты начального и среднего профессионального образования. Если же училище или техникум ведет прием на базе 9 классов, там реализуются и стандарты общего образования.

- В школе родители могут участвовать в разработке программы, а в техникуме или училище?

- Тоже могут. Но здесь соавторами программ становятся и будущие работодатели ребят, предприятия, заинтересованные в хорошо подготовленных специалистах.

- Будут ли вводиться стандарты в учреждениях дополнительного образования детей?

- Предполагается, что и к их программам будут предъявлены федеральные требования.

- А стандарт для лицея или гимназии чем-то отличается от школьного?

- В чем главная ценность введения ФГОС для родителей и детей?

- Стандарты с новыми требованиями к условиям и результатам. Опираясь на них сейчас создается современная образовательная среда, в которой у детей появится больше возможностей получить качественное образование. Учреждения образования обязаны обеспечивать не только предметные, но и иные результаты, позволяющие ребенку вырасти активным, любознательным и успешным человеком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви.

Презентация "Зачем нужно тире?"

подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?

В материале рассматриваются мифы о психологах и дается объективня информация о специалистах-психологах.

Информация для учащихся. Зачем нужны психологи и кто они такие?

В материале рассматриваются мифы о психологах-профессионалах.

Презентация "Зачем нужна экономика"

Презентация к уроку экономики 7 класс по учебнику Липсиц "История и современная организация хозяйственной деятельности".

Групповой проект "Зачем нужны проценты?"

Проект "Зачем нужны проценты?" группы учащихся 8 класса был представлен созданными ими презентациями. Причина, побудившая к созданию этой работы - желание ребят лучше усвои.

зачем нужно изучать французский язык?

В данном материале речь идет о причинах и мотивах ..к изучению французского языка.Мне не хотелось бы передавать содержание даной публикации,предлагаю вам, друзья ,прочесть и высказать свое .

Скажите честно: сколь часто думаете вы о стандартах, тех самых образовательных? Начистоту скажите: размышляете ли в часы праздности или в потоке будничных дел о тексте-регуляторе содержания школьного образования? И положа руку на сердце, подтвердите, что проникают его идеи, его буква, дух его нормы в вашу каждодневность? Будь вы учитель, случись вам быть директором, исследователем, владельцем бизнеса или даже вне профессиональных статусов – родителем или самим ребенком. Что значит и что есть для вас стандарт?

И, осматриваясь с приступки таких вопросов, невольно погружаешься в размышления о том, какова природа, нутро и назначение его. Как должна быть устроена механика власти стандарта. И должна ли быть сохранена эта власть или, напротив, сама идея его утратила смысл и может быть теперь кардинально пересмотрена.

Такой вопрос о пересмотре самой идеи стандарта можно взять в размышления за точку ноль и, вглядываясь в линии, приведшие сюда, прочертить направления на будущее. Чем был и что есть стандарт в этой точке ноль.

Образовательный стандарт – инструмент политики

Не странно предположить, что одним из владельцев стандарта – возможно, самым первым из всех – было государство. Образование – фундаментальная сфера для политики. Не потому, что как-то связано с фундаментальными исследованиями, но потому, что создает устойчивость. Есть в международной риторике слово sustainability – такая стабильность в сейчас, которая создает развитие в будущем. Вот именно эту динамическую устойчивость и производит образование. Или не производит, если настроено неточно. Отсюда и необходимость настройки механизма для точного производства. Так возникает идея стандарта как регламента сопровождения системы. Звучит, мягко говоря, архаично, но в реальной жизни часто можно видеть такое понимание. Заходы к детализированному национальному стандарту, стандарту-инструкции, ведь именно об этом.

Образовательный стандарт – общественные гарантии

Другой владелец содержания школьного образования – общество, все люди, взятые как один коллективный индивид. Такой общественный индивид нанимает государство, доверяет ему свое развитие, свою безопасность, заботу о своем комфорте. И в этой логике становится налогоплательщиком, отдающим часть себя, своей жизни, времени, выраженной в деньгах за это доверие. В момент такой сделки общество просит у государства гарантии, просит зафиксировать свои желания и что государство обязуется делать для их выполнения. Так и возникает стандарт, задающий те самые обязательства и гарантии.

Образовательный стандарт – коллективные представления

Есть и еще владельцы стандарта – те, кто погружен в саму пучину вопроса содержания образования – исследователи, эксперты, да и просто заинтересованные граждане. Те, кто имеет позицию о том, чему следует учить. Среди мыслящих людей нет большей радости, чем споры, не негативной, но по-настоящему хорошей коннотации интеллектуального противостояния. Однако интеллектуальные неразрешенности становятся настоящей головной болью для практиков. Так и приходится искать точки интеграции, схождения и договора.

Стандарт становится решением, он задает структуру и формулировки для экспертной договоренности. Пускай неполной и не навсегда, но все же дающей временное перемирие умов.

Такие герменевтические грани стандарта имеют проекцию не только на национальный уровень, но и на уровень школы и даже отдельного класса, отдельного ребенка. Школьный куррикулум (ООП) и рабочая программа учителя могут обернуться и инструментом порядка, регламентом, могут быть гарантией родителя и детям, а могут стать способом договориться о содержании образования.

Однако нужен ли стандарт в любом из этих воплощений теперь? Давайте смотреть.

Как политический инструмент: чувствуют ли школы и учителя за текстом стандарта государственные цели развития и стабильности? А если еще жестче спросить – заложены ли и вправду понятные и ясные цели в стандарты? В международной практике в самых лучших кейсах мы можем искать такие цели в моделях компетентностей. Например, финский стандарт определили семь таких сквозных моделей. Но ведь проблема глубже – не в том, предъявлена или нет модель компетентностей или умений, а в том, что и сама такая модель способна ли отразить и хоть сколько-нибудь долго быть воплощением целей той самой sustainability? Неподвластный прогнозам VUCA-мир сам посыл такой устойчивости ставит под сомнение.

Пример совсем на слуху: за пару месяцев неожиданный вирус меняет цели и приоритеты системы, и у стандарта нет времени угнаться за переменами.

Как общественные гарантии: способно ли общество сформировать понятный запрос на образование, умения, ценности, знания, которые будут продуктивны через десять или пятнадцать лет? Могут ли граждане, в большей части взрослые, оснащенные лишь личным опытом разной степени удачности, сказать, чему следует учить? Основой для суждений становится обывательское представление (нисколько не плохое, но лишь основанное на обыденном опыте, а не научном знании, исследованиях, данных). Разговор не только о содержательной компетентности, хотя и о ней тоже (не определяют ведь граждане содержание работы больниц). Разговор масштабнее: можно ли увидеть перспективно, лишь имея опыт своего прошлого, достаточно ли фиксации желаний и представлений, чтобы сделать по-настоящему продуктивную школу.

Как коллективное представление: не становится ли в реальности интеграция мнений компромиссом, когда уступки и договоренности организованы не смыслами, а тем, как умело одни убеждают других? Кто побеждает в такой интеграции – ораторы или мыслители? Эксперты не всегда действуют объективно, что делает необъективными и их договоренности. И если погружаться сильнее в размышления, то нужна ли единая интеграция или палитра практик и позиций не менее продуктивна? Авторские школы конца прошлого века были именно такой палитрой, и не стали ли они катализаторами многих перемен и полезных идей?

Сомнения полезны. Их надо держать в себе, не изгонять. Стандарт в прежних смыслах своих потерял уверенность, и должен ли он остаться? Будут ли ощутимые потери, если его не станет? Родители, учителя, дети, общество с его коллективным индивидом – что потеряют они и почувствуют ли утрату, если не станет стандарта? Да, предугадываю легкий контраргумент про единые экзамены. Идею стандарта сильно поддерживает идея единого экзамена. Но ведь и его прочность пошатнулась. Буквально власть его ослабла. На днях в США, где власть итоговых школьных экзаменов (SAT) при приеме в университеты была велика, университеты отказываются от приема на их основании.

И еще – во всех тех гранях стандарта было мало роли самого ребенка. Ведь самого учащегося будет нелегко представить тем, кто придумывает и просит себе стандарт. Да и весь разговор про персонализацию будто имеет внутреннее напряжение к идее стандартизации, противится ей. Нужен ли стандарт ребенку, человеку, нужен ли стандарт для развития потенциала? Возможно, привычные институции требуют усомневания – школа, урок, домашнее задание, оценка, стандарт – вся механика образования.

Вот и обоснован во всей прямоте вопрос – а нужен ли стандарт? И теперь, говоря начистоту, положа руку на сердце, есть повод подумать о тексте-регуляторе, его норме и будущем.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все мы когда-то ходили в школу, но вот термин ФГОС, который к современной школе –интернат имеет самое прямое отношение, знаком далеко не каждому.

Что такое ФГОС?

Аббревиатура ФГОС означает Федеральный государственный стандарт образования. ФГОС представляет собой совокупность требований, предъявляемых к деятельности учреждений общего и профессионального образования. ФГОС имеет силу закона и должен соблюдаться всеми без исключения образовательными учреждениями.

Зачем нужен стандарт образования?

Единые стандарты образования есть далеко не во всех, даже развитых странах. На Западе долгое время родители сами решали вопрос, в какое учебное заведение отдать ребенка (а программы у разных школ были разные). А в школе дети сами решали, какие предметы им изучать, а какие нет. Возможно, это и служило причиной низкой эрудиции выпускников западных школ.

Также образовательные стандарты обеспечивают преемственность между ступенями обучения. Окончив одну ступень, выпускник должен быть подготовлен к поступлению на другую.

  • ФГОС общего образования для воспитанников с ОВЗ собой совокупность требований, обязательных при реализации адаптированной основной образовательной программы общего образования учащихся с умственной отсталостью образовательными организациями, имеющими государственную аккредитацию.

Стандарт включает в себя требования к:

-структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

-условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

-результатам освоения основных образовательных программ

Особенности современного ФГОС в России

Современный ФГОС называют стандартом второго поколения. Его начали разрабатывать с 2009 года. В чем суть ФГОС? По сравнению со стандартами первого поколения в новом стандарте много радикальных изменений. Старые стандарты предъявляли только требования к минимуму знаний и умений, которые учащиеся должны усвоить в школе, и требования к максимуму учебной нагрузки.

ФГОС второго поколения состоит из трех частей:

  1. Требования к результатам освоения образовательной программы. Причем акцент здесь делается не на сумме знаний и умений, а на усвоении так называемых универсальных учебных умений, то есть умений самостоятельно добывать необходимую информацию, пользуясь современными технологиями и вступая во взаимодействие с другими людьми. Также в стандарте сформулированы предполагаемые результаты обучения по конкретным образовательным областям и описаны качества, которые должны быть сформированы у выпускников (любовь к Родине, уважение к закону, толерантность, стремление к здоровому образу жизни и т. д.).
  2. Большое внимание уделяется внеурочной деятельности в форме кружков, студий, олимпиад и т. д.
  3. Требования к условиям реализации образовательной программы. Прописаны требования к финансированию образования, профессиональному уровню и компетентности педагогических кадров, а также к материально-технической базе школы-интернат

Чем вызвана необходимость в изменениях, которые предстоит всем нам пережить уже в ближайшее время, какова их цель? Что будет другим в школе -интернат после того, как введут ФГОС?

В нашей стране была принята Стратегия развития государства до 2020 года, главная цель которой обеспечить новое качество жизни для всех жителей России. Запросы общества, проблемы, стоящие перед государством по реализации стратегии 2020, ставят новые цели перед образованием: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося.

ФГОС НОО выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.

Следовательно, другими в новой школе будут образовательные программы, условия, в которых станут обучаться дети, а также других результатов освоения образовательной программы ожидают от учеников. Каждая школа-интернат, имеющая государственную аккредитацию, пишет свою Основную образовательную программу. Школа-интернат являясь учреждением с углубленным изучением отдельных предметов, составит программу, которая определяет содержание и организацию образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, и предметных результатов. Новые формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.

Стандарт предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Во внеурочную деятельность могут входить: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д. Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.


Ни для кого не секрет, что сейчас школы учат детей не только по разным учебникам, но и образовательные программы у них могут кардинально различаться. Где-то, например, десятичные дроби проходят в пятом классе, а обыкновенные — в шестом, а где-то наоборот. Даже на каникулы часть школ отпускает учеников после пяти недель обучения, а другая часть сохранила четвертную каникулярную систему. И как быть ученику при переходе из одной в школы в другую?

Очевидная разность


Сосуд или факел?


Обновление ФГОС необходимо

В Министерстве образования уверены, что рассматриваемый проект ФГОС обеспечит реальное единое образовательное пространство, позволяя ученикам беспрепятственно продолжать обучение на любом этапе в любой школе страны. А излишнее разнообразие программ только затрудняет это, увеличивая нагрузку на ребенка.

Читайте также: