Наука как академическая система кратко

Обновлено: 05.07.2024

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Понятие науки. Функции науки. Классификация наук." из раздела кодификатора (1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки)

Содержание:

  • 6-06-2020, 00:42
  • ЕГЭ по обществознанию / Человек и общество ЕГЭ
  • pushkin
  • 30 324
  • 0

↑ Понятие "наука"

Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.

Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.

Структурные элементы науки:

  • Социальный институт со своей структурой и функциями. Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, ВУЗЫ, академические институты, Академия наук РФ и др.)
  • Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов.
  • Общность людей, научное сообщество
  • Отрасль духовного производства: система научных исследований; опытно-конструкторские изыскания

Основная продукция: понятия, законы, теории.

↑ Классификации наук

Постоянно развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных.

Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира.

Прикладные науки - это отрасли фундаментальных знаний, которые необходимы для применения их на практике.

Так, например, психология является фундаментальной наукой, а ее отрасли - возрастная, клиническая, семейная, юридическая - прикладными.

Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:

  • естественные науки или науки о природе (физика, астрономия, биология, география, геология, химия);
  • общественные или науки о человеке (гуманитарные: история, педагогика, психология, экономика, политология, религиоведение, культурология и др.);
  • технические - науки о технике (архитектура, информатика, механика, машиностроение, электротехника, космонавтика, кораблестроение).

Данная классификация наук весьма условна. Так, например, математику нельзя отнести ни к одной из трех названных отраслей, поскольку объектом ее изучения являются не реально существующие предметы и явления, а количественные отношения, поэтому ее относят к точным наукам. Очень своеобразна и философия, выступающая в форме знания о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и в тоже время мировоззрения - взглядах на мир, его происхождение, сущность и место человека в этом мире, поэтому является гуманитарной и общественной и естественной наукой.

↑ Модели развития научного знания

Парадигма* (от гр. — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.

Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.

Наука рассматривается как социо-культурный феномен. Это целостная система, относительно самостоятельная сфера. Науку рассматривают в единстве 3 – 4-х аспектов:

1. Как система знаний.

2. Как специфический вид деятельности.

3. Как социальный институт.

4. Как академическая система.

В единстве этих 4-х аспектов наука возникает в 16 – 17 веке.

Наука – система социально ориентированной деятельности людей, направленная на производство новых знаний о природе, обществе, мышдении и осуществляет объективную интерпретацию действительности и отражает действительность.

Наука как система знаний.

Это развернутый комплекс эмпирических и теоретических знаний, фундаментальных и прикладных знаний + описывающий и объясняющий научные единицы. Их главная особенность – ориентация на раскрытие и формулировку законов. Законы – это матрица всей науки. Научные знания должны быть объективными, доказательными, истинными, систематизированными.

Основными формами вненаучного знания являются:

1. Ненаучные (несистемное, разрозненное).

2. Донаучные (предпосылка научного).

Лженаучные знания – ошибочные знания.

Квазинаука – борьба против генетики, кибернетики.

Антинаука – сознательно искаженные представления о действительности, антисоциальные исследования.

Псевдонаука – спекулирование популярными проблемами (например: снежный человек, НЛО, Лохнеское чудовище).

Наука как деятельность.

Это процесс рождения знаний, истины. Социальный по своей природе.

Специальные особенности науки как деятельности:

1. Научная деятельность протекает как общекультурная кооперация современников и предвестников.

2. Уникальность. Инновационные процессы неповторимы, исключительны.

3. Нестоимостная производительность. Творческим действием нельзя приписать стоимостного эквивалента.

5. Дисциплинированность. Научная деятельность строго контролируется определенным сводом законов.

- как социальный институт – гражданский этос (законы); гносеологический этос – методологические нормы, которые регулируют науку как исследование.

6. Демократизм. Защита критики и свободы мысли.

7. Коммуникативность, коллективность научной деятельности (большая наука – наука коллективная).

Научное сообщество – совокупность исследователей со специализированной исходной научной подготовкой, единых в понимании цели и отношении к социальной среде.

Научная среда рассматривается на уровнях (ввел Планн):

1. Сообщество всех ученых.

2. национальное сообщество

3. сообщество специалистов по какой-то научной дисциплине.

4. группа ученых, изучающих одну и ту же проблему.

Наука как социальный институт.

Аспект социальной природы науки – это система обественных организаций, учреждений которые выробатывают, хранят и рапростроняют научные знания.

Наука как академическая система.

- социальная плоскость – сеть исследовательских, образовательных и просветительских заведений.

- познавательная плоскость – генерация, ассимиляция и трансляция знаний (знатоки, генераторы и педагоги).

Академическая наука отделилась от университетской. Феномен: обучение без исследования и исследование без обучения.

Исторический аспект организации науки.

- архаичный тип ученых объединений – мастерская, школа – установки: делай как я, делай как они, делай как можешь.

Школы: Платоновская академия, Аристотельский Ликей, Педанская юр. школа.

- конец 12 – начало 13 века – ВШ – Болонская юр. школа, Сарбона, Оксфорд, Кембридж.

- 16 – первая половина 17 века – вольные сообщества, клубы ученых – лигитомность получает исследовательский сектор науки.

- вторая половина 18 века – специализированные научные заведения.

Основные функции науки:

2. Функция непосредственной производительной силы:

- объяснительная; описательная; прогностическая; Преобразовательная (преобр. действительность).

3. Функция соц. силы.

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

2) со­ци­аль­ный ин­сти­тут, обес­пе­чи­ваю­щий функ­цио­ни­ро­вание на­учно-по­зна­вательской дея­тель­но­сти.

Спе­ци­фи­ка на­уч­но­го по­зна­ния

Как вид по­зна­ния наука взаи­мо­дей­ст­ву­ет с др. его ви­да­ми: обы­ден­ным, ху­до­же­ст­вен­ным, ре­ли­ги­оз­но-ми­фо­ло­ги­че­ским, фи­ло­соф­ским. Воз­ни­кая из по­треб­но­стей прак­ти­ки и ре­гу­ли­руя её, наука ста­вит сво­ей це­лью вы­явить сущ­но­ст­ные свя­зи (за­ко­но­мер­но­сти), в со­от­вет­ст­вии с ко­то­ры­ми объ­ек­ты мо­гут пре­об­ра­зо­вы­вать­ся в че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти. Наука мо­жет ис­сле­до­вать лю­бые объ­ек­ты и про­цес­сы - при­род­ные, со­ци­аль­ные, со­стоя­ния че­ло­ве­че­ско­го соз­на­ния, но толь­ко как осо­бые объ­ек­ты, под­чи­няю­щие­ся за­ко­нам функ­цио­ни­ро­ва­ния и раз­ви­тия. Наука не ис­чер­пы­ва­ет со­бой всей куль­ту­ры, хо­тя и вы­сту­па­ет од­ной из её важ­ней­ших об­лас­тей.

Важ­ней­шей ха­рак­те­ри­сти­кой науки, её пер­вым сис­те­мо­об­ра­зую­щим при­зна­ком яв­ля­ет­ся пред­мет­ный и объ­ек­тив­ный спо­соб рас­смот­ре­ния ми­ра. При этом, в от­ли­чие от обы­ден­но­го по­зна­ния, наука не ог­ра­ни­чи­ва­ет­ся изу­че­ни­ем толь­ко тех объ­ек­тов, их свойств и от­но­ше­ний, ко­то­рые в прин­ци­пе мо­гут быть ос­вое­ны в прак­ти­ке со­от­вет­ст­вую­щей ис­то­рической эпо­хи. Наука спо­соб­на вы­хо­дить за рам­ки этой прак­ти­ки и от­кры­вать для че­ло­ве­че­ст­ва но­вые пред­мет­ные ми­ры, ко­то­рые мо­гут стать объ­ек­та­ми мас­со­во­го прак­тического ос­вое­ния лишь на бу­ду­щих эта­пах раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции. Дан­ная Г. В. Лейб­ни­цем ха­рак­те­ри­сти­ка ма­те­ма­ти­ки как нау­ки о воз­мож­ных ми­рах в прин­ци­пе мо­жет быть от­не­се­на к лю­бой фун­даментальной нау­ке. Элек­тро­маг­нит­ные вол­ны, ядер­ные ре­ак­ции, ко­ге­рент­ные из­лу­че­ния ато­мов бы­ли вна­ча­ле от­кры­ты в науке, и в этих от­кры­ти­ях по­тен­ци­аль­но был за­ло­жен но­вый уро­вень тех­но­ло­гического раз­ви­тия ци­ви­ли­за­ции, реа­ли­зо­вав­ший­ся зна­чи­тель­но позд­нее (тех­ни­ка элек­тро­дви­га­те­лей и элек­тро­ге­не­ра­то­ров, ра­дио- и те­ле­ап­па­ра­ту­ра, ла­зе­ры и атом­ные элек­тро­стан­ции и т. д.). По­сто­ян­ное стрем­ле­ние науки к рас­ши­ре­нию по­ля изу­чае­мых объ­ек­тов, без­от­но­си­тель­но к ак­ту­аль­ным воз­мож­но­стям их мас­со­во­го прак­тического ос­вое­ния, вы­сту­па­ет её вто­рым сис­те­мо­об­ра­зую­щим при­зна­ком. Он от­ли­ча­ет науку от обы­ден­но­го по­зна­ния. Ес­ли в слу­чае обы­ден­но­го по­зна­ния ис­тин­ность зна­ний про­ве­ря­ет­ся не­по­сред­ст­вен­но в на­лич­ной прак­ти­ке, то в си­лу то­го, что наука по­сто­ян­но вы­хо­дит за рам­ки этой прак­ти­ки, она лишь час­тич­но мо­жет опе­реть­ся на её фор­мы и ну­ж­да­ет­ся в осо­бой прак­ти­ке, с по­мощью ко­то­рой про­ве­ря­ет­ся ис­тин­ность её зна­ний. Та­кой прак­ти­кой ста­но­вит­ся на­учный экс­пе­ри­мент. Часть зна­ний не­по­сред­ст­вен­но про­ве­ря­ет­ся в экс­пе­ри­мен­те, ос­таль­ные свя­зы­ва­ют­ся ме­ж­ду со­бой ло­гическими свя­зя­ми, обес­пе­чи­ваю­щи­ми пе­ре­нос ис­тин­но­сти с од­но­го вы­ска­зы­ва­ния на дру­гое. В ито­ге воз­ни­ка­ют при­су­щие науке сис­тем­ная ор­га­ни­за­ция зна­ний, их обос­но­ван­ность и до­ка­зан­ность.

Наука не мо­жет ог­ра­ни­чить­ся ис­поль­зо­ва­ни­ем толь­ко обы­ден­но­го язы­ка и тех ору­дий, ко­то­рые при­ме­ня­ют­ся в про­из­вод­ст­ве и по­все­днев­ной прак­ти­ке, ей нуж­ны осо­бые по­зна­вательные сред­ст­ва - специальный тео­ре­тический язык, осо­бые ком­плек­сы при­бо­ров для эм­пи­рического ис­сле­до­ва­ния. Не­об­хо­ди­ма так­же раз­ра­бот­ка спе­ци­фических ме­то­дов, обес­пе­чи­ваю­щих ос­вое­ние но­вых объ­ек­тов без­от­но­си­тель­но к воз­мож­но­стям их се­го­дняш­не­го прак­тического ос­вое­ния. Ме­тод в науке час­то слу­жит ус­ло­ви­ем фик­са­ции и вос­про­из­ве­де­ния объ­ек­та ис­сле­до­ва­ния. На­ко­нец, тре­бу­ет­ся осо­бая под­го­тов­ка по­знаю­ще­го субъ­ек­та. Ес­ли субъ­ект обы­ден­но­го по­зна­ния фор­ми­ру­ет­ся в са­мом про­цес­се со­циа­ли­за­ции, то для субъ­ек­та на­учной дея­тель­но­сти тре­бу­ет­ся осо­бое обу­че­ние, а так­же ус­вое­ние свой­ст­вен­ной науке сис­те­мы цен­но­стей - ус­та­нов­ки на по­иск ис­ти­ны и по­сто­ян­ное на­ра­щи­ва­ние ис­тин­но­го зна­ния. На ба­зе этих ус­та­но­вок ис­то­ри­че­ски раз­ви­ва­ет­ся сис­те­ма идеа­лов и норм на­учных ис­сле­до­ва­ния, ко­то­рая за­пре­ща­ет умыш­лен­ное ис­ка­же­ние ис­ти­ны в уго­ду тем или иным со­ци­аль­ным це­лям и тре­бу­ет по­сто­ян­ной ин­но­ва­ци­он­ной дея­тель­но­сти, вво­дя за­прет на пла­ги­ат. Ин­сти­тут ссы­лок как обя­зательное ус­ло­вие оформ­ле­ния на­учной мо­но­гра­фии и ста­тьи при­зван не толь­ко за­фик­си­ро­вать ав­тор­ст­во тех или иных идей и на­учных тек­стов, но и обес­пе­чи­ва­ет чёт­кое раз­де­ле­ние уже из­вест­но­го в науке и но­вых ре­зуль­та­тов.

Ге­не­зис на­уч­но­го по­зна­ния

На на­чаль­ной ста­дии за­ро­ж­даю­щая­ся наука ещё не вы­хо­дит за рам­ки на­лич­ной прак­ти­ки, она мо­де­ли­ру­ет из­ме­не­ние объ­ек­тов, вклю­чён­ных в прак­тическую дея­тель­ность, пред­ска­зы­вая их воз­мож­ные со­стоя­ния. Опе­ра­ции с ни­ми так­же чер­па­ют­ся из прак­ти­ки, вы­сту­пая как схе­ма прак­тических дей­ст­вий. Та­кой ха­рак­тер име­ли, например, гео­мет­рические зна­ния древ­них егип­тян, где ре­аль­ные опе­ра­ции раз­мет­ки зе­мель­ных уча­ст­ков с по­мо­щью ту­го на­тя­ну­той мер­ной ве­рёв­ки и этой же ве­рёв­ки, но за­кре­п­лён­ной на кон­це с по­мо­щью ко­лыш­ка, что­бы про­во­дить ок­руж­но­сти и ду­ги, за­тем бы­ли схе­ма­ти­зи­ро­ва­ны и ста­ли спо­со­бом по­строе­ния гео­мет­рических фи­гур с по­мо­щью цир­ку­ля и ли­ней­ки.

Вто­рой этап пред­став­лен но­во­ев­ро­пей­ским ес­те­ст­во­зна­ни­ем, ко­то­рое ос­но­ва­но на со­еди­не­нии ма­те­ма­тического опи­са­ния при­ро­ды с её экс­пе­риментальным ис­сле­до­ва­ни­ем и фор­ми­ро­ва­лось в ре­зуль­та­те куль­тур­ных сдви­гов, со­вер­шив­ших­ся в эпо­ху Ре­нес­сан­са и Ре­фор­ма­ции. Пред­по­сыл­кой ут­вер­жде­ния экс­пе­ри­мен­та как ме­то­да по­зна­ния и про­вер­ки ис­тин­но­сти вы­дви­гае­мых в науке ги­по­тез яви­лось по­ни­ма­ние че­ло­ве­ка как твор­ца, про­дол­жаю­ще­го в сво­их де­лах ак­ты Бо­же­ст­вен­но­го тво­ре­ния, ак­тив­но из­ме­няю­ще­го объ­ек­ты при­ро­ды и про­ти­во­стоя­ще­го ей в сво­ей дея­тель­но­сти, вы­яв­ляя сво­им вме­ша­тель­ст­вом в про­те­каю­щие в ней про­цес­сы её уни­вер­саль­ные за­ко­ны, управ­ляю­щие дви­же­ни­ем всех ве­щей и оди­на­ко­во дей­ст­вую­щие во всех точ­ках про­стран­ст­ва и во все мо­мен­ты вре­ме­ни. Эти ми­ро­воз­зрен­че­ские ус­та­нов­ки, скла­ды­вав­шие­ся в эпо­ху ста­нов­ле­ния ба­зис­ных цен­но­стей тех­но­ген­ной ци­ви­ли­за­ции, бы­ли чу­ж­ды тра­ди­цио­на­ли­ст­ским куль­ту­рам. Так, в ан­тич­ной куль­ту­ре с её про­ти­во­пос­тав­ле­ни­ем ис­кус­ст­вен­но­го (тех­нэ) и ес­те­ст­вен­но­го (фю­сис) по­зна­ние кос­мо­са как це­ло­ст­но­го жи­во­го ор­га­низ­ма по­нима­лось как по­сти­же­ние его гар­мо­нии в умо­зрительном со­зер­ца­нии, и да­же ко­гда ан­тич­ная нау­ка в эпо­ху эл­ли­низ­ма вплот­ную по­до­шла к со­еди­не­нию ма­те­ма­тического опи­са­ния при­ро­ды с экс­пе­ри­мен­том (Ар­хи­мед, Ге­рон, Папп Алек­сан­д­рий­ский), она не сде­ла­ла ре­шаю­ще­го ша­га к кон­сти­туи­ро­ва­нию экс­пе­ри­мен­та как спо­со­ба по­зна­ния при­ро­ды. То, что се­го­дня вы­сту­па­ет как фи­зическое зна­ние о при­ро­де, в ан­тич­ном ми­ре рас­смат­ри­ва­лось толь­ко как зна­ние об ис­кус­ст­вен­ном (тех­нэ).

Нау­ка как со­ци­аль­ный ин­сти­тут

В про­цес­се ис­то­рического раз­ви­тия науки ме­ня­лись её со­ци­аль­ные функ­ции. В эпо­ху ста­нов­ле­ния ес­те­ст­во­зна­ния наука от­стаи­ва­ла в борь­бе с ре­ли­ги­ей своё пра­во уча­ст­во­вать в фор­ми­ро­ва­нии ми­ро­воз­зре­ния. Этот про­цесс при­вёл к ста­нов­ле­нию на­уч­ной кар­ти­ны ми­ра, ко­то­рая в ко­неч­ном ито­ге пред­ста­ла как са­мо­сто­ятельная фор­ма зна­ния, став­шая за­тем ос­но­вой сис­те­мы мас­со­во­го об­ра­зо­ва­ния. Тем са­мым наука ста­ла ре­аль­ным фак­то­ром фор­ми­ро­ва­ния ми­ро­воз­зре­ния лю­дей. В XIX веке к ми­ро­воз­зренческой функ­ции до­бави­лась функ­ция про­из­во­дительной си­лы. Ши­ро­кое при­ме­не­ние дос­ти­же­ний науки в про­из­вод­ст­ве по­ро­ди­ло фе­но­мен на­уч­но-тех­ни­че­ской ре­во­лю­ции. В XX веке наука пpe­вращается в со­ци­аль­ную си­лу, вне­дря­ясь в са­мые различные сфе­ры об­щественной жиз­ни.

На­уч­ные ре­во­лю­ции и ти­пы на­уч­ной ра­цио­наль­но­сти

Пе­ре­строй­ка ос­но­ва­ний науки, ха­рак­те­ри­зуе­мая как на­учная ре­во­лю­ция, осу­ще­ст­в­ля­ет­ся, с од­ной сто­ро­ны, под дав­ле­ни­ем но­во­го эм­пи­рического и тео­ре­тического ма­те­риа­ла, воз­ни­каю­ще­го внут­ри на­учных дис­ци­п­лин, а с дру­гой - под влия­ни­ем со­цио­куль­тур­ных фак­то­ров. Мож­но вы­де­лить два ти­па та­ких ре­во­лю­ций. Пер­вый из них, опи­сан­ный Т. Ку­ном, свя­зан с по­яв­ле­ни­ем ано­ма­лий и кри­зи­сов, вы­зван­ных экс­пан­си­ей науки в но­вые пред­мет­ные об­лас­ти; при­ме­ром его мо­жет слу­жить ста­нов­ле­ние от­но­си­тель­но­сти тео­рии и кван­то­вой ме­ха­ни­ки. Вто­рой мо­жет воз­ни­кать за счёт меж­дис­ци­п­ли­нар­ных взаи­мо­дей­ст­вий, ко­гда на­учные па­ра­диг­мы пе­ре­но­сят­ся из од­ной дис­ци­п­ли­ны в дру­гую (например, современные про­цес­сы взаи­мо­дей­ст­вия ме­ж­ду ки­бер­не­ти­кой, био­ло­ги­ей и лин­гвис­ти­кой).

В эпо­хи гло­баль­ных на­учных ре­во­лю­ций про­ис­хо­дит из­ме­не­ние ти­па на­учной ра­цио­наль­но­сти. В раз­ви­тии науки (на­чи­ная с XVII века) мож­но вы­де­лить три основных ти­па на­учной ра­цио­наль­но­сти: клас­си­че­скую (XVII - начало XX веков), не­клас­си­че­скую (первая половина XX века), по­ст­не­клас­си­че­скую (конец XX века). Клас­сическая наука пред­по­ла­га­ла, что субъ­ект дис­тан­ци­ро­ван от объ­ек­та, а ус­ло­ви­ем объ­ек­тив­но ис­тин­но­го зна­ния счи­та­ла уст­ра­не­ние из объ­яс­не­ния и опи­са­ния все­го, что от­но­сит­ся к субъ­ек­ту и сред­ст­вам дея­тель­но­сти. Для не­клас­сической ра­цио­наль­но­сти по­лу­че­ние ис­тин­но­го зна­ния об объ­ек­те не­воз­мож­но без рас­кры­тия средств и опе­ра­ций дея­тель­но­сти, ис­поль­зуе­мых субъ­ек­том (под­ход, реа­ли­зо­ван­ный в кван­то­во-ре­ля­ти­ви­ст­ской фи­зи­ке). На­ко­нец, для по­ст­не­клас­сической ра­цио­наль­но­сти важ­ны со­от­не­сён­ность зна­ний об объ­ек­те не толь­ко со сред­ст­ва­ми, но и с цен­но­ст­но-це­ле­вы­ми струк­ту­ра­ми че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти, со­еди­не­ние цен­но­стей на­учно-тех­но­ло­гического мыш­ле­ния с те­ми со­ци­аль­ны­ми цен­но­стя­ми, ко­то­рые пред­став­ле­ны нрав­ст­вен­но­стью, искусством, ре­лигиозным и фи­лософским по­сти­же­ни­ем ми­ра.

По­яв­ле­ние ка­ж­до­го но­во­го ти­па ра­цио­наль­но­сти не уст­ра­ня­ет пре­ды­ду­ще­го, но ог­ра­ни­чи­ва­ет про­стран­ст­во его дей­ст­вия, рас­ши­ряя при этом по­ле ис­сле­дуе­мых объ­ек­тов (от до­ми­ни­рую­щих в клас­сической науке про­стых ме­ха­нических сис­тем до слож­ных са­мо­ре­гу­ли­рую­щих­ся и са­мо­раз­ви­ваю­щих­ся сис­тем в не­клас­сической и по­ст­не­клас­сической науке). В со­вре­мен­ной, по­ст­не­клас­си­че­ской, науке всё боль­шее ме­сто за­ни­ма­ет осо­бый тип ис­то­ри­че­ски раз­ви­ваю­щих­ся сис­тем, ко­то­рые вклю­ча­ют че­ло­ве­ка и его дея­тель­ность в ка­че­ст­ве со­став­но­го ком­по­нен­та. К ним от­но­сят­ся объ­ек­ты современных био­тех­но­ло­гий, в пер­вую оче­редь ген­ной ин­же­не­рии, ме­ди­ко-био­ло­гические объ­ек­ты, круп­ные эко­си­сте­мы и био­сфе­ра в це­лом, че­ло­ве­ко-ма­шин­ные сис­те­мы и слож­ные ин­фор­мационные ком­плек­сы (вклю­чая сис­те­мы ис­кус­ст­вен­но­го ин­тел­лек­та), со­ци­аль­ные объ­ек­ты и т. д.

С сис­те­ма­ми та­ко­го ти­па нель­зя сво­бод­но экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать, в про­цес­се их ис­сле­до­ва­ния и прак­тического ос­вое­ния осо­бую роль иг­ра­ет зна­ние за­пре­тов на не­ко­то­рые стра­те­гии взаи­мо­дей­ст­вия, по­тен­ци­аль­но со­дер­жа­щие в се­бе ка­та­ст­ро­фические по­след­ст­вия для че­ло­ве­ка. Ис­сле­до­ва­ние та­ких объ­ек­тов пред­по­ла­га­ет вклю­че­ние цен­но­ст­ных фак­то­ров в со­став объ­яс­няю­щих по­ло­же­ний, что осу­ще­ст­в­ля­ет­ся при со­ци­аль­но-эти­че­ской экс­пер­ти­зе на­учных про­грамм. В хо­де са­мой ис­сле­до­вательской дея­тель­но­сти с та­ки­ми объ­ек­та­ми учё­но­му при­хо­дит­ся ре­шать про­бле­мы этического ха­рак­те­ра, оп­ре­де­ляя гра­ни­цы воз­мож­но­го вме­ша­тель­ст­ва в объ­ект. Ме­то­до­ло­гия ис­сле­до­ва­ния та­ких сис­тем сбли­жа­ет ес­тественно-на­учное и гу­ма­ни­тар­ное по­зна­ние, со­став­ляя ос­но­ву для их глу­бо­кой ин­те­гра­ции.

От школьных учителей, преподавателей в университете, да и просто от ведущих новостей очень часто можно услышать, что в научных кругах было совершено новое грандиозное открытие. Уже со школьного возраста дети начинают изучать различные науки, ведь образование очень важно, а наука это двигатель прогресса, за ней будущее. Но мало кто на самом деле понимает, что скрывает за собой этот термин и какие бывают науки.

Что такое наука

Наука - это особый вид умственной, когнитивной формы деятельности человека, направленной на сбор, обработку и структурирование независящей от человека информации о мире, социуме и самом индивидууме.

Отличительные признаки науки

Признаки науки

Отличить науку от иной когнитивной деятельности человека очень просто:

Наука обладает своим четким понятийным аппаратом.

Научные открытия всегда подкрепляются исследованиями, опытами и экспериментами, т. е. не являются голословными.

Одной из ее функций является прогнозирование, что дает шанс предотвратить многие неблагоприятные для человечества исходы. Например, уменьшить количество жертв при природных катаклизмах, таких как извержение вулкана, цунами и т. д.

Результаты научного познания не несут в себе отпечаток личности, иными словами они не зависят от эмоционального состояния человека и их всегда можно попытаться оспорить. Например, художественное произведение является продуктом личностного восприятия мира автором и его мнение нельзя оспорить, ведь это чисто его точка зрения, читателю остается только согласиться либо не согласиться с представленной позицией. А вот в научных кругах все совсем по-другому. Ученые могут либо подтвердить научный факт, либо опровергнуть его при помощи научных опытов и экспериментов.

Фундаментальные представления науки

Фундаментом для науки являются следующие элементы:

Идеалы и нормы

Идеалы и нормы являются теми самыми основами, в которых выражаются представления о целях науки и способах их достижения.

Эйнштейн

Существует два вида установок: познавательная и социальная. Познавательные идеалы заключаются в том, что научные знания должны быть аргументированы и подкреплены доказательствами.

Социальные заключаются в понимании роли науки для общества и в коммуникативных связях между учеными, сообществами ученых и самим социумом.

Научная картина мира

Научная картина мира является упорядоченной системой собранных воедино знаний из разных областей наук, напоминающая большой пазл, состоящий из научных представлений о природе, обществе и человеке.

Философские основания

Это система методов, посредством которых научные открытия постепенно вливаются в уже существующую картину мира и становятся приемлемыми для обыденного общественного сознания.

Галилео Галилей и инквизиция

Необходимость в таком процессе обусловлена тем, что на определенном историческом этапе развития общество может выражать враждебность по отношению к науке, т. е. оно не в состоянии принять какие-то факты, а философия позволяет научным открытиям постепенно влиться в мировоззренческие установки людей.

Развитие науки

В современном мире существует определенная классификация наук, которая делит их на четыре вида:

Классификация наук

В свою очередь технические и естественные относятся к точным наукам, они могут быть фундаментальными (направленными на познание) и прикладными (направленными на решение практических проблем) одновременно.

Кроме этих видов существуют еще и отрасли наук, которые имеют свой определенный, особенный научный предмет. Например, отраслью естественной науки могут быть анатомия или молекулярная химия.

Наука, как и все остальное, развивалась поэтапно. Рассмотрим, что происходило на каждом из этапов развития науки.

Первый этап развития науки - математика

В эпоху античности были получены многие математические знания. Прежде всего они применялись для описания природы и ее различных процессов.

Астрономы древности

Одной из таких наук, продвигающих математику, являлась астрономия, точные вычисления были необходимы ей для создания правдивой схемы расположения планет и предсказания затмений. В то же время были совершены попытки вычисления размеров планет и расстояний между ними.

Также математика применялась для описания физических процессов, были созданы первые модели и открыты основные законы физики. Но все это были лишь теории, не подкрепленные экспериментальным опытом.

Второй этап развития науки - естествознание

Основная задача развития естествознания заключалась в соединении математического описания природных явлений и процессов с экспериментальными исследованиями.

Леонардо да Винчи

Естествознание как наука зародилось в эпоху Ренессанса и породило метод экспериментального изучения природы, что послужило проверкой и подтверждением истинности суждений науки.

Третий этап развития науки - гуманитарные и технические науки

Паровой автомобиль

Тем самым в обществе появляется новая сфера для изучения, так называемая техносфера, т. е. искусственно созданная человеком.

Примерно в то же время начинают активно развиваться и гуманитарные науки, которые направлены на изучение внутреннего, духовного мира человека, его взаимоотношений с социумом и культуры.

Современный этап развития науки

На современном этапе развития на место небольших групп ученых пришла так называемая большая наука, в которой задействована огромная масса людей. Научные исследования выходят на новый более качественный уровень. С использованием современных технологий ученым удается делать все более грандиозные и удивительные открытия.

С появлением современных технологий наука шагнула на много шагов вперед. Все это грозит переходом науки в новейшее состояние и значительными изменениями жизни в целом.


Карл Поппер (1902—1994) начиная с 30-х гг. 20 в. был в оппозиции к неопозитивизму. Он четко формулировал свои разногласия с основными идеями неопозитивизма – редукционистской трактовкой теоретического знания, принципом верификации, негативным отношением к роли философских идей в развитии науки. К. Поппер был одним из последовательных критиков индуктивизма как метода построения научных теорий. Он справедливо отмечал, что простое индуктивное обобщение опыта не приводит к теориям, а теории не являются только описанием и систематизацией эмпирических данных.

Принцип верификации обеспечивал различение науч. и вненауч. высказываний, проводил границу м/у наукой и метафизикой. Поппер проблему демаркации науки (Проблема демаркации – проблема поиска критерия, по которому можно было бы отделить теории, являющиеся научными с точки зрения эмпирической науки, от ненаучных предположений и утверждений, метафизики, и формальных наук (логики, математики). Проблема демаркации – это также проблема определения границ науки, отделяющих её от других способов, которыми человек может излагать свои мысли, чувства и убеждения (искусство, литература и религия)) и вненауч. высказываний также считал важной. Но отвергал ее решение на основе принципа верификации. Он отмечал, что можно найти подтверждения наблюдениями и фантастическим гипотезам, кот. впоследствии оказываются ложными. Поппер в качестве основы для решения проблемы демаркации выдвинул принцип фальсификации (опровержения).

Наука как целостная развивающаяся система. Основные ее подсистемы и их краткая характеристика.

Т. о., осн. стороны бытия науки - это, во-первых, сложный, противоречивый процесс получения нового специфич. знания; во-вторых – рез-т этого процесса, т.е. объединение получ. знаний в целостную, развивающуюся органическую сис­тему; в-третьих – соц. инсти­тут со всей своей инфраструктурой: орган-я науки, науч. уч­реждения и т.п.; этос науки, проф. объе­динения ученых, ресурсы, финансы, науч. Обор-е, сис-ма науч. Инф-и, разл. рода коммуникации ученых и т.п.; в-четвертых - особая область челов. Дух. Деят-ти и важнейший элем-т культуры.

Наука - это исторически сложившаяся форма челов. Деят-ти, направ. на познание и преобразование объективной действ-ти. Наука - это одновременно и сис-ма знаний, и их дух. Произв-во, и практ. Деят-ть на их основе.

Наука как система: I. Наука как деятельность спец. подготовленных людей и отношения между ними: Ученые - это спец. Подгот. люди в данной сфере деят-ти. Этика науки имеет 3 основания (нормативная, мотивационная и ролевая этики). Нормы поведения ученых: честность, взаимопомощь. эмоц. нейтральность, универсализм и т.д. (Мертон). У ученых есть несколько ролей: исследователь, педагог, организатор науки. II. Наука как система организаций и учреждений: включает академические ВУЗы, НИИ. III. Наука как информационная система: Сюда входят системы библиотек академич. и исслед. ВУЗов, система академич. изданий (журналы и сборники), системы эл. связи типа Internet. IV. Наука как форма общественного сознания: В четкой форме проблему общ. сознания впервые поставил Гегель. Есть 2 способа сущ-я общ. сознания. Наука как форма общ. сознания также имеет 2 способа и 3 уровня сущ-я: 1. наука как вид дух. Произв-ва: 1) обыденный уровень дух. Произв-ва: этим дух. Произв-вом занимаются все (школы, ВУЗы и т.д.). Обыденный уровень дух. Произв-ва в науке, как правило, не доступен неподготовленному человеку. 2) проф. уровень: этим в науке занимаются ученые-профессионалы. 3) конформистский уровень: формирует школы в науке. На этом уровне строится подбор кадров в ВУЗы. На нем же подбираются люди в состав студентов ВУЗа. 2. наука как опредмеченные идеи. Все уровни дух. Произв-ва в науке опредмечены в матер. культуре, дух. культуре и системе отношений между людьми. V. Наука как система знаний: Как система знаний наука прошла целый ряд этапов: 1. подготовительный период (преднаука): в первую очередь, математика и логика. 2. подготовительный период (Средневековье): математика, логика, биология 3. первая классическая наука (17 - сер. 19 вв.) 4. неклассическая наука (сер. 19 - 70е гг. 20 вв.) 5. постнеклассицизм в науке (с сер.70х гг. 20 вв.)

Наука подразделяется: 1. частные науки 2. общенаучное знание 3. научная философия

Основными особенностями научного познания являются:

1. Основная задача научного знания - обнаружение объективных законов действительности - природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и др.

2. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания - объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания.

3. Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов.

Читайте также: