Неделя татарской культуры в детском саду план

Обновлено: 01.07.2024

Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-7 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальный руководитель.

Актуальность проекта. Модернизация Российского образования внесла конструктивные изменения в систему дошкольного образования. На смену традиционным методам организации педагогического процесса ДОУ пришли технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми, целесообразной организации развивающей среды, проектно - деятельностного и компетентностного подходов в организации педагогической работы.

Постановлением кабинета Министров РТ от 30.12.2010 г. № 1174 “Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010 – 1015 г.г. “Кил?ч?к”, в рамках реализации первоочередных мероприятий Стратегии, творческой группой разработан учебно – методический комплект – УМК по обучению детей двум государственным языкам в дошкольных образовательных учреждениях Республики Татарстан. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Важно, чтобы ребенок творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными способностями.

Для более полного освоения программного материала по УМК углубленное изучение игрового фольклора имеет неоценимое значение. Ходьба, бег, прыжки, метание, бросание, ловля и другие виды движений – все это можно найти в татарских народных играх. Почти все они в большей или меньшей степени способствуют формированию жизненно важных навыков, совершенствованию физического развития, воспитывают необходимые морально – волевые качества. Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.

В нашем ДОУ прочное место занимает организация и проведение национальных тематических недель в рамках краткосрочных проектов. Во время проведения недели татарской культуры дети знакомятся с национальными традициями и культурой татарского народа через освоение подвижных игр. В системе физкультурно-оздоровительной работы недельные проекты зарекомендовали себя наиболее приемлемой и эффективной формой приобщения детей и их родителей к физической культуре, национальным традициям.

Неделя народных подвижных игр в детском саду проводятся, начиная с средней группы, по содержанию педагогической работы в этот период мы стараемся создать оптимальные условия для активного отдыха детей.

Проект сочетает разные виды деятельности. Например, если в первую половину дня проводится физкультурный досуг, то во вторую половину это - игры и занятия, содержащие меньшую физическую и эмоциональную нагрузку (рассматривание картин, иллюстраций, изготовление поделок, чтение художественной литературы, экскурсии).

При организации данной работы большое значение имеет взаимосвязь с родителями.

Я предлагаю план недельного проекта “Игры татарского народа”. Основная задача – чтобы дети получили заряд бодрости, пополнили свои знания о культуре и быте татарского народа.

Цель проекта: Укреплять здоровье и повышать двигательную активность детей через организацию татарских народных подвижных игр.

1. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.

2. Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.

3. Удовлетворять потребность детей в движении.

4. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность дошкольников.

1. Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, прыжки, метание, ползание).

2. Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростные, координационные).

3. Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость, самостоятельность.

4. Приобщать детей к истокам культуры татарского народа.

1. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой, как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.

2. Воспитывать патриотические чувства, формировать толерантность, уважительное отношение к народам других национальностей.

3. Укреплять связь между поколениями, воспитывать любовь к родному краю, формировать интерес к изучению игр других национальностей.

4. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопомощи, сопереживания.

5. Воспитывать желание изучать татарский язык.

Ресурсное обеспечение: музыкальный центр, CD- диски, проектор, компьютер, экран;

1 этап. Подготовительный. Разработка плана проектной деятельности в детском саду на тему: “Игры татарского народа”. Во всех возрастных группах чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование, лепка, показ мультфильмов на татарском языке (из комплектов УМК), экскурсия на выставки, в библиотеку. Подготовка атрибутов к играм, соревнованиям. Размещение в информационных стендах материала об истории и культуре татарского народа.

2 этап. Практический. Организация деятельности детей в рамках проекта.

Работа с детьми:

- участие детей, в организованных в физкультурном зале, татарских народных подвижных играх.

- использование изготовленных своими руками, и совместно с родителями атрибутов к играм (маски “горшков” лисы, курочек, флажки, плакаты для украшения зала);

Добрый вечер,дорогие мои друзья и коллеги!Предлагаю вашему вниманию первую часть перспективного плана по приобщению детей старшей группы к татарской национальной культуры,быту,традициям и любви к родному городу. (первый и второй кварталы)

Сентябрь – 1 неделя. Октябрь:

Цель: Знакомить детей с основными промышленными центрами города.

Цель: Воспитывать любовь к родному краю, знакомить с основными профессиями, взрослых нашего города: строители, шоферы, рабочие на заводах, слесари, токари, каменщики, маляры, штукатуры, сборщики и т. д.

Цель: Познакомить детей с основными предметами татарской одежды.

Цель: Знакомить с творчеством и наследием татарского поэта Г. Тукая.

Цель: Знакомить детей с птицами, обитателями Татарстана, воспитывать заботу о птицах.

Цель: Знакомить с народными играми; воспитывать ловкость, увертливость.

Ноябрь – 1 неделя:

Цель: Знакомить детей с произведениями татарских композиторов, воспитывать интерес к татарской музыке.

Цель: Знакомить с основными достопримечательностями города.

Цель: Приобщить детей к татарской литературе, учить детей хранить тайну, воспитывать выдержанность.

Цель: Воспитывать послушание старших на примере зайчонка, воспитывать отрицательное отношение к упрямству.

Цель: Воспитывать интерес к творчеству татарского писателя А. Алиша, развивать желание рисовать на сюжеты татарских сказок.

Цель: Приобщать детей к татарскому фольклору. Учить детей читать по ролям, отрабатывать дикцию.

В свободное время рассмотреть портрет М. Джалиля, его памятник (в иллюстрации)в г. Казани. Беседа о подвиге М. Джалиля.

(продолжение следует)

Перспективный план работы с родителями старшей группы по приобщению детей к татарской национальной культуре, быту и традициям

Перспективный план работы с родителями старшей группы по приобщению детей к татарской национальной культуре, быту и традициям Доброго времени суток,дорогие мои коллеги и друзья-Маамовцы!Рада приветствовать вас всех,кто заглянул на мою страничку!Хочу предложить вашему.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель : познакомить детей с народной культурой и традициями РТ, развивать интерес к родной республике Татарстан, воспитывать патриотизм, уважение к традициям и культуре нашей Республики.

День недели

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей

Взаимодействие с родителями/ социальными партнерами

Подгрупповая, групповая

индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Понедельник

Познавательная беседа по теме недели Моя республика. Цель: знакомить с республикой, воспитывать патриотические чувства .

Цель: учить детей соблюдать правила гигиены.

Цель: Учить детей связному и последовательному рассказу о себе и своей семье. Закрепить членов семьи на тат.языке.

Игры с пазлами: «Сложи узор

Ц: развивать логическое мышление, умение составлять тат. узоры.

Цель: познакомить детей с правилами личной гигиены и бережным отношением к своему здоровью

Рассматривание иллюстраций татарские национальные блюда.

Цель: дать понять родителям о важности знания детьми родного языка.

8.40-9.00 Музыка

10.30-10.50 Познание (ФЭМП) Занятие 22

11.00-11.20 Татарский язык

Наблюдение за облаками

Цели: формировать умение видеть красоту неба; развивать наблюдательность, любознательность, творческое воображение.

Ц: развивать логическое мышление, внимание.

Труд: расчистка дорожек от снега и льда.

Печатание на снегу.

Цель: Развивать фантазию, точность движений, речь

Работа перед сном

Цель: Познакомить с творчеством поэта Г.Тукая.

Цель: вспомнить с детьми прочитанные и просмотренные произведения Г. Тукая, вызвать желание прочесть их ещё раз.

Порядковый счёт до 5 Ц: развивать мышление, внимание.

Поручить Кате, Варе определить каким растениям нужен полив. Ц: закреплять название частей комнатных растений, воспитывать желание ухаживать за растениями.

Цель: воспитывать бережное отношение к близким людям; Обогащение и активизация словаря: Әти, әни, әби, бабай, апа, абый, кыз, малай.

Цель: Учить составлять рассказы.

Ц: закреплять употребление обобщающих слов.

Цель: формировать умение двигаться в пространстве.

Раскрашивание тат. национальных костюмов (трафареты)

Цель: Закреплять умение раскрашивать в одном направлении, не выходя за пределы рисунка.

Предложить родителям почитать стихи

о республике Татарстан

10.50-11.10 Физическая культура на улице Игровые упражнения:

Наблюдение за транспортом.

Цель: развивать наблюдательность, умение сравнивать.

Цель: развивать бег в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

Метание снежков в вертикальную цель.

Цель: развивать силу броска, глазомер.

Предложить очистить дорожку от снега.

Цель: прививать умение трудиться в коллективе, доводить дело до конца.

Цель: ориентировка в пространстве.

Изготовление крепости из снега, игра в снежки.

Работа перед сном

Цель: воспитывать желание внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы воспитателя по тексту.

Ц: воспитывать интерес к драматизации, татарскому языку

Цель: продолжать учить соотносить слова с действием.

Цель: Познакомить детей с татарским народным костюмом.

Деятельность в книжном уголке:

Цель: Знакомить с произведением различными средствами.

Лепка по теме недели

Цель: Продолжать развивать умение самостоятельно

определяться с выбором деятельности.

Цель: Расширять и уточнять знания детей о национальной одежде.

Рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.п.) Цель: Знакомить с предметами быта, их названиями, предназначением.

Ц: развивать артикуляционный аппарат.

Цель: формировать умение рассказывать о режиме дня; объяснять и доказывать свою точку зрения, находить нарушения закономерностей в последовательном ряду.

Цель: закреплять названия тат. орнамента..

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

8.40-9.00 Физическая культура ОРУ с мячом

1. Перебрасывание мячей друг другу (10-12 раз).

2. Ползание по гимнастической скамейке на четвереньках.

Словарная работа: Хәлләр ничек? С/игра: “Магазин игрушек”. Рабочая тетрадь Зад. №12

Наблюдение за снегом.

Цель: продолжать знакомить со свойствами снега, развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления с явлениями природы.

Народные подвижные игры

Цель: упражнять в прыжках, коммуникативные навыки.

Ц: развивать память, внимание.

Ц: упражнять в подборе определений.

Печатание на снегу.

Цель: развивать фантазию, точность движения, речь.

Работа перед сном

Цель: Продолжать знакомить с родным краем; историей Казани; развивать умение участвовать в беседе, отвечать на вопрос полным ответом.

Ц: знакомство с национальными праздниками, их обычаями.

Ц: развивать логическое мышление, память.

Рассматривание иллюстраций по теме недели.

Цель: продолжать знакомить с республикой, в которой живут.

Ц: учить разворачивать сюжет игры.

Самостоятельные игры с мозаикой, лото, домино.

Ц: учить составлять узор по схеме.

Рассказ воспитателя о достопримечательностях города Казань

Цель: Продолжать знакомить детей с главным городом Казанью, его достопримечательностями.

Приобщать к культурным ценностям города Казани. Воспитывать чувство гордости и любви к столице нашей Родины.

Цель: развивать умение группировать предметы, фигуры.

Цель: развивать внимательность, умение выполнять действия

Цель: Развивать внимание, логическое мышление .

Труд: протереть крупные листья растений.

Ц:прививать трудолюбие, аккуратность, бережливость.

Предложить почитать сказки татарских писателей

8.40-9.00 Музыка

11.00-11.20 Татарский язык

Наблюдение за погодой.

Цель: учить замечать изменения в природе.

-Ой ты, зимушка,зима!

Побелели все леса,

Горы снега намела.

Нас кататься позвала.

Цель: соблюдать правила игры.

Ц: развивать внимание, активизировать речь детей.

Катание на санках, ледянках.

Ц: закреплять правила правила игры.

Работа перед сном

Упражнение «Кто быстрее разденется и аккуратно повесит одежду на стульчик.

Слушание музыкальных произведений Татарских композиторов

Цель: Поддерживать интерес к слушанию татарской музыки, эмоциональный отклик на неё

Цель: воспитание любви к татарскому языку, дать детям услышать текст от носителей языка.

Беседа с детьми

о семье и семейных традициях.

Ц: приобщать детей к родной культуре.

Цель: формировать умение классифицировать предметы по признакам.

Цель: закреплять умение раскрашивать не выходя за контур

С/и по желанию детей

Цель: развивать умение выбирать игру, развивать партнерские отношения.

Беседа с детьми по вопросам: «Для чего нужна кора дереву? Как вы думаете? (кора защищает дерево) А от чего она может его защищать? (от солнца, мороза, ветра, от того чтобы не вытекал сок).

Беседа "Многонациональная республика Татарстан"

Цель: расширить знания детей о России, о людях, населяющих Республику Татарстан, закрепить знания о быте, одежде народов проживающих на территории Татарстана . Воспитывать у детей уважение к культуре другого народа, познавательный интерес к родному краю.

Цель: развитие связной речи, умение самостоятельно составлять рассказ-описание.

Оказание помощи воспитателю в наведении порядка в группе: вытирание пыли с полок, уборка игрушек, полив комнатных растений.

Ц: закреплять слова на тат. яз.

8.40-9.00 Физическая культура №8

1. Метание мешочков в вертикальную цель - щит диаметром 50 см, правой и левой рукой (способ - от плеча) (5-6 раз).

2. Ползание по гимнастической скамейке с опорой на ладони и колени (2-3 раза).

3. Прыжки на двух ногах между предметами, поставленными в шахматном порядке (кубики, кегли) (2-3 раза).

9.10-9.30 Познание (Ознакомление с социальным миром) Тема: Татарский национальный костюм

Цель: Дать детям представление об истории возникновения татарского национального костюма, о названии элементов мужского (камзол, т ү б ә т ә й, читек) и женского (кулм ә к, алъяпкыч, калфак, читек) костюмов; формировать у детей умения и навыки составления узоров по мотивам народного орнамента; формировать художественный вкус и эстетическое восприятие предметов народного быта; воспитывать ценностное отношение к семейным традициям и совместному труду взрослых и детей.

Цель: познакомить со свойствами льда.

Труд: уборка снега с веранды.

Цель: развивать координацию, увертливость.

Цель: развивать умение называть слова – антонимы.

Наблюдение за сосульками.

Цель: развивать эстетическое восприятие природных явлений.

Загадывание загадок о сосульках, знакомство с народными приметами о феврале.

Труд: очистить кормушки от снега, насыпать корм.

Работа перед сном

Цель: продолжать знакомить с творчеством поэта Г.Тукая.

Показ презентации "Народные праздники и народные традиции"

Цель. Формирование у детей представления о богатой народной культуре татарского народа, знакомство с этнографией и фольклором татар.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель программы - помочь воспитателям дошкольного образовательного учреждения раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.



Дополнительная образовательная

по формированию познавательного интереса детей к культуре и традициям татарского народа

Хасанзянова Гульнур Юнисовна,

воспитатель по обучению детей

татарскому языку

Буинск 2015

Пояснительная записка

Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период

Актуальность выбранной темы

Выделение проблемы, лежащей в основе разработки

Цель и задачи кружка

Возможность применения другими педагогами

Формы представления результатов педагогической деятельности учителя.

(Народные традиции, обычаи, праздники, обряды, народные игры, национальная одежда).

Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)

Схема учебного занятия

Список литературы

Пояснительная записка

Человек не знающий и не любящий

свою культуру не уважает культуру других народов.

Актуальность

В условиях многонационального города Муравленко идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране и одновременного взаимоуважения к культурным традициям других народов является актуальной и востребованной. Одно из ведущих направлений воспитательной работы нашего учреждения - формирование духовности, нравственно-патриотических чувств детей дошкольного возраста. Содержание работы реализуется в различных формах: экскурсии, беседы, игры. Педагогическая практика воспитательной работы последних лет обозначила определенную проблему - недостаточность программно – методического обеспечения для организации работы по направлению нравственно – патриотического воспитания дошкольников, в частности по приобщению дошкольников к культуре разных народов. В нашем детском саду это: татарский план самообразования «Национальная культура, быт и обычаи татарского народа. На сегодняшний день обучающие программы ориентированы, как правило, на изучение национального языка. Мы же ставим задачу приобщения детей к культуре разных народов, изучению народных традиций, обычаев, формированию интереса к постижению своих родословных корней.

Программа построена на следующих положениях:

1. Сферы личности ребенка тесно взаимосвязаны в процессе познания национальной культуры. Полученные ребенком знания должны вызывать эмоции, чувства, отношения. Работу с детьми необходимо начинать с информативного материала, который направлен не столько к разуму, сколько к его чувствам, личному опыту.

2. Полученная ребенком информация о национальной культуре должна найти отражение в разнообразной деятельностной сфере. Знания должны стимулировать детскую активность, сочетаться с практической деятельностью.

3. Проект предусматривает последовательное ознакомление ребенка с национальной культурой народов с учетом его индивидуальности. Это зависит от опыта ребенка, его пола, особенностей развития эмоциональной, когнитивной и деятельностной сфер.

4.Тактика деятельности взрослого и ребенка – сотрудничество. В педагогическом процессе взрослые должны стремиться создавать ситуации, требующие от ребенка проявления интеллектуальной, нравственной, художественно-творческой активности. Педагог занимает особую личностную позицию – исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития. Результатом такой тактики деятельности является свобода мышления, развитое воображение ребенка.

Цель программы - помочь воспитателям дошкольного образовательного учреждения раскрыть ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре; на основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному, эмоциональному и социальному развитию детей.

Для реализации этих трех направлений используются разнообразные средства:

- устное народное творчество;

- музыкальное народное творчество;

- декоративно-прикладное искусство, живопись;

- народные праздники, обряды, традиции;

- игра, народная игрушка и национальная кукла;

Задачи программы:

Развивать элементарные представления об истории и культуре татарского народа.

Знакомить с произведениями искусства, предметами быта и народного фольклора.

Воспитывать интерес к родному языку и народу, обычаям и традициям своего народа.

Воспитывать чувство принадлежности к своей нации и уважение к традициям других национальностей, основываясь на опыт народа и мудрость поколений.

Пути реализации задач:

Проект поможет воспитателям дошкольных образовательных учреждений показать ребенку мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре.

Планируемый результат:

1. Расширение представлений детей об окружающем мире.

2. Обогащение представлений детей о доброте и зле.

3. Углубление жизненного опыта.

4. Знание правил народных игр, умение в них играть.

5. Повышение активности родителей и детей к изучению и уважению национальной культуры родного края и других народов.

Кадровый потенциал:

- сотрудничество с музеем, Домом культуры, библиотекой города

Каким образом достичь цели программы?

-Театрализация народных сказок – совместное творчество детей, воспитателей и родителей воспитанников. Изучение народных игр.

-Социально – нравственное воспитание .Изучение традиций народов Поволжья.

-Речевое развитие. Знакомство с фольклором народов Поволжья (потешки, сказки, пословицы, поговорки)

-Ознакомление с окружающим. Формирование представление о том, что такое планета земля, какие люди живут на земле, чем они похожи на нас и чем они отличаются.

- Художественная литература. Изучение стихов о детском саде, семье, Родине. Знакомство с поэзией народов Поволжья. Чтение сказок разных народов.

-Изобразительная деятельность. Изучение народного декоративно-прикладного искусства. Изучение традиционных народных промыслов, способов и приемов их изготовления.

-Изучение народных песен.

Песен патриотического содержания.

Этапы работы над программой:

1. Совместное планирование деятельности.

2. Подбор методической литературы

3. Составление планов работы

Ожидаемый результат: данная программа позволит воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

Обучающая функция – Расширять познание в области устного народного творчества.

Создать условия для изучения элементов национальной культуры и истории татарского народа.

Развивающая функция – Развитие интереса к национальной культуре, языку, традициям.

Развитие в процессе игры эмоциональной сферы детей как основы формирования их эмоциональной культуры.

Развитие творческих, художественных и познавательных способностей воспитанников на основе ознакомления дошкольников с особенностями национальной культуры.

Развитие умения общаться на родном языке.

Воспитательная функция – Формирование основ культуры поведения в рамках соблюдения национальных культурных традиций.

Формирование основы национального самосознания.

Оригинальность разработки состоит в том, что технология реализации задач построена с опорой на исторический материал. Содержание дополнительной образовательной программы предусматривает различные формы организации кружковой работы. Предполагается оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, учебной, речевой, двигательной, изобразительной, музыкальной, театрализованной). Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развитии ребенка старшего дошкольного возраста с учетом особенностей детского восприятия, мышления, общения.

Новизна разработки в том, что - содержательной основой работы является богатейший познавательно - исторический материал. Весь познавательно - исторический материал разделен на три тематических блока. Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к национальной культуре. Наличие блоков и тем способствует системному и целенаправленному блочно – тематическому планированию процесса реализации основных задач.

Практическая значимость. Дошкольный возраст является благоприятным периодом для начала планомерной работы по социализации детей в полиэтнической среде, приобщению к культуре ближайшего национального окружения. Решая первоочередные задачи — развитие эмоциональной сферы детей и накопление чувственного опыта межнационального общения, мы отдаем предпочтение таким формам, методам и средствам работы, которые в наибольшей степени способствуют осознанию и прочувствованию детьми единения людей, создают эмоционально-положительный фон общения. Среди них народные праздники, народные игры (подвижные, хороводные, досуговые), игра-драматизация, дидактические игры (словесные, настольно-печатные), занятия.

Народные праздники помогают включиться детям в реальную социальную жизнь через проигрывание праздничного действа и осознать свою принадлежность к данному народу. Выделение сезонных и календарных обычаев позволяет проследить общность взглядов на нравственные идеалы, стиль взаимоотношений, взаимодействие с природным окружением. Народные праздники воздействуют на эмоциональную, рациональную и деятельностную сферу, и их можно рассматривать как интегрированное средство воспитания.

Народные игры отражают культурно-историческое развитие народа; содержат национально-ценностные ориентиры по отношению к социальному окружению, предметному миру; объединяют национальные и общечеловеческие моменты. Подвижные, хороводные, досуговые все разновидности народных игр помогают решению задач физического, художественного, эмоционального развития детей, национального и общечеловеческого воспитания.

Дидактические игры являются средством приобщения дошкольников к культурным традициям народов и воспитания культуры. Многоплановость функций дидактической игры обеспечивает комплексное воздействие ее на развивающуюся личность. Как игровой метод обучения она способствует ознакомлению детей с этнокультурным наследием. Использование кукол в национальных костюмах, народных игрушек, предметов декоративно-прикладного творчества эмоционально воздействует на детей, развивает чувственную сферу, дидактическая игра как форма обучения детей помогает непосредственно в процессе игры обучаться, приобретать знания. Дидактическая игра как самостоятельная деятельность обеспечивает перенос полученных знаний в реальные жизненные ситуации, развивает детское творчество, обогащает содержание игр, наполняет их этнокультурной колористикой. дидактическая игра как средство всестороннего развития личности закладывает основы нравственности, основные черты личности и характера. В дидактической игре ребенок не только получает, уточняет и закрепляет свои знания, у него формируется опыт совместной деятельности со сверстниками, они вновь эмоционально переживают знакомые ситуации.

Национально – культурная среда, воздействуя на ребенка, вовлекает его в процесс усвоения содержания этносоциального опыта, через механизмы сочувствия, сопереживания, соучастия. Постепенное введение ребенка в мир национальной культуры (народного костюма, сказок, фольклора), через знакомство с её элементами, которые присутствуют в любой культуре, сравнивая их, определяя особенности помогает детям осознать свое единение с окружающими людьми (вне зависимости от национальной принадлежности), развивает чувство общности, помогает испытать совместную радость, удивление по поводу увиденного, услышанного. Эмоционально - выразительные образы эталонного поведения, представленные в произведениях народного творчества помогают ребенку идентифицировать себя с формами поведения героев народных сказок.

Уровень внедрения. За время работы кружка собрано много интересного литературного и исторического материала на татарском языке. Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня, длительность занятия 25 - 30 минут. Усвоенный материал дети закрепляют в игре, в собственном творчестве. Диагностика уровня усвоения материала проводятся два раза в год (сентябрь, май) в форме беседы с использованием иллюстративного материала.

Установилось тесное взаимодействие с родителями воспитанников. С их помощью пополняется библиотека литературой отображающей культуру народа, аудио-, видеотека, оформляются выставки и музейные экспозиции. Вместе с детьми и родители принимают участие в проведении праздников на родном языке, и представители городской татаро – башкирской диаспоры. На праздниках звучат национальные музыкальные произведения, стихи народных поэтов. Дети и взрослые играют в народные игры, танцуют задорные пляски. Дети в увлекательных формах живого общения с удовольствием постигают азы народной мудрости. На наш взгляд знакомство с историей, традициями, бытом, играми одно из важных условий сохранения культуры татарского народа, проживающего на территории Ямала – Ненецкого автономного округа.

Возможность применения другими педагогами. Дополнительная образовательная программа предназначена для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, владеющими и не владеющими родным (татарским) языком. При проведении занятий предлагается использовать такие формы работы как: беседа, игра, экскурсия, конкурсы, развлечения, проведение праздников, которые приобщают детей к народным традициям.

Читайте также: