Научно познавательная внеурочная деятельность в начальной школе

Обновлено: 07.07.2024

Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед школой и учителем. Решение этой задачи осуществляется как на уроках, так и во внеклассной работе по любому предмету. Предметные недели как традиционная часть внеучебной деятельности привычны для любой общеобразовательной школы. Увеличение учебной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддерживать интерес младших школьников к учению. Немаловажная роль отводится дидактическим играм – современному и признанному методу обучения и воспитания. В проведении предметной недели используется метод проектов, который помогает активизировать учащихся, формировать умения.

Общие положения о проведении предметных недель

  1. Предметные недели вводятся в учебно-воспитательный процесс начальной школы с целью повышения интереса к изучению предмета любого цикла.
  2. Мероприятия, проводимые в рамках предметных дней должны соответствовать целям и тематике.
  3. При составлении плана проведения предметных недель учитываются:
    • занятость всех учителей
    • разнообразные формы проведения мероприятий
    • оформление стендов и кабинетов
    • четкое расписание мероприятий с указанием даты, времени и ответственного за проведение.

Задачи предметной недели:

  • Привлечь всех учащихся для организации и проведения недели.
  • Провести в каждом классе мероприятия, содействующие развитию познавательной деятельности учащихся.
  • Развивать интерес учащихся к изучаемому предмету.
  • Способствовать повышению образовательного уровня.
  • Обучать детей самостоятельности и творчеству.
  • Повысить уровень мотивации к изучаемым предметам.

В настоящее время в школе все шире внедряются в практику организация научно-исследовательской деятельности учащихся. Ежегодно в школе проводится Научно-практическая конференция школьников.

Для развития творчества детей в школе работает 22 кружка, спектр их деятельности разнообразен – это театральный, компьютерный, танцевальный, спортивный и т.д.

Современную систему воспитания можно рассматривать как систему социального становления личности. Все больше места в ней отводится активным приемам и средствам воспитания, таким как игры, соревнования, праздники, конкурсы. Известные педагоги прошлого и настоящего Песталоцци, Ушинский, Пиаже, Сухомлинский и др. относились к игре как уникальному явлению детства.

Огромное значение для ребенка имеет участие в жизни класса вне школьных уроков. Для многих ребят – это основной мотив посещения школы, так как есть возможность проявить инициативу и самостоятельность, ответственность и открытость.

Сложность, многогранность целей и задач воспитания требует не только богатства содержания отдельных мероприятий, но и четкости, выразительности организационных форм. Они должны быть гибкими, простыми, помогающими делать жизнь детей радостной, интересной. Особенно важно создавать ситуации добровольного выбора учениками тех или иных форм внеклассной работы. Самыми любимыми из них остается игра. В игре преодолеваются трудности, дается выход энергии; элемент соревнования пробуждает смекалку, нацеливает на творчество. Важно при этом научить детей Правилам честного ведения игры:

  1. Только честная игра на равных, иначе победа не интересна.
  2. Конечно, обидно, когда проигрываешь, но нельзя злиться на того, по чьей вине, может, и произошло поражение.
  3. Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
  4. Если выиграл – радуйся, но не зазнавайся. Научи других тому, что сам умеешь.
  5. Не унывай при неудачах. Учись у других. Если что-то не получается, будь терпелив и добьешься успеха.

Учась радоваться победам и принимать поражения, получая навыки публичных выступлений и импровизации, увлекаясь поиском материала для общего дела или создания классной газеты – в этом процессе развивается познавательная активность школьников, закрепляются умения и навыки, полученные на уроках.

Организация общешкольных мероприятий на базе школы позволяет использовать свободное время школьников для творческого, развивающего отдыха, направленного на психологическую реабилитацию, духовное и физическое оздоровление детей.

Целью общешкольных мероприятий является создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Задачи:

  • Развитие личности каждого ребенка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций.
  • Развитие инициативы и творчества детей.
  • Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества.
  • Пропаганда здорового образа жизни.

Содержание мероприятий реализуется по трем направлениям:

  • Учебно-воспитывающая деятельность;
  • Досуговая деятельность;
  • Спортивно-оздоровительная деятельность.

Учебно-воспитывающая деятельность включает в себя организацию и проведение творческих мастерских, ярмарочных игрищ, посиделок по интересам. На мероприятиях, посвященных зимним забавам, дети познакомятся с народными играми и забавами, смогут реализовать свою энергию, поддержать себя в хорошей физической форме, закаляться и просто получить заряд хорошего настроения и положительных эмоций.

Досуговая деятельность предполагает проведение на основе игрового сюжета мероприятий разной направленности: интеллектуальные, конкурсные программы, музыкальные, литературные, развлекательные, спортивные и другие игры и утренники.

Оздоровительная деятельность обеспечивает организацию и проведение спортивно-подвижных мероприятий, игр, прогулок на свежем воздухе, спортивных эстафет и соревнований.

Ожидаемые результаты организационной работы и проведения предлагаемых мероприятий:

  • создание оптимальных условий для развития и отдыха детей;
  • творческая самореализация детей;
  • формирование навыков коллективной и организаторской деятельности;
  • психологический комфорт и социальная защищенность каждого ребенка;
  • реализация игрового сюжета в деятельности детей.

Организация и проведение развлекательно-познавательных мероприятий

В организации внеклассной работы с младшими школьниками большое значение имеют развлекательно-познавательные мероприятия, помогающие детям хорошо отдохнуть, сплотить коллектив. Досуговые мероприятия имеют следующие преимущества по сравнению с другими видами школьной работы.

1. Общение с учащимися может быть полилогичным. Такое общение предполагает обратную связь от учащихся, дает возможность педагогу наблюдать за реакцией учащихся.

2. В начальной школе дети чрезвычайно подражательны. Это дает возможность классному руководителю в присутствии всего класса влиять на мнение, поведение отдельных учащихся. Ведь высказанное одноклассниками мнение порой важнее мнения учителя.

3. Такие мероприятия создают условия, которые способствуют улучшению результативности в работе с классом, а также создают естественную атмосферу общения. Развлекательно-познавательные мероприятия не должны быть назидательными.

При подготовке мероприятия классный руководитель должен четко следовать его методике организации и проведения:

  1. Определение темы и задач.
  2. Определение времени и места проведения.
  3. Разработка плана подготовки и проведения такого мероприятия.
  4. Определение ключевых моментов мероприятия.
  5. Определение участников подготовки и проведения мероприятия.
  6. Распределение заданий между участниками и группами.
  7. Анализ результативности.

Для того чтобы мероприятия были интересны всем учащимся класса, ребят нужно познакомить с их тематикой. Дети имеют право выбирать, в каком из них они могут участвовать.

Формы досуговых мероприятий могут быть самыми различными. Выбор формы зависит от возраста учащихся, уровня развития коллектива, от особенностей класса.

В начальной школе можно использовать следующие формы досуговых мероприятий:

  • беседа (этическая, нравственная)
  • дискуссия (в 4 классе)
  • встречи с интересными людьми
  • викторины по различным областям знаний
  • КВНы
  • театрализация
  • интерактивные игры
  • тренинги
  • читательские конференции.

Организация и проведение викторин

Правила подготовки викторин

Организация и проведение читательской конференции

Читательские конференции пользуются большой популярностью у младших школьников. Надо отметить, что читательские конференции младших школьников не многие школы считают необходимым средством воспитательной работы. А ведь педагоги отмечают, что нынешние школьники, растущие в период научно-технического прогресса, читают мало. Это очень тревожный симптом, который должен послужить серьезным поводом для того, чтобы формировать у детей интерес к чтению книг. Основные цели читательских конференций – развитие интереса учащихся к книге и к чтению, формирование читательский умений учащихся, традиций и обычаев чтения.

Читательские конференции способствуют развитию интеллектуальных умений, кругозора, познавательных интересов учащихся, также формируют читательскую культуру.

Последовательность подготовки читательской конференции

Формы проведения читательских конференций

  1. Турнир литературных героев.
  2. Театр театральных миниатюр.
  3. Литературный ринг.
  4. Гостиная писателя.
  5. Литературный праздник.

Младшим школьникам очень нравится, если в ходе читательской конференции они могут проигрывать эпизоды из произведений, изображать литературных героев. Это способствует формированию у детей положительных эмоций, преодолению замкнутости, неуверенности, желанию открыть прочитанную книгу еще раз, развитию эрудиции учащихся.

Проведение экскурсии в начальной школе

Большое значение имеют коллективные походы в театр, кино, на экскурсии. Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, привычек, помогают выбрать линию поведения.

Однако неподготовленные и непродуманные внеклассные мероприятия могут быть безнравственными и даже вредными. Иногда в школах можно наблюдать, например, как детей заставляют идти на заседание клуба любителей музыки. Учащихся не готовят к восприятию музыкальных произведений. Становится стыдно за взрослых, которые приводят на концерт неподготовленную аудиторию. Ни о положительных эмоциях у детей, ни о доброжелательной атмосфере речи в такой ситуации нет. Для того чтобы ребятам было интересно принимать участие в мероприятиях подобного рода, необходимо придерживаться следующих требований:

Новые государственные стандарты – ориентиры на новые результаты

В нашей школе уже разработан учебный план на основе стандарта второго поколения, который основан на приоритете развития личности, личностно-ориенторованном обучении и воспитании обучающихся.

Содержание образования, определенное инвариантной частью, обеспечивает приобщение обучающихся к общекультурным и национально значимым ценностям, формирует систему предметных навыков и личностных качеств, соответствующих требованиям стандарта.

В новом базисном плане в отличие от действующего занятия второй половины дня называется не внеурочной, а внеучебной работой, которая также входит в сетку часов.

Организация занятий по направлениям внеучебной деятельности является неотъемленной частью образовательного процесса. Внеучебная деятельность в нашей школе представлена следующими направлениями:

Спортивно-оздоровительное направление представлено кружками:

Художественно-эстетическое направление представлено:

Цель: развивать у детей интерес к специальным занятиям по теории и истории театрального искусства, помочь ребенку проявить себя в общении, а потом и втворчестве.

Научно-познавательное направление представлено кружками:

Цель: раскрытие и реализация познавательных способностей обучающихся.

Военно-патриотическое направление представлено:

Общественно- полезная деятельность представлена кружком

Проектная деятельность

Цель: знакомство обучающихся с родным краем, его особенностями. историей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №124

г.Волгограда

Программа внеурочной деятельности

по научно-познавательному направлению

в 1-4 классах

учитель начальных классов

МОУ СОШ №124

Волгоград, 2013 г

Пояснительная записка

Вид программы : комбинаторная.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7- 11 лет.

Сроки реализации программы: 4 года

Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.

Задачи программы :

Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.

Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.

Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.

Приобретение опыта создания продуктов, значимых для других.

Задачи программы по модулям:

совершенствование познавательных потребностей;

развитие познавательной сферы.

обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске;

формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска.

развитие у детей способностей творчески работать в коллективе.

формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

формирование ценностного отношения к базовой ценности знания;

формирование и развитие умений экспериментировать.

Цель: приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Познавательные процессы (18ч)

Исследовательские умения (14 ч)

Коллективное творчество (18 ч)

Наблюдения, опыты и эксперименты (16ч)

Что такое исследование.

Наблюдение и наблюдательность.

Что такое эксперимент.

В гости к пчёлам.

Полцарства за ковёр!

Гипотезы и провокационные идеи.

Следопыты на месте не сидят!

Учимся вырабатывать гипотезы.

Шпионы опять шпионят.

К настоящим волшебникам!

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;

основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Цель: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Познавательные процессы (18 ч)

Исследовательские умения (14 ч)

Самостоятельная исследовательская практика (20 ч)

Наблюдения, опыты и эксперименты (16ч)

Задания для агента 007.

Научные исследования и наша жизнь. Папка исследователя.

Верни всё на свои места.

Раз словечко, два словечко.

Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

Все в Цифропарк!

Учимся работать с книгой.

В стране Вымышляндии.

Учимся работать с научным текстом.

Наколдуй себе сказку!

Учимся работать с научно-познавательной литературой.

Фокусы с числами и буквами.

Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса.

Как подготовить защиту исследовательской работы.

В стране Звуков и Цветов.

Познавательные УУД:

подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

умение структурировать знания;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение, извлечение информации;

определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

преодоление импульсивности, непроизвольности;

понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;

степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).

Коммуникативные УУД:

понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;

учет разных мнений и умение обосновать собственное;

умение договариваться , находить общее решение.

Цель: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Познавательные процессы (18 ч)

Исследовательские умения (14 ч)

Самостоятельная исследовательская практика (20 ч)

Наблюдения, опыты и эксперименты (16ч)

Детективы, за работу!

Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный, воображаемый и оценочный вопросы.

Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный.

Эксперимент с лучом света. Заполнение протокола эксперимента.

Взялись за руки слова.

Воображаемые и оценочные вопросы.

Эксперимент по смешиванию красок. Заполнение протокола эксперимента

Художник – на обеде. Мы – за него!

Учимся работать с исследовательским фартуком.

Эксперимент с магнитом и металлами. Заполнение протокола эксперимента.

Метод шести думательных шляп. Кластер.

Без чего не обойтись?

Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов

Мир интересностей. Найди свою.

Учимся строить схемы.

Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов

Сначала думай – потом говори!

Подготовка к защите исследовательской работы

Сначала думай – потом говори!

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

знаково-символические моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов;

умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме

выбор эффективных способов решения задач;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение, извлечение информации;

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Регулятивные УУД:

преодоление импульсивности, непроизвольности;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;

различение способа и результата действий;

умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные УУД:

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Цель: приобретение школьником опыта взаимодействия с социальными субъектами в открытой общественной среде.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Познавательные процессы (18 ч)

Исследовательские умения

Самостоятельная исследовательская практика (20 ч)

Наблюдения, опыты и эксперименты (16ч)

Миллион за правильное слово!

Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

Один взгляд, и ключ найден!

Ассоциации и аналогии.

Стой, кто идёт? Отгадай пароль.

Учимся оценивать идеи.

Учимся работать с календарём исследователя. (Презентация промежуточных результатов исследования.)

Стой, кто идёт? Отгадай пароль.

Суждения, умозаключения, выводы.

Учимся работать с календарём исследователя. (Презентация промежуточных результатов исследования.)

Фиксирование результатов долгосрочных опытов. Выводы.

Для любителей приключений.

Подготовка к защите исследовательской работы.

За работу, словоделы!

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение, извлечение информации;

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные УУД:

умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

адекватность и дифференцированность самооценки;

умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные УУД (1, 2, 3, 4 – е классы):

Внутренняя позиция школьника ( положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);

Мотивация учебной деятельности ( сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью) .

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Формы достижения воспитательных результатов

Приобретение социальных знаний

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Получение опыта самостоятельного общественного действия

Коллективная творческая игра, познавательные беседы, тематические экскурсии, познавательные опыты, интеллектуальный конкурс, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон

Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон

Опыт, эксперименты, познавательные беседы с участием специалистов, интеллектуальный тренинг, и сследовательская лаборатория, п рактикум

Выставка - демонстрация папок исследователя.

Участие в интеллектуальных конкурсах на школьном уровне.

Самостоятельная исследовательская практика

Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская, интеллектуальный марафон

Виртуальные экспедиции, экскурсии, познавательные беседы с участием специалистов, исследовательская лаборатория, ярмарка новых идей, практикум, литературные пробы

Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; участие в интеллектуальных конкурсах на школьном и муниципальном уровнях, участие в конференции на школьном и муниципальном уровне.

Самостоятельная исследовательская практика

Познавательные беседы, предметные экскурсии, тренинг, продуктивная игра, аукцион идей, игра-соревнование, творческая мастерская, игровая эстафета, лингвистическая мастерская

Виртуальные научные экспедиции, экскурсии, встречи с интересными людьми, опыт, эксперименты, тематические дискуссии, аукцион гипотез, практикум

Коллективная творческая деятельность, презентации продуктов деятельности; участие в интеллектуальных конкурсах на муниципальном и региональном уровнях, участие в конференции на школьном и муниципальном уровне, дистанционные интеллектуальные конкурсы, социально ориентированные акции

Ожидаемые результаты реализации программы :

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) : знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заместитель директора по ВР __________________ Ф.И.О.

от ____________ 201_ года

Программа внеурочной деятельности

обучающихся

по научно – познавательному

(общеинтеллектуальному) направлению

Программа предназначена для 1-4 классов

Срок реализации: 4 года

адаптировала

Ряполова Маргарита Ивановна

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Цели и задачи

Целью данной программы является: создать условия для формирования личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями, через познание родного слова.

речевых умений и навыков, интереса детей к родному языку и творческих способностей.

Исходя из сказанного, программа предполагает решение следующих задач:

воспитание любви и уважения к великому русскому языку;

воспитание чувства патриотизма;

повышение общей языковой культуры учащихся;

выявление одарённых в лингвистическом отношении обучающихся, а также воспитание у слабоуспевающих учащихся веры в свои силы.

развитие интереса к языку как учебному предмету;

совершенствование общего языкового развития младших школьников;

развитие творческих способностей и психологических качеств учащихся: любознательности, активности, воли, ответственности, самостоятельности.

расширение и углубление программного материала;

совершенствование навыков анализа различных фактов языка;

пробуждение потребности к самостоятельной работе над познанием родного слова и над своей речью;

формирование установки на осознание важности владения речью в жизни каждого человека;

Уровни воспитательных результатов работы по программе:

Программа внеурочной деятельности направлена на достижение следующих уровней воспитательных результатов:

Первый уровень – приобретение обучающимся социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень – получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень – получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Система отслеживания и оценивания результатов внеурочной деятельности обучащихся

Приемы и методы изучения

Исполнитель оценки

Анализ общего состояния внеурочной деятельности

Вовлеченность учащихся в систему ВД

-Охват учащихся программами ВД

-Сформированность активной позиции во ВД

1.Анализ участия учащихся во ВД

Классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе

Ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы ВД

-Обеспеченность кадровыми ресурсами

-Обеспеченность информационно-техническими ресурсами

-Обеспеченность финансовыми ресурсами

-Обеспеченность материально-техническими ресурсами

1.Метод экспертной оценки

2.Методы индивидуальной и групповой оценки

Педагоги, реализующие программы ВД, заместитель директора по воспитательной работе

Эффективность внеурочной деятельности

Личность обучающегося

-Формирование основ гражданской идентичности личности

-Формирование картины мира культуры

-Развитие Я-концепции и самооценки личности

Классный руководитель, психолог, социальный педагог

-Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

3. Оценка уровня воспитанности обучающегося (по Н.П. Капустину)

Классный руководитель, школьный психолог

-Формирование единого образа мира при разнообразии культур

-Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

-Знание основных моральных норм

-Формирование моральной самооценки

-Развитие доброжелательности, внимательности к сотрудничеству и дружбе

-Формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни

Классный руководитель, школьный психолог, социальный педагог

Детский коллектив

Сформированность детского коллектива

-Благоприятный психологический микроклимат

-Уровень развития коллективного взаимоотношений

3.Методика определения уровня развития самоуправления (по Рожкову)

Классный руководитель, педагог-организатор, старший вожатый, заместитель директора по воспитательной работе

Сформированность мотивации учащихся к участию в общественно-полезной деятельности коллектива

-Включенность обучающихся во внеурочную деятельность

Сформированность коммуникативной культуры учащихся

-Взаимодействия со сверстниками, родителями, педагоги

Методика выявление коммуникативных склонностей (по Р.В. Овчаровой)

Профессиональная позиция педагога

Эффективность работы кружка/ секции/ клуба/ объединения

-Посещаемость, сохранность контингента

-Применение проектных и иных современных технологий, обеспечивающих деятельностный подход

-Участие учащихся в выставках, конкурсах, соревнованиях и т.п.

2.Посещение внеурочных занятий

Заместитель директора по воспитательной работе

Проектирование и прогнозирование процесса внеурочной деятельности

-Наличие рабочей программы и ее соответствие предъявляемым требованиям

-Формирование ученического портфолио

Заместитель директора по воспитательной работе

Продуктивность внеурочной деятельности

Продуктивность внеурочной деятельности

-Уровень достижения ожидаемых результатов

-Достижения учащихся в выбранных видах внеурочной деятельности

-Рост мотивации к активной познавательной деятельности

1.Анализ освоения учащимися программ внеурочной деятельности

3.Анализ результатов участия детей в турнирных мероприятиях состязательного характера

5.Метод незаконченного предложения

Педагоги, реализующие программы ВД, заместитель директора по воспитательной работе

Удовлетворенность учащихся, из родителей, педагогов организацией ВД и ее результатами

Удовлетворенность учащихся, из родителей, педагогов организацией ВД и ее результатами

- Удовлетворенность обучающихся участием ВД

-Сформированность у родителей чувства удовлетворенности посещением обучающимся внеурочных занятий

- Удовлетворенность педагогов организацией и ресурсным обеспечением ВД, ее результатами

5.Метод незаконченного предложения

Педагоги, реализующие программы ВД, классный руководитель, заместитель директора по воспитательной работе

Отличительные особенности программы

Основой построения программы является система непрерывного поэтапного развития коммуникативно-речевых и литературно-творческих способностей учащихся.

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития учащихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи.

Организация деятельности обучающихся на занятиях основывается на следующих принципах:

сознательность и активность;

связь теории с практикой;

индивидуальный подход к учащимся;

успешности и социальной значимости.

Занятия проводятся во второй половине дня. Место проведения занятий: аудиторные занятия – классная комната (50% занятий);

внеаудиторные занятия - музей школы, краеведческий музей, библиотека, актовый зал, школьный двор (50%).

Особенности возрастной группы обучающихся, которым адресована программа

Данная образовательная программа дополнительного образования детей предназначена для обучающихся 1-4 классов. Возраст воспитанников в группах от 6,5 до 11 лет. Группы обучающихся подбираются от 10 до 15 человек одного возраста.

Продолжительность занятий в 1 классе – 35 минут, во 2-4- классах 45 и более минут.

1 год – 33часа (1 раз в неделю).

2 год – 35 часа (1 раз в неделю).

3 год – 35 часа (1 раз в неделю).

4 год - 35 часа (1 раз в неделю).

этапы развития письменности;

историю происхождения языка;

историю русского алфавита;

использовать в своей речи выразительные средства языка;

анализировать художественный текст;

работать с различными видами словарей;

уместно использовать в своей речи фразеологизмы;

уметь различать значение слова и его звуковую форму;

проводить классификацию слов (по формальным признакам и
смысловым);

уметь вести диалог, слушать собеседника, корректировать свои
высказывания;

умение создавать собственные речевые произведения с
опорой на рисунок, текст, увиденное и услышанное;

составлять рассказы на определённую тему;

составлять рассказы по картинам;

разъяснять значения известных слов, устойчивых сочетаний и
правильно их употреблять;

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены физминутки, предусмотрена последовательная смена деятельности в течение одного занятия; некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний,

соревнований между командами. Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.

Программа каждого класса состоит из шести разделов.

1. Тайны языка.

История русского языка в рассказах. Игры, кроссворды, соревнования. Рассказы о Слове.

2. В гостях у слова.

Беседа о богатстве русского языка (о многозначности; о словах близких и противоположных по значению, о значении и происхождении слов и устойчивых выражениях, о заимствованных словах, фразеологизмах). Знакомство с различными словарями. Группировка слов по видам орфограмм. Наблюдения над использованием синонимов. Игры, викторины.

Игры - задания на развитие творческого воображения, на развитие речедвигательных навыков, на развитие литературных навыков. Тематические группы слов. Сказочные задачи, которые позволяют перейти к грамотному придумыванию собственных сказок, стихотворений.

4. Чтобы язык не заплетался.

Игры – задания, направленные на повторение старых и запоминание новых слов.

Игры на усвоение смысла слова, развитие его применения в речевой практике (речевые ситуации).

5. Сокровища русского языка.

Упражнения, игры, игры – задания на развитие различных свойств слова и выражений богатого русского языка на основе произведений устного народного творчества.

6.Исследовательская и проектная деятельность.

Составление вопросов для викторины. Праздники. Словари. Сборники пословиц, загадок. Блокноты трудных орфограмм. Литературные газеты.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Цель организации внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО — создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность.

Внеурочная деятельность образовательного учреждения направлена на достижение воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

К числу планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности отнесены:

  • личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
  • метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет педагогическому коллективу решить ещё целый ряд очень важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • улучшить условия для развития ребенка;
  • учесть возрастные и индивидуальные особенности детей.

Структура внеурочной деятельности

Внеурочная деятельность в начальной школе осуществляется через:

  • учебный план образовательного учреждения;
  • дополнительные образовательные программы общеобразовательного учреждения;
  • образовательные программы учреждений дополнительного образования детей;
  • классное руководство.


Направления, виды и формы внеурочной деятельности

Согласно ФГОС НОО Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения. ФГОС НОО Российской Федерации определяет основные направления внеурочной деятельности.

Направления, виды и формы внеурочной деятельности очень тесно взаимосвязаны между собой.

Направления внеурочной деятельности:

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Духовно — нравственное
  3. Общеинтеллектуальное
  4. Общекультурное
  5. Социальное

Виды внеурочной деятельности:

  • Игровая деятельность
  • Познавательная деятельность
  • Проблемно — ценностное общение
  • Досугово — развлекательная деятельность
  • Художественное творчество
  • Социальное творчество
  • Трудовая деятельность
  • Спортивно-оздоровительная деятельность
  • Туристско-краеведческая деятельность

Формы внеурочной деятельности:

  • Кружок
  • Студия
  • Секция
  • Клуб
  • Объединение
  • Факультатив
  • Научное общество
  • Конференция
  • Слет
  • Игра
  • Соревнование
  • Турнир
  • Встреча
  • Концерт
  • Спектакль
  • Практика
  • Экскурсия
  • Культпоход
  • Туристический поход
  • Субботник
  • Десант

Формы внеурочной деятельности по направлениям:

Спортивно-оздоровительное:

  • Посещение спортивных секций
  • Организация экскурсий, Дней Здоровья и других спортивных соревнований.
  • Проведение бесед по охране здоровья.
  • Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками.
  • Динамические паузы и прогулки в начальной школе.
  • Участие в спортивных соревнованиях.
  • Работа летнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.

Общекультурное:

  • Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
  • Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
  • Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, района, области.

Общеинтеллектуальное:

  • Предметные недели;
  • Библиотечные уроки;
  • Конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые;
  • Проектная деятельность;
  • Участие в научно-исследовательских конференциях;
  • Разработка проектов к урокам.

Духовно-нравственное:

Социальное:

Формы внеурочной деятельности по видам:

Словесно-логические

Основным средством воздействия является слово (убеждение словом), вызывающее ответные эмоции у детей.

  • Беседы на различные темы
  • Дискуссии
  • Собрания
  • Конференции
  • Лекции

Образно-художественные формы

Главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции.

Трудовые формы внеурочной деятельности

  • Работа на пришкольном участке
  • Работа по оформлению и уборке кабинета
  • Уход за комнатными растениями
  • Организация дежурства на переменах и в школьной столовой
  • Помощь школьному библиотекарю
  • Трудовые десанты

В современных условиях необходимо делать упор на личностную значимость труда, когда ребёнок осознаёт, что приобретаемый навык пригодится ему в жизни, когда он заинтересован в итоге своего туда.

Игровые (досуговые) формы работы

  • Совместные праздники
  • Подготовка концертов, спектаклей
  • Неделя театра, танца, вокала
  • Просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей
  • Соревнования
  • Конкурсы
  • КВНы
  • Туристические походы
  • Экскурсионные прогулки в парк
  • Экскурсионные поездки

Роль игры в организации досуга занимает важное место в жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные, интеллектуальные и др.

Психологические формы

  • Лекции
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Психологические упражнения
  • Консультации
  • Тренинги

В формах этого типа основным средством воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Эти формы требуют специальных знаний и умений.

Результаты внеурочной деятельности

Все виды, направления и формы внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.

Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень. 1 класс
Школьник знает и понимает общественную жизнь
Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.Достигается во взаимодействии с педагогом

Второй уровень. 2-3 классы
Школьник ценит общественную жизнь
Получение школьником опыта переживания и формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).Достигается в дружеской детской среде.

Третий уровень. 4 класс
Школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.Достигается во взаимодействии с социальным субъектом.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности воспитательной работы:

  • внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
  • улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
  • укрепление здоровья воспитанников;
  • развитие творческой активности каждого ребёнка;
  • укрепление связи между семьёй и школой.

Литература:


Программа научно - познавательного направления направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знанию.

Описание разработки

Пояснительная записка

Вид программы: комбинаторная.

Программа рассчитана на 135 часов.

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что она предполагает формирование у обучающихся основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

При реализации данной программы создаются условия для становления таких личностных характеристик выпускника начальной школы, как любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность по освоению социального опыта, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, где реализуются запросы социальной практики, существенно расширяются традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.

В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.

Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знания, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7- 11 лет.

Сроки реализации программы: 4 года

Цель программы:

приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.

Задачи программы:

Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.

Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследова­ний.

Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.

Приобретение опыта создания продуктов, значимых для других.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Программа внеурочной деятельности

научно-познавательного направления

в 1-4 классах

Пояснительная записка

Вид программы: комбинаторная.

Программа рассчитана на 135 часов.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7- 11 лет.

Сроки реализации программы: 4 года

Цель программы: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия при включении обучающихся в самостоятельную исследовательскую практику.

Задачи программы:

Развитие познавательных потребностей и способностей младших школьников.

Обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследова­ний.

Формирование и развитие у детей младшего школьного возраста умений и навыков исследовательского поиска.

Развитие умений управления своим поведением в ситуациях взаимодействия с другими людьми, освоение способов создания ситуаций комфортного межличностного взаимодействия.

Приобретение опыта создания продуктов, значимых для других.

Задачи программы по модулям:

совершенствование познавательных потребностей;

развитие познавательной сферы.

обучение детей специальным знаниям, необходимым в исследовательском поиске;

формирование и развитие у детей умений и навыков исследовательского поиска.

развитие у детей способностей творчески работать в коллективе.

формирование у учащихся представлений об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности.

формирование ценностного отношения к базовой ценности знания;

формирование и развитие умений экспериментировать.

Цель: приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Познавательные процессы (9 ч)

Исследовательские умения (7 ч)

Коллективное творчество (9 ч)

Наблюдения, опыты и эксперименты (8ч)

Что такое исследование.

Наблюдение и наблюдательность.

Что такое эксперимент.

В гости к пчёлам.

Полцарства за ковёр!

Гипотезы и провокационные идеи.

Следопыты на месте не сидят!

Учимся вырабатывать гипотезы.

Шпионы опять шпионят.

К настоящим волшебникам!

Познавательные УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные УУД:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;

основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.

Коммуникативные УУД:

преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;

понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос;

ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

Цель: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Познавательные процессы (9 ч)

Исследовательские умения (7 ч)

Самостоятельная исследовательская практика (10 ч)

Наблюдения, опыты и эксперименты (8ч)

Задания для агента 007.

Научные исследования и наша жизнь. Папка исследователя.

Верни всё на свои места.

Раз словечко, два словечко.

Практические задания – тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов.

Все в Цифропарк!

Учимся работать с книгой.

В стране Вымышляндии.

Учимся работать с научным текстом.

Наколдуй себе сказку!

Учимся работать с научно-познавательной литературой.

Фокусы с числами и буквами.

Практическое занятие по использованию метода анкетирования и опроса.

Как подготовить защиту исследовательской работы.

В стране Звуков и Цветов.

Презентация результатов исследования

Познавательные УУД:

подведение под понятия, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

умение структурировать знания;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение, извлечение информации;

определение основной и второстепенной информации.

Регулятивные УУД:

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

преодоление импульсивности, непроизвольности;

понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;

умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем;

форма выполнения учебных действий — материальная/материализованная; речевая, умственная;

степень развернутости (в полном составе операций или свернуто).

Коммуникативные УУД:

понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета; понимание относительности оценок или подходов к выбору;

учет разных мнений и умение обосновать собственное;

умение договариваться, находить общее решение.

Цель: развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Познавательные процессы (9 ч)

Исследовательские умения (7 ч)

Самостоятельная исследовательская практика (10 ч)

Наблюдения, опыты и эксперименты (8ч)

Детективы, за работу!

Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный, воображаемый и оценочный вопросы.

Учимся задавать вопросы. Описательный, каузальный, субъективный.

Эксперимент с лучом света. Заполнение протокола эксперимента.

Взялись за руки слова.

Воображаемые и оценочные вопросы.

Эксперимент по смешиванию красок. Заполнение протокола эксперимента

Художник – на обеде. Мы – за него!

Учимся работать с исследовательским фартуком.

Эксперимент с магнитом и металлами. Заполнение протокола эксперимента.

Метод шести думательных шляп. Кластер.

Без чего не обойтись?

Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов

Мир интересностей. Найди свою.

Учимся строить схемы.

Работаем с папкой исследователя. Презентация промежуточных результатов

Сначала думай – потом говори!

Подготовка к защите исследовательской работы

Сначала думай – потом говори!

Презентация результатов исследовательской работы.

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

знаково-символические моделирование и преобразование модели с целью выявления общих законов;

умение осознанно и строить речевое высказывание в устной и письменной форме

выбор эффективных способов решения задач;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение, извлечение информации;

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.

Регулятивные УУД:

преодоление импульсивности, непроизвольности;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

самостоятельное выполнение или в сотрудничестве;

различение способа и результата действий;

умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Коммуникативные УУД:

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Цель: приобретение школьником опыта взаимодействия с социальными субъектами в открытой общественной среде.

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Познавательные процессы (9 ч)

Исследовательские умения (7 ч)

Самостоятельная исследовательская практика (10 ч)

Наблюдения, опыты и эксперименты (8ч)

Миллион за правильное слово!

Практическое занятие по проверке собственных гипотез.

Один взгляд, и ключ найден!

Ассоциации и аналогии.

Стой, кто идёт? Отгадай пароль.

Учимся оценивать идеи.

Учимся работать с календарём исследователя. (Презентация промежуточных результатов исследования.)

Стой, кто идёт? Отгадай пароль.

Суждения, умозаключения, выводы.

Учимся работать с календарём исследователя. (Презентация промежуточных результатов исследования.)

Фиксирование результатов долгосрочных опытов. Выводы.

Для любителей приключений.

Подготовка к защите исследовательской работы.

За работу, словоделы!

Презентация результатов исследовательской работы.

Познавательные УУД:

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение, извлечение информации;

определение основной и второстепенной информации;

свободная ориентация и восприятие текстов разных стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем.

Регулятивные УУД:

умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности;

умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль);

адекватность и дифференцированность самооценки;

умение оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимание причины ее успеха/неуспеха.

Коммуникативные УУД:

рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий,

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;

умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности.

Личностные УУД (1, 2, 3, 4 – е классы):

Внутренняя позиция школьника (положительное отношение к школе; чувство необходимости учения);

Мотивация учебной деятельности (сформированность познавательных мотивов; интерес к новому; интерес к способу решения и общему способу действия; сформированность социальных мотивов; стремление выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, быть полезным обществу; сформированность учебных мотивов; стремление к самоизменению — приобретению новых знаний и умений; установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью).

Воспитательные результаты программы представлены в трёх уровнях: приобретение школьником социальных знаний; получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): знание о нормах взаимоотношения с разными людьми и ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия; социальные знания о способах познания, об исследовательском поиске, о способах самопознания; о способах нахождения обработки и нахождения информации; об области применения методов исследования.

Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт построения различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; опыт взаимоотношения с разными людьми; опыт перехода от одного вида общения к другому; опыт индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе; опыт взаимодействия школьника с социальными субъектами в открытой общественной среде; опыт самоорганизации.

Читайте также: