Научная деятельность коперника бруно галилея краткое содержание

Обновлено: 05.07.2024

Иную линию поведения по отношению к запретам религиозного ми­ровоззрения выбрал в конце жизни соотечественник Бруно, выдаю­щийся естествоиспытатель, философ, механик Галилео Галилей. Последова­тель гелиоцентрической системы мира, он впервые использовал для астрономических наблюдений оптический прибор — телескоп, благо­даря чему сделал целый ряд открытий в астрономии. Разглядев на Луне рельеф поверхности, горы и кратеры, напоминающие земные, Галилей убедительно доказывал неправомерность деления мира на земной и небесный. Учёный открыл спутники Юпитера, разглядел пятна на Солнце, доказал, что Венера вращается вокруг Солнца и, подобно Луне, меняет свои фазы. Галилей разглядел, что Млечный Путь — это грандиозное скопление звёзд, не различимых невооружён­ным глазом.

С каждым десятилетием знаний о Вселенной накапливалось всё больше, и никакие запреты не могли остановить развитие естественно­научной мысли. Австрийский учёный И. Кеплер (1571 —1630) открыл законы движения планет. Французский учёный Р. Декарт создал вихревую модель Вселенной, в соответствии с которой все не­бесные тела образовывались в результате вихревых движений миро­вой материи. Одинаковые частицы, непрерывно двигаясь и взаимо­действуя, объединялись в тела разной формы и разных размеров. С точки зрения Декарта, Солнечная система представляет собой один из таких вихрей мировой материи, а планеты вращаются вокруг Солн­ца, увлекаемые этим вихрем. В 1666 г. молодой Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения (ему было всего 23 года!). В XVII в. в есте­ствознании господствовало ньютоновское представление о том, что первый толчок Вселенной сообщила сверхъестественная сила, предо­ставившая затем материи двигаться в соответствии с законами меха­ники.

В XVIII—XIX вв. знания о Вселенной углублялись и расширялись. Сформировалось представление о галактиках как о вращающихся об­разованиях, состоящих из огромного количества звёзд. На звёздном небе они могут выглядеть как туманности, аналогичные Млечному Пути. Постепенно человечество стало осознавать истинные масштабы Вселенной.

К Клавдию Птолемею. Именно Птолемея считают праотцом современной популярной астрологии. Он жил в Египте, где и работал в Александрийской библиотеке во II столетии. Модель устройства системы мира разработанная Птолемеем была практически общепринятой в западном мире, в Средневековье активно поддерживалась церковью, поэтому занимала главенствующее положение в течении несколько столетий, аж до 1543 года. Основная её идея заключалась в том, что Земля является неподвижным центром Вселенной. Все остальные планеты и звезды, Солнце и Луна, будучи прикрепленными к идеальным прозрачным сферам, движутся вокруг Земли . Сложная модель Птолемея, тем не менее, позволяла достаточно достоверно предсказывать движения планет на небесной сфере.

Теория Коперника не хуже Птолемеевой позволяла рассчитать движения планет, и получила название гелиоцентрическая система мира.

Благодаря телескопу, Галилей обнаружил темные пятна на поверхности Солнца, горы и кратеры на Луне. Это доказывало, что Луна и другие планеты подчиняются тем же законам природы, что и Земля.

Конфликт с церковью был также неизбежен. До конца своих дней ученый был под надзором инквизиции, все его работы подлежали тщательной цензуре. Умер Галилео Галилей в возрасте 78 лет, в своей постели.

Но один человек считал, что и Коперник пошел недостаточно далеко в своих идеях. Его звали Джордано Бруно (1548—1600). Даже будучи молодым монахом он жаждал знать все о мире вокруг него, он читал книги, запрещенные церковью и считал, что космос бесконечен и вселенная куда более безгранична, как и сама идея Бога. Вскоре Бруно стал миссионером, проповедующим идею бесконечности космоса по всей Европе. Он с радостью принял предложение прочитать лекцию в Оксфорде, где, как думал он, у него есть шанс поделиться своими идеями с равными себе. Но и там не нашел поддержки. В родной Италии он был отлучен от Римской католической церкви, изгнан в Швейцарии и Германии.

Новый величайший переворот в системе культуры происходит в эпоху Возрождения, которая охватывает XIV — начало XVII века. Возрождение — это эпоха формирования капиталистических отношений, первоначального накопления капитала, повышения социальной и политической роли города, буржуазных классов, формирования абсолютистских монархий и национальных государств, эпоха глубоких социальных конфликтов, религиозных войн, ранних гражданских революций, возрождения античной культуры, век титанов мысли и духа.

Эпоха Возрождения (возрождения) охватывает период с четырнадцатого по начало семнадцатого века. Социальной основой развития естественных наук в XV-XVII веках является вызревание новых капиталистических общественных отношений в рамках феодального общества. Быстрый рост производительных сил, более полное и разнообразное использование природы, открытие новых источников сырья и драгоценных металлов, а также новых рынков сбыта в результате многочисленных путешествий и расширения торговли — все это изменило европейскую экономику и привело к революции в социальной жизни европейских стран.

Сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению был нанесен не только распространением гуманистических идей, но и развитием естественных наук. В эпоху позднего Возрождения (XVI — начало XVII века) в Европе (особенно в Италии) распространились натурфилософские идеи.

Наиболее выдающимися представителями натурфилософии эпохи Возрождения были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер.

Астрономические открытия Н. Коперника и Д. Бруно их мировоззренческое значение - Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения

Мировоззренческий поворот эпохи Возрождения

Натурфилософия эпохи Возрождения для понимания и интерпретации сущности существования природы и мира основывается на научных и географических открытиях того времени. Религиозное отношение к природе и человеку начинает заменяться математическим и механистическим.

Главное отличие представителей натурфилософии от предыдущих мыслителей-идеалистов заключалось в том, что они основали материалистическое мировоззрение и сформировали научное мировоззрение, свободное от теологии. В новом мировоззрении натурфилософии Бог, природа и космос едины, а Земля не является центром Вселенной. Это было философское течение, которое рассматривало мир как познаваемый, мир, к которому можно прийти через разум, а не через божественное откровение.

Самыми выдающимися выразителями натурфилософии эпохи Возрождения были Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и Иоганн Кеплер. Они пытались опровергнуть ряд учений Церкви о Боге, Вселенной, космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия. Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению картины мира, но и изменению концепции науки и взаимоотношений между теорией и практикой.

Открытия и научные теории Леонардо да Винчи, Джордано Бруно и Николая Коперника сыграли особую роль в области астрономии и движения небесных тел. Гелиоцентрическая концепция строения Вселенной представляла собой поистине революционный переворот в представлении о мироустройстве, характеризующемся объективными, внутренне присущими и универсальными законами бытия и движения. Доказательство их существования основано на научных фактах, полученных путем наблюдения, эксперимента, экспериментальной проверки как научных методов познания. Математика становится универсальным методом доказательства законов бытия природы и Вселенной, а также методом анализа эмпирических данных, полученных при наблюдении за движением небесных тел. Укрепляется рационалистическое, но доказательное, не схоластическое понимание законов бытия в мире как универсальной сущности. Рационалистическое, научное мировоззрение пробивает себе дорогу и начинает успешно конкурировать с религиозными и теологическими подходами.

Коперниканская революция

Обладая широким умом, Коперник первым взглянул на накопленный тысячелетиями опыт астрономии глазами человека эпохи Возрождения: смелого, уверенного в себе, творческого и новаторского. Предшественникам Коперника не хватило смелости отказаться от самого геоцентрического принципа, и они либо пытались усовершенствовать тонкости птолемеевской системы, либо обращались к еще более древней схеме гомоцентрических сфер. Коперник был в состоянии порвать с этой тысячелетней консервативной астрономической традицией, преодолеть поклонение старым авторитетам. Н. Коперником двигала идея внутреннего единства и систематичности астрономических знаний; он искал в природе простоту и гармонию, ключ к объяснению единой сущности многих, казалось бы, разных явлений. Результатом этих поисков стала гелиоцентрическая система мира.

Меньшая сложность теории Коперника и большая точность вычислений положений планет в гелиоцентрических таблицах, которая была достигнута только в начале, не были главными преимуществами его теории.

В чем реальная заслуга, привлекательность и реальная сила теории Коперника? Почему это привело к революционному преобразованию всего естествознания?

Новое всегда возникает на основе и в системе старого. Коперник не был исключением в этом отношении. Он по-прежнему разделял многое из старой аристотелевской космологии. Например, он представлял себе Вселенную как замкнутое пространство, ограниченное сферой неподвижных звезд. Он не отступил от аристотелевской догмы, что истинное движение небесных тел может быть только равномерным и круговым. Кстати, желание восстановить аристотелевские принципы движения небесных тел, которые были нарушены при разработке геоцентрической системы, было одним из мотивов, побудивших Коперника искать другие, негеоцентрические подходы к описанию движения планет.

Более того, Коперник пытался создать логически простую и последовательную планетарную теорию. Именно в отсутствии такой простоты и последовательности Коперник увидел фундаментальную несостоятельность теории Птолемея. В этой теории не было единого центрального принципа, который мог бы объяснить систематические закономерности в движении планет. Коперник был уверен, что представление движений небесных тел в виде единой системы позволит определить реальные физические свойства небесных тел, то есть то, о чем геоцентрическая модель вообще не говорила. И поэтому он рассматривал свою теорию как теорию реального строения Вселенной.

Дж. Бруно: Идеологические выводы из коперниканизма

Задача сравнения птолемеевской и коперниканской теорий не обновлялась до 1970-х годов, когда два знаменитых астрономических события (вспышка сверхновой в 1572 году и яркая комета в 1577 году) вновь бросили вызов основам аристотелевской космологии. Философские и теоретические выводы из гелиоцентризма и его дальнейшее развитие и уточнение — заслуга ученых следующего поколения. Среди них: Тихо Браге, Дж. Бруно, И. Кеплер, Г. Галилей, Дж. Борелли и др.

Прежде всего, идеологические выводы из Коперниканизма не заставили себя ждать. Признав подвижность и планетарную уникальность Земли, теория Коперника устранила вековое представление о едином центре вращения во Вселенной. Центром вращения стало Солнце. Но Солнце не было уникальным телом. О его тождестве со звездами подозревали еще в древности. И поэтому следующий шаг мирских выводов был естественным. Его составил бывший монах одного из монастырей в Неаполе Джордано Бруно (1548 — 1600), человек чрезвычайно яркий, смелый, способный на бескомпромиссное преследование истины. Бруно в шестидесятых годах прошлого века поначалу скептически относился к гелиоцентрическому мировоззрению Коперника. Он обратился к Птолемею и материалистическим учениям древнегреческих мыслителей, особенно атомистов, о бесконечности Вселенной, чтобы выработать свой собственный взгляд на структуру космоса. На него также оказали сильное влияние идеи Николая Кузы, который отрицал, что какое-либо тело может быть центром Вселенной, поскольку она бесконечна. Увлеченный этой идеей, Бруно понял грандиозные возможности гелиоцентризма, обогатив его идеей бесконечности Вселенной. Объединив гелиоцентризм с идеями Н. Кузанского об изотропии, однородности и бесконечности Вселенной, Бруно пришел к построению концепции множественности планетных систем в бесконечной Вселенной.

Бруно набросал первый набросок современной картины вечной, не имеющей существ, материальной, единой, бесконечно развивающейся вселенной с бесконечным числом очагов разума в ней. В свете учения Дж. Бруно теория Коперника понижает свой ранг: она оказывается не теорией всей Вселенной, а теорией лишь одной из многих планетарных систем Вселенной, и, возможно, не самой выдающейся из них. Но если бы Н. Коперник был современником смелых взглядов бескомпромиссного итальянского монаха, как мы теперь можем предположить, он бы не обиделся на такую переоценку гелиоцентрической теории.

Мировоззрение и научное значение учений Н. Коперника и Д. Бруно.

Великий польский астроном Николай Коперник (1473 — 1543) с помощью принципа относительности основал новую астрономическую систему — гелиоцентрическую систему мира — одно из поистине выдающихся научных открытий своего времени. Практическая задача усовершенствования календаря сделала необходимым создание нового метода астрономических расчетов. Будучи широко образованным математиком и астрономом, Коперник понимал, что эта задача не может быть решена традиционными средствами. Знакомство с философией неоплатонизма и Пифагора, а также вера в то, что Бог создал мир в соответствии с простыми правилами математической гармонии, привели Коперника к предположению о равномерном круговом движении небесных тел и совершенно новом с обыденной точки зрения порядке их взаимного расположения и движения.

  1. Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра;
  2. Центр Земли не является центром Вселенной, а только центром масс и орбит Луны;
  3. Все планеты движутся по орбитам, центром которых является солнце, и, следовательно, солнце является центром мира;
  4. Расстояние между Землей и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землей и неподвижными звездами;
  5. Суточное движение Солнца является мнимым и вызвано эффектом вращения Земли, которая раз в 24 часа вращается вокруг своей оси, которая всегда остается параллельной самой себе;
  6. Земля (вместе с Луной, а также другими планетами) вращается вокруг Солнца, и поэтому движения, которые совершает Солнце (суточное движение, а также годовое движение, когда Солнце проходит через зодиак), являются не более чем эффектом движения Земли;
  7. Это движение Земли и других планет объясняет их положение и специфические характеристики планетарного движения.

С принятием этой гипотезы многие прежние трудности отпали, а картина мира приобрела изящные, стройные и очень убедительные очертания. Осознавая радикальность своего учения, Коперник долгое время не публиковал его, ссылаясь на пример последователей Пифагора, которые скрывали истину от профанов. Тем не менее, работа была опубликована, скандал не заставил себя ждать, но начало было положено. Началась великая научная революция.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

23. Т. Гоббс. Война всех против всех и общественный договор.
Лекции Фатиева:

· Серединное положение человека между обществом и природой;

· Природа дала право каждому человеку;

· Человек более хищный и жестокий зверь, чем волки…

· Внешняя свобода есть в отличие от внутренней, которой нет;

· Человек – экономическое существо;

· Общественный договор – выход из состояния войны всех против всех;

· Общество отождествляется с государством;

· Конфликт – болезнь государства;

· Естественный закон равен гражданскому закону;

· Не уйти от эгоизма, но ему придётся разумность, т.е. готовность эгоизма к самоограничению;

· Стремление к миру через самоограничение;

· Готовность поступиться правами личности ради общества;

· Все обязуются исполнять договор;

· Равные права и обязанность считать окружающих равными себе;

· Правовая и моральная стороны совпадают (т.е. право = морали);

· Критерий права и морали – полезность государству;

· Источник правосознания – правитель;

· Естественный закон = закон разума = требования права = требования морали = закон государства = указ правителя;

· Неразумие суверена делает его частным лицом;

· Благо суверена равно благу народа;

· Бог и Сатана – нарицательные названия качеств человека;

· Всесилие Бога есть могущество природы;

· Божья кара – естественное следствие проступков расходящихся с природой;

· Религия – суеверие признаваемое государством;

· Суверен должен признать лишь одно суеверие, т.е. одну религию;

· Религия должна помогать разрешать конфликты;

· Религия должна учить повиноваться власти;

· После общественного договора все экономические споры решаются только в суде;

· Если нет морали, то всё решается по принципу свой – чужой;

· Мораль не обладает прямым действием, нужна воля индивида

Гоббс представляет государство в виде Левиафана, “искусственного человека”. Это страшное чудовище противостоит Богу и олицетворяет внеприродные силы. Гоббс считал необходимым с самого начала рассмотреть “материал, из которого он сделан, и его мастера, т. е. человека”.

Итак, от утверждения естественного равенства Гоббс переходит к мысли о неискоренимости войны всех против всех. Резкость и, можно сказать, безжалостность, с какой Гоббс сформулировал эту мысль, отталкивала его современников. Но на деле их согласие с Гоббсом было глубоким: ведь все крупные философы тоже считали, что люди “от природы” скорее заботятся о себе, чем об общем благе, скорее вступают в борьбу, чем воздерживаются от конфликта, и что направленность на благо других людей в индивиде необходимо особо воспитывать, прибегая к доводам разума, к различным государственным мерам и т. д.

Для Гоббса состояние мира и взаимопомощи немыслимо без сильного государства. Гоббс не считал себя вправе просто зафиксировать разрыв между идеалами равенства и свободы, якобы соответствующими “истинной” природе человека, и реальной жизнью людей. Отклонение идеала от реальности он понимал как принципиальную и постоянную возможность, вытекающую из самой человеческой природы. И по отношению к известным ему обществам он не грешил против исторической правды, когда показывал, что забота людей только о самих себе удостоверялась их борьбой друг с другом, войной всех против всех.

Гоббс хотел связать образ войны всех против всех не столько с прошлым, сколько с действительными проявлениями социальной жизни и поведения индивидов в его эпоху. “Может быть, кто-нибудь подумает, что такого времени и такой воины, как изображенные мной, никогда не было; да и я не думаю, чтобы они когда-либо существовали как общее правило по всему миру, однако есть много мест, где люди живут так и сейчас”, – пишет Гоббс и ссылается, например, на жизнь некоторых племен в Америке. Но особенно настойчиво осуществляется сближение естественного состояния и, следовательно, свойств человеческой природы с поведением людей во время гражданской войны и с “непрерывной завистью”, в которой пребывают по отношению друг к другу “короли и лица, облечённые верховной властью”.

Философ использует понятие “естественного состояния для своеобразного гуманистически-нравственного предостережения, он как бы говорит людям: подумайте над теми следствиями которые были бы неизбежны, если бы единственным правилом было следование индивида одним собственным побуждениям, если бы он вовсе не принимал в расчёт благо и интересы других людей, если бы общественный порядок, нормы, ограничения вообще не существовали. В результате получается, что это – своеобразное доказательство “от противного” тезиса о необходимости общественного объединения, общественного договора, прежде всего для отдельного человека, для его блага. Вместе с тем Гоббс обратил внимание и на другой факт: несмотря на постоянное стремление к перераспределению собственности и власти люди вынуждены жить в одном и том же государстве, так или иначе подчиняясь государственному порядку и самым различным общественным отношениям. Гоббса интересовала закономерная причинная логика такого, пусть временного и относительного, общественного мира.

Человек, несмотря на то, что он находится в естественном состоянии, склонен стремиться к миру, что требует от него серьёзных жертв и ограничений, которое порой могут показаться сложными и непосильными. Но суть дела для Гоббса – в провозглашении принципа, согласно которому индивиду надо отказаться от неограниченности притязаний, ибо это делает невозможной согласованную жизнь людей. Отсюда он выводит закон, предписание разума: Гоббс считает необходимым и разумным во имя мира отказаться даже от исконных прав человеческой природы - от безусловного и абсолютного равенства, от неограниченной свободы. Основной пафос концепции Гоббса состоит в провозглашении необходимости мира (т. е. согласованной совместной жизни людей), коренящейся в природе человека, причём равно и в его страстях, и в предписаниях его разума. Гипотетический и в то же время реалистический образ войны всех против всех также отчасти служит этой цели. Гоббса нередко упрекали в том, что он был сторонником слишком жесткой и решительной государственной власти. Но нельзя забывать, что он отстаивал лишь сильную власть государства, опирающуюся на закон и разум.

Таким образом, анализируя человеческую природу, Гоббс перешёл от утверждения равенства способностей и притязаний человека к представлению о существовании войны всех против всех. Тем самым философ хотел показать пагубность и невыносимость такой ситуации, при которой люди вынуждены постоянно воевать. Вследствие этого он пришёл к обоснованию того, что страсти, склоняющие к миру, могут и должны быть сильнее страстей, толкающих к войне, если они подкрепляются законами, правилами, предписаниями разума.

Государства, возникшие не на основах общественного договора, были анархичными. Так же, как каждый человек в естественном состоянии был сам себе хозяин и, таким образом, направлялся личным интересом в отсутствии законов, так и государства действовали в собственных интересах и враждовали друг с другом. Все государства находились в конфликте, потому что не было никакого суверена свыше (то есть более влиятельного), способного к установлению законов общественного договора среди государств.

Читайте также: