Наука как ключевой фактор современного производства кратко

Обновлено: 02.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выполнила студентка группы НК13 Волошина Анастасия

Роль науки в производственной деятельности

- функция науки как непосредственной производительной силы;

- функция науки как социальной силы. [10, с.757]

Но нас больше интересует функция науки как непосредственной производительной силы. Как писал Ф. Энгельс: "Буржуазии для развития ее промышленности нужна была наука, которая исследовала бы свойства физических тел и формы проявления сил природы. До этого же времени наука была смиренной служанкой церкви и ей не позволено было выходить за рамки, установленные верой".

Впервые процесс превращения науки в непосредственную производительную силу был зафиксирован и проанализирован Марксом в середине XIX века. В то время взаимоотношения науки, техники и производства только становились реальностью и были скорее перспективой. Тем не менее, Маркс сумел увидеть новый мощный импульс, который наука XIX века начала получать для своего развития. По его словам, "применение науки к непосредственному производству само становится для нее одним из определяющих и побуждающих моментов".

Уже в XIX веке некоторые проблемы, связанные с развитием техники, становились предметом научного исследования. Однако в целом наука XIX века еще мало, что давало практике. И дело было не только в недостаточном уровне развития науки. До XIX века и даже в его начале производство не испытывало потребности в завоевании науки. Поэтому случаи, когда научные достижения находили практическое применение, до середины XIX века были редкими. Но уже во второй половине XIX века представители промышленности и ученые начали видеть в науке мощный катализатор процесса развития производственной деятельности. Осознание этого резко изменило отношение к науке и способствовало повороту науки в сторону технической практики. При этом наука недолго была в роли "подчиненной" и быстро проявила свою революционизирующую силу, которая коренным образом изменила облик и характер всей технической, производственной сферы.

В XX столетии все более широкое применение научных знаний стало обязательным условием развития современного производства. Особенно наглядно функция науки как непосредственной производительной силы проявилась в период научно-технической революции второй половины ХХ века. В этот период достижения науки сыграли огромную роль в автоматизации трудоемких производств, в создании совершенно новых технологий, в применении компьютеров. Продвижению новейших достижений науки в производство во многом способствовало создание специальных объединений по научным исследованиям и конструкторским разработкам (НИОКР).

Установление такого промежуточного звена между теоретическими и прикладными науками и их внедрением в конкретных конструкторских разработках содействовало объединению научных исследований с производством и превращению науки в реальную производительную силу. В настоящее время экономическое благосостояние стран зависит от состояния их сферы науки. Только те страны, которые уделяют серьезное внимание научным исследованиям, успешно осваивают наукоемкие технологии, лидируют в современной политико-экономической гонке.

Как известно,«аука I— это!георетически1системати- зированные!объективные знания. В потоке|современных научных исследований можноввыделить [гри|их1основных направления (рис. 2.11).|Гак, фундаментальные научные исследования (от лат.

fundamentum — основание) — это глубокие и всесторонние исследования предмета с целью получения новых, основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей изучаемых!явлений. ВІсвою очередь под прикладными [понимают [такиеіисследования, которые используютЬостижения фундаментальной науки [85] [86] [87]

Тема 2. Факторы современного производства.

Так, скажем, серийному запуску в производство нового прибора обычно предшествуют следующие этапы НИОКР: — фундаментальные исследования — прикладные исследования — проектирование — конструирование — испытание прибора — доводкаегоопытных образцов.


Рис. 2.11. Основные направления научных исследований

ники и способовіпроизводства, в тойїили инойїмере присущ всем технологическим эпохам. Особенностью же современной эпохи (примерно с середины XX века) является бурное наступление научно-технической революции (НТР), которая означает уже не медленный и частичный прогресс, а качественный скачок в развитии науки и [техники и коренное [преобразование на этой основе производительных сил общества.]] I

Различия между НТП и НТР можно наглядно проследить на примере обработки металла.

1 Аббревиатура (от лат. abbreviatio — сокращение) — буквенное или слоговое сокращение слов (например, вуз, продмаг, СНГ, МГУ, руб., кг

и т.п.). I I Il и р Ц

2 ЩМодернизбция [от лат. modern(us) — новый, современный] — об- новление,усове|шенствов[ниечего-либовсоответствииссов|еменными требованиями. I и


Рис. 2.12. Основные противоречия НТР

Разумеется, и НТРІне лишеяатротиворечий (рис. 2.12). С одной стороны, она — (величайшее благо для человечества, поскольку увеличиваетівозможности людей, повышает эффективность их деятельности,|облегчает1и облагораживает труд, [улучшает условия жизни и!пр. Но, с другой стороны, она же порождает ряд проблем и весьмаїнегатив- ных явлений. Например, таких каквпроблемы безработицы (техника^ашины, автоматы вытесняют изіпроизводства

ВІлюбом случае разумные правительства заботятся о процветании наук, чегоїк сожалению, не делали последние руководители России. Наука — великолепное снадобье,!—

говорил ещё четыре века назад дальновидный Монтень, но это снадобье быстро портится, если плох сосуд, в котором его хранят (29-1-2,174).1 I jjlll I

Наука в жизни (кратко)

Научные знания добываются с помощью хорошо отработанной системы последовательных действий.

система последовательных действий

Наука подразделяется на следующие отрасли знания.

система наук

Наука, получая с помощью специальных методов новые достоверные знания, расширяет возможности человека и человечества.

функции науки, значимость науки

Наука в жизни современного общества (подробно)

Ничего нельзя узнать, ничему нельзя научиться, ни в чем нельзя удостовериться: чувства ограничены, разум слаб, жизнь коротка (Анаксагор). От многой мудрости много скорби, и умножающий знанье умножает печаль (Екклесиаст). Существует только один бог — знания, и только один дьявол — невежество (Сократ).

Наука и ее роль в современном мире

Современный мир невозможно представить себе без достижений науки, а современного человека — без усвоенных им основ научных знаний. Профессиональный успех сегодня во всех областях напрямую зависит от владения новейшими научными достижениями.

Наука — сложное понятие. Так же как и другие общественные явления, науку можно трактовать в различных смыслах.

◊ Во-первых, наукой называют систематизированные в теории взгляды на окружающую действительность, затрагивающие ее существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
◊ Во-вторых, сферу человеческой деятельности, направленную на добывание и осмысление знания.
◊ В-третьих, определенный социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров, а также отношений между учеными (Академия наук, Министерство образования и науки, научные конференции и круглые столы — все это подразумевает понимание науки в данном смысле).
◊ В-четвертых, объединение людей, постоянно выдвигающих и проверяющих идеи, строящих и критикующих теории (в данном случае речь идет о существовании некоего научного сообщества).

Ученые подразделяют науки на несколько групп. Но мы скажем об основном делении: науки о природе, науки об обществе, науки о человеке. Однако человека изучают и науки о природе, например раздел биологии — анатомия человека, и науки об обществе, например история или социология. Делят науки также на естественные, социальные и гуманитарные. Некоторые ученые отдельно указывают точную науку — математику. К примеру, важнейшими естественными науками признаются физика и химия. Социальными науками называют историю, социологию, политологию, экономику, правоведение. Гуманитарными науками признаются психология, филология, языкознание.

Все направления научных исследований разделяются на фундаментальные (проводятся с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений) и прикладные (использование достижений фундаментальной науки для решения практических задач). Оба эти направления в науке необходимы.

Наука оказывает влияние на все стороны жизни как общества в целом, так и отдельного человека. Достижения современной науки преломляются тем или иным образом во всех сферах культуры. Наука обеспечивает беспрецедентный технологический прогресс, создавая условия для повышения уровня и качества жизни. Она выступает и как социально-политический фактор: государство, обладающее развитой наукой и на основе этого создающее передовые технологии, обеспечивает себе и больший вес в международном сообществе.

Среди основных функций науки в обществе ученые выделяют:

  • познавательно-объяснительную (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);
  • мировоззренческую (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);
  • прогностическую (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);
  • социальную (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
  • производственную (так как современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д.

Наука особенно важна и значима в современном мире — мире высоких технологий и инновационной экономики, основанной на знании. Сегодня уже не руда и нефть, газ и уголь выступают в качестве основных богатств, а сила интеллекта, научное знание, воплощенное в современную технологию, хай-тек.

Основные признаки науки

Можно сказать, что каждый из смысловых аспектов понимания науки составляет общее представление о науке и научном мировоззрении, и при всем своем различии они характеризуют следующие отличительные признаки науки:

  1. системность и целостность (наука представляет собой не просто набор отрывочных умозаключений и выводов, теорий и постулатов, но и логическую цепочку строящихся на одном фундаменте рассуждений, мыслей и идей);
  2. внимание к существенным связям изучаемых явлений (открытие определенных закономерностей и законов);
  3. прогнозирование (предвидение и предсказания, которые, в отличие от различного рода гаданий и мистических видений, опираются на определенные логические закономерности и в дальнейшем анализируются);
  4. выявление основных тенденций (именно на их основе есть возможность увидеть вероятности дальнейшего развития);
  5. опора на факты (к фактам относятся не всякие свидетельства, а только объективные — представляющие реальное событие или явление — и доступные проверке всеми исследователями, поэтому особо важно является отделение фактов от мнений).

Вместе с тем в науке есть место противоречивым теориям, недоказанным теоремам, неразрешимым проблемам, парадоксам и т. п. Часть из того, чем занимается наука, потом может быть опровергнута, отнесена к суевериям и мистике, а другая — доказана и стать основой новых научных доктрин.

Если долгое время в истории человечества научное мировоззрение зачастую было подчинено религиозному и житейскому (вспомним гонения на ведьм, гибель от рук инквизиции Коперника, Джордано Бруно и других ученых Средневековья), то сегодня ситуация изменилась. С XVII-XVIII вв. начинается резкий рост влияния научного понимания мира, а с XX в. наука является одной из важнейших форм познания человеком окружающего мира.

  1. истинное научное знание должно быть ясным и отчетливым;
  2. трудные вопросы следует разделять и решать по отдельности;
  3. научное познание идет от простого к сложному;
  4. необходимо обеспечивать целостность процесса познания.

Наука и мораль. Ответственность ученых

Каждая эпоха оказывает воздействие на развитие научных исследований, определяя их акценты и направленность. Сегодня социальный заказ способствует росту научных достижений в электронике, медицине (огромные силы и ресурсы направлены на поиск лекарств от СПИДа, рака и многих других неизлечимых болезней), энергетике (идет поиск альтернативных источников энергии), генетике и других областях знаний.

Поэтому появление новых научных открытий и достижений еще не является однозначным свидетельством общественного прогресса и роста гуманизма. Важно, чтобы наука была направлена на общественное благо, а не способствовала укреплению власти отдельных групп или политических лидеров.

Соотношение науки и морали становится важнейшим фактором общественного развития в XXI столетии.

Современная наука и технологии. Научно-техническая революция

Наше время получило название эпохи научно-технической революции (НТР) — качественное изменение состояния общества, при котором наука становится ведущим фактором развития экономики, производства и всех других сфер жизни человека. Научно-технический прогресс характеризуется ростом технической оснащенности труда: палка-копалка, рычаг, колесо, паровая машина и так вплоть до персональных компьютеров и робототехнических систем. При этом технические новшества вначале увеличивали физическую силу человека (подъемные машины, транспортные средства и др.), потом усиливали его интеллектуальную мощь (счетно-решающие устройства), и, наконец, стали делать ненужным непосредственное участие людей в технологических процессах (современные технологии).

Научно-техническая революция XX в. вызвала значительные изменения в процессе производства и способствовала изменению роли человека в этом процессе: из механического исполнителя он стал главным звеном в технологическом процессе производства — его контролером и регулировщиком. Изменения произошли и в характере труда — он стал более интеллектуальным и творческим. Резко сократились сроки практического воплощения научных открытий, произошла интеграция науки и производства. Научно-технические разработки стали главными факторами экономического роста. В конце XX в. наукоемкость производства становится важнейшим критерием его прогрессивности и конкурентоспособности.

То, что стало происходить в последние десятилетия, является уникальным явлением, так как в течение жизни одного поколения происходят изменения, которые в корне меняют повседневные действия человека. Еще несколько десятков лет назад никто и представить не мог возможности отправлять письма по электронной почте, звонить по мобильному телефону, заглянуть внутрь своего организма. Сегодня все это стало не только достоянием узкого круга ученых, но вошло составной частью в нашу жизнь.


Знания, навыки, технологии всегда были важнейшим фактором экономического развития. История полна примеров того, когда новые знания самым радикальным образом переворачивали способ производства и позволяли поднять экономику на принципиально иной уровень. Но только с конца XYIII века прикладное применение научных знаний и инновационных разработок становится системным и массовым явлением. Интеграция производства, науки и изобретательства стало основой индустриальной экономики, возникшей в результате промышленной революции начала XIX века. Такая интеграция позволила существенно ускорить темпы экономического роста и повысить уровень общественного благосостояния. Сегодня мы наблюдаем постиндустриальную (информационную) революцию, в процессе которой знания становятся основным, доминирующим фактором экономического развития.

Таким странам, как Узбекистан, очень важно создать условия для повышения инновационности экономики, сформировать механизмы и институты, которые позволят наилучшим образом воспользоваться плодами информационной революции для обеспечения устойчивого экономического развития. В центре нашего внимания в истекшем году были вопросы дальнейшего реформирования и совершенствования системы образования. Ежегодные расходы на образование в Узбекистане составляют порядка 10–12 процентов к ВВП, что почти в 2 раза превышает соответствующие рекомендации ЮНЕСКО (6–7 процентов) по размерам инвестиций в образование, необходимых для обеспечения устойчивого развития страны. В 2015 году были осуществлены работы по дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы 384 объектов в сфере образования на общую сумму 423 миллиарда сумов, в том числе построено по типовым проектам 29 новых общеобразовательных школ, реконструировано 219 школ и капитально отремонтировано 136 школ [1, с. 3].

Существуют четыре основные предпосылки превращения знаний в основной фактор развития.

Первая-наличие и доступность знаний и технологий, которые способны повысить эффективность производства. Благодаря бурному развитию науки и современных технологий, в настоящее время, общественно полезные знания производятся в колоссальных, в несопоставимых с прошлым масштабах. На то, что современная наука способна сделать за год, раньше уходили столетия и тысячелетия. Соответственно, появляются принципиально новые возможности для экономического развития.

Кроме того, знания-продукт особого свойства: издержки их распространения, как правило, ничтожно малы (иногда равны нулю). Поэтому, после того, как знание появилось, его очень трудно монополизировать, зато очень легко распространить, сделать массовым. Это главное отличие знания от материальных продуктов.

Первая предпосылка, как говорится, необходимое, но не достаточное условие превращения знаний в решающую силу экономического развития. Есть еще три тесно связанных между собой предпосылки, наличие которых и объясняет, почему далеко не все страны способны воспользоваться возможностями информационной революции.

Вторая предпосылка-инновационная восприимчивость. Для того, чтобы знания и технологии внедрялись в экономику необходимо, чтобы субъекты экономических отношений были способны найти нужную информацию, понять и воспринять новые знания, адаптировать их к своим потребностям и применить на практике. Здесь решающее значение имеет уровень развития человеческого капитала, а также наличие и эффективная работа специальных институтов, способствующих созданию знаний, их распространению, внедрению инноваций, приспособлению технологий к нуждам конкретного производства.

Третья предпосылка-способность генерировать инновации. Инновационный процесс не сводится к простому применению уже имеющихся знаний. Инновационная модель развития предполагает, что вся производственная деятельность насыщенна новаторством, что все работники предприятия имеют стимулы и навыки для генерации и внедрения множества микроинноваций. Дело в том, что инновационная деятельность охватывает все без исключения стороны современного производства. Соответственно, инновационная восприимчивость должна дополняться постоянной инновационной деятельностью, повседневным совершенствованием производственных и организационных технологий. Здесь очень многое зависит от уровня образования и особенностей мышления предпринимателей, менеджеров и работников предприятий, их склонности к изобретательству и разработке новых микронововведений, способности к творческому мышлению.

Весь мировой опыт показывает, что в настоящее время в глобальной экономике все более возрастающую роль и значение приобретает сектор информационно-коммуникационных технологий, включающий в себя производство компьютерных и телекоммуникационных технологий, разработку программного обеспечения и предоставление на их основе широкого спектра интерактивных услуг. Не следует забывать, что развитие ИКТ напрямую влияет на уровень конкурентоспособности страны, позволяет собирать и обобщать огромные массивы информации, открывает широкие возможности для управления на стратегическом уровне. Надо сказать, что уже сегодня на ИКТ приходится примерно 5,5 процента мирового ВВП, а по оценкам авторитетных международных экспертов к 2020 году этот показатель превысит 9 процентов [1, с. 3].

Четвертая предпосылка-инновационная востребованность. Восприимчивость к нововведениям и склонность к их генерированию не имеют смысла без наличия спроса на инновации, то есть платежеспособной потребности со стороны субъектов экономики применить те или иные полезные знания и технологии.

Практика показывает, что стимулы генерировать и внедрять инновации создает рыночная конкуренция, которая заставляет производителя бороться за сокращение издержек и улучшение качества продукта. Соответственно на рынке выживают те предприниматели, которые способны гибко реагировать на рыночные импульсы и активно внедрять новые технологии и методы организации. Другое важное условие инновационной востребованности-благоприятный для инвестиционной и инновационной деятельности бизнес-климат. Чем меньше предприниматели несут издержек доступа на рынки и взаимодействия с государством, тем больше у них возможностей для внедрения новых технологий и повышения эффективности.

Обеспечение высокого уровня инновационности экономики еще не гарантирует технологического прорыва в кратчайшие сроки. Знания накапливаются постепенно, инновационный потенциал должен быть наращен до определенного критического уровня, чтобы распространение технологий приняло взрывной характер. В условиях низкого качества человеческого капитала невозможно удовлетворить спрос на квалификационных специалистов, повышать эффективность государственного регулирования, уровень индустриализации и экспортной ориентации малого бизнеса [2, с. 49].

Узбекистан имеет возможность, опираясь на опыт других стран целенаправленного создания институтов и механизмов, позволяющих использовать в целях своего развития потенциал информационной революции.

  1. Каримов И. А. Создание в 2015 году широких возможностей для развития частной собственности и частного предпринимательства путем осуществления коренных структурных преобразований в экономике страны, последовательного продолжения процессов модернизации и диверсификации-наша приоритетная задача. // Народное слово, № 11. 17.01.2015.
  2. Чепель С. Новая индустриальная политика и расширение продуктивной занятости. // журнал: Рынок, деньги и кредит. № 8. 2016. с. 43–50.

Основные термины (генерируются автоматически): знание, экономическое развитие, инновационная деятельность, информационная революция, узбекистан, XYIII, возможность, человеческий капитал.

Читайте также: