Новость как жанр в журналистике кратко

Обновлено: 17.05.2024

Способы подачи новостей строятся по двум принципам: жесткому — от основной информации ко второстепенной, и мягкому — с упоминанием занимательных фактов.

Новость обычно начинают с лида, который освещает главную тему. Существуют разные формы лидов для жестких и мягких новостей.

Лиды для жестких новостей:

  • Повествовательный лид. Краткий пересказ событий.
  • Контрастный лид. Основан на предметном столкновении.
  • Телеграфный лид. Ряд коротких отрывистых фраз — полунамеки, отдельные элементы смысла. Присутствует недосказанность.
  • Направленно адресованный лид. Делается прямое обращение к читателю.
  • Лид-вопрос. Открытый вопрос.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 12 мая 2011.

См. также

Ссылки

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
  • Проставив сноски, внести более точные указания на источники.
  • Добавить иллюстрации.
  • Пресса
  • Журналистика
  • Новостные программы
  • Радиопередачи
  • Источники информации

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Новость – 1) творчески преобразованные факты с расчетом на их восприятие аудиторией, то есть так сорганизованные, чтобы неожиданное, сенсационное сочеталось со значимым, помогающим в социальной ориентации; 2) нечто, что интересно большей части сообщества и что было неизвестно ей прежде. Важны ощутимая своевременность происшествий или высказанных мнений, их явная близость аудитории, драматизм, выход на общечеловеческую тематику и экстраординарность.

Главные вопросы: Что? Кто? Где? Когда? Как? По какой причине?

Цель обращения к аудитории: оповещение о произошедшем или готовящемся факте, событии, явлении, ориентирование в социальной и политической обстановке, включение читателя в активную жизнь общества, побуждение его к коррекции своих мыслей и поступков.

4) информационный отчет

Информационная функция средств массовой коммуникации включает в себя четыре обязательных компонента:

1) нахождение информации

2) удовлетворение общих интересов и любознательности,

3) информационное обеспечение

4) поиск советов, необходимой информации для принятия решений.

Журналист так или иначе формирует общественное мнение через подбор фактов.

Требования к новостным публикациям: оперативность, ясность, краткость, компактность и точность.

Факт – форма человеческого знания, обладающее объективностью. Это действительно существующее событие (невымышленное). Это достоверное отражение фрагмента действительности (журн.).

1) Из каких источников факты получены?

2) Какие цели преследовали?

3) Четко различать факты науки и обыденные факты

4) Верифицировать факты

Очевидность факта важнее его интерпретации.

Наиболее важные факторы, определяющие факт как новость: частота повторяемости, масштабность, ясность смысла, адаптированность, согласованность с ожиданиями аудитории, сенсационность,

Информационное интервью представляет собой интервью с участником или очевидцем события, посвященное исключительно событию, а не мнению респондента или его частной жизни. Особенность новостных жанров - отсутствие явно выраженной позиции журналиста и комментирующих элементов в материале. Журналист не показывает свое отношение к событию, а лишь стремится представить его с большей или меньшей полнотой.

Еще можно добавить репортаж и инфографику.

Инфографика - это жанр на стыке журналистики и дизайна. В основе инфографики лежат обыденные факты.

Работа содержит 1 файл

Жанр новость.docx

В журналистике существует два определения новостей. Новость – это:

  1. информация, необходимая людям для принятия решения, которое касается их жизни;
  2. отклонения от естественного хода событий.

Отбор новостей для публикации происходит по двум критериям – значению события и наличию в нём элементов читательского интереса. Значение события определяется его масштабностью (сумма сделки, количество участников мероприятия, число жертв катастрофы) либо возможными последствиями для всего населения или определённых групп.

В зависимости от информационного повода различают новость-факт, новость – событие и новость-цитату.

С древнейших времен информация сообщалась посредством камня. Археологи отмечают наскальные надписи в Бразилии и кельтские храмы Новой Англии, каменные головы, которым поклоняются ацтеки и майены в Центральной Америке. Во Франции первобытные люди разрисовывали стены пещер сценами охоты, причем пиктограммы сопровождались идеограммами, разъясняющими идеи или эмоции автора.

Приблизительно за 1900 лет до новой эры египтяне сокращают число символов до 25 в соответствии со звуками устной речи, что было весьма важно для развития письменности.

Внешний вид первых китайских газет достаточно необычен. Они напечатаны на тонких и узких листках, так как китайцы пишут вертикально, ставя одно слово под другим. Ввиду того, что в Китае читают слова справа налево, на последней странице номера, состоявшего из восьми страниц, в правом углу, наверху помещается название газеты, а рядом год и число по китайскому и европейскому календарю. Остальная часть первой страницы часто заполнялась по образцу английских газет многочисленными объявлениями. На других страницах помещались политические известия, императорские указы, перепечатанные из английских и японских газет телеграммы, провинциальные корреспонденции и в заключение - передовая статья, в которой один из редакторов рассматривал вопросы внешней и внутренней политики (последние характеристики принадлежат к более поздним выпускам. ).

Появление печатного станка явилось несомненным качественным скачком в распространении новостей и мнений. Путь от рукописи до печатной публикации был продолжительным; возникновение печати и совершенствование средств передачи информации во много раз ускорило процесс модернизации журналистики.

В 1040—1048 гг. кузнец Пи Шен изобрел наборный процесс, делая отдельные литеры из глины и затем обжигал их, и составлял из них текст на металлической пластине, прикрепляя смолой, но чёткого отпечатка не было (металлические литеры появились в ХIII в.). А в 1392г. идею подхватили в Корее достигли больших успехов – применяли медные литеры. В 1403г. император Тай Дзут приказал печатать все книги таким способом, но из-за плохого качества бумаги напечатанное было недолговечным.

Затем 1445г.(1447г.) в Германии (Майнц и Страсбург) И.Гуттенберг изобрёл печатный станок. Это позволило получить доступ к информации тем, кто не принадлежал церковной элите. Первым делом были отпечатаны календари, листовки, учебники, Библия, но и эти работы были плохого качества. Затем подобные станки распространились по всей Европе. Но процесс появления печатных изданий в Европе растянулся на 1.5 века

Усложнение экономической и политической жизни Европы в к16-н17 веков, расширение торговых и культурных отношений между странами требовали новой системы обмена информацией. Появилась государственная почтовая служба, дороги (сухопутные, морские, строительство каналов).

В конце 19в. Репортерство стало основой журналистики. Профессиональная журналитика начинает ассоциироваться с новостной журналистикой. Современные теории журналистики новостей стали формироваться в 50-60-егг.19в. Критерий новостной журналистики: оперативность, краткость, всеохватность. В 20 в.

Нельзя: произвольно отбирать факты, слишком сокращая, и убирая нечто существенное. Компактно упаковывать, искажая. Авторский произвол.

•при пониженной значимости события

•когда нужен иной тон разговора о событии

•ослаблен или отсутствует оперативный инф. повод

Главный источник новостей в журналистике – информагентства.

Основные требования к новостям: ясность, краткость (когда краткие), яркость. Точность, достоверность, ответственность + беспристрастность, сбалансированность, прямая порядочность в изложении фактов.

Внешние факторы, мешающие объективности: Запросы аудитории, конкуренция, общие линии издания, давление издателей и воздействие рекламодателей.

Внутри-профессиональные факторы: Оперативный отбор фактов, отсутствие обоснований выбора в тексте, отсутствие изъяснений, указаний на подоплеку события, попытка объединения важного с сенсационным, творческая трансформация факта (припудривание)

Виды новостного жанра:

Оперативно-новостной текст: заметка.

Исследовтельско-новостные тексты:В жанрах этой группы господствует рационально-логический метод исследования. Однако здесь этот метод, в отличие от сугубо исследовательских текстов (статьи, письма, обозрения), опирается на прочный эмпирический фундамент – факты реальной действительности, составляющие содержательное ядро повествования.

+ наглядная новость. “Картинки”. Формы и варианты зависят от характера материла. Калорит, цвет. Приемы композиции. Эффект внушения как необходимый результат работы репортера

+ новость в движении. Репортаж. Воссоздание ситуации. Определение характера движения и возможности его литературной интерпретации, наиболее важные детали и моменты, смена ситуации. Ритмичность.

+ лица сквозь факты Фрагменты портрета в картинке или репортаже. Свидетельство эмоциональной обстановки.

+ интервью (и метод и жанр) Виды: блиц-интервью и пресс-конференции (интервью с очевидцами); звездные интервью (игровая обстановка и интонации); рвзоблачительное интервью (технологические особенности, приемы маски, проблема концовки); интервью – псих. Портрет.




- В свою очередь их половина (то есть четверть от всего объема новостей) сообщает о том, что политический деятель, - как правило, президент, премьер-министр или председатель парламента, - принял кого-то или встретился с кем-то; провел заседание (совещание, встречу); или поехал куда-либо.

• Большой интерес уделяется межэтническим конфликтам.

В конце 19в. Репортерство стало основой журналистики. Профессиональная журналитика начинает ассоциироваться с новостной журналистикой. Современные теории журналистики новостей стали формироваться в 50-60-егг.19в. Критерий новостной журналистики: оперативность, краткость, всеохватность. В 20 в.

Нельзя: произвольно отбирать факты, слишком сокращая, и убирая нечто существенное. Компактно упаковывать, искажая. Авторский произвол.

•при пониженной значимости события

•когда нужен иной тон разговора о событии

•ослаблен или отсутствует оперативный инф. повод

Главный источник новостей в журналистике – информагентства.

Основные требования к новостям: ясность, краткость (когда краткие), яркость. Точность, достоверность, ответственность + беспристрастность, сбалансированность, прямая порядочность в изложении фактов.

Внешние факторы, мешающие объективности: Запросы аудитории, конкуренция, общие линии издания, давление издателей и воздействие рекламодателей.

Внутри-профессиональные факторы: Оперативный отбор фактов, отсутствие обоснований выбора в тексте, отсутствие изъяснений, указаний на подоплеку события, попытка объединения важного с сенсационным, творческая трансформация факта (припудривание)

Виды новостного жанра:

Оперативно-новостной текст: заметка.

Исследовтельско-новостные тексты:В жанрах этой группы господствует рационально-логический метод исследования. Однако здесь этот метод, в отличие от сугубо исследовательских текстов (статьи, письма, обозрения), опирается на прочный эмпирический фундамент – факты реальной действительности, составляющие содержательное ядро повествования.

+ наглядная новость. “Картинки”. Формы и варианты зависят от характера материла. Калорит, цвет. Приемы композиции. Эффект внушения как необходимый результат работы репортера

+ новость в движении. Репортаж. Воссоздание ситуации. Определение характера движения и возможности его литературной интерпретации, наиболее важные детали и моменты, смена ситуации. Ритмичность.

+ лица сквозь факты Фрагменты портрета в картинке или репортаже. Свидетельство эмоциональной обстановки.

+ интервью (и метод и жанр) Виды: блиц-интервью и пресс-конференции (интервью с очевидцами); звездные интервью (игровая обстановка и интонации); рвзоблачительное интервью (технологические особенности, приемы маски, проблема концовки); интервью – псих. Портрет.

- В свою очередь их половина (то есть четверть от всего объема новостей) сообщает о том, что политический деятель, - как правило, президент, премьер-министр или председатель парламента, - принял кого-то или встретился с кем-то; провел заседание (совещание, встречу); или поехал куда-либо.

• Большой интерес уделяется межэтническим конфликтам.

Новость

Какими качествами должна обладать хорошая (в смысле пригод­ ности для газеты) новость? Обычно в ряду ее признаков называют: злободневность, важность для читателей, своевременность, оперативность, оригинальность, объективность, пикантность, доступ ность, максимальную информативность, краткость.

Пресс-релиз

Странная бумажка какая-то.

Заметка

Шесть самых главных вопросов и немного подробностей

Хотя для большинства творческих сотрудников редакции не со ставит значительного труда подготовить информационное сообще ние и пресс-релиз, эти тексты в строгом смысле не являются произ ведениями журналистов. Поэтому нельзя с полной уверенностью от носить их к отдельным жанровым группам. Традиционно к информационным жанрам периодики причисляют заметку, инфор мационную корреспонденцию, информационный отчет, информаци­ онное интервью, блиц-опрос, вопрос-ответ, репортаж и некролог.

Заметка — классика жанра

Краткость — сестра таланта.

Антон Чехов

Главное как для журналиста, работающего над заметкой, так и для редактора, правящего ее текст, — очень кратко (но по возмож ности так, чтобы у читателя сложилась полная картина события, яв ления, ситуации или процесса) рассказать о произошедшем. Именно поэтому авторы заметок нередко стараются вынести все самое ново стное уже в первое предложение текста.

Иногда приходится выбирать более сложную структуру. Напри мер, когда необходимо не только рассказать о произошедшем, но и кратко прокомментировать случившееся, связать находящееся в цен тре внимания события (базовый факт) с другими событиями и явле ниями жизнедеятельности общества.

Несмотря на кажущуюся легкость данного жанра, работать над заметкой непросто — редактору необходимо выбрать самое главное, систематизировать и осмыслить полученные сведения, изложить информацию точно, кратко и понятно для читателя. Это не значит, что нужно действовать по шаблону. Хотя, безусловно, редактор должен руководствоваться вышеупомянутыми правилами. Однако, как показывает практика, и здесь работники пера пытались найти простор для творчества, и некоторым это удавалось: ведь сегодня можно говорить о различных жанровых подвидах заметки. Исследо ватели выделяют событийную заметку, анонс, аннотацию, мини- рецензию, блиц-портрет, мини-обозрение, мини-историю, мини- совет, зарисовку и некоторые другие.

Корреспонденция

Когда нужны подробности

Информационная корреспонденция — это произведение журна листа, отличающееся более подробным, по сравнению с заметкой, изложением случившегося, а иногда — наличием элементов, передающих отношение автора (редакции) к предмету отображения.

Редактору при работе над информационной корреспонденцией необходимо обращать внимание на отбор деталей, которые разли чаются и смысловой нагрузкой, и значимостью. Например, одно дело — сексапильное кружево в наряде светской львицы и совсем другое — сроки подписания торгового соглашения с Украиной.

В необходимости важных деталей и состоит отличие информационной корреспонденции от заметки: журналист не просто замечает какой-либо факт в ряду других, он корреспондирует о нем.

Информационный отчет

Как написать о конференции

Часто в редакционной практике возникает необходимость обра щения к официальным мероприятиям: конференциям, заседаниям, симпозиумам, семинарам, собраниям и т.д. Для таких случаев существует особая жанровая форма — информационный отчет.

Отчет как жанр периодических изданий и официальный отчет — это не одно и то же. Публикации в газетах и журналах, повествующие о событиях, в ходе которых собирается множество людей с це лью обсуждения каких-либо важных вопросов, — это полноправные журналистские материалы. Следовательно, они должны отвечать всем основным требованиям выступлений СМИ: актуальности, дос товерности, оперативности, доступности массовому читателю и т.д. Это не исключает и простора для творчества работников пера.

Газета, публикуя информационный отчет, отчитывается перед читателями, рассказывает о произошедшем мероприятии. Она, изла гая суть дела, акцентирует на нем внимание общественной мысли, дает оценку значимости данного события, выступлений его участни ков, итогов. Если мероприятие не заслуживает этого, то не стоит публиковать отчет — достаточно выбрать жанр заметки или просто сообщить о случившемся в новостной колонке.

При работе над текстом отчета редактору особое внимание необходимо уделять фактическому материалу, ведь данный жанр предполагает активное использование имен собственных, наименований учреждений, должностей, географических названий, статистических данных, количественных показателей, цитат.

От точности, достоверности сведений зависят убедительность, действенность материала. Правильный отбор и систематизация фактов помогут читателю увидеть их взаимосвязь, лучше понять смысл про изошедшего, сделать определенные выводы. Редактор должен обра щать внимание на отбор фактов, их проверку и осмысление. В материал уместно включать лишь те примеры, которые наиболее характерны для описываемой ситуации, явления. Фактуру информационного отче та надо тщательно перепроверять. Не следует допускать к печати текст с малоизвестными терминами и словами, нужно избегать нагромождения цифр. Непонятные или незнакомые аудитории слова необходимо заменять, термины и профессионализмы — комментировать.

Фрагменты выступлений лучше цитировать, а не пересказывать. Это же касается и тезисов итогового документа, если таковой при нимается на встрече. Однако редактору следует помнить о ряде мо ментов. Недопустимо излишнее цитирование: это отталкивает читателя и затрудняет чтение. Любая цитата должна быть уместна и со держать логически законченную мысль. Важно установить, нужна ли цитата, не подменяет ли она собственные суждения журналиста. Также необходимо обращать внимание на точность цитируемого текста, его соответствие источнику.

Зарисовка

Глазами очевидца

В журналистике есть жанры, занимающие особое место. Помимо своей основной функции — информационной, — данные тексты выполняют и вспомогательные — наглядно-образную, эстетическую.

Слова вместо красок

Иногда такие произведения сопровождают фотографии. В ре дакционной практике чаще всего фотографические материалы под бираются к текстам, но в случае с зарисовкой может происходить как раз наоборот. Например, фотографии или иллюстрации, кото рые сами по себе отличаются высокой информативностью и выра зительностью, может сопровождать не краткая подпись, а неболь шой текст — зарисовка, содержащая дополнительные сведения о предмете изобразительного материала, добавляющая ему художе ственности.

Интервью

Расскажите, пожалуйста.

Искусство получать ответыэто искусство задавать вопросы

Работа журналиста немыслима без такого метода сбора информации, как интервью. Благодаря широкому использованию данного метода как самостоятельного стали выделять одноименный жанр журналистского творчества.

Разумеется, далеко не всегда журналист после интервьюировани я обращается именно к этому жанру. По результатам интервью он может написать заметку, корреспонденцию, статью или очерк – все будет зависеть от предмета материала, направленности издания, профессионализма и творческих возможностей автора.

Роль редактора велика как на этапе подготовки журналиста к встрече с интервьюируемым, так и на стадии обработки текста интервью. Особенно это актуально при работе с начинающим, неопытным корреспондентом.

Прежде всего надо знать, что хорошее интервью — это беседа, в которой журналист — не просто интервьюер, но и интересный собеседник. Чтобы быть таким, нужно обладать высоким уровнем общей культуры и грамотности, исключительно серьезно владеть предметом и темой разговора.

Основное требование к вопросам — они должны быть понятны и собеседнику, и читателю. Идеальный вопрос четко и однозначно сформулирован, содержит в себе только одну мысль. Двусоставный вопрос лучше разбить на два. Не беда, если в процессе интервьюи рования герою публикации придется повториться: это лучше, чем недосказанность. И еще одно хорошо известное опытным журнали стам правило: вопрос не должен содержать в себе ответа, подсказок и намеков.

Блиц-опросы

Во имя плюрализма

Несколько похожи на информационные интервью блиц-опросы. В таких произведениях журналисты предлагают читателям познако миться с различными высказываниями людей, которые отвечают на один и тот же вопрос (или несколько одинаковых вопросов). Основная цель автора блиц-опроса — обратить внимание аудитории на какую-либо проблемную ситуацию и коротко сообщить о существова­ нии разнообразных мнений, суждений, точек зрения, позиций по проблеме.

В соответствии с требованиями жанра, редактор, готовя блиц- опрос к печати, прежде всего должен обращать особое внимание на выбор респондентов.

Как правило, в реальной жизни проблемная ситуация затрагивает людей разных социальных групп, поколений и профессий. В идеале блиц-опрос должен отражать эту картину мнений. И хотя в действи тельности силами редакции добиться стопроцентного отражения трудно , и журналисту, и редактору, работающим над блиц-опросом, необ ходимо стремиться представить на страницах периодического издания как можно больше мнений различных представителей общества.

В этом разнообразии и заключается ценность блиц-опросов.

Вопрос-ответ

Спрашивалиотвечаем

О самостоятельности жанра вопрос-ответ можно спорить. Неко торые исследователи считают, что у таких публикаций есть специфические черты, позволяющие выделять данную жанровую группу как самостоятельную.

Вопрос-ответ — произведение периодической печати, состоящее из неразрывно связанных вопроса читателя и ответа журналиста или компетентного лица. Такие вопрос и ответ объединены, как правило, темой, стилем изложения и заголовком.

Материал, собранный, например, в результате прочтения письма с вопросом и подготовки ответа на него, можно представить в виде заметки или информационной корреспонденции. Звонок в редакцию может стать поводом для глубоких раздумий журналиста и, в конечном счете, для аналитической публикации. Однако нередко редакция намеренно выбирает жанр вопрос-ответ, желая подчеркнуть общест венный интерес к поставленной проблеме, привлечь к ней внимание читателей.

На первый взгляд, этот жанр может показаться каким-то несерьезным. Как правило, начинающие журналисты мечтают писать глу бокие аналитические материалы или эксклюзивные репортажи. Но не надо недооценивать вопрос-ответ. Ведь это не только читабель ные тексты, которые привлекут внимание аудитории, но и прекрас ная форма общения редакции с читателями, которого сейчас, увы, не хватает наши газетам .

Читайте также: