Назовите средства и уровни этического анализа кратко

Обновлено: 01.07.2024

В современной медицине и здравоохранении широкое распространение получила так называемая этика принципов.Бошан и Чайлдресс (Beauchamp & Childress, 1989) ввели четыре главных принципа этического осмысления медицины, весомых не только для соматической медицины, но и для всей сферы лечебно-профессиональной, а также клинико-психологической деятельности. Эти принципы касаются этической ориентации практикующих психотерапевтов и психологов (консультантов или исследователей) в их работе с пациентами и клиентами: (1) уважение к автономии пациента (клиента), (2) не вредить (non-maleficence), (3) оказание помощи (beneficence), (4) справедливость.

Для систематического осмысления этических проблем в клинико-психологической и психотерапевтической практике полезен обзор, представленный в табл. 5.2, где мы выделяем несколько перспектив (Reiter-Theil, 1996).

Таблица 5.2. Перспективы этической рефлексии

1. Индивид: (А) пациент, клиент и (В) психотерапевт, консультант, врач

2. Терапевтические отношения между (А) и (В)

3. Система отношений: (А) родственники, семья, социальное окружение и (В) институциональные рамки, терапевтический коллектив

4. Общественные условия: юридические предпосылки, социальные аспекты, политика в области здравоохранения

5. Универсальные этические принципы в медицинских профессиях

Какие же средства используются для этического анализа? Стремясь обосновать свое решение в той или иной ситуации, люди прежде всего апеллируют к некоторым этическим прави­лам. Скажем, врач, назначающий пациенту перед проведением операции анестезирующую инъекцию, если его спросить, за­чем он это делает, может ответить так: "не следует заставлять пациента терпеть боль, от которой его можно избавить". Дан­ное высказывание - типичный пример этического правила, ко­торое применимо к широкому кругу ситуаций, встречающихся в медицинской практике.

Рассмотрим еще один пример. Допустим, пациент подо­зревает, что у него может быть наследственная предрасполо­женность к серьезному заболеванию, скажем, болезни Альц-геймера, и просит провести ему генодиагностическое исследо­вание с целью установить наличие или отсутствие соответству­ющего генетического дефекта. Узнав об этом, администрация учреждения, в котором он работает, интересуется у врачей, ка­ков результат анализа. Врачи, однако, отказываются раскрыть эту информацию, а в ответ на настойчивые просьбы админист­рации обосновывают свой отказ, ссылаясь на правило конфи­денциальности (подробно о нем будет говориться в дальней­шем).

Нередко, однако, возникает необходимость обоснования самих правил. Тогда вдело вступают обобщения более высоко­го порядка - этические принципы. Так, правило, говорящее о необходимости избегать излишней боли, можно обосновать как частный случай, как следствие, вытекающее из принципа "не навреди" - одного из основополагающих и древнейших в медицинской этике, да и в медицинской практике в целом. Боль, испытываемая пациентом, - это одна из конкретных форм вреда, и если врач, имеющий возможность не причинять боли, не делает этого, то он нарушает данный принцип. В свою очередь, правило конфиденциальности обосновывается как тем же принципом "не навреди" (понятно, что в нашем приме­ре разглашение информации о диагнозе может нанести силь­нейший удар по жизненным планам пациента), так и принци­пом уважения автономии личности. Оба этих принципа будут проанализированы в следующей главе.

В процессе обоснования, далее, может быть поставлен и такой вопрос: а почему, вообще говоря, следует принимать (или почему люди принимают) тот или иной принцип? Для от­вета на этот вопрос, то есть для обоснования, для оправдания самих принципов, необходимо обращение к этической теории. Теория - это еще более общее и в этом смысле абстрактное по­строение, в рамках которого принципы не только обосновыва­ются, но и приводятся в систему, иначе говоря, изучается и ус­танавливается соотношение, взаимосвязь принципов..

Чем дальше мы продвигаемся на пути от уровня конкрет­ных решений и действий до уровня этической теории, тем большее место занимают специальные этические знания. В не­сколько упрощенном виде эту зависимость можно представить так. На уровне конкретных решений и поступков люди чаще всего действуют спонтанно, интуитивно, руководствуясь сло­жившимися стереотипами и прошлым опытом и даже не осо­знавая того, что их поступки подчиняются определенным эти­ческим правилам. Однако уже на этом уровне возникают ситу­ации, требующие морально осознанного выбора, и тогда для обоснования выбора требуется апеллировать к этическим пра­вилам, в которых в сконцентрированном виде содержится предшествующая, нередко многовековая практика решений и действий множества людей, оказывавшихся в сходных обстоя­тельствах. Обычно о существовании и сути этих правил люди узнают от старших - родителей, близких, учителей.

Бывает так, что и правила не позволяют найти приемле­мый выход из ситуации - когда, скажем, требования двух пра­вил противоречат друг другу. Вернемся еще раз к нашему при­меру с выбором метода лечения. Можно считать, что выбор ме­тода "А" обосновывается правилом типа "не следует подвер­гать пациента риску побочных осложнений", тогда как выбор метода "Б" - правилом "процесс лечения должен быть настоль­ко кратким, насколько это возможно". Каждое из этих правил можно рассматривать как профессиональную, техническую норму деятельности врача. Но вместе с тем каждое из них име­ет и очевидный моральный смысл.

Для разрешения дилеммы, то есть конфликта между двумя правилами, необходимо обращаться уже не к правилам, а к принципам - на этом уровне мы впрямую задаемся вопросом о благе пациента и обнаруживаем, что заговорили на языке эти­ки, что пользуемся одним из основных ее понятий. Принципы намного более универсальны, чем правила, и в любой системе морали их бывает немного. При этом обычно их бывает невоз­можно или затруднительно применять к конкретным ситуаци­ям непосредственно, без таких промежуточных звеньев этичес­кого обсуждения, как правила.

Уже на уровне принципов мы попадаем в область, находя­щуюся на границе между конкретными формами практики и этикой как наукой с ее основной составляющей - теорией. На уровне же этической теории, занимающейся синтезом, обосно­ванием и систематизацией принципов, мы оказываемся в сфе­ре весьма специфического знания с характерными для него по­нятиями, методами и проблемами.

Этика как наука о морали. Средства и уровни этического анализа. Различение этических теорий. Деонтологические теории при оценке действий. Положения этической теории Канта. Реальное поведение людей с точки зрения его соответствия этическим нормам.

Рубрика Этика и эстетика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 12.04.2015
Размер файла 31,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

теоретические основания биоэтики

1. Этика как наука о морали

Этика как особая область знания является философской дисциплиной и представляет собой важнейшую точку философского знания.

Подводя итог сказанному, определим систему норм морали как идеал, который в большей или меньшей степени воплощается в реальной жизни: нравственность - это мера соответствия реального поведения людей общепринятой системе моральных ценностей.

Этика является философской дисциплиной. Но и в рамках философии она занимает особое место, которое обусловлено принципиальным для этики различением сущего и должного. Традиционно все другие разделы философии (будь то учение о мире, о бытии, о человеке, о познании) принято относить к теоретической философии, изучающей то, что есть, сущее.

Этика же понималась как раздел философии, не столько изучающий, сколько научающий человека, каким ему следует быть, как надлежит себя вести, и потому её называли практической философией.

Впоследствии философии пришлось умерить свои притязания в отношении этики: очевидно, что люди по большей части получают представления о должном не из философских трактатов, а из других источников. Задачами этики стало исследование того, каковы эти источники, как представления людей о должном соотносятся с их реальным поведением и как соотносятся между собой различные представления людей о должном. Этика отказалась от намерения обязывать людей, как им надлежит поступать, передав эту функцию церкви, но сохранила в качестве главного объекта своего интереса саму эту взаимосвязь сущего и должного в жизни людей. Поэтому этика продолжает оставаться практический философией, но в более узком и строгом смысле.

Здесь следует отметить то обстоятельство, что далеко не все нормы имеют моральную природу. Кроме того, помимо норм морали и права в медицине, как и во всякой другой сфере человеческой деятельности, имеется и множество таких норм, которые носят специальный, технический характер. Следование этим нормам, как правило, обеспечивает успешное решение тех задач, которые возникают в процессе деятельности. Характерно, однако, то, что нередко - и особенно там, где, как в медицине, речь идет о действиях, непосредственно затрагивающих другого человека, - нарушение этих норм оценивается с точки зрения не только успеха или неуспеха действий, но и морали. Следует рассмотреть с помощью, каких средств этика выполняет свою задачу.

2. Средства и уровни этического анализа

Другой пример. Допустим, человек подозревает, что у него может быть наследственная предрасположенность к серьезному заболеванию, например, болезни Альцгеймера, и просит провести ему генно-диагностическое исследование с целью установить наличие или отсутствие соответствующего генетического дефекта. Узнав об этом, администрация учреждения, в котором он работает, интересуется у врачей, каков результат анализа. Врачи, однако, отказываются раскрыть эту информацию, обосновывая свой отказ ссылкой на правило конфиденциальности (подробно о нем будет говориться в дальнейшем).

Но и этический принцип не является безусловным, он сам должен быть обоснован, оправдан. Для этого необходимо обращение к этической теории. Теория - это еще более общее построение, в рамках которого принципы не только обосновываются, но и приводятся в систему, т.е. устанавливается соотношение, взаимосвязь принципов.

Чем дальше мы продвигаемся на пути от уровня конкретных решений и действий до уровня этической теории, тем большее место занимают специальные этические знания. В несколько упрощенном виде эту зависимость можно представить так. На уровне конкретных решений и поступков люди чаще всего действуют спонтанно, интуитивно, руководствуясь сложившимися стереотипами и прошлым опытом и даже не осознавая того, что их поступки подчиняются определенным этическим правилам. Однако уже на этом уровне возникают ситуации, требующие морально осознанного выбора, и тогда для обоснования выбора требуется апеллировать к этическим правилам, в которых в сконцентрированном виде содержится предшествующая, нередко многовековая практика решений и действий множества людей, оказывавшихся в сходных обстоятельствах.

Бывает, что и правила не позволяют найти приемлемый выход из ситуации, когда, скажем, требования двух правил противоречат друг другу. Для разрешения дилеммы, то есть конфликта между двумя правилами, необходимо обращаться уже не к правилам, а к принципам - на этом уровне мы впрямую задаемся вопросом о благе пациента и обнаруживаем, что заговорили на языке этики, что пользуемся одним из основных ее понятий. Принципы намного более универсальны, чем правила, и в любой системе морали их бывает немного. При этом обычно их бывает невозможно или затруднительно применять к конкретным ситуациям непосредственно; без таких промежуточных звеньев этического обсуждения, как правила.

На уровне принципов мы попадаем в область, находящуюся на границе между конкретными формами практики и этикой как наукой с ее основной составляющей - теорией. На уровне же этической теории, занимающейся синтезом, обоснованием и систематизацией принципов, мы оказываемся в сфере весьма специфического знания с характерными для него понятиями, методами и проблемами.

Важным основанием для различения этических теорий является то, какая сторона действия или поступка оказывается в центре внимания при его оценке. По этому основанию выделяют два типа теорий - утилитаристские и деонтологические.

С точки зрения утилитаризма действие будет морально оправдано в той мере, в какой оно ведет к возрастанию некоторого внеморального блага. Внеморальное благо, таким образом, выступает в качестве критерия для моральной оценки действия: действие будет считаться благим или дурным не само по себе, но только в зависимости от проистекших из него последствий. В качестве внеморального блага могут выступать красота, здоровье, знание, удовольствие, наслаждение и т.п. Поэтому человеческая деятельность в таких областях, как искусство, медицина, наука, хотя бы она и не была направлена на решение собственно моральных проблем, оказывается, тем не менее, морально значимой и подлежащей моральной оценке.

Эти утверждения, однако, не раскрывают главного, наиболее существенного в позиции утилитаризма, которое состоит в том, что в утилитаристской теории признается единственный этический принцип - принцип пользы, полезности. Его можно сформулировать примерно так: мы всегда должны действовать таким образом, чтобы достичь наилучшего из возможных соотношений между позитивными и негативными последствиями нашего действия, либо - если последствия при любом варианте будут негативными - наименьшего суммарного вреда. Или другими словами: наш выбор оправдан, если выбранный вариант порождает больше блага, чем любой из альтернативных.

При этом предполагается, что:

1) обычно наш поступок вызывает не одно, а множество последствий, среди которых будут и негативные, а не только позитивные;

2) наш поступок может затрагивать не только тех людей, на которых он непосредственно направлен, но и многих других (вспомним приводившийся ранее пример с пациентом, подключенным к жизнеподдерживаюшей аппаратуре);

3) мы можем и должны учитывать все эти последствия и рассчитывать их суммарный баланс.

Допустим, появилась вакцина, предохраняющая от ВИЧ-инфекции, но такая, которая в ряде случаев приводит, к побочным осложнениям. Тогда вопрос о том, проводить ли вакцинацию, и если проводить, то среди каких категорий населения, будет решаться именно с позиций утилитаризма. Придется определять риск заболевания для разных групп населения (которые еще надо выделить по тем или иным критериям), вероятность возникновения осложнений и то, насколько они опасны, и уже на этих основаниях вычислять, какая из альтернатив предпочтительна.

Этот пример демонстрирует не только логику утилитаристского рассуждения, но и то, что обращение к ней нередко бывает неизбежным при обосновании весьма ответственных и серьезных решений, затрагивающих интересы множества людей. Более того, многие способы подготовки таких решений, включая, например, процедуры статистической оценки риска, и появились благодаря исследованиям, вызванным к жизни утилитаристскими установками.

Еще одно существенное различение, которое проводится среди утилитаристских теорий, - это различение утилитаризма правил и утилитаризма действий. Мы уже говорили о том, что утилитаристы в целом признают только один принцип - принцип пользы - в качестве универсального средства морального обоснования и оценки решений и действий. Но этот принцип, в свою очередь, может использоваться для оправдания и оценки либо общих правил, либо же конкретных действий.

Вот как рассуждал, например, американский медик XIX в. У. Хукер, много работавший в сфере медицинской этики, обосновывая правило, требующее от врача всегда быть правдивым перед пациентом: добро, которого в немногих случаях можно достичь обманом, почти ничтожно в сравнении с тем злом, которое следует от него во многих случаях. Хотя обман и может быть иногда полезен для здоровья пациента, однако врач не в состоянии сколько-нибудь успешно предсказать, будет ли он выгоден в той или иной ситуации, а в целом же систематическое использование обмана с течением времени вызывает все более сильные негативные последствия, принося больше вреда, чем пользы. Если пациенты будут знать, что врачи часто обманывают их, то будет в корне подорвана сама атмосфера доверия между врачами и пациентами.

В связи с этим важно иметь в виду, что каждое моральное правило значимо не только само по себе, но и потому, что оно является одной из нитей в моральной ткани, скрепляющей общество в целом; и мы не знаем, что станется с тканью, если эта нить оборвется. Таким образом, с точки зрения утилитаризма правил именно соблюдение правил максимизирует общее благо.

Напротив, с точки зрения утилитаризма действий соблюдение правил далеко не всегда ведет к максимизации общего блага, то есть к реализации основополагающего принципа пользы. Сами же правила - это не более чем подсказки, своего рода обобщения, выработанные предшествующим опытом людей и позволяющие им ориентироваться при принятии решений в конкретных ситуациях. Но именно из особенностей конкретной ситуации, прежде всего и следует исходить при обосновании или оценке действий.

В целом же утилитаризм, будь то утилитаризм правил или утилитаризм действий, позволяет оправдывать пересмотр самих правил. Если на основе изучения множества конкретных случаев, когда данное правило нарушалось, будет выяснено, что отказ от него не влечет серьезных негативных последствий для общей морали и, более того, позволяет максимизировать общее благо - в таком случае в глазах сторонника утилитаризма пересмотр правила будет вполне оправданным и полезным.

4. Деонтологическая этика

этика мораль поведение норма

Истоки деонтологических теорий обнаруживаются глубоко в истории этической мысли, в частности, в моральных учениях некоторых религий. Однако первой теорией, последовательно выдержанной в деонтологическом ключе, явилась этика И. Канта (1734-1804). С точки зрения сторонников деонтологического подхода, к оценке наших поступков, независимо от блага, которое они порождают (или не порождают), применимы понятия, касающиеся обязательств (долга) и прав. Мы обязаны поступать так-то и так-то не потому, что это принесет пользу нам или кому-то другому, а потому, что мы выполняем свои долг.

Скажем, будет неправильно обманывать пациента не потому только, что это может иметь негативные последствия для него, его близких или для общественной морали в целом, а просто потому, что вообще обман - не должное поведение. И даже если в конкретном случае удастся доказать, что пациент остался в живых именно благодаря обману со стороны врача, это не сможет, с точки зрения последовательного приверженца деонтологии, изменить негативную оценку поступка. Вовсе не обязательно, однако, сторонник деонтологии будет однозначно осуждать такой поступок: скажем, он может оправдать поступок в целом, но в своем анализе не будет закрывать глаза и на его негативные стороны.

Вместе с тем с деонтологической точки зрения может получить оправдание и такое действие, которое повлекло отрицательные последствия. При этом будет учитываться то обстоятельство, что обычно мы бываем не в состоянии контролировать ситуацию достаточно полно. Всегда возможны какие-то внешние препятствия и помехи, в силу которых реальный результат нашего действия будет существенно отличаться от задуманного, быть может, вовсе не в лучшую сторону. Но если с точки зрения последователя утилитаризма негативный результат будет главным основанием для осуждения такого действия, то приверженец деонтологии может это действие оправдать, коль скоро причина негативного эффекта - не в замысле действующего лица и не в выбранных им средствах, а в неконтролируемых внешних факторах.

Собственно говоря, только таким образом, согласно Канту, человек и может самоопределяться в качестве автономной личности.

Этическую теорию Канта, основанную на категорическом императиве, можно было бы считать монистической, если бы не тот факт, что сам он предложил не одну, а несколько формулировок категорического императива, в каждой из которых подчеркивались свои моменты. Например, в одной из них речь идет о том, что к человеку, и к самому себе и к любому другому, всегда надо относиться как к цели в себе и никогда - как к средству. Нельзя сказать, что различные формулировки прямо противоречат друг другу, но многие специалисты приходят к выводу, что в них утверждаются разные и не сводимые друг к другу принципы и, следовательно, теория Канта является плюралистической.

Примером плюралистической концепции можно назвать теорию, выдвинутую в первой половине XX столетия американским этиком У.Россом. С точки зрения Росса, существует несколько фундаментальных и не сводимых один к другому моральных принципов, таких как верность взятым обязательствам, обязанность делать добро, следовать справедливости и т.д. В целом плюралистический подход обладает тем преимуществом, что он более близок к нашему повседневному моральному опыту - действуя или объясняя свои, действия, мы обычно вовсе не озабочены тем, чтобы жестко следовать одному-единственному принципу или правилу. Вместе с тем он чреват такими ситуациями, когда требования, диктуемые разными принципами, оказываются в конфликте друг с другом, если, скажем, нам приходится выбирать между необходимостью соблюдать принятые на себя обязательства, с одной стороны, и делать добро (что может заставить нас пойти на нарушение обязательств) - с другой.

Этическая теория Канта характеризуется, помимо всего прочего, тем, что она придавал категорическому императиву значение абсолюта. То есть, категорический императив - это то, что, безусловно, справедливо и что должно утверждаться при любых возможных обстоятельствах.

Речь при соотносительном подходе идет не о том, чтобы устанавливать общий порядок значимости или важности принципов, считать один из них главенствующим, а остальные - подчиненными и т.п. Каждый из принципов, разговор о которых нам еще предстоит, налагает столь же весомые обязательства, как и все остальные; но каждый должен соблюдаться не безоговорочно, а только до тех пор, пока в конкретной ситуации он не вступил в конфликт с другим. И если в данной ситуации требования, диктуемые другим принципом, окажутся более обязывающими, то мы будем вправе поступить вопреки требованиям, исходящим от первого принципа.

1. Биоэтика: междисциплинарные стратегии и приоритеты: учеб.-метод. пособие/ Я.С. Яскевич, Б.Г.Юдин, С.Д. Денисов [и др.] ; под ред. Я.С. Яскевич. - Минск: БГЭУ, 2007. - 225 с.

2. Летов, О.В. Биоэтика и современная медицина / РАН, ИНИОН. Центр гуманитарных науч.-информ. исслед. Отдел философии. - М., 2009. - 226 с.

3. Лопатин П.В. Биоэтика: Учебник /П.В. Лопатин О.В. Карташова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа , 2010. - 269 с.

4. Сергеев В.В. Биоэтика. Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 240 с.

5. Силуянова И.В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М.: РНИМУ им. Н.И.Пирогова, 2014. - 192с.

6. Силуянова И.В. Руководство по этико-правовым основам медицинской деятельности: Учебн. пособие / И.В. Силуянова. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 224 с.

9. Хрусталев Ю.М. От этики до биоэтики: учебник для вузов / Ю.М. Хрусталев. - Ростов н/Д: Феникс. 2010. - 446 с.

10. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. - М., 1992 . - 274с.

11. Швейцер А. Культура и этика. - М., 1973. - С. 305-308, 314 - 316.

Подобные документы

Характеристика этического конвенционализма (теория общественного договора). Биогенетические теории (эволюционизм Дарвина, Спенсера). Социологическая трактовка происхождения морали. З. Фрейд как основатель психоаналитической теории происхождения морали.

контрольная работа [83,8 K], добавлен 11.04.2012

Характеристика этики XX века. Сущность марксистской этической теории. Нравственные взгляды Ф.М. Достоевского и Л. Н. Толстого, особенности русской этической мысли XIX-XX веков. Развитие религиозных этических учений, христианская этика и модернизм.

реферат [32,6 K], добавлен 08.12.2009

Принципы этики И. Канта. Формулировка категорического императива. Система Канта как исходная точка всей новейшей диалектики. Проблемы относительного и абсолютного в его этических взглядах. Внимание к проблеме свободы. Соотношение теории познания и этики.

реферат [27,5 K], добавлен 01.12.2009

Этика социальной работы как наука, изучающая этические принципы поведения при исполнении своих профессиональных обязанностей. Анализ проблем формирования этических основ социальной работы. Рассмотрение особенностей формирования этического сознания.

курсовая работа [76,5 K], добавлен 18.05.2014

Основные понятия этики и составляющие теории этической науки. Марксистская этика и ее система категорий в соответствии с историко-материалистическим пониманием морали. Этапы процесса формирования и развития этики, основополагающие этические категории.

реферат [39,8 K], добавлен 17.05.2010

Этика делового общения в сфере гостиничного сервиса. Основная задача этического кодекса. Возникновение первых профессионально-этических кодексов. Особенность формирования корпоративной культуры в гостеприимстве. Правила разработки этического кодекса.

курсовая работа [35,2 K], добавлен 14.10.2014

Предмет этики. Функционирование морали. Этика — наука о морали и нравственности. Структура морали и ее элементы. Этические учения в истории религий. Этические представления в философии. Развитие этики в XX веке. Этические проблемы современности.

Теоретические основания биоэтики

Теоретические основания биоэтики

Вопросы:

Этика как наука. Средства и уровни этического анализа. Основные этические теории.

I. Этика как наука

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность, как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека и специфическое явление общественной жизни.

I. Этика как наука

I. Этика как наука

Выясняет место морали в системе других общественных отношений; анализирует ее природу и внутреннюю структуру; изучает происхождение и историческое развитие нравственности; теоретически обосновывает разные системы нравственности.

I. Этика как наука

Мораль: один из основных способов нормативной регуляции поведения человека в обществе; особая форма человеческого сознания; вид общественных отношений.

I. Этика как наука

Мораль пересекается с другими типами нормативной регуляции поведения человека такими как право, обычаи и традиции, но все же существенно отличается от них.

Основные отличия морали от права

1.Способ формирования требований и норм Право Мораль формулируются, формируются в утверждаются и практике массового проводятся в жизнь поведения, в специальными процессе взаимо - учреждениями отношений людей

Основные отличия морали от права

2. По способу исполнений требований Право Мораль допускает прямое предполагает или косвенное свободное, принуждение добровольное исполнение

Основные отличия морали от права

3. По способу контроля за исполнением норм Право Мораль контролируется может быть определенными проконтролировано государственными всеми людьми без учреждениями исключения и каждым в отдельности

Основные отличия морали от права

4. По санкциям за исполнение и нарушение норм. Право Мораль награды и наказания одобрение и (уголовная, осуждение административная и поступка др. ответственность)

Отличие морали от обычаев и традиций

В морали должное и фактически принятое совпадают далеко не всегда и не полностью. Система норм морали – это идеал, который в реальности воплощается лишь в большей или меньшей степени, но никогда полностью.

Нравственные санкции: осуждение и одобрение поступка

Нравственные санкции – это оценка, которую человек должен осознать сам, воспринять внутренне и соответствующим образом направлять свои действия в дальнейшем. Эта оценка должна соответствовать общим принципам, нормам и понятиям Добра и Зла.

Фундаментальные категории этики

В предельно обобщенной форме: ДОБРО – должное и нравственно положительное в поступках людей. ЗЛО – нравственно отрицательное, предосудительное в поступках людей.

Этика

Разделы этики

1. Дескриптивная (описательная) этика. Описывает или объясняет моральное поведение или моральные цели. Обращается к теориям формирования ценностей, теориям морального развития. Определяет личные и профессиональные ценности, влияющие на поведение и принятие моральных решений.

Разделы этики

2. Нормативная этика: вырабатывает нормы и стандарты поведения определяет нравственные ценности и их практическое применение вырабатывает оценочные суждения рассматривает вопросы, связанные с правильностью или неправильностью действий

Средства и уровни этического анализа

Уровни анализа Средства анализа 1.уровень принятия 1. Этические конкретных решений правила и действий ___ ____ ___ __ __ ___ __ 2. Этические ___ 2. уровень принципы абстракции 3. Этическая теория

Средства этического анализа

Этические правила: используют для обоснования принятия каких-либо решений или каких-либо действий в конкретной ситуации могут применяться к широкому кругу ситуаций (например, встречающихся в медицинской практике) правил может быть много

Средства этического анализа

Этические принципы: используют для обоснования этических правил и разрешения конфликтов между правилами более универсальны чем правила принципов не может быть много, они обобщения более высокого порядка, чем правила на уровне действия принципов впервые возникает вопрос о благе - одно из основных понятий этики

Средства этического анализа

Этические теории: используют для обоснования и оправдания этических принципов приводят принципы в систему изучают и устанавливают соотношения между принципами и их взаимосвязь

Типы этических теорий

2 основных типа этических теорий Телеологические Деонтологические (от греч. “telos”- (от греч. “deontos”- цель, следствие, нужное, должное) результат)

Теория утилитаризма

Теория утилитаризма

Теория утилитаризма

Утилитаризм Утилитаризм действия: правила: применительно к моральный поступок конкретному случаю соответствует следует рассчитывать определенному способ достижения правилу, которое максимального блага способствует (ситуационная этика) максимальному благу

Деонтологические теории

Не рассматривают последствия действий в качестве единственного критерия признания этого действия правильным или неправильным принимают во внимание не только последствия действий, но и мотивы, намерения, замыслы действующих лиц, как и выбор ими средств их реализации

Деонтологические теории

Этика нем. философа И. Канта(1734-1804 Первая теория последовательно изложившая деонтологические принципы. Критерием моральности поступка является выполнение долга. В основе поведения каждого человека лежит некое этическое правило – максима.

Деонтологические теории

Деонтологические теории

Этика нем. философа И. Канта Императив – формулировка такого объективного принципа, который, будучи велением разума, принудителен для воли. Категорическим будет такой императив, который представляет тот или иной поступок как объективно необходимый сам по себе, а не как средство для достижения какой-либо цели.

Деонтологические теории

И. Кант предложил три формулировки категорического императива: Поступай всегда так, чтобы твой поступок был образцом для всех. Не делай другим того, чего не хотел бы претерпеть от других сам. Всегда поступай так, чтобы рассматривать человечество, себя и других только как цель и никогда как средство.

Соотносительный подход

Одним из первых эту концепцию выдвинул американский этик У. Росс. В этической литературе используется термин “prima facie” – с первого взгляда, по первому впечатлению. Мы в своих действиях не отказываемся от следования принципам и правилам, но обязательно учитываем своеобразие конкретной ситуации.

Соотносительный подход

Не означает установление иерархии или порядка важности принципов Каждый принцип налагает на нас весомые обязательства и должен соблюдаться, до тех пор пока в конкретной ситуации не вступит в прямой конфликт с другим. Если в данной ситуации требования одного принципа окажутся более обязывающими, то мы будем вправе нарушить требования другого принципа.

Читайте также: