Ночь пастернак анализ кратко

Обновлено: 06.07.2024

Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.

Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.

Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.

Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.

И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.

В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.

В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.

Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.

Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.

Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.

В самом начале кажется, что Пастернак говорит о вещах простых, обыденных – о людях, вынужденно или добровольно бодрствующих в ночи. Оно объединяет и ночной труд, и ночные развлечения. Лирический герой представлен летчиком, который наблюдает за миром с высоты, поднимаясь выше самолетов – в открытый космос.

Упоминаются тем или иным образом совершенно разные люди – кочегары, праздные гуляки, истопники, художники. Почти слышен звук баров, поездов, вокзалов. Ночной мир объят каким-то особенным огнем, не видимым глазом в свете дня. Ночь в культуре обладает своим, мистическим смыслом, означающим и приход вдохновения, и время пробуждение потусторонних сил.

Поэт словно возвышается над собой самим, над миром, наблюдая за ним с высоты даже не полета – космических тел. Даже звезды глядят на беспокойную Землю, не засыпающую полностью и ночью. Через этот полет передается тема власти и силы, которую имеют те самые далекие Марс и Венера, ибо они имеют возможности, недоступные обычному человеку. Так и творец имеет возможности создавать новые миры и пространства.

Однако главный мотив произведения прослеживается только к его концу. Художник обязан творить в любое время суток, сон для него – непозволительная роскошь, во время которой он может упустить что-то важное. Если небо для летчика – холст, на котором он рисует узоры полета, то для художника оно – холст для узоров мысли.

Произведение написано нечастым для Бориса Пастернака трехстопным ямбом, стропа двусложная с ударением на 2-м слоге. Рифма по всему стихотворению перекрестная, преимущественно мужская. Жанровое направление смешанное – медитативная лирика и элегия.

Стихотворение Пастернак написал в 1957 году. В этот период поэт жил в Переделкино, над которым нередко пролетали самолеты. Этот образ, полёта и пилота, смотрящего сверху на землю, он передал в стихотворении. Есть также версия, что оно написано под впечатлением от произведения Антуана де Сента-Экзюпери.

Стихотворение написано в лирическом жанре, напоминающим элегию.

Оно исполнено трехстопным ямбом с перекрестной рифмой: АБАБ с чередованием мужской и женской.

Главные образы - ночное небо и ночной полет, во время которого кипит жизнь на земле, в дремоте и бессоннице, в труде и бодрости.

Основная тема стихотворения - ночной полет, через который автор пытается рассказать о важной миссии поэта. Он использует простые образы, которые понятны и близки читателю. Через как бы разные виды профессиональной деятельности он пытается донести, что жизнь поэтов проходит путь в ночи - тревожной и длинной, но созерцающей и дающей новую размышления и взгляды на жизнь. Даже в темное время суток продолжается труд - шумят вокзалы, поезда, бары. И пока продолжается это ночное движение, проходит сама жизнь. Возможно, она трудная и тяжёлая по сравнению с дневной, поэтому Млечный Путь изогнут “страшным креном” и “горят материки”, но она не останавливается, как сама земля, котора всегда вертится вокруг солнца.

Основная идея стихотворения - описание огромного пространства, в котором творит поэт. Оно подано через полет, когда лётчик может наблюдать полную картину, которая происходит в ночное время на земле. Небо в это время суток словно символизирует холст, на котором поэт рисует образы. Часто ночь ассоциируется со временем, когда к поэтому приходит вдохновение, и Пастернак не отходит от этой традиции. Более того, его лирический герой - лётчик, который видит все с высоты, многое доступно его взору. Он как бы охватывает мир взглядом больше, чем остальные, что и свойственно поэту.

Сюжет развивается плавно. Сначала читатель видит спокойное небо “без проволочек” и летчика. Затем следует описание того, что видно сверху - ночная жизнь, которая после захода солнца не остановилась: город продолжает трудиться. Немного тревожных ноток добавил поэт в картину темных суток - тучи, блуждание небесных тел среди изогнутого млечного пути. И все же в конце появляется прекрасное далеко. И звучит призыв - творить, как лётчик, как звезда.

Поэт использует художественные приемы для большей выразительности: эпитеты (прекрасное далеко), метафоры (тает ночь), сравнения (крестик на ткани), олицетворение (блуждают небесные тела).

“Ночь” - стихотворение, которое вызывает с одной стороны тревожные чувства из-за того, что сама ночь ассоциируется с чем-то таинственным и темным, но с другой - светлую надежду о том, что пока город не спит, жизнь продолжается, т.е. продолжается миссия поэта.

Анализ стихотворения Ночь по плану

Возможно вам будет интересно

ата написания – 1884 год. Жанр – элегия, тематика – увядание осенней природы и тоска поэта, вызванная этим. Произведение составлено из четырёх строф по пять строчек каждая.

В своем стихотворении Некрасов рассказывает о спасении пасеки в период наводнения. Когда вода заполнила часть пути между ульями и пространством, где пчелки собирали нектар, они стали недолетать и тонули в водице.

Самые знаменитые стихотворения Мандельштама были написаны в 1930-х годах. Во время тех небывалых перемен многие люди молчали и боялись сказать правду и выразить свое мнение. Но одна уникальная работа талантливого поэта имела

Идёт без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром лётчик
Уходит в облака.

Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.

Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.

Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.

И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повёрнут Млечный путь.

В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.

В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.

Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.

Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.

Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как лётчик, как звезда.

Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.

Завершающие строчки этого стихотворения, как пишет в биографии поэта Дмитрий Быков, наверное, цитируют чаще, чем что-либо другое у Пастернака.

А почему вы захотели поговорить именно об этом стихотворении? Насколько я понимаю, есть что-то новое, что вы о нём недавно узнали и хотите сообщить.

Где она находит подтекст у Вячеслава Иванова — очень похожие строки.

Конечно! Такая мечта — лечь и уснуть. Сон коварный, он подстерегает.

Бдение в Гефсиманском саду?

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далёком отголоске,
Что случится на моём веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идёт другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, всё тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

А в нашем стихотворении мы имеем дело с ситуацией гораздо более оптимистической. Мы можем вернуться к тому, что в этом стихотворении есть другой пласт, другое измерение: вот я, вот истопники, а вот какие-то актёры в Париже, сидящие на старинном чердаке, богемные. Вот лётчик, а вот художники — и мы все вместе. Все не спим, находимся в заговоре против страшных сил, которые погубили Христа, — мы все вместе. Ночь перестаёт быть страшной, если мы не спим, если мы делаем своё дело.

Бодрствование как общая работа, бдение?

И сама идея, что летчик вознёсся над всеми…

И заговаривает себя от впадения в темноту.

Да. И впадения в немоту. Но самое главное: лётчик — тот, кто всё это соединяет в одну картину. Истопники и солдаты, конечно, работают и не спят, обеспечивают теплом людей, охраняют нас, но они не видят всей картины. А задачи лётчика и художника отчасти сходны. Лётчик объединяет очень разные картины в некоторое единство, но всего он всё равно не видит — это даже по тексту ясно. Он физически не может видеть тех, кто в Париже под крышей: крыша закрывает от него этих людей. А вот поэт своим мысленным взором облетает мир и видит всё. Он объединяет все эти разрозненные картины в одну — и он в наибольшей степени из всех этих персонажей может быть уподоблен Христу.

В статье Магомедовой как раз и говорится о причинно-следственной связи между этими двумя вещами. Это горение оттого, что кто-то отапливает эти материки и даёт им свет.

Борис Пастернак. Стихотворения и поэмы. Государственное издательство художественной литературы, 1961 год

Да. Упорядоченная галерея.

Но тоже очень хаотично и страстно это делают.

Ага. Ларины в Москву въезжают.

Он жадный до жизни.

Да. Весь мир попадает в его книги. В ранних стихах этот каталог не упорядочен. И предметы все расплываются, утрачивают границы, сливаются. Уже про это писали: часто у Пастернака глаза на мокром месте, у него много слёз. Потому что мир должен немного расплыться.

Слеза как линза?

Про планеты, Венеру и Марс — это отдельный момент. Тут уместно наблюдение Дины Махмудовны Магомедовой о символической подоплёке этого стихотворения: Венера и Марс здесь — аллегории любви и войны.

Уверен, что летал.

Собственно говоря, раз мы заговорили об этом перечислении, то уместно сказать и про семантический ореол метра, который так любят стиховеды и никто особо больше не любит.

Моё любимое стихотворение.

Про атлантов?


1. История создания. Произведение "Зимняя ночь" входит в стихотворную часть знаменитого романа Б. Пастернака "Доктор Живаго". Точная дата написания стихотворения неизвестна. По одной версии оно было создано в 1946 г., по другой - в период завершения работы над романом (1955). Женский образ в произведении исследователи связывают с последней любовью поэта - О. Ивинской.

2. Жанр стихотворения - философско-любовная лирика.

3. Главная тема - противостояние человека жизненным невзгодам. Метель символизирует собой суровый и беспощадный окружающий мир. Он пытается подчинить себе лирического героя, убить в нем индивидуальную личность. Горящая свеча становится символом надежного убежища, спасительного маяка, возле которого можно спрятаться от разбушевавшейся стихии. Бороться со "снежной мглой" в одиночку невероятно тяжело. Лирический герой бесконечно счастлив, что ему на помощь приходит любимая женщина.

4. Композиция произведения кольцевая. Последняя строфа неточно повторяет первую по тексту, но в смысловом плане идентична ей: "мело, мело по всей земле" - "мело весь месяц".

5. Размер стихотворения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

6. Выразительные средства. Творчество Пастернака очень сложно для понимания. Стихотворение "Зимняя ночь" перенасыщено символами, сравнениями, иносказаниями. Роль эпитетов незначительна: "озаренный", "седой и белой". Бросаются в глаза оригинальные метафоры ("слезами с ночника. капал", "жар соблазна") и сравнения ("как. мошкара", "как ангел"). Центральная антитеза выражается через противостояние свечи, пламени, жара и метели, "снежной мглы". Спасительный образ повторяется в рефрене "Свеча горела на столе, свеча горела".

7. Главная мысль стихотворения заключается в том, что человек всегда может найти в себе силы преодолеть враждебные обстоятельства. В этом проявляется убеждение Пастернака в творческой свободе и независимости. Автор, безусловно, имеет в виду строгие цензурные рамки, установленные в Советском Союзе. Лирический герой создает для себя отдельный внутренний мир и вместе с любимой женщиной замыкается в нем. Происходящие при пламени одинокой свечи "судьбы скрешенья" проводят резкую границу между влюбленными и окружающим миром. Им уже нет никакого дела до разыгравшейся вокруг дома метели. Она не может проникнуть через стены и оставляет лишь свои следы на окне - "кружки и стрелы". Это ярко выраженное стремление к тому, чтобы отгородиться от окружающих, стало предметом яростной советской критики. Стихотворение "Зимняя ночь" представляли образцом упадничества и пошлости. Несмотря на общий печальный тон, произведение содержит в себе оптимизм и надежду Пастернака. Окружающая враждебность не может длиться вечно. Вынужденное заключение на крохотном "островке" собственного мира когда-нибудь закончится. Не случайно в финале автор конкретизирует время действия - февраль. Самый суровый, насыщенный бурями и метелями месяц в то же время означает близкое приближение весны.

Пастернаку не суждено было дожить до тех дней, когда его творчество получило полное признание на Родине. После публикации "Доктора Живаго" на Западе он стал объектом яростной травли. Стихотворение "Зимняя ночь" стало пророческим. От Пастернака отвернулись многие бывшие друзья и знакомые, а "февраль" закончился в 1988 г., когда роман "Доктор Живаго" был впервые опубликован в СССР.

Читайте также: