Деловой разговор как особая разновидность деловой речи кратко

Обновлено: 03.07.2024

разговору. Риторический инструментарий деловой речи. Техника речи. Речевой этикет.

Основные логические законы и их применение в деловой речи. Умозаключения и их

использование в деловой разговорной практике. Логические правила аргументации. Способы

Деловое общение – это самый массовый вид социального общения. Оно

представляет сферу коммерческих и административно-правовых отношений,

экономико-правовых и дипломатических отношений. Новые экономические и

социальные условия побудили к коммерческой и организаторской деятельности

широкие массы населения. Это обст оятельство выдвинуло на первый план

необходимость обучения языковым формам делового общения, необходимость

повышения лингвистической компетентности лиц, вступающих в социально -

Лингвистическая компетентность ст ановится в рыночных условиях

непременным компонентом обще-профессиональной подг отовки менеджеров,

муниципальных служащих, референтов, руководителей всех уровней.

Деловое общение — общение, имеющее це ль в не себя и служащее

способом орг анизац ии и оптимизации того или ино го вида предметной

деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.[Лавриненко

Специфической особенностью названного процесса является

регламентированность, т.е. подчинение установленным ограничениям, которые

определяются национальными и культурными традициями, принятыми на данной

территории, профессиональным этическим принципам, принятыми в д анном

По способу обмена информ ацией различают устное и письменное деловое

общение. В большей степени различаются устная и письменная деловая речь: обе

формы речи представляют системно различающиеся разновидности русского

литературного языка. Если деловая письменная речь представляет официально-

деловой стиль речи, то устная деловая речь — различные формы гибридных

Устная речь - это слуховое восприятие определенной информации.Устная

речь им еет существенное различие с письменной деловой речью, это- речевые

С помощью устной речи общение и обм ен мнениями происходит

непосредственно. Устные выступления, доклады, отчеты, лекции, переговоры,

совещания, конференции, собеседования, разговоры представляют собой прямое

деловое общение. Разговор по телефону - косвенное деловое общение.

Деловая беседа представляет собой устный контакт м ежду собеседниками ,

которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций или стран

Одним из видов деловой беседы, диалогической речи является деловой

разговор - кратковременный контакт, преимущественно на одну тему.

Самое главное отличие делового разговора - э то н епосредственное

общение с конкретным собеседником или группой лиц. Это даёт возможность

прямого воздействия на участников разговора. Воздействие на собеседник а

происходит с использованием жестов, мимики, интонации, паузы и других

техник общения, отличающих устную деловую речь от её письменной формы.

Деловой разговор - вид межличностного служебного общения,

предполагающий обмен информацией, взглядами, мнениями, направленный

К отличительным языковым чертам деловог о стиля (стилистическим,

лексическим, синтаксическим) м ожно отнести следующие. Предельная

информативность делового текста находит своё отражение в стремлении пишущего

к максимально сдержанному характеру изложения, а, следовательно, к

использованию стилистически нейтральных элементов. Это исключает

возможность употребления в текстах деловой речи эмоционально окрашенных

языковых средств. Всё это определяет и требование однозначности, характерное

для деловой речи, что, в свою очередь, предопределяет использование терминов

или терминированных специальных средств языка. А требование логичности и

аргументированности изложения в области синтаксиса деловой речи объясняет

обилие сложных конструкций (сложноподчинённых предложений с союзами,

передающими логические отношения – придаточные причины, следствия, условия

Разговор не будет понятным и деловым, если говорящие не будут

выполнять определённые требования. В деловом разговоре необходимо

употреблять доступные, правильные, точно выражающие мысль слова и в тоже

время простые предложения, для чёткого краткого выражения поставленной

Правильно разговаривать мы учимся с малых лет. Это учёба продолжается в

течение всей нашей трудовой жизни и профессионального роста.

Что бы речь была правильной, слова должны употребляться в строгом

соответствии с их значением, то есть с учётом их семантики, лексики тогда

высказывания говорящего не будут абсурдными и нелогичными.

Говорить надо не спеша, не проглатывая и не пропуская слова, что бы смысл

вашей речи был ясен и мысль не искажена. Правильность подбора синонима и

умелое использование анонимов исключит стилистическую погрешность фраз и

позволит дать точное определение того и иного понятия.

Если деловые партнеры по-разному интерпретируют одно и то же

событие, то это означает, что каждый из них воспринимает его с помощью

своих личностных конструктов, необходимых ему для создания

Часто в деловом разговоре происходит смешение сходных слов-паро́нимов

по форме (морфологическом составе), звучанию, но различных по см ыслу и

значению. Это приводит к грубым лексич еским ош ибкам, и показывает на

некомпетентностью говорящего в той сфере деятельности, откуда взято слово.

Нельзя забывать и о лексической сочетаемости произносимых слов, способность

их соединяться друг с другом. Деловая речь должна быть гармонична и едина по

стилю. Соединять литературные слова, просторечные, научные и другие в

В деловом разговоре важно не только выбирать слова, но и грамотно строить

предложения, фразы. Отслеживание конструкции предложения, правильный

выбор предлогов, союзов, грамотное пользование причастными оборотами, умелое

использование отг лагольных существительных, исключение: повторений как

частиц, так и слов (плеоназм и тавтолог ия); слов паразитов, минимальное

использование штампов и канцеляризма; излишней детализации и словесного

мусора,- всё это придаст передаваемой деловой инф ормации строгость, точность

и лёгкость в её понимании. Если деловой разговор ведётся между людьми одной

профессии, употребление в речи профессионализмов придаст выражаемой мысли

В практике делового разговора часто используется большое количество

выдержек из технических документаций, стандартов, технических условий и

других технических документов, что не является стилистическим недостатком.

Гармоничное психологическое взаимодействие партнеров более

достижимо при совпадении их когнитивной ориентации, когда переживаемая

деловая ситуация имеет для них приблизительно одинаковое психологическое

значение. Важно при этом, чтобы партнеры были представителями одной

культуры. Если же в деловой ситуации взаимодействуют представители

разных культур, то возможно психологическое переживание «культурного

Очень важной чертой делового разговора является краткость.

«И так как краткость есть душа ума, А многословие - его прикраса, Я буду

Многословие , или речевая избыточность, ч аще всег о проявляется в

употреблении лишних слов, которые свидетельствуют не только о

стилистической небрежности , они указывают также на нечеткость,

неопределенность представлений говорящего о предмете речи, что часто идет в

ущерб информативности, затемняя главную мысль высказывания.

Употребление сложных предложений - отличительная черта письменной

деловой речи. В разговорной речи деловые люди часто используют простые

предложения, причём очень часто- неполные (отсутствие тех, или иных слов

восполняется жестами, мимикой, телодвижениями). Отсутствие союзов

компенсируют интонацией, приобретающей решаю щее значение для выражения

различных оттенков, смысловых и синтаксических отношений. [ Кузин, стр. 172].

Если в общении мы ориентированы на себя, а не на собеседника, то мы:

- не организуем свои мысли перед тем, как их высказываем, а говорим спонтанно,

- из-за небрежности или неуверенности не выражаем своей мысли точно, поэтому

- говорим слишком длинно, так что слушатель к концу нашего высказывания уже

- продолжаем говорить, даже не замечая, реагирует слушатель или нет.

Важная составляющая успеха в разговоре - не превращать диалог в

монолог, чувствовать и понимать своего собеседника. При принятии совместного

решения в согласительной фазе главными являются смягчение и возможное

устранение противоречий между отобранными вариантами решения

проблемы, п оиск компром исса или хотя бы условного согласия между

партнерами. При этом происходит в заимное блокирование определенных

психических побу ждений партнеро в, взамен которых появляются новые,

приносящие удовлетворение большей своей результативностью.[Лавриненко,

Чтобы понять партнера, надо знат ь что-то о его личностных

конструктах. Осмысление психологических качеств личности каждым из

партнеров происходит в терминах схожести и контраста (дружеский -

враждебный, умный - глупый, мужс кой - женски й, хорош ий - п лохой).

Чтобы деловое общение было успешным, недостаточно знать специфику

деловой речи, ее лексику, грамматику и стилистику, логику. Надо научиться

пользоваться своей речью так, чтобы заинтересовать собеседника, повлиять на

него, завоевать на свою сторону, успешно говорить с теми, кто симпатизирует вам,

и с теми, кто против вас, участвовать в беседе в узком кругу и выступать перед

Красиво говорить учит особая наука о красноречии - риторика. Это не

просто наука о способах красивой подачи информации посредством устного слова,

но свод конкретных законов и правил, обеспечивающих действенность речи,

превращающих слово в средство влияния на других людей. Знание законов и

правил красноречия особенно важно для лю дей дела. Пренебрежение ими — одна

из существенных причин неудач многих предпринимателей, их низкого рейтинга в

среде профессионалов — бизнесменов и в среде потребителей.

Каждый, кто желает повысить свою культуру речи, должен понимать, в каких

формах существует национальный язык, что такое языковая норма.

Деловая риторика — искусство произнесения убедительной и эффективной речи

в различных ситуациях делового общения . Наше время — время активных,

предприимчивых, деловых людей. Это требует развития коммуникативных

Для делового разговора большое значение так же имеет техника речи,

составными частями которой являются постановка речевого дыхания, дикция и

орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи — в

координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения.

Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп,

Неверно подобранные формы и виды речевого воздействия, слабая

выразительность речи, наконец, неточно выражающие м ысль слова часто приводят

к взаимному непониманию, антипатии, неприязни и возникновению конфликтов.

В процессе воспитания, социализации человек, становясь личностью и все

более совершенно овладевая языком, познает и этические нормы взаимоотношений

с окружающими, в том числе и речевых взаимоотношений, иначе говоря,

овладевает культурой общения. Но для этого надо ориентироваться в ситуации

общения, в ролевых признаках партнера, соответствовать собственным

социальным признакам и удовлетворять ожидания других людей, стремиться к

коммуникативных ролей говорящего или слушающего, строить текст в

соответствии со стилистическими нормами, владеть устными и письменными

формами общения, уметь общаться контактно и дистанционно, а еще и владеть

Большую роль в деловом общении имею т особенности речевого этикета. Под

речевым этикетом понимаются разработанные правила речев ого поведения,

система речевых формул общения. Степень владения речевым этикетом

определяет степень профессиональной пригодности человека. Это, прежде всего,

относится к тем, кто по роду своей деятельности постоянно общается с людьми.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает

доверие и уважение. Но наиболее важно то, что неукоснительное следование

правилам речевог о этикета членами коллектива того или иного учреждения,

предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнёров

благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей

организации. Речевой этикет строится с учётом особенностей партнёров,

вступающих в деловые отношения, их социального статуса, места в служебной

иерархии, профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Он определяется также формой общения. Это может быть и презентация,

конференция, симпозиум, совещание, на котором обсуждается экономическое

финансовое положение компании, предприятия; консультация; юбилей ф ирмы и

Среди деловых людей любого ранга принято решать особенно важные для

них вопросы в полуофициальной обстановке. Для этого устраиваются охота,

рыбалка, выезд на природу, приг лашение на дачу, в ресторан, сауну. В

соответствии с обстановкой меняется и речевой этикет, он становится менее

официальным, приобретает непринуждённый эмоционально экспрессивный

характер. Но и в такой обстановке соблюдается субординация, не допускается

Речь в дел овом общении направлена на то, чтобы убедить собеседника в

1) психологическими ф акторами, сам ой атмосферой беседы, которая может быть

благоприятной или неблагоприятной, доброжелательной или недоброжелательной;

1.Понятиеделового разговора как особой разновидности устной речи, его особенности.

2. Основные требования к деловому разговору: правильность, точность, краткость.

1.Деловой разговор как особая разновидность устной речи.

Деловой разговор - это понимаемый в самом широком смысле устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем.

Деловой разговор - это в первую очередь устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой. Прежде всего, деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, инто­нацию и другую технику общения, что существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы.

Как уже отмечалось, разговорная деловая речь имеет несколько упрощенный характер. Между тем это вовсе не значит, что слова, обо­значающие абстрактные понятия, здесь неуместны. Однако в количе­ственном отношении по сравнению с письменной деловой речью их здесь значительно меньше.

Синтаксис делового разговора всецело отвечает условиям непринужденности и непосредственности речевого общения. Обилие готовых застывших конструкций и прежде всего речевых штампов помогает конкретнее, лаконичнее и понятнее выразить мысль, полностью исключив ее различное толкование. Отсюда установка на стандартизацию делового языка при отображении типовых ситуаций делового общения и сужение диапазона используемых речевых средств.

Такая установка существенно облегчает ведение делового разговора. Действительно, если располагать набором готовых и уже проверенных долголетней практикой делового общения стандартных фраз-клише, по аналогии с которыми можно было бы сформулировать нужную мысль, то выразить ее особых трудностей не составит. Эти конструкции требуют минимального напряжения при восприятии и существенно облегчают положение говорящего, позволяя не тратить дополнительных усилий на поиски нужных формулировок'.

Синтаксис делового разговора характеризуется также неполнотой грамматического состава предложений и ослаблением форм синтаксических связей в них. Распространены в нем и присоединительные синтаксические конструкции, связанные предложения и обращения. Сюда же следует отнести замену деепричастных и причастных оборотов при­даточными предложениями.

Употребление сложных предложений - отличительная черта письменной деловой речи. В разговорной речи деловых людей в основном используются простые предложения, причем очень часто - неполные (отсутствие тех или иных слов восполняется жестами, мимикой, телодвижениями). Это объясняется тем, что содержание высказываний обычно не требует сложных синтаксических построений, которые отражали бы логико-грамматические связи между частями высказывания. Отсутствие союзов в такой речи компенсируется интонацией, приобретающей в ней решающее значение для выражения различных оттенков смысловых и синтаксических отношений.

В деловой разговорной практике используется большое количество выдержек из технической документации, технических условий, стандартов и других документов. Вполне естественно, что такой язык тяготеет к характерным для подобных изданий емким синтаксическим конструкциям (причастные обороты, отглагольные существительные и т. п.). Указанные формы не воспринимаются здесь как стилистический недостаток, поскольку они придают устной деловой речи необходимую для точной передачи деловой информации строгость.

Деловым людям, особенно тем, кто имеет отношение к коммерческой деятельности, очень часто приходится сообщать практические сведения по эксплуатации и обслуживанию конкретных приборов, аппаратов и машин. Следствием этого является некоторая инструктивность деловой информации, характеризующаяся с синтаксической точки зрения обилием неопределенно-личных, безличных, инфинитивных и страдательно-возвратных конструкций.

Деловой разговор — это понимаемый в самом широком смысле устный речевой контакт между людьми, связанными интересами дела, которые имеют необходимые полномочия для установления деловых отношений и решения деловых проблем.

Ежедневно разговаривая друг с другом, а также со своими клиентами, такие люди проявляют порой вопиющую речевую безграмотность, что существенно снижает их деловую активность и не позволяет в полной мере реализовать свой потенциал. В то же время деловой разговор как научное понятие в современной лингвистике отсутствует. Отсюда и полная неразработанность устной деловой речи в сфере предпринимательской деятельности.

Между тем такая речь имеет свою лексико-грамматическую и стилистическую специфику, которая проявляется в том, что' ее сугубо деловой и конкретный характер препятствует проникновению граммати- ко-стилистических средств художественной литературы, зато влияние разговорно-бьпового и официального делового стилей проявляются здесь наиболее ярко. Именно эти особенности в значительной мере определяют организацию речевого материала делового разговора и его языковую специфику.

Деловой разговор — это в первую очередь устная деловая речь, которая имеет существенные различия с ее письменной формой.

Прежде всего деловой разговор представляет собой непосредственное общение, которое предполагает конкретного собеседника (или собеседников), что дает возможность непосредственно воздействовать на

него (или на них). Наличие собеседника позволяет использовать мимику, жесты, интонацию и другую технику общения, что существенно отличает устную деловую речь от ее письменной формы.

Деловое общение стало привычной частью нашей жизни. Это определенный вид отношений в обществе, обеспечивающий движение и развитие всего делового мира, охватывающий многие сферы жизни. Поэтому для грамотного построения деловых отношений становится важным не только обладать знаниями, но и уметь применять навыки делового общения.

Деловое общение

Определение делового общения

Деловое общение представляет собой особый вид многоплановой коммуникации, осуществляемый в условиях профессиональной области, по правилам и в рамках делового этикета, участникам которого необходимо достичь взаимовыгодных результатов. Данный вид общения может быть выбран для взаимодействия как между отдельными людьми (коллегами), так между группами людей (организациями).

Значение и роль

Сфера бизнеса и услуг постоянно расширяется и обновляется. Возрастает уровень конкуренции. В сфере менеджмента правильно выстроенная деловая коммуникация влияет на реализацию поставленных целей. Поэтому компетентность в области делового общения имеет значительный вес для успешного построения деловых отношений. Помимо области производства, деловое общение распространяется на сферу науки, политики, образования, культуры.

Деловое общение выполняет ряд функций:

  • Коммуникативная. Она выражается в потребности людей в общении, построении отношений, обеспечивает взаимосвязь между разными людьми.
  • Информативная. Она заключается в необходимости передачи и обмене информации друг с другом, обогащении своих знаний и навыков.
  • Интегративная. Она выражается в объединении всех участников делового взаимодействия одной общей целью и задачами. В случае конкурентных взаимоотношений – это возможность включить обе стороны в поиск приемлемого для них варианта сотрудничества.
  • Регулирующая. С помощью деловой коммуникации люди влияют на других людей с целью достижения продуктивных результатов.

Виды и формы

Деловое общение зависит от обстоятельств и ситуации. Выбор определяется деловыми потребностями, целями и задачами. В психологии выделяют прямые и косвенные виды общения.

Прямые

Под прямыми видами подразумевают те, при которых общение происходит при непосредственном взаимодействии сторон. Здесь общение наиболее эмоционально окрашено, имеет живой характер и силу воздействия. Это наиболее эффективный вид делового общения. Пример: деловой разговор, переговоры, совещание и т.п.

Косвенные

Под косвенными видами понимают такие, при которых с помощью посредников создается некая дистанция между сторонами процесса общения. Такой вид деловой коммуникации может быть наименее эффективным из-за отсутствия прямого контакта (быть не подкрепленным эмоционально). Однако в некоторых случаях он бывает более выигрышным, чем прямой вид общения. Пример: любая деловая переписка, рассылка, общение через мессенджеры и т.п.

Деловая переписка

Кроме того, в зависимости от способа обмена информации, деловое общение может проходить в устном или письменном виде.

Основные формы делового общения:

  • Беседа – процесс обмена информацией и мнений в узком кругу сотрудников для рассмотрения определенных вопросов.
  • переговоры – процесс урегулирования возникших проблем для принятия оптимального решения, подходящих обеим сторонам переговоров.
  • Совещание – процесс коллективного обсуждения возникших вопросов.
  • Публичное выступление – процесс передачи выступающим важной для всего коллектива информации.
  • Пресс-конференция – процесс взаимодействия выступающего со средствами массовой информации для оглашения общественно значимых новостей.
  • Мозговой штурм – процесс активного взаимодействия всех членов коллектива для предложения каждым уникального варианта выхода из затруднительной ситуации в попытке найти альтернативное решение.
  • Телефонный разговор – тип дистанционного общения с помощью телефонных средств связи для обмена информацией и решения проблемных моментов.
  • Переписка – тип дистанционного общения с помощью использования бумажных или электронно-цифровых носителей.

Правила общения в бизнесе

Правила общения в бизнесе основаны на принципах делового этикета. Базовыми правилами культуры и этики общения являются:

  • Уважение. Любое деловое взаимодействие должно основываться на уважении к коллегам, партнерам, клиентам и даже к конкурентам.
  • Никакой фамильярности. Нельзя переходить на личности, так как такой стиль общения будет расценен партнером как неуважение.
  • Умение слушать. Для успешного бизнеса полезно уметь выслушать своего оппонента.
  • Пунктуальность. Умение правильно организовывать время, понимание временных рамок своей и чужой работы очень важное правило делового мира.
  • Дисциплинированность. Деловой человек должен уметь проявлять самоконтроль. Он понимает, что на работе время только для работы, но не для чего-то личного и отвлекающего.
  • Конфиденциальность. Это означает, что сотрудник должен понимать, что каждая организация имеет свою коммерческую тайну, которую он не в праве разглашать.
  • Телефонный и интернет-этикет. Деловая коммуникация не может существовать без телефонных или интернет передачи информации и переговоров, поэтому деловой человек должен овладеть мастерством этого способа общения.
  • Субординация. В любой организации есть руководство и подчиненные, каждый из них имеет свои функции в рабочем процессе. Поэтому между ними устанавливаются иерархические деловые взаимоотношения, основанные на четком соблюдении распределения ролей и взаимоуважении.
  • Дресс-код. В любой организации существуют правила ношения деловой одежды, которые соблюдаются всеми. Деловой стиль сосредотачивает внимание на рабочем процессе.

Дресс-код

  • Грамотность. Грамотная речь и деловой стиль письма очень ценятся, так благодаря им деловое общение проходит максимально эффективно.
  • Стрессоустойчивость. Для успешной коммуникации в бизнесе полезно такое качество как устойчивость к конфликтным ситуациям.
  • Толерантность к критике. Необходимо понимать, что каждый может совершить ошибку – это нормально, поэтому лучше научиться воспринимать критику в конструктивном ключе.

Цель делового общения

Главная цель – это создание благополучных условий для эффективного сотрудничества и решения обозначенных задач. Благодаря деловой коммуникации все ее участники удовлетворяют свои потребности конструктивно и наиболее продуктивно.

Культура речи и этикет

В деловом мире человеку приходится общаться с огромным количеством людей, каждый из которых обладает своей индивидуальностью, с каждым нужно уметь найти общий язык и подобрать искомый ключик. В современной России определенное внимание уделяют культуре речи и этикету, так как они являются основой деловой коммуникации. Под культурой речи понимают владение нормами и правилами письменного и устного литературного языка. Языковые этические навыки – характеристика делового человека.

Какие правила соблюдать

Существуют базовые правила речевого этикета, которые можно найти в любом учебнике по деловому этикету:

Кроме речевого, есть невербальное общение, которое не менее важно при деловом общении. Следите за поведением своего собеседника. Вот некоторые правила этикета этого беззвучного языка:

  1. Необходимо соблюдать дистанцию по отношению к деловому партнеру. Расстояние между вами должно быть немного дальше, чем от хорошо знакомого вам человека.
  2. Рукопожатие очень важно. Оно говорит о том, что вас уважают и хотят сотрудничать. Уверенное и продолжительное рукопожатие – хороший знак.
  3. Если собеседник часто бросает краткий взгляд на часы или на дверь – это говорит о том, что он хочет поскорее закончить разговор и уйти.
  4. Если оппонент сложил руки в замок, чертит что-то ручкой на бумаге, качает или притопывает ногой, то это может означать, что он нервничает и закрывается, чтобы уйти от разговора. Просто смените тему беседы.
  5. Если деловой партнер положил руки на пояс, то так он хочет казаться важным, доминировать в деловых отношениях.
  6. Когда собеседник расстегивает пиджак, высвобождает галстук, кладет руки на колени или на стол, выдыхает – это означает, что он принял окончательное решение.

Психологические приемы

Для того чтобы достичь своих целей, в деловом общении используют специальные психологические приемы, помогающие наиболее эффективно расположить к себе людей:

Психологический прием

Интересно. Понятие деловое общение определяется как сложный комплексный процесс коммуникации, который включает в себя двустороннее партнерское сотрудничество и характеризуется соблюдением правил делового этикета. Эти особенности деловых отношений позволяют наиболее эффективно взаимодействовать, что важно для развития бизнеса и прогресса в целом.

Деловое общение – это золотой ключик, который в умелых руках открывает любые двери в деловом мире.

Видео

Читайте также: