Анализ стихотворения творчество брюсов кратко

Обновлено: 05.07.2024

Являясь сторонником символизма в литературе, В.Я. Брюсов в стихотворении "Творчество" представил своеобразное видение протекания творческого процесса. Воплощение идеи происходит с помощью размытых образов, не совсем понятных читателю на первый взгляд. Они лишены динамики ("трепещит тень", "тень колышется", "руки полусонно чертят").

Автор будто со стороны наблюдает за равномерностью в исполнении задуманного. Путь создания долог. Начало стихотворения представляет мысли поэта в предвкушении рождения нового, долгожданного труда как результата долгих раздумий и мечтаний.

Создавая необычные формы ("месяц обнаженный", "звуки ластятся", "фиолетовые руки"), творец дает знать, что он поэт своего времени - времени, когда властвуют символы. Использование своеобразной лексики (луна, ночь, тишины, тайна) происходило в момент вдохновения поэта, которое не покидает его на протяжении всего произведения. Лишь в последней строфе, чувствуя развязку, он с удовлетворением говорит о тайнах "созданных созданий". Этот путь окутан тайной. Связано это с тем, что творческий процесс индивидуален. Каждый, кто имеет талант, имеет и право на свободу самовыражения, таит в душе загадку. Тайна раскрывается лишь тогда, когда поэт достигнет желаемого.

Композиция стихотворения необычна. Последняя строка в каждом из пяти четверостиший занимает место второй строки последующей строфы. Подобный повтор ставит акцент на фразах, которые автор выделяет на фоне остальных. Все, что вначале было тенью, призрачным, к концу стихотворения приближается к моменту истины, мысли приобретают формы, становятся реальностью.

Образы в стихотворении не выразительны. В их изображении отсутствует четкость границ, смысловая нагрузка. Это приводит к мысли о том, что процесс, в результате которого возникает творческий шедевр,также выглядит нелепо в начале пути. Сначала заметны лишь наброски будущих произведений ("лопасти латаний", "прозрачные киоски"), которые впоследствии должны вылиться в "создание".

Среди художественных средств особое место занимает аллитерация, насыщенная звуками (р), (с), (з). Они передают необычную атмосферу, завораживающую музыкальность.

Читая текст, не остается сомнений, что поэт описывает состояние в момент подъема сил, эмоций, в момент воодушевления. К использованным средствам, которые имеют выразительность, относятся олицетворения ("киоски вырастают", "звуки ластятся", "трепещет тень"), эпитеты (звонко-звучная тишина, обнаженный месяц). Они подчеркивают спутанность сознания в начале создания работы.

Направление, которого придерживался В.Я. Брюсов, дает возможность читателю додумать, предлагает свободу воображению.

Анализ стихотворения Творчество Брюсова

Валерий Брюсов был незаурядным человеком. Он был представителем символизма и развивал это течение согласно постулатам Рембо, Верлена, Маларме. Брюсов мог посвятить целое стихотворение бледным ногам. Но обычно героями произведений поэта становились сильные и также незаурядные люди. Брюсов находился под влиянием философии Ницше, и это заметно.

Этот человек чертит звуки фиолетовыми руками на эмалевой стене. Здесь нельзя отождествить образ с созданием картины пальцами, потому что на стенах картины мало кто создаёт. Скорее, герой просто водит по стене руками. Почему они фиолетовые? Потому что действие происходит ночью. Посмотрите ночью на свои руки. Какого они цвета?

И тишина звонко-звучная. В ней происходит действо. Почему тишина звучит? Потому что работает воображение, память. Отсутствие звуков снаружи компенсируется наличием звуков внутри. Сознание воспроизводит свои звуковые картины, и их тоже можно назвать тенью несозданных созданий. Вот так тишина может звучать.

Из-под рук чудом вырастают прозрачные киоски, лазоревая луна. Как такое возможно? Здесь, по-видимому, описан процесс чистого творчества, божественного творчества, по недоразумению природы совершаемого человеком. Он просто водит руками по стене, и создаётся целый мир. Может, это ему только снится. Сон, где человек творит новую реальность. Язык стихотворения не опровергает эту интерпретацию.

И то, что было тенью несозданных созданий, стало тайнами созданных созданий. Творчество совершилось, и оно мило создателю. Непостижимый процесс творчества всё же можно выразить словами, что доказал Брюсов в своём произведении.

Вариант №3

Стихотворение В.Брюсова "Творчество" датировано 1-м марта 1895 года. Это яркое и резонансное творение своего времени относится к символизму – новому течению в русской литературе, "Золотой век" которой в конце XIX века сменился "Серебряным". Это была другая, новая, свободная от условностей литература. Простые, постижимые произведения пушкинской поры уступили место сложным, загадочным и многогранным.

Так о чём же стихотворение Брюсова, сотканное из туманных и витиеватых выражений? На грани двух миров – зримого и незримого, между сном и явью происходит священнодействие, именуемое творчеством. Явления из сна и реальности переплетаются, синхронизируются. Для поэта творческий процесс начинается с колыхания теней "несозданных созданий", с присутствия неких хаотичных звуков в пространстве, из которых впоследствии родится его детище. В то время, как "тень несозданных созданий колыхается во сне", то в физическом мире полусонному взгляду поэта открывается "колыхание латаний на эмалевой стене". По мере того, как шаг за шагом рождается его творение, меняется и картина реальности, где тени латаний превращаются в "фиолетовые руки", что "чертят звуки". Затем ощущается нарастание тона, ведь вырастающие, "словно блестки", "прозрачные киоски"– это кульминация, заработавший с максимальной интенсивностью процесс творения. Похоже, вызвавший в своё время немало вопросов "обнажённый месяц" при лазоревой луне и есть тот абстрактный символ творения, плод, логическое завершение процесса созидания.

В последнем четверостишии чувствуется умиротворение и блаженство, какое наступает после проделанной работы. И звуки, уже ''прирученные'', нежно ластятся к творцу.

Несмотря на необычное содержание, "Творчество" написано в классической форме, четырёхстопным хореем и перекрёстной рифмой. Брюсов использовал много эпитетов (фиолетовые руки, звонко-звучная тишина, прозрачные киоски, месяц обнаженный), применил повторы (при лазоревой луне, на эмалевой стене), аллитерацию (звуки [з], [н]).

Примечательно, что поэт не уходит полностью в свой мистический мир, а словно держит под контролем реальный, который ограничивается эмалевой стеной и тенями на ней. "На эмалевой стене" повторяется трижды на протяжении всего стихотворения и завершает его.

Картинка к стихотворению Творчество

Творчество Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

Великолепное сочинение Гамлет, к которому Б.Л.Пастернак вложил особое философское значение. Это стихотворение изложено от первого лица, а героем романа Юрием Живаго, который умирает, но утверждает бессмертность духа и человеческой

Герасим - главное действующее лицо рассказа Ивана Сергеевича Тургенева под названием "Муму". Тема крестьян в произведениях Тургенева была основной.

Вот уже более двух десятилетий в нашей стране отмечают День российской науки - профессиональный праздник всех ученых, исследователей, специалистов, посвятивших свою жизнь благородному делу - служению науке.

Стихотворение было написано в 1956 году, Пастернак в то время уже был пожилым человеком. В момент написания произведения писателю было 66 лет и возможно это стихотворение описывает опыт самого писателя.

Биографические основы написания

Произведение было создано 1 марта 1895 года и относится к раннему периоду творчества Брюсова. При чтении возникает ощущение, что стих очень сложен для восприятия и малопонятен, однако постепенно проникая в образную систему и открывая для себя мир символизма, начинаешь ощущать его тонкость, глубину и проникновенную прелесть.

Валерий Брюсов

Даже многим современникам Валерия Яковлевича казалось, что в структуре поэтического текста нет четкости и ясности. Но важно помнить, что символизм как литературное направление диктовал свои законы, поэтому метафоры сложны, многоплановы и предполагают сложную неоднозначную интерпретацию. Непонятным и алогичным видит Брюсов процесс творчества, который каждого поэта или художника перемещает в иное измерение, где царят непривычные законы.

Рассматривать текст стоит, помня, что искусство прошлого столетия представляло собой своеобразный творческий эксперимент. Любой автор пытался найти что-то свое, быть непохожим на других. Касается это не только литературы, но и живописи, музыки.

Тематика и проблематика

Валерий Брюсов занимается созданием собственного произведения

Тема стиха — творческий процесс, сумбур и хаос, который проникает во внутренний мир поэта и заставляет его выплескивать на бумагу потрясающие по красоте строки. Основная мысль, идея текста в том, что творческий процесс сложен, непостижим, описать его простыми словами невозможно. Именно поэтому и используются многозначные метафоры: для каждого поэта вдохновение — это что-то свое.

Событийного ряда в тексте нет, но он не производит впечатление беспорядочного потока сознания. Это совокупность звуков, движений, цветов, образов, создающая в итоге течение творческого процесса, плавный темп которого неожиданно сменяется буйством и динамичностью.

Чередуя пассивные и активные образы, символист создает собственный мир, в котором живет Творчество.

Использованные тропы

Основная прелесть символизма состоит во многообразии средств выразительности. Брюсов использует несколько тропов:

Благодаря использованию ярких красок поэту удается создать запоминающиеся образы. Основная часть речи, которую он использует, — существительные, поэтому в произведении мало действия. Гораздо более интересны Брюсову художественные образы, которые возникают в сознании творца. За счет использования перекрестной рифмы создается мелодичность звучания.

Жанр текста — программное стихотворение, которое значимо не только для анализа творческого пути Брюсова, но и для понимания поэзии символизма в целом.

Анализ образов

При подробном изучении текста в классе или дома важно провести оценку системы необычных образов, которые использует поэт. Лирический герой наполнен ожиданием, он осознает, что творческий процесс непостижим, именно в этом и смысл названия стихотворения. Поэт пытается раскрыть читателю тайны рождения поэтического текста, часто нелогичные, странные, пугающие. Композиционно можно выделить в произведении три части:

  1. Вступительная (первая строфа, творец способен видеть и воспринимать то, что обычным людям недоступно).
  2. Основная часть — описание вдохновения (строфы 2−4, творец, находящийся в этом состоянии, получает способность увидеть звук). Брюсов не заостряет внимание на образе поэта, гораздо важнее для него показать особенности творческого восприятия, при котором автор получает уникальную способность передать настроение окружающего мира. Его талант позволяет окрасить бытовые реалии яркими красками, показать их перерождение, представить в новом свете. Так рождаются образы прозрачных киосков, фиолетовых рук, лазоревой луны.
  3. Завершение (последняя строфа). Поэту удалось создать свое уникальное произведение, но особенность творчества в том, что только ему одному и удастся понять его полностью. Каждый читатель увидит в тексте что-то свое, поэтому не стоит удивляться тому, что стихотворение постепенно обрастет новым смыслом, который довольный собой художник даже не подразумевал.

Подробный анализ системы образов позволяет составить таблицу. В ней представлены наиболее значимые для понимания элементы художественной ткани стихотворения.

Строфа / Значимые образы Первая Вторая Третья Четвертая
Несозданные создания, во сне, эмалевая стена Руки, чертят звуки Прозрачные киоски, лазоревая луна Вся строфа (за исключением третьей строки)

Сложная образная система, использование алогичных элементов, сочетание зрительных и слуховых компонентов помогают поэту описать вдохновение.

Смена лирических героев

Отличительная черта поэзии XVIII—XIX вв. — наличие в тексте одного лирического героя, который пропускает сквозь себя происходящее и дает оценку. Брюсов же, будучи поэтическим новатором, решает отказаться от этого классического приема и вводит в текст двух лирических персонажей. Кратко процесс выглядит так:

  1. Повествование от третьего лица, героем является наблюдатель, который восхищается тем, как творит поэт, но не может до конца разобраться в действии. Строфы 1−3.
  2. Лирическим героем становится сам поэт, наслаждающийся готовым результатом, рожденным художественным текстом, который настолько сложен для восприятия, что близкие и друзьям, не говоря уже о простых читателях, будут видеть в нем что-то свое. Строфа 4.

Сначала художнику свойственно недовольство миром, который его окружает, поэтому он пытается его преобразить в своем творчестве. Постепенно серое равнодушие и разочарование сменяются гордостью и радостью, ведь в строках стихотворения скучный мир превращается в гармоничную феерию звука и цвета.


Однако не все так просто, ведь если посмотреть на произведения искусства Марка Шагала, на выполненные в кубизме лица Пикассо, то можно обнаружить, что характерная черта искусства того времени – это некий абсурдность, которая, впрочем, не лишена смысла. Подобную ситуацию легко объяснить тем, что искусство, которое находилось тогда на рубеже веков, нуждалось в новых формах. Брюсов выступает отцом отечественного символизма. Именно он считал символизм поэзией намеков.

В этом стихе последняя строка первой строфы выступает в качестве второй строки следующей строфы, а последняя строфа опять же возвращает читателя обратно к первой.

Только прочитав первые строки стихотворения, можно задаться вполне закономерным вопросом, который, вне всякого сомнения, возникнет у каждого, а кто же мог написать их? Может быть, это всего лишь безумец, которому нет место в обычном нормальном мире, которому место в психиатрической больнице?

Однако не все так просто, ведь если посмотреть на произведения искусства Марка Шагала, на выполненные в кубизме лица Пикассо, то можно обнаружить, что характерная черта искусства того времени – это некий абсурдность, которая, впрочем, не лишена смысла. Подобную ситуацию легко объяснить тем, что искусство, которое находилось тогда на рубеже веков, нуждалось в новых формах. Брюсов выступает отцом отечественного символизма. Именно он считал символизм поэзией намеков.

В этом стихе последняя строка первой строфы выступает в качестве второй строки следующей строфы, а последняя строфа опять же возвращает читателя обратно к первой.

Подобные записи

Истоки вдохновения

Наиболее отчётливо в нём заметны символы, связанные с культурной жизнью тогдашнего Парижа, из которой Брюсов черпал своё вдохновение. Значительное влияние на поэта оказали работы Фридриха Ницше.

Внешний образ поэта не передавал всего богатства его внутреннего мира. Его часто видели в чёрном сюртуке, застёгнутом на все пуговицы. Воротники всегда были тщательно накрахмалены, а когда Брюсов скрещивал руки, он был похож на Наполеона. Смерть поэта в 1924 году стала утратой для сообщества, ознаменовав завершение эпохи Серебряного века, а В. Иванов отметил, что Блок и Брюсов увели вместе с собой старых поэтов из нового мира.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Влияние на эпоху символизма

Анализ стихотворения Брюсова лучше начать с кратких сведений о поэте, тем более что он – личность незаурядная.

На счастье ценителей поэзии, Брюсов не ограничился только экспериментами: он развивал свой поэтический талант, наполняя произведения историческими событиями и образами из собственной жизни. Зачастую героями своих стихов он делал сильных личностей, персонажей истории или мифов, находясь под влиянием философии Ницше. Появление все новых и новых сборников являлось иллюстрацией того, как росло и крепло поэтическое мастерство Брюсова.

Анализ стихотворения Брюсова еще раз подтверждает основную мысль автора о том, что художник свободен в выборе темы, и ею может стать даже мистический процесс созидания.

Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках. Анализ стихотворения Брюсова показывает, что строки, повторяясь, сцепляются друг с другом, создавая сплошной поток фантастического сознания и чувств.

Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности. Как только иллюзорный образ оказывается на ярком свету под взором пытливого критика, он тот час же рассыпается, не давая никакой возможности пристально и внимательно его изучить. Такова его воздушная и хрупкая природа!

Один из основоположников русского символизма.

Основной поэтической практики и теоретических взглядов молодого Брюсова на искусство стали индивидуализм и субъективизм.

Индивидуализм и субъективизм Брюсов считал главными чертами характера поэта. Героев Брюсова (ассирийского царя — завоевателя, и безымянного халдейского пастуха, и Данте) объединяет ясность и определённость характера, дерзновенность мысли, преданность избранному пути, страстность служения своему призванию и своему историческому предназначению. Брюсова привлекает сила ума и духа этих людей, дарующая им возможность возвыситься над сиюминутными будничными заботами и мелкими страстями, открыть неведомое, повести мир к новым рубежам.

Брюсов обращается к древности, ища там героев — символов, которые были бы примером для нынешнего поколения. В этом и была одна из его черт символизма. Каждый его герой индивидуален и имеет собственное мнение, субъективное, отличное от других. В этих героях как нигде видны черты творчества Брюсова. Брюсов работал в литературе не так, как все, над одними и теми же темами, а создавал что — то своё, новое. Две основные темы творчества: урбанизация и тема личности. Тема города прошла через всё творчество поэта. Продолжая и объединяя разнородные традиции (Достоевского, Некрасова, Верлена, Бодлера и Верхарна).

Я выбрал эту тему что мне нравится этот писатель. Брюсов чутко уловил и выразил тревожные, трагические предощущение социальных катастроф и потрясений начала XX столетия. В его стихах запечатлён романтический порыв к миропорядку, где царили бы духовная свобода и единение людей. Он освежил и обновил поэтический язык, обогатив формы стиха, его ритмику, словарь, краски. Он как бы привил нам новое поэтическое зрение, приучил объемнее, глубже, чувствительнее воспринимать и расценивать поэзию. Многие первые советские писатели считают В. Я. Брюсова своим учителем и наставником. Брюсов сыграл исключительную роль в формировании новой поэзии в истории русской литературы XX века.


Вариант №3

История создания

История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.

Анализ стихотворения Брюсова лучше начать с кратких сведений о поэте, тем более что он – личность незаурядная.

На счастье ценителей поэзии, Брюсов не ограничился только экспериментами: он развивал свой поэтический талант, наполняя произведения историческими событиями и образами из собственной жизни. Зачастую героями своих стихов он делал сильных личностей, персонажей истории или мифов, находясь под влиянием философии Ницше. Появление все новых и новых сборников являлось иллюстрацией того, как росло и крепло поэтическое мастерство Брюсова.

Анализ стихотворения Брюсова еще раз подтверждает основную мысль автора о том, что художник свободен в выборе темы, и ею может стать даже мистический процесс созидания.

Композиционно оно построено оригинально: последняя строка четверостишия становится второй в следующих четырех строках. Анализ стихотворения Брюсова показывает, что строки, повторяясь, сцепляются друг с другом, создавая сплошной поток фантастического сознания и чувств.

Все стихотворения Брюсова, посвященные процессу творения, объединяет одна главная идея: творчество бесконечно и свободно, его нельзя постичь, оно боится ясности и громогласности. Как только иллюзорный образ оказывается на ярком свету под взором пытливого критика, он тот час же рассыпается, не давая никакой возможности пристально и внимательно его изучить. Такова его воздушная и хрупкая природа!

План-конспект урока (литература, 11 класс) по теме:
Творчество Брюсова В.Я


Предварительный просмотр:

Цели урока. познакомить учащихся с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, показать значение творчества поэта для русской поэзии, путём анализа стихотворений поэта выявить особенности его поэтики; подготовить учащихся к выполнению части В8 в тестах ЕГЭ.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами урок, посвящённый творчеству необычного человека, яркого поэта начала 20 века — В.Я.Брюсова.

Нам с вами предстоит на уроке познакомиться с творчеством поэта-символиста В.Я.Брюсова, определить место поэта в русской поэзии. Анализируя некоторые стихотворения, мы попробуем определить особенности его поэтики.

II. Опрос по пройденному материалу.

Давайте вспомним особенности творчества поэтики символистов.

— Что такое символизм?

— Что такое символ?

— Кто же стал основоположником русского символизма?

— В чём новаторство символистов?

III. Работа по теме урока.

Знакомство с биографией поэта:

Слово учителя: Я просила вас познакомиться с биографией поэта самостоятельно по материалам учебников, Интернета, дополнительной литературы. Расскажите, о каких интересных фактах биографии В.Брюсова вы узнали?

Слово учителя Безусловно, только экспериментами В.Я.Брюсов не ограничивался. Его творчество развивалось, окрашивалось событиями истории и собственной жизни. И появление разных сборников стихотворений В.Я.Брюсова как нельзя лучше иллюстрируют разные периоды творчества поэта.

— Как бы вы отнеслись к такому названию сборника молодого поэта? (Дал намеренно вызывающее название. Это самомнение, самоупоённость, самонадеянность, самовлюблённость.)

Давайте мы сейчас вместе попробуем проанализировать это стихотворение.

— Определите тему сти х отворения? (Поэт передаёт чувства, ощущения рождения нового произведения, шедевра. Это не создание, а угадывание.)

— Почему это стихотворение можно назвать символистским? ( Есть характерная лексика, образы-символы: сон, тени, тишина, ночь, тайны, луна.)

— Какие художественно-выразительные средства использует поэт в этом стихотворении? (Цветопись: фиолетовый, лазоревый (не лазурный)

Звукопись (аллитерация). повторение сонорных л, р, м, н.)

— В чём особенности композиции? (Строфы стихотворения оригинально связаны: последняя строка становится 2-й в следующей строфе. Это как бы сцепляет все строки стихотворения, создавая поток сознания и ощущений.)

— Как же создаётся образ творчества? (Постепенно, ведь действительность невозможно познать, она угадывается в переплетении теней и звуков).

— Какое состояние лирического героя передаёт Брюсов? (Это состояние муки, угадывания того, что потом будет облачено в поэтическую форму).

— Можно ли говорить о двоемирии, о переплетении мира реального и мира мечты? Давайте понаблюдаем за тем, как преображается реальный мир?

— Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

Слово учителя У Брюсова очень много стихотворений посвящено теме творчества. И все они разные. Но объединяет их одна общая мысль: творчество должно быть свободно, оно продолжается, его невозможно постичь, оно хрупко, иллюзорно, воздушно, боится громких звуков и яркого света.

— Какова основная мысль стихотворения?

— Как вы думаете, почему сборник носит такое название? Каков подтекст?

Слово учителя: Многим ценителям творчества Брюсова больше других нравится именно этот сборник его стихов. Вот, например, стихотворение «К самому Себе «, написанное в 1900г. (Чтение наизусть стихотворения учителем).

— Как же относится к самому себе поэт в этом стихотворении?

Слово учителя: Напомню только ещё раз, что этот сборник стихов был встречен русскими символистами как огромное событие. Критики убедились, что Брюсовым создан собственный стиль — звучный, чеканный, живописный.

— Как Брюсов говорит о своих заслугах?

За многих думал я, за всех знал муки страсти,
Но станет ясно всем, что эта песнь — о них,
И у далёких грёз в непобедимой власти
Прославят гордо каждый стих.

Революцию Брюсов принял лояльно, сотрудничал с большевиками, но годы Первой Мировой войны совпали для Брюсова с периодом тяжких переживаний, сомнений, поисков. Брюсов пытается выработать новую поэтическую манеру, соединить дорогую его сердцу античность и революционную действительность. В результате появляются странные и неудачные, даже непонятные строки:

Заключительное слово учителя. Так Брюсов пишет теперь о том, что ничто на свете: ни технический прогресс, ни революция, ни космические кризисы — не в силах уничтожить любовь, которая властвует над миром.

Надо сказать, что сам Брюсов не испытывал удовлетворения от таких стихов, но неустанно продолжает верить в неслучайность своего существования. Он считает, что в его жизни всё: и личные и исторические катастрофы, неустанный труд, творческие неудачи и взлёты, даже увлечение наркотиками — имеет свой смыл.

Да, творческая судьба этого поэта сложна, интересна, ярка! Он, словно очевидец, воспевает сокрытое веками. Брюсовский поэтический мир — это мир страстей и переживаний, это мир свободный. И хочется вновь вернуться к словам, с которых мы начали знакомство с творчеством этого поэта: В.Я.Брюсов — одна из наиболее ярких звёзд в созвездии символизма.

IV. Выводы по уроку, подведение итогов.

V. Рефлексия. Ответ на вопрос: В поэзии Брюсова я открыл для себя, что:

Композиция

Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.

В первой части поэт дает совет не думать о том, что происходить сейчас, а устремлять свои мысли в будущее: “не живи настоящим, только грядущее – область поэта” . Это объясняется желанием символистов того времени отдалиться от ненавистной им действительности и уйти в мир прекрасный, более совершенный – мир поэзии.

Второй совет может смутить читателя, удивить его, ведь им поэт призывает любить только себя, не проявлять сочувствия к окружающим: “никому не сочувствуй, сам же себя полюби беспредельно” . Но такая позиция тоже может быть оправдана направлением, к которому Брюсов относил себя, а также его личными качествами, которым был характерен некий эгоизм. Плюс, стоит помнить о молодости поэта, времени, для которого свойственно самолюбование, дерзость, самоуверенность.

Третьим советом Валерий Яковлевич просит юношу быть преданным искусству – “только ему, безраздумно, бесцельно” . Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.

Стихотворение “Юному поэту” посвящено теме поэзии, поиске ее места в жизни самого поэта и его читателей. Он считает, что поэт – особенная личность, которая отстранена от других людей, поэтому дает вымышленному юному поэту, собирательному образу всей творческой молодежи, советы, каким он должен быть и какую роль должен играть в мире: “Юноша бледный… ныне даю я тебе три завета…” .

И, если в начале стихотворения мы представляем перед собой яркий образ – это “юноша бледный со взором горящим” . Он молод, заинтересован, преисполнен силы и желания творить, и это заметно по его взгляду, то в конце стихотворения, получив наставления, он вдруг меняется: теперь он стоит перед нами “со взором смущенным” . Эти перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать свое назначение, выполнить его?

Требования к нему изначально невыполнимы, нереальны, но автор знает это, и его обещание пасть “бойцом побежденным” , скорее всего, также призрачны. Он не готов уступать, напротив, настроен бороться за свое место на Олимпе поэзии.

Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.

Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).

Средства выразительности

Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов: “беспредельно” , “безраздумно” , “бесцельно” , и метафор: “со взором горящим” , “паду я бойцом побежденным” .

Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова, уместно включенные в текст: “завет” , “ныне” , “со взором” , “паду” , “грядущее” . Это еще раз подчеркивает некую возвышенность деятельности поэта и ставит его выше каждодневных проблем.

Кол-во блоков: 12 | Общее кол-во символов: 25588
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

Читайте также: