Нидерландская школа живописи босх анализ работ по выбору

Обновлено: 03.07.2024

Нидерландское Возрождение. Иероним Босх

Мечта каждого художника: не зависеть от заказов, от необходимости зарабатывать деньги. А творить, по зову сердца, так как хочет трепетная душа, как подсказывают фантазия и совесть. Пожалуй, ярким примером независимого от прихотей заказчика художника, является Иероним ван Акен, называвший себя-Босх.

Иероним Босх-один из самых таинственных художников на протяжении многих столетий. Это объясняется как и фантастической тематикой его произведений, так и небольшими биографическими сведениями, дошедшими до нас из глубины веков.
Итак, родился Иероним Босх в Нидерландах, предположительно в 1450 (в некоторых источниках в 1453) году. В те времена в Нидерландах наблюдался расцвет промышленности и торговли. Это в свою очередь отразилось и на культурной жизни страны. Повысился интерес к искусству, в крупных торгово-промышленных городах образовались "гильдии" художников, покровителем которых считался св. Лука. Позднее, после отделения южных провинций Нидерландов от северных, нидерландское искусство утратило свое единство и породило две школы: голландскую и фламандскую.
Семья ван Акенов была семьей потомственных художников и ремесленников. На протяжении десятилетий несколько поколений принимали участие в строительстве и украшении собора своего родного города-Хертогенбоса. Родные места ван Акенов находились на перекрестке двух живописных школ. Южнее Хертогенбоса творили Ян ван Эйк и Мастер из Флемаля, привнося в свою живопись свет, обновление, поиски новых путей изображения природы и человека. В то время как севернее, искусство больше тяготело к средневековью и провинциальности. Полагают, что свои первые уроки живописи Иероним ван Акен получил в своей семье, а далее учился уже на севере, предположительно в Делфте.
Женитьба на девушке из богатой семьи принесла Босху материальную независимость и возможность творить по велению души. Возможно, что несвойственная для того времени фантастичность его работ объясняется независимостью от прихотей заказчика. Позднее, после смерти жены, все состояние перешло к Иерониму Босху. В его картинах мы видим пытливый интерес человека, художника, желающего удовлетворить свою жажду знаний в разных областях жизни. Но, как и свойственно тем временам, реальные глубокие исследования и понимание жизни соседствовали со сказочными и псевдонаучными домыслами. Как ни странно, именно это промежуточное положение между наукой и воображением, между аристократией и простым народом, чьи предания художник впитал с детства и сделали Босха известным.
Начало творчества Босха приходится приблизительно на семидесятые годы 15 века. Героями его ранних работ становится простой люд: лекари, комедианты, бродячие фокусники, шарлатаны, те, без кого не обходились ни одна ярмарка или праздник. В те времена, когда у величайших мастеров Возрождения сцены из реальной жизни все еще оставались частью традиционных церковных сюжетов, в творчестве Босха бытовые сцены выделяются в самостоятельный жанр. Ранние работы художника: "Семь смертных грехов", "Фокусник", "Операция глупости"-обретают композиционную независимость. "Корабль дураков"-известнейшая работа раннего периода творчества Босха, не столько изобличает плутовство и глупость, сколько является размышлением над многими философскими вопросами, волновавшими мыслителей той эпохи-Эразма Роттердамского и Себастьяна Бранта (написавшего одноименную сатирическую поэму).

Фантастический корабль плывет "в страну Глупляндию", пассажиры которого, олицетворяют человеческие пороки. Преувеличенное уродство персонажей написано художником в сияющих красках. Сатиричные по своему содержанию работы автора высмеивают шарлатанство, ханжество, глупость.
Иероним Босх также выполняет фрески для городского собора св. Иоанна. Являясь приверженцем одной из полулегальных еретических сект, широко распространенных в Европе, Братства Богородицы (в последствии это движение привело к Реформации в Европе), художник подвергает сомнению многие положения средневекового мировоззрения. Тема Страшного Суда становится главной в творчестве Босха.
К этой теме художник в течении своей жизни возвращается еще неоднократно. Так или иначе, в его произведениях наряду с педанчичнейшим реализмом изображения ужасных, фантастических сцен Ада, Босх затрагивает глубокие нравственные вопросы эпохи. Его знаменитая картина "Воз сена", украшающая алтарь, основана на народной нидерландской поговорке: "Мир-это воз сена, и каждый старается урвать от него сколько может". Топча и попирая друг друга, алчное и уродливое в своей погоне обладать властью, богатством, славой, человечество втянуто в жестокую и трагическую борьбу. Эта картина, по своему смыслу близка всем эпохам. Наверное поэтому, творчество нидерландского мастера так современно и в наши дни.

Иероним Босх беспощаден к низменному. Героями его сатирически-фантастических произведений становяться и обезумевшая толпа, и власть имущие, и духовенство. В своем "Страшном Суде" он приравнивает всех. Его картины наделены знакомыми людям предметами и чертами повседневности и быта. Именно своей изобразительной достоверностью они наводят на зрителей ужас. В облике служителей Ада соединились несоединимые черты: рыбьи головы и чешуя, перья и хвосты, мертвое и живое.
Храктер всех произведений нидерландского художника трагичен. Его творчество пришлось на переломный период истории страны, тяжелые социальные потрясения. Будучи чутким к действительности, Босх вносил в свое творчество не только философские размышления о тяжести бытия, но и реальные пейзажи, предметы. На его картинах легко узнаваемы в пламени Страшного Суда облики нидерландских деревень, горящие от рук захватчиков.
В последних своих картинах, циклах "Страсти Христовы", Босх обращается к теме героизма. Художник изучает и выворачивает на изнанку человеческую душу, находя истоки страстей и предательства, героизма и милосердия. Он приоткрывает завесу внутренней жизни человека, полную противоречий.

В конце своей жизни Босх был настолько прославлен, что принимал заказы от знати и правящего бургундского двора. Гравюры с его картин были распространены в народе и пользовались популярностью далеко за пределами Нидерландов. Художник скончался в 1516 году, оставив после себя большое фантастическое наследие, которое побуждает зрителей к размышлению и по сей день.

В XV веке самый значительный культурный центр Северной Европы – Нидерланды , маленькая, но богатая страна, включающая тер­риторию нынешних Бельгии и Голландии.

Нидерландские художники XV века преимущественно расписывали алтари, писали портреты и станковые картины по заказам богатых горо­жан. Они любили сюжеты Рождества и Поклонения младенцу Христу, не­редко перенося религиозные сцены в реальную жизненную обстановку. Наполняющие эту обстановку многочисленные предметы быта для челове­ка той эпохи заключали важный символический смысл. Так, например, умывальник и полотенце воспринимались как намек на чистоту, непорочность; туф­ли были символом верности, горящая свеча – супружества.

Створки алтаря расписаны внутри и снаружи. С внешней стороны он выглядит сдержанным и строгим: все изображения решены в единой сероватой гамме. Здесь запечатлены сцена Благовещения, фигуры святых и донаторов (заказчиков). В праздничные дни створки алтаря распахива­лись и перед прихожанами во всем великолепии красок возникали карти­ны, воплощающие идею искупления грехов и грядущего просветления.

С именем Яна ван Эйка традиция связывает и усовершенствование техники масляной живописи. Он накладывал краску слой за слоем на белую покрытую грунтом поверхность доски, добиваясь особой прозрачности цвета. Изоб­ражение начинало как бы светиться изнутри.

В середине и во 2-й половине XV века в Нидерландах работали мас­тера исключительного дарования – Рогир ван дер Вейден и Гуго ван дер Гус , имена которых могут быть поставлены рядом с Яном ван Эйком.

Демонология уживается у Босха не только с глубоким анализом человеческой натуры и народным юмором, но и с тонким чувством природы (в обширных пейзажных фонах).

Брейгель

Вершиной нидерландского Возрождения стало творчество Питера Брейгеля Старшего (около 1525/30-1569), наиболее близкое настроениям народных масс в эпоху наступавшей Нидерландской револю­ции. Брейгель в высшей степени обладал тем, что называется нацио­нальным своеобразием: все замечательные особенности его искусства выращены на почве самобытных нидерландских традиций (большое влия­ние, в частности, на него оказало творчество Босха).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Продолжаем знакомиться с особенностями развития нидерландской школы живописи XV-XVI веков, творчеством художников Иеронима Босха и Питера Брейгеля Старшего.

Презентация создана в помощь обучающимся, родителям и преподавателям ДШИ и ДХШ.

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

Еру́н Анто́нисон ван А́кен – около 1450—1516 - нидерландский художник, считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.

Уникальное явление в истории западноевропейского искусства. Оно не укладывается ни в рамки общеевропейской традиции, ни в русло развития ранней нидерландской школы живописи.

2 слайд ПЛАН И ЛЕТЕРАТУРА

3 Слайд (картины)

В отличие от других нидерландских мастеров (Робера Кампена, Яна ван Эйка, Рогир ван дер Вейдена) Босх был сосредоточен на изображении не праведников и Рая – Небесного Иерусалима, а грешных обитателей земли. Некоторые его произведения не имели аналогов ни в современном ему искусстве ни в предшествующем.

4 слайд (возрождение)

5 слайд (картину босха)

6 слайд. (Биография и окружающая обстановка)

Дошедшие до нас сведения свидетельствуют о том, что Босх был вполне благополучным и уважаемым человеком, был женат на знатной особе. Он не оставил ни дневников, ни писем, все сведения о нем взяты и книг счетов Братства Богоматери, посвящённого культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Последнее упоминание о нем содержится там же в отчете о совершении отпевания живописца, скончавшегося 9 августа 1516 г.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха 25 картин и 8 рисунков. Лишь 7 творений Босха подписаны. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам.

Исследователи до сих пор не могут уверенно говорить о творческой эволюции и хронологии произведений Босха, так как ни на одном из них нет даты, а формальное развитие творческого метода не представляет собой поступательного движения и подчинено собственной логике.

Творчество Босха – этический трактат о греховности человека и мира. С этой позиции художник солидарен с позициями уходящей эпохи Средневековья. Главная идея его искусства – назидание и поучение (как и всего средневекового искусства), и все же его нельзя отнести исключительно к средневековому искусству. Поглощенность проблемами земного существования человека, отступление от незыблемых канонов, выбор интерпретации злободневных тем свидетельствуют о духовной свободе Босха и его причастности к процессу рождения культуры Нового времени.

Но откуда добропорядочный бюргер и благочестивый уважаемый художник черпал свои чудовищные образы зла и порока? Видимо, ответ кроется в духовном состоянии общества, в котором он жил: разрушение тысячелетнего средневекового порядка. Средневековые идеалы – бедность, смирение, целомудрие, благочестие, - уступают место жажде жизни, обладанию всеми ее благами, художники прославляют красоту и земную любовь. Церковь теряет свой авторитет: костры инквизиции убивают тысячи выдающихся людей, разврат при папском престоле и тд. Прежде готическая живопись ограничивалась, в основном, иконами, фресками, иллюстрирующими жития святых, в Позднее Средневековье они не утратили своего места, но в них проникают новые темы и мотивы – смешение священного с мирским. Важным атрибутом становится античная тематика. Так же творчество Босха несомненно питали и книги, получившие массовость благодаря Гуттенбергу, повествовавшие о человеческой глупости, беспутности, посещении загробного мира и т.п.

Как считает, историк культуры Йохан Хейзинге, любование безобразным, получение чувственного наслаждения от отвратительного и ужасного было выражением психологии европейца XV века. Популярность тем смерти и ада объясняется кризисом и ломкой мировосприятия (то, что было плохо, стало хорошо), к этому прибавляется всеобщее ожидание конца и света и антихриста. Причина: эпидемии чумы, Столетняя война, голод, вторжение турок, ереси. Поколеблено все, что казалось незыблемым.

Популярность приобретают астрономия (вызывает доверие - предсказывают всемирный потоп в 1524 году, 7 планет – 7 грехов, зодиаки – все символы) и алхимия (запрещено заниматься).

Все это, возможно, стало для Босха побудительными мотивами в создании своих фантасмагорических триптихов, где погрязшее в грехах человечество подвергается заслуженной каре.

САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ

Каждая работа Босха воссоздает мир, сущность которого, возможно, была понятна образованной части его современников, жившими теми же идеями, которыми проникнуто творчество художника. Мы же можем лишь догадываться об истоках его фантастических образов.

Триптих находится в Прадо, выполнен маслом на доске 200х389см

Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений.

Разгадать это письмо пытаются уже не одно столетие. Босх писал быстро, без поправок, без наложения красок слой за слоем, как это делали остальные. От этого фигуры потеряли свою весомость и стали напоминать фантомы, явившиеся в сновидении. Гармония и беспечность, царящие на картине, подчеркиваются ярким цветом, отсутствием теней и светом, распределенным равномерно по всей поверхности доски.

Для образованных людей того времени появился новый род удовольствия – интеллектуальный, питающийся заново открытой античной мудростью. Данный триптих пронизан абстрактной отвлеченностью рациональной символики, где каждая деталь требует прочтения, ка необходимая составная часть универсальной концепции мироздания.

Левая створка внутренней поверхности изображает рай: сотворение Адама и Евы, зарождение живого из воды, в центре – Источник Жизни. Фантастический пейзаж художник наделяет реальными и нереальными видами флоры и фауны: и трехголовая птица, и крылатая рыба, и морской конек-единорог, и существо с рыбьим хвостом читающее книгу. Здесь заложено странное противоречие между чистой непринужденностью и стыдливостью (даже сотворение первых людей пропитано неким эротизмом: Адам воодушевленно смотрит на созданную из его ребра Еву, Бог держит ее как на церемонии заключения брака). Так же идея парности всех живых существ, заложенная богом, проходит через работы многих художников, у Босха же звери и птицы иллюстрируют другую присущую особенность: кошка держит в зубах мышь, птица – лягушку. Данное предусмотрено самим Творцом и на правой створке терзать будут уже не зверушек а людей. Возможно, это и символ того, что пороки заложены в нас с самого рождения

Мистическое сближение астрологии и христианства, мистики и веры, наиболее полно отражаются в работах Босха (как ни у кого другого).

В центре левой створки расположен водоем, из которого поднимается причудливое розовое сооружение, напоминающее по фактуре панцирь рака с усами и клешнями. Кто-то видит в этом табернакль (в католических храмах сооружение для хранения предметов религиозного поклонения, часто богато украшенное, прообразом является Скиния с Ковчегом Завета), а кто то астрологический знак созвездия рака. В круглом основании его сидит сова. Ее изображение в центре картины видимо несет основополагающий смысл и видимо служит знаком планеты Сатурн. По представлениям современников при нахождении Сатурна в созвездии Рака перед обществом встанут все проблемы прошлого – придется нести ответ за старые грехи.

Если в изображении рая изображены, пусть и жестокие, но нормальные связи, то в изображении ада (правая створка) все перевернуто. Самые безобидные вещи превращены в монстров и орудия пытки. Огромный монстр тащит человека, истекающего кровью, музыкант распят на струнах арфы, другой привязан к грифу лютни. Босх утверждает: после смерти никому не будет пощады и прощения грехов. Пожар на заднем плане грозится все уничтожить, его пламя окрашивает воду в багряный цвет, делая ее похожей на кровь.

Почти с уверенностью можно сказать, что все изображенное художником – иносказание. А вот в чем оно состоит, есть множество толкований. Единого ключа ко всем картинам нет, символы происходят из различных источников (фразеологизмы, каламбуры, ритуалы, трактаты, астрология, магия, религия).

Изображение винограда, граната, клубники, ежевики, яблок – возможно, аллегория распутства, плотского, преходящих радостей. Хотя, отдельно взятые, они обозначают совсем другое. Вишня – райская ягода, ее сладость – мягкость натуры доброго человека. Ежевика – символ чистоты Девы Марии, земляника – знак праведности и трудолюбия. Также, есть мнение, что с помощью этих нежных скоропортящихся ягод, Босх показал быстротечность бытия. Или с их помощью показан мнимый рай, чьи наслаждения пусты и ничтожны, ведут к нравственной гибели. Хотя, скорее нельзя сказать, что изображенные наслаждения показаны с любованием, без какого-то негативного оттенка. Парное изображение предметов, показывает сексуальные влечения, подобные аллюзии были характеры для народных голландских сказок.

По средневековым представлениям, бабочка – знак ветреного желания, утка – разврата, тк погружается в грязь по самые глаза. Удод рядится в красивые перья и питается испражнениями – он более греховен, нежели сам дьявол.

К сожалению, забыты образные выражения, пословицы и крылатые фразы, бытовавшие во времена Босха. Они также нашли место в произведениях художника. Замысловатость и многозначность этого аллегорического языка, возможно, позволяют сказать, что главная цель Босха – показать хаотичную, запутанную, лишенную определенности реальность, злобность, нелепость и бессодержательность всего, что происходит на свете.

На острие ножа – диск где семь псов с драконьими лапами терзают рыцаря, рядом с которым флаг с изображенной жабой – символом ереси.

Под эпохой Возрождения понимают период, начавшийся примерно в XIV веке и завершившейся в конце XVI, традиционно ассоциирующийся прежде всего с итальянским регионом. Идеи и образы Ренессанса во многом определили эстетические идеалы современного человека, его чувство гармонии, меры и ощущение прекрасного. Читать дальше

стал важнейшей культурной вехой развития европейской цивилизации. В конце XV — начале XVI века Италия , подарившая миру Леонардо, Микеланджело и Рафаэля, распространила свое влияние практически на всю Европу. Так , практически на столетие позднее , зародилось Северное

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Северное Возрождение

Первыми странами , обратившимися к ренессансным идеалам , стали Германия и Нидерланды. Затем Северное

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Ганс Гольбейн Младший. Послы (Портрет Жана де Дентевиля и Жоржа де Сельва)

Художники Северного Возрождения

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

проявило себя в архитектуре , живописи , литературе , философии и науке , однако наиболее выдающие достижения этой эпохи относятся к живописи. Среди крупнейших живописцев можно назвать голландцев и фламандцев Яна ван Эйка, Гуго ван дер Гуса, Рогира ван дер Вейдена, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха и Питера Брейгеля. В Германии представителями ренессансных течений стали Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах Старший и Ганс Гольбейн, во Франции — Жан и Франсуа Клуэ, Жан Фуке, династия Дюмустье.

Гуго ван дер Гус. Поклонение волхвов

Рогир ван дер Вейден. Семь таинств. Фрагмент

Ганс Мемлинг. Триптих Воскресения Христова

Особенности Северного Возрождения

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

стало отправной точкой гуманистического развития , духовного переосмысления античности и религиозных преобразований. В отличие от Италии , в странах Северного Возрождения главенствующую роль играло именно религиозное обновление. Живопись северных стран характеризовалась своими уникальными выразительными чертами.

Франсуа Клуэ. Кормление младенца

— В отличие от итальянского Возрождения , черпавшего вдохновение в античности , северные художники больше тяготели к готическому наследию, его архаичности , символизму и религиозности.

— В основу сюжетов легла христианская любовь к ближнему и смирение. Это во многом повлияло на Реформацию и зарождение протестантизма.

— Значительное место в живописи Северного Возрождения заняла природа как олицетворение божественного начала. Природа живая и мертвая как символ связи с Богом , гармонии , конечности и бесконечности жизни воплотилась в таких жанрах , как пейзаж

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

— Для Северного Возрождения характерна детализация , порождающая невероятную реалистичность , и одновременно с этим — некоторое пренебрежение анатомической достоверностью.

Жан Фуке. Мадонна в окружении серафимов и херувимов. Створка Диптиха из Мелена

Ян Ван Эйк

Ян Ван Эйк стал основоположником Ренессанса в Голландии. Его крупнейшим произведением считается Гентский алатарь, начатый старшим братом художника Хубертом и законченный Яном Ван Эйком в 1432 году. Несмотря на очевидные готические черты , Гентский алтарь стал знаковым произведением Северного Возрождения — Ван Эйку удалось передать сложную религиозную символику через удивительно правдоподобные , осязаемые образы.

Ван Эйк стал одним из первых крупнейших мастеров портрета в Европе. В его портретах строгость сочетается с удивительной выразительностью , как , например , в первом европейском парном портрете купца Джованни Арнольфини с супругой — символичный и сдержанный , в то же время этот портрет

Развитие жанра от древности до наших дней: как религия и изобретение техники масляной живописи способствовали становлению жанра в Европе и почему так важна река Гудзон? Читать дальше

Ян ван Эйк. Гентский алтарь

Будучи одним из первых художников , освоивших масляную живопись , Ван Эйк создал фламандское многослойное письмо. Этот метод наложения тонких , просвечивающих слоев краски позволил художнику добиться невероятной глубины и яркости.
Творчество Ван Эйка не только в значительной мере определило развитие нидерландской живописи в будущем , но и повлияло на итальянских мастеров , таких как Антонеллло да Мессина.

Ян ван Эйк. Портрет четы Арнольфини

Питер Брейгель

Питер Брейгель Старший был прекрасным художником , графиком и рисовальщиком. В 1550-х годах он посещал Италию , а с 1563 года работал в Брюсселе. В его работах религиозные сюжеты переплетались с бытовыми , что позволяет считать художника главой демократического направления нидерландской живописи. Отображая скрытые смыслы и наполняя свои работы символами , Брейгель обращался к культурному опыту и повседневной жизни своего народа. Гротеск и фантастическая причудливость Босха в значительной мере повлияли на монументальные композиции и на воплощение камерных сюжетов из крестьянской жизни Брейгеля. Отметим , что широта композиции и тональное единство живописи Брейгеля заложили основы национального нидерландского пейзажа.

Питер Брейгель Старший. Крестьянский танец

Питер Брейгель Старший. Игры детей

Иероним Босх

Иероним Босх провел всю жизнь в городе Хертенбосе в Северной Фландрии. Его поразительные многофигурные композиции , основанные на поговорках , притчах и пословицах , сочетают гротеск , фольклорно-сатирические и нравоучительные черты. Работы Босха одновременно наивны и изощренны , традиционны и оригинальны.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений

Завораживающее чувство тайны , известной только художнику , сделало Босха известным далеко за пределами родного города — среди его поклонников был и король Испании Филипп II. Босх — удивительно современный художник , его видение повлияло на экспрессионистов и сюрреалистов.

Иероним Босх. Искушение святого Антония

Иероним Босх. Рай и Ад (Четыре видения загробного мира)

Альбрехт Дюрер

Альбрехт Дюрер является одним из столпов Северного Возрождения. Находясь под влиянием итальянской гуманистической мысли и поздней готики , этот великий германский живописец , график и теоретик искусства сочетал в своих работах экспрессивность , философское начало , прославление человека как венца божественного творения и сложный символизм

Символизм (фр. Symbolisme) – направление искусства, которое нашло отражение в живописи, литературе и музыке. Возник в 1870-80-х годах во Франции, позже распространился в Бельгии, Норвегии и Российской империи. Пика популярности достиг на рубеже XІX-XX веков. Символизму присуща грусть, самоанализ, недосказанность: как будто автор пришел в тихое отчаяние, но постеснялся говорить об этих чувствах, поэтому нарисовал их. Читать дальше

Альбрехт Дюрер. Автопортрет

Альбрехт Дюрер. Рыцарь, Смерть и Дьявол

Лукас Кранах Старший

В своих работах германский художник Лукас Кранах Старший обращался к самым разным сюжетам , причудливо сочетая как античные традиции , так и готическую трактовку человеческого тела и пейзажа. Основатель Дунайской школы , Кранах прославился гармоничным сочетанием пейзажа и человеческой фигуры.

Лукас Кранах Старший. Оленья охота близ замка Хартенфельс

Художник жил в Австрии и Нидерландах , был сторонником Реформации и часто писал портреты своего друга Мартина Лютера.

Лукас Кранах Старший. Диптих. Портрет Мартина Лютера и его супруги Катарины Бора

Лукас Кранах Старший. Портрет Саксонских принцесс Сидонии, Амелии и Сибиллы

Во всех сферах

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

стало эпохой научных открытий , среди которых можно отметить гелиоцентрическую модель Вселенной , предложенную польским астрономом Николаем Коперником.

Читайте также: