Нейропсихологический анализ готовности к школе ахутина

Обновлено: 07.07.2024

Для успешного школьного обучения ребёнок должен быть настроен психологически, фи-зически, и его мозг должен быть зрелым с нейропсихологической точки зрения.

В структуру школьной готовности входит :

Физиологическая готовность - определяет функциональную зрелость основных систем ор-ганизма ребенка и состояние его здоровья.

Социально-психологическая – усвоение социальных норм, правил, выстраивание отноше-ний со сверстниками, взрослыми, регуляция поведения, деятельности.

Педагогическая – учебные навыки, которые ребенок усвоил в детском саду.

Нейропсихологическая готовность – готовность с точки зрения развития и созревания го-ловного мозга.

Каждая мозговая структура созревает в свое определенное время и требует для этого опреде-ленных условий. Своевременное созревание структур мозга помогает успешной адаптации к школьной среде, к деятельности, которой будет заниматься ребенок в школе.

Должны быть зрелыми высшие психический функции: произвольное внимание, восприятие, память, развитая речь, логическое мышление.

Произвольное внимание: способность сосредоточиться, удерживать позу во время урока, работоспособность, координированность движений.

Если функция не созрела, могут возникнуть трудности: повышенная отвлекаемость, истощаемость, трудности концентрации и удержания внимания, снижение работоспособности, снижение тонуса, трудность удержания статичной позы, повышенная двигательная активность суетливость (ерзает на стуле, болтает ногами, укладывается на стол и т. п.). Эмоциональная реактивность, раздражительность, плаксивость, избыточная чувствительность. Колебание темпа деятельности (то быстрее, то медленнее).

Поддерживать соматическое здоровье, правильно организованный режим сна — бодрствования, физических и интеллектуальных нагрузок, ежедневные прогулки на свежем воздухе, полноценное питание. Регулярное наблюдение у невролога. Нейрокоррекционная работа. Достаточное сенсомоторное развитие.

Зрительное восприятие - переработка зрительной информации: распознавание цвета, света, контуров, величины, формы предметов, изображений; целостность зрительного образа; выделение фигуры из фона

(Трудности зрительного анализа элементов букв и слов)

Слуховое восприятие – переработка слуховой информации: распознание бытовых шумов, распознание интонации, высоты и ритма звучания; распознание фонем языка; понимание речи

(Если фонематический слух не сформирован возникают трудности звукобуквенного анализа, трудности восприятия и воспроизведения звука, слога, слова и т. д.)

Мышечно-суставное чувство - переработка кинестетической информации: крупная и мелкая моторика; точность позы; артикуляция.

(Если недостаточный уровень развития тонкой моторики возникают трудности письма)

Развитие крупной и мелкой моторики перед школой – основа всех высших психических функций и когнитивного развития, потому что развитие происходит от тела. Как координированно двигается, так и координированно будет писать.

Уверенно владеет всеми бытовыми действиями (еда вилкой, ложкой, чистка зубов, расстегивание, застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, одевание).

Хорошо координированно ходит, бегает, прыгает на 2 ногах и на 1 ноге, сохраняет равновесие стоя на одной ноге на счет до 10, катается на велосипеде, коньках, лыжах, прыгает на скакалке, уверенно ловит и бросает мяч, может отбить от земли мяч до 5 счетов.

Не испытывает затруднений при работе с конструктором, мозаикой, мелкими деталями. Хорошо вырезает ножницами.

Не испытывает трудностей при рисовании, выполняет тонкокоординированные графические движения: умеет чертить вертикальные и горизонтальные, наклонные линии, штрихует с разным наклоном, рисует ломаные линии, круги, полукруги и т. д.

Зрелость зрительно-пространственных функций (пространственных представлений) для того, чтобы успешно читать, писать.

Логика развития пространственного фактора:

2. Освоение внешнего пространства, ориентировка в схематичном пространстве (на бумаге).

3. Логико-грамматические конструкции языка, время (понимание предлогов, отношений в пространстве, дальше – ближе, больше на, меньше на).

Если есть слабости, то может не понимать задачи, пишет в зеркальном отображении, не соблюдает поля, путает буквы близкие по написанию.

Зрительная память необходима для того, чтобы списать с доски, с книги.

Слухо-речевая память – чтобы удерживать в памяти инструкции.

Ребенок способен к непосредственному запоминанию 5-6 не связанных между собой образов при 3-4 кратном повторении.

Мышление: переход от наглядно-образного к словесно-логическому. Словесно-логическое мышление развивается на протяжении всего школьного обучения.

Способность к систематизации и классификации, сравнению (ребенок находит общее, различие предметов, явлений и процессов).

Способен к анализу простых причинно-следственных связей, может самостоятельно сделать простой логический вывод.

Понимает смысл и последовательность на картинках, в рассказе и в жизни.

Мышление связано с межполушарным взаимодействием.

Межполушарное взаимодействие способно перерабатывать информацию правым и левым полушарием синхронно, что обеспечивает интеграцию работы двух полушарий в единую систему в ходе реализации

Правое полушарие: синтез, пространство, целое, образ, понимание смысла, интуиция, эмоции, творчество, аналогии.

Левое полушарие: анализ, часть, детали, время, логика, мышление, словарный запас, точные науки, символы: буквы и цифры.

Речь. Основные трудности у детей:

Бедный словарный запас, трудности звукопроизношения, трудности фонематического восприятия. Различение значения и смысла слов (точка отличается от бочка, проблемы с правильным грамматическим построением фразы, трудности словоизменения и словообразования (клубника-клубниковый, у меня много печеньев, 2 зайцев и т. п., умение задавать вопрос и давать полный ответ, строит развернутую фразу, сложно сочиненные предложения. Составление самостоятельный монологический рассказ или пересказать мультик, сказку. Составление связного рассказа по последовательным картинкам, а не описание того, что нарисовано на картинке.

К 5,5 ребенок в норме полностью дифференцирует звуки родного языка и правильно их произносит. (Базовые навыки -письмо и чтение требуют хорошего речевого развития)

Речь – базовая функция, на основе которой строится чтение и письмо.

Произвольность - регуляция поведения и организация деятельности: удержание цели, составление плана, самоконтроль (тело, эмоции, речь, поступки)

Развитие произвольности – основное условие готовности к школьному обучению.

Что помогает развитию познавательной и мотивационной сфер дошкольника :

Ощущение безопасности, хороший контакт и включенность родителей.

Понимание задач возрастного периода. Положительное подкрепление и поддержка.

Режим сна, интеллектуальных и физических нагрузок, ежедневные прогулки, полноценное питание. Спонтанная физическая активность и игра.

Поручение посильных домашних обязанностей.

Опыт позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Накопление и расширение опыта различных видов деятельности (творческие занятия, продуктивные виды деятельности, конструирование и т. п.)

Психологическая готовность ребенка к школе (тест)

Психологическая готовность ребенка к школе (тест) ИНСТРУКЦИЯ: Послушай меня внимательно, я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить какой вариант ответа тебе нравится больше.

Презентация программы дополнительного профессионального образования "Методическая подготовка бизнес-тренеров"

ВЕБИНАР: Дислексия, дисграфия, дискалькулия у детей школьного возраста: методы нейропсихологической диагностики и коррекции

ВЕБИНАР: Методы психологической коррекции психосоматических кожных заболеваний (нервный зуд, акне, атопический дерматит, псориаз и др.)

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Нейропсихология и школа

Авторы

/module/item/name

В последние годы на фоне экологического неблагополучия и продолжающейся интенсификации школьного образования отмечается ухудшение здоровья детей. Многие дети приходят в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения их психофизического развития. Попадая в условия систематических школьных перегрузок, они оказываются неуспевающими или достигающими школьных успехов ценой здоровья. Постоянное пребывание в ситуации неуспешности или тревожного ожидания неуспеха усугубляет поведенческие и нервно-психические отклонения и нередко толкает к асоциальным формам поведения. Как может нейропсихология помочь в решении этой важнейшей проблемы?

Чтобы преодолеть возникающие трудности в обучении, найти оптимальный путь для развития потенциала ребенка, каждый ребенок требует индивидуального подхода, учитывающего именно его силу и слабости. Анализ сильных и слабых сторон психических функций ребенка более всего разработан в нейропсихологии, и в частности в отечественной нейропсихологии, основанной на идеях Л.С. Выготского и построенной А.Р. Лурией.

Реализация первого требования предполагает различение первичных дефектов и их вторичных системных следствий и компенсаторных перестроек. Рассмотрим пример. Ребенок не запоминает серию слов. Этот факт должен быть истолкован, дефект квалифицирован, т.е. должна быть решена задача определения функциональной природы дефекта, является ли он проявлением первичного дефекта слухоречевой памяти, или ослабленной консолидации следа (нарушение модально неспецифической памяти), или системным следствием нарушения произвольной регуляции, программирования и контроля произвольной деятельности. Такой системный анализ, дающий возможность квалификации дефекта, разработан в нейропсихологии А.Р. Лурией (1969, 1973). И именно на основе этого анализа можно строить адекватные дефекту коррекционные мероприятия.

Все вышеизложенное исходит из мысли, что современные школьные психологи и педагоги не должны быть ремесленниками, шаблонно, механически применяющими те или иные приемы. Они должны понимать проблемы психического развития обучаемых и гибко, в соответствии с потребностями и возможностями вверенных им детей строить процесс обучения. Такое понимание психологических механизмов трудностей в обучении особенно необходимо специалистам, работающим с детьми, имеющими парциальное отставание в развитии отдельных психических функций или их компонентов. В эту многочисленную группу входят дети с различными диагнозами: задержка психического развития, общее недоразвитие речи, дисграфия, задержка речевого развития и др. Для выяснения механизмов трудностей этих детей необходим тщательный системный анализ состояния их ВПФ, позволяющий прогнозировать дальнейшее психическое развитие ребенка и строить адекватное дефекту коррекционно-развивающее обучение.

В технологии скаффолдинга для развития функций II и III блока мозга (Лурия, 1973) используются разные модификации методов. В системах методов, направленных на развитие и коррекцию функций III блока, принципиально значимыми являются экстериоризация программы и дозирование заданий. Для коррекции функций II блока необходимо обеспечение простоты выбора нужного элемента — от выбора среди далеких элементов к выбору среди близких, похожих элементов. Формированию базовых основ, предпосылок когнитивных функций могут способствовать методики, воздействующие на сенсомоторный уровень детей (Комплексная методика…, 1998; и др.).

Коротко остановимся на том, почему в подготовке психологов, воспитателей и дефектологов, которым предстоит работать с дошкольниками, нейропсихология особенно значима.

Каждый следующий этап развития ребенка зависит от предыдущего. То, что упущено на ранних этапах развития, не может быть целиком восполнено даже при значительных педагогических усилиях в более позднем возрасте. Уже одно это значительно повышает требования к подготовке дошкольных работников.

Итак, помощь ребенку с особенностями развития познавательных функций и эмоционально-личностной сферы предполагает необходимость понимания закономерностей его развития. Знакомство с основами нейропсихологии детского возраста, с принципами нейропсихологического подхода к диагностике, профилактике и коррекции трудностей обучения даст возможность психологам, педагогам, дефектологам или воспитателям плодотворно сотрудничать друг с другом при выработке коррекционных программ, эффективно строить индивидуально ориентированное развивающее, коррекционное или инклюзивное обучение, учитывающее сильные и слабые стороны каждого ребенка.

Список литературы:

  1. Ахутина Т.В., Манелис Н.Г., Пылаева Н.М., Хотылева Т.Ю. Скоро в школу. Путешествие с Бимом и Бомом в страну Математику. М., 2007.
  2. Ахутина Т.В., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Максименко М.Ю. Нейропсихологическое обследование // Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М., 2008. С. 4—64.
  3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. СПб., 2008.
  4. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 1. М., 1982. С. 168—174.
  5. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч.: в 6 т. Т. 5. М., 1983. С. 257—321.
  6. Комплексная методика психомоторной коррекции / Под ред. А.В. Семенович. М., 1998.
  7. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997.
  8. Лурия А.Р. Высшие корковые функции. 2-е изд. М., 1969.
  9. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973.
  10. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб, 2008.
  11. Полонская Н.Н. Нейропсихологическая диагностика детей младшего школьного возраста. М., 2007.
  12. Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5—6 лет с задержкой психического развития // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 3. С. 37—45.
  13. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа умножения: Методика развития внимания у детей 7—9 лет. М., 2007.
  14. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Школа внимания: Методика развития и коррекции внимания у детей 5—7 лет. СПб, 2008а.
  15. Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Учимся видеть и называть. Рабочая тетрадь 1 и 2. СПб, 2008б.
  16. Скитяева Н., Ахутина Т. Развитие зрительно-предметного восприятия и речи у детей: Методика работы с детьми с нарушениями в развитии в группе подготовки к школе. Saarbrücken, 2011.
  17. Шамликашвили Ц.А., Семенова О.А. Почему ребенку трудно учиться и как ему помочь: Нейропсихологический подход. М., 2010.
  18. Bodrova E., Leong D. J. Tools of the mind: The Vygotskian approach to early childhood education. 2nd ed. N.J., 2007.
  19. Hale J. B., Fiorello C. A. Handbook of school neuropsychology: A practitioner’s guide. N.Y., 2004.
  20. Handbook of school neuropsychology / Ed. by R. C. D’Amato, E. Fletcher-Janzen, C. R. Reynolds.N.Y., 2006.
  21. Waber D.P. Rethinking learning disabilities: Understanding children who struggle in school. N.Y., 2010.
  22. Wood D., Bruner J. S., Ross G. The role of tutoring in problem solving // J. of Child. Psychology and Psychiatry. 1976. Vol. 17. P. 89—100.

Источник: Пылаева Н.М., Ахутина Т.В. Нейропсихология и школа // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. №2. С. 116–122.

В нашей электронной библиотеке можно скачать книги автора Т. В. Ахутина в формате epub, fb2, rtf, mobi, pdf себе на телефон, андроид, айфон, айпад, а так же читать онлайн и без регистрации.

В коллективной монографии представлены методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет, разрабатываемые сотрудниками Лаборатории нейропсихологии МГУ имени М. В. Ломоносова с 1990 года. Нейропс. Подробнее

Данное пособие включает дидактический материал и методические указания к комплексу учебно-игровых занятий, направленных на развитие способности детей планировать свои действия и контролировать их. Авт. Подробнее

Данное пособие направлено на развитие зрительных представлений и словаря в детей старших группах детского сада и при подготовке их к школе. Система методов построена на принципах Л. С. Выготского и А. Подробнее

Очередной сборник научных работ преподавателей, сотрудников и аспирантов кафедры общей психологии факультета психологии МГУ. Издание сборника приурочено к сорокалетию факультета психологии. В него вхо. Подробнее

Данное пособие включает дидактический материал и методические указания к комплексу учебно-игровых занятий, направленных на развитие способностей младших школьников планировать свои действия и контроли. Подробнее

В пособии раскрывается нейропсихологический подход к профилактике трудностей учения, построенный на принципах школы Л. С. Выготского – А. Р. Лурия. Оно содержит общие основания работы, конкретные мето. Подробнее

Эта книга известного нейропсихолога и нейролингвиста Т. В. Ахутиной является третьей в серии книг, посвященных механизмам порождения речи по данным афазии. Первая книга «Нейролингвистический анализ ди. Подробнее

Данное пособие направлено на развитие зрительных представлений и словаря в детей старших группах детского сада и при подготовке их к школе. Система методов построена на принципах Л. С. Выготского и А. Подробнее

Коллективная монография посвящена всестороннему анализу влияния социального неблагополучия на разные аспекты развития ребенка: когнитивные показатели, языковую компетенцию, школьную успеваемость, а та. Подробнее

Данное пособие включает дидактический материал и методические указания к комплексу учебно-игровых занятий, направленных на развитие способностей младших школьников планировать свои действия и контроли. Подробнее

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Такая диагностика, если она проводится достаточно рано (в нашей гимназии тестирование будущих учеников проходит в феврале – марте, т.е. приблизительно за полгода до поступления детей в 1-й класс), позволяет дать родителям обоснованные индивидуальные рекомендации по подготовке детей к школе (развитию у них недостаточно сформированных психических функций).

При разработке программы диагностики (выбор общей стратегии и конкретных методик для тестирования) нами были проанализированы основные существующие в отечественной психологии концепции и подходы к определению психологической готовности детей к школе.

На наш взгляд, в основе диагностики школьной готовности должен лежать не количественный, а научно обоснованный качественный подход, позволяющий оценить сильные и слабые стороны развития ребенка. Именно такой подход дает возможность разработать эффективную индивидуальную стратегию (программу) подготовки ребенка к школьному обучению.

Надежным инструментом для оценки функционирования различных мозговых структур и связанного с ним уровня развития высших психических функций (в том числе и тех, что выделяются в качестве критериев школьной зрелости в упоминавшихся ранее концепциях) являются методы нейропсихологической диагностики.

В основе такой диагностики лежит выдвинутое А.Р. Лурией положение о трех функциональных блоках головного мозга (8).

1-й функциональный блок (блок регуляции активности мозга) обеспечивает активационный фон деятельности, отвечает за общую энергетику и биологические ритмы организма. При недостаточном развитии этого блока мозга наблюдаются пон иженный уровень активности; быстрая истощаемость и утомление; колебания работоспособности; гипо- или гипертонус мышц; снижение памяти; эмоциональная лабильность.

2-й функциональный блок (блок приема, переработки и хранения информации) обеспечивает функции переработки следующих видов информации: кинестетической, слуховой, слухоречевой, зрительной, зрительно-пространственной.

3-й функциональный блок (блок программирования, регуляции и контроля сложных форм психической деятельности) отвечает за произвольную регуляцию деятельности; серийную организацию движений и действий (способность к плавному переключению с одного действия на другое) и др.

При разработке своей программы диагностики психологической готовности детей к школе мы руководствовались следующими соображениями:

1. Используемые диагностические методики должны выявлять показатели, наиболее важные (с точки зрения экспертов – 1-10) для успешной адаптации ребенка к школе и освоения им учебной программы, а именно:

а) связанные с развитием 3-го блока мозга показатели произвольности, проявляющиеся, в частности, в способности к усвоению и удержанию программы действий, выполняемых по наглядному образцу; в способности воспринимать речь взрослого как источник информации при выполнении конкретных заданий ;

б) показатели интеллектуальной готовности к школе, связанные с функционированием 2-го блока мозга: уровень развития зрительного, зрительно-пространственного, слухоречевого (фонематического) и кинестетического восприятия. Все перечисленные функции важны для формирования правильного образа буквы, цифры, слова; освоения грамотной письменной речи и начальных математических представлений; развития графомоторных навыков и др.;

в) показатели развития мышления: способность сравнивать предметы, выделять их существенные признаки;

г) показатели функционирования 1-го блока мозга: работоспособность; темп деятельности; наличие гипо- или гипертонуса мышц, неблагоприятно сказывающегося на формировании графомоторных навыков;

Описание нейропсихологических проб, применяющихся нами для диагностики показателей п.п. а), б), в), представлено в кн. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой (11): пробы №№ 3, 4, 6, 7, 11, 12, 16, 19. Со стимульным материалом можно познакомиться в кн. А.В. Семенович (12).

Показатели, связанные с проявлениями функций 1-го блока (см. п. г), оцениваются с помощью наблюдения за ребенком в процессе всего диагностического обследования. На снижение функций 1-го блока мозга указывают: наличие синкинезий (непроизвольных содружественных движений рук, ног); раскачивание на стуле при выполнении заданий; различные проявления гипер- и гипотонуса мышц (очень сильный или слабый нажим фломастера на лист, склонность к микро- и макрографии в графических пробах, недостаточное сжимание-разжимание ладони в заданиях на динамический праксис и др.).

2. Процедура обследования не должна быть слишком длительной и энергозатратной для ребенка. Соблюдению этого требования во многом способствует многофункциональный характер нейропсихологических проб, когда по особенностям выполнения одной пробы можно судить об уровне развития нескольких психических функций. Кроме того, используемый нами порядок предъявления проб, позволяет поддерживать хорошую работоспособность ребенка и интерес его к предлагаемым заданиям (чередование двигательных, графических, словесных проб). В среднем время тестирования одного ребенка составляет от 15 минут до получаса.

3. Желательно проводить диагностику школьной готовности не позднее, чем за 3-4 месяца до поступления детей в школу. Это дает возможность родителям ребенка реализовать разработанные на основании данных тестирования рекомендации по развитию у будущего первоклассника недостаточно сформированных психических функций.

Краткий перечень индивидуальных рекомендаций , которые обычно даются родителям по итогам нейропсихологической диагностики ребенка, может включать следующие пункты:

5) в случаях значительного снижения отдельных психических функций или серьезных сложностей функционирования всех трех блоков мозга – коррекционные занятия со специалистами (нейропсихологом, логопедом).

Информационные источники

1. О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. Большая книга детского психолога. М., 2011

2. Н.И. Гуткина. Психологическая готовность к школе. СПб, 2009

3. Энциклопедия психодиагностики. Психодиагностика детей. Редактор-составитель Д.Я. Райгородский. Самара, 2012

4. К.Н. Поливанова. Шестилетки. Диагностика готовности к школе. М., Эксмо, 2010

5. Т.В. Ахутина, З.А. Меликян. Зрительно-пространственная память у младших школьников в норме и с задержкой психического развития //Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия. Под редакцией Е.Ю. Балашовой, М.С. Ковязиной. Москва-Воронеж, 2009

6. Т.В. Ахутина, З.А. Меликян. Копирование рисунка дома младшими школьниками в норме и с задержкой психического развития//Методы нейропсихологической диагностики. Хрестоматия. Под редакцией Е.Ю. Балашовой, М.С. Ковязиной. Москва-Воронеж, 2009

10. Т.Ю. Хотылева, О.Г. Галактионова, Т.В. Ахутина. Профилактика и преодоление трудностей в обучении на раннем этапе. М. В.Секачев, 2013

11. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения: протоколы обследования. Под редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. М., В. Секачев, 2008 11

12. А.В. Семенович. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М. ACADEMIA , 2002

13. О.Б. Иншакова. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. М. ВЛАДОС, 2005

Читайте также: