Цель учебного плана школы

Обновлено: 08.07.2024

Учебный план школы является одним из основных документов образовательного учреждения. Назначение учебного плана:

  • гарантировать получение обучающимися обязательного минимума образования в соответствии с государственным стандартом;
  • предоставить школьникам возможность как более полно реализовать свой потенциал, удовлетворить свои образовательные потребности и интересы, развить разнообразные способности;
  • сохранение единого образовательного пространства.

Учебный план школы разрабатывается в образовательном учреждении и согласуется с муниципальным органом управления образованием. Его разработка начинается с изучения Базисного учебного плана. Утвержденного МО РФ и науки.

Базисный учебный план устанавливает:

  • продолжительность обучения по каждой из ступеней обучения;
  • недельную учебную нагрузку обучающихся, которая включает занятия по учебным предметам, также обязательные внеаудиторные занятия;
  • количество учебных часов, которое финансируется государством;

Структура учебного плана:

  • федеральный,
  • национально-региональный,
  • компонент ОУ.

При проектировании учебных планов школ необходимо помнить, что Базисный учебный план предоставляет образовательным учреждениям следующие возможности: наличие в нем инвариантной (обязательной для всех школ) и вариативной частей.

Задача образовательного учреждения:

  • спроектировать вариативную часть своего учебного плана так, чтобы он учитывал особенности и интересы обучающихся;
  • возможности педагогического коллектива;
  • отражал основное назначение данной школы;
  • результаты учебно-методической работы за прошлые годы;
  • планы по развитию образовательного процесса;
  • универсальный,
  • базовый,
  • профильный

Т.е.ориентированный на выполнение базовых стандартов образования в области гос.заказа и в области заказа ученика, родителя и местного сообщества

КОУ и внеаудиторная деятельность являются разделами учебного плана, позволяющими школе выстроить свое содержание, продиктованное спецификой и особенностями школы. Т.е. они определяют направление школы

При проектировании УП необходимо:

  • приказ директора школы о формировании проекта учебного плана и образовательной программы, где руководителям МО дается указание провести изучение запросов учащихся, определение социального заказа.
  • в 3 четверти проводится анкетирование учащихся и родителей со 2 по 10 класс с целю выявления потребностей обучающихся для изучения предметов отведенных на компонент образовательного учреждения, а также предметов внеаудиторной деятельности и консультации.
  • КОУ
  • Часы внеаудиторной деятельности 2011-12 уч.год (после обеда )

Итог анкетирования обсуждается на методсовете школы

По итогам анализа анкетирования учащихся, обновленного анализа СКС и соц.опроса можно определить предметы необходимые для введения в учебный план . После определения предметов выбора учителя-предметники разрабатывают программы , которые рассматриваются на заседании ЭС школы.

Компонент ОУ определяется:

  • с учетом проблем содержания компонента учреждения;
  • обоснованием могут служить большой % выбора, специфика школы, сформированная из сводного анализа СКС и ресурсного обеспечения качества образования.

Приложение (Учебный план МОУ Сулгачинской средней общеобразовательной школы).

Учебный план начального общего образования Начальная общеобразовательная школа сформирован с целью реализации основной образовательной программы начального общего образования, разработанной в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС) и с учётом примерной основной образовательной программы начального общего образования. Учебный план отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: - формирование гражданской идентичности школьников; - приобщение их к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям; - готовность к продолжению образования в основной школе; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающихся в соответствии с их индивидуальностью.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение целей НОО:

- формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

- готовность обучающихся к продолжению образования на последующих уровнях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

-личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Учебный план (УП) — нормативный документ, который определяет:

  • структуру и длительность учебного года, каникул;
  • перечень учебных предметов;
  • распределяемость дисциплин по годам обучения;
  • количество и график обязательных и факультативных занятий;
  • количество часов каждого отдельного предмета в течение недели и в течение года в каждом классе.

Учебные планы создаются в соответствии с государственными стандартами образования. УП вузов и ссузов устанавливают объем часов на семестр и на все годы обучения. Фиксируется количество лекционных занятий, практических, семинаров, лабораторных. Учитываются способы итоговой проверки знаний по дисциплине — экзамен или зачет, количество и виды практик в год, их длительность.

Учебный план структурирует, упорядочивает образовательный процесс. Каждое образовательное учреждение создает свой документ (несколько).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Основные виды

Выделяют 3 вида учебных планов:

  • базовый;
  • типовой;
  • план общеобразовательной школы.

Независимо от вида, к УП предъявляются требования:

  • при создании должен базироваться на соблюдении санитарно-эпидемиологических норм, условий, которые необходимы для получения образования;
  • обязательное включение в программу обучения государственного, родного языка и определение количества часов;
  • ориентироваться на этнический состав учащихся и в соответствии с этим предоставлять возможности факультативных занятий.

Это база для формирования образовательных, познавательных, нравственных ценностей учащихся. Документ должен решать следующие задачи:

  • воспитание в гражданском, патриотическом духе;
  • формирование в учащихся основных культурных ценностей;
  • создание мотивации для продолжения образовательного процесса на последующих степенях обучения;
  • следование принципам здорового образа жизни;
  • развитие поведенческих навыков в чрезвычайных ситуациях;
  • индивидуальный подход и развитие личности.

Базисный учебный план, характеристика

Базисный учебный план (БУП) — нормативно-правовой государственный акт, одна из частей госстандарта, которая устанавливает порядок образовательного процесса.

Базисный нормативный акт для начальной школы (1–4 классы) устанавливает срок обучения 4 года. Длительность года обучения в 1 классе составляет 33 недели, 2–4 классы — от 34 недель. Норма времени для урока в 1 классе — 35 минут, 2–4 классы — 35–45 минут.

БУП для 5–9 классов устанавливает срок обучения 5 лет. Продолжительность учебного года может составлять 34–37 недель. Временные рамки урока — 45 минут.

В состав базисного документа образования входят:

  1. Определение длительности обучения и выделение, характеристика его отдельных этапов.
  2. Определение общей недельной нагрузки в соответствии с возрастом учащихся.
  3. Количество часов факультативных занятий.
  4. Общий объем нагрузки, включающий обязательные занятия, дополнительные и самостоятельную внеклассную работу учеников.

Составные компоненты базисного плана

Базисный учебный план состоит из трех компонентов, их соотношения:

  • федеральный компонент должен составлять 75% от общего учебного времени;
  • региональный или национально-региональный компонент занимает от 10%;
  • компонент учебного заведения (факультативы по желанию) — от 10%.

БУП является фундаментальным для формирования других аналогичных документов.

Типовой учебный план, характеристика

Типовой учебный план — нормативный документ необязательного характера. Разрабатывается, ориентируясь на положения базисного плана.

Типовой учебный план обязательно должен быть утвержден министерством общего и профессионального образования РФ. Допускается его корректировка специалистами образовательного учреждения.

Различают 2 вида типовых УП:

  1. В основе индивидуального УП учреждения лежат положения базового нормативного документа.
  2. Рабочий учебный план учреждения образования каждый год одобряется Советом образовательного заведения. Он устанавливает порядок проведения, количество часов авторских или рабочих программ.

При разработке типового образовательного документа учитывают:

  • общепринятые нормы воспитании в организации образования;
  • технологическую подготовку учащихся;
  • разделение процесса обучения на теоретическую и практическую части;
  • возрастную категорию учащихся.

Учебный план общеобразовательной школы

Учебный план общеобразовательной школы разрабатывается в соответствии с базисным и региональным документами. В нем отражаются характерные черты конкретного учебного заведения.

Обучение подразделено на 3 ступени: 1-я ступень – 1-4 классы, 2-я – 5-9 классы, 3-я – 10-11 классы.

Каждая из ступеней, решая общие задачи, имеет свои специфические функции, связанные с возрастными особенностями учащихся. Они находят отражение в наборе базовых учебных курсов и занятий по выбору учащихся. Основой базисного учебного плана является осуществление принципа преемственности между его ступенями.

Учебный план школы направлен на достижение следующих целей:

формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни и обществе, создание основы для успешной социализации в обществе;

создание благоприятных условий для удовлетворения образовательных потребностей обучающихся на основе концепции профильного обучения, инновационного построения образовательного процесса;

усиление дифференциации и индивидуализации образовательного процесса путем создания и реализации вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты обучающихся – от одаренных детей до детей с ограниченными возможностями;

обеспечение в школе необходимой базовой подготовки учащихся по основным направлениям применения информационных и коммуникационных технологий;

построение основного и дополнительного образования на основе принципов здоровьесбережения, формирование представлений о здоровом образе жизни как о принципиальном элементе интеллектуально-нравственной культуры учащихся.

Учебный план состоит из 2-х частей: инвариантной и вариативной

В инвариантной части учебного плана реализуются федеральный и региональный компоненты, что гарантирует овладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков и профильную подготовку в классах 3 ступени обучения по профильным предметам.

В вариативной части учебного плана реализуются элективные курсы – обязательные для посещения предметы по выбору обучающихся.

Начальная школа представлена классами, в которых обучаются дети разных уровней способностей. В 2012-2013 учебном году школа продолжает внедрение ФГОС нового поколения в 9 классах: 1а, б, в, 2а, 2б, 2в, 3а, б, в. Учебный план этих классов составлен в соответствии примерных учебных планов для ОУ РС (Я), реализующих федеральные государственные образовательные стандарты. Внеурочная деятельность организуется в форме кружков, секций по направлениям развития личности: проектно-исследовательское, техническое творчество, вокально-хоровое, танцевальное, художественно-эстетическое, краеведческое, интеллектуальное.

План для 1 - 4 классов обеспечивает развитие обучающихся, овладение основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. В связи с этим обучение в этих классах ведется:

по системе Л.В. Занкова – 1а класс (русский язык)

Учебный план 5-8 классов и его обоснование

Имеются 10 общеобразовательных классов: 5а, б, 6а, б, в, 7а, б, в, 8а, б. Основное внимание на 2-й ступени обучения акцентируется на создании условий для формирования познавательных интересов, что позволяет школьнику определить область научных знаний, в рамках которой на старшей ступени может состояться его самоопределение.

План содержит инвариантную часть, куда входят предметы федерального и регионального компонента, и вариативную часть (часы проектной деятельности), содержащий предметы по выбору учащихся.

Часы КОУ учебного плана распределены для повышения интереса к учебным предметам, для расширения и углубления содержания учебных предметов инвариантной части (математика, русский язык, родной язык, физика, биология, химия и т.д.)

Часы проектной деятельности используются для создания условий осознанного выбора профиля обучения в старшей школе, для реализации идеи предпрофильного обучения.

Учебный план 9-х классов и его обоснование

План для 9-х классов в соответствии с требованиями БУП РС (Я) 2005 г. содержит федеральный компонент, представленный группой предметов базового уровня, региональный компонент и компонент ОУ.

Часы проектной деятельности использованы для проведения индивидуальных творческих занятий, повышения правоведческой культуры, организации исследовательской деятельности.

Учебный план 10-11 классов и его обоснование

План для 10-11-х классов обеспечивает среднее (полное) общее образование как завершающую ступень общего образования, призван обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию старшеклассников, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

На 3-ей ступени обучения имеется класс универсального (непрофильного) обучения: 11б - и профильного обучения: политехнических 10а, 11а классов, социально-естественного 11б класса.

С учетом обязательности ЕГЭ по русскому языку и математике увеличены часы по этим предметам за счет часов КОУ и консультаций.

Часы КОУ распределены для обеспечения расширенного изучения отдельных предметов программы полного общего образования, для подготовки к ЕГЭ.

Часы проектной деятельности используются для развития творческих способностей, интересов, личностного и профессионального самоопределения, проведения исследовательской деятельности и призваны обеспечить условия качественной подготовки к непрерывному профессиональному образованию.

3. Структура учебного плана и обоснование логики выстраивания образовательной вертикали.

В инвариантной части учебного плана реализуются федеральный и региональный образовательные компоненты, которые обеспечивают единство образовательного пространства РФ и РС(Я) и гарантируют овладение выпускниками школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования.

Вариативная часть обеспечивает индивидуальный характер развития школьников, учитывает их личностные особенности, интересы и склонности.

Физическая культура с 1-го по 11 классы изучается в объеме 3 часов в неделю как предмет федерального компонента. Все желающие интенсивно заниматься спортом получают дополнительную физическую подготовку за счет дополнительного образования в спортивных секциях и кружках.

Похожие документы:

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей (1)

Курс литературного чтения направлен на достижение следующих целей (2)

Пояснительная записка к учебному плану 1- 4 классов на 2012-2013 учебный год

. .2012 г. и утвержден приказом директора № от Учебный план школы направлен на достижение следующих целей: • формирование общей культуры личности обучающихся .

Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей обучения обучающихся начальной школы: •

. образования РФ. Цели. Рабочая программа имеет направление на достижение следующих целей обучения обучающихся начальной школы: • формирование . школьников в диалог. Место предмета в базисном учебном плане. Учебный план МБОУ СОШ № 1п.Фряново отводит .

Читайте также: