Какие детали пейзажа говорят о положении крестьян отцы и дети кратко

Обновлено: 02.07.2024

Пейзаж помогает писателю рассказать о месте и времени изображаемых событий. Роль пейзажа в произведении различна: пейзаж имеет композиционное значение, является фоном, на котором происходят события, помогает понять и почувствовать переживание, душевное состояние и души героев. Посредством пейзажа автор выражает свою точку зрения на события, а также свое отношение к природе, героям.

Один из лучших пейзажистов в мировой литературе – Тургенев. Он запечатлел в своих рассказах, повестях и романах мир русской природы. Его пейзажи отличаются

безыскусственной красотой, жизненностью, поражают удивительной поэтической зоркостью и наблюдательностью.

Сад и парк в Спасском, окрестные поля и леса – первые страницы книги Природы, которую Тургенев не устает читать всю жизнь. Вместе с крепостными наставниками он уходил по тропам, дорогам, ведущим в поля, туда, где летом тихо, зыблется рожь, откуда видны почти затерявшиеся в хлебах деревушки. Сколько русской души, воображения взято из этих Спасских лет!

Мы знакомы с Тургеневым – пейзажистом по “Запискам охотника”. Непревзойденным мастером русского пейзажа остается Тургенев и в романе

“Отцы и дети”. Как и во всех произведениях Тургенева, пейзаж в “Отцах и детях” приобретает важное значение.

В 60-е годы противоречия между либералами и демократами были, в основном, по крестьянскому вопросу. Тургенев показывает в третьей главе романе, что же представляла собой все еще крепостническая Русь, о которой спорили “отцы” и “дети”. Ответ на этот вопрос автор дает пейзажем: “Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописным…

Попадались и крошечные пруды с худыми плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крыши. Как нарочно, мужички встречались обтерханные, на плохих клячонках… исхудалые, шершавые словно обглоданные коровы жадно щипали траву по канавам”.

Автор рисует крестьянские поля, плохие леса, убогие пастбища, запущенные водоемы, развалившиеся избенки со съеденной скотом во время бескормицы соломой с крыш. Рисуя деревенский пейзаж, писатель говорит о крестьянском разорении яснее и ярче, чем это могли бы сделать длинные описания и рассуждения. При виде этого разорения даже Аркадий понимает необходимость преобразований. “Но как их исполнить, как приступить. ” – думает он.

И это был действительно главный вопрос эпохи.

Тургеневский пейзаж пронизан любовью к крестьянству, к родной стране. “Весна брала свое. Все кругом золотисто зеленело, все широко и мягко волновалось и лоснилось под тихим дыханьем теплого ветерка. Все – деревья, кусты, и травы”.

Картина весеннего пробуждения природы вносит в роман надежду на то, что час обновления родины наступит.

В романе даны и пейзажные зарисовки, имеющие самостоятельное значение, но композиционно подчиненные основной идее романа. пейзажем главы одиннадцатой, описанием летнего вечера Тургенев изображает, как глубоко и сильно действует природа на человека, являясь источником его настроений, чувств, мыслей.

“Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада: тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля… Солнечные лучи, со своей стороны, забирались в рощу и, пробиваясь сквозь чащу, обливали стволы осин таким теплым светом, что они становились похожи на стволы сосен, а листва их почти синела и над ней поднималась бледно – голубое небо, чуть обрумяненное зарей. “Как хорошо, боже мой!” – подумал Николай Петрович”. Эта картина вечереющего дня настраивает Кирсанова на мечтательный лад и дает основание думать, что “можно сочувствовать природе”, наслаждаться ее неумирающей красотой.

Посредством этого пейзажа автор показывает свое несогласие с точкой зрения Базарова, спорит со своим героем, видящим в природе только мастерскую, о которой трудится человек.

Нелепость, вздорность затеянной Павлом Петровичем дуэли с Базаровым оттеняется описанием “славного свежего” утра, росы, которая “блистала серебром на паутинках”, неба, с которого “сыпались песни жаворонков”, фигурой крестьянина, гнавшего “двух спутанных лошадей”.

В 25-й, 26-й главе рассказывается история любви и женитьбы Аркадия. Вместе с Катей он сидит на скамейке в саду, в тени высокого ясеня. Ясень выбран не случайно: “ясень по-русски очень хорошо назван: ни одно дерево так легко и ясно не сквозит на воздухе, как он”. История любви и женитьбы Аркадия – это история ясная, спокойная. “Слабый ветер”, “бледно-золотые пятна света”, “ровная тень” – характерное пейзажное обрамление несложной истории доверчивого сближения молодых людей.

Пейзаж подчеркивает прямую противоположность Аркадия и Кати Базарову, его суровой жизни, облику и судьбе.

Глубоким лиризмом овеяна картина сельского кладбища, куда приходят старики Базаровы поплакать на могиле сына. Пейзаж передает силу скорби родителей. Кладбище “являет вид печальный; окружавшие его канавы давно заросли”, “два – три деревца дают скудную тень, старики долго глядят на “немой камень”, под которым лежит их сын. В это описание Тургенев внес свою оценку Базарова и его дела.

С любовью и болью говорит он о своем герое и в то же время утверждает, мысль о том, что “страстное, грешное, бунтующее сердце” его героя билось во имя временных преходящих целей: “цветы, растущие на могиле Базарова, свидетельствуют… о вечном примирении и о жизни бесконечной”.

В некоторых случаях пейзаж помогает писателю подчеркнуть настроения и переживания своих героев. Например, картина “белой зимы с жесткою тишиной безоблачных морозов, плотным, скрипучим снегом, розовым инеем на деревьях и бледно-изумрудным небом” в последней главе романа гармонирует с приподнятым настроения Аркадия и Кати, Николая Петровича и Фенечки, неделю назад навсегда соединивших свои судьбы. Во всех этих картинах, отличающихся реалистической конкретностью, поэтичностью, ощущается великая любовь писателя к родной русской природе и его редкое умение найти наиболее подходящие и точные слова для ее изображения.

Картины природы в “Отцах и детях” занимают незначительное место по сравнению с первыми романами Тургенева (“Рудин”, “Накануне”, “Дворянское гнездо”). Автор подчеркивает, что вместе с дворянскими гнездами приходила в упадок и окружающая их природа.

В пейзаже – в заключительном аккорде книги – Тургенев раскрывал жизнеутверждающую правду природы, ее неиссякаемую мощь, ее неумирающую красоту. По словам Горького, “изумительно просто и о-осеннему прозрачно умел писать обо всем этом Тургенев”. Проза его звучит как музыка.

Источник: А. Д. Галахов. Записки человека. М., 1999 г. — С.44

Базаров противопоставлен всем остальным персонажам, и прежде всего семейству Кирсановых. В образах Кирсановых автор правдиво изобразил быт и нравы русского дворянства.

Знакомство с жизнью Кирсановых начинается с описания имения Николая Петровича. Деревеньки с низкими избами, разваливающимися крышами, разоренными кладбищами, покосившимися церквями. Мужики в лохмотьях, похожие на нищих, жалкие, чахлые деревья дополняют картину упадка Марьино, где живут Николай Кирсанов и его брат Павел.

Николай Петрович боится признать себя человеком уходящего прошлого, но все его поступки доказывают, что он не может поспеть за временем. Этот простой русский барин вызывает улыбку и чувство жалости. Отношение Николая Петровича к Фенечке, его любовь к музыке, литературе подтверждают доброту этого человека, во многом близкого и понятного Тургеневу.

Резко отличается от Николая Петровича его брат Павел. У него нет никаких сомнений в том, что он живет с правильными представлениями о людях и событиях. Павел Петрович считает себя аристократом и ставит во главу угла права дворянства. Он живет в деревне у брата, но сохраняет все аристократические привычки.

Кирсанов уверен, что Базаров оскорбляет русский народ, хотя в одном важнейшем пункте взгляды героев полностью совпадают: русский народ патриархален, он не может жить без веры.

Так в чем же заключается принципиальное отличие взглядов на русский народ Базарова и Павла Петровича? Кирсанов восхищается патриархальной отсталостью русского мужика, выступает лишь за мелкие преобразования в общественной жизни. Базаров же осуждает невежество, излишнюю покорность народа, отрицает сами устои крепостнического строя. Слабая же сторона политических взглядов Базарова заключается в незнании того, что будет построено на развалинах старого мира.

В романе Оҭцы и дети, помимо главной проблемы проблемы отцов и детей, затрагивается и важный вопрос о жизни предреформенной деревни, о судьбе русского крестьянства. Дело в том, что свой роман И.С.Тургенев начинает с конкретной даты: 20 мая 1859 года. которая указывает на то, что действие происходиҭ накануне отмены крепостного права.
В самом начале повествования автором представлена мрачная карҭина деревенских окрестностей с их увядающей природой и бытом: Деревеньки, с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами. Места, по которым они проезжали, не могли назваться живописными. Поля, все поля ҭянулись до самого небосклона, то вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись небольшие леса и, усеянные редким и низким" кустарником, вились овраги, напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского времени. Как нарочно, мужички встречались все обтерханные, на плохих клячонках; как нищие в лохмотьях, стояли придорожные ракиҭы с ободранною корой и обломанными ветвями; исхудалые, шершавые, словно обглоданные, коровы жадно щипали траву по канавам.
По всему видно, что хозяйство крестьян приходиҭ в упадок и пронизано нищетой: покривившиеся молотильные сарайчики, опустелые гумна, обессиленные животные, словно вырванные из чьих-то грозных, смертоносных когтей. И герой Тургенева, Аркадий, поражен и озабочен увиденным, сердце его понемногу сжималось, и он думал: Не богатый край этот, не поражает он ни довольством, ни трудолюбием. Нельзя, нельзя ему так остаться, преобразования необходимы.
Карҭины красноречиво говорят о невыносимой нужде, голоде, разорении крестьян. Краткое описание деревни настолько впечатляет, что особых комментариев не требуется. Автор старается показать сходство в том, что и природа, и деревня, и сам русский мужик-крестьянин дошли до последней стадии нищеты и разорения, и не осталось от них ни былой силы, ни красоты, ни богатства. Друг Аркадия Базаров тоже замечает, что хозяйство Кирсановых оставляет желать лучшего: . скот плохой и лошади разбиҭые. Строения тоже подгуляли, и работники смотрят отъявленными ленивцами. И, говоря народной мудростью, герой приходиҭ к выводу, что русский мужик Бога слопает.
Вообще, именно через восприятие Базарова Тургенев представляет читателю русскую деревню и сущность простого парода. На протяжении всего романа автор обращается к этой теме, о чем мы узнаем из разговоров и споров Базарова. Герой гордиҭся тем, что сто дед землю пахал, и эҭим самым показывает близость свою к простому народу. И именно он как никто другой понимает, что народу даром не нужны бесполезные слова вроде либерализма, прогресса и им подобных, о которых так любиҭ говорить Павел Петрович Кирсанов. В то же время Базаров осуждает такие характерные для русского народа черҭы, как религиозность и суеверие. Павел Петрович возмущенно спориҭ с Базаровым, уҭверждая, что русский народ не такой, каким его воображает Базаров, он патриархальный и не может жить без веры.
Базаров обвиняет Кирсанова в том, что он говорить с простым народом не умеет, а тот, в свою очередь, обвиняет Базарова в том, что он и говориҭ с народом, и презирает его одновременно. И Базаров снова оказывается на высоте: он признает, что презирает, презирает, потому что грубейшее суеверие душиҭ крестьянскую сущность, что мужик рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке. Таков печальный итог всего сказанного, и, к сожалению, Базаров оказывается прав.
Мысли Базарова, его боль за весь русский народ оказываюҭся гораздо глубже мыслей и переживаний, испыҭываемых к крестьянству Аркадием, для которого светлое будущее России состоиҭ в том, что у последнего мужика будет такое же помещение, как белая изба старосты Филиппа. Для Базарова белая изба далеко не решение всех крестьянских проблем и не свидетельство народного благоденствия. Герой с горечью осознает, что еще нескоро закончатся беды народные, но он не меньше других мечтает о том, что настанет светлое и свободное время, когда простой русский мужик сможет вдохнуть полной грудью свежий воздух и спокойно трудиться на собственное благо.

Права на сочинение "Образы русского крестьянства в романе Оҭцы и дети" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Пейзаж в романе Тургенева играет не просто роль фона, но и имеет множество других функций: он играет важную роль для понимания конфликта, расширяет художественное пространство романа, помогает лучше понять характеры героев и авторскую позицию.

Таким образом, пейзаж в романе Тургенева играет ключевую роль, раскрывая идею произведения и характеры героев, помогая автору опосредованно выразить свою позицию.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие

Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне ( 3 из 3 ).

2. Привлечение текста произведения для аргументации

Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют ( 3 из 3 ).

3. Опора на теоретико-литературные понятия

Теоретико-литературные понятия включены в сочинение и использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют ( 2 из 2 ).

4. Композиционная цельность и логичность

Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов ( 3 из 3 ).

5. Соблюдение речевых норм

Допущены две-три речевые ошибки ( 2 из 3 ).

Дополнительно:

Таким образом, 13 из 14.

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по литературе

в 10 классе на тему:

(Характеристика эпохи

60-х годов Х IX века на материале романа И.С.Тургенева

Тип урока:

урок комментированного чтения романа с элементами проектной деятельности учащихся

Учитель литературы М.А.Шишкина

Проект урока.

Цели урока:

развивающие: развивать умение анализа и интерпретации литературного произведения, выделения в изучаемом материале стержневых понятий;

воспитательные: воспитывать у учащихся любовь и уважение к литературе, формировать их гражданскую позицию.

Дидактические средства:

Оборудование урока: портрет И.С.Тургенева, выставка, посвященная творчеству И.С.Тургенева.

Ход урока:

2.Реализация домашнего задания, проектная работа групп учащихся

- устный ответ учащихся;

3.Комментированное чтение отдельных эпизодов романа, беседа с классом:

- анализ отдельных эпизодов романа, выводы, запись в тетрадях основных положений;

4.Подведение итогов работы.

II . Реализация домашнего задания.

Ученик отвечает на вопрос, учащиеся класса выполняют следующее задание:

- подумайте над вопросом:

- Какие детали пейзажа говорят о положении крестьян?

- Почему в этом пейзаже писатель избегает ярких эпитетов, рисующих жизнь природы?

- К какой мысли приводит Тургенев писателя?

III . Комментированное чтение романа, беседа с классом.

1.Слово учителя: Мы говорили с вами на предыдущем уроке, что Тургенев

удивительно верно чувствовал, чем живут люди его времени, что волнует и движет ими.

И прежде чем говорить о главном герое романа – Базарове, давайте выясним следующие вопросы:

- Какое время изображено в романе?

- Как роман связан с эпохой?

2.Ответы учащихся:

- Тургенев изображает в романе 60-е годы XIX века, автор точно датирует события, действие романа начинается 20 мая 1859 года.

Разночинцы же на такую роскошь, как расширение кругозора, ни средств, ни времени не имели. Им необходимо было получить профессию, которая их будет кормить и приносить реальную пользу людям. Эта настроенность и определила круг специальностей, которые преимущественно выбирали разночинцы. В основном это были естественные науки, духовный мир они начисто отрицали. Именно на базе этих взглядов строится теория Евгения Базарова.

3.Слово учителя: Итак, в романе Тургенева изображены 60-е годы XIX века. Дыхание эпохи этого времени, период подготовки крестьянской реформы, глубокие социальные противоречия, страшная нищета крестьян ярко отображены в романе.

4.Работа с текстом романа.

Докажите эту мысль текстом романа:

- учащиеся читают отрывок из III главы романа («Места, по которым они проезжали) и отвечают на предложенные в начале урока вопросы.

5.Обобщение учителя:

Вопрос: То есть самим характером изображения природы какие вопросы поднимает романе Тургенев? (Учащиеся отвечают, что это острые, злободневные, социальные вопросы.

Учитель: Перед нами социальная функция пейзажа, для такого пейзажа характерно не изображение многокрасочной всесторонней жизни природы, а преобладание тускло-серой цветовой гаммы. Точная и ясная целевая установка заставляет автора отбирать в природе лишь то, что прямо или косвенно связано с условиями жизни человека.

Вопрос: Какое значении имеет этот пейзаж? Что он раскрывает?

С помощью учителя учащиеся делают выводы, записывают их в тетрадь:

- раскрывает положение крестьян в предреформенный период;

- показывает авторское отношение к предстоящим реформам;

- мастерство Тургенева – пейзажиста и психолога;

- разнообразие функций пейзажа в литературе и зависимость художественных средств от цели изображения.

Какой эпизод романа отчетливо раскрывает эту подготовку и взаимоотношения крестьян и помещиков?

(Учащиеся называют эпизод: Разговор Николая Петровича с Аркадием в коляске по дороге домой).

Чтение эпизода и выводы по анализу текста:

- землеустройство уже произведено:

- помещик знает, какая земля достанется мужикам, и он соблюдает свои интересы;

- мужики Николая Петровича получат не лес, а пеньки (лес продан);

- либеральный, прогрессивный и бесхозяйственный Николай Петрович Кирсанов беззастенчиво обирает крестьян.

Найдите в тексте романа доказательство этого.

Чтение отрывков романа:

- О какой характерной для тех лет форме крестьянского протеста рассказывает Тургенев? (О потраве барских лугов).

Итак, как готовится Николай Петрович к освобождению крестьян и как ко всему этому относятся крестьяне?

Учащиеся отвечают и записывают в тетрадь:

Николай Петрович: Мужики:

Переводит мужиков с барщины Не платят оброка, производят

на оброк, забирает себе лучшую потравы барских лугов, рубят

часть земли, использует на ферме помещичий лес.

вырубает и продает лес на земле,

Какой можно сделать вывод об отношении помещиков и крестьян в это время?

Ответ учащихся: Отношения между помещиками и крестьянами обостряются до предела.

Итоговая проектная работа учащихся и выводы по ней:

1.Дыхание эпохи 60-х годов, период подготовки крестьянской реформы, ощутимо в романе.

2.Тургенев показывает это различными художественными средствами.

3.Бедственное положение крестьян в предреформенный период, нарастающие антогонистические противоречия между помещиками и крестьянами изображены писателем ярко и убедительно.

Домашнее задание:

1.Устный рассказ: Николай Петрович как хозяин имения.

2.На основе 1-10 глав романа сделать выводы об общественно-политических взглядах Е.В.Базарова.

Читайте также: