Непонимание того что образовательную систему должна выбирать вся школа

Обновлено: 06.07.2024

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.

Оценить 641 0

Выступление на педсовете

Учитель начальных классов

Пунанцева О.Н.

Пути совершенствования системы работы по осуществлению преемственности между начальным и средним звеном обучения в условиях внедрения ФГОС ООО

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования.

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.

Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Препятствием созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему

должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.

Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе.

Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при пере-

ходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.

Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы.

Часто последствия бывают отрицательными, чтообусловлено:

сменой социальной обстановки;

изменением роли учащегося;

увеличением учебной нагрузки;

изменением режима дня;

разностью систем и форм обучения;

нестыковкой программ начальной и основной школы;

различием требований со стороны учителей-предметников;

изменением стиля общения учителей с детьми.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что

сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Представили? Примерно те же чувства испытывают ваши ученики. Чтобы этого избежать, необходимо учителям-предметникам договориться и выдвинуть в начале учебного года единые требования к пятиклассникам. Особое внима

ние учителей следует обратить на выставление отметок. Оценивая работу, необходимо детям разъяснять критерии оценивания, дать возможность ученику оценить свой ответ, опираясь на эти критерии, в случае необходимости, объяснить ребенку, над чем ему следует поработать, чтобы восполнить пробел в знаниях.

Следует продолжать начатую в начальной школе работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.

Причины возникновения проблемы:

-Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;

-Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;

-Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;

-Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;

-Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;

-Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;

-Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;

-Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;

-Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;

-Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников

-Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;

-Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;

-Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;

-Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

-существенное изменение родительского отношения к школе:

(откровенно агрессивное или с абсолютное равнодушие, неприятие, пренебрежение;многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере);

-рост числа малообеспеченных семей;

-увеличением количества социально-обездоленных детей.

В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.

совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;

работа с учащимися;

работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

организация учебного процесса;

единые требования к учащимся;

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

В нашей школе педагоги тесно сотрудничают друг с другом. Проводятся регулярные обсуждение успехов и возникающих трудностей, обмен опытом, коллективная выработка способов преодоления трудностей учителей - предметников и учителей начальных классов.

По реализации алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:

посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;

регулярные обсуждения уроков, координация работы и решение возникающих проблем;

Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).

Согласование учебных программ с учителями-предметниками.

Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.

Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.

Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.

Анкетирование обучающихся , родителей (лиц их заменяющих), учителей предметников в конце 1 четверти 5 го класса.

На заседании педагогического совета школы обсуждаются предварительные итоги эксперимента, проблемы внедрения алгоритма организации непрерывного

образовательного процесса между ступенями начальной и основной школы и другие. Были отмечены и некоторые проблемы, возникшие в ходе работы. Например:

- нежелание части учителей отказаться от традиционной системы преподавания, сориентированной прежде всего на большой объём знаний;

- трудности в отборе материала, которые испытывают учителя, работая по новому учебнику, построенному по принципу мини-макса (например учебники биологии, где всё кажется важным), в котором многая информация дана в непривычном для традиционного учебника неявном виде. Отсутствуют подробные методические разработки, такие например, как по русскому языку и литературе;

- невозможность использования в полном объёме всех предлагаемых технологий при изучении всех предметов, а также то, что ряд учебников находятся только в стадии разработки, что тоже не позволяет работать школе в единой образовательной системе.

Для педагогов, работающих в начальном звене, работа заключается, прежде всего, в подготовке к переходу в основную школу. Проблема заключается в том, что учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги-предметники, которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена.

Организация работы по преемственности во многом облегчает переход на новые ФГОС, активизирует методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы. – 5 -

Главная задача начальных классов-ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ

Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.

Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков. Для этого необходимо создать определенные условия, а именно:

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5классов.

Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем.

Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса

Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.

Единство и преемственность учебных требований в начальной и средней школе. Чтобы избежать резкого снижения, успеваемости учителям среднего звена в I четверти надо оценивать учебную деятельность пятиклассников по критериям оценок начальной школы.

Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

Проведение родительского собрания.

Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.

Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).

Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.

Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.

Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Преемственность

между начальной школой и основной

Главная задача, которую ставит государство и общество перед школой, — сформировать личность, способную занять в жизни достойное место, вырастить человека, способного взять ответственность за себя и своих близких. Однако существуют проблемы, не решив которые, невозможно выполнить этот социальный заказ.

Отсутствие преемственности и непрерывности между дошкольным образованием и начальной школой. Сегодня в первом классе тратится до 60% учебного времени на то, что могли бы сделать дошкольные учреждения, и на коррекцию того, что ими было сделано некомпетентно.

Узко понимаемая преемственность и непрерывность между начальной и основной школой. Долгое время считалось, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, потому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях.

Отсутствие непрерывности и преемственности между школьным и вузовским или среднетехническим образованием, в частности, в плане развития общеучебных умений. Выходя из школы, выпускник чаще всего не готов к продолжению образования. Он не владеет приемами получения и переработки информации, не умеет самостоятельно работать с материалом и очень часто пытается по школьной привычке все выучить, то есть зазубрить.

Непонимание того, что комплект учебников не может быть случайным, произвольным набором, а должен иметь общую методологическую основу, опираться на единую систему психолого-педагогических принципов, иметь одинаково построенный методический аппарат и единое психологическое пространство. А этим требованиям отвечают лишь учебники, написанные в рамках определенной образовательной системы.

Непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.

Решение данных проблем позволит оптимизировать учебный процесс, устранить перегрузку ученика, предотвратить школьные стрессы, а самое главное — сделает учебу в школе единым образовательным процессом, базирующемся на идеях гуманизации и гуманитаризации образования.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Это интересный и сложный этап в жизни школьника. Какие эмоции принесет ребенку этот период, радость или огорчение, во многом зависит от учителей средней школы, и в первую очередь, от классного руководителя. Поэтому необходимость психолого-педагогического сопровождения пятиклассников очевидна.

Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Большинство детей переживает этот переход как важный шаг в их жизни. Для них центральное место занимает сам факт окончания младшей школы, который в той или иной мере подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Дети начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления. Определенная часть детей осознает такой переход как шанс начать заново школьную жизнь, наладить не сложившиеся и несостоявшиеся отношения с педагогами.

Возникает больше самостоятельности и ответственности. При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами. Сферу действия свободы и самостоятельности пятиклассников надо расширять постепенно, одновременно показывая детям, где существуют ограничения этих факторов. Ведь свобода и вседозволенность – это не слова-синонимы, равно также как и самостоятельность и отсутствие педагогической поддержки. Из-за неправильного толкования детьми обозначенных понятий часто приходится сталкиваться с нарушениями дисциплины.

Как выстроить модель своего поведения с каждым педагогом, на каждом конкретном уроке? Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.

Ситуацию может усугубить отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность. Экономя время урока, педагоги среднего звена порой забывают о том, что если у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги, обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2 – 3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.

Кроме того пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они вместе с первым учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет. Это организация и проведение дней именинника, олимпиадных недель, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее.

Не следует забывать, что пятиклассники – народ эмоциональный. И во многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет. Это уже в более старшем возрасте школьники будут способны оценить интеллектуальный багаж педагога, его достижения и знания. А пока для них важны забота и внимание со стороны учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Преемственность-зто последовательная ,непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника.

МКОУ Пузевская СОШ

«Проблемы преемственности и пути их решения при переходе

объединенном заседании МО учителей начальных классов и МО учителей среднего звена

Якушова Анна Петровна

Преемственность – это последовательная, непрерывная связь между различными ступенями в развитии качеств личности школьника, опора на его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление их в последующие годы образования”.

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения, т.е. в последовательности, систематичности расположения материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-воспитательной работы.

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка, так как осуществляется переход к новому образу жизни, к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям со взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой, и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.

Некоторые педагоги считают, что преемственность касается лишь содержания обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе к выполнению учебной работы связаны с индивидуально-типологическими особенностями детей, их работоспособностью, спецификой познавательного развития, преобладающим типом восприятия и переработки информации, неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Препятствием созданию благоприятных условий для обеспечения преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над созданием единой образовательной среды, что учителя математики и словесники, биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.

Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи, это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе. Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся троечниками, несмотря на все их старания.

Итак, рассмотрим основные трудности, которые испытывают дети при переходе из 4-го в 5-й класс и пути их решения.

Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса: учащихся, педагогах, родителях, администрации школы

Часто последствия бывают отрицательными, что обусловлено:

сменой социальной обстановки;

изменением роли учащегося;

увеличением учебной нагрузки;

изменением режима дня;

разностью систем и форм обучения;

нестыковкой программ начальной и основной школы;

различием требований со стороны учителей-предметников;

изменением стиля общения учителей с детьми.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного основного учителя к системе классный руководитель – учителя-предметники. Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным недовольством учителей и учеников друг другом.

Следует продолжать начатую в начальной школе работу по формированию контрольно-оценочной самостоятельности учащихся. Для более успешной адаптации в 5-м классе на первых уроках учитель должен ознакомить детей с требованиями, которые он предъявляет к ним по своему предмету.

Причины возникновения проблемы:

Неполнота или отсутствие данных о выпускниках начальной школы;

Недостаточное изучение учителями основного звена данных о выпускниках начальной школы, их возможностях;

Несоответствие оценок выпускников начальной школы реальным результатам обучения;

Неподготовленность учителей к работе с детьми младшего школьного возраста;

Неадаптивность методики преподавания к возможностям детей данного возраста;

Скачкообразный переход к новым в сравнении с начальной школой методам обучения;

Непонимание учащимися учебного материала вследствие его вступления в противоречие с ранее изученным в начальной школе;

Рассогласование в сложности содержания образовательных программ;

Неподготовленность к восприятию усложненного содержания учебных курсов в 5-м классе;

Неспособность учеников адаптироваться к различным требованиям учителей-предметников

Невладение методикой активизации учебно-познавательной деятельности пятиклассников;

Недостаток дифференцированного дидактического материала для организации самостоятельной работы учащихся;

Недостаток самостоятельной работы учащихся на учебных занятиях в начальной школе;

Низкая сформированность общеучебных умений и навыков учащихся выпускных классов начальной школы.

существенное изменение родительского отношения к школе:

откровенно агрессивное или с абсолютное равнодушие, неприятие, пренебрежение;

многие дети подвергаются в семьях физическим наказаниям, растут в тяжёлой моральной атмосфере;

рост числа малообеспеченных семей;

увеличением количества социально-обездоленных детей.

В связи, с чем возникает необходимость четкого планирования работы по преемственности.

Решая проблему преемственности, работа должна вестись по трем направлениям:

совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;

работа с учащимися;

работа с родителями.

Преемственность между начальной школой и 5-м классом предполагает следующие направления:

организация учебного процесса;

единые требования к учащимся;

Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.

В нашей школе маленький педагогический коллектив, который сформировался много лет назад. Мы тесно сотрудничаем друг с другом. Проводятся регулярные обсуждение успехов и возникающих трудностей, обмен опытом, коллективная выработка способов преодоления трудностей учителей предметников и учителей начальных классов

По реализации алгоритма деятельности педагогического коллектива школы по организации преемственности между начальным и основным общим образованием ведется следующая работа:

посещение уроков в 4-м классе учителями предметниками среднего звена, которые будут преподавать в 5 классе;

регулярные обсуждение уроков, координация работы и решение возникающих проблем

Открытые уроки учителей 4-х классов (русский язык, математика, окружающий мир).

Согласование учебных программ с учителями-предметниками.

Посещение будущим классным руководителем уроков, родительских собраний, внеклассных мероприятий.

Передача материалов диагностик учащихся, характеристики классного коллектива классному руководителю будущего 5 класса.

Диагностика сформированности общеучебных умений и навыков.

Анкетирование обучающихся и родителей (лиц их заменяющих), учителей предметников в конце 1 четверти 5 го класса.

На заседании педагогического совета школы обсуждаются предварительные итоги эксперимента, проблемы внедрения алгоритма организации непрерывного образовательного процесса между ступенями начальной и основной школы и другие. Были отмечены и некоторые проблемы, возникшие в ходе работы. Например:

- нежелание части учителей отказываться от традиционной системы преподавания, сориентированной прежде всего на большой объём знаний,

- трудности в отборе материала, которые испытывают учителя, работая новому учебику, построенному по принципу мини-макса (например учебники биологии, где всё кажется важным), в котором многая информация дана в непривычном для традиционного учебника неявном виде. Отсутствуют подробные методические разработки, такие например, как по русскому языку и литературе;

- невозможность использования в полном объёме всех предлагаемых технологий при изучении всех предметов, а также то, что ряд учебников находятся только в стадии разработки, что тоже не позволяет работать школе в единой образовательной системе.

Для педагогов, работающих в начальном звене работа заключается прежде всего в подготовке к переходу в основную школу. Проблема заключается в том, что учителя начальных классов имеют определенный стаж и опыт работы по внедрению ФГОС. Другое дело – педагоги-предметники, которым предстоит начать освоение новой для них программы, внедрение технологий ФГОС среднего звена.

Организация работы по преемственности во многом облегчает переход на новые ФГОС, активизирует методическую работу, обнаруживает скрытые резервы коллектива школы.

Главная задача начальных классов ЭТО НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ

Создание у детей младшего школьного возраста познавательной мотивации, без которой невозможно дальнейшее успешное обучение в средней школе.

Осуществление последовательной и тщательной преемственности в воспитании, обучении и развитии дошкольников, младших школьников и подростков. Для этого необходимо создать определенные условия, а именно:

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ

Как можно раньше определить учителей-предметников и классного руководителя будущих 5 - ов.

Посещение уроков в 4-ом классе учителями-предметниками, классным руководителем -внеклассных мероприятий.

Изучение учебных программ: учитель начальных классов должен знать программу 5 класса. Учитель-предметник среднего звена может начинать работу в 5 классе, только изучив программу начальной школы, чтобы правильно организовать повторение материала, изученного в начальной школе и разработать систему мер по дальнейшему формированию новых учебных знаний и умений.

Проведение срезовых работ в 4-х классах в присутствии учителей среднего звена и совместный анализ проведенных работ.

Проведение родительского собрания.

Ознакомление с возрастными особенностями младших школьников.

Изучение уровня работоспособности (наблюдение, пробные уроки ).

Изучение системы работы учителя начальных классов: формы и методы организации учебной деятельности учащихся, стиль общения и т.п.

Посещение учителем 4 класса уроков учителей-предметников.

Изучение системы внеклассной работы и работы с родителями.

Школа может выполнить эту работу лишь в том случае, если будут найдены новые организационные формы взаимодействия педагогов начальной и основной школы. Только тогда направления поиска новых, переходных форм и содержания самого учебного процесса могут быть заданы педагогическим коллективом школы с двух сторон: из прошлого и из будущего.

Автор: Едренова Анна Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ ООШ №3
Населённый пункт: город Мыски Кемеровская область
Наименование материала: Материал к педсовету по преемственности между начальной школой и основной
Тема: Проблема преемственности между первой и второй ступенями обучения
Раздел: начальное образование

«Школа не должна вносить

резкого перелома в жизни детей.

Пусть, став учеником, ребенок

продолжает делать сегодня то,

что делал вчера.

Пусть новое появляется

в его жизни постепенно

и не ошеломляет

В. А. Сухомлинский

Цель: Анализ проблем возникающих у обучающихся при переходе из начального

звена в среднее и пути их преодоления

- изучить проблемы и трудности возникающие при переходе из начальной школы

в среднее звено;

-выявить причины, вызывающие затруднения у обучающихся и учителей;

-наметить преемственные связи в содержании и методах обучения и воспитания

последнего этапа в начальной школе и первого этапа в основной

Преемственность

последовательная,

непрерывная

различными ступенями в развитии качеств в личности школьника, опора на

его нравственный опыт, знания, умения, навыки, расширение и углубление

их в последующие годы образования

педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе -

подтвердить, что он хорошо подготовил школьников к обучению в старшем

звене и вооружил их всеми необходимыми знаниями, умениями, навыками, как

пятиклассники - это уже младшие подростки, и подходы к их обучению нужно

строить в соответствие с этим возрастным периодом.

говорится о сложностях этого периода обучения, что он стал восприниматься

чуть ли не как объективный кризис развития детей 9-10 лет, порождающий

серьёзные педагогические проблемы. Оснований для такого утверждения более

чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения

х а р а к т е р и з у е т с я

о р г а н и з о в а н н о с т ь ю ,

снижением интереса к учёбе и её результатам, с

Переходный период из начальной школы в основную, сказывается на всех

снижение успеваемости при переходе из начальной школы в среднюю у значительной

начальной и средней школе на организационном, содержательном и методическом

Суть преемственности в обучении заключается в установлении необходимой

ступенях его изучения. Т.е. в последовательности, систематичности расположения

материала, в опоре на изученное и на достигнутый учащимися уровень развития, в

перспективности изучения материала, в согласованности ступеней и этапов учебно-

Реализация преемственности

средним звеном

обучения должна обеспечить создание системы непрерывного образования с учетом

направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие

индивидуальности каждого учащегося.

Перевод из младшей школы в среднюю – переломный момент в жизни ребенка,

взрослыми, со сверстниками, с учителями. Пятый класс – трудный и ответственный

этап в жизни каждого школьника. Учебная и социальная ситуация пятого класса ставит

перед ребенком задачи качественно нового уровня по сравнению с начальной школой,

и успешность адаптации на этом этапе влияет на всю дальнейшую школьную жизнь.

отношений является зримым внешним показателем их взросления.

Переходя из четвёртого класса в пятый, ученик попадает в новый мир. В средней

школе коренным образом меняются условия обучения: дети переходят от одного

Каждый учитель по-своему ведёт урок, оценивает знания и т. д. И часто школьник

теряется в этом мире. И одной из наиболее часто встречающихся проблем является

адаптация к новым учителям, что сопровождается часто конфликтами, взаимным

недовольством учителей и учеников друг другом.

В 5-м классе значительно увеличивается количество предметов, но самое главное

– учителей будет столько же, и у каждого свои требования. Причем все уроки

будут вестись в разных кабинетах.

Основные проблемы дезадаптации учащихся обусловлены

сменой социальной обстановки;

изменением роли учащегося;

увеличением учебной нагрузки;

изменением режима дня;

разностью систем и форм обучения;

нестыковкой программ начальной и основной школы;

различием требований со стороны учителей-предметников;

изменением стиля общения учителей с детьми.

обучения. На самом деле ученикам переход в пятый класс дается тяжело, поэтому

необходимо выстраивать преемственность не только на уровне содержания, но и на

дидактическом, психологическом и методическом уровнях. Различия в общем подходе

неодинаковым интересом к различным учебным предметам и т.д.

Препятствием созданию

о б е с п еч е н и я

преемственности является непонимание того, что образовательную систему должна

выбирать вся школа — от первого до выпускного класса - и работать в ее контексте над

созданием единой образовательной среды. Что учителя математики и словесники,

биологи и историки, физики и географы — все должны действовать, опираясь на

общие психолого-педагогические принципы, общие методические приемы и в рамках

общего психологического пространства — ведь у них общие ученики.

Даже в том случае, когда начальная школа полностью и успешно решает свои задачи,

это не означает, что ребёнок сможет без проблем продолжать учиться в средней школе.

Фактически так и случается, когда отличники начальной школы постепенно становятся

Читайте также: