План проведения мониторинга здоровьесберегающего пространства доу
Обновлено: 30.06.2024
На протяжении многих десятилетий одним из приоритетных направлений в работе дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. И сегодня всё чаще мы говорим не только о физическом развитии и оздоровлении детей, актуальным стал вопрос управления данными процессами. Обеспечить эффективное управление работой коллектива невозможно без регулярного отслеживания различных факторов, влияющих на создание здоровьесберегающей среды. В результате мы пришли к выводу о необходимости применения мониторинга, как метода контроля руководителя, оптимизирующего деятельность коллектива ДОУ.
Длительное слежение за какими-то объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом.
В той или иной мере мониторинг состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях существовал всегда. Это регулярные отчёты, таблицы, схемы, диаграммы по заболеваемости, по группам здоровья, уровню развития физических качеств у детей. Его исполнителями являются воспитатели, инструктор по физкультуре, педагог-психолог, медицинский персонал. Они выстраивают картину физического развития ребёнка, его двигательной активности, культурно-гигиенических навыков и т.д.
Мы бы хотели рассмотреть не педагогический, а управленческий мониторинг. В результате которого, руководитель получает сведения о состоянии системы работы по здоровьесбережению и происходящих в ней процессах. Поэтому наиболее рациональным подходом к управлению системой эдоровьесбережения в ДОУ мы считаем управление на основе мониторинговых исследований. В данном случае, мы рассматриваем мониторинг как систему сбора, хранения, обработки и распространения информации и информационную базу управления. С его помощью становятся яснее и прозрачнее цели предстоящей работы, видны сильные и слабые стороны деятельности всех субъектов.
Для контроля за закупкой лекарственных средств директором ДОУ утверждён и согласован с врачом “Базовый перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения для ДОУ”.
Сегодня нам приходится работать в постоянно меняющихся условиях. К сожалению, за последние годы изменилась привычная для нас организационная структура функционирования учреждения. В 2007 году из штатов детского сада были исключены все медицинские должности и переданы в состав городской медицинской части. Таким образом, медицинские сёстры вышли из прямого подчинения руководителя дошкольного учреждения. А согласно санитарным правилам, руководитель образовательного учреждения обязан обеспечить выполнение санитарных норм в ДОУ. Кроме того, в 2004г. состоялась реорганизация дошкольных учреждений. Таким образом, к д/с № 10 были присоединены два других дошкольных учреждения. И наше объединение стало включать в себя 3 детских сада, состоящие из четырёх зданий, 17 групп. Таким образом, возникла необходимость в разработке новой структуры управления, отражающей специфику объединения: его размер, требования к персоналу, основную миссию каждого уровня управления.
- схема взаимодействия административного аппарата по обеспечению соблюдения санитарных правил , которая отражает все внешние и внутренние взаимодействия вовлечённых структур (Приложение 1);
- Функциональные обязанности и разграничение ответственности административного аппарата МДОУ по обеспечению соблюдения санитарных правил (Приложение 2).
В данной таблице чётко прописана ответственность директора, заместителя директора по УВР, заместителя директора по АХР, медицинского персонала ДОУ в соответствии с СаНПиНами и с учётом реальных условий сегодняшнего дня.
- Взаимосвязь с используемыми в городской и региональной системе дошкольного образования индикативными показателями. Так как любое дошкольное образовательное учреждение не может существовать изолированно от окружающего образовательного пространства.
- Использование различных видов мониторинга: текущий, опережающий, входной, промежуточный, итоговый и др.
- Минимизация объектов мониторинга и усилий по его проведению – установление минимального и достаточного их количества. Для этого нами используются единые таблицы и бланковые формы.
В соответствии с перечисленными принципами и особенностями нашего учреждения система нашего мониторинга имеет трёхуровневую структуру. Верхний уровень – руководитель МДОУ, который аккумулирует всю итоговую информацию об объектах, получаемую от бухгалтерии, заместителей директора по УВР и АХР, а также от городских органов надзора и контроля.
Второй уровень – структурные подразделения МДОУ, возглавляемые заместителями директора по УВР и АХР. Они получают информацию от медицинских работников, педагогов ДОУ, узких специалистов.
Третий, нижний уровень – воспитатели каждой возрастной группы, которые формируют исходные данные, взаимодействуя с детьми и их родителями.
Качество мониторинга зависит от согласованности функционирования трёх названных уровней. Результаты мониторинга носят открытый характер, обсуждаются на оперативных совещаниях с участием всех служб, копии актов и справок направляются в структурные подразделения ДОУ для обсуждения и оперативного принятия мер.
Сегодня мы рассматриваем три основных направления, без которых невозможно функционирование дошкольного образовательного учреждения: физическое развитие и оздоровление детей, питание, организация санитарно-гигиенического и дезинфекционного режима. В соответствии с ними формируются и основные объекты мониторинга.
Автор: Батарыкина Наталия Константиновна
Должность: заведующий
Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Теремок"
Населённый пункт: с. Александров - Гай, Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Мониторинг здоровьесберегающих технологий в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Раздел: дошкольное образование
Важный компонент системы управления
– планирование деятельности
• Важный компонент системы управления –
планирование деятельности
, намечаемое на определенный срок в определенной последовательности. Планирование в современных условиях – гибкое, опирается на непрерывный процесс поиска новых путей и методов совершенствования деятельности за счет уточнения набора задач и согласования их друг с другом, выявление дополнительных возможностей, условий и факторов, определяющих успешное выполнение поставленной цели. Такие планы нуждаются в постоянной коррекции, изменяются с учетом конкретной ситуации. Вместе с тем успешная деятельность невозможна без стратегического планирования, которое определяет перспективы будущего развития учреждения. Прогнозы на будущее и стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется вся конкретная работа образовательного учреждения. •
Создание педагогических условий
– формирование предметной, коммуникативной, учебно – развивающей среды, а также обеспечение её всем необходимым для нормальной работы – персоналом, оборудованием и т.д. •
Координация
– достижения согласованности в работе всех звеньев образовательной деятельности учреждения посредством налаживания рациональных связей (коммуникаций) между ними. •
Контроль
в общей системе управления выступает как элемент обратной связи. На основании результатов контроля проводится корректировка ранее принятых планов. Умело организованный контроль имеет стратегическую направленность, ориентируется на конечные результаты, осуществляется своевременно с опорой на средства, позволяющие получать оптимальное количество информации в сжатые сроки. • Результаты контроля заслушиваются на педагогических советах, совещаниях при заведующей. •
Рефлексия
выполнения управленческих решений субъективная оценка каждым участником образовательного процесса степени актуализации собственных задач в решении вопросов здоровьесбережения.
Отражение в документах ДОУ • Работа по проектированию и развитию здоровьесберегающей среды находит отражение в следующих документах дошкольного учреждения: • - годовой план работы дошкольного учреждения; • планы воспитательно-образовательной работы; • проведение мониторинга;
Решающим критерием качества дошкольного образования
является его здоровьесберегающая и
объединяются усилия всех специалистов: учителя-
логопеда , воспитателей, музыкального руководителя.
В кабинете логопедического
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ –
Валеологические песенки-
Работа с родителями в период
внедрения ФГОС
«По здоровьесберегающим
64%- выполнение
32 %- частичное выполнение
4%- недостаточно выполнено
64% 32% 4%
Физическое здоровье и оздоровление дете в МБДОУ детский сад "Теремок"
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_spravka.docx | 20.39 КБ |
karty_analiza.docx | 50.06 КБ |
plan_i_grafik_kontrolya.docx | 16.44 КБ |
Предварительный просмотр:
по результатам тематического контроля
Цель : изучение состояния воспитательно-образовательной работы по использованию здоровьесберегающих технологий, по формированию у воспитанников установки на здоровый образ жизни.
Во время проверки были проанализированы следующие вопросы:
Анализ проведения занятий по физической культуре
Анализ предметно – развивающей среды
Проверка планирования занятий, содержание прогулки
Оценка проведения утренней гимнастики
Анализ наглядной информации для родителей в группе
Наличие разработанных перспективных планов проведения физкультурных занятий в помещении и на воздухе в холодный период года, планов спортивных праздников и развлечений обеспечивает систему работы по развитию у дошкольников основных видов движений и физических качеств, организации оптимальной двигательной активности детей в режиме дня.
В ходе посещенного занятия по физической культуре выявилось, что нагрузка соответствует возрастной норме воспитанников, упражнения и задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме. Эмоциональный фон занятий положительный, инструктор по физкультуре применяет личностно – ориентированный подход к воспитанникам. На занятие чаще всего использует просьбу, одобрение, похвалу, подбадривает воспитанников. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно окрашены. Контроль за дыханием воспитанников осуществляется регулярно, упражнения на восстановление дыхания проводятся в темпе, дети успевают выровнять дыхание, прослеживается этап релаксации.
В ходе проверки было отмечено: утренняя гимнастика проводится воспитателями регулярно в соответствии с планом, соблюдают дозировку и длительность зарядки. Комплекс утренней гимнастики меняется 2 раза в месяц. А вот гигиенические требования соблюдаются не всегда. Перед проведением утренней гимнастики во время оперативного контроля не проветривался физкультурный зал и не была проведена влажная уборка помещения.
У педагогов имеется подборка комплексов гимнастики для каждой возрастной группы с учетом умений и навыков детей и учетом физической нагрузки. Утренняя гимнастика проводится без музыкального сопровождения. Не все дети во время проверки были в физкультурной форме, воспитатели тоже часто выполняют упражнения в платьях.Следует отметить, что состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности соответствует возрастным нормам.
Соблюдение гигиенических требований:
Влажная уборка проведена, зал проветрен.
Температурные показатели (19 градусов по С)
Удобство одежды и обуви: дети все в облегченной одежде, в спортивной обуви.
Длительность проведения (8.20-8.25) 5 минут, согласно режиму дня.
Комплекс гимнастики состоял из трех основных частей: вводной, основной, заключительной, каждая из которых решает определенные задачи.
1) Вводная часть:
Во вводной части воспитатель провела разновидности ходьбы (обычная, на носках,на пятках, в полном приседе, бег. Продолжительность бега 30 сек, с постепенным замедлением. Перестроение из колонны по 1 в колонну по 4.
3) Заключительная часть:
- восстановление дыхания ходьба в колонне.
Инструктор по физкультуре следила за дыханием. напоминала о том, что вдох должен быть глубоким через нос, а выдох медленным и продолжительным через рот.
Выводы: Соблюдена методика проведения утренней гимнастики, длительность не соответствует старшей группе.
Педагог не тщательно проводит контроль за качеством выполнения упражнений; нагрузка не превышена, не проводились упражнения на восстановление дыхания.
Дети активны, проявляют интерес к упражнениям, выполняют под руководством инструктора по физкультуре.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах оборудованы спортивные центры. Во всех возрастных группах имеются атрибуты для подвижных игр, для игр с прыжками, с бросанием; выносной спортивный инвентарь. Оформлены картотеки подвижных игр, комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения после сна по возрасту. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, аккуратно хранится. В группах №3, №7, №11, №12 дети не имеют самостоятельный доступ к игровому оборудованию.
Развивающая предметно - пространственная среда в группах ДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых двигательной активности детей.
Рекомендации: Предметно - пространственная среда во всех возрастных группах соответствует требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Для повышения интереса детей к физической культуре, а также развитию жизненно-важных качеств пополнить и дооформить спортивные центры недостающим спортивным и нестандартным оборудованием с учетом возраста детей. Активно использовать центр для самостоятельной двигательной деятельности в режиме дня, а также для обогащения детей знаниями о спорте, о значение спорта в жизни человека. Оформить и дополнить среду наглядными пособиями, настольными играми, иллюстративным материалом по теме. При оформлении учитывать эстетичность и доступность.
В детском саду проводится комплекс закаливающих мероприятий:
- соблюдение температурного режима в течение дня;
- правильная организация прогулки и ее длительности;
- соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;
- облегченная одежда для детей в детском саду;
- мытье прохладной водой рук по локоть, шеи;
- ходьба по ребристым и массажным дорожкам.
Планирование непосредственно - образовательной деятельности.
В ходе контроля были выявлены следующие результаты.
Анализ планов показал:
Планирование образовательной деятельности строится в соответствии с лексическими темами недели, расписаны режимные моменты. В календарных планах во всех группах отражено планирование физкультурных занятий, прогулки, двигательной активности в течение дня, индивидуальная работа с детьми по овладению двигательными умениями. В системе проводятся утренняя гимнастика, пальчиковая, редко планируется артикуляционная гимнастика.
Из планов воспитательно-образовательного процесса в ОУ видно, что педагоги используют в основном традиционные здоровьесберегающие образовательные технологии, которые направлены на предотвращение переутомления у детей. Очень редко включают в образовательный процесс технологии обучения ЗОЖ (разные виды массажа и самомассажа) и практически не применяют в своей работе коррекционные технологии (музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, психогимнастика, реалаксация, которые направлены на снятие психо-эмоцинального напряжения ребенка.
использовать музыкальное сопровождение образовательного процесса;
внедрять в работу новые оздоровительные методы
разнообразить формы организации гимнастики.
Гимнастика пробуждения (гимнастика после дневного сна) проводится воспитателями не систематически в группах.
Организация двигательной деятельности в течение дня. Воспитателями групп ежедневно планируются подвижные и малоподвижные игры в группе и на прогулке, индивидуальная работа, но педагоги часто используют уже знакомые игры и недостаточно разучиваются новые игры.
Вывод: педагоги владеют знаниями организации и проведении НОД по физической культуре, утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, а также организацией двигательной активности в режиме ДОУ, в каждой возрастной группе.
Обеспечить снижение у детей эмоционально-волевого напряжения, создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников и внедрению новых здоровьесберегающих технологий.
Работа по физическому развитию тесно связана с работой с родителями воспитанников. Воспитателями было проведено анкетирование родителей. Выявлены пожелания к организации системы мер для поддержания здорового образа жизни как в саду, так и в семье.
Педагогическому коллективу продолжать вести пропаганду здорового образа жизни, через разнообразные формы работы.
Привлекать родителей к организации и оснащению развивающей предметно – пространственной среды для развития двигательной активности детей во всех возрастных группах.
1. Продолжать создавать условия для оптимальной двигательной активности дошкольников, формировать основные виды движений; продолжать работу с детьми по внедрению здоровьесберегающих технологий (Срок: периодически постоянно. Ответственные: воспитатели групп.)
2. Продолжать пополнять предметно – развивающую среду для развития двигательной активности детей во всех возрастных группах. (Срок: периодически постоянно. Ответственные: воспитатели групп)
3. Педагогическому коллективу продолжать вести пропаганду здорового образа жизни, через разнообразные формы работы с родителями: беседы, консультации, практикумы, совместные мероприятия, проекты, анкетирование и др. (Срок: периодически постоянно. Ответственные: воспитатели групп)
4. Педагогическому коллективу продолжать изучать необходимую литературу по организации двигательной активности в ДОУ, заниматься самообразованием, повышать квалификацию, участвовать в профессиональных конкурсах.
Предложения и рекомендации: инструктору по физкультуре обращать внимание на качество выполнения упражнений, используя индивидуальный подход; уделять внимание дыхательной гимнастике, использовать пособия для выполнения комплекса.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Оценка здоровьесберегающей среды ДОО.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Поэтому возникает необходимость создания эффективной здоровьесберегающей системы в детском саду, так как период дошкольного детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. В целях укрепления здоровья воспитанников в ДОУ коллективом учреждения было принято решение о создании необходимых условий для физического развития детей. Целью деятельности дошкольного учреждения является создание здоровьесберегающей среды в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья детей.
1.Создание предметно-развивающей среды.
2. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.
3. Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов по вопросу здоровьесбережения дошкольников.
4. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.
5. Обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка к школе в соответствии с его индивидуальными особенностями.
В ДОУ разработана и уже в течение нескольких лет действует схема диагностики и мониторинга здоровья детей:
— по группам здоровья;
— по уровню сформированности физических качеств;
— по адаптации к условиям ДОУ;
Это позволяет педагогам проводить анализ здоровья дошкольника, обозначать проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка. Воспитатели тесно взаимодействуют с медицинским работником, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, психологом, что позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья детей и тем самым обеспечивают:
— единый подход к сохранению и укреплению здоровья ребенка;
— осуществление мониторинга физического развития и состояния здоровья детей в ДОУ;
— организацию медико-педагогического контроля за проведением оздоровительной педагогической работы в ДОУ;
— осуществление просветительной работы среди педагогов и родителей по проблеме здоровья дошкольников.
Оздоровительные мероприятия в детском саду — это не только прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры, но и организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, профилактической работы, питания, диспансерного наблюдения за детьми. Медсестрой ежегодно планируется профилактическая работа, составляется план мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ. Ведутся паспорта здоровья, организован медико-педагогический контроль физического воспитания детей
Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей:
— утренняя гимнастика и гимнастика после сна;
— физминутки на занятиях и в перерывах между занятиями;
— подвижные игры в помещении и на воздухе;
— развлечения и физкультурные праздники;
— проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей;
— применяют дыхательную гимнастику.
В детском саду уделяется большое внимание предметно-развивающей среде:
— в группах имеются: уголки природы, спортивные уголки, календари природы, родительские уголки, игровые, учебная зона, книжный уголок, уголок по изодеятельности;
— имеется музыкально – спортивный зал, который оборудован необходимым инвентарем;
— спортивная площадка для занятий на воздухе .
Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, конкурсы. Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях детского сада и семьи.
Эффективность оздоровительной педагогической деятельности ДОУ определяется следующими показателями:
Соответствие уровня физического развития возрастным критериям.
Позитивная динамика прироста развития физических качеств.
Способность к самоорганизации в двигательной деятельности.
Наличие стойких привычек по уходу за своим телом в целях сохранения и укрепления своего здоровья.
Снижение уровня заболеваемости.
Положительная динамика посещаемости детьми ДОУ.
Переход детей из одной группы здоровья в другую.
Осуществляя педагогическую, медицинскую, физкультурно-оздоровительную и профилактическую деятельность, коллектив нашего детского сада добился следующих результатов:
— налажена координация всех специалистов ДОУ, что способствует системности физкультурно – оздоровительной деятельности ДОУ;
— уровень заболеваемости снизился;
— создана и действует система диагностирования физического развития детей;
— осуществляется мониторинг здоровья дошкольников в ДОУ;
— созданы условия для физического развития ребенка в ДОУ, а также для осмысления ребенком ценностей собственного здоровья;
— возрос уровень профессиональной компетентности педагога, родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников;
— планируются и организуются различные мероприятия с родителями.
Это стало возможным за счет системы профилактических, оздоровительных мероприятий и эффективности образовательного процесса в ДОУ. Созданы необходимые условия для развития каждого малыша.
Читайте также: