Новая программа кпсс и проект конституции ссср кратко

Обновлено: 05.07.2024

Неосуществленный конституционный проект

Борьба за первенство в партии и государстве завершилась к концу 50-х годов установлением в СССР безоговорочного лидерства Н.С. Хрущева. Все члены президиума Центрального Комитета партии (кроме А.И. Микояна) сталинского состава и авторитетные фигуры (Г.К. Жуков) были устранены. Тем самым обстановка на вершине властной иерархии принципиально менялась. Первый секретарь ЦК КПСС, став ещё и Председателем Совета Министров СССР, сосредоточил в своих руках все реальные властные рычаги и, соответственно, получил широкие возможности для осуществления масштабных политических замыслов, основываясь на собственных представлениях и идеях. Вторая половина хрущевского десятилетия характеризуется политическими кампаниями, инициированными лидером партии и правительства. Среди них - разработка новой Конституции СССР, воплотившей в себе неповторимость и своеобразие той эпохи.

Обновление Конституции становилось необходимым по мере демонтажа сталинской системы и утверждения новых жизненных реалий. Поэтому работа над ее проектом, занявшая более двух лети возглавляемая лично Н. С. Хрущевым, имела большое общественное значение. Подготовка материалов для новой Конституции началась в середине января 1962года, когда была сформирована рабочая группа из 22 ведущих ученых страны под руководством секретаря ЦК КПСС Л .Ф.Ильичева[1].

Создание самого текста Конституции происходило в рамках специально образованной постановлением Верховного Совета СССР (25 апреля 1962 г.) конституционной комиссии, состоящей из 97 человек. Структурно она состояла из девяти подкомиссий: 1) по общеполитическим и теоретическим вопросам (председатель Н. С. Хрущев), 2) по вопросам общественного и государственного устройства (председатель Н. В. Подгорный); 3) по вопросам государственного управления, деятельности Советов и общественных организаций (председатель Л. И. Брежнев); 4) по экономическим вопросам и управлению народным хозяйством (председатель Н. А. Косыгин); 5) по вопросам национальной политики и национального государственного строительства (председатель А. И. Микоян); 6) по вопросам науки, культуры, народного образования и здравоохранения (председатель М. А. Суслов); 7) по вопросам народного контроля и социалистического правопорядка(председатель Н. М. Шверник), 8) по вопросам внешней политики и международных отношений (председатель Б. П. Пономарев), 9) редакционная комиссия (председатель Л. Ф. Ильичев)[2].

Свое понимание новой Конституции страны выразил Н. С.Хрущев. На заседании Конституционной комиссии 15 июня 1962 года он определил пять приоритетных направлений, учет которых, по мнению Первого секретаря ЦК, имел определяющее значение для всей работы: 1) Выделение возрастающей роли общественных организаций; 2) Фиксирование всех прав, которыми пользуются граждане, но которые не прописаны в Конституции 1936 года; 3) Повышение роли системы Советов всех уровней; 4) Введение раздела об экономическом развитии, хозяйственном строительстве, характеристики социалистической собственности, планирования, управления, распределения материальных благ; 5) Расширение прав союзных республик[4].

Следует заметить, что все эти подходы при подготовке проекта Основного закона были реализованы в полной мере. Проект можно охарактеризовать как прогрессивный сточки зрения развития конституционного строительства и как перегруженный положениями, отражающими волюнтаристские настроения и взгляды, насаждаемые лидером КПСС Хрущевым. В структуре нового проекта произошли серьезные сдвиги. Так, действовавшая Конституция СССР 1936 года посвящала вопросам общественного и государственного устройства две главы и уже к ним примыкали главы, касающиеся государственного управления. Почти все эти главы и их статьи устарели: они подвергались многочисленным поправкам и изменениям. Это объяснялось тем, что в главы был включен перечень административно-территориального деления страны, менявшегося в периоде 1936 года более ста раз, и перечень министерств, ведомств и других органов управления, которые пришлось изменять 61 раз в связи с реформированием структуры или названия[5].

В результате создавалось впечатление нестабильности Конституции. Поэтому в текст нового Основного закона было решено не вводить таких положений, которые могут подвергаться частым изменениям. Одним из важнейших принципов государственного строительства провозглашалась стабильность Конституции СССР.

Прошедшие в обществе изменения поставили вопрос о преобразовании Советов депутатов трудящихся. Конституционная комиссия указывала, что социалистическое государство состоит из дружественных классов - рабочих и крестьян, а также интеллигенции. В Конституции 1936 года об интеллигенции не упоминалось. Между тем ее численность резко возросла: в 1926 году в СССР насчитывалось более 2,5 млн. работников умственного труда, а в 1959 году их количество составляло 20,5 млн. человек, в 1961 - 22 млн[7].

Как признавалось, в этих условиях наиболее правильным было бы изменение названия Советов депутатов трудящихся в Советы народных депутатов, что отражало бы сущность прошедших сдвигов в социальной структуре советского общества. Однако учет этого объективного обстоятельства сопровождался и неоправданными рассуждениями, порожденными представлениями о быстром строительстве коммунизма. Так, Советы народных депутатов рассматривались как органы государственной власти, содержавшие в себе черты общественной организации. Их развитие сводилось все к большему развертыванию общественных начал: бесплатному выполнению депутатами своих обязанностей, растущей активности постоянных комиссий, общественных инструкторов исполкомов. Считалось, что в коммунистическом обществе Советы народных депутатов вместе с другими массовыми организациями преобразуются в общественное коммунистическое самоуправление. Данью текущему моменту стало утверждение о необходимости образования Советов народных депутатов по производственно-территориальному принципу в соответствии с решениями ноябрьского (1962 г.) пленума ЦК КПСС[8].

В новой Конституции закреплялась руководящая и направляющая роль КПСС в советском обществе и государстве[9].

Это было принципиальным моментом, так как в Конституции СССР 1936 года вопрос о месте партии в обществе трактовался лишь в ст. 126 и только в контексте с правом граждан на объединение в общественные организации.

Конституционная комиссия давала трактовку и главному направлению развития общенародного государства, которое определялось как всемерное развертывание демократии, вовлечение всех трудящихся в управление государственными и общественными делами, улучшение работы государственного аппарата, усиление народного контроля за его деятельностью, коллективность государственного руководства. Примечательно, что в проекте фиксировалось положение Программы КПСС об обновлении состава Советов при каждых выборах не менее чем на 1/3 и невозможность одному и тому же лицу избираться более трех раз подряд и более чем в два Совета одновременно.

Предлагалось изменить существовавший порядок издания положения о выборах, при котором эти документы утверждались Указами президиума Верховного Совета СССР. Признавалось, что демократическим принципам в большей степени соответствовало создание избирательных законов непосредственно самим Верховным Советом. Правом законодательной инициативы наделялись центральные органы общесоюзных общественных объединений (ВЦСПС, ЦК ВЛКСМ и др.).

Работа Конституционной комиссии в 1962-1964 годах вызвала огромный интерес в различных слоях общества. В ее адрес поступило значительное количество писем, излагавших мнения по тем или иным аспектам готовившегося Основного закона страны. Анализ этой обширной корреспонденции позволяет получить более точное представление об общественных взглядах по важным вопросам государственного строительства, об общественном видении путей развития страны.

В проект Конституции многие люди прямо предлагали записать, что в каждом избирательном округе должно регистрироваться и баллотироваться не менее двух кандидатур, где победителем считается набравший более 50% голосов. Были и другие очень интересные предложения. В письмах Н. Б. Габриэля и А. Галадаускаса вносилась идея об учреждении поста Президента СССР, избираемого прямым голосованием всем народом не более чем на два срока[12].

Много предложений касалось вопросов борьбы с бюрократизмом, произволом чиновничества. Эти темы предлагалось оформить законодательно[14].

Новая Конституция рассматривалась как ускоритель процессов ассимиляции. Распространению таких представлений способствовало отсутствие национальных экономик, границ, и, как считалось, нужно было только найти оптимальную форму для национальной культуры и просвещения. В этой связи предлагалось сформировать национальные комитеты по вопросам культуры, передав в их ведение театры, школы, издательства. Создание таких комитетов предлагалось там, где была потребность в национальной культуре независимо от территории. К примеру, украинский комитет мог бы иметь отделения в Москве, Казахстане и др.[15].

Раздавались мнения и об упразднении республик на основе национального принципа, изжившего себя. Вместо этого предлагалось формировать республики по экономическим районам, разделив СССР на 9 —10 таких районов: Дальневосточный, Западно-Сибирский, Уральский, Среднеазиатский, Закавказский, Приволжский, Прибалтийский, Центральный, Северный[16].

На действительно существовавшие национальные проблемы не обращалось никакого внимания, хотя многие уже давали себя знать. Например, в Конституционную комиссию поступали письма по вопросу Нагорного Карабаха, с требованием передать его в состав Армянской СССР[17].

В этом смысле Конституционная комиссия продолжала наработки, сделанные в период принятия третьей Программы КПСС. Уже тогда обозначился курс на усиление роли Советов всех уровней в политической и экономической жизни страны. В ходе обсуждения нового Основного закона эти акценты еще более усилились. Можно определенно сказать, что в случае принятия этого варианта Конституции СССР Верховный Совет заметно увеличил бы свой вес в политической системе страны. Курс на трансформацию статуса Верховного Совета подтверждает и изменение в проекте наименования Правительства СССР. Его предлагалось назвать Правительственным Советом СССР, что, по мнению авторов проекта, наиболее полно учитывало факты упразднения многих министерств, децентрализации производства, предпринятые в конце 50-х - начале 60-х годов[21].

Однако всем этим новшествам не было суждено осуществиться в жизни. После отставки Хрущева в октябре 1964 года работа над проектом Конституции оказалась свернутой и приостановленной на долгие годы. Лишь через тринадцать лет произошло принятие нового Основного закона страны. Его текст во многом использовал существовавшие наработки и вобрал в себя большинство положений, разработанных и подготовленных еще в 1962-1964 годах.

К началу 1960-х гг. СССР вступил в новую качественную ста­дию своего развития, которая характеризовалась завершением формирования индустриального общества в советском варианте. Именно это обстоятельство побудило правившую компартию, с одной стороны, провозгласить завершение строительства социа­лизма, с другой — начать преобразования в политической систе­ме управления, которая сложилась в 1940-е гг. и носила во мно­гом экстремальный характер. В условиях, когда СССР стал мощ­ной сверхдержавой, уже не было острой необходимости ограни­чивать население страны как политически, так и экономически во имя мобилизации сил и средств на решение стратегических задач индустриальной модернизации.

На XXI съезде КПСС в 1961 г. было заявлено, что социализм построен полностью и окон­чательно и что пора приступать к строительству коммунизма. Руководство партии и страны во главе с Хрущевым приня­ло решение разработать новую конституцию страны, о чем впер­вые было сказано на XXII съезде КПСС, на котором была приня­та утопическая программа строительства коммунизма. Все эти решения и программы принимались в период, когда, с одной сто­роны, определились высокие темпы прироста промышленного производства, с другой стороны — возникли проблемы с продо­вольственным снабжением населения. Желая поднять свой пре­стиж в обществе, Хрущев вновь возвратился к теме борьбы со сталинизмом. Описав на съезде ряд преступлений сталинизма, Хрущев организовал принятие постановлений о вынесении тела Сталина из мавзолея и переименовании Сталинграда в Волго­град.

В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР была образована Конституционная комиссия, которая осуществила подготовку проекта новой Конституции в течение двух лет. Ос­новные положения проекта новой Конституции сводились к сле­дующему. Один из ключевых ее тезисов: перерастания государства диктатуры пролетариата в обще­народное государство и соответственно формирование советов народных депутатов. Новые советы должны были быть не толь­ко органами власти, но и общественными организациями, так как главная задача заключалась в развертывании общенародной демократии и передаче ряда государственных функций обществен­ным организациям. Подчеркивалось, что руководящим принци­пом госстроительства являлся принцип демократического цент­рализма и коллективного руководства. Особо ставился вопрос о развитии новых демократических общественно-политических институтов, в частности вводились всенародные обсуждения за­конопроектов, отчетность избранных руководителей органов уп­равления перед населением, отраслевые совещания трудящихся, органы народного контроля. Отдельно было сказано о возмож­ности референдумов, причем первый должен был пройти по по­воду принятия данной конституции. Требования программы КПСС о ротации выборных партийных кадров распространялись на депутатский корпус. Право законодательной инициативы по­лучали профсоюзы и комсомол. Комиссии советов получали права контроля над деятельностью министерств и ведомств. Впервые в советской истории предполагалось сделать постоянным состав таких комиссий и перевести часть депутатов на профессиональ­ную деятельность с отрывом от основного производства. Вводи­лись в изменения в деятельность суда и прокуратуры. В частно­сти, санкцию на арест давал только суд, а прокуратура должна была осуществлять надзор, а не административное право.

Большие инновации были включены и текст статей о полно­мочиях республик, которые значительно расширялись. Союзные республики помимо права выхода из СССР получали право осу­ществлять дипломатические и экономические сношения с зару­бежными странами, иметь свои республиканские армии и по воп­росам, не оговоренным в конституции, осуществлять свой суве­ренитет. Выборы республиканских органов власти — правитель­ственных советов предполагалось проводить тайным голосова­нием. В экономическом разделе текста предполагалось включение тезиса о возможности личной собственности и частном мел­ком хозяйстве, кроме государственной и кооперативной.

Итоговый проект Конституции был обсужден на заседании комиссии 16 июля 1964 г. К этому времени под влиянием крити­ки ЦК КПСС он был значительно скорректирован. Под нажи­мом подкомиссии Брежнева в проект были включены идеологи­ческие штампы и декларации, которые значительно ухудшили проект. Были сняты положения о ротации депутатского корпуса, о новых полномочиях республик и др. По мнению исследовате­лей, эти изменения были произведены под сверхбдительным контролем той части ЦК, которая в это время активно готови­лось к смещению Хрущева и не желала изменений в политичес­кой системе.




В целом даже в урезанном виде проект новой кон­ституции, бесспорно, представлял значительный шаг вперед и отражал назревшие потребности демократизации общественной системы. Опасения консервативной части КПСС о размывании политической системы и эрозии коммунистической власти име­ли право на существование, но в условиях общего поступательного развития экономики это не имело бы катастрофических последствий. В то же вовремя принятие демократической Консти­туции дало бы серьезный стимул для развития общества, расши­рило бы социальную базу КПСС, привлекло бы симпатии к власти большой части интеллигенции. Но этот исторический шанс КПСС был бездарно упущен.

К началу 1960-х гг. СССР вступил в новую качественную ста­дию своего развития, которая характеризовалась завершением формирования индустриального общества в советском варианте. Именно это обстоятельство побудило правившую компартию, с одной стороны, провозгласить завершение строительства социа­лизма, с другой — начать преобразования в политической систе­ме управления, которая сложилась в 1940-е гг. и носила во мно­гом экстремальный характер. В условиях, когда СССР стал мощ­ной сверхдержавой, уже не было острой необходимости ограни­чивать население страны как политически, так и экономически во имя мобилизации сил и средств на решение стратегических задач индустриальной модернизации.

На XXI съезде КПСС в 1961 г. было заявлено, что социализм построен полностью и окон­чательно и что пора приступать к строительству коммунизма. Руководство партии и страны во главе с Хрущевым приня­ло решение разработать новую конституцию страны, о чем впер­вые было сказано на XXII съезде КПСС, на котором была приня­та утопическая программа строительства коммунизма. Все эти решения и программы принимались в период, когда, с одной сто­роны, определились высокие темпы прироста промышленного производства, с другой стороны — возникли проблемы с продо­вольственным снабжением населения. Желая поднять свой пре­стиж в обществе, Хрущев вновь возвратился к теме борьбы со сталинизмом. Описав на съезде ряд преступлений сталинизма, Хрущев организовал принятие постановлений о вынесении тела Сталина из мавзолея и переименовании Сталинграда в Волго­град.

В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР была образована Конституционная комиссия, которая осуществила подготовку проекта новой Конституции в течение двух лет. Ос­новные положения проекта новой Конституции сводились к сле­дующему. Один из ключевых ее тезисов: перерастания государства диктатуры пролетариата в обще­народное государство и соответственно формирование советов народных депутатов. Новые советы должны были быть не толь­ко органами власти, но и общественными организациями, так как главная задача заключалась в развертывании общенародной демократии и передаче ряда государственных функций обществен­ным организациям. Подчеркивалось, что руководящим принци­пом госстроительства являлся принцип демократического цент­рализма и коллективного руководства. Особо ставился вопрос о развитии новых демократических общественно-политических институтов, в частности вводились всенародные обсуждения за­конопроектов, отчетность избранных руководителей органов уп­равления перед населением, отраслевые совещания трудящихся, органы народного контроля. Отдельно было сказано о возмож­ности референдумов, причем первый должен был пройти по по­воду принятия данной конституции. Требования программы КПСС о ротации выборных партийных кадров распространялись на депутатский корпус. Право законодательной инициативы по­лучали профсоюзы и комсомол. Комиссии советов получали права контроля над деятельностью министерств и ведомств. Впервые в советской истории предполагалось сделать постоянным состав таких комиссий и перевести часть депутатов на профессиональ­ную деятельность с отрывом от основного производства. Вводи­лись в изменения в деятельность суда и прокуратуры. В частно­сти, санкцию на арест давал только суд, а прокуратура должна была осуществлять надзор, а не административное право.

Большие инновации были включены и текст статей о полно­мочиях республик, которые значительно расширялись. Союзные республики помимо права выхода из СССР получали право осу­ществлять дипломатические и экономические сношения с зару­бежными странами, иметь свои республиканские армии и по воп­росам, не оговоренным в конституции, осуществлять свой суве­ренитет. Выборы республиканских органов власти — правитель­ственных советов предполагалось проводить тайным голосова­нием. В экономическом разделе текста предполагалось включение тезиса о возможности личной собственности и частном мел­ком хозяйстве, кроме государственной и кооперативной.

Итоговый проект Конституции был обсужден на заседании комиссии 16 июля 1964 г. К этому времени под влиянием крити­ки ЦК КПСС он был значительно скорректирован. Под нажи­мом подкомиссии Брежнева в проект были включены идеологи­ческие штампы и декларации, которые значительно ухудшили проект. Были сняты положения о ротации депутатского корпуса, о новых полномочиях республик и др. По мнению исследовате­лей, эти изменения были произведены под сверхбдительным контролем той части ЦК, которая в это время активно готови­лось к смещению Хрущева и не желала изменений в политичес­кой системе.

В целом даже в урезанном виде проект новой кон­ституции, бесспорно, представлял значительный шаг вперед и отражал назревшие потребности демократизации общественной системы. Опасения консервативной части КПСС о размывании политической системы и эрозии коммунистической власти име­ли право на существование, но в условиях общего поступательного развития экономики это не имело бы катастрофических последствий. В то же вовремя принятие демократической Консти­туции дало бы серьезный стимул для развития общества, расши­рило бы социальную базу КПСС, привлекло бы симпатии к власти большой части интеллигенции. Но этот исторический шанс КПСС был бездарно упущен.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Смена политического курсаИстория России

Описание презентации по отдельным слайдам:

Смена политического курсаИстория России

Смена политического курса
История России

План:Смерть Сталина и настроение в обществе. Борьба за власть в советском рук.

План:
Смерть Сталина и настроение в обществе.
Борьба за власть в советском руководстве. Н.С.Хрущёв.
ХХ съезд КПСС и осуждение личности Сталина.
Реабилитация жертв политических репрессий.
Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций.

6. Новая программа КПСС и проект Конституции СССР.

Смерть Сталина и настроение в обществе, стр. 114 5 марта 1953 года

Смерть Сталина и настроение в обществе, стр. 114
5 марта 1953 года



п. 2 Борьба за власть в советском руководстве. Н.С.Хрущёв, стр. 115 Работа в.

п. 2 Борьба за власть в советском руководстве. Н.С.Хрущёв, стр. 115
Работа в парах. Изучить этапы.
1 этап
?
2 этап
?
3 этап
?

1 этап: март-июнь 1953 г. Ключевые позиции заняли председатель Совета Минис.

Холодное лето 1953

Холодное лето 1953

2 этап: лето 1953 – февраль 1955 г.Власть делили Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев.

2 этап: лето 1953 – февраль 1955 г.
Власть делили Г.М. Маленков и Н.С. Хрущев.
Неуклонное усиление позиций Хрущева и ослабление роли Маленкова.
Февраль 1955 г. – Маленков снят с поста главы правительства (его занял Н.А. Булгарин) и назначен министром электростанций.

3 этап: февраль 1955 г. – март 1958 г. Борьба за власть между Н.С. Хрущевым и.

XX съезд КПСС – февраль 1956 г. Реабилитация жертв сталинских репрессий Март.

Реабилитация жертв политических репрессий.1956-1961 гг. – реабилитировано поч.

Реабилитация жертв политических репрессий.
1956-1961 гг. – реабилитировано почти 700 тыс. человек.
Кампания по реабилитации имела свои ограничения:
не коснулась тех деятелей партии, которые представляли альтернативные варианты развития страны в 1920-30 гг. (Бухарин, Зиновьев, Каменев, Троцкий и др.) и их соратников.

Реорганизация госорганов, партийных и общественных организаций.Расширены прав.

Реорганизация госорганов, партийных и общественных организаций.
Расширены права союзных республик в экономической и правовой сферах;
1957 г – восстановили национальную государственность балкарского, калмыцкого, карачаевского, чеченского и ингушского народов;
Постановление ЦК КПСС об улучшении деятельности Советов (меньше опекать, расширять права в хозяйственной деятельности, организации жилищного, культурно-бытового и дорожного строительства)
1957 г. – произошла реорганизация ВЦСПС – расширены права первичных профсоюзов, сокращен штат.

п. 5 Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организа.

п. 5 Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций, стр. 117
январь 1957г. – национальная государственность балкарского, калмыцкого, карачаевского, чеченского и ингушского народов?

п. 6. Новая программа КПСС и проект Конституции СССР, стр. 118 Работа с истор.

п. 6. Новая программа КПСС и проект Конституции СССР, стр. 118
Работа с историческими датами.
январь-февраль 1959г.
октябрь 1961г.
1962-1964гг.
октябрь 1964г.
1966г.

Январь-февраль 1959 г. - XXI съезд КПСС - Хрущев объявил о полной и окончат.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 30 человек из 19 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 241 материал в базе

Материал подходит для УМК

§ 31. Смена политического курса

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 05.10.2021 1725
  • PPTX 5.7 мбайт
  • 439 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Ключерова Мария Геннадьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

В Грузии вандалы залили краской памятник Сталину

Советское какао в кубиках и в порошке

Что Уинстону Черчиллю нравилось в СССР?

Почему советские наушники ТДС все еще актуальны и даже популярны?

Почему советские наушники ТДС все еще актуальны и даже популярны?

Для чего на крышах домов в СССР возводили загадочные башенки

Для чего на крышах домов в СССР возводили загадочные башенки

3 действенных способа наконец-то выучить английский

3 действенных способа наконец-то выучить английский

Тест: настоящий ли вы патриот России?

Гениальность советских режиссеров: несколько любопытных фактов о классике

Гениальность советских режиссеров: несколько любопытных фактов о классике

Советская пастила: особенности её изготовления

С ностальгией и болью о лихих 90-х: пополняем фотоальбом того времени

С ностальгией и болью о лихих 90-х: пополняем фотоальбом того времени

Русский финн, который построил Городок чекистов в Свердловске: удивительная история Ивана Антонова

Русский финн, который построил Городок чекистов в Свердловске: удивительная история Ивана Антонова

Автоностальгия: три самых нестандартных автомагнитолы из позднего СССР

Автоностальгия: три самых нестандартных автомагнитолы из позднего СССР

Жены показали привычки своих мужей, которые выбесят любого (10 фото)

Жены показали привычки своих мужей, которые выбесят любого (10 фото)

Сегодня к нам, а завтра мы к вам: колорит советских застолий

Сегодня к нам, а завтра мы к вам: колорит советских застолий

Постарайтесь вспомнить известного актёра советского кинематографа

Постарайтесь вспомнить известного актёра советского кинематографа

Как СССР стал лидером выработки электроэнергии из ветра

Как СССР стал лидером выработки электроэнергии из ветра

Правдивая история создания космической ручки Пола Фишера

Правдивая история создания космической ручки Пола Фишера

Лихие 90-е Владимира Жириновского: фотоальбом

Дело мальчиков из Измалково: узнаем ли мы правду?

Забытые логотипы советского и импортируемого в СССР из соцстран автопрома

Забытые логотипы советского и импортируемого в СССР из соцстран автопрома

Забевение великого бегуна Владимира Куца

Необычные часы, которые в СССР было носить круто

Скончалась озвучившая Умку актриса Маргарита Корабельникова

Скончалась озвучившая Умку актриса Маргарита Корабельникова

Бабушкин хрусталь: сколько сегодня стоит посуда из советского серванта

Бабушкин хрусталь: сколько сегодня стоит посуда из советского серванта

Прощай, желудок, привет, язва: какие опасные и даже токсичные продукты были у нас на пике моды в 90-х?

Прощай, желудок, привет, язва: какие опасные и даже токсичные продукты были у нас на пике моды в.

Из Петрограда – в кругосветку. Как дети из питательной колонии совершили удивительное путешествие

Из Петрограда – в кругосветку. Как дети из питательной колонии совершили удивительное путешествие

Чересчур необычные исторические фотографии, от которых не оторвать глаз

Чересчур необычные исторические фотографии, от которых не оторвать глаз

Таинственная группа с пластинки

Минутка ностальгии

Служба в советской армии Эмомали Рахмона

Как в СССР боролись с алкоголизмом безалкогольными коктейлями с морковкой и берёзовым соком

Как в СССР боролись с алкоголизмом безалкогольными коктейлями с морковкой и берёзовым соком

Жизнь и смерть первого легального советского миллионера

Жизнь и смерть первого легального советского миллионера

Самые желанные пионерлагеря СССР и что с ними стало сейчас

Самые желанные пионерлагеря СССР и что с ними стало сейчас

Как сейчас живет исполнитель хита

Советские и российские пенсии: отличия, особенности и сравнение

Советские и российские пенсии: отличия, особенности и сравнение

Дверь в СССР: почему у советских граждан была так популярна дерматиновая обивка дверей?

Дверь в СССР: почему у советских граждан была так популярна дерматиновая обивка дверей?

Читайте также: