Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проверил: Гринюк
Жанна Ивановна

1. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы

2. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее и во многих случаях уничтожающее отношение человека к природе.

В современном мире на фоне бездумного отношения к своим и окружающим нас жизням, когда без всякой нужды уничтожаются миллионы живых существ, основу современных отношений человека и природы должен составлять глубоко нравственный принцип устойчивого развития, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Целью работы является рассмотреть нравственный аспект отношений между человеком, обществом и природой.

1. рассмотреть типы отношений между человеком и природой;

2. рассмотреть ненасилие как форму отношения к природе и как нравственный принцип.

3. рассмотреть принципы построения отношений человека с природой.

1. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы

А.А. Скворцов описывает четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия.

Первый тип - безнравственное, злое отношение. Оно встречается достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство животных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т.д.).

Второй тип - отношение утилитарное, самое распространенное в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия.

Третий тип - отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому нет дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача  искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание.

Четвертый тип - отношение эстетическое.

Однако А.А. Скворцов считает первый и второй типы отношений недопустимыми, а третий и четвертый  недостаточными. Наиболее точная формулировка единственно достойного отношения человека к природе  утверждение человеческого начала в космосе и космического в человеке.

В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом случае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникальности, единственности и неповторимости.

По определению предметом экологической этики как одной из субдисциплин общей этики являются моральные нормы и нравственность поведения в области отношений человек  общество  природа. Однако мы, наверное, вправе сказать об экологической этике нечто большее. В самом деле, в силу того что ее объект  это фундаментальные, базовые взаимоотношения человека и природы, она выделяется своей значимостью среди других субдисциплин общей этики при всей их безусловной важности, даже среди таких, как, скажем, медицинская этика или биоэтика 1.

В связи с названными существенными особенностями экологической этики важно выделить в ее внутренней структуре значение морального выбора и ответственности. Вообще говоря, наш выбор может определяться двояко  либо рациональными соображениями, здравыми рассуждениями о последствиях принятия решения или того или иного курса действий, либо эмоционально, страстями, так часто далекими от интересов дела. При выборе в экологической области особенно существенно, чтобы при этом главенствовало рациональное, разумное начало, и только такой выбор в полной мере будет ответственным. В данном контексте нам необходимо также сказать не только о высокой личной ответственности, но и о социально-экологической ответственности, поскольку без преувеличения можно утверждать, что она имеет решающее значение для исторического развития в целом.

Возвращаясь к вопросу об истоках этики, но применительно уже к экологической этике, мы придерживаемся той точки зрения, что в ее основании лежат мировоззренческого уровня подходы к сущности взаимодействия человека и природы 2.

И в этом смысле особую актуальность приобретает этика благоговения перед жизнью лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера, который подвигом своей жизни продемонстрировал действенность внутренней духовной связи человека с окружающим его миром.

Суть этики благоговения перед жизнью состоит в том, что человек, причиняя вред любой другой жизни, осознает это и постоянно соизмеряет, насколько оправдан наносимый чужой жизни вред. Она предусматривает также постоянный внутренний конфликт, в основе которого лежит благоговение перед своей и любой другой жизнью и, как результат, возникает неизбежность выбора между этическим и необходимым.

Следует иметь в виду, что нравственность всегда была самым уязвимым, слабым местом всех социальных программ, поэтому рассматривать ее в качестве ключа к решению экологических проблем нет никаких оснований. Мораль производна от типа, характера жизнедеятельности, который, в свою очередь, зависит от множества объективных условий, в том числе природных.

Рассматривая связь моральных принципов этических субдисциплин с нормами и императивом общей этики, следует, видимо, исходить из признания, что невозможно предложить такой набор правил и принципов, который бы всех удовлетворил. В связи с этим попытаемся сформулировать в качестве материала для обсуждения данного вопроса совокупность правил и принципов экологической этики.

Среди них мы назвали бы следующие.

Данный принцип может быть дополнен принципом: относись к природе с уважением и любовью, к живой природе в особенности 1.

2. Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип

В социальной сфере переход к ненасилию есть акт весьма своевременного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания между различными культурными, этническими, конфессиональными общностями, способствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми.

Ненасилие выступает в качестве той духовной инстанции, жизненного и этического принципа, которые дают возможность человеку обрести истинную духовность, достичь состояния, когда ненасилие в различных его формах будет восприниматься как нечто вообще противное самой природе.

В нашем понимании ненасилие как альтернатива насилию  это идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его жизни, отрицающий принуждение как способ решения политических, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов.

Современные взгляды ученых основываются на положении об интеграции человека и природы, гармонизации их отношений, понимании системного строения всей природы. Основной акцент в этике делается на развитии так называемой экологической совести и экологического долга. Долг в экологической интерпретации состоит не только в том, чтобы сберечь то, что есть, поддерживать сложившееся равновесие в природе, но и предпринимать усилия для достижения наилучшего состояния экосистем. Только через призму такого подхода можно рассматривать и практические интересы человека, решать проблемы, связанные с его жизнью и деятельностью 3.

А. Швейцер говорит об элементарном мышлении, которое исходит из фундаментальных представлений об отношении человека к миру, о смысле жизни и о сущности добра. Элементарное мышление  такое мышление, которое занято природой познания, логическими построениями, естественными науками; если же человек побуждается к постоянному размышлению о самом себе и своем личностном отношении к миру, то это приоритет уже другого типа мышления.

В сжатом виде содержание концепции А. Швейцера состоит в следующем.

1. Реальный мир  мир, полный жизни.

2. О мире человек знает только то, что все существующее, как и он сам, является проявлением воли к жизни; к этому миру он имеет как пассивное, так и активное отношение; как существо, стоящее в пассивном отношении к миру, он приходит к духовной связи с ним через смирение; как существо, стоящее в активном отношении к миру, человек приходит к духовной связи с ним благодаря тому, что не живет для себя одного, а чувствует себя одним целым со всей жизнью, которая находится в сфере его влияния.

Исходя из вышесказанного, нравственной может быть названа деятельность, направленная на искоренение эгоистической идеологии с ее потребительством и пренебрежением к будущим поколениям, на перестройку в связи с этим всей системы просвещения, образования и воспитания, всей культуры. Соответственно этому нравственны знания и практические навыки, оптимизирующие человеческое воздействие на природу. Особенно можно выделить принцип ненасилия как обладающего большим интеграционным потенциалом по отношению к другим принципам экологической этики и как в наиболее острой форме соотносящегося с ее гуманистической составляющей.

1. Баранова В.И. Отношение к природе нравственно активной личности/ Экология, культура, образование.  М., 1989.

2. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики: проблемы и перспективы.  М., 1992.

3. Бганба-Церера В.Р. Экология души: ненасилие  путь в грядущее.  СПб., 1994.

4. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста.  М., 1988.

5. Кант И. Соч.: В 6 т.  М., 1966.  Т. 4.

6. Ситаров В.А., Маралов В.Г. Психология и педагогика ненасилия.  М., 1997.

7. Швейцер А. Благоговение перед жизнью как основа миро- и жизнеутверждения.

Ненасилие как форма отношения к природе и как нравственный принцип

В социальной сфере переход к ненасилию есть акт весьма своевременного морального выбора, содействующий консолидации людей, установлению взаимопонимания между различными культурными, этническими, конфессиональными общностями, способствующий терпимости и готовности к разрешению конфликтов, кажущихся неразрешимыми.[ . ]

Ненасилие выступает в качестве той духовной инстанции, жизненного и этического принципа, которые дают возможность человеку обрести истинную духовность, достичь состояния, когда ненасилие в различных его формах будет восприниматься как нечто вообще противное самой природе.[ . ]

В нашем понимании ненасилие как альтернатива насилию -это идеологический, этический и жизненный принцип, в основе которого лежит признание ценности всего живого, человека и его жизни, отрицающий принуждение как способ решения политических, нравственных, экономических и межличностных проблем и конфликтов.[ . ]

А. Швейцер говорит об элементарном мышлении, которое исходит из фундаментальных представлений об отношении человека к миру, о смысле жизни и о сущности добра. Элементарное мышление - такое мышление, которое занято природой познания, логическими построениями, естественными науками; если же человек побуждается к постоянному размышлению о самом себе и своем личностном отношении к миру, то это приоритет уже другого типа мышления.[ . ]

В сжатом виде содержание концепции А. Швейцера состоит в следующем.[ . ]

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее и во многих случаях уничтожающее отношение человека к природе. а это невозможно без пересмотра нравственности.

Соответственно, сегодня речь пойдет об экологической этике, в основании которой лежат мировоззренческого уровня подходы к сущности взаимодействия человека и природы.Экологическая этика – это междисциплинарная область исследований, возникшая следствие воздействия научно-технического прогресса на окружающую среду и имеющая предметом ценностные, этические проблемы взаимодействия человека и природы (В. И. Малофеев) По оценке А. Швейцера, "этика есть безграничная ответственность за все, что живет". По мнению автора, этика заключается в том, что она должна нести добро. Добро служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.

Экологическая этика заставляет людей почувствовать безгранично великую ответственность в наших отношениях с природой. Все богатства Земли — это собственность всего человечества планеты. Она расценивается как имущество общества, находящееся в суверенном управлении каждого индивида, и это накладывает чувство особой ответственности человека за природу.

Предметом экологической этики как одной из субдисциплин общей этики являются моральные нормы и нравственность поведения в области отношений человек-общество-природа. Именно поэтому она выделяется своей значимостью среди других субдисциплин общей этики при всей их безусловной важности, даже среди таких, как, скажем, медицинская этика или биоэтика. Моральные нравы – это нормы поведения человека на природе, взаимоотношений с природой.

Изучая историю, мы знаем, что в различные исторические эпохи понятие нравственность значительно изменялось. Этические нормы пересматривались в некоторых странах достаточно часто, соответственно пересматривались и нормы взаимоотношения человека с природой.




Большинство ученых говоря о этических нормах взаимоотношения человека и природы называют такие нормы, как добро, ненасилие, совесть, чувство меры, справедливость. Большую роль отводят свободе морального выбора и ответственности за данный выбор. Вообще говоря, выбор может определяться двояко - либо рациональными соображениями, здравыми рассуждениями о последствиях принятия решения или того или иного курса действий, либо эмоционально, страстями, так часто далекими от интересов дела. При выборе в экологической области особенно существенно, чтобы при этом главенствовало рациональное, разумное начало, и только такой выбор в полной мере будет ответственным. В данном контексте нам необходимо также сказать не только о высокой личной и социально-экологической ответственности поскольку без преувеличения можно утверждать, что она имеет решающее значение для исторического развития в целом.

Мораль всегда производна от типа, характера жизнедеятельности, который, в свою очередь, зависит от множества объективных условий, в том числе природных. В зависимости от особенностей экологической нравственности выделяют несколько ее типов.

К примеру, А. А. Скворцов описывает четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия.

Первый тип - безнравственное, злое отношение. Оно встречается достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство животных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т. д.).

Второй тип - отношение утилитарное, самое распространение в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия.

Третий тип - отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому не дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание.

Четвертый тип - отношение эстетическое., то есть простое созерцание природы.

Однако А. А. Скворцов считает первый и второй типы отношений недопустимыми, а третий и четвертый – недостаточным. Наиболее точная формулировка единственно достойного отношения человека к природе, по его мнению. - утверждение человеческого начала космосе и космического в человеке.

В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом случае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникальности, единственности и неповторимости.

В настоящее время принято считать, что человеческие ценности должны основываться на объективно определенных экологических отношениях с природой. Поэтому поставленные человеком цели должны быть согласуемые с возможностями экосистем природы. Человек должен следовать экологическим законам природы, а это значит, он должен исходить не только из своих нужд и соображений, но достаточно глубоко чувствовать нужды природы, ее внутренние измерения с учетом ее внешних ограничений. Единство человека с окружающей его природной средой является основой для человеческих ценностей.

При таком подходе природа в новой системе моральных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связано с новым пониманием сущности человека как природного существа.

Встает также вопрос о нравственном отношении человека к природе, об особенностях этого отношения, о расширении сферы действия традиционных, привычных форм моральной регуляции норм, принципов, ценностей, идеалов.

Рассматривая связь моральных принципов с нормами и императивом общей этики, следует, видимо, исходить из признания, что невозможно предложить такой набор правил и принципов, который бы всех удовлетворил. Императив – это безусловное требование, повеление. Это всеобщий, обязательный нравственный закон, которому все люди должны подчиняться. Вероятнее всего можно назвать следующие принципы и правила:

Данный принцип, в свою очередь, может быть дополнен принципом: относись к природе с уважением и любовью, к живой природе в особенности.

Исходя из вышесказанного, нравственной может быть названа деятельность, направленная на искоренение эгоистической идеологии с ее потребительством и пренебрежением к будущим поколениям, на перестройку в связи с этим всей системы просвещения, образования и воспитания, всей культуры. Соответственно этому нравственны знания и практические навыки, оптимизирующие человеческое воздействие на природу. Особо необходимо выделить принцип ненасилия как обладающего большим и интеграционным потенциалом по отношению к другим принцип экологической этики и как в наиболее острой форме соотносящегося с ее гуманистической составляющей.

Особую актуальность приобретает этика благоговения перед жизнью лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера, который подвигом своей жизни продемонстрировал действенность внутренней духовной связи человека с окружающим его миром.

Суть этики благоговения перед жизнью состоит в том, что человек, причиняя вред любой другой жизни, осознает это и постоянно соизмеряет, насколько оправдан наносимый чужой жизни вред. Она предусматривает также постоянный внутренний конфликт, в основе которого лежит благоговение перед своей и любой другой жизнью и, как результат, возникает неизбежность выбора между этическим и необходимым.

Глобальные проблемы современности требуют немедленного переосмысления исторически сформировавшейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское, разрушающее и во многих случаях уничтожающее отношение человека к природе. а это невозможно без пересмотра нравственности.

Соответственно, сегодня речь пойдет об экологической этике, в основании которой лежат мировоззренческого уровня подходы к сущности взаимодействия человека и природы.Экологическая этика – это междисциплинарная область исследований, возникшая следствие воздействия научно-технического прогресса на окружающую среду и имеющая предметом ценностные, этические проблемы взаимодействия человека и природы (В. И. Малофеев) По оценке А. Швейцера, "этика есть безграничная ответственность за все, что живет". По мнению автора, этика заключается в том, что она должна нести добро. Добро служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей.

Экологическая этика заставляет людей почувствовать безгранично великую ответственность в наших отношениях с природой. Все богатства Земли — это собственность всего человечества планеты. Она расценивается как имущество общества, находящееся в суверенном управлении каждого индивида, и это накладывает чувство особой ответственности человека за природу.

Предметом экологической этики как одной из субдисциплин общей этики являются моральные нормы и нравственность поведения в области отношений человек-общество-природа. Именно поэтому она выделяется своей значимостью среди других субдисциплин общей этики при всей их безусловной важности, даже среди таких, как, скажем, медицинская этика или биоэтика. Моральные нравы – это нормы поведения человека на природе, взаимоотношений с природой.

Изучая историю, мы знаем, что в различные исторические эпохи понятие нравственность значительно изменялось. Этические нормы пересматривались в некоторых странах достаточно часто, соответственно пересматривались и нормы взаимоотношения человека с природой.

Большинство ученых говоря о этических нормах взаимоотношения человека и природы называют такие нормы, как добро, ненасилие, совесть, чувство меры, справедливость. Большую роль отводят свободе морального выбора и ответственности за данный выбор. Вообще говоря, выбор может определяться двояко - либо рациональными соображениями, здравыми рассуждениями о последствиях принятия решения или того или иного курса действий, либо эмоционально, страстями, так часто далекими от интересов дела. При выборе в экологической области особенно существенно, чтобы при этом главенствовало рациональное, разумное начало, и только такой выбор в полной мере будет ответственным. В данном контексте нам необходимо также сказать не только о высокой личной и социально-экологической ответственности поскольку без преувеличения можно утверждать, что она имеет решающее значение для исторического развития в целом.

Мораль всегда производна от типа, характера жизнедеятельности, который, в свою очередь, зависит от множества объективных условий, в том числе природных. В зависимости от особенностей экологической нравственности выделяют несколько ее типов.

К примеру, А. А. Скворцов описывает четыре типа отношений между человеком и природой, которые наблюдались за все время их взаимодействия.

Первый тип - безнравственное, злое отношение. Оно встречается достаточно редко (поджог леса ради забавы, убийство животных и вырубка леса с целью демонстрации своей силы и т. д.).

Второй тип - отношение утилитарное, самое распространение в настоящее время. Для него характерно усматривать в природе только ресурсы, необходимые для поддержания благополучия.

Третий тип - отношение к природе: теоретическое, научное, противостоящее сугубо утилитарному. Настоящему ученому не дела до того, какую выгоду ему принесет познание, его задача искать объективные законы природы, незыблемые основания, на которых покоится все мироздание.

Четвертый тип - отношение эстетическое., то есть простое созерцание природы.

Однако А. А. Скворцов считает первый и второй типы отношений недопустимыми, а третий и четвертый – недостаточным. Наиболее точная формулировка единственно достойного отношения человека к природе, по его мнению. - утверждение человеческого начала космосе и космического в человеке.

В последние годы во многих развитых странах произошла экологизация морального сознания, изменились ценностные ориентации; была создана такая система ценностей, в которую вошли как социальные, так и природные элементы. Природа в этом случае получила статус самостоятельной ценности в силу ее уникальности, единственности и неповторимости.

В настоящее время принято считать, что человеческие ценности должны основываться на объективно определенных экологических отношениях с природой. Поэтому поставленные человеком цели должны быть согласуемые с возможностями экосистем природы. Человек должен следовать экологическим законам природы, а это значит, он должен исходить не только из своих нужд и соображений, но достаточно глубоко чувствовать нужды природы, ее внутренние измерения с учетом ее внешних ограничений. Единство человека с окружающей его природной средой является основой для человеческих ценностей.

При таком подходе природа в новой системе моральных ценностей выступает как цель, а не как средство, что прямо связано с новым пониманием сущности человека как природного существа.

Встает также вопрос о нравственном отношении человека к природе, об особенностях этого отношения, о расширении сферы действия традиционных, привычных форм моральной регуляции норм, принципов, ценностей, идеалов.

Рассматривая связь моральных принципов с нормами и императивом общей этики, следует, видимо, исходить из признания, что невозможно предложить такой набор правил и принципов, который бы всех удовлетворил. Императив – это безусловное требование, повеление. Это всеобщий, обязательный нравственный закон, которому все люди должны подчиняться. Вероятнее всего можно назвать следующие принципы и правила:

Данный принцип, в свою очередь, может быть дополнен принципом: относись к природе с уважением и любовью, к живой природе в особенности.

Исходя из вышесказанного, нравственной может быть названа деятельность, направленная на искоренение эгоистической идеологии с ее потребительством и пренебрежением к будущим поколениям, на перестройку в связи с этим всей системы просвещения, образования и воспитания, всей культуры. Соответственно этому нравственны знания и практические навыки, оптимизирующие человеческое воздействие на природу. Особо необходимо выделить принцип ненасилия как обладающего большим и интеграционным потенциалом по отношению к другим принцип экологической этики и как в наиболее острой форме соотносящегося с ее гуманистической составляющей.

Особую актуальность приобретает этика благоговения перед жизнью лауреата Нобелевской премии Альберта Швейцера, который подвигом своей жизни продемонстрировал действенность внутренней духовной связи человека с окружающим его миром.

Суть этики благоговения перед жизнью состоит в том, что человек, причиняя вред любой другой жизни, осознает это и постоянно соизмеряет, насколько оправдан наносимый чужой жизни вред. Она предусматривает также постоянный внутренний конфликт, в основе которого лежит благоговение перед своей и любой другой жизнью и, как результат, возникает неизбежность выбора между этическим и необходимым.

ненасилие способ остановить зло

Принцип ненасилия отражает способность человека достигать целей и оставаться удовлетворенным не прибегая к насилию в отношении других живых существ. Насилие – это не только причинение физического вреда, но и психологического, а также ограничение свободы или лишение человека собственности и выбора. Угрозы, запугивание и принуждение – являются методами психологического насилия и тот, кто придерживается принципа ненасилия, отказывается не только от причинения физического вреда, но и психологического ущерба.

причинения физического и психологического вреда
ограничения воли другого живого существа
навязывания своей воли и принуждение

Ненасилие, как способ достижения цели, очень гармонизирует внутренний и внешний мир человека. Применяющий насилие лишен мира, так как насилие всегда будет встречать отпор и сопротивление, которое будет выражаться в ответном насилии. Тогда как отказ от насилия позволяет решать проблемы и достигать целей без встречного сопротивления со стороны других людей. Ненасилие – это мягкий образ действия, который лежит в основе сострадательного понимания, что даёт возможность как не применять насилие, так и не испытывать враждебность в сторону других. Ведь если очевидно, что человек совершает проступков потому что ему страшно или он в себе неуверен, то становится не только очевидно, что он страдает, но и то как можно ему помочь.

Ненасилие – это единственный способ борьбы со злом, доступный каждому человеку. Ведь этот принцип есть воплощение терпимости, любви и сострадания даже по отношению к мучителю. Насилие, даже в сторону зла, всегда будет порождать новое зло и во многих легендах тот, кто победил зло обязан занять его место и самим превратиться в источник бед и страданий. Крайней степенью проявления насилия является война, но только исключительно глупый человек может утверждать, что война – это не зло. Война – это смерть, грязь и кровь и ничего благородного в том, чтобы убить без причины незнакомого человека нет, особенно, если дело касается безоружных. А смерть мирных жителей на войне – обыденность.

Почему насилие – зло?

Главной причиной по которой насилие определяется как зло являются его плоды – смерть, разрушение и уничтожение как самих людей и живых существ, так и их судеб. Речь касается и физического причинения вреда как самому человеку, так и его имуществу, так и психологическому урону, который получают множество людей подвергнутых насилию. Но если глобальное проявление насилие самоочевидно является злом, то межличностное проявление насилия чаще всего заключается в психологическом давлении в виде принуждения, контроля, угроз, запугивания, различных форм неоправданных наказаний и подавления воли. Насилие в таком виде гораздо распространенней прямого физического насилия, а потому следует в первую очередь давать себе отчёт в моментах, когда мы стремимся манипулировать людьми таким образом ради собственного блага. Такие поступки являются проявлением насилия и не приведут ни к чему, кроме как к ответному насилию, хотя спустя и время.

Помимо того, что насилие естественным образом сеет враждебность и ненависть между людьми, что делает мирное и гармоничное сосуществование невозможным, насилие лишает многих людей возможности проявлять свою волю в соответствии с их природой и потребностями. Насилие загоняет человека в определенные психологические рамки, выбраться из которых он попросту не в состоянии. Такая травма будет всю жизнь изматывать и мучить, но её невероятно трудно осознать самому и тем более излечить своими силами. Так, из деформированной насилием личности, чаще всего вырастает преступник, деспот или иной источник насилия, от которого сам человек и пострадал. Насилие рождает насилие, зло рождает зло. Прервать этот цикл можно исключительно одним способом – отказаться от насилия.

Насилие как единственный способ решения проблемы – лишает личность, которая имеет только один инструмент решения всех проблем, возможности обрести действительный рост и посмотреть правде в глаза. Ведь сам факт того, что кроме насилия у человека нет иного способа получить желаемое, говорит об ограниченности как возможностей, так и способностей. А не восприятие насилия как порока и вовсе говорит о моральной деградации этой личности. Ведь если для человека свойственно избивать каждого, кто ему не нравится – разве это считается признаком разума. Насилие в форме агрессии, в большинстве, это превентивная защитная реакция на угрозу, на страх и неуверенность исходящий изнутри, ведь если человек считает, что ему всё угрожает, то иного способа кроме как сражаться у него нет. Но современное, цивилизованное общество уже отошло от племенных представлений о том, что превосходство в способности причинять насилие является главным достоинством индивидуума.

Только гнев и страх заставляют применять насилие.

Фрэнсис Бэкон

Несмотря на этом, насилие допустимо в случае самообороны и людям, чья природа напрямую связана с причинением насилия. Воины-кшатрии, чья деятельность фактически строиться на насилии, уполномочены причинять насилия во имя сохранения справедливости, укрощения преступности и защите мирных людей. В их обязанности входит наказание преступников, сохранение и поддержание закона. Но это касается определенной группы людей, которые не только профессионально, но и природно предрасположены к таким видам деятельности как, например, военная или правоохранительная служба.

Насилие и навязывание другим своей воли является источником бед целого человечества, так как войны не оставляют ничего, кроме шрамов на теле планеты и общества в которых мы живём. Очевидно, что здоровое общество и целостная природа намного лучше уничтоженной, а потому каждому следует отказаться от насилия как способа достижения целей.

Ненасилие – принцип любви, гармонии и мира

Принцип ненасилия базируется на возможности действовать и достигать поставленных целей, не используя средства притеснения или вреда другим людям. Это однозначно указывает не только на способность гармонично взаимодействовать с окружающим миром и людьми, но и показывает, что силы, которыми владеет конкретный индивидуум равнозначны его потребностям. Отказ от насилия ведёт к необходимости поисков компромиссов и решения проблем, а не просто грубого применения силы. Такой образ действий ведёт к развитию мысли и способностей, идей и способов достижения целей не с помощью силы, а с помощью разума. Научно-технический прогресс направленный на восстановление природы и гармоничного развития общества способен дать благоденствие всему человечеству, тогда как этот же прогресс направленный на увеличение разрушительной мощности способен просто уничтожить планету и человечество в случае серьезного конфликта. Этот сценарий распространен среди умов людей и по такому сценарию написано множество книг и снято фильмов. Это либо полное уничтожение всего живого, либо жизнь в адских, практически невыносимых условиях.

Благоденствие человечества и распространения идей ненасилия, любви, мира, гармонии приведёт к отсутствию необходимости совершать преступления. Так как целью человечества станет не доминирование отдельных людей и наций, что приводит к ухудшению жизни большинства, но полное развитие всего человечества направленное к единой цели. И первый шаг на пути к такому обществу – это индивидуальный, личный отказ от пороков и недостатков, которые порождают зло и страдания в этом мире. И лучшим шагом является отказ от насилия.

Насилие нельзя регулировать и употреблять только до известного предела. Если только допустить насилие — оно всегда перейдет границы, которые мы хотели бы установить для него.

Лев Николаевич Толстой

Если насилие порождает и распространяет нищету и враждебность, то ненасилие, в свою очередь, породит и распространит изобилие и взаимопонимание людей. Даже не затрагивая темы всего человечества и сфокисурясь на одной личностью – если не будет вражды снаружи – не будет и изнутри, что принесёт мир и покой не только во внешнюю жизнь человека, но и в само сердце.

Под ненасилие подразумевается отказ от причинения страдания всем живым существам ради достижения целей или удовлетворения желаний. Это означает, что стоит не только отказаться от причинения насилия людям, но и животным. В каждом живом существе заложена душа, в человеке, растении, животном. Не стоит считать себя имеющим право на убийство живого существа ради наполнения своего желудка или для более привлекательного вида. Таким поведением мы становимся ничем не лучше животных. Но в отличие от животных, у нас есть разум, с помощью которого мы может не только совершать целенаправленную деятельность, но и следовать морально-нравственным принципам, приближающим нас к осознанию своей духовной природы, внутренней гармонии и ощущению счастья изнутри.

Привязанность, невежество и сильные желания являются главными источниками всякого насилия. Так как именно из привязанности рождается стремление контролировать и подавлять, наказывать и использовать в своих целях. А из желания рождается стремление достигнуть чего-либо любой ценой. В особенности инструментом достижения целей у людей амбициозных всегда почиталось применение насилия, запугивания, угроз, шантажа и прочих способов причинить вред. Но разве способно такое поведение установить истинный мир и покой внутри сердца человека?

Привязанность в сердце указывает на зависимость, а сильное желание – на отсутствие контроля. Особенно если это сильное желание заставляет забывать об истинном благе и принципах добра. Причинив насилие человек возвышает свои низменные потребности над волей другого живого существа, уподобляя себя выше других, даже выше Бога. Ведь даже Бог не причиняет вред человеку по собственной нужде, а дожидается суда над ним после смерти. Претензия на божественный титул всегда кроется в сердце людей, которые склонны причинять насилие, ведь чаще всего, такие люди страдают как манией величия, так и стремлением сделать своё имя бессмертным. Не понимая что всё в этом мире бренно, а в первую очередь власть, такие люди, в конечном итоге, падают жертвой собственного невежества, а их усилия растравляются во времени, чего нельзя сказать от их грехах и ненависти, которую они уносят с собой.

Сама способность следовать принципу ненасилия говорит о том, что человек обрел или обретает внутренний покой и умиротворение, что означает значительную близость к конечной цели каждого живого существа – счастью. Ненасилие – это принцип который близок к Абсолютной истине и совершенный в ненасилии без труда способен идти по духовному пути, приводящему к Высшей цели. Следование ненасилию не только освобождает от необходимости всё контролировать или от непомерных амбиций, которые приводят к провалу, но и даёт человеку возможность заглянуть внутрь себя и найти причины тех или иных желаний, вместо того, чтобы с большим рвением стремится их исполнить. Это, в свою очередь, означает, что человек способен познать себя и с искренностью заглянуть в своё сердце, обнаружив там ответы на самые важные вопросы в его жизни. Путь ненасилия – это метод решения проблем и конфликтов, а также достижения целей без причинения вреда другим, а это означает, что человек действительно развивает свои способности и возможности и реализует свои таланты и раскрывает потенциал, тем самым находя самого себя в деятельности. А это и приносит счастье больше всего – когда дело приносит больше радости, чем отдых.

Ненасилие – это путь, который позволит избавить от страданий не только людей и живых существ, но и мир в целом. Искоренить зло невозможно с помощью инструментов зла и пытаться осушить болото с помощью воды невозможно. Первый шаг на пути к миру – это ненасилие. Первый шаг на пути к миру внутри себя – это отказ от насилия как над собой, так и над всеми другими живыми существами как в физическом смысле, так и в психологическом. Важно также понимать, что ненасилие должно идти не от неспособности дать отпор, а от способности его не давать. То есть этот путь и качество развивается не из-за слабости характера и воли, а из-за их силы.

Храбрость ненасилия во много раз превосходит храбрость насилия.

Махатма Ганди

Таким образом стоит не только отказаться от причинения насилия другим, но и отказаться от ответа на насилие, совершенное в вашу сторону. Только так можно будет остановить вражду, ведь сражаясь с кем-то в повседневной жизни вы не побеждаете, а только даёте отсрочку новому сражению. Насилие порождает страх или сопротивление, которые, очевидно, дают рождение новому злу. Прекращение сражения и установление мира возможно только через отказ от насилия и признание ценности как воли, так и жизни всех живых существ.

Ненасилие – это сознательный отказ от причинения вреда другим живым существам ради достижения целей или удовлетворения потребностей и желаний. Несмотря на то, что воплотить такой принцип достаточно трудно, терпеть вражду как снаружи, так и внутри себя – намного сложнее. А остановить этот пожар можно лишь отказом разжигать огонь. Ненасилие это действие, переходящее в принцип, которые вырастает в качество. Такое качество даёт истинную внутреннюю свободу, отказ от вражды и чистое сердце, которое способно остановить вражду не только внутри себя, но и внутри других людей и живых существ. Только с помощью ненасилия можно действительно освободиться и обрести мир, но для этого придется постараться. Счастье в обмен на труд – честная сделка. Удачи.

Читайте также: