План проведения мониторинга здоровьесберегающего пространства доу

Обновлено: 30.06.2024

На протяжении многих десятилетий одним из приоритетных направлений в работе дошкольного образовательного учреждения является охрана жизни и укрепление здоровья детей. И сегодня всё чаще мы говорим не только о физическом развитии и оздоровлении детей, актуальным стал вопрос управления данными процессами. Обеспечить эффективное управление работой коллектива невозможно без регулярного отслеживания различных факторов, влияющих на создание здоровьесберегающей среды. В результате мы пришли к выводу о необходимости применения мониторинга, как метода контроля руководителя, оптимизирующего деятельность коллектива ДОУ.

Длительное слежение за какими-то объектами или явлениями педагогической деятельности, система получения данных для принятия стратегических и тактических решений в науке называется мониторингом.

В той или иной мере мониторинг состояния здоровья детей в дошкольных образовательных учреждениях существовал всегда. Это регулярные отчёты, таблицы, схемы, диаграммы по заболеваемости, по группам здоровья, уровню развития физических качеств у детей. Его исполнителями являются воспитатели, инструктор по физкультуре, педагог-психолог, медицинский персонал. Они выстраивают картину физического развития ребёнка, его двигательной активности, культурно-гигиенических навыков и т.д.

Мы бы хотели рассмотреть не педагогический, а управленческий мониторинг. В результате которого, руководитель получает сведения о состоянии системы работы по здоровьесбережению и происходящих в ней процессах. Поэтому наиболее рациональным подходом к управлению системой эдоровьесбережения в ДОУ мы считаем управление на основе мониторинговых исследований. В данном случае, мы рассматриваем мониторинг как систему сбора, хранения, обработки и распространения информации и информационную базу управления. С его помощью становятся яснее и прозрачнее цели предстоящей работы, видны сильные и слабые стороны деятельности всех субъектов.

Для контроля за закупкой лекарственных средств директором ДОУ утверждён и согласован с врачом “Базовый перечень лекарственных средств, изделий медицинского назначения для ДОУ”.

Сегодня нам приходится работать в постоянно меняющихся условиях. К сожалению, за последние годы изменилась привычная для нас организационная структура функционирования учреждения. В 2007 году из штатов детского сада были исключены все медицинские должности и переданы в состав городской медицинской части. Таким образом, медицинские сёстры вышли из прямого подчинения руководителя дошкольного учреждения. А согласно санитарным правилам, руководитель образовательного учреждения обязан обеспечить выполнение санитарных норм в ДОУ. Кроме того, в 2004г. состоялась реорганизация дошкольных учреждений. Таким образом, к д/с № 10 были присоединены два других дошкольных учреждения. И наше объединение стало включать в себя 3 детских сада, состоящие из четырёх зданий, 17 групп. Таким образом, возникла необходимость в разработке новой структуры управления, отражающей специфику объединения: его размер, требования к персоналу, основную миссию каждого уровня управления.

  • схема взаимодействия административного аппарата по обеспечению соблюдения санитарных правил, которая отражает все внешние и внутренние взаимодействия вовлечённых структур (Приложение 1);
  • Функциональные обязанности и разграничение ответственности административного аппарата МДОУ по обеспечению соблюдения санитарных правил (Приложение 2).

В данной таблице чётко прописана ответственность директора, заместителя директора по УВР, заместителя директора по АХР, медицинского персонала ДОУ в соответствии с СаНПиНами и с учётом реальных условий сегодняшнего дня.

    1. Взаимосвязь с используемыми в городской и региональной системе дошкольного образования индикативными показателями. Так как любое дошкольное образовательное учреждение не может существовать изолированно от окружающего образовательного пространства.
    2. Использование различных видов мониторинга: текущий, опережающий, входной, промежуточный, итоговый и др.
    3. Минимизация объектов мониторинга и усилий по его проведению – установление минимального и достаточного их количества. Для этого нами используются единые таблицы и бланковые формы.

    В соответствии с перечисленными принципами и особенностями нашего учреждения система нашего мониторинга имеет трёхуровневую структуру. Верхний уровень – руководитель МДОУ, который аккумулирует всю итоговую информацию об объектах, получаемую от бухгалтерии, заместителей директора по УВР и АХР, а также от городских органов надзора и контроля.

    Второй уровень – структурные подразделения МДОУ, возглавляемые заместителями директора по УВР и АХР. Они получают информацию от медицинских работников, педагогов ДОУ, узких специалистов.

    Третий, нижний уровень – воспитатели каждой возрастной группы, которые формируют исходные данные, взаимодействуя с детьми и их родителями.

    Качество мониторинга зависит от согласованности функционирования трёх названных уровней. Результаты мониторинга носят открытый характер, обсуждаются на оперативных совещаниях с участием всех служб, копии актов и справок направляются в структурные подразделения ДОУ для обсуждения и оперативного принятия мер.

    Сегодня мы рассматриваем три основных направления, без которых невозможно функционирование дошкольного образовательного учреждения: физическое развитие и оздоровление детей, питание, организация санитарно-гигиенического и дезинфекционного режима. В соответствии с ними формируются и основные объекты мониторинга.

    Автор: Батарыкина Наталия Константиновна
    Должность: заведующий
    Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Теремок"
    Населённый пункт: с. Александров - Гай, Саратовской области
    Наименование материала: методическая разработка
    Тема: Мониторинг здоровьесберегающих технологий в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
    Раздел: дошкольное образование

    Важный компонент системы управления

    – планирование деятельности
    • Важный компонент системы управления –
    планирование деятельности
    , намечаемое на определенный срок в определенной последовательности. Планирование в современных условиях – гибкое, опирается на непрерывный процесс поиска новых путей и методов совершенствования деятельности за счет уточнения набора задач и согласования их друг с другом, выявление дополнительных возможностей, условий и факторов, определяющих успешное выполнение поставленной цели. Такие планы нуждаются в постоянной коррекции, изменяются с учетом конкретной ситуации. Вместе с тем успешная деятельность невозможна без стратегического планирования, которое определяет перспективы будущего развития учреждения. Прогнозы на будущее и стратегические планы составляют основу текущих планов, с помощью которых организуется вся конкретная работа образовательного учреждения. •
    Создание педагогических условий
    – формирование предметной, коммуникативной, учебно – развивающей среды, а также обеспечение её всем необходимым для нормальной работы – персоналом, оборудованием и т.д. •
    Координация
    – достижения согласованности в работе всех звеньев образовательной деятельности учреждения посредством налаживания рациональных связей (коммуникаций) между ними. •
    Контроль
    в общей системе управления выступает как элемент обратной связи. На основании результатов контроля проводится корректировка ранее принятых планов. Умело организованный контроль имеет стратегическую направленность, ориентируется на конечные результаты, осуществляется своевременно с опорой на средства, позволяющие получать оптимальное количество информации в сжатые сроки. • Результаты контроля заслушиваются на педагогических советах, совещаниях при заведующей. •
    Рефлексия
    выполнения управленческих решений субъективная оценка каждым участником образовательного процесса степени актуализации собственных задач в решении вопросов здоровьесбережения.
    Отражение в документах ДОУ • Работа по проектированию и развитию здоровьесберегающей среды находит отражение в следующих документах дошкольного учреждения: • - годовой план работы дошкольного учреждения; • планы воспитательно-образовательной работы; • проведение мониторинга;

    Решающим критерием качества дошкольного образования

    является его здоровьесберегающая и

    объединяются усилия всех специалистов: учителя-

    логопеда , воспитателей, музыкального руководителя.

    В кабинете логопедического

    ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ –
    Валеологические песенки-

    Работа с родителями в период

    внедрения ФГОС

    «По здоровьесберегающим

    64%- выполнение

    32 %- частичное выполнение

    4%- недостаточно выполнено
    64% 32% 4%
    Физическое здоровье и оздоровление дете в МБДОУ детский сад "Теремок"

    ВложениеРазмер
    analiticheskaya_spravka.docx 20.39 КБ
    karty_analiza.docx 50.06 КБ
    plan_i_grafik_kontrolya.docx 16.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    по результатам тематического контроля

    Цель : изучение состояния воспитательно-образовательной работы по использованию здоровьесберегающих технологий, по формированию у воспитанников установки на здоровый образ жизни.

    Во время проверки были проанализированы следующие вопросы:

     Анализ проведения занятий по физической культуре

     Анализ предметно – развивающей среды

     Проверка планирования занятий, содержание прогулки

     Оценка проведения утренней гимнастики

     Анализ наглядной информации для родителей в группе

    Наличие разработанных перспективных планов проведения физкультурных занятий в помещении и на воздухе в холодный период года, планов спортивных праздников и развлечений обеспечивает систему работы по развитию у дошкольников основных видов движений и физических качеств, организации оптимальной двигательной активности детей в режиме дня.

    В ходе посещенного занятия по физической культуре выявилось, что нагрузка соответствует возрастной норме воспитанников, упражнения и задания подобраны с учетом возможностей воспитанников, разнообразны, интересны и подаются в игровой форме. Эмоциональный фон занятий положительный, инструктор по физкультуре применяет личностно – ориентированный подход к воспитанникам. На занятие чаще всего использует просьбу, одобрение, похвалу, подбадривает воспитанников. Замечания и порицания справедливы и эмоционально положительно окрашены. Контроль за дыханием воспитанников осуществляется регулярно, упражнения на восстановление дыхания проводятся в темпе, дети успевают выровнять дыхание, прослеживается этап релаксации.

    В ходе проверки было отмечено: утренняя гимнастика проводится воспитателями регулярно в соответствии с планом, соблюдают дозировку и длительность зарядки. Комплекс утренней гимнастики меняется 2 раза в месяц. А вот гигиенические требования соблюдаются не всегда. Перед проведением утренней гимнастики во время оперативного контроля не проветривался физкультурный зал и не была проведена влажная уборка помещения.

    У педагогов имеется подборка комплексов гимнастики для каждой возрастной группы с учетом умений и навыков детей и учетом физической нагрузки. Утренняя гимнастика проводится без музыкального сопровождения. Не все дети во время проверки были в физкультурной форме, воспитатели тоже часто выполняют упражнения в платьях.Следует отметить, что состояние здоровья, уровень физического развития и физической подготовленности соответствует возрастным нормам.

    Соблюдение гигиенических требований:

    Влажная уборка проведена, зал проветрен.

    Температурные показатели (19 градусов по С)

    Удобство одежды и обуви: дети все в облегченной одежде, в спортивной обуви.

    Длительность проведения (8.20-8.25) 5 минут, согласно режиму дня.

    Комплекс гимнастики состоял из трех основных частей: вводной, основной, заключительной, каждая из которых решает определенные задачи.

    1) Вводная часть:

    Во вводной части воспитатель провела разновидности ходьбы (обычная, на носках,на пятках, в полном приседе, бег. Продолжительность бега 30 сек, с постепенным замедлением. Перестроение из колонны по 1 в колонну по 4.

    3) Заключительная часть:

    - восстановление дыхания ходьба в колонне.

    Инструктор по физкультуре следила за дыханием. напоминала о том, что вдох должен быть глубоким через нос, а выдох медленным и продолжительным через рот.

    Выводы: Соблюдена методика проведения утренней гимнастики, длительность не соответствует старшей группе.

    Педагог не тщательно проводит контроль за качеством выполнения упражнений; нагрузка не превышена, не проводились упражнения на восстановление дыхания.

    Дети активны, проявляют интерес к упражнениям, выполняют под руководством инструктора по физкультуре.

    Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах оборудованы спортивные центры. Во всех возрастных группах имеются атрибуты для подвижных игр, для игр с прыжками, с бросанием; выносной спортивный инвентарь. Оформлены картотеки подвижных игр, комплексы утренней гимнастики и гимнастики пробуждения после сна по возрасту. Атрибуты и игровое оборудование безопасно, аккуратно хранится. В группах №3, №7, №11, №12 дети не имеют самостоятельный доступ к игровому оборудованию.

    Развивающая предметно - пространственная среда в группах ДОУ обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых двигательной активности детей.

    Рекомендации: Предметно - пространственная среда во всех возрастных группах соответствует требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

    Для повышения интереса детей к физической культуре, а также развитию жизненно-важных качеств пополнить и дооформить спортивные центры недостающим спортивным и нестандартным оборудованием с учетом возраста детей. Активно использовать центр для самостоятельной двигательной деятельности в режиме дня, а также для обогащения детей знаниями о спорте, о значение спорта в жизни человека. Оформить и дополнить среду наглядными пособиями, настольными играми, иллюстративным материалом по теме. При оформлении учитывать эстетичность и доступность.

    В детском саду проводится комплекс закаливающих мероприятий:

    - соблюдение температурного режима в течение дня;

    - правильная организация прогулки и ее длительности;

    - соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей;

    - облегченная одежда для детей в детском саду;

    - мытье прохладной водой рук по локоть, шеи;

    - ходьба по ребристым и массажным дорожкам.

    Планирование непосредственно - образовательной деятельности.

    В ходе контроля были выявлены следующие результаты.

    Анализ планов показал:

    Планирование образовательной деятельности строится в соответствии с лексическими темами недели, расписаны режимные моменты. В календарных планах во всех группах отражено планирование физкультурных занятий, прогулки, двигательной активности в течение дня, индивидуальная работа с детьми по овладению двигательными умениями. В системе проводятся утренняя гимнастика, пальчиковая, редко планируется артикуляционная гимнастика.

    Из планов воспитательно-образовательного процесса в ОУ видно, что педагоги используют в основном традиционные здоровьесберегающие образовательные технологии, которые направлены на предотвращение переутомления у детей. Очень редко включают в образовательный процесс технологии обучения ЗОЖ (разные виды массажа и самомассажа) и практически не применяют в своей работе коррекционные технологии (музыкотерапия, песочная терапия, сказкотерапия, психогимнастика, реалаксация, которые направлены на снятие психо-эмоцинального напряжения ребенка.

    использовать музыкальное сопровождение образовательного процесса;

    внедрять в работу новые оздоровительные методы

    разнообразить формы организации гимнастики.

    Гимнастика пробуждения (гимнастика после дневного сна) проводится воспитателями не систематически в группах.

    Организация двигательной деятельности в течение дня. Воспитателями групп ежедневно планируются подвижные и малоподвижные игры в группе и на прогулке, индивидуальная работа, но педагоги часто используют уже знакомые игры и недостаточно разучиваются новые игры.

    Вывод: педагоги владеют знаниями организации и проведении НОД по физической культуре, утренней гимнастики, гимнастики пробуждения, а также организацией двигательной активности в режиме ДОУ, в каждой возрастной группе.

    Обеспечить снижение у детей эмоционально-волевого напряжения, создание здоровьесберегающей среды и воспитание навыков здорового образа жизни у детей посредством комплексного подхода к формированию здоровья воспитанников и внедрению новых здоровьесберегающих технологий.

    Работа по физическому развитию тесно связана с работой с родителями воспитанников. Воспитателями было проведено анкетирование родителей. Выявлены пожелания к организации системы мер для поддержания здорового образа жизни как в саду, так и в семье.

    Педагогическому коллективу продолжать вести пропаганду здорового образа жизни, через разнообразные формы работы.

    Привлекать родителей к организации и оснащению развивающей предметно – пространственной среды для развития двигательной активности детей во всех возрастных группах.

    1. Продолжать создавать условия для оптимальной двигательной активности дошкольников, формировать основные виды движений; продолжать работу с детьми по внедрению здоровьесберегающих технологий (Срок: периодически постоянно. Ответственные: воспитатели групп.)

    2. Продолжать пополнять предметно – развивающую среду для развития двигательной активности детей во всех возрастных группах. (Срок: периодически постоянно. Ответственные: воспитатели групп)

    3. Педагогическому коллективу продолжать вести пропаганду здорового образа жизни, через разнообразные формы работы с родителями: беседы, консультации, практикумы, совместные мероприятия, проекты, анкетирование и др. (Срок: периодически постоянно. Ответственные: воспитатели групп)

    4. Педагогическому коллективу продолжать изучать необходимую литературу по организации двигательной активности в ДОУ, заниматься самообразованием, повышать квалификацию, участвовать в профессиональных конкурсах.

    Предложения и рекомендации: инструктору по физкультуре обращать внимание на качество выполнения упражнений, используя индивидуальный подход; уделять внимание дыхательной гимнастике, использовать пособия для выполнения комплекса.

    Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

    Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

    Оценка здоровьесберегающей среды ДОО.

    Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов. Поэтому возникает необходимость создания эффективной здоровьесберегающей системы в детском саду, так как период дошкольного детства наиболее важный в становлении двигательных функций ребенка, особенно его физических качеств. В целях укрепления здоровья воспитанников в ДОУ коллективом учреждения было принято решение о создании необходимых условий для физического развития детей. Целью деятельности дошкольного учреждения является создание здоровьесберегающей среды в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья детей.

    1.Создание предметно-развивающей среды.

    2. Включение родителей в воспитательно - образовательный процесс.

    3. Повышение уровня компетентности и профессионализма педагогов по вопросу здоровьесбережения дошкольников.

    4. Воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни.

    5. Обеспечение оптимального уровня физической подготовленности ребенка к школе в соответствии с его индивидуальными особенностями.

    В ДОУ разработана и уже в течение нескольких лет действует схема диагностики и мониторинга здоровья детей:

    — по группам здоровья;

    — по уровню сформированности физических качеств;

    — по адаптации к условиям ДОУ;

    Это позволяет педагогам проводить анализ здоровья дошкольника, обозначать проблемы и определять основные направления деятельности с учетом личностно-ориентированного подхода к развитию каждого ребенка. Воспитатели тесно взаимодействуют с медицинским работником, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, психологом, что позволяет комплексно подходить к решению проблемы здоровья детей и тем самым обеспечивают:

    — единый подход к сохранению и укреплению здоровья ребенка;

    — осуществление мониторинга физического развития и состояния здоровья детей в ДОУ;

    — организацию медико-педагогического контроля за проведением оздоровительной педагогической работы в ДОУ;

    — осуществление просветительной работы среди педагогов и родителей по проблеме здоровья дошкольников.

    Оздоровительные мероприятия в детском саду — это не только прогулки на свежем воздухе и закаливающие процедуры, но и организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов, профилактической работы, питания, диспансерного наблюдения за детьми. Медсестрой ежегодно планируется профилактическая работа, составляется план мероприятий по снижению заболеваемости в ДОУ. Ведутся паспорта здоровья, организован медико-педагогический контроль физического воспитания детей

    Педагоги используют разнообразные формы организации физической активности детей:

    — утренняя гимнастика и гимнастика после сна;

    — физминутки на занятиях и в перерывах между занятиями;

    — подвижные игры в помещении и на воздухе;

    — развлечения и физкультурные праздники;

    — проводят работу по профилактике и снижению заболеваемости детей;

    — применяют дыхательную гимнастику.

    В детском саду уделяется большое внимание предметно-развивающей среде:

    — в группах имеются: уголки природы, спортивные уголки, календари природы, родительские уголки, игровые, учебная зона, книжный уголок, уголок по изодеятельности;

    — имеется музыкально – спортивный зал, который оборудован необходимым инвентарем;

    — спортивная площадка для занятий на воздухе .

    Проводятся консультации, родительские собрания, беседы, тематические выставки, анкетирование, конкурсы. Родители активно принимают участие в совместных мероприятиях детского сада и семьи.

    Эффективность оздоровительной педагогической деятельности ДОУ определяется следующими показателями:

    Соответствие уровня физического развития возрастным критериям.

    Позитивная динамика прироста развития физических качеств.

    Способность к самоорганизации в двигательной деятельности.

    Наличие стойких привычек по уходу за своим телом в целях сохранения и укрепления своего здоровья.

    Снижение уровня заболеваемости.

    Положительная динамика посещаемости детьми ДОУ.

    Переход детей из одной группы здоровья в другую.

    Осуществляя педагогическую, медицинскую, физкультурно-оздоровительную и профилактическую деятельность, коллектив нашего детского сада добился следующих результатов:

    — налажена координация всех специалистов ДОУ, что способствует системности физкультурно – оздоровительной деятельности ДОУ;

    — уровень заболеваемости снизился;

    — создана и действует система диагностирования физического развития детей;

    — осуществляется мониторинг здоровья дошкольников в ДОУ;

    — созданы условия для физического развития ребенка в ДОУ, а также для осмысления ребенком ценностей собственного здоровья;

    — возрос уровень профессиональной компетентности педагога, родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья дошкольников;

    — планируются и организуются различные мероприятия с родителями.

    Это стало возможным за счет системы профилактических, оздоровительных мероприятий и эффективности образовательного процесса в ДОУ. Созданы необходимые условия для развития каждого малыша.

    Читайте также: