Некрасов демону анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эти два стихотворения необычайно схожи. Кажется, что второе стихотворение является плавным продолжением первого. Перед читателем появляется стихотворец. Но он изображен как обычный человек, со своими страхами, эмоциями, жизненными ошибками. И в душе такого творческого человека обязательно живет свой собственный Демон. Это вторая часть натуры, вторая часть души.

Некрасов сопоставляет понятие демонизма и гражданственности. Через эти черты характера можно увидеть отношения поэта с властью, с окружающим его обществом. И когда стихотворец теряет данные качества, он практически не способен слагать рифмы на общественные, социальные темы. Поэтому, Николай Некрасов убежден в том, что каждый поэт должен иметь в душе своего собственного Демона. А если последний перестает бушевать внутри, значит, стихотворец уже выполнил свою литературную миссию.

Образ Демона, по мнению Некрасова, не отождествляется с чем-то сверхъестественным. Он наделен земными качествами, которые присуще обычному человеку.

Думаю, что временная разница напрямую связана с теми душевными изменениями, которые произошли внутри самого автора. Ведь Николая Некрасова всегда воспринимали, как революционного приверженца, который воспевал принципы демократии и свободы. Сейчас же, современники отдают предпочтение любовной поэзии поэта, которая так же прекрасна и глубока.

Демонические образы были свойственны многим классикам, среди них Пушкин, Лермонтов. Но у Некрасова демон совершенно другой, он лишен сверхъестественных сил, он олицетворяет нечто земное. Лирический герой его совсем не боится, а напротив жаждет встречи с ним. А все потому, что демон- это часть него, эта та самая сторона личности, которая непримирима с чем либо, постоянно ищет возможности выплеска чувств и эмоций. Кому, как не поэту, необходимо подобное темное Я, для полного раскрытия многогранности своего таланта.

Уже в первой строке мы отмечаем, насколько близко знакомы между собой демон и лирический герой. Первый, ранее мучил второго, это были душевные переживания, которые после долгих бессонных ночей выливались в гениальные литературные шедевры. Именно поэтому демон становится учителем, проводником среди всей суеты этого мира. Лирический герой переполнен мыслями и переживаниями, но не находит подходящей формы их выражения. В нем борются и любовь и ненависть, он желает вернуть былую возможность творить, с той же силой, как в гордой юности. Но демон не слышит его мольбы. Лирический герой ссылается на свое излишнее упрямство, а после видит причину в том, что все его стихи уже написаны.

Таким образом, потеряв демона, темную сторону свой души, в которой таятся страхи, переживания, обиды, все то, что человек не показывает окружающим, поэт теряет самого себя, свою способность к творчеству, к творчеству истинно полезному для других. Потому как, описывая все выше перечисленное, что составляет душу творца, он непременно затронет и всех человеческих демонов. В этом всем и заключается своеобразное приравнивание демонизма и гражданственности. А зная о том, что Некрасов, как никто другой являлся поэтом-гражданином, в свое время отстаивающим права крестьян, а после и революционные воззрения, нам становится понятно, откуда появляется этот страх лирического героя ввиду отсутствия демона.

Анализ стихотворения Демону Некрасова

Демона обычно определяют как нечистую силу, служителя ада. У Врубеля демон – мятущееся создание со своими страстями, которые раздирали его душу, пока не разодрали окончательно. Казалось бы, всё определённо – бунтарь, мятежник, зло для добропорядочного мира. Но есть и другой демон – не зло и не восставший против добрых сил. Он им даже служит. Но его носителю не легче от этого.

Так или иначе, а вдохновитель Некрасова не является светлым существом. Добро не всегда светлое, по стихотворениям Некрасова это хорошо видно. И всё же это добро. Великий поэт всегда хотел, чтобы его произведения приносили пользу народу. Поэтому их так любил Ленин, поэтому их не запретили при советской власти.

Он в его поэзии, как социальной, так и интимной, и вообще всей. Возможно, всё творчество Некрасова – его заслуга. Некрасов и не претендует. Он не возвеличивает себя и не считает сверхчеловеком только потому что он гений. Нет, гений Некрасова как определение – не возвышенный человек. Он обычный (хоть и с необычными способностями), со своими слабостями и ошибками в жизни. Он простой, не самый сильный, он может впасть в депрессию или просто грустить без повода. Такому веришь. Он такой же, как мы. Но он поэт, великий поэт – вот и вся разница.

И приходит время, когда всему конец. Некрасов боится: неужели его демон наконец-то стал им доволен? А что же дальше? Не будет поэзии? Ответа нет, потому что тогда Некрасов его не знал. Он ведь не пророк, а обычный человек с человеческими недостатками. Но это не последнее его стихотворение. Дальше ещё есть. Демон не оставил Некрасова, не остался им доволен. Мы, современное поколение, можем лишь порадоваться этому.

кратко по плану

Картинка к стихотворению Демону

Демону Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Небольшое, всего двенадцать строчек, стихотворение. Венеция - город влюблённых и путешественников. Побывать там хоть раз в жизни - мечта любого человека. Город полный романтики, стоящий на воде, где вместо улиц - каналы,

Летом 1829 года Александр Пушкин отправляется на Кавказ. После этой поездки увидели мир многие произведения и циклы стихотворений. Одним из которых, стал "Кавказ". Пушкин полностью проникся теми невероятно красивыми местами и даже

Глобус так похож на мячик. Он такой же круглый, только у него ещё есть подставочка. Так интересно, что земля такая круглая и у неё нет никакой подставки, как у глобуса. Она висит в пустоте и не улетает в бесконечный космос,

Есенин был очень влюбчивым человеком и почти каждой своей женщине он посвящал стихи. Первой любовью писателя была Сардановская, они жили в одной деревне. Молодой Есенин и девушка долгое время встречались,

Стихотворением “Демону”, написанном в 1855-ом, Некрасов изначально хотел открыть сборник, опубликованный годом позже. В итоге этим планом не суждено было претвориться в жизнь. Первым в книге оказалось произведение ” Поэт и Гражданин”. “Демону” же места в сборнике не нашлось.

При этом сочинения явно связаны между собой. Мыслью, которой завершается “Демону”, начинается “Поэт и Гражданин”. Некрасов представляет читателям стихотворца как обычного человека, который может совершать ошибки, в чем-то сомневаться, быть

Здесь важно сопоставление Демона с Гражданином, практически их отождествление. В этих образах заключено отношение творческих людей с властью, обществом. Фактически демонизм становится равен гражданственности.

Как только уходит Демон, Поэт больше не способен писать на темы социальные. Нуждается ли стихотворец во второй части своей души? Скорее да, нежели нет. Усомниться в однозначности ответа заставляют две последние строки стихотворения:
Иль потому не приходишь,
Что уж доволен ты мной?
Возможно, Поэт уже выполнил свою миссию

В произведении по-новому представлен образ Демона. Он не похож на образы, созданные ранее Лермонтовым и Пушкиным. Некрасовский Демон практически лишен налета сверхъестественности, таинственности.

В результате получается образ почти земной, в некоторой степени даже обыкновенный, обыденный.

В стихотворении “Демону” есть строки:
Так глубоко ненавижу,
Так бескорыстно люблю!
Сходные мысли присутствуют в “Поэте и Гражданине”. Главное отличие между ними – смена времени с настоящего на прошлое:
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренно любил!
В этой трансформации очень хорошо заметны метаморфозы, произошедшие с внутренним миром Некрасова примерно за год.

Интересно, что в советское время Николая Алексеевича воспринимали в первую очередь как певца революционной демократии. Соответственно, на первый план вышла как раз гражданская лирика поэта. Сам Ленин весьма благожелательно относился к творчеству Некрасова.

Сейчас разнообразное наследие Николая Алексеевича рассматривается не столь однобоко. Все более известной становится его любовная поэзия, значительная часть которой представлена так называемым “панаевским циклом”.

Анализ стихотворения — Демону. Русский язык и литература

Произведение относится к гражданской лирике поэта, которое раскрывает демонический образ с особой стороны, отличающейся от традиционного понимания сущности демона в поэзии, описанного многими русскими поэтами.

Лирический герой стихотворения представлен поэтом в качестве простого человека, которому свойственно совершение ошибок и промахов, а также выражение сомнений и подверженность депрессивным настроениям. Образ демона изображается автором в виде одной из частей человеческой натуры, демонстрирующей ее двойственность и олицетворяющей земные, обыденные чувства, при этом в демоне отсутствуют какие-либо сверхъестественные, волшебные и таинственные силы.

Поэт описывает своего демона не как злое существо, а как гениальное воплощение истинного искусства, способного вдохновлять, учить, наставлять и направлять творца на создание прекрасных стихотворений, являющихся гениальными.

Стихотворение передает гамму чувств лирического героя, который стремится встретиться со своим личным демоном, выступающим в качестве одной из сторон его личности, ищущей выход эмоционального настроения с целью раскрытия многогранных черт своего поэтического таланта. Поэт посредством лирического героя выражает собственному демонизму благодарность за подаренное им вдохновение в творчестве, при этом автор не возвеличивает свою поэтическую роль и не причисляет себя к гениальным творцам.

Для лирического героя демон выполняет роль учителя, поскольку заставляет испытывать душевные страдания, которые впоследствии выражаются в написанных гениальных литературных шедеврах. Герой снова и снова желает встретиться с демонической стороной своей жизни с целью возможности окунуться в долгожданные муки творчества, борясь с человеческими чувствами в виде ненависти, любви, страданий, возмущения. Однако демон не спешит к встрече с поэтом, несмотря на его многочисленные просьбы и мольбы, которые упрямо выражает поэт.

Стихотворение сопоставляет образ демона и гражданскую позицию поэтического творца, раскрывая взаимоотношения творческого человека и государственной власти, а также с обществом в целом, таким образом отождествляя демонизм с гражданственностью. Лирический герой в отсутствии демона теряет способность творить на социально-политическую тематику, тем самым, понимая, что все его произведения в этом направлении уже созданы, его гражданская миссия перед человечеством завершена.

Теряя свой демонический образ в виде темной стороны душевного состояния, выражающуюся в страхах, переживаниях, обидах, поэтический создатель не имеет возможность осуществлять стихосложение, полезное для общества, выражающее мысли в виде гражданского протеста, обуреваемого автора, поскольку внутренний мир поэта существует лишь при наличии человеческого демона.

Анализ и история

Так глубоко ненавижу,
Так бескорыстно люблю!

Н.А. Некрасов был поэтом революционной демократии, гражданская лирика является важной частью его творчества. Возможно, Демон, в какой-то мере отождествляется с гражданственностью, является образом, позволяющим показать отношение людей творчества с обществом и властью. Произведение автор завершает вопросом.

Что уж доволен ты мной?

Вероятно, Н.А. Некрасов считал выполненной свою задачу, а значит, гражданская лирика перестала быть так важна для общества как раньше.

Читайте также: