Наука как академическая система кратко
Обновлено: 05.07.2024
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Понятие науки. Функции науки. Классификация наук." из раздела кодификатора (1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки)
Содержание:
- 6-06-2020, 00:42
- ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
- pushkin
- 30 324
- 0
↑ Понятие "наука"
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
Структурные элементы науки:
- Социальный институт со своей структурой и функциями. Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, ВУЗЫ, академические институты, Академия наук РФ и др.)
- Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов.
- Общность людей, научное сообщество
- Отрасль духовного производства: система научных исследований; опытно-конструкторские изыскания
Основная продукция: понятия, законы, теории.
↑ Классификации наук
Постоянно развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных.
Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира.
Прикладные науки - это отрасли фундаментальных знаний, которые необходимы для применения их на практике.
Так, например, психология является фундаментальной наукой, а ее отрасли - возрастная, клиническая, семейная, юридическая - прикладными.
Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:
- естественные науки или науки о природе (физика, астрономия, биология, география, геология, химия);
- общественные или науки о человеке (гуманитарные: история, педагогика, психология, экономика, политология, религиоведение, культурология и др.);
- технические - науки о технике (архитектура, информатика, механика, машиностроение, электротехника, космонавтика, кораблестроение).
Данная классификация наук весьма условна. Так, например, математику нельзя отнести ни к одной из трех названных отраслей, поскольку объектом ее изучения являются не реально существующие предметы и явления, а количественные отношения, поэтому ее относят к точным наукам. Очень своеобразна и философия, выступающая в форме знания о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и в тоже время мировоззрения - взглядах на мир, его происхождение, сущность и место человека в этом мире, поэтому является гуманитарной и общественной и естественной наукой.
↑ Модели развития научного знания
Парадигма* (от гр. — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
Наука рассматривается как социо-культурный феномен. Это целостная система, относительно самостоятельная сфера. Науку рассматривают в единстве 3 – 4-х аспектов:
1. Как система знаний.
2. Как специфический вид деятельности.
3. Как социальный институт.
4. Как академическая система.
В единстве этих 4-х аспектов наука возникает в 16 – 17 веке.
Наука – система социально ориентированной деятельности людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышдении и осуществляет объективную интерпретацию действительности и отражает действительность.
Наука как система знаний.
Это развернутый комплекс эмпирических и теоретических знаний, фундаментальных и прикладных знаний + описывающий и объясняющий научные единицы. Их главная особенность – ориентация на раскрытие и формулировку законов. Законы – это матрица всей науки. Научные знания должны быть объективными, доказательными, истинными, систематизированными.
Основными формами вненаучного знания являются:
1. Ненаучные (несистемное, разрозненное).
2. Донаучные (предпосылка научного).
Лженаучные знания – ошибочные знания.
Квазинаука – борьба против генетики, кибернетики.
Антинаука – сознательно искаженные представления о действительности, антисоциальные исследования.
Псевдонаука – спекулирование популярными проблемами (например: снежный человек, НЛО, Лохнеское чудовище).
Наука как деятельность.
Это процесс рождения знаний, истины. Социальный по своей природе.
Специальные особенности науки как деятельности:
1. Научная деятельность протекает как общекультурная кооперация современников и предвестников.
2. Уникальность. Инновационные процессы неповторимы, исключительны.
3. Нестоимостная производительность. Творческим действием нельзя приписать стоимостного эквивалента.
5. Дисциплинированность. Научная деятельность строго контролируется определенным сводом законов.
- как социальный институт – гражданский этос (законы); гносеологический этос – методологические нормы, которые регулируют науку как исследование.
6. Демократизм. Защита критики и свободы мысли.
7. Коммуникативность, коллективность научной деятельности (большая наука – наука коллективная).
Научное сообщество – совокупность исследователей со специализированной исходной научной подготовкой, единых в понимании цели и отношении к социальной среде.
Научная среда рассматривается на уровнях (ввел Планн):
1. Сообщество всех ученых.
2. национальное сообщество
3. сообщество специалистов по какой-то научной дисциплине.
4. группа ученых, изучающих одну и ту же проблему.
Наука как социальный институт.
Аспект социальной природы науки – это система обественных организаций, учреждений которые выробатывают, хранят и рапростроняют научные знания.
Наука как академическая система.
- социальная плоскость – сеть исследовательских, образовательных и просветительских заведений.
- познавательная плоскость – генерация, ассимиляция и трансляция знаний (знатоки, генераторы и педагоги).
Академическая наука отделилась от университетской. Феномен: обучение без исследования и исследование без обучения.
Исторический аспект организации науки.
- архаичный тип ученых объединений – мастерская, школа – установки: делай как я, делай как они, делай как можешь.
Школы: Платоновская академия, Аристотельский Ликей, Педанская юр. школа.
- конец 12 – начало 13 века – ВШ – Болонская юр. школа, Сарбона, Оксфорд, Кембридж.
- 16 – первая половина 17 века – вольные сообщества, клубы ученых – лигитомность получает исследовательский сектор науки.
- вторая половина 18 века – специализированные научные заведения.
Основные функции науки:
2. Функция непосредственной производительной силы:
- объяснительная; описательная; прогностическая; Преобразовательная (преобр. действительность).
3. Функция соц. силы.
© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)
2) социальный институт, обеспечивающий функционирование научно-познавательской деятельности.
Специфика научного познания
Как вид познания наука взаимодействует с др. его видами: обыденным, художественным, религиозно-мифологическим, философским. Возникая из потребностей практики и регулируя её, наука ставит своей целью выявить сущностные связи (закономерности), в соответствии с которыми объекты могут преобразовываться в человеческой деятельности. Наука может исследовать любые объекты и процессы - природные, социальные, состояния человеческого сознания, но только как особые объекты, подчиняющиеся законам функционирования и развития. Наука не исчерпывает собой всей культуры, хотя и выступает одной из её важнейших областей.
Важнейшей характеристикой науки, её первым системообразующим признаком является предметный и объективный способ рассмотрения мира. При этом, в отличие от обыденного познания, наука не ограничивается изучением только тех объектов, их свойств и отношений, которые в принципе могут быть освоены в практике соответствующей исторической эпохи. Наука способна выходить за рамки этой практики и открывать для человечества новые предметные миры, которые могут стать объектами массового практического освоения лишь на будущих этапах развития цивилизации. Данная Г. В. Лейбницем характеристика математики как науки о возможных мирах в принципе может быть отнесена к любой фундаментальной науке. Электромагнитные волны, ядерные реакции, когерентные излучения атомов были вначале открыты в науке, и в этих открытиях потенциально был заложен новый уровень технологического развития цивилизации, реализовавшийся значительно позднее (техника электродвигателей и электрогенераторов, радио- и телеаппаратура, лазеры и атомные электростанции и т. д.). Постоянное стремление науки к расширению поля изучаемых объектов, безотносительно к актуальным возможностям их массового практического освоения, выступает её вторым системообразующим признаком. Он отличает науку от обыденного познания. Если в случае обыденного познания истинность знаний проверяется непосредственно в наличной практике, то в силу того, что наука постоянно выходит за рамки этой практики, она лишь частично может опереться на её формы и нуждается в особой практике, с помощью которой проверяется истинность её знаний. Такой практикой становится научный эксперимент. Часть знаний непосредственно проверяется в эксперименте, остальные связываются между собой логическими связями, обеспечивающими перенос истинности с одного высказывания на другое. В итоге возникают присущие науке системная организация знаний, их обоснованность и доказанность.
Наука не может ограничиться использованием только обыденного языка и тех орудий, которые применяются в производстве и повседневной практике, ей нужны особые познавательные средства - специальный теоретический язык, особые комплексы приборов для эмпирического исследования. Необходима также разработка специфических методов, обеспечивающих освоение новых объектов безотносительно к возможностям их сегодняшнего практического освоения. Метод в науке часто служит условием фиксации и воспроизведения объекта исследования. Наконец, требуется особая подготовка познающего субъекта. Если субъект обыденного познания формируется в самом процессе социализации, то для субъекта научной деятельности требуется особое обучение, а также усвоение свойственной науке системы ценностей - установки на поиск истины и постоянное наращивание истинного знания. На базе этих установок исторически развивается система идеалов и норм научных исследования, которая запрещает умышленное искажение истины в угоду тем или иным социальным целям и требует постоянной инновационной деятельности, вводя запрет на плагиат. Институт ссылок как обязательное условие оформления научной монографии и статьи призван не только зафиксировать авторство тех или иных идей и научных текстов, но и обеспечивает чёткое разделение уже известного в науке и новых результатов.
Генезис научного познания
На начальной стадии зарождающаяся наука ещё не выходит за рамки наличной практики, она моделирует изменение объектов, включённых в практическую деятельность, предсказывая их возможные состояния. Операции с ними также черпаются из практики, выступая как схема практических действий. Такой характер имели, например, геометрические знания древних египтян, где реальные операции разметки земельных участков с помощью туго натянутой мерной верёвки и этой же верёвки, но закреплённой на конце с помощью колышка, чтобы проводить окружности и дуги, затем были схематизированы и стали способом построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки.
Второй этап представлен новоевропейским естествознанием, которое основано на соединении математического описания природы с её экспериментальным исследованием и формировалось в результате культурных сдвигов, совершившихся в эпоху Ренессанса и Реформации. Предпосылкой утверждения эксперимента как метода познания и проверки истинности выдвигаемых в науке гипотез явилось понимание человека как творца, продолжающего в своих делах акты Божественного творения, активно изменяющего объекты природы и противостоящего ей в своей деятельности, выявляя своим вмешательством в протекающие в ней процессы её универсальные законы, управляющие движением всех вещей и одинаково действующие во всех точках пространства и во все моменты времени. Эти мировоззренческие установки, складывавшиеся в эпоху становления базисных ценностей техногенной цивилизации, были чужды традиционалистским культурам. Так, в античной культуре с её противопоставлением искусственного (технэ) и естественного (фюсис) познание космоса как целостного живого организма понималось как постижение его гармонии в умозрительном созерцании, и даже когда античная наука в эпоху эллинизма вплотную подошла к соединению математического описания природы с экспериментом (Архимед, Герон, Папп Александрийский), она не сделала решающего шага к конституированию эксперимента как способа познания природы. То, что сегодня выступает как физическое знание о природе, в античном мире рассматривалось только как знание об искусственном (технэ).
Наука как социальный институт
В процессе исторического развития науки менялись её социальные функции. В эпоху становления естествознания наука отстаивала в борьбе с религией своё право участвовать в формировании мировоззрения. Этот процесс привёл к становлению научной картины мира, которая в конечном итоге предстала как самостоятельная форма знания, ставшая затем основой системы массового образования. Тем самым наука стала реальным фактором формирования мировоззрения людей. В XIX веке к мировоззренческой функции добавилась функция производительной силы. Широкое применение достижений науки в производстве породило феномен научно-технической революции. В XX веке наука пpeвращается в социальную силу, внедряясь в самые различные сферы общественной жизни.
Научные революции и типы научной рациональности
Перестройка оснований науки, характеризуемая как научная революция, осуществляется, с одной стороны, под давлением нового эмпирического и теоретического материала, возникающего внутри научных дисциплин, а с другой - под влиянием социокультурных факторов. Можно выделить два типа таких революций. Первый из них, описанный Т. Куном, связан с появлением аномалий и кризисов, вызванных экспансией науки в новые предметные области; примером его может служить становление относительности теории и квантовой механики. Второй может возникать за счёт междисциплинарных взаимодействий, когда научные парадигмы переносятся из одной дисциплины в другую (например, современные процессы взаимодействия между кибернетикой, биологией и лингвистикой).
В эпохи глобальных научных революций происходит изменение типа научной рациональности. В развитии науки (начиная с XVII века) можно выделить три основных типа научной рациональности: классическую (XVII - начало XX веков), неклассическую (первая половина XX века), постнеклассическую (конец XX века). Классическая наука предполагала, что субъект дистанцирован от объекта, а условием объективно истинного знания считала устранение из объяснения и описания всего, что относится к субъекту и средствам деятельности. Для неклассической рациональности получение истинного знания об объекте невозможно без раскрытия средств и операций деятельности, используемых субъектом (подход, реализованный в квантово-релятивистской физике). Наконец, для постнеклассической рациональности важны соотнесённость знаний об объекте не только со средствами, но и с ценностно-целевыми структурами человеческой деятельности, соединение ценностей научно-технологического мышления с теми социальными ценностями, которые представлены нравственностью, искусством, религиозным и философским постижением мира.
Появление каждого нового типа рациональности не устраняет предыдущего, но ограничивает пространство его действия, расширяя при этом поле исследуемых объектов (от доминирующих в классической науке простых механических систем до сложных саморегулирующихся и саморазвивающихся систем в неклассической и постнеклассической науке). В современной, постнеклассической, науке всё большее место занимает особый тип исторически развивающихся систем, которые включают человека и его деятельность в качестве составного компонента. К ним относятся объекты современных биотехнологий, в первую очередь генной инженерии, медико-биологические объекты, крупные экосистемы и биосфера в целом, человеко-машинные системы и сложные информационные комплексы (включая системы искусственного интеллекта), социальные объекты и т. д.
С системами такого типа нельзя свободно экспериментировать, в процессе их исследования и практического освоения особую роль играет знание запретов на некоторые стратегии взаимодействия, потенциально содержащие в себе катастрофические последствия для человека. Исследование таких объектов предполагает включение ценностных факторов в состав объясняющих положений, что осуществляется при социально-этической экспертизе научных программ. В ходе самой исследовательской деятельности с такими объектами учёному приходится решать проблемы этического характера, определяя границы возможного вмешательства в объект. Методология исследования таких систем сближает естественно-научное и гуманитарное познание, составляя основу для их глубокой интеграции.
От школьных учителей, преподавателей в университете, да и просто от ведущих новостей очень часто можно услышать, что в научных кругах было совершено новое грандиозное открытие. Уже со школьного возраста дети начинают изучать различные науки, ведь образование очень важно, а наука это двигатель прогресса, за ней будущее. Но мало кто на самом деле понимает, что скрывает за собой этот термин и какие бывают науки.
Что такое наука
Наука - это особый вид умственной, когнитивной формы деятельности человека, направленной на сбор, обработку и структурирование независящей от человека информации о мире, социуме и самом индивидууме.
Отличительные признаки науки
Отличить науку от иной когнитивной деятельности человека очень просто:
Наука обладает своим четким понятийным аппаратом.
Научные открытия всегда подкрепляются исследованиями, опытами и экспериментами, т. е. не являются голословными.
Одной из ее функций является прогнозирование, что дает шанс предотвратить многие неблагоприятные для человечества исходы. Например, уменьшить количество жертв при природных катаклизмах, таких как извержение вулкана, цунами и т. д.
Результаты научного познания не несут в себе отпечаток личности, иными словами они не зависят от эмоционального состояния человека и их всегда можно попытаться оспорить. Например, художественное произведение является продуктом личностного восприятия мира автором и его мнение нельзя оспорить, ведь это чисто его точка зрения, читателю остается только согласиться либо не согласиться с представленной позицией. А вот в научных кругах все совсем по-другому. Ученые могут либо подтвердить научный факт, либо опровергнуть его при помощи научных опытов и экспериментов.
Фундаментальные представления науки
Фундаментом для науки являются следующие элементы:
Идеалы и нормы
Идеалы и нормы являются теми самыми основами, в которых выражаются представления о целях науки и способах их достижения.
Существует два вида установок: познавательная и социальная. Познавательные идеалы заключаются в том, что научные знания должны быть аргументированы и подкреплены доказательствами.
Социальные заключаются в понимании роли науки для общества и в коммуникативных связях между учеными, сообществами ученых и самим социумом.
Научная картина мира
Научная картина мира является упорядоченной системой собранных воедино знаний из разных областей наук, напоминающая большой пазл, состоящий из научных представлений о природе, обществе и человеке.
Философские основания
Это система методов, посредством которых научные открытия постепенно вливаются в уже существующую картину мира и становятся приемлемыми для обыденного общественного сознания.
Необходимость в таком процессе обусловлена тем, что на определенном историческом этапе развития общество может выражать враждебность по отношению к науке, т. е. оно не в состоянии принять какие-то факты, а философия позволяет научным открытиям постепенно влиться в мировоззренческие установки людей.
Развитие науки
В современном мире существует определенная классификация наук, которая делит их на четыре вида:
В свою очередь технические и естественные относятся к точным наукам, они могут быть фундаментальными (направленными на познание) и прикладными (направленными на решение практических проблем) одновременно.
Кроме этих видов существуют еще и отрасли наук, которые имеют свой определенный, особенный научный предмет. Например, отраслью естественной науки могут быть анатомия или молекулярная химия.
Наука, как и все остальное, развивалась поэтапно. Рассмотрим, что происходило на каждом из этапов развития науки.
Первый этап развития науки - математика
В эпоху античности были получены многие математические знания. Прежде всего они применялись для описания природы и ее различных процессов.
Одной из таких наук, продвигающих математику, являлась астрономия, точные вычисления были необходимы ей для создания правдивой схемы расположения планет и предсказания затмений. В то же время были совершены попытки вычисления размеров планет и расстояний между ними.
Также математика применялась для описания физических процессов, были созданы первые модели и открыты основные законы физики. Но все это были лишь теории, не подкрепленные экспериментальным опытом.
Второй этап развития науки - естествознание
Основная задача развития естествознания заключалась в соединении математического описания природных явлений и процессов с экспериментальными исследованиями.
Естествознание как наука зародилось в эпоху Ренессанса и породило метод экспериментального изучения природы, что послужило проверкой и подтверждением истинности суждений науки.
Третий этап развития науки - гуманитарные и технические науки
Тем самым в обществе появляется новая сфера для изучения, так называемая техносфера, т. е. искусственно созданная человеком.
Примерно в то же время начинают активно развиваться и гуманитарные науки, которые направлены на изучение внутреннего, духовного мира человека, его взаимоотношений с социумом и культуры.
Современный этап развития науки
На современном этапе развития на место небольших групп ученых пришла так называемая большая наука, в которой задействована огромная масса людей. Научные исследования выходят на новый более качественный уровень. С использованием современных технологий ученым удается делать все более грандиозные и удивительные открытия.
С появлением современных технологий наука шагнула на много шагов вперед. Все это грозит переходом науки в новейшее состояние и значительными изменениями жизни в целом.
Карл Поппер (1902—1994) начиная с 30-х гг. 20 в. был в оппозиции к неопозитивизму. Он четко формулировал свои разногласия с основными идеями неопозитивизма – редукционистской трактовкой теоретического знания, принципом верификации, негативным отношением к роли философских идей в развитии науки. К. Поппер был одним из последовательных критиков индуктивизма как метода построения научных теорий. Он справедливо отмечал, что простое индуктивное обобщение опыта не приводит к теориям, а теории не являются только описанием и систематизацией эмпирических данных.
Принцип верификации обеспечивал различение науч. и вненауч. высказываний, проводил границу м/у наукой и метафизикой. Поппер проблему демаркации науки (Проблема демаркации – проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики). Проблема демаркации – это также проблема определения границ науки, отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (искусство, литература и религия)) и вненауч. высказываний также считал важной. Но отвергал ее решение на основе принципа верификации. Он отмечал, что можно найти подтверждения наблюдениями и фантастическим гипотезам, кот. впоследствии оказываются ложными. Поппер в качестве основы для решения проблемы демаркации выдвинул принцип фальсификации (опровержения).
Наука как целостная развивающаяся система. Основные ее подсистемы и их краткая характеристика.
Т. о., осн. стороны бытия науки - это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового специфич. знания; во-вторых – рез-т этого процесса, т.е. объединение получ. знаний в целостную, развивающуюся органическую систему; в-третьих – соц. институт со всей своей инфраструктурой: орган-я науки, науч. учреждения и т.п.; этос науки, проф. объединения ученых, ресурсы, финансы, науч. Обор-е, сис-ма науч. Инф-и, разл. рода коммуникации ученых и т.п.; в-четвертых - особая область челов. Дух. Деят-ти и важнейший элем-т культуры.
Наука - это исторически сложившаяся форма челов. Деят-ти, направ. на познание и преобразование объективной действ-ти. Наука - это одновременно и сис-ма знаний, и их дух. Произв-во, и практ. Деят-ть на их основе.
Наука как система: I. Наука как деятельность спец. подготовленных людей и отношения между ними: Ученые - это спец. Подгот. люди в данной сфере деят-ти. Этика науки имеет 3 основания (нормативная, мотивационная и ролевая этики). Нормы поведения ученых: честность, взаимопомощь. эмоц. нейтральность, универсализм и т.д. (Мертон). У ученых есть несколько ролей: исследователь, педагог, организатор науки. II. Наука как система организаций и учреждений: включает академические ВУЗы, НИИ. III. Наука как информационная система: Сюда входят системы библиотек академич. и исслед. ВУЗов, система академич. изданий (журналы и сборники), системы эл. связи типа Internet. IV. Наука как форма общественного сознания: В четкой форме проблему общ. сознания впервые поставил Гегель. Есть 2 способа сущ-я общ. сознания. Наука как форма общ. сознания также имеет 2 способа и 3 уровня сущ-я: 1. наука как вид дух. Произв-ва: 1) обыденный уровень дух. Произв-ва: этим дух. Произв-вом занимаются все (школы, ВУЗы и т.д.). Обыденный уровень дух. Произв-ва в науке, как правило, не доступен неподготовленному человеку. 2) проф. уровень: этим в науке занимаются ученые-профессионалы. 3) конформистский уровень: формирует школы в науке. На этом уровне строится подбор кадров в ВУЗы. На нем же подбираются люди в состав студентов ВУЗа. 2. наука как опредмеченные идеи. Все уровни дух. Произв-ва в науке опредмечены в матер. культуре, дух. культуре и системе отношений между людьми. V. Наука как система знаний: Как система знаний наука прошла целый ряд этапов: 1. подготовительный период (преднаука): в первую очередь, математика и логика. 2. подготовительный период (Средневековье): математика, логика, биология 3. первая классическая наука (17 - сер. 19 вв.) 4. неклассическая наука (сер. 19 - 70е гг. 20 вв.) 5. постнеклассицизм в науке (с сер.70х гг. 20 вв.)
Наука подразделяется: 1. частные науки 2. общенаучное знание 3. научная философия
Основными особенностями научного познания являются:
1. Основная задача научного знания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.
2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания.
3. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.
Читайте также:
- Для чего ребята собирались у школы во время войны рассказ у классной доски
- В чем проявился политический и экономический кризис во франции накануне революции кратко
- Почему международные отношения в европе 18 в были направлены на поддержание равновесия кратко
- Анкетирование как форма работы с родителями в доу
- Можно ли проводить родительские собрания в школе в 2021 ноябрь