Нормы международных договоров как источники права социального обеспечения кратко

Обновлено: 05.07.2024

В юридической науке под источником права понимается форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественно порядка. В качестве источников права социального обеспечения выступают нормативные правовые акты различной юридической силы и сферы действия.

По юридической силе выделяются нормативные правовые акты в следующей иерархии: Конституция РФ; международные нормативные правовые акты; федеральные конституционные законы; федеральные законы; подзаконные акты; нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты муниципальных образований; локальные нормативные акты.

По сфере действия выделяют международные, федеральные, региональные, муниципальные, локальные нормативные правовые акты.

По субъектам обеспечения источники права социального обеспечения подразделяются на регулирующие социальное обеспечение: пожилых людей; инвалидов; семей с детьми; государственных гражданских служащих; военнослужащих, проходивших службу по призыву (по контракту); сотрудников правоохранительных органов; судей; граждан, замещающих государственные должности; космонавтов и др.

Особенности источников права социального обеспечения.

1. Отсутствует единый кодифицированный акт. Значительное число отраслей российского права имеет в качестве источников кодекс (уголовное право- Уголовный кодекс РФ; гражданское право – Гражданский кодекс РФ и т.п.). Ученые, занимающиеся правом социального обеспечения, ведут научные дискуссии о необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении. При этом предлагаются разные варианты кодификации:

А) кодификация всего социального законодательства (принятие единого социального кодекса РФ);

Б) кодификация отдельных институтов права социального обеспечения (принятие пенсионного кодекса РФ).

2. Правовое регулирование осуществляется при помощи весьма существенного числа нормативных правовых актов различной юридической силы.

3. Среди источников права социального обеспечения главную роль играют федеральные законы.

4. Значительную роль в правовом регулировании играют подзаконные нормативные правовые акты: акты Правительства РФ, отраслевых федеральных органов исполнительной власти, указы Президента РФ.

5. Динамизм законодательства. Законодательство о социальном обеспечении претерпевает принципиальные изменения примерно один раз в полгода или в год.

6. Сочетание федерального, регионального, муниципального, локального типа регулирования.

Конституция РФ как источник права социального обеспечения.Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации и возглавляет иерархию нормативных правовых актов. Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Международные нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения.Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами Российской Федерации в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Международные правовые акты, регламентирующие социальное обеспечение, можно разделить на четыре группы. В первую группу входят универсальные международные правовые акты, принятые Организацией Объединенных Наций – ООН: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Во вторуюгруппу входят акты специализированных организаций, например, Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда. В третью группу входят акты регионального характера, например, акты, заключенные в рамках Совета Европы, СНГ. В четвертую группу входят двусторонние международные договоры и соглашения Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федерального уровня как источники права социального обеспечения.К актам данного уровня относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов исполнительной власти и акты государственных внебюджетных фондов. В число актов законодательного уровня входят:




1. законы, регламентирующие пенсионное обеспечение:

- Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 14.12.2015 года № 373-ФЗ);

- Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2015 года № 399-ФЗ);

- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400 "О страховых пенсиях" (в редакции от 29.12.2015 года № 385-ФЗ);

- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (вступил в законную силу 01.01.2015 г., действующая редакция) и др.

2. законы, регламентирующие предоставление пособий:

3. Законы, регламентирующие обеспечение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях:

-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции от 29.12.2015 г. № 394-ФЗ);

4. Законы, регламентирующие медицинскую помощь:

Указы Президента РФ носят подзаконный характер и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Примерами могут служить следующие акты Президента РФ:

Постановлениями Правительства РФ конкретизируются положения федеральных законов, устанавливается порядок их применения, утверждаются правила и порядок предоставления различных видов обеспечения. Примерами могут служить:

Нормативные правовые акты министерств, ведомств и фондов регламентируют порядок деятельности органов, предоставляющих социальное обеспечение, по единообразному применению законов. К актам такого уровня относятся:

Задание. Систематизируйте изученный материал, приведите примеры и заполните таблицу:

Международные правовые акты

Подзаконные правовые акты

Ведомственные нормативные акты

Моя шпаргалка

1. Я понял (а) следующие определения и понятия:_____________________________________

2. Я не понял (а) определения, понятия, материал. Задать преподавателю следующие вопросы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Самооценка. Я усвоил (а) материал на: (указать баллы)_______________________________

В юридической науке под источником права понимается форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественно порядка. В качестве источников права социального обеспечения выступают нормативные правовые акты различной юридической силы и сферы действия.

По юридической силе выделяются нормативные правовые акты в следующей иерархии: Конституция РФ; международные нормативные правовые акты; федеральные конституционные законы; федеральные законы; подзаконные акты; нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты муниципальных образований; локальные нормативные акты.

По сфере действия выделяют международные, федеральные, региональные, муниципальные, локальные нормативные правовые акты.

По субъектам обеспечения источники права социального обеспечения подразделяются на регулирующие социальное обеспечение: пожилых людей; инвалидов; семей с детьми; государственных гражданских служащих; военнослужащих, проходивших службу по призыву (по контракту); сотрудников правоохранительных органов; судей; граждан, замещающих государственные должности; космонавтов и др.

Особенности источников права социального обеспечения.

1. Отсутствует единый кодифицированный акт. Значительное число отраслей российского права имеет в качестве источников кодекс (уголовное право- Уголовный кодекс РФ; гражданское право – Гражданский кодекс РФ и т.п.). Ученые, занимающиеся правом социального обеспечения, ведут научные дискуссии о необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении. При этом предлагаются разные варианты кодификации:

А) кодификация всего социального законодательства (принятие единого социального кодекса РФ);

Б) кодификация отдельных институтов права социального обеспечения (принятие пенсионного кодекса РФ).

2. Правовое регулирование осуществляется при помощи весьма существенного числа нормативных правовых актов различной юридической силы.

3. Среди источников права социального обеспечения главную роль играют федеральные законы.

4. Значительную роль в правовом регулировании играют подзаконные нормативные правовые акты: акты Правительства РФ, отраслевых федеральных органов исполнительной власти, указы Президента РФ.

5. Динамизм законодательства. Законодательство о социальном обеспечении претерпевает принципиальные изменения примерно один раз в полгода или в год.

6. Сочетание федерального, регионального, муниципального, локального типа регулирования.

Конституция РФ как источник права социального обеспечения.Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации и возглавляет иерархию нормативных правовых актов. Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Международные нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения.Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами Российской Федерации в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Международные правовые акты, регламентирующие социальное обеспечение, можно разделить на четыре группы. В первую группу входят универсальные международные правовые акты, принятые Организацией Объединенных Наций – ООН: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Во вторуюгруппу входят акты специализированных организаций, например, Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда. В третью группу входят акты регионального характера, например, акты, заключенные в рамках Совета Европы, СНГ. В четвертую группу входят двусторонние международные договоры и соглашения Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федерального уровня как источники права социального обеспечения.К актам данного уровня относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов исполнительной власти и акты государственных внебюджетных фондов. В число актов законодательного уровня входят:

1. законы, регламентирующие пенсионное обеспечение:

- Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 14.12.2015 года № 373-ФЗ);

- Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2015 года № 399-ФЗ);

- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400 "О страховых пенсиях" (в редакции от 29.12.2015 года № 385-ФЗ);

- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (вступил в законную силу 01.01.2015 г., действующая редакция) и др.

2. законы, регламентирующие предоставление пособий:

3. Законы, регламентирующие обеспечение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях:

-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции от 29.12.2015 г. № 394-ФЗ);

4. Законы, регламентирующие медицинскую помощь:

Указы Президента РФ носят подзаконный характер и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Примерами могут служить следующие акты Президента РФ:

Постановлениями Правительства РФ конкретизируются положения федеральных законов, устанавливается порядок их применения, утверждаются правила и порядок предоставления различных видов обеспечения. Примерами могут служить:

Нормативные правовые акты министерств, ведомств и фондов регламентируют порядок деятельности органов, предоставляющих социальное обеспечение, по единообразному применению законов. К актам такого уровня относятся:

Задание. Систематизируйте изученный материал, приведите примеры и заполните таблицу:

Международные правовые акты

Подзаконные правовые акты

Ведомственные нормативные акты

Моя шпаргалка

1. Я понял (а) следующие определения и понятия:_____________________________________

2. Я не понял (а) определения, понятия, материал. Задать преподавателю следующие вопросы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Самооценка. Я усвоил (а) материал на: (указать баллы)_______________________________

Статья 15 Конституции РФ гласит, что признанные всеми нормы и принципы международного права, как и международные договоры РФ, включены в состав правовой системы. Любой международный договор обладает приоритетом перед нормативно-правовыми актами РФ, если они вступают в противоречие. Гражданские права и свободы в России признаны и гарантируются в соответствии с общими принципами и нормами международного права.

По этой причине в международном праве общепризнанные принципы и нормы, как и международные договоры имеют огромное значение в правовом регулировании соц. обеспечения в РФ.

Международные договоры в соответствии с вышесказанным можно разделить на те, которые обладают приоритетом перед ФЗ и те, которые имеют приоритет перед подзаконными НПА.

В соответствии с субъектно-территориальной областью действия международные НПА классифицируются на 4 группы:

  1. Универсальные международные НПА, которые принимает ООН (например, Всеобщая декларация прав человека 1948 года);
  2. Акты специализированных организаций, включая Всемирную организацию здравоохранения, Международную организацию труда;
  3. Региональные акты, которые заключены в рамках Совета Европы (СЕ), СНГ;
  4. Договоры и соглашения РФ двустороннего характера, заключенные на международном уровне.

НПА, которые входят в первую группу, рассматриваются на примере Всеобщей декларации прав человека. Она провозглашает право любого человека обратиться за соответствующим социальным обеспечением, закрепляя принципы его предоставления. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, также входящий в первую группу документов, признает право для каждого человека на социальное обеспечение, включая гарантии его достаточного жизненного уровня.

Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин рассматривает права любой женщины на оплачиваемый отпуск по беременности и родам, на обслуживание, необходимое в период беременности и родов, а также в послеродовой период. Она предусматривает обязательную выплату семейных и других пособий социального характера.

Конвенция ООН о правах ребенка отмечает наличие прав для каждого ребенка, который может воспользоваться наиболее современными услугами системы здравоохранения, благами, предусмотренными системой социального обеспечения.

Социальная защита граждан и обеспечение полного и равного осуществления всеми инвалидами всей системы прав человека и его основных свобод закрепляет Конвенция ООН о правах инвалидов. Ее целью является закрепление принципа уважения человеческого достоинства, свободы выбора самостоятельности и независимости; отсутствия дискриминации. В соответствии с положениями Конвенции любой человек должен полностью и эффективно вовлекаться и включаться в общество; должно быть уважение к особенностям инвалидов и принятия их как компонента общества. Также она предусматривает равные возможности; доступность; равенство между мужчинами и женщинами; уважение развивающихся способностей детей инвалидов и уважение их прав на сохранение собственной индивидуальности. Также Конвенция налагает на страны-участники обязанность обеспечения и поощрения полной реализации всех прав человека и его основных свобод для всех инвалидов без наличия дискриминации по признаку инвалидности, государства должны принимать необходимые для этого законодательные, административные и прочие меры с целью осуществления инвалидами собственных прав. Ими должны быть приняты все требуемые меры, включая законодательные, для того, чтобы изменить или отменить существующие законы, постановления, обычаи и устои, являющиеся в отношении инвалидов дискриминационными.

Защиту и поощрение человеческих прав важно учесть во всех стратегиях и программах, осуществляя и поощряя исследовательские и конструкторские разработки, способствуя наличию и использованию новых технологий и средств, которые облегчают мобильность, устройств и ассистивных технологий и подходят для инвалидов. В первую очередь внимание должно быть уделено недорогим технологиям, а инвалидом должна быть предоставлена доступная информация о подобных средствах и устройствах.

  • независимость (доступ к качественным продуктам и воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию, возможность работать или вести другую деятельность, которая приносит доход, и др.);
  • участие (вовлеченность в общественную жизнь, разработка и осуществление политики, которая напрямую способна затронуть их благосостояние, передача опыта и знаний молодежи и др.);
  • уход, который может предоставляться семьей и обществом в соответствии с системой культурных ценностей, принятых в этом обществе;
  • реализация внутреннего потенциала;
  • достоинство (формирование условий, которые дают возможность вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаясь эксплуатации и насилию).

Международные НМА первой группы не только закрепляют право людей на социальное обеспечение, в том числе социальное страхование. Они формируют и устанавливают уровень жизни, который должен быть гарантирован человеку. По сути он является тем социально-минимальным уровнем, включающим в себя все то, что требуется для обеспечения здоровья и благосостояния. Наряду с этим, НПА данной группы включают все социальные риски, защиту от наступления которых гарантирует (должно гарантировать) государство.

Рассмотрение актов специализированных организаций

В группу НПА, которые составляются специализированными организациями международного уровня, следует включить акты МОТ. Эта организация существенное внимание заостряет на вопросах социального обеспечения и охраны здоровья рабочих. Важнейшая функция МОт представлена нормотворчеством, при этом ценность актов заключается в наличии достаточно эффективного контрольного механизма, который состоит в регулярном контроле на основе докладов правительств и контроле, в основе которого лежит направление представлений и жалоб. Основные документы МОТ представляют собой рекомендации и конвенции. Первые из них могут быть приняты, если вопрос для обсуждения, или его вид такой, что решение нельзя принять в это время в форме конвенции.

Это дает возможность повышения жизненного уровня своими усилиями, обеспечивая поддержку прожиточного минимума.

Медицинское удостоверение подтверждает, что зрение и слух лица (лиц, которые должны работать на палубе), включая их способность различать цвета, являются соответствующими нормам, лицо не должно страдать от какой-либо болезни, которая может обостриться при осуществлении службы в море или сделать человека непригодным к этой службе (не должна также угрожать здоровью других лиц, которые находятся на борту).

В качестве органа ВОЗ ассамблея здравоохранения вправе принимать акты по вопросам, которые относятся к:

  • санитарным и карантинным требованиям и прочим мероприятиям, направленным против международного распространения болезней;
  • номенклатуре болезней, причинам смерти и практике общественного здравоохранения;
  • стандартам диагностических методов исследования с целью их международного применения, стандартам на предмет их безвредности, чистоты и силы действия биологических, фармацевтических и других продуктов, которые обращаются в международной торговле;
  • рекламе и ярлыков биологической, фармацевтической продукции, которая обращается в ходе международной торговли.

Региональные акты, заключаемые группами государств

В первую очередь к актам, которые заключаются группами стран, необходимо отнести Европейскую социальную хартию, закрепляющую обязанность стран формировать и осуществлять поддержку системы социального обеспечения на определенном уровне, добиваясь постепенного вывода системы социального обеспечения на высший уровень. В этом процессе важно осуществлять меры, которые направлены на:

  • устранение причин нездоровья;
  • формирование круга услуг консультационного и просветительского характера, которые способствуют укреплению здоровья и здорового образа жизни;
  • предотвращение эпидемий, эндемических и прочих заболеваний, а также несчастных случаев

Хартия закрепляет права на защиту несовершеннолетних граждан, работающих женщин, инвалидов, которые касаются профессиональной подготовки, профессиональной и социальной реабилитации. Для семей предусмотрена социальная, правовая и экономическая защита, право на охрану здоровья и социальное обеспечение, социальная и медицинская помощь, услуги, оказываемые социальными службами.

В 1964 году был принят Европейский кодекс социального обеспечения. Он содержит пункты, регулирующие предоставление медицинской помощи, выплату пособий по болезни, старости и безработице, помощь при наступлении производственной травмы, помощь семьям при наличии детей, помощь по беременности и родам, инвалидности или смерти кормильца.

В эту же группу входят соглашения СНГ, которые связаны с вопросами предоставления социального обеспечения. Их заключили в 90-е гг. XX века. Причина активной связи стран-членов СНГ в тот период заключалась в резко увеличившемся потоке переселенцев и лиц, мигрирующих с целью заработка в связи с распадом СССР.

Для того, чтобы обеспечить эффективное осуществление прав матерей и ребенка на социальную и экономическую защиту, государства должны принимать в этом направлении необходимые меры, включая формирование и содержание соответствующих служб (институтов). В России Конвенция ратифицирована посредством Федерального закона № 163-ФЗ в 1995 году.

Страны СНГ также заключили соглашения, которые регламентируют проблемы предоставления медицинской помощи (регламентирован порядок оказания медицинской помощи трудовым мигрантам).

Участники первого Соглашения помимо нашей страны включают Азербайджанскую Республику, Армению, Республику Беларусь, Грузию (с оговоркой), Казахстан, Кыргызскую Республику, Республику Молдову, Таджикистан, Узбекистан, Украину (с учетом оговорки). По второму соглашению, заключенному в 1998 году, в состав стали входить Беларусь, Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Таджикистан.

Рассмотренные соглашения классифицируют медицинскую помощь на плановую, скорую и неотложную.

Скорая и неотложная медицинская помощь гражданам представляет собой систему медицинских услуг, которые оказываются в случае острых нарушений физического или психического здоровья, которые угрожают жизни или здоровью пациента или окружающих. Рассматриваемая помощь должна предоставляться беспрепятственно, бесплатно и в соответствующем объеме. Она осуществляется лечебно-профилактическими государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения нашей страны, вне зависимости, есть ли у человека медицинский страховой полис.

Плановая медицинская помощь включает медицинские услуги, которые предоставляются в случае нарушения здоровья человека (психологического, физического), не представляющего прямой угрозы его жизни или здоровью окружающих людей. Оплату фактической суммы оказываемых услуг производят в соответствии с тарифами (договорными ценами) непосредственно сами пациенты или юридические (физические) лица, которые представляют их интересы (то есть работодатель).

Оплата стоимости лечения профессионального заболевания или производственной травмы, которые связаны с трудовой деятельностью лица в стране, где он временно пребывает, производится за счет средств юридического лица (работодателя) в порядке и на условиях, которые предусматривают законы нашей страны.

Основанием для предоставления определенной плановой медицинской помощи могут являться различные медицинские документы и гарантийные обязательства об оплате фактической стоимости. Если же эти документы отсутствуют, то плановую медицинскую помощь трудовым мигрантам оказывают после предоплаты в сумме не менее ориентировочной суммы лечения.

Эта выплата производится за счет средств бюджета страны, к которой принадлежат воинские формирования, а в других случаях – в порядке, который предусматривается для граждан страны пребывания.

В СНГ также были заключены и вступили в силу рекомендательные НПА, разработкой которых занимаются межпарламентские объединения в рамках соответствующих интеграционных образований (в первую очередь, Межпарламентская Ассамблея стран-участников СНГ).

Договоры и соглашения РФ двустороннего характера, заключенные на международном уровне

Прежде чем рассматривать эту группу НПА, важно вернуться к положениям Конвенции МОТ, которая касается равноправия граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства в сфере социального обеспечения. С ее помощью было сформировано 2 принципа, являющиеся основной двусторонних договоров и соглашений. Один из основных вопросов социального обеспечения, который нуждается в регламентации, состоит в финансировании. Так, ст. 7 Конвенции устанавливает положение, в соответствии с которым по взаимному соглашению заинтересованных стран затраты по выплате пособий инвалидам, пенсионерам и лицам,потерявшим кормильца, должны распределяться между участниками или выплачиваться тем участником, на территории которого получатели проживают.

Другими словами, этот принцип можно назвать принцип территориальности (пропорциональность).

Основным отличием соглашений, которые построены в соответствии с принципом территориальности, является то, что они заключаются с целью предоставления любого вида социального обеспечения, включая страховое и не страховое, согласно законодательству страны, где проживает гражданин. На основе этого Соглашения заключались и несколько соглашений:

Международные НПА, которые регламентируют социальное обеспечение, призваны выполнять 2 базовые функции, формируя общие для всех стандарты в области социального обеспечения, закрепляя право человека на социальное обеспечение в международных актах, а также его сохранение при миграции в пределах договаривающихся сторон.

В основе международно-правового регулирования социального обеспечения лежат акты Организации Объединенных Наций, закрепившие основополагающие права и свободы каждого человека, важной гарантией реализации которых является право на социальное обеспечение, включая право на социальное страхование, пенсионное обеспечение и социальную защиту, медицинское обслуживание.

Всеобщая декларация прав человека 1948 г. закрепила общепризнанный комплекс прав человека. Основным правом человека при этом признается право на жизнь, реализация которого обеспечивается системой других прав, принадлежащих человеку. Одним из них является право каждого как члена общества на социальное обеспечение. Оно включает в себя право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, старости, вдовства, или иного случая утраты средств существования по обстоятельствам, не зависящим от человека. Данное право закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина 1966 г.

Согласно ст. 10 Европейской хартии об основных социальных правах трудящихся, подписанной в Страсбурге в 1989 г., работающие граждане имеют права на адекватную социальную защиту и адекватные размеры выплат по социальному обеспечению в случае утраты заработка в связи с наступлением социального риска, а неработающие граждане, не имеющие средств существования, имеют право на социальную помощь в размере прожиточного минимума.

В соответствии со ст. 12 Европейской социальной хартии государства обязуются:

– создать или поддерживать систему социального обеспечения;

– поддерживать такую систему социального обеспечения на достаточно удовлетворительном уровне, по меньшей мере, равном такому, который требуется для ратификации Конвенции № 102 Международной организации труда о минимальных нормах социального обеспечения. Данный документ предусматривает также право на социальную и медицинскую помощь (ст. 13), на социальное обслуживание (ст. 14), право инвалидов на социальную интеграцию и участие в жизни общества (ст. 15). К сожалению, положения данной Хартии, касающиеся прав в сфере социального обеспечения не вошли в число ратифицированных Российской Федерацией).

Важное значение в праве социального обеспечения играют следующие акты МОТ:

Следует отметить, что ни одну их указанных, ни подавляющее большинство других конвенций МОТ в сфере социального обеспечения Россия не ратифицировала.

В юридической науке под источником права понимается форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественно порядка. В качестве источников права социального обеспечения выступают нормативные правовые акты различной юридической силы и сферы действия.

По юридической силе выделяются нормативные правовые акты в следующей иерархии: Конституция РФ; международные нормативные правовые акты; федеральные конституционные законы; федеральные законы; подзаконные акты; нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты муниципальных образований; локальные нормативные акты.

По сфере действия выделяют международные, федеральные, региональные, муниципальные, локальные нормативные правовые акты.

По субъектам обеспечения источники права социального обеспечения подразделяются на регулирующие социальное обеспечение: пожилых людей; инвалидов; семей с детьми; государственных гражданских служащих; военнослужащих, проходивших службу по призыву (по контракту); сотрудников правоохранительных органов; судей; граждан, замещающих государственные должности; космонавтов и др.

Особенности источников права социального обеспечения.

1. Отсутствует единый кодифицированный акт. Значительное число отраслей российского права имеет в качестве источников кодекс (уголовное право- Уголовный кодекс РФ; гражданское право – Гражданский кодекс РФ и т.п.). Ученые, занимающиеся правом социального обеспечения, ведут научные дискуссии о необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении. При этом предлагаются разные варианты кодификации:

А) кодификация всего социального законодательства (принятие единого социального кодекса РФ);

Б) кодификация отдельных институтов права социального обеспечения (принятие пенсионного кодекса РФ).

2. Правовое регулирование осуществляется при помощи весьма существенного числа нормативных правовых актов различной юридической силы.

3. Среди источников права социального обеспечения главную роль играют федеральные законы.

4. Значительную роль в правовом регулировании играют подзаконные нормативные правовые акты: акты Правительства РФ, отраслевых федеральных органов исполнительной власти, указы Президента РФ.

5. Динамизм законодательства. Законодательство о социальном обеспечении претерпевает принципиальные изменения примерно один раз в полгода или в год.

6. Сочетание федерального, регионального, муниципального, локального типа регулирования.

Конституция РФ как источник права социального обеспечения.Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации и возглавляет иерархию нормативных правовых актов. Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Международные нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения.Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами Российской Федерации в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Международные правовые акты, регламентирующие социальное обеспечение, можно разделить на четыре группы. В первую группу входят универсальные международные правовые акты, принятые Организацией Объединенных Наций – ООН: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Во вторуюгруппу входят акты специализированных организаций, например, Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда. В третью группу входят акты регионального характера, например, акты, заключенные в рамках Совета Европы, СНГ. В четвертую группу входят двусторонние международные договоры и соглашения Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федерального уровня как источники права социального обеспечения.К актам данного уровня относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов исполнительной власти и акты государственных внебюджетных фондов. В число актов законодательного уровня входят:




1. законы, регламентирующие пенсионное обеспечение:

- Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 14.12.2015 года № 373-ФЗ);

- Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2015 года № 399-ФЗ);

- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400 "О страховых пенсиях" (в редакции от 29.12.2015 года № 385-ФЗ);

- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (вступил в законную силу 01.01.2015 г., действующая редакция) и др.

2. законы, регламентирующие предоставление пособий:

3. Законы, регламентирующие обеспечение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях:

-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции от 29.12.2015 г. № 394-ФЗ);

4. Законы, регламентирующие медицинскую помощь:

Указы Президента РФ носят подзаконный характер и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Примерами могут служить следующие акты Президента РФ:

Постановлениями Правительства РФ конкретизируются положения федеральных законов, устанавливается порядок их применения, утверждаются правила и порядок предоставления различных видов обеспечения. Примерами могут служить:

Нормативные правовые акты министерств, ведомств и фондов регламентируют порядок деятельности органов, предоставляющих социальное обеспечение, по единообразному применению законов. К актам такого уровня относятся:

Задание. Систематизируйте изученный материал, приведите примеры и заполните таблицу:

Международные правовые акты

Подзаконные правовые акты

Ведомственные нормативные акты

Моя шпаргалка

1. Я понял (а) следующие определения и понятия:_____________________________________

2. Я не понял (а) определения, понятия, материал. Задать преподавателю следующие вопросы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Самооценка. Я усвоил (а) материал на: (указать баллы)_______________________________

В юридической науке под источником права понимается форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественно порядка. В качестве источников права социального обеспечения выступают нормативные правовые акты различной юридической силы и сферы действия.

По юридической силе выделяются нормативные правовые акты в следующей иерархии: Конституция РФ; международные нормативные правовые акты; федеральные конституционные законы; федеральные законы; подзаконные акты; нормативные правовые акты субъектов РФ; нормативные правовые акты муниципальных образований; локальные нормативные акты.

По сфере действия выделяют международные, федеральные, региональные, муниципальные, локальные нормативные правовые акты.

По субъектам обеспечения источники права социального обеспечения подразделяются на регулирующие социальное обеспечение: пожилых людей; инвалидов; семей с детьми; государственных гражданских служащих; военнослужащих, проходивших службу по призыву (по контракту); сотрудников правоохранительных органов; судей; граждан, замещающих государственные должности; космонавтов и др.

Особенности источников права социального обеспечения.

1. Отсутствует единый кодифицированный акт. Значительное число отраслей российского права имеет в качестве источников кодекс (уголовное право- Уголовный кодекс РФ; гражданское право – Гражданский кодекс РФ и т.п.). Ученые, занимающиеся правом социального обеспечения, ведут научные дискуссии о необходимости кодификации законодательства о социальном обеспечении. При этом предлагаются разные варианты кодификации:

А) кодификация всего социального законодательства (принятие единого социального кодекса РФ);

Б) кодификация отдельных институтов права социального обеспечения (принятие пенсионного кодекса РФ).

2. Правовое регулирование осуществляется при помощи весьма существенного числа нормативных правовых актов различной юридической силы.

3. Среди источников права социального обеспечения главную роль играют федеральные законы.

4. Значительную роль в правовом регулировании играют подзаконные нормативные правовые акты: акты Правительства РФ, отраслевых федеральных органов исполнительной власти, указы Президента РФ.

5. Динамизм законодательства. Законодательство о социальном обеспечении претерпевает принципиальные изменения примерно один раз в полгода или в год.

6. Сочетание федерального, регионального, муниципального, локального типа регулирования.

Конституция РФ как источник права социального обеспечения.Конституция РФ имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации и возглавляет иерархию нормативных правовых актов. Согласно статье 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Международные нормативные правовые акты как источники права социального обеспечения.Международные договоры обладают приоритетом перед нормативными актами Российской Федерации в случае их противоречия. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

Международные правовые акты, регламентирующие социальное обеспечение, можно разделить на четыре группы. В первую группу входят универсальные международные правовые акты, принятые Организацией Объединенных Наций – ООН: Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Во вторуюгруппу входят акты специализированных организаций, например, Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда. В третью группу входят акты регионального характера, например, акты, заключенные в рамках Совета Европы, СНГ. В четвертую группу входят двусторонние международные договоры и соглашения Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федерального уровня как источники права социального обеспечения.К актам данного уровня относятся федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты других органов исполнительной власти и акты государственных внебюджетных фондов. В число актов законодательного уровня входят:

1. законы, регламентирующие пенсионное обеспечение:

- Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции от 14.12.2015 года № 373-ФЗ);

- Федеральный закон Российской Федерации от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (в редакции от 29.12.2015 года № 399-ФЗ);

- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 г. № 400 "О страховых пенсиях" (в редакции от 29.12.2015 года № 385-ФЗ);

- Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" (вступил в законную силу 01.01.2015 г., действующая редакция) и др.

2. законы, регламентирующие предоставление пособий:

3. Законы, регламентирующие обеспечение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях:

-Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции от 29.12.2015 г. № 394-ФЗ);

4. Законы, регламентирующие медицинскую помощь:

Указы Президента РФ носят подзаконный характер и не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Примерами могут служить следующие акты Президента РФ:

Постановлениями Правительства РФ конкретизируются положения федеральных законов, устанавливается порядок их применения, утверждаются правила и порядок предоставления различных видов обеспечения. Примерами могут служить:

Нормативные правовые акты министерств, ведомств и фондов регламентируют порядок деятельности органов, предоставляющих социальное обеспечение, по единообразному применению законов. К актам такого уровня относятся:

Задание. Систематизируйте изученный материал, приведите примеры и заполните таблицу:

Международные правовые акты

Подзаконные правовые акты

Ведомственные нормативные акты

Моя шпаргалка

1. Я понял (а) следующие определения и понятия:_____________________________________

2. Я не понял (а) определения, понятия, материал. Задать преподавателю следующие вопросы:________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Самооценка. Я усвоил (а) материал на: (указать баллы)_______________________________

Читайте также: