Почему любовный порыв базарова испугал одинцову кратко

Обновлено: 04.07.2024

Отрицая романтику и любые проявления нежных чувств, Базаров влюбляется в независимую, умную и эгоистичную Одинцову, прошедшую через многие трудности в своей прежней жизни. Героя привлекает некая загадка в этой женщине, ее глубокая и сильная натура. Кроме того, в ней Базаров видит человека со схожими взглядами, хотя Анна Сергеевна и не придерживается принципов нигилизма. Одно только и роднит ее с Базаровым — чувство превосходства над другими людьми. Она как будто находится в своем собственном мире, живет строго по распорядку в окружении дорогих вещей: ей нет дела до городских сплетен и развлечений высшего света.

Таким образом, Анна Сергеевна Одинцова, единственная женщина, сумевшая понять и по достоинству оценить Базарова, решает не связывать свою судьбу с ним, потому что ей просто не хватает смелости и решимости, а разум ее преобладает над всеми чувствами.

Автор: Софья Брудкова

Анна Сергеевна Одинцова и Базаров

– Евгений, – спросил он (Аркадий), – налево? Базаров отвернулся.

– Это что за глупость? – пробормотал он.

Отрывки подслушанного Аркадием и Катей разговора свидетельствуют, что далеко не все еще кончено:

– Я потерял для вас всякое значение, и вы мне говорите, что я добр… Это все равно, что класть венок из цветов на голову мертвеца.

– Евгений Васильевич, мы не властны… – начала Анна Сергеевна; но ветер налетел, зашумел листами и унес ее слова.

После встречи с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров попал в плен отрицаемой им ранее романтической любви. Все, что ранее Базаров — нигилист отрицал, входит в его жизнь, заставляя героя изменить своим убеждениям.

Причина расставания героев заключается в бескомпромиссности Базарова и в том, что Анна Сергеевна не смогла или не захотела преодолеть свою рассудочность.

Что изменилось с Базаровым после встречи с Одинцовой?

Будучи натурой несколько циничной и насмешливой, Базаров насмехается над слабостями других людей. Наверное, легко рассуждать о любви, как о ненужной вещи, когда сам ни разу не любил. Но встретив на своем пути Анну Одинцову, герой серьезно меняется. Еще с первого взгляда на женщину, от вида ее красоты Базаров конфузится, а после уже не может не думать об Одинцовой.

Не только красота свела с ума Евгения, но и ум, и незаурядность девушки. Любовь открывает в герое его романтическую сущность. Он начинает видеть в природе таинственность, окружающий мир меняется в его глазах. Любовные чувства раскрывают в Базарове личность, не знакомую читателям, душу, способную видеть и чувствовать прекрасное, стремиться к светлым и чистым порывам.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Однако самому Базарову такая перемена в себе явно не нравится. Он чувствует себя слабым и упрекает себя за это. Пытаясь отделаться от своих же чувств, герой погружается в работу.

Знакомство

Одинцова приглашает Аркадия Кирсанова и Евгения Базарова к себе в гости, где Базаров окончательно влюбляется в Анну, но пытается это скрыть. Отношения Базарова и Одинцовой приобретают более серьезный, но в то же время и более трагичный характер.

Спустя время Базаров решается признаться героине в своих чувствах, однако он был не понят ею и отвержен. История любви Базарова заканчивается только с его смертью, которая приносит ему облегчение в любовных делах.

Вариант 2

Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Одинцовой красной нитью проходят через сюжет романа. С первых страниц мы узнаем, что главный герой не верит в любовь, считает все романтическое и идеальное “белибердой”. С помощью любовной фабулы выражены интересные изменения, происходящие с убеждениями Евгения. Наклонности к нигилизму, внутренняя черствость теряют свою силу и власть над героем под воздействием чувств к Анне Сергеевне.

Первая встреча персонажей произошла на званом губернаторском балу, когда их общий знакомый, Аркадий Кирсанов, представил гостей друг другу. Евгений, как заметил Аркадий, сконфузился при знакомстве, но постарался скрыть это. Базаров уловил внезапно проснувшееся в нем чувство, но решил проигнорировать порыв эмоций.

Переломным моментом в сюжете послужило приглашение остановиться в поместье Одинцовых, адресованное Кирсанову и Базарову. В течение двухнедельного пребывания Анна и Евгений много времени проводили вместе: беседовали, гуляли в лесу. Именно тогда Базаров влюбляется. Тем не менее он пытается отвернуться от Анны Сергеевны, чтобы прервать мучительное чувство безответной любви.

Евгений держится уверенно в разговоре с Одинцовой, по-прежнему отрицает романтику и любовь, но наедине с самим собой герой не вправе утаить очевидного: в душе он романтик и этого не изменить. Внутренние переживания и конфликты не могли не повлиять на характер героя: он становится раздражительным, вспыльчивым и непредсказуемым. Не в силах больше сопротивляться, Базаров признается в любви, но Анна боится любви, она не готова идти на этот головокружительный шаг, который лишит ее жизнь покоя и размеренности. Одинцова отвергает его.

Любовная линия в романе не могла закончиться иначе. Во-первых, герои имеют противоположные мировоззрения. Базаров отвергает и презирает ценности, на которых выросла Одинцова. Одинцовская жизнь — это материальный достаток, стабильность, уверенность в завтрашнем дне, комфорт и отсутствие забот. Евгений — выходец из народа, будущий лекарь, нигилист, самолюбивый, высокомерный и резкий человек. Ему чужда роскошь дворянской жизни, но он любит испытания, споры и трудности, чтобы лишний раз доказать самому себе превосходство его взглядов и идей над другими. Во-вторых, Тургенев заставляет героя пройти испытание любовью, чтобы показать, насколько далеки от реальности убеждения Базарова. Иван Сергеевич считает, что нигилизм противоестественен, он противоречит природе человека. Поэтому любовь меняет Евгения, разоружает его перед миром, выворачивает его душу наизнанку.

Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически?…

Для Базарова, по натуре атеиста, внезапно вспыхнувшая любовь к Одинцовой, явилась потрясением. По началу он боялся признаться в этом романтическом чувстве даже себе самому.

Что касается, Анны Сергеевны, то расчетливая аристократка не отвечает Евгению взаимностью, но тем не менее она заинтересовалась им, он привлекает женщину своим умом и прогрессивными взглядами.

Казалось бы, встретившись эти две сильные личности могли бы в будущем создать крепкий союз, но их отношениям суждено было завершится трагически. Это объясняется прежде всего, различиями в восприятии мира и чувств главными героями. Евгений Базаров, отрицавший само существование любви, внезапно со всей глубиной и силой начинает испытывать это чувство. Но Одинцову он привлекает ровно до того времени, пока ей интересно с молодым человеком, как с новой игрушкой. Она эгоистична и совершенно очевидно, что очень скоро он наскучит красавице и уж, тем более, замуж за него она бы не вышла.

Трагичен финал романа, когда Евгений умирает, пожертвовав свою жизнь ради спасения людей. Перед кончиной Базарова, Одинцова целует его и только в этот момент, возможно, понимает, что потеряла самое дорогое в жизни. Что касается дальнейшей судьбы героини, то в скорости она удачно и расчетливо выходит замуж.

Сочинения

Отцы и дети — произведение Тургенева, которое он завершил писать в 1862 году. Его мы изучили на уроке, познакомившись с такими героями, как Базаров и Одинцова. Именно их писатель решил испытать любовью.

Испытание любовью Базарова и Одинцовой

Базаров — человек будущего, нигилист, которому чужды романтические проявления. Он не признает никого и не имеет авторитетов, нет для него ни одного принципа на веру. Для него существует только то, что можно потрогать руками, увидеть глазами, попробовать на вкус. А любовь и романтика — это не для него, это белиберда. Вот писатель и решает испытать героя Базарова, познакомив его с Одинцовой. И что происходит?

Этот неприступный нигилист, для которого были чужды чувства, кто не верит в любовь, утверждая, что романтизм вздор, полностью меняется. Увидев Одинцову и выделив однажды ее из толпы, Базаров влюбляется. Сначала его привлекла только физическая красота, но позже, общаясь с героиней, Базаров понимает, насколько это эрудированная, интересная и умная женщина. Незаметно для себя он открывается с другой стороны. Теперь это уже не гордый и целеустремленный человек, уверенный в своих силах. Теперь это человек, которому трудно сохранять выдержку и самообладание. Это человек, чьи мысли заняты лишь Анной Одинцовой. Теперь Базаров и сам испытывает те чувства, что некогда презирал и отвергал их существование.


Получается, испытание любовью для Евгения Базарова и Анны Одинцовой стало серьезным испытаниям на верность нигилистическим взглядам. Так Базаров проигрывает, открывшись своим чувствам, а вот героиня не стала изменять привычному укладу жизни, жертвовать комфортом, поэтому она не отвечает взаимностью на признания в любви Базарова. Наверное героиня и не испытывала по отношению к герою настоящего чувства любви, в противном случае, мне кажется, она также ради любви была бы готова на все и они были бы счастливы. Но совсем другой ход событий ожидает нас в произведении автора. Герой не может оставаться верным своим убеждениям, поэтому когда он получил отказ, для него была потеряна цель жизни и ее смысл. Он уезжает к родителям, занимается медицинской практикой, а заразившись тифом, умирает.

Показав испытание любовью Базарова и Одинцовой автор прямо говорит, что невозможно противостоять человеческой природе. Он развенчивает теорию нигилизма. Человек по природе создан для чувств, для прекрасного, для восхищения. Отвергая все это, мы лишь обрекаем себя на существование, а не на полноценную жизнь.

Пятнадцать дней в Никольском Базаров всё время проводил
с Анной Сергеевной, чувствовал, что любит её..
Одинцовой интересен Базаров, однако довольно скоро Анна
Сергеевна приходит к мысли, что душевное
спокойствие дороже, что это не тот человек,
который ей нужен. Хотя она не отказывает себе в
удовольствии добиться от главного героя признания
в любви.

Решительным признанием он отвечает на вопрос Одинцовой,
почему он напряжен и сдержан.
Евгений пытается уйти от разговора, но Одинцова настаивает.
Она хочет знать, что происходит в душе Базарова сейчас,
в настоящее время.
Этот вопрос стал решающим.
Базаров признается Анне Сергеевне, что причина его
напряженности – любовь к ней:
"Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно…
Вот чего вы добились". Это – не только признание в любви,
но и признание своего поражения.
Все нигилистические теории героя разбились о его
страстное чувство к Одинцовой.
Именно поэтому автор замечает:"…страсть в нем билась,
сильная и тяжелая – страсть, похожая на злобу и,
быть может, сродни ей…"
Это не юношеская влюбленность, а сильная страсть.
Анна Сергеевна "раза два… посмотрела на его лицо,
строгое и желчное, с опущенными глазами,
с отпечатком презрительной решимости в каждой черте,
и подумала: "Нет… нет.. нет".
При последнем грубом вопросе о её чувствах,
"глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под
темных его бровей" .
“Я боюсь этого человека”, – мелькнуло у неё в голове" .
Одинцовой от этого признания "стало и страшно и жалко его".
Её порыв жалости Евгений принимает за ответное чувство,
но она пугается и говорит, что он не понял её.
В тот же день после обеда он извиняется перед ней и
уезжает, а Одинцова решает для себя, что дороже всего
ей спокойствие, поэтому на слова Евгения перед отъездом,
что она не любит его и не полюбит никогда,
она молчит и думает про себя, что боится Базарова.
После тягостных раздумий Одинцова все же решает:
"Нет,… Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить,
спокойствие все-таки лучше всего на свете".
В ней боролись разные чувства, но победил
сознательный выбор спокойной жизни без всплесков
и сильных эмоций:
"Под влиянием различных смутных чувств, сознания
уходящей жизни, желания новизны она заставила
себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть
до нее – и увидела за ней даже не бездну, а пустоту…"
Когда, прощаясь, Анна Сергеевна спросила,
увидятся ли они ещё.
Евгений ответил: "Как прикажете. В таком случае мы
увидимся".
После этого они долго не встречались, пока Базаров не
решился заехать к ней по пути к родителям.
Он ещё раз извиняется и надеется, что она не будет
вспоминать о нём с отвращением.
Анна Сергеевна говорит, что причиной их размолвки
было то, что они не нуждались друг в друге и, главное,
в них слишком много. однородного.
Она просит его остаться, но он уезжает:
"Прощайте-с и будьте здоровы".

Анна Сергеевна прекрасно разбирается в людях.
Она сразу разгадала Базарова, и даже этот
убежденный нигилист, отвергающий все и вся,
постоянно испытывает в ее присутствии некоторую
робость.
Эта женщина обладает развитым чувством собственного
достоинства, присущее разве что герцогиням или
королевам. По лицу Анны Сергеевны трудно было
догадаться, какие она испытывала впечатления:
оно сохраняло одно и то же выражение, приветливое,
тонкое, её прекрасные глаза светились вниманием,
но вниманием безмятежным.
Душевное состояние героев различно, можно сказать
противоположно.
Базарову не удавалось сохранить спокойствие,
в отличие от Одинцовой.
Она же сохранила спокойствие, по крайней мере
внешнее.
Она имеет превосходство над Базаровым в этом
отношении.

Главной ценностью Анны Сергеевны является покой, поэтому героиню пугает признание Базарова в сильных чувствах к ней.

Таким образом, боязнь Анны Одинцовой разрушить созданную гармонию и рассудочность гасит её душевные порывы. Героиню пугает признание Базарова, чья любовь может принести хаос в её жизнь.

Таким образом, во многих произведениях русской литературы любовь героя остаётся безответной. Если Базаров принимает отказ Одинцовой, то Онегин и Кирибеевич продолжают пытаться добиться расположения возлюбленных.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Конечно, особую волну эмоций в авторе вызвало новое течение нигилистов, которое быстрыми шагами распространялось среди молодежи. Именно поэтому, своего главного героя – Евгения Базарова, писатель также относит к нигилистам, к поклонникам естественных наук.

Кроме этого, в романе прослеживаются и другие проблемные линии. Читатель наблюдает за любовными взаимоотношениями между мужчинами и женщинами, за столкновением интересов старого и нового поколения, за конфликтами отцов и детей. Все эти вопросы раскрыты в романе достаточно ярко и образно.

Восемнадцатая глава романа открывает перед читателями сцену разговора Евгения и Анны. Именно во время этой беседы, Базаров признается в чувствах любви к Одинцовой.

Казалось бы, ярый нигилист, который отвергал чувства и эмоции, который отказывался верить в любовные отношения, попался на крючок судьбы.

После своего признания, Евгений безумно злился. В одно время он обвинял в своей злобе Анну, он упрекал женщину в том, что она заставила его раскрыть свои чувства. С другой стороны, он был озлоблен на себя, ведь до этого момента, Евгений относил себя к сильным, твердым мужчинам, которые не ведутся на любовные интриги. Оказалось все наоборот. Теперь, его нигилистическая теория потерпела крах.

А что испытывала Одинцова? Она была в растерянности. С одной стороны, в ее мыслях все-таки закралась идея о влюбленности, о взаимных чувствах. Однако она быстро ее опровергла и решила, что спокойствие для нее важнее, чем очередная любовная интрижка.

Для того, что описать данный эпизод своего романа, автор использует большое разнообразие художественных приемов. Это диалог героев, а также их внутренняя беседа, это комментарии автора, которые уточняли необходимые детали разговора. Эпизод признания Базарова необычайно важен в тексте всего романа. Именно после этого, в душе Евгения начинает рушиться его непобедимая нигилистическая теория. Также, в данном эпизоде мы наблюдаем и за размышлениями Анны, которая просто боится любить. По мнению И.С. Тургенева, те люди, которые бояться любить, не смогут стать по-настоящему счастливыми.

Читайте также: