Не то что мните вы природа тютчев анализ кратко

Обновлено: 02.07.2024

Краткий анализ

Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Тематика, композиция, идейный смысл

В стихотворении раскрывается тема природы, но не ее красота, а взаимоотношения с людьми, которым она является матерью. Главная идея произведения в том, что природа живет по своим законам и правилам. Человек должен их уважать, так как получает из нее все, что нужно для жизни: воздух, воду, продукты, душевное наслаждение окружающей красотой. Поэт призывает беречь окружающий мир.

Стихотворение состоит из 6 строф. Отсутствующие фрагменты, скорее всего, выражали истинную суть позиции автора, поэтому и были отвергнуты цензурой. Все содержание можно разделить на две части:


Основная проблема, которую поднимает автор стихотворения — это уважительное отношение ко всему живому. Он обращает внимание читателей на то, что окружающий мир сам по себе самодостаточен, человек не может вмешиваться в него, а тем более что-то менять.

История создания

Жизнь Тютчева

жизнь тютчева


Когда писателю исполнилось двадцать два года, он женился на вдове Элеоноре. Тогда писатель был моложе этой девушки на четыре года и у нее даже было четверо детей. Его жена была покровительницей для писателя, выполняла она этот долг изумительно, также позже родила ему трех детей. Однако скоро эти страсти прошли и уже 1833 году писателю понравилась Эрнестина Дернберг.
Однако та была замужем, своего супруга она не очень любила. Когда Тютчев встретил ее, тогда они были на балу, муж Эрнестины почувствовал себя плохо и уехал в тот день. Тогда он подошел к Тютчеву и сказал, что он поручает ему свою жену, через несколько дней барон умер.

Отношения писателя с данной особой имели существование, однако подробностей очень мало известно. Дело в том, что Эрнестина уничтожила всю переписку с писателем, а также с его знакомыми, поэтому до наших дней мало что дошло. Однако то, что сохранилось утверждает, что любовь у них была безмерная, которая потрясала Тютчева и в то же время мучила его.

Их отношения некоторое время были скрытными, однако после в 1836 году их роман получил большую огласку, тогда его первая жена пыталась покончить собой, нанеся себе удар ножом в грудь. Спустя год он встретился с Элеонорой и понял, что пришло время принять выбор и попрощаться с любимой женщиной. Через год Элеонора умерла, тогда говорят Тютчев в переживаниях посидел всего за одну ночь.

Однако прошло время, и писатель успокоился и отошел от негодований, затем он снова увлекся Эрнестиной. Писатель поехал в Швейцарию, где пошел на встречу к своей любимой, после через год они поженились. После венчания писатель пропал и находился в отпуске долгое время с женой. Его за это уволили из Министерства и лишили привилегий.

После скитаний по Европе в 1844 году писатель решает вернуться в Петербург, там же снова восстанавливается в должности и живет со своими двумя детьми и женой. Писатель вспоминал, что вот его жизнь уже налаживается, однако вскоре он увлекся другой девушкой. О ней мало, что известно, она упоминается в переписке, как Денисьева.

тютчев


Любовь писателя переросла в светский скандал, однако вся грязь понеслась на Денисьеву. После с Тютчевым они любили четыре года друг друга после чего она умерла. Осталось трое детей после смерти Денисьевой. Все это время с Денисьевой Тютчев не разрывал отношения с семьей. По словам писателя, он безумно любил обеих женщин, те в свою очередь также обожали писателя.

Первая книга стихов писателя вышла в 1854 году, это было довольно поздно, возможно из-за его любовных похождений. Уже в шестидесятых годах у писателя настало трудное время, у него умерло много близких. Денисьева умерла от чахотки, это была его последняя любовь, после он отобразил это в стихах.

Все это время Тютчев не представлял свою жизнь без Эрнестины, он считал ее святой. Он ее так любил, написал про это также много стихотворений. Умер поэт спустя девять лет после смерти Денисьевой, тогда многие известные писатели высказали свою скорбь Тютчеву. Вся жизнь писателя подобна написанному роману, где есть все, любовь, верность, чувства. Все это Тютчев выразил в своих стихах, они понятны и интересны.

Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу, как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения – природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.

В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.

Средства выразительности

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трех восклицательных предложений.

Не то, что мните вы, природа

История создания

К сожалению, утраченные строфы, где было высказано мнение против церковных постулатов, навсегда утрачены, и мы знакомимся с неполным текстом.

Жанр, направление, размер

По жанровой структуре стихотворение можно отнести к элегии: оно имеет грустную тональность и насыщенную философскую проблематику.

Размер стихотворения – четырёхстопный ямб.

Композиция

Значительная часть композиционного элемента стихотворения была утрачена в результате губительного действия цензуры. Из-за неё в стихотворении отсутствуют две строфы, вторая и четвертая, которая, возможно, выражала явную авторскую позицию, неприемлемую для цензоров. Итого из восьми катренов до нас дошли только 6.

Оставшуюся часть произведения можно поделить пополам: в первой части речь идёт о душе природы, вторая же часть посвящена судьбе тех людей, которые не понимают природу, не слышат её язык, речь.

Образы, символы

Темы, настроение, проблемы

Основная идея

Для нас природа является матерью, ведь именно от нее мы получаем все то, без чего невозможна наша жизнь. Поэтому нужно почтительно относиться к ней и уметь замечать ее красоту просто так, без повода и расчета. Человек обязан беречь природу, прислушиваться к ней, ведь она живая.

Средства выразительности

Автор: Кристина Вергара

Автор: Самый Зелёный · Published 29.11.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 02.02.2020 · Last modified 01.02.2020

Автор: Самый Зелёный · Published 22.10.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>


История создания

Таким образом, после жесткой правки, от произведения остались лишь части, адресованные материалистам (популярная на тот момент философия). Материалисты полагали, что природа является лишь мастерской для человека, где он работает. Тютчев категорически не соглашался с этим утверждением: он восторгался окружающим миром – идеалом гармонии и высшей мудрости. К сожалению, вырезанные цензурой при первой публикации строфы, в которых поэт высказал отрицательное мнение о церковных постулатах, навсегда утеряны. Мы имеем неполный стихотворный текст.

Жанр, направление, размер

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Рифмовка перекрёстная, мужская/женская.

Композиция

С композиционной точки зрения произведение не сложное. С семантической точки зрения его можно разделить на две части:

Часть первая – повествование о душе природы.

Часть вторая – размышления над жизнью людей, не способных понимать природный язык.

Стихотворение состоит из шести катренов (в изначальном варианте их насчитывалось восемь). К сожалению, изъятие цензорами двух строф, способствовало искажению изначального смысла. Не заметить их отсутствие сложно: при публикации на месте недостающих строф издатели ставят точки.

Образы и символы

Автор представил нам три ключевых образа, имеющих большую смысловую наполненность:

образ лирического героя является скрепляющим: на его ясной и чёткой позиции держится вся структура стихотворения. Автор и лирический герой полностью совпадают, благодаря общему восторженному отношению к природе;

Темы и настроение

Основная идея

Основная идея стихотворения – продемонстрировать истинную сущность окружающего мира, его ценность и независимость от людского мнения.

Тютчев доносит мысль о том, что природа обладает такими же правами и чувствами, как и человек. Она представляет собой самостоятельный организм, который подчиняется лишь тайным закономерностям мирового развития. Природа сродни матери: от неё мы получаем всё то, без чего не сможем жить.

Средства выразительности

Образ природы Тютчев виртуозно создаёт посредством выразительных средств, позволяющих донести до читателей основную идею произведения:

олицетворения – очеловечивание природы и природных явлений;

риторические вопросы, восклицания – последний катрен состоит из трёх восклицательных предложений.

Краткий анализ

Тема стихотворения – душа природы, ее истинная сущность.

Композиция – По смыслу произведение делится на две части: рассказ о душе природы и раздумья над жизнью людей, которые не умеют понимать язык природы. Стихотворение состоит из 6 катренов, в первоначальном варианте их было 8.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Композиция и жанр

Краткий анализ показывает, что композиционно стихотворение делится на 2 части. Сначала автор повествует о своём ви́дении природы, рассказывает, что у неё есть язык и душа. Затем он переходит к размышлениям о тех, кто душевно глух и слеп, поэтому не может увидеть красоты природных явлений и услышать, о чём говорит всё живое.


В первоначальном варианте стихотворения было 8 катренов, затем их осталось 6, потому что 2 автор убрал по требованию цензуры. Из-за этого смысл оказался искажённым. Чтобы показать, что стихотворение неполное, при публикации вырезанные катрены заменяют точками.

Жанр, выбранный Тутчевым, — элегия. На это указывают философские размышления о вечном. Тема произведения актуальна во все времена: философы всегда задавались вопросами, как появилось всё сущее, обладают ли растения и животные душой. Стихотворение написано четырёхстопным ямбом.

Схема рифмовки — перекрёстная, рифмы — мужские и женские.

История создания

Тютчевская лирика как выражение распада пространства и времени

Тютчев воспринимал мир в контексте гибели вселенной. Читая произведения русского классика, вы, безусловно, заметили, что поэт увлечен образами кризисных, радикально крайних ситуаций. Например, Тютчев часто обращается к мотивам грома, бури, борьбы стихий в целом. Экологическая тематика характерна не для одного этого стиха, но для многих произведений писателя. В центре всех них – почтение к Природе как Матери. Одухотворение природы Тютчевым критики расценивают с точки зрения психологизации этой сущности, демонстрации самодостаточности, наполненности, целостности, органичности и гармоничности природы.

Тютчев – в качестве поэта – поклонник пессимистичного умонастроения. Несмотря на то, что по части поэтического языка литератор довольно архаичен, мотив катастрофичности делает Тютчева новатором. Страсти стихий, однако, бурлят не только в природе, но и в жизни человека. Это, к примеру, любовь.

Образ любви в поэзии Тютчева

Любовь занимает одно из главных мест в лирике русского литератора. Это чувство представлено наивысшим счастьем, однако постоянно сопровождается борьбой двух уникальных личностей, индивидуальностей. Любовную лирику поэта отличает роковая предопределенность, выступающая центральным мотивом таких произведений. На одной чаше весов находится любовь и счастье, а на другой стороне – смерть и отчаянье. Любовь, хоть и способна подарить человеку удовлетворенность, все же часто приводит и к расколу личности. Среди жертв любви чаще всего оказываются женщины – наиболее чувственные создания. Этот драматизм и отражают стихотворения русского классика.

Для любовной лирики писателя характерен мотив осмысления любви в контексте трагичности, фатальности этого чувства. Тютчев считает, что любовь нередко опустошает человека и приводит его к гибели. Стихи поэта носят исповедальный характер, а чувства, которые описывает Тютчев, всегда отдают болезненностью.

Философский характер тютчевских произведений

По мнению Юрия Тынянова – русского лингвиста и исследователя литературы – творчество Тютчева далеко не ограничивается философским характером. Философский элемент находится на самой поверхности тютчевских произведений, однако проанализировать их недостаточно для полного понимания специфики текстов русского поэта. Как считает Тынянов, Тютчев изобрел собственный поэтический язык. Стоит также отметить, что на Тютчева сильно повлияла философия Шеллинга, с которым литератору удалось лично встретиться в Германии.

Какие же основные философские темы предстают в тютчевской лирике? Во-первых, это размышления о гармоничности и противоречивости человека. Во-вторых, это мотив борьбы в природы, а также внутри самого человека. Наконец, в-третьих, это тема любви, о которой мы уже сказали выше.

Тынянов делает акцент на том, что лирику поэта отличает сложность исторического положения, когда час забвений сменяется периодом воскрешений. Кроме того, расцвет тютчевской лирики принадлежит периоду экспериментов с жанровыми формами и стилями в литературе.

Тютчев утверждает, что природа спокойнее и гармоничнее, чем человеческая жизнь. Для писателя путь, который суждено из поколения в поколение проходить людям, представляется сотканным из мучительной необходимости найти себя и свое предназначение, из размышлений и сомнений, наконец, из постоянных противоречий. С такой же противоречивостью сопряжена и любовь, которая одновременно является и блаженством, и безнадежностью. Философски Тютчев близок к экзистенциалистам, которые тоже рассматривали человеческую жизнь в свете катастрофичности и безысходности.

Мотивы природы очень популярны в литературе разных народов и эпох. Многие поэты изображали природу, как существо с широкой душой. Такой образ воссоздал и Ф. И. Тютчев. В анализируемом стихотворении Федор Иванович раскрыл тему истинной сущности природы, души. Главные герои произведения – природа, природные явления, и люди, которые не умеют слушать и слышать окружающий мир. Обо всех них рассказывает лирический герой.

В последних стихах автор посредством метафоры утверждает, что таким людям даже мать не сможет помочь, если они сами не захотят измениться.

Тема произведения

В литературных произведениях разных времён и народов природа воспевается очень часто.

Она изображается поэтами и писателями как живое существо, обладающее душой, разумом, способностью испытывать страдание и любовь.

Именно так выглядит природа в стихотворениях Тютчева.

В одном произведении он даже называет её сфинксом.

Есть и другие стихи, проникнутые безмерной любовью к природе, например:

Фёдор Иванович противопоставляет растительный и животный мир, способный тонко чувствовать, людям, не умеющим ни видеть, ни слышать. Повествование ведётся от лица рассказчика — лирического героя. Сначала он обращается к читателям и уверяет их, что их представление о природе основано на заблуждении. Люди считают зелёный мир бесчувственным и бездушным, а на самом деле он способен любить, говорить и слышать.

По мнению поэта, те, кому чужд окружающий мир, живут в темноте. Они многого не видят, не слышат. В море, лесах, полях, есть жизнь, но увидеть и услышать её удаётся немногим. Со своей стороны природа, видя пренебрежительное отношение, замыкается и не хочет раскрывать секретов любопытным. Только тот, кто открывает перед ней душу, получает доступ к самым сокровенным тайнам.

Автор даёт понять, люди, что люди, бесчувственные к голосу природы, изначально останутся глухими, даже если к ним будет обращаться собственная мать.

Средства выразительности

Привлекает внимание и интонация. В произведении автор использовал риторические вопросы, восклицательные предложения и оборванные синтаксические конструкции. Они помогают передать эмоции лирического героя, сделать акценты на самом важном. Например, последний катрен, выражающий главную мысль, состоит из трех восклицательных предложений.

Тютчев – поэт на стыке эпох

Поэтические эпохи не обязательно совпадают с эпохами историческими. Так, Тютчев принадлежит – исторически – девятнадцатому веку, однако творчество писателя – это плод переходного периода в лирике. Центральная особенность тютчевских текстов – эксперименты с литературной формой и поиск новых стилей. Вот, что по этому поводу говорит Тынянов:

Тютчев находит… выход в художественной форме фрагмента. Все современные критики отмечают краткость его стихотворений Фрагмент как художественная форма был осознан на Западе главным образом романтиками и канонизирован Гейне Тютчев вырабатывает особый язык, изысканно архаический.

Фрагментарность, малая форма, сужающая поле зрения, необычайно усиливает все стилистические ее особенности. И, прежде всего, словарный, лексический колорит…

Несколько слов о периодах и мотивах творчества писателя

Традиционно, творческую жизнь Тютчева делят на несколько периодов, среди которых мы можем назвать следующие:

Подводя итоги, скажем, что среди главных мотивов творчества русского гения наличествуют, прежде всего, темы:

  • человека, стоящего на краю пропасти, зависшего над бездной существования;
  • тайны и интуиции;
  • ночи и дня, смены периодов времени и эпох;
  • одиночества;
  • природы (экологическая проблематика, которую мы и проанализируем дальше);
  • земли и неба;
  • воспоминаний и ностальгии;
  • а также, конечно, любви.

Природные мотивы в тютчевском творчестве

Итак, мы уже говорили, что писатель обращается к уподоблению человеческого внутреннего мира и материального природного космоса. Человек – часть природного мира и связан со вселенной, с мирозданием родственными узами. В этой логике искусство предстает формой интуитивного познания мира. Конечно, катастрофичность, характерная для творчества Тютчева в целом, сказывается и на экологической тематике текстов писателя. Мир всегда предстает окрашенным в темные цвета, трагичным, противоречивым. Человеческое восприятие также оказывается амбивалентным, подобно миру. Образы и символы в лирике Тютчева тоже отличаются противоречивым характером.

Читайте также: