Народ как творец педагогической культуры кратко

Обновлено: 30.06.2024

Понятие и функциональное значение народной педагогики и этнопедагогики

Народная педагогика – это способ воспитательной деятельности, реализуемой в словесной форме посредством устного усвоения и передачи между поколениями знаний, которые закрепляются в виде фольклора, негласных правил поведения, поучительных легенд, сказаний.

Народная педагогика базируется на воспитании подрастающего поколения, посредством традиций и обычаев народа, усвоения культурного наследия. Народная педагогика выступает фундаментом формирования более глубокого и широкого понятия – этнопедагогики.

Этнопедагогика – это научное направление, занимающееся изучением эмпирического опыта разнообразных этнических образований в сфере воспитания и обучения, а также взглядов и воззрений на мир и его устройство, культурные ценности отдельной семьи, народности, нации.

Этнопедагогика занимается исследованием всех направлений народной педагогики, рассматривает способы ее существования и функционирования в современном мире. Данное научное направление и его развитие зависит от общественных потребностей, этапа развития общества, его заказа, развитие общественного самосознания. Она исследует специфику развития различных воспитательных направлений и культур, их взаимосвязи с тенденциями экономического, социального развития, политическим устройством общества.

Становление педагогической науки происходило именно под влиянием направлений народной педагогики. Это обусловлено тем, что народ формирует свою особую систему воспитания, которое определяет направление народного развития и характеризует его историческую специфику.

Готовые работы на аналогичную тему

Этнопедагогика способствует поиску способов практического применения в сфере образования и воспитания народных идей и воззрений. Она изучает народные традиции, варианты их формирования и развития, причинно-следственные связи, возможные условия их реализации в современном обществе, исходя из специфики текущего этапа его развития. Это обогащает теорию и практику педагогики. Она ориентируется на практическое развитие педагогических процессов, давая педагогам опыт многих времен и народов в области воспитания и обучения, средства и методы воспитания, которые актуально применять в современных условиях.

Предмет и принципы этнопедагогики

Предметную сторону этнопедагогики составляет народная педагогика. Она выступает способом объяснения процесса народного воспитания, ее практического применения.

Предмет этнопедагогики состоит из следующих проблем:

  • Развитие педагогики семейного быта;
  • Изучение поговорок и пословиц различных народов и культур, их функциональное значение при применении в нравственном воспитании;
  • Значение загадок для интеллектуального развития ребенка;
  • Роль народных песен, частушек в эстетическом развитии подрастающего поколения;
  • Влияние творческих направлений деятельности в общем развитии детей;
  • Самостоятельное творчество, игрушки своими руками и их роль в развитии воображения и раскрытии творческого потенциала личности;
  • Сфера детства и молодежная среда и их педагогический функционал;
  • Значение колыбельных и их применение в качестве средства воспитания детей раннего возраста;
  • Наличие общих черт в педагогических культурах разных народов мира, выявление их национальной специфики и роли в развитии педагогической науки.

Исследование и выявление общих черт в педагогических культурах разных народов активно проявляется в народных представлениях. Каждый народ имеет свои представления о прохождении того или иного процесса жизнедеятельности, его вариантах реализации и практической значимости для воспитания и развития.

Все педагогические культуры имеют единые черты и направления, что обусловлено общностью их исторического становления и развития, единстве целей и задач, интересов, духовных и нравственных ценностей, некоторых обычаев и традиций. Основы народной психологии также являются едиными для всех педагогических культур. Кроме того, имеются культуры, которые связаны территориальным местоположением, имеют общие географические условия развития. Следует также отметить, что в современном мире, в условиях его глобализации происходит взаимовлияние педагогических обычаев и традиций различных народов, их сходство проявляется во многих направлениях.

Анализируя состояние педагогической культуры, следует всегда помнить о той питательной среде, которая вскормила ее, которая подготовила ее возникновение, развитие и расцвет - о народе. Индивидуальное творчество любого из деятелей культуры развивается всегда на базе тех достижений, которые были завоеваны народом и человечеством в целом до него. Прежде чем он начнет развивать культуру своего народа, он должен усвоить то, что создано его народом за многовековую историю труда и борьбы, что создано другими народами, всем человечеством до него. Только совокупное духовное богатство народа и человечества может послужить реальным фундаментом созидательного творчества конкретных деятелей культуры.

До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в поколение с помощью произведений устного народного творчества. Сказки, пословицы, поговорки, загадки, предания и песни - замечательные памятники народной педагогики, кладезь педагогической мудрости. Велика созидательная роль народных масс в развитии духовной культуры. Исследователи творчества Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Горького, Чайковского, Глинки и др., убедительно показывают, какое влияние на них оказало устное народное творчество. Основа и корни великого искусства всегда народны. Массовая культура - явление временное, неспособное оставить заметный след в жизни народов, ибо нищета духа ее создателей так или иначе не замедлит проявить себя.

1. Педагогическая культура народа, ее сущность и содержание.

Педагогическая культура народа – это та сфера его материальной и духовной культуры, которая непосредственно связана с воспитанием детей. Она проявляется в колыбельных и игровых песнях, игрушках и детской одежде, в подвижных играх, в детском питании и правилах кормления детей, в детском фольклоре и во многих других элементах народной поэзии.

С возникновением воспитательно-образовательных учреждений и формированием науки о воспитании, педагогическая культура включает в себя и государственную систему народного образования, включая подготовку учителей, и педагогическое просвещение масс.

В педагогической культуре получила отражение эволюция педагогических представлений народа с древнейших времен до настоящего времени. В педагогической культуре глубокой древности монопольная роль принадлежала, бесспорно, матери. Уже самый процесс кормления первобытного младенца грудью – значительно более длительный, чем у животного, его тесная физическая близость к матери – были прообразом и началом контактов душевных, первых педагогических влияний.

Не только предметы ухода за детьми, но и само отношение к воспитанию претерпевают постоянную эволюцию вместе со всем материальным и духовным прогрессом общества. Каждому человеку свойственна инстинктивная, безотчетная любовь к своим детям. Инстинктивность в свою очередь порождает стихийный элемент в воспитании. Процесс воспитания может стать управляемым только при условии, если регулируемо чувство любви к собственным детям, и если оно учитывает интересы других детей, подрастающего поколения народа и страны в целом.

Любовь к детям может рассматриваться не только как сугубо личное чувство, но также как принадлежность большой и малой семьи, рода, племени, народности, народа и страны. Понятие о народной педагогической культуре может быть вполне научным только при условии, если в воспитании подрастающего поколения учитываются интересы всего народа и речь ведется о народном воспитании.

Любовь к детям важнейший компонент педагогической культуры человечества, одновременно элемент педагогической культуры и человека. Педагогическая культура отдельной личности в цивилизованном мире не может измеряться любовью только к собственном мире. Эгоистическая любовь исключительно к своим детям как порождение семейного эгоизма была чужда народному воспитанию. Эволюция общественной жизни расширяет общественный кругозор людей, что влечет за собой повышение уровня и педагогической культуры. Высокий уровень педагогической культуры непременно связан с общественными интересами, предполагает беспокойство за судьбы всего человечества, за его будущее. Поэтому разумная любовь к детям при высокой педагогической культуре всегда деятельная, требующая участия каждого и всех в воспитании и перевоспитании подрастающего поколения, а также самовоспитания.

В сфере педагогической культуре народа нет взаимно однозначного соответствия между знаниями, с одной стороны, умениями и навыками – с другой. В народной педагогике не единичны случаи, когда люди приобретают умения, минуя знания. Это объясняется тем, что в народной педагогике не было теоретиков; народные педагоги были мыслящими практиками. Вместе с тем возможны несоответствия между знанием научной теории воспитания и педагогической деятельностью. Дело в том, что воспитательное влияние оказывается комплексно. Другое дело – обучение, когда новейшие технологии современной дидактики используются не только учителями, но и родителями, например, в подготовке детей к школе.

Человечество не может сделать и шага вперед, не оглядываясь назад и не переоценивая заново все духовные ценности далеких и близких поколений. Путь к пониманию будущего любой науки, в том числе и педагогической, лежит через постижение ее настоящего и прошедшего. Духовные ценности, накопленные в древности, Гегель сравнивал с матерью-землей, от соприкосновения с которой наука, как Антей, обновляет свои силы.

Поэтому считается, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся и широко бытующих древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура.

Высокие результаты воспитания детей в народной среде – один из важнейших предметов анализа педагогической науки. Раскрытие секретов народного воспитания по готовым результатам может пролить свет на особенности педагогической культуры народа и страны в целом. Народу, давно известен обычай, судить о человеке по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Хороший человек – от хороших воспитателей – для народа это обычная закономерность, хотя допускались и парадоксы: хорошие люди могут получиться при неблагоприятных общественных и семейных условиях. В народе отдавали должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение. Народной педагогике присуще воспитание делом, в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности: мастера-ремесленника, певцы, сказочники и др.

Народ, обладая непогрешимым нравственным чутьем, всегда критически относился ко всякого рода педагогическим новациям, отсеивая все, что не соответствовало его идеалам. Отечественная история педагогической мысли свидетельствует, что жизнеспособными оказывались лишь те педагогические идеи, которые были приняты и поддержаны народом. Одновременно высокая педагогическая культура народа – показатель высокой культуры народа в целом, первая имеет определяющее значение для последней. Самые усиленные попытки развить какие-то конкретные стороны культуры приводят обычно стать глобальным только при условии, если вся культурная работа опирается на высокую культуру воспитания подрастающего поколения.

2. Формы и средства народной педагогики

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства. Во всяком случае, возможно параллельное одновременное существование общенародного варианта и индивидуально-авторского.

Народное пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогических средств. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными звучаниями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. В данном случае поэзия выступает как форма сохранения и распространения мудрости. Опята познавательной деятельности, моделирующей воспитание и его результат – поведение.

Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны, они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, метода воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления орех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания.

Многочисленные характерологические пословицы интересны тем, что свойства личности оцениваются в них по поступкам и действиям, рассматриваются в связи с воспитанием.

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха;

Смолоду наживай, а под старость проживай;

Не красна книга письмом, красна умом.

Загадки умны, высокопоэтичны, многие несут в себе нравственную идею. Соответственно, они оказывают влияние на умственное, эстетическое и нравственное воспитание. В глубокой древности они, вероятно, выполняли эти функции более или менее в равной степени. Но позднее в них доминирующим началом стало умственное воспитание.

Загадки представляют собой комбинированные средства воздействия на сознание, имеющие своей целью осуществление умственного воспитания в единстве со всеми другими сторонами формирования личности. Это единство достигалось благодаря тесной связи в загадках умного (мудрые мысли, многочисленные сведения о важном, нужном), и прекрасного (совершенные художественные формы загадок, поэтизация человеческой жизни и явлений природы и т.п.). Именно благодаря прекрасному в загадках такими выразительными становятся мысли о здоровье, нравственности, труде.

Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Без рук, без ног Черная корова

Под окном стучится, Весь мир поборола,

В избу просится. А белая подняла.

(Ветер) (День и ночь).

Народные песни отличаются необыкновенной образностью. В них высшая поэзия. И блеск звезд, и лунный свет, и животворящая сила земли, и дуб в логу глубоком, и утренняя роса, от которого братья рослыми стали, и молва людская, что людям голову кружит, и дом отцовский – белый дом, шелком белым конопачен, и печь у матери – печь белая, молоком да мелом побелена, и труд – святой, в нем горе и радость, и спасение; все это: и картины родной природы, тонкие нравственные движения души, и вековые традиции, сберегающие народ, - находит в народной песне поэтическую, высокохудожественную форму. Народные песни – это целый поэтический и философский мир. В них – душа народа. Без песни не жил ни один человек, он рождался и умирал, окруженный родными напевами.

воспитанников своих воспитанников, через духовные сокровища, сохраненные ими.

Однако при отсутствии письменности, чем дальше в глубь веков уходят предки, тем

слабее слышен их голос, тем труднее доходит их мысль. Здесь на помощь народной

педагогике должно прийти подлинно народное образование на государственном уровне,

которое, контролируя и сохраняя все самое лучшее, обеспечит преемственность

Анализируя состояние педагогической культуры, следует всегда помнить о той

питательной среде, кот орая вскормила ее, кот орая подгот овила ее возни кновение,

развитие и расцвет - о народе. И ндивидуальное творчество любого из деятелей культуры

развивается всег да на базе те х дост ижений, которые были з авоеваны народом и

человечеством в целом до него. Прежде чем он начнет развивать культуру своего народа,

он должен усвоить то, что создано его народом за многовековую историю труда и борьбы,

что создано другими народами, всем человечеством до него. Только совокупное духовное

богатство народа и человечества может послужить реальным фундаментом

созидательного творчества конкретных деятелей культуры.

Гениальный поэт, философ, педагог, народный просветитель Гете писал: «Что такое я

сам сделал? Что я сделал? Я собрал и использовал все, что я видел, слышал, наблюдал.

Мои произведения вскормлены тысячами различных индивидов, невеждами и мудрецами,

умными и глупцами; детство, зрелый возраст, старость - все принесли свои мысли, свои

способности, свои надежды, св ою манеру жить; я часто снимал жатву, посеянную

могли бы о себе сказать Коменский и Ушинский, Макаренко и Сухомлинский,

Гогебашвили и Насыри, Абовян и Ахундов, и многие другие велик ие педагоги.

Гениальность и в еличие любого из педагогов измеряется близостью к педагогической

культуре народа, способностью максимально глубоко проникать в глубины его духовных

До возникновения письменности педагогические идеи передавались из поколения в

поколение с помощью произведений устного народного творчества. Сказки, пословицы,

поговорки, загадки, предания и песни - замечательные памятники народной педагогики,

кладезь педагогической мудрости. Велика созидательная роль народных масс в развитии

духовной культуры. Исследователи творчества Пушкина , Лермонтова, Тургенева,

Горького, Чайковского, Глинки и др., убедительно показывают, какое влияние на них

оказало устное народное творчество. Основа и корни великого искусства всегда народны.

Массовая культура - явление временное, неспособное оставить заметный след в жизни

народов, ибо нищета духа ее создателей так или иначе не замедлит проявить себя.

Педагогическая культура, как и культура в целом, всегда питалась от народных

корней. Такие педагогические требования, как принцип природосообразности, принцип

естественных последствий, получили отражение, хотя и в самой примитивной форме, в

произведениях устного народного творчества задолго до обоснования их в педагогической

науке. Однако до сих пор в историко-педагогической науке очень мало места отводится

исследованию в опроса о в оспитании дете й трудящихся масс. Много говорится об

афинском и спартанском, римском воспитании детей, воспитании детей светских

феодалов и в иезуитских орденах и т.п. О в оспитании детей рабов и крепостных крестьян,

составлявших большинство в рабовладельческом и ф еодальном обществе, сохранилось, к

сожалению, очен ь мало сведени й. Рабы не принимались ни в какие шк олы, для

крепостных крестьян были закрыты двери даже цифирных училищ. Но на основе этого

было бы нелепо делать вывод о том, что рабы и крепостные крестьяне не воспитывали

Школьное воспитание , как указывал К.Д. Ушински й, далеко не составляет всего

воспитания народа, причем только народное воспитание, по мнению великого русского

педагога, является живым органом в историческом процессе народного развития.

Классовая борьба, борьба с рабовладельцами, борьба с помещиками, с царизмом - это не

только дни поражени й и побед, но это и дни морального и духо вного роста масс,

творящих историю, дни роста каждой отдельной личности. Спартак, Мюнцер, Пугачев,

Разин были не только вождями, но и народными учителями, воспитателями. Народ

сложил о них песни, легенды, в которых проповедовались освободительные идеи, любовь

к родине. Имя Пугачева и после его смерти продолжало воспитывать крестьянские массы.

То же самое можно сказать и о других борцах против тира нии и угнетени я.

Тенденциозное искажен ие их образов - явление временное и объясняется попытками

сегодняшних хозяев жизни заставить забыть историю борьбы с угнетателями.

История - одно из мощных средств народной педагогики. Оценка и характеристика

исторических уроков, содержащиеся в устном народном творчестве на протяжении

многих веков, оказ ывали влияние на духовно-нравственное формирование будущих

поколений народных борцов. На примерах участия народных масс в исторических

движениях воспитывались трудящиеся, не имевшие доступа к просвещению и

образованию. В произведениях устного народного творчества содержится полный

нравственный кодекс человека: в них говорится о любви к родителям, о верности и

справедливости, о любви к труду и презрении к бездельникам и лентяям, о ненависти к

угнетателям, о бесстрашии перед врагами и грозными силами природы, о

любознательности, о чутком и вежливом отношении к старым и старшим и т.д. В

памятниках народной педагогики, созданных сотни, быть может, и тысячи лет назад, уже

определены способы и приемы обучения и воспитания, элементарные педагогические

требования. В них рассказывается о приучении детей к труду, детских орудиях труда,

детских праздник ах, песнях и музыкальных инструментах, о моральном кодексе детской

среды, эстетических идеалах молодежи и т.п. Изумительн ы старин ные русские игрушки,

хранящиеся в Музее игрушек. Они - свидетельства педагогической мудрости народных

масс, высокой педагогической культуры народа. Как поразительно глубоко знали

педагоги из народа психологические особенности детей! Какое тонкое проникновение в

духовный мир детства! Представители господст вующих классов, не зани мавшиеся

воспитанием даже собственных детей, едва ли занимали сь изобретением игрушек и игр.

общечеловеческой педагогической культуры являются народные массы.

Глубокий след в истории педагогики, бесспорно, оставили и спартанское, и афинское

воспитание, и школы риторов, грамматистов, цифирные училища. Для совокупной

педагогической культуры человечества не лишены интереса и духовные семинарии, и

иезуитская система в оспитания. Однако нельзя забывать, что в названных школах учились

только дети эксплуататоров, и все эти системы воспитания принадлежали закрытой касте.

Макаренко называл иезуитское в оспитание «одной из самых сильных педагогических

Антинародный характер монархическог о, например, воспитания тоже приводил его к

ничтожным результатам. Провал многих педагогических начинаний бы л обусловлен,

прежде всего, их враждебностью к народным традициям и интересам.

В свою очередь народ создавал свою систему воспитания. Приведем известный

пример. В древней Греции совершеннолетним считался только тот, кто посадил и

вырастил хотя бы одно оливковое дерево. В результате этого в Греции выросли оливковые

рощи. Н о было бы неверно думать, что эта оригинальная система трудового воспитани я

пошла от патрициев, презиравших физический труд. Н есомненно, это - достижение

Народ - единственный и неиссякаемый источник духовных ценностей. Великие

художники, поэты, композиторы черпали вдохновение в народе, из народного творчества.

Поэтому их творения во все эпохи были доступны и близки народу. У народа же главным

мерилом духовности и эсте тической ценности всегда оставался труд. Эстетическое

воспитание осуществлялось в тесной связи с трудовым. Даже больше: оно, главным

образом, осуществлялось в процессе труда. Возьмем, например, песни бурлаков, ткачих,

грузчиков и др. П ряли - пели, рассказывали сказки; работали в поле, на лугу - пели.

Неслучайно в народном эпическом творчестве преобладает трудовая тематика.

Сочетание трудового и эстетического воспитания проявляется и в том, что труженики

искусно и тонко украшали и любовно отделывали орудия труда. Эти орудия должны были

быть не только удобны, но и настолько красивы, чтобы радовать глаз, поднимать

настроение. Украшения оруди й труда, таких, например, как упряжь, сани, телега,

веретено, прялка, гребень, мялка и т.д. и т.п. носили характер массового всенародного

художественного творчества. Народ искал радость в труде. В подн евольной работе

радости, конечно, было мало, но э стетика, вносимая в трудовой процесс, облегчала участь

Трудовой люд создавал красоту в любой сфере своей жизни и деятельности. Какие

чудесные вышивки создавали, и какие кружева вязали девушки! Сколько живого чутья к

рисунку и краскам в праздничных девичьих нарядах! Взять также деревянную резьбу,

которой щ едро убирали избы - оконные наличники, ст авни, карнизы напоминали

искусную вышивку. Эт от художественный вкус воспитывался веками. Следовательно,

источники педагогической культуры нужно искать не только в самом процессе

воспитания, но и во всем образе жизни народа. Красота, создаваемая трудящи мися, - это

красота их духовного мира, одновременно и свидетельство прекраснейших достижений

Столь же вы сокая, как э стетика быта, была нравственность у простого народа!

Самоотверженная любовь к родине и ненависть к угнетателям - характерная черта

морального облика трудящег ося человека. Ушинский восторгался высокими моральными

качествами трудящихся и с презрением клеймил низкую мораль богатых американцев, так

Нравственное воспитание детей народа проходило в труде и борьбе.

Народная педагогика, несомненно, ставила и задачи умственного развития детей.

Сколько детских сказок, загадок, скороговорок в устном народном творчестве! Все они

преследовали педагогические цели, одна из которых - умственное развитие детей. Если бы

народная сис тема воспит ания не п роявляла з аботу об интеллектуа льном развитии

подрастающих поколений, то едва ли из народа вышло бы так много гениальных ученых,

Народная педагогика не обходила также вопроса и о физическое развитии детей.

Известно, что гимнастика и многие другие виды спорта были недоступны народу. Но

довольно широко были распространены всевозможные подвижные игры, национальная

борьба, скачки и другие народные виды спорта. У многих народов ежегодно проводились

национальные праздники с обязательным включением в их программу спортивных

состязаний. В произведениях устного педагогического творчества всех народов отражена

забота трудящихся о здоровье молодого поколения, в них воспевается физическая сила,

неутомимость, выносливость, настойчивость и т.д. Результативность педагогического

опыта классиков современной педагогики Макаренко, Шацкого, Сухомлинского, прежде

всего, объясняется тем, чт о они ген иально использ овали обобщенн ый богатейший

том, что они глубоко поняли роль народа в развитии педагогической мысли, и в их трудах

слились воедино научные и народные педагогические представления и воззрения.

1. Подберите 3-5 пословиц на одну и ту же конкретную тему и порассуждайте на эту

2. «Что хуже всего? Лень. Плохо - не слышать, хуже - не видеть. Плохо без ног, но

гораздо хуже без труда. Зачем ленивому глаза и уши, руки и ноги? Зачем бездельнику

3. Последнее из семи чувашских свадебных благопожеланий родителей ж ениха

звучит примерно так: «Счастливый муж добр, ласков, верен, здоров, трудолюбив,

основателен, справедлив, живет он долго, но умирает раньше жены. Будь счастливым

4. Судьбу каждого человека и любого народа, в конечном счете, решают три любви -

любовь к детям, любовь к труду, любовь к Родине. Продолжите высказанную мысль.

Читайте также: