Цель учебного плана школы
Обновлено: 08.07.2024
Учебный план школы является одним из основных документов образовательного учреждения. Назначение учебного плана:
- гарантировать получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом;
- предоставить школьникам возможность как более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;
- сохранение единого образовательного пространства.
Учебный план школы разрабатывается в образовательном учреждении и согласуется с муниципальным органом управления образованием. Его разработка начинается с изучения Базисного учебного плана. Утвержденного МО РФ и науки.
Базисный учебный план устанавливает:
- продолжительность обучения по каждой из ступеней обучения;
- недельную учебную нагрузку обучающихся, которая включает занятия по учебным предметам, также обязательные внеаудиторные занятия;
- количество учебных часов, которое финансируется государством;
Структура учебного плана:
- федеральный,
- национально-региональный,
- компонент ОУ.
При проектировании учебных планов школ необходимо помнить, что Базисный учебный план предоставляет образовательным учреждениям следующие возможности: наличие в нем инвариантной (обязательной для всех школ) и вариативной частей.
Задача образовательного учреждения:
- спроектировать вариативную часть своего учебного плана так, чтобы он учитывал особенности и интересы обучающихся;
- возможности педагогического коллектива;
- отражал основное назначение данной школы;
- результаты учебно-методической работы за прошлые годы;
- планы по развитию образовательного процесса;
- универсальный,
- базовый,
- профильный
Т.е.ориентированный на выполнение базовых стандартов образования в области гос.заказа и в области заказа ученика, родителя и местного сообщества
КОУ и внеаудиторная деятельность являются разделами учебного плана, позволяющими школе выстроить свое содержание, продиктованное спецификой и особенностями школы. Т.е. они определяют направление школы
При проектировании УП необходимо:
- приказ директора школы о формировании проекта учебного плана и образовательной программы, где руководителям МО дается указание провести изучение запросов учащихся, определение социального заказа.
- в 3 четверти проводится анкетирование учащихся и родителей со 2 по 10 класс с целю выявления потребностей обучающихся для изучения предметов отведенных на компонент образовательного учреждения, а также предметов внеаудиторной деятельности и консультации.
- КОУ
- Часы внеаудиторной деятельности 2011-12 уч.год (после обеда )
Итог анкетирования обсуждается на методсовете школы
По итогам анализа анкетирования учащихся, обновленного анализа СКС и соц.опроса можно определить предметы необходимые для введения в учебный план . После определения предметов выбора учителя-предметники разрабатывают программы , которые рассматриваются на заседании ЭС школы.
Компонент ОУ определяется:
- с учетом проблем содержания компонента учреждения;
- обоснованием могут служить большой % выбора, специфика школы, сформированная из сводного анализа СКС и ресурсного обеспечения качества образования.
Приложение (Учебный план МОУ Сулгачинской средней общеобразовательной школы).
Учебный план начального общего образования Начальная общеобразовательная школа сформирован с целью реализации основной образовательной программы начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС) и с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: - формирование гражданской идентичности школьников; - приобщение их к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; - готовность к продолжению образования в основной школе; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающихся в соответствии с их индивидуальностью.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение целей НОО:
- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
-личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Учебный план (УП) — нормативный документ, который определяет:
- структуру и длительность учебного года, каникул;
- перечень учебных предметов;
- распределяемость дисциплин по годам обучения;
- количество и график обязательных и факультативных занятий;
- количество часов каждого отдельного предмета в течение недели и в течение года в каждом классе.
Учебные планы создаются в соответствии с государственными стандартами образования. УП вузов и ссузов устанавливают объем часов на семестр и на все годы обучения. Фиксируется количество лекционных занятий, практических, семинаров, лабораторных. Учитываются способы итоговой проверки знаний по дисциплине — экзамен или зачет, количество и виды практик в год, их длительность.
Учебный план структурирует, упорядочивает образовательный процесс. Каждое образовательное учреждение создает свой документ (несколько).
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Основные виды
Выделяют 3 вида учебных планов:
- базовый;
- типовой;
- план общеобразовательной школы.
Независимо от вида, к УП предъявляются требования:
- при создании должен базироваться на соблюдении санитарно-эпидемиологических норм, условий, которые необходимы для получения образования;
- обязательное включение в программу обучения государственного, родного языка и определение количества часов;
- ориентироваться на этнический состав учащихся и в соответствии с этим предоставлять возможности факультативных занятий.
Это база для формирования образовательных, познавательных, нравственных ценностей учащихся. Документ должен решать следующие задачи:
- воспитание в гражданском, патриотическом духе;
- формирование в учащихся основных культурных ценностей;
- создание мотивации для продолжения образовательного процесса на последующих степенях обучения;
- следование принципам здорового образа жизни;
- развитие поведенческих навыков в чрезвычайных ситуациях;
- индивидуальный подход и развитие личности.
Базисный учебный план, характеристика
Базисный учебный план (БУП) — нормативно-правовой государственный акт, одна из частей госстандарта, которая устанавливает порядок образовательного процесса.
Базисный нормативный акт для начальной школы (1–4 классы) устанавливает срок обучения 4 года. Длительность года обучения в 1 классе составляет 33 недели, 2–4 классы — от 34 недель. Норма времени для урока в 1 классе — 35 минут, 2–4 классы — 35–45 минут.
БУП для 5–9 классов устанавливает срок обучения 5 лет. Продолжительность учебного года может составлять 34–37 недель. Временные рамки урока — 45 минут.
В состав базисного документа образования входят:
- Определение длительности обучения и выделение, характеристика его отдельных этапов.
- Определение общей недельной нагрузки в соответствии с возрастом учащихся.
- Количество часов факультативных занятий.
- Общий объем нагрузки, включающий обязательные занятия, дополнительные и самостоятельную внеклассную работу учеников.
Составные компоненты базисного плана
Базисный учебный план состоит из трех компонентов, их соотношения:
- федеральный компонент должен составлять 75% от общего учебного времени;
- региональный или национально-региональный компонент занимает от 10%;
- компонент учебного заведения (факультативы по желанию) — от 10%.
БУП является фундаментальным для формирования других аналогичных документов.
Типовой учебный план, характеристика
Типовой учебный план — нормативный документ необязательного характера. Разрабатывается, ориентируясь на положения базисного плана.
Типовой учебный план обязательно должен быть утвержден министерством общего и профессионального образования РФ. Допускается его корректировка специалистами образовательного учреждения.
Различают 2 вида типовых УП:
- В основе индивидуального УП учреждения лежат положения базового нормативного документа.
- Рабочий учебный план учреждения образования каждый год одобряется Советом образовательного заведения. Он устанавливает порядок проведения, количество часов авторских или рабочих программ.
При разработке типового образовательного документа учитывают:
- общепринятые нормы воспитании в организации образования;
- технологическую подготовку учащихся;
- разделение процесса обучения на теоретическую и практическую части;
- возрастную категорию учащихся.
Учебный план общеобразовательной школы
Учебный план общеобразовательной школы разрабатывается в соответствии с базисным и региональным документами. В нем отражаются характерные черты конкретного учебного заведения.
Обучение подразделено на 3 ступени: 1-я ступень – 1-4 классы, 2-я – 5-9 классы, 3-я – 10-11 классы.
Каждая из ступеней, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение в наборе базовых учебных курсов и занятий по выбору учащихся. Основой базисного учебного плана является осуществление принципа преемственности между его ступенями.
Учебный план школы направлен на достижение следующих целей:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни и обществе, создание основы для успешной социализации в обществе;
создание благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся на основе концепции профильного обучения, инновационного построения образовательного процесса;
усиление дифференциации и индивидуализации образовательного процесса путем создания и реализации вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты обучающихся – от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями;
обеспечение в школе необходимой базовой подготовки учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий;
построение основного и дополнительного образования на основе принципов здоровьесбережения, формирование представлений о здоровом образе жизни как о принципиальном элементе интеллектуально-нравственной культуры учащихся.
Учебный план состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной
В инвариантной части учебного плана реализуются федеральный и региональный компоненты, что гарантирует овладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков и профильную подготовку в классах 3 ступени обучения по профильным предметам.
В вариативной части учебного плана реализуются элективные курсы – обязательные для посещения предметы по выбору обучающихся.
Начальная школа представлена классами, в которых обучаются дети разных уровней способностей. В 2012-2013 учебном году школа продолжает внедрение ФГОС нового поколения в 9 классах: 1а, б, в, 2а, 2б, 2в, 3а, б, в. Учебный план этих классов составлен в соответствии примерных учебных планов для ОУ РС (Я), реализующих федеральные государственные образовательные стандарты. Внеурочная деятельность организуется в форме кружков, секций по направлениям развития личности: проектно-исследовательское, техническое творчество, вокально-хоровое, танцевальное, художественно-эстетическое, краеведческое, интеллектуальное.
План для 1 - 4 классов обеспечивает развитие обучающихся, овладение основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. В связи с этим обучение в этих классах ведется:
по системе Л.В. Занкова – 1а класс (русский язык)
Учебный план 5-8 классов и его обоснование
Имеются 10 общеобразовательных классов: 5а, б, 6а, б, в, 7а, б, в, 8а, б. Основное внимание на 2-й ступени обучения акцентируется на создании условий для формирования познавательных интересов, что позволяет школьнику определить область научных знаний, в рамках которой на старшей ступени может состояться его самоопределение.
План содержит инвариантную часть, куда входят предметы федерального и регионального компонента, и вариативную часть (часы проектной деятельности), содержащий предметы по выбору учащихся.
Часы КОУ учебного плана распределены для повышения интереса к учебным предметам, для расширения и углубления содержания учебных предметов инвариантной части (математика, русский язык, родной язык, физика, биология, химия и т.д.)
Часы проектной деятельности используются для создания условий осознанного выбора профиля обучения в старшей школе, для реализации идеи предпрофильного обучения.
Учебный план 9-х классов и его обоснование
План для 9-х классов в соответствии с требованиями БУП РС (Я) 2005 г. содержит федеральный компонент, представленный группой предметов базового уровня, региональный компонент и компонент ОУ.
Часы проектной деятельности использованы для проведения индивидуальных творческих занятий, повышения правоведческой культуры, организации исследовательской деятельности.
Учебный план 10-11 классов и его обоснование
План для 10-11-х классов обеспечивает среднее (полное) общее образование как завершающую ступень общего образования, призван обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию старшеклассников, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.
На 3-ей ступени обучения имеется класс универсального (непрофильного) обучения: 11б - и профильного обучения: политехнических 10а, 11а классов, социально-естественного 11б класса.
С учетом обязательности ЕГЭ по русскому языку и математике увеличены часы по этим предметам за счет часов КОУ и консультаций.
Часы КОУ распределены для обеспечения расширенного изучения отдельных предметов программы полного общего образования, для подготовки к ЕГЭ.
Часы проектной деятельности используются для развития творческих способностей, интересов, личностного и профессионального самоопределения, проведения исследовательской деятельности и призваны обеспечить условия качественной подготовки к непрерывному профессиональному образованию.
3. Структура учебного плана и обоснование логики выстраивания образовательной вертикали.
В инвариантной части учебного плана реализуются федеральный и региональный образовательные компоненты, которые обеспечивают единство образовательного пространства РФ и РС(Я) и гарантируют овладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования.
Вариативная часть обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывает их личностные особенности, интересы и склонности.
Физическая культура с 1-го по 11 классы изучается в объеме 3 часов в неделю как предмет федерального компонента. Все желающие интенсивно заниматься спортом получают дополнительную физическую подготовку за счет дополнительного образования в спортивных секциях и кружках.
Похожие документы:
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей (1)
Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей (2)
Пояснительная записка к учебному плану 1- 4 классов на 2012-2013 учебный год
. .2012 г. и утвержден приказом директора № от Учебный план школы направлен на достижение следующих целей: • формирование общей культуры личности обучающихся .
Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей обучения обучающихся начальной школы: •
. образования РФ. Цели. Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей обучения обучающихся начальной школы: • формирование . школьников в диалог. Место предмета в базисном учебном плане. Учебный план МБОУ СОШ № 1п.Фряново отводит .
Читайте также: