Неклассическая философия жизни как противовес классической рациональной философии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Для определения топологии философии жизни без кавычек мы использовали три критерия:

1. Уровень проблемного поля.

2. Характер исследовательских интенций и программ.

3. Способ (метод) их реализации.

Весь дальнейший анализ концепций философии жизни в западноевропейской философии конца ХІХ – первой половины ХХ столетия мы проведем опираясь на вышеназванные критерии.

Формирование и развитие философии жизни было обусловлено несколькими основными причинами.

Чем больший доход имеет корпорация, тем больше зарабатывают производители. При этом не всегда доходы работодателей связаны с заработной платой рабочих. Очень часто эти два показателя несопоставимы: хозяин предприятия хочет зарабатывать больше, при этом платить меньше, так как для него заработная плата наемных рабочих – это расходная часть. Но в любом случае, работодатель остается при мнении, что те, кому он дает возможность зарабатывать, должны в максимальной степени отрабатывать свою заработную плату. Речь идет о внутренних силах и времени, которые работники должны отдать взамен денежных средств. Подобная отдача времени и внутренних сил в совокупности определяет рентабельность производства. В рыночных условиях выживают только те компании, которые в состоянии конкурировать как на внутреннем экономическом рынке, так и на внешнем.

Таким образом, законы рыночной экономики стимулируют общество к единению в достижении материальных благ. Труд становится всеобщим и в своем содержании типичным. Всех объединяет желание достичь или определенных материальных благ, или же, что выше – материальной независимости. Для одних это становится необходимостью, так как обеспечивает элементарные условия существования, для других труд превращается в источник самовыражения: самовыражения в материальном. Отсюда и типичность корпоративного мышления: самовыражаясь в материальном люди в условиях рыночной экономики не имеют широкого выбора. Самовыражение в материальном – это условно-стандартный набор материальных благ, который со временем мало изменяется по содержанию: средство передвижения (начинали с лошади, в настоящее время – это автомобиль, яхта ит.п.); собственное жилье и комфортный быт.

Неклассическая философия меняет представление о разуме и его отношении к бытию. Она рассматривает познающий разум не как дистанцированный от мира и извне постигающий его, а как находящийся внутри мира. Разум с этой точки зрения не является абсолютно суверенным и беспредпосылочным. Он укоренен в человеческом жизненном мире. Между ним и бытием есть опосредствующее звено, которое различает, но вместе с тем связывает их. Таким звеном выступает человеческая деятельность и язык[2]. Причем язык здесь стоит понимать в широком смысле, включая не только естественный язык, но и все типы языков культуры, все разновидности социокодов, закрепляющих и транслирующих социально-исторический опыт.

Сознание, детерминированное социальным бытием и вместе с тем организующее и пронизывающее его, также обретает расширительное толкование. Оно уже не сводится преимущественно к логическому мышлению, а включает всю полноту проявлений индивидуального и общественного сознания (волю, эмоциональное переживание мира, веру ит.п.). Познавательные процессы предстают как обусловленные в каждую эпоху характером деятельности и состоянием культуры. Даже когда познание осуществляет порыв к новым идеям и образам мира, выходящим за рамки культуры своей эпохи, оно детерминировано этой культурой. Сами возможности инноваций определены. С одной стороны, предшествующим развитием познания и практики, вырабатывающими на каждом историческом этапе новые средства познавательной деятельности, а с другой – базисными ценностями культуры, которые либо включают в свой состав, либо исключают ценность инноваций.

В неклассическом подходе ключевой становится проблематика социокультурной обусловленности философского знания. Она приводит к новому пониманию предмета и функций философии. Стремление философии найти предельные основания познания и деятельности в классический период выражалось в создании относительно замкнутых философских систем. Каждая из них выдавала свои принципы за абсолютные истины, последние основания бытия. На базе этих принципов создавалась система представлений о мире, включающая понимание природы, человека, человеческого познания, социальной жизни и идеалов общественного устройства. Развитие философии осуществлялось через конкурентную борьбу таких систем, их взаимную критику и порождение новых систем.

В неклассическом подходе отвергается сама возможность создать последнюю и абсолютно истинную систему философского знания.

Стремление открыть последние и окончательные принципы бытия трансформируется в неклассическом подходе в стремление выявить предельные основания культуры, регулирующие человеческую жизнедеятельность. В качестве таких оснований можно рассматривать универсалии (категории) культуры, сцепление и взаимодействие которых формируют образы человеческого мира и мировоззренческие ориентации людей.

Исторический подход к самому предмету философии объясняет и наличие вечных философских проблем, которые каждая эпоха по-новому формулирует и по-новому решает. И.Кант по существу выделил главные из таких проблем: что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? И что есть человек? Классическая философия полагала, что ответ на эти вопросы может быть дан, если их анализировать, начиная с проблемы познания и его границ, в той последовательности, как они сформулированы Кантом. Неклассический подход оборачивает эту последовательность, начиная с философской антропологии, вопроса о том, что есть человек и его жизненный мир. А затем анализ познания, ценностей, ориентаций и регулятивов деятельности ит.д. вновь возвращает к проблематике человека и его жизненного мира, позволяя конкретизировать и углубить первоначальное понимание. Наличие вечных проблем и отказ от идеала абсолютно истинных и законченных систем философского знания часто интерпретируется в духе релятивизма. Но более продуктивен подход, фиксирующий накопление в процессе исторического развития философии элементов истинного знания, хотя ни на каком этапе этого развития не достигается абсолютная истина.

Оппозиция классического и неклассического типа философствования иногда трактуется как резкий разрыв между ними. Но возможно иное понимание неклассического подхода, когда он не отвергает достижений классической философии, а ассимилирует их. В рамках трактовки предмета философии как рефлексии над основаниями культуры могут быть осмыслены и все классические философские системы. При этом подходе можно обнаружить, как в недрах классической философии формировались предпосылки неклассического философского мышления. Наиболее важными из них были идеи познания как активной деятельности субъекта, развитые в немецкой классической философии, а также разработка альтернативных панлогизму концепций сознания и познания (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше и др.).

Техногенная цивилизация привела к великой революции в философии. В этот исторический период в философии сформировалось новое понимание человека как деятельностного существа, призванного преобразовывать мир, понимание природы как закономерно упорядоченного поля приложения человеческих сил, утвердившее ценность научной рациональности как регулятивного основания человеческой деятельности, обосновавшая идеи общественного договора, суверенности личности, естественных прав человека ит.п.

Все эти мировоззренческие идеи стали фундаментальными ценностями культуры техногенной цивилизации, предопределив магистральные пути ее развития. Но уже начиная с возникновения неклассических философских учений в западной философии намечается и критика этих мировоззренческих принципов, улавливаются и получают осмысление кризисы техногенной культуры и соответствующего ей типа цивилизации.

С конца 19 века традиционные ценности классической немецкой философии оказались под угрозой. Развитие общественных наук привели к открытию цивилизаций, основанных на иных моральных ценностях, а развитие психологии привело к пониманию факта того, что наше поведение зачастую обусловлено причинами неосознаваемыми. Область бессознательного оказывается шире области сознания и гораздо шире области разума. Сознание, разум не могут более претендовать на единственно правильную оценку реальности. Отсюда и изменение наших качественных критериев. На место морали самоограничения, ущербности и неподвижности приходит этика индивидуальной свободы, полной самореализа-ции. Появилась, оформилась неклассическая философия.

Т. обр., водораздел между классической и неклассической философией в первую очередь проходит по вопросу об отношении к традиционному рационализму и его противоположности – иррациональному. Немецкая классическая философия (олицетворением которой стало творчество Канта, Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля) внесла большой вклад в развитие мировой философии и максимально полно для своего времени объяснила сущность бытия, познания, других философских проблем с позиций идеализма. Кроме того, надо отметить следующие достижения Канта, повлиявшие на последующее развитие философии. 1. Разграничение ценности и бытия. 2. Создание этики долга как учения о нравственной сущности личной свободы. З. Построение эстетики как науки. Однако с идеалистическим объяснением картины окружающего мира классиками немецкой философии согласились не все.

Неклассическая философия отвергает логические связи в природе, восприятие окружающего мира как целостной и закономерной системы, критикует диалектику Гегеля и саму идею развития. Основная идея неклассической философии в том, что окружающий мир есть разрозненный хаос, не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, не подконтро-лен разуму и подчиняется другим движущим силам, например аффектам, воле.

Гносеология. На место логики и рационализма заступает вчувствование в жизнь, ее переживание и понимание. Главное в жизни – не материя, а дух, который выражает подлинное изменение мира. Музыке, поэзии отдается предпочтение, ибо они более адекватно жизни выражают саму эту жизнь.

Шопенгауэр: в качестве главного принципа жизни и познания он рассматривает волю, которая изначально враждебна разуму. Воля – это вещь сама в себе, она не зависит от времени и пространства, не исправляется сознанием, а действует слепо, инстинктивно. Воля составляет сущность всякой вещи в себе и единственное ядро всякого явления. Мир же – это мировая, всеобщая воля. Мир есть наше представление о нем. Познание служит воле, а т.к. воля инстинктивна и ей чужд рационализм, то лучший способ познании – не наука, а искусство.

Философия экзистенциализма.Это одна из самых модных философских школ на Западе в середине 20 века. Ее наиболее крупные представители: Хайдеггер и Ясперс в Германии; Сартр, Марсель, Камю во Франции; Аббаньяно в Италии. Исходные идеи экзистенциализма взяты из сочинений датского религиозного мыслителя – С. Кьеркегора, резко выступавшего против философии Гегеля, который растворил конкретного человека в мировом духе, абсолютной идее.

Экзистенциализм заимствует у Кьеркегора прежде всего идею экзистенциального мышления. В отличие от научного мышления, исходящего из теоретических принципов, экзистенциальное мышление связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями. Объективное мышление безразлично к субъекту и его существованию; субъективный же экзистенциальный мыслитель заинтересован в своем мышлении (он в нем существует). В силу этого он не может относиться к реальности как к чему-то объективному, не затронутому субъективностью. Жизнь человека противоречива и неустойчива. В силу этого рассудок бессилен понять ее.

По экзистенциализму, задача философии – заниматься не проблемами науки, а вопросами сугубо человеческого бытия. Человек помимо его воли заброшен в чуждый ему мир; жизнь его окружена таинственными знаками, она иррациональна, в ней преобладает страдание и страх. Мир тем более страшен, чем он непостижим. Люди под доброй маской действуют друг против друга.

Экзистенциализм исходит из того, что человек живет прежде всего эмоционально. Под существованием понимается духовное бытие личности, ее сознание. Человек существует как сознание. Чтобы осознать себя как нечто существующее, человек должен оказаться в пограничной ситуации (борьбы, вины, бытия перед лицом смерти). Тогда мир оказывается очень близко. Наиболее надежна интуиция как способ постижения мира. Свобода трактуется вне всякой закономерности и причинности. Свобода – это не свобода деятельности, а свобода отношения к окружающему миру. Сама свобода превращается в мучительную необходимость.

Экзистенциализм немыслим без страха, ощущения кризиса. Выход из кризиса экзистенциалисты ищут не в изменении общественных отношений, а в индивидуальной духовной жизни (религиозное крыло – в мистическом общении с Богом). Экзистенциалисты настаивали на необходимости сохранения личностной уникальности, в ее неприобщенности к социальному контексту.

Новую человеческую общность суждено создать Сверхчеловеку. Его ценностями являются свобода, самостоятельность, активность, сила, творчество, ответственность. Будущее, по мнению Ницше, будет представлять собой единство подобных титанов. В нем объединятся те, кому претит роль рабов, угнетенных, взывающих к состраданию. Такие люди освобождают себя сами, имея лишь величие духа, чистоту и новизну целей, решимость изменить мир, находящийся в кризисе. Главное, что должно исходить от сверхчеловека – призыв к духовным превращениям, внутренней дисциплине, воспитанию собственной личности, ответственной за будущее.

В целом, учения А. Шопенгауэра и Ф. Ницше свидетельствовали о том, что помимо рационализма в европейской философии сформировалась новая традиция волюнтаризма и скептицизма в понимании человека, сущности природы и культуры, поддержанная в XX веке многими мыслителями.

1. НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

2. Неклассическая философия:

• Разочарование в способностях
человека, его разума до конца познать
мир и построить общество, основанное
на разумном, рациональном начале
привело (примерно с середины 19 в.) к
тому, что философы стали искать
основные моменты, влияющие на
бытие, жизнь в иррациональных
началах, психике, подсознании, воле.

3. Отличия неклассической философии от классической:

1) Неклассическая философия
рассматривает не человека в мире, а
мир через человека. Человек, его
чувства, духовные проявления главный объект рассмотрения.
2) В неклассической философии нет
деления на материалистов и
идеалистов. Главная проблема – не
вопрос о первоначале бытия, а
проблема человеческого
существования.

3) Неклассическая философия считает,
что в процессе познания ведущую
роль играет не разум (как считала
классическая ф-фия), а интуиция,
непосредственное проникновение в
суть объекта.
Примеры неклассической философии:
философия жизни, психоанализ,
экзистенциализм, герменевтика,
феноменология, позитивизм и др..

5. Философия жизни

• Немецкий философ,
считается основателем
философии жизни.
Находился под сильным
влиянием Платона, Канта
и индийской философии.
• Его философия не была
понята современниками,
но оказала огромное
влияние на развитие
всей неклассической
философии.

• Человек также наделён частицей
мировой воли. Она побуждает нас
меняться, благодаря ей мы имеем
возможность понять окружающий мир.
• Мужчины находятся на более высокой
ступени развития, т.к. более разумны (и
значит ближе к косной материи). Но в
женщине более ярко проявляется
мировая воля, благодаря этому у неё
лучше развита интуиция и она очень
хорошо ориентируется в этом мире.
Иногда с её помощью могут знать то, что
мужчинам даётся путём длительных
рассуждений.

11. Фридрих Ницше (1844-1900)

• Немецкий философ,
последователь
Шопенгауэра.
• Самый яркий и
влиятельный
представитель
философии жизни.

12. Произведения Ницше:

15. Аполлоническое и дионисийское начала

• Ницше выделял аполлоническое и
дионисийское начала в культуре:
1) Аполлоническое начало –
рациональность, упорядоченность,
2) Дионисийское начало – жизненное,
связано с хаосом, буйством, экстазом.
• Европейская культура, по Ницше,
подавила дионисийское начало в мире,
абсолютизировав рациональность, науку.
Тем самым она отдалила человека от
самой жизни.

16. Критика Христианства

19. Сверхчеловек

21. Анри Бергсон

• Французский
мыслитель, учёный,
литератор. Лауреат
Нобелевской премии
по литературе.
• Виднейший
представитель
философии жизни.

22. О творческом порыве

• Жизнь появляется тогда, когда в
материи происходит жизненный,
творческий взрыв. Жизнь – это
постоянное творчество (появление
различных форм живой природы,
людей…). Новый виток эволюции –
новые виды творчества. Творчество в
жизни бесконечно.

• Человек – продукт этой творческой
эволюции, одновременно сам является
творцом (себя и окружающих).
• Только когда человек прекращает творить
(абсолютно), он умирает. Смерть связана
с отказом от творчества!
• Проникнуть в сущность вещей, творческой
эволюции и понять длительность можно
только с помощью интуиции.

25. О времени

• Время – внешняя характеристика вещей. Мы
фиксируем его с помощью разума,
приборов. Но основа любой жизни – это
длительность. Её нельзя измерить с
помощью часов. Это субъективная
характеристика времени.
• У каждого из нас – своя длительность жизни,
которая не имеет общего с количеством лет.
Она зависит от наших чувств, впечатлений,
опыта.

26. Бергсон выделял 2 типа общества – закрытое и открытое:

Закрытое общество:
Любое общество тяготеет к инерции,
застою, преобладанию материи. В
стабильном обществе жизнь
замедляется, прекращается, нет
творчества. Жизнь становится
бессмысленным занятием.

27. Открытое общество:

• Это общество, не построенное на
строгих традициях и обычаях.
Общество, которое приемлет
различные политические формы,
мнения. В нём много творческих,
одарённых личностей. Оно не
закрывается ни от одного человека,
который приходит его изменить.

Читайте также: