Нерегламентированная деятельность в детском саду в беларуси

Обновлено: 06.07.2024

Новые требования, выдвигаемые обществом к повышению качества развития ребёнка в учреждениях дошкольного образования, изменения нормативного и учебно-методического обеспечения дошкольного образования Республики Беларусь обосновали потребность в поиске наиболее эффективных моделей планирования образовательного процесса.

Следует отметить, что существуют общепринятые формы планирования:

Календарное планирование – планирование специально организованного обучения, видов детской деятельности и соответствующих им форм работы с дошкольниками на каждый день недели;

Перспективное планирование – планирование на длительный период: год, полугодие, месяц;

Перспективно-календарное планирование – часть разделов плана планируется на год, полугодие, месяц, а часть разделов планируется на каждый день недели месяца.

При разработке планирования необходимо ориентироваться на следующие требования:

— Краткость плана, его компактность, гибкость

— Детализация плана в зависимости от образования, педагогического опыта и индивидуального стиля деятельности педагога

— Целенаправленность и конкретность образовательных задач

— Право выбора наиболее оптимальной и удобной формы плана – за педагогом

— Согласованность плана с деятельностью учреждения

— Сочетание перспективности и актуальности намеченных направлений работы

— Преемственность, систематичность и последовательность

— Оптимальное сочетание задач обучения и организации деятельности детей

— Реальность выполнения, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, уровня их подготовленности и условий

— Единство целевой установки и условий реализации

— Знание фактического уровня развития воспитанников по всем направлениям

В условиях реализации обновленного варианта учебной программы дошкольного образования в учреждении разработана модель перспективно-календарного планирования, которая условно разделена на два составляющих блока:

— специально организованная деятельность;

— нерегламентированная деятельности воспитанников.

При планировании специально организованной деятельности учитываются регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования занятия по образовательным областям:

Занятия планируются на каждый день недели по следующей схеме:

День недели, дата;

В нерегламентированной деятельности планируются гибкие и интересные виды деятельности по направлениям: физическое развитие воспитанника, социально-нравственное и личностное развитие воспитанника, познавательное развитие воспитанника, речевое развитие воспитанника, эстетическое развитие воспитанника. Образовательные задачи распределены по основным видам деятельности: познавательная практическая, общение, игровая, художественная, трудовая, элементарная учебная. Практика показала, что все эти виды деятельности пересекаются друг с другом, интегрируя элементы одна другой, что позволяет жизнь детей сделать интересной, разнообразной, расширить интерес к изучаемому материалу, создать ситуацию успеха каждому ребенку, реализовать потенциал исследовательской деятельности детей, способности делать собственные открытия. Интеграция образовательного процесса обеспечивает в полной мере индивидуализацию и дифференциацию, стимулирует социальную активность детей.

Следует отметить, основной акцент делается на реализацию направлений средствами игровой деятельности.

При реализации направления физическое развитие воспитанников планируются игры побуждающие ребёнка к выполнению активных движений, способствующие развитию двигательных умений и навыков, физических качеств, формированию координации движений.

При реализации направления социально-нравственное и личностное развитие воспитанников планируются игры способствующие приобретению социальных навыков общения, взаимодействия со сверстниками, игры на формирование представления о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам, продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности.

При реализации направления познавательное развитие воспитанников планируются игры на уточнение и закрепление представлений о труде взрослых, об окружающей действительности, способствующие формированию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремлённость, настойчивость.

При реализации направления речевое развитие воспитанников планируются игры на формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, активизацию словаря, умения правильно выражать свои мысли.

При реализации направления эстетическое развитие воспитанников планируются игры на формирование и развитие художественных способностей, творчества.

Система планирования по реализации содержания учебной программы обеспечит разностороннее развитие и саморазвитие личности ребёнка, формирование у него нравственных норм и приобретение социального опыта, готовности к успешному переходу на следующий уровень образования. Образовательный процесс на основе планирования необходимо осуществлять с учетом принципов гуманистической педагогики, приоритета самоценности дошкольного детства, личностно-ориентированного стиля общения, обеспечения охраны и укрепления здоровья детей, безопасности жизни.Право выбора заниматься той или иной деятельностью остается за ребенком.

Основные подходы к планированию образовательного процесса в группах раннего и дошкольного возраста учреждений дошкольного образования в реализации учебной программы дошкольного образования

В условиях внедрения учебной программы дошкольного образования обращаем внимание педагогов учреждений дошкольного образования на планирование и организацию образовательного процесса с позиции современных научных подходов: деятельностного, культурно-исторического, личностного.

Первостепенной задачей учреждений дошкольного образования является выстраивание системы планирования для организации образовательного процесса, которая включает: разработку учебного плана учреждения дошкольного образования, утвержденного руководителем учреждения; расписания специально организованной деятельности воспитанников по образовательным областям учебной программы дошкольного образования; планов педагогических работников учреждения дошкольного образования (перспективных, календарных), в которых, кроме специально организованной деятельности воспитанников, могут отражаться нерегламентированная деятельность (игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организуются или возникают как с участием взрослого, так и при его косвенном руководстве), реализация образовательных услуг сверх содержания образовательных областей "Развитие речи и культура речевого общения"; "Иностранный язык"; "Детское ручное ткачество"; "Хореография".

Планирование – процесс трудоемкий и творческий, требующий от педагога глубоких знаний учебной программы дошкольного образования, ее дидактических принципов, возрастных возможностей и особенностей воспитанников, требований, предъявляемых к планированию образовательного процесса. В планировании должны быть предусмотрены конечные и промежуточные цели и задачи, средства и способы достижения результатов.

Организация образовательного процесса включает оптимальное чередование видов детской деятельности: специально организованной и нерегламентированной деятельности воспитанников. Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организуются как с участием взрослого, так и при косвенном его руководстве. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

Важным аспектом планирования является решение образовательных, развивающих и воспитательных задач в разных формах специально организованной деятельности и видах детской деятельности, т.е. интеграция образовательного процесса, которая определяется, как системный, целостный и взаимосвязанный процесс.

Реализация целей и задач учебной программы дошкольного образования в группах раннего и дошкольного возраста осуществляется при организации образовательного процесса, в котором предусмотрена совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей в специально организованных формах (игра, занятие) и различных видах детской деятельности, режимных процессах в течение дня. Качественный результат образовательной деятельности зависит от личности педагога, который, прежде всего, создает эмоционально насыщенную среду, способствующую полноценному развитию ребенка (режимные моменты, самостоятельная детская деятельность и т.д.).

Одним из оптимальных условий реализации учебной программы дошкольного образования является тематический подход к планированию образовательного процесса, в котором предполагается выделение ведущей темы дня, недели или месяца. Предварительный подбор педагогами основных тем обеспечивает системность и культуросообразность организации образовательного процесса. Реализация темы проходит в комплексе разных видов детской деятельности, предусматривающих взаимодействие взрослого и ребенка с позиции партнерства.

Тематический подход к планированию предусматривает разработку тем: с учетом цикличности года, сезонных изменений и явлений в природе, государственных и народных праздников, познания природного и рукотворного мира, родного края, себя, мира, социума, трудовой деятельности людей и др.

Вместе с тем, планирование и организация образовательного процесса с учетом тематического подхода может осуществляться в разных вариантах:

-тематическое планирование, включающее организацию разных видов деятельности, подчиненных одной теме и интегрирующих все образовательные области;

- использование в планировании метода проектов, позволяющих реализовать цели в рамках определенной темы;

-широкое использование научно обоснованных методик, информационных и образовательных технологий в интеграции с разнообразной организованной и самостоятельной деятельностью детей.

Планированием и организацией образовательного процесса по тематическому принципу предусмотрены возможности экспериментирования, проведения воспитанниками элементарной исследовательской деятельности с учетом специфики учреждения дошкольного образования.

Такой подход к планированию в учреждении дошкольного образования обеспечит мотивацию, содержательность и продуктивность образовательного процесса.

В качестве одного из вариантов написания плана образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста по реализации учебной программы дошкольного образования предлагается следующая структура.

По материалам
государственного учреждения
дополнительного образования взрослых
"Витебский областной институт развития образования"

Разделы плана по учебной программе дошкольного образования (варианты)

1.Годовые задачи учреждения дошкольного образования на учебный год.

3.Список детей по подгруппам (для групп раннего возраста и разновозрастных групп), (подгрупповая работа в остальных группах организуется при наличии соответствующих условий). Список детей в подгруппе не должен быть постоянным, в течение года он может изменяться с учетом уровня развития каждого ребенка.

4.Циклограмма (обязательные компоненты организации разных видов совместной деятельности педагога и детей в течение дня). В циклограмму также включаются: время, отведенное для специально организованных форм (игр, занятий), в том числе бассейне, дни и время, отведенное для проведения физкультурных досугов, музыкальных развлечений, организации образовательных услуг сверх базового компонента. Циклограмма разрабатывается на год (корректируется при необходимости) в соответствии с распорядком дня каждой возрастной группы и условий функционирования учреждения дошкольного образования.

Возможно следующее содержание и форма написания циклограммы:

Первая половина дня

Вторая половина дня

После сна, перед прогулкой

1-я половина дня

  • индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и ежедневным наблюдениям за деятельностью детей;
  • игровая деятельность;
  • трудовая деятельность;
  • познавательная практическая деятельность;
  • двигательная деятельность: организованная (утренняя гимнастика, физкультминутки, физкультурные паузы), самостоятельная (до и после завтрака);
  • закаливание;
  • здоровье и личная гигиена;
  • культура питания;
  • безопасность жизнедеятельности;
  • специально организованная деятельность (согласно утвержденному учебному плану и расписанию занятий (игр) на каждый день недели).
  • игровая деятельность;
  • познавательная практическая деятельность (наблюдения за живой и неживой природой, опытно-экспериментальная деятельность, обследование предметов, объектов, пространства и т.д.);
  • двигательная деятельность: организованная (подвижные игры и физические упражнения — ежедневно, занятия физической культурой — согласно утвержденному учебному плану занятий на неделю); самостоятельная (ежедневно);
  • трудовая деятельность;
  • индивидуальная работа по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и повседневным наблюдениям за деятельностью детей;
  • закаливание;
  • здоровье и личная гигиена;
  • безопасность жизнедеятельности.

2-я половина дня

  • закаливание;
  • здоровье и личная гигиена;
  • культура питания;
  • безопасность жизнедеятельности;
  • самостоятельная двигательная деятельность.
  • Перед второй прогулкой:

образовательные услуги сверх содержания образовательных областей: "Развитие речи и культура речевого общения"; "Иностранный язык"; "Детское ручное ткачество"; "Хореография" (указываются дни недели, время и продолжительность проведения образовательных услуг);

  • познавательная практическая деятельность (наблюдения за живой и неживой природой, опыты, эксперименты и т.д.);
  • двигательная деятельность: организованная (подвижные игры, физические упражнения — ежедневно); самостоятельная (ежедневно);
  • трудовая деятельность;
  • индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы и ежедневным наблюдениям за деятельностью детей;
  • игровая деятельность;
  • закаливание;
  • здоровье и личная гигиена;
  • безопасность жизнедеятельности;
  • индивидуальная работа с детьми по образовательным областям учебной программы дошкольного образования и повседневным наблюдениям за деятельностью детей;
  • игровая деятельность;
  • художественная деятельность: театральная, художественно-речевая, музыкальная (развлечения и др.), изобразительная (восприятие произведений изобразительного искусства, рисование, лепка, аппликация, конструирование, детский дизайн).
  • трудовая деятельность;
  • самостоятельная двигательная деятельность (ежедневно);
  • занятия в бассейне (при наличии) (после первой прогулки или во вторую половину дня) – по утвержденному графику.

В циклограмме указываются конкретно дни недели, периодичность проведения музыкальных и физкультурных досугов, физкультурных праздников, дней здоровья.

Повышение качества образования является комплексной задачей развития системы дошкольного образования. Для её реализации необходима мобилизация внешних и внутренних ресурсов: материальных, кадровых, управленческих, информационных, научно-методических и др. Качество дошкольного образования предусматривает результативность образования, степень достижения приоритетных направлений и задач дошкольного образования, их соответствие государственным и нормативным требованиям. Обновление образовательного процесса является ключевым направлением качества образования. Важнейшим аспектом качества является внедрение новой учебно-программной документации: типового учебного плана, учебной программы и образовательных стандартов дошкольного образования.

Одним из условий полноценного обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста является содержательное, целенаправленное планирование и организация образовательного процесса в учреждении дошкольного образования с учётом возрастных психологических и физиологических особенностей и потребностей детей.

Организация образовательного процесса как деятельности (действий) педагогов по реализации учебной программы – процесс трудоёмкий и творческий, требующий от специалиста в первую очередь глубоких знаний:

- учебной программы дошкольного образования и образовательных стандартов;

- основных подходов к содержанию планирования образовательного процесса;

- дидактических принципов, которые дают возможность педагогу осуществлять систематическое, последовательное и дифференцированное воздействие на детей через разные виды организованной, совместной и самостоятельной деятельности;

- нормативных требований, предъявляемых к организации образовательного процесса.

Основной задачей организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования является обеспечение научно обоснованного подхода к процессу обучения, воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста и такую его организацию, которая бы позволила вести систематическую работу со всеми воспитанниками и обеспечивала индивидуально-личностный подход к ребёнку.

В основу организации образовательного процесса в ходе внедрения учебной программы дошкольного образования должны быть положены следующие:

Принципы:

1. Систематичность и последовательность воздействия на детей через разные виды деятельности.

2. Повторность и усложнение материала.

3. Вариативность выполнения заданий детьми.

4. Взаимосвязь всех видов деятельности.

5. Отражение в ежедневных планах специалистов учреждения дошкольного образования принципов учебной программы дошкольного образования:

- целостности и системности (тесная взаимосвязь и взаимообусловленность развития психических процессов и психических новообразований);

- активности, инициативности и субъектности в развитии ребенка (организация и управление деятельностью воспитанника с учётом направленности интересов и становления субъективности в условиях совместной деятельности со взрослым);

- развития ребенка в деятельности (основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие);

- проблематизации содержания образования (является источником психического развития);

- интеграции образовательных областей (органичное объединение содержания каждой образовательной области как с содержанием всей учебной программы, так и с другими образовательными областями);

- культуросообразности (становление различных сфер самосознания ребёнка на основе познания культуры мира, своего народа, ближайшего социального окружения);

- преемственности между первым уровнем основного образования и первой ступенью общего среднего образования и др.

Требования:

1. Соответствовать принципам и реализовывать содержание учебной программы дошкольного образования и задачи образовательных стандартов.

2. Быть направленной на выполнение задач, запланированных учреждением дошкольного образования на текущий учебный год по совершенствованию качества дошкольного образования.

3. Соответствовать условиям реализации основной функции (охрана жизни ребенка и укрепление его здоровья; социализация ребенка; раскрытие и развитие потенциала личности и др.), и отражать специфику учреждения дошкольного образования.

4. Соответствовать статусу учреждения дошкольного образования, его современной образовательной модели и др.

Основными формами организации образовательного процесса являются игра, занятие. Кроме основных форм организации могут использоваться иные формы: экскурсия, наблюдение, беседа, дежурство и другие.

Необходимо помнить, что организация образовательного процесса должна включать оптимальное чередование видов детской деятельности:

специально организованной (регламентированной) и нерегламентированной деятельности.

Специально организованная деятельность воспитанников – это регламентированные типовым учебным планом дошкольного образования игра, занятие, организованные с учетом закономерностей их развития в раннем и дошкольном возрасте. В распорядке дня специально организованная деятельность выступает в качестве сопутствующей иным видам деятельности.

Нерегламентированная деятельность воспитанников – это игра и другие виды деятельности в распорядке дня, которые организовываются или возникают как без участия взрослого, так и с его участием.

При этом предполагается использование разнообразных форм организации, методов и приемов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от уровня познавательных возможностей детей и решения конкретных образовательных задач.

На современном этапе развития общества проблема экономического образования имеет первостепенное значение, т.к. происходит активное становление рыночного механизма хозяйствования, что требует от каждого из нас особых качеств, экономической культуры, правильного поведения в социуме.

Познание экономических представлений для ребенка дошкольного возраста непросто, ведь первоначальное знакомство детей с экономикой начинается в семье и на улице задолго до овладения теоретическими понятиями. Поэтому необходима правильная организация данного вопроса, чтобы ребенок с раннего возраста раскрыл окружающий мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры.

Вследствие этого возникла необходимость подбора таких форм работы, чтобы детям было интересно и познавательно, одновременно имело высокую эффективность в формировании представлений об экономии и бережливости.

Цель работы - определение наиболее эффективных форм взаимодействия всех участников образовательного процесса по формированию основ экономии и бережливости у воспитанников в разных видах деятельности.

  1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и опыт педагогов-практиков по проблеме формирования основ экономии и бережливости.
  2. Создать необходимые условия развивающей предметно-пространственной среды для формирования экономических представлений у воспитанников старшего дошкольного возраста.
  3. Определить эффективные формы работы с воспитанниками по данному направлению.
  4. Проанализировать результативность и оценить эффективность использования разных видов деятельности для формирования основ экономики и бережливости у детей старшего дошкольного возраста.

Известный педагог В.А.Сухомлинский в своих работах писал, как важно с детства формировать у подрастающего поколения правильное отношение к миру ценностей, раскрыв своеобразную методику воспитания по данному вопросу. Он считал, что труд – это воспитательная сила, особенно если ребенку удается что-то создать самому.

Актуальность и необходимость экономического воспитания на этапе дошкольного образования отмечают многие отечественные и зарубежные педагоги (Л.В. Артемова, И.П. Кошманская, А.А. Смоленцева, Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко, Е.Н. Табих, Л.М. Кларина, А.Д. Шатова, Е.А. Курак, С.Д. Галкина и др.)

Определив научные подходы и методы формирования основ экономии и бережливости у детей дошкольного возраста на базе анализа методической литературы по данному направлению, изучив опыт педагогов-практиков, составила оптимальный алгоритм деятельности.

Большое внимание было уделено созданию соответствующей развивающей предметно-пространственной среды в группе, т.к. это является необходимым фактором экономического образования детей дошкольного возраста.

С целью выработки у воспитанников навыка энергосбережения в группе периодически вывешиваются плакаты, рисунки, рекламные вывески, постоянно напоминающие детям о необходимости вовремя закрывать краны, выключать свет и т.д.

В толковом словаре бережливость определена как моральное качество, характеризующее заботливое отношение людей к материальным и духовным благам, к собственности [5].

Воспитание бережливости - это воспитание у каждого жителя страны чувства ответственности, стимулирования экономии и бережливости, как в своей жизни, так и в масштабах Республики.

Поэтому основной задачей педагогов сделать образовательный процесс таким, чтобы ребенок, путешествуя по миру экономики, приобрел доступные ему знания и понятия, представления, понял, какое она место занимает в окружающей его действительности, где и когда человек соприкасается с ней, умел видеть в окружающем мире экономические проблемы и решать их.

Усвоение воспитанниками представлений наилучшим образом происходит при соблюдении принципа системности, комплексности (взаимодополняемости), постепенности и систематичности в усвоении, индивидуализации темпа работы, повторности (цикличности повторения).

Коллективная познавательная деятельность помогает раскрытию творческого потенциала детей и самореализации их как личности. Реализация задач осуществляется через такие виды познавательно-практической деятельности, как экскурсии и целевые прогулки; наблюдения и рассматривание; решение проблемных ситуаций и задач; задания и поручения; коллекционирование; моделирование; опыты и исследования; проекты.

Умело организованная экономическая игра способствует развитию познавательной активности, формированию деловых качеств воспитанников.

Дети, совершая различные действия, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность формирования и закрепления экономических представлений.

С помощью народного творчества (пословиц и поговорок, загадок-добавлялок) состоялось знакомство детей с экономическими категориями.

Работая над литературным произведением, воспитатель стимулирует творческий поиск через загадки-вопросы, загадки-проблемы, загадки-поиски, проблемные ситуации.

Одним из необходимых условий эффективного воспитания является высокий уровень трудового воспитания детей. Труд – основа любой экономики, а также нравственного воспитания, поскольку моральные ценности должны определять экономические отношения, в том числе и рыночные. Поэтому большое внимание в группе уделяем разным видам труда (хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд) и формам труда (трудовые поручения и коллективный труд). Повседневная детская трудовая деятельность становится эффективным средством воспитания самостоятельности, трудолюбия, сотрудничества, взаимопомощи, ценностного отношения к труду [10, с. 5].

Становится традицией ежегодно в учреждении проводить 31 октября День бережливости, посвященного Международному дню бережливости. В тесном взаимодействии воспитанники, работники учреждения и законные представители принимают участие в различных мероприятиях, направленных на формирование культуры бережливого отношения к природным ресурсам (Приложение 4).

После определения научных основ и изучения методики формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста были:

- проанализированы имеющаяся методическая литература и опыт педагогов-практиков по проблеме формирования экономических представлений у детей дошкольного возраста;

- созданы необходимые условия, при которых могут развиваться экономические представления у детей старшего дошкольного возраста в разных видах деятельности;

- определены эффективные формы взаимодействия всех участников образовательного процесса по формированию основ экономии и бережливости у воспитанников;

Для того чтобы заинтересовать детей, пробудить у них интерес к экономической стороне действительности, были использованы различные формы работы. Большое внимание уделялось тому, чтобы воспитанники принимали активное участие в разных видах деятельности по развитию экономических представлений.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

для воспитанников старшего дошкольного возраста

- формировать представления о роли воды в жизни растений, людей, животных;

- развивать умение анализировать и делать выводы;

- воспитывать потребность в сохранении и приумножении природных богатств.

Материал и оборудование: глобус, картинки рек, озер, морей, костюмы Буратино и Капельки.

Предварительная работа: беседы о роли воды в жизни животных, растений и человека, заучивание стихотворений.

Методические приемы: игровой (проблемные и игровые ситуации), наглядный (рассматривание, сравнение), словесный.

Тип занятия: комбинированный.

I этап – вводный (организационный)

Приветствие (фронтальная форма работы)

Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Стали в круг и повернулись,

Друг мы к дружке улыбнулись,

Смотрим все мы на меня.

Отгадайте вы загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает,

А, как наскучит ей летать,

На землю падает опять (Вода).

Цель: организация детей, мотивация на предстоящую деятельность, развитие познавательного процесса.

II этап – основной

Посмотрите, у нас на столе стоит глобус. Какие краски на глобусе? (Голубой, зеленый, белый). Что они обозначают? (Земля, вода). Какого цвета больше? Что это?

Ребята, на нашей планете 4 океана, 30 морей, множество рек и озер.

Чем отличается вода в реках от воды в океанах и морях? (В реках – вода пресная, а в морях и океанах – соленая).

- А какую воду использует человек? (Пресную)

- Для кого нужна вода? (Растениям, животным, человеку)

- Для чего нужна вода? (Пить, готовить еду и т.д.)

Цель: развитие внимания, быстроты и ловкости.

Как надо беречь воду? (Закрывать кран, не открывать сильно, ремонтировать кран, когда чистим зубы, необходимо набирать воду в стакан)

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима; воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Буратино потянулся, раз - нагнулся, два - нагнулся.

Руки в стороны развел, видно, ключик не нашел.

Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать,

Всем здоровья пожелать.

Видишь, Буратино, сколько нужно затратить людям, чтобы обыкновенная капелька попала к нам: сделать трубы, проложить водопровод, очистить воду в фильтрах.

А нам иногда кажется, что вода сама течет из крана, и поэтому ее можно не экономить.

Цель: развитие речи, внимания воспитанников

(Ручей – водопроводный кран – озеро – река; умывание – купание - одевание – стирка белья; снег – иней – песок – роса; льется – течет – греет – журчит).

III этап – окончание занятия

Рефлексия. Подведение итогов занятия.

Цель: анализ результатов деятельности воспитанников.

Наше занятие закончилось. Наше всем послание:

Воду нужно уважать: просто так не выливать.

Каждый знает: без воды невозможно в мире жить.

Список использованных источников

Конспект развлечения КВН

для воспитанников старшего дошкольного возраста

- формировать элементарные представления об экономии электроэнергии, воды;

- развивать связную речь, внимание, память;

- воспитывать бережное отношение к сохранению природных ресурсов.

Методические приемы: игровой (проблемные и игровые ситуации), наглядный, словесный.

Представляю вам жюри (воспитатели, родители, администрация).

Цель: создание комфортной доброжелательной атмосферы, воспитание доброжелательного отношения к сверстникам в процессе игровой деятельности.

Капитан: Мы веселые ребята,

Знаем мы как нам играть

Экономить мы умеем,

Любим лампы выключать.

Все дети: Команде Берегош

Наш пламенный привет.

С вами мы сразимся

Так просто не сдадимся!

Капитан: Мы команда Берегоша,

Выключаем свет всегда,

Воду тоже закрываем,

Бережем мы все, друзья!

Все дети: Команде Берегунчик

На все вопросы отвечать

И нос не задирать.

За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Цель: развитие речи, внимание.

Вопросы: Где живет электричество? Ток? (В проводах)

Кому нужен электрический ток? (Электроприборам, чтобы горел свет)

Можно ли услышать электричество? (Нет)

Как узнать: есть ли в доме электричество? (Включить свет, телевизор)

Жюри поводит итог.

Цель: развивать мыслительные операции.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

По тропинке я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня, ребята, нет,

Не зажжется в доме свет. (Электричество)

Вечером в дом влетает

Весь дом освещает? (Лампочка)

Через поле и лесок

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там. (Телефон)

То назад, то вперед

Ходит – бродит пароход.

Продырявишь море. (Утюг)

Наша тетушка игла

С электричеством дружна.

Строчка в строчку,

Строчка в строчку –

Будет платье вашей дочке. (Швейная машинка)

Цель: развивать связную речь, память, воспитывать умение слышать друг друга.

Цель: обеспечение смены вида деятельности и оптимального двигательного режима.

Ведущий: Я буду вилкой, а вы провод,

Цепляйтесь за меня и повторяем все за мной:

По проводам шагает ток,

Тихонько прыгает, шипит,

Присядет, встанет и пойдет.

Садимся на свои места.

Жюри объявляет результаты трех конкурсов.

Цель: развивать внимание, активизировать словарь.

Нужно разложить по обручам: в один – старые предметы (утюг, метла, сковорода, самовар, бигуди, печь, свеча), а в другой – современные электроприборы (электроутюг, пылесос, блинница, электрочайник, микроволновая печь, лампочка).

Цель: развивать речь, внимание, память.

Цель: развивать речь, внимание, память.

Ведущий: Пока жюри подводит итоги, для вас музыкальный номер.

Подведение итогов и вручение кубка.

Цель: анализ деятельности воспитанников.

Список использованных источников

  1. Учебная программа дошкольного образования / Министерство образования Республики Беларусь, [Национальный институт образования]. – Минск: Национальный институт образования, 2019. – с.335.
  2. Табих, Е.Н. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н.Табих. — Мн.: Вышэйшая школа, 2007.
  3. Чабаненко, Л.Л. Отходы в доходы : пособие для педагогов учреждений дошк.образования /Л.Л. Чабаненко. – Минск : Зорны Верасок, 2013. – 136 с.

План проведения Дня бережливости

Воспитатели Мартинович О.А.,

Проведение дидактических игр с экономическим содержанием с воспитанниками средних и старших групп

С законными представителями

Заместитель директора по хозяйственной работе Демиденко Л.В.

Воспитатель Мельчакова Н.Н.

Читайте также: