Наглядная геометрия программа внеурочной деятельности начальная школа

Обновлено: 19.05.2024

Программа внеурочной деятельности младших школьников (для детей 1-4-х классов).

Направление развитие личности ребенка - общеинтеллектуальное.

Срок реализации – 4 года

Возраст 7-10 лет

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 43 г. Борзя

Балашова Татьяна Евгеньевна.

Пояснительная записка

Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Актуальна проблема развития интуиции, образного мышления, способность мыслить творчески, не стандартно. В настоящее время привлекает огромный развивающий и образовательный потенциал геометрии. Ей важно отводить ведущую роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника.

Цель программы:

Развивать у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление.

Формировать конструктивно-геометрические способности: способности читать графическую информацию и комментировать ее на доступном младшему школьнику языке.

Раскрыть перед младшим школьником его возможности, способствовать получению творческого удовлетворения ребенка любой интеллектуальной направленности.

Формировать мировоззрение младшего школьника

Одной из основных идей концепции школьного математического образования является приоритет, развивающий функции обучения математики, что требует учета в процессе обучения наиболее чувственных к развитию определенных компонентов мышления периодов и опоры на личностный опыт учащихся. Таким сенситивным периодом для развития образных компонентов мышления является младший школьный возраст. Систематическое изучение геометрии как отдельного предмета начинается с 12 -13 лет. Ученик ощущает разрыв между его личным жизненным геометрическим опытом и тем, с чего начинается любое систематическое изложение геометрии. Поэтому, по мнению многих ученых, педагогов и психологов, уже в начальной школе необходимо начинать изучение этой дисциплины.

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы – 7-10 лет.

Сроки реализации – 1 – 4 классы.

Форма занятий – факультатив.

Режим занятий – 1 раз в неделю.

В данной программе мы используем упражнения и задания по геометрии для учащихся начальной школы, способствующие развитию творческого мышления, повышению качества геометрических знаний и умений, более интенсивному развитию младшего школьника.

В программе рассматривается процесс формирования элементарных геометрических представлений у младших школьников, предлагается использовать систему упражнений и задач развивающего характера, позволяющая формировать пространственные представления детей.

Геометрия играет большую роль в системе математических наук и в школьном курсе математики, т.е. в математическом образовании.

Еще большее значение геометрия играет в развитии мышления младшего школьника. Развитие логики и интуиции – две важнейшие функции геометрического образования. И геометрия как никакой другой предмет, способствует развитию обоих качеств, поскольку логический и интуитивный аспекты в этом предмете переплетаются наиболее тесно.

Ребенок, рождаясь, не знает ничего о своих возможностях. А эти возможности велики, особенно в области интеллекта. Раскрыть перед младшими школьниками свои возможности – одна из важнейших задач именно геометрии.

Знакомство с геометрией играет большую роль при формировании мировоззрения младшего школьника. Очень важно, чтобы при изучении чего- либо, при анализе своей работы, ребенок понимал, что в ней является исходным положением, что логическим следствием из него, и чем он пользовался в своих выводах. Не зная геометрии, нельзя понять, как устроен мир.

Наука геометрия давно и прочно вошла в систему общего образования, и цели обучения геометрии не ограничиваются рамками предмета, они ценны и широки. Даются не столько специальные геометрические знания по программе, сколько тот не заменимый эффект, который имеет для общего развития личности сам процесс серьезного изучения геометрии.

Содержание дополнительной образовательной программы по Наглядной геометрии соответствует современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения:

Включает ребенка в учебно-познавательную деятельность.

Принцип целостного представления о мире

Заключается в деятельностном подходе, в личностном отношении ученика к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

Преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

Учитель предлагает ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

Принцип психологической комфортности

Создание на занятии атмосферы, которая расковывает учеников.

Развитие у детей вариативного мышления.

Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности ученика.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности представлены в следующей таблице:

Способ определения их результативности

Развитие у учащихся интуиции, образного и логического мышления

Сформированность конструктивно-геометрических способностей

Интерес к факультативу, творческое удовлетворение ребенка.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

Формы подведения итогов

Инсценирование геометрических сказок.

Создание детских презентаций.

Создание детских презентаций.

Создание детских презентаций.

Учебно-тематическое планирование.

Теоретических и практических часов

1 раздел: Взаимное расположение предметов.

Ориентировка относительно точки отсчета.

Нажмите, чтобы узнать подробности


Рабочая программа

Пояснительная записка

- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- Учебному плану школы на 2016 – 2017 учебный год.

Успешное владение геометрическими навыками и приемами стимулирует и повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи логики и интеллекта. Даже простейшие геометрические работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Изготовление чертежа, построение фигуры – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Программа предусматривает развитие у обучающихся конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Любая работа с элементами геометрии не только увлекательна, но и познавательна. Знакомство с геометрией дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность. Дети постигают поистине универсальный её характер. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

Материал курса базируется на игровом материале и развивающих заданиях. Поможет развить в учениках чувство абстрактного и логического мышления, а также навыки черчения. Способствует формированию способности к саморазвитию.

Цель курса: обеспечение первоначальных представлений о геометрии, развитие математической речи учащихся, логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения.

развитие у обучающихся пространственных представлений;

ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;

формирование практических умений, связанных с построением фигур и измерением геометрических величин;

развитие у младших школьников различных форм математического мышления;

формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.

Общая характеристика курса

Курс наглядной геометрии включает знакомство с основными линейными и плоскостными геометрическими фигурами и их свойствами, а также с некоторыми многогранниками и телами вращения. Расширение геометрических представлений и знаний используется в курсе для формирования мыслительной деятельности учащихся.

Изложение геометрического материала в курсе проводится в наглядно-практическом плане. Работая с геометрическим материалом, дети знакомятся и используют основные свойства изучаемых геометрических фигур. С целью освоения этих геометрических фигур выстраивается система специальных практических заданий, предполагающая изготовление моделей изучаемых геометрических фигур на предметах и объектах, окружающих детей, а также их использование для выполнения последующих конструкторско-практических заданий, степень сложности которых растет по мере прохождения изучаемого курса.

На первом этапе предполагается знакомство с основными геометрическими фигурами и их свойствами; на втором этапе школьники на основе предметных действий с геометрическими фигурами учатся делать выводы об их свойствах и выполняют элементарные построения; на третьем – обобщают полученный опыт и на его основе постепенно учатся абстрагированию и анализу. Темы представляют собой единую цепочку рассуждений и выводов.

Ценностные ориентиры

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного;

- уважение истории и культуры разных народов.

2.Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества;

- доброжелательность, доверие и внимание к людям;

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера;

- признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Точка. Прямая линия. Свойства прямой линии. Кривая линия. Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Пересекающиеся линии. Лабиринт. Взаимное расположение предметов в пространстве. Отрезок. Единицы длины.

Вертикальные, горизонтальные прямые линии. Отрезок, построение отрезков, сравнение отрезков. Угол. Виды углов. Многоугольники. Четырехугольники (квадрат, трапеция, ромб). Треугольник. Виды треугольников. Окружность. Круг. Объемные, плоские тела.

Криволинейные геометрические фигуры на плоскости. Окружность. Радиус и диаметр окружности. Сектор круга.Виды четырехугольников. Периметр четырехугольника.

Перпендикулярные прямые. Многоугольники. Диагонали многоугольника, их свойства.

Треугольник. Виды треугольников. Площадь. Единицы площади. Окружность. Плоскость. Угловой радиус. Сетки. Куб. Развертка куба.

Равносторонний и равнобедренный треугольник. Транспортир. Площадь. Палетка. Осевая симметрия. Объемные фигуры. Числовой луч. Координатная плоскость.

Место курса в учебном плане

1 класс – 16 ч в год

2 класс – 17 ч в год

3 класс – 34 ч в год

4 класс – 34 часов в год

Продолжительность занятий не более 45 минут.

Учебно – тематический план (101 ч)

1 класс (16 ч)

Разделы курса

Ознакомление с начальными геометрическими сведениями. (3 ч)

Точка. Прямая линия. Свойства прямой линии. Кривая линия. (9 ч)

Замкнутые и незамкнутые кривые линии. Пересекающиеся линии.

Лабиринт. Взаимное расположение предметов в пространстве. (2 ч)

Отрезок. Имя отрезка. Единицы длины. (2 ч)

2 класс (17 ч)

Разделы курса

Вертикальные, горизонтальные прямые линии. Отрезок, построение отрезков, сравнение отрезков (2 ч)

Угол. Виды углов. Построение углов на Геоконте. (4 ч)

Многоугольники. Четырехугольники (квадрат, трапеция, ромб). Треугольник.Виды треугольников. Условия построения (6 ч)

Окружность. Круг. (3 ч)

Объемные, плоские тела.(1час)

Час занимательной геометрии (1 час)

3 класс (34 ч)

Разделы курса

Повторение. Криволинейные геометрические фигуры на плоскости (2 ч)

Окружность. Радиус и диаметр окружности. Сектор круга (3 ч)

Виды четырехугольников. Периметр четырехугольника. Построение на

нелинованной бумаге (6ч)

Перпендикулярные прямые. Многоугольники. Диагонали многоугольника, их свойства (4 ч)

Треугольник. Построение равнобедренного, равностороннего треугольника( 1 ч)

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;
  • формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;
  • проводить простейшие построения, способы измерения;
  • воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« КРАСАВСКАЯ ОСНОВНАЯ

на заседании педагогического совета

____________/С.М. Бачура/ Приказ № 26 от 26.08.2015 г

Олейник Ирина Михайловна

1.Пояснительная записка

развитие пространственного мышления как вида умственной деятельности и способа её развития в процессе обучения;

формировать умения решать учебные и практические задачи средствами геометрии;

проводить простейшие построения, способы измерения;

воспитывать интерес к умственному труду, стремление использовать знания геометрии в повседневной жизни.

Приоритетной целью начального курса математики является формирование у младших школьников общеучебных интеллектуальных умений (приёмов умственной деятельности: анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения). В отношении геометрической линии данная концепция находит своё выражение в целенаправленной работе над развитием пространственного мышления младших школьников. Задача развития пространственного мышления младшего школьника может и должна решаться при изучении различных учебных курсов. Но именно геометрическое содержание представляет в этом плане большие возможности, так как предметом изучения геометрии являются формы объектов, их размеры и взаимное расположение.

Решая задачу развития пространственного мышления в русле концепции развивающего обучения математике в начальной школе, авторы ориентировались на общекультурные цели обучения геометрии и стремились развить у учащихся интуицию, образное (пространственное) и логическое мышление, сформировать у них конструктивно-геометрические умения и навыки, а также способности читать графическую информацию и комментировать её на языке, доступном младшим школьникам.

При разработке геометрических заданий авторы руководствовались:

данными психологических исследований об особенностях пространственного мышления как вида умственной деятельности и способах его развития в процессе обучения (И. С. Якиманская);

логикой построения начального курса математики, в состав которого входит геометрический материал (Н. Б. Истомина);

богатейшим опытом начального обучения геометрии, отражённым в методической литературе;

результатами исследований, связанных с изучением геометрического материала в 5—6-м классах и в начальной школе;

рекомендациями ведущих методистов средней школы по поводу содержания курса геометрии.

Цель курса – расширить представления учащихся о форме предметов, их взаимном расположении на плоскости и в пространстве; познакомить с геометрическими телами и их развертками, сформировать конструктивные умения и навыки, а также способность читать графическую информацию и комментировать ее на доступном для младшего школьника языке. Факультатив и изданные для его проведения Тетради с печатной основой апробированы в школьной практике с 2000 года. К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

Основные формы деятельности на занятиях – работа в ходе игровой и практической деятельности учащихся, моделирование, конструирование.

К каждому классу изданы методические рекомендации, содержащие планирование факультативных занятий и рекомендации к организации деятельности учащихся в процессе выполнения геометрических заданий. Предложенные в Тетрадях задания вызывают интерес младших школьников и способствуют формированию УУД (личностных, познавательных, коммуникативных и рефлексивных).

В основе наглядной геометрии лежат следующие дидактические принципы:

1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить это содержание по минимальному уровню.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в учебной деятельности ученика, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

2.Общая характеристика курса.

Программа включает рассмотрение пространственных отношений между объектами, ознакомление с различными геометрическими фигурами и геометрическими величинами. Учащиеся научатся распознавать и изображать точку, прямую и кривую линии, отрезок, луч, угол, ломаную, многоугольник, различать окружность и круг. Они овладеют навыками работы с измерительными и чертёжными инструментами (линейка, чертёжный угольник, циркуль).

В геометрическом материале можно выделить два основных направления: расширение и углубление тех понятий и представлений, с которыми ученики знакомятся в 1 классе, и изучение нового материала. Примером первого могут служить действия с отрезками. Ко второму направлению относятся такие вопросы, как изучение масштаба, измерение площади прямоугольника. Большое место занимает работа с углами. Во 2 классе изучают сравнение углов визуально, а затем при помощи транспортира. С измерением углов тесно связано изучение окружности.

На занятии ученики получают представление о сложении и вычитании углов, полученные результаты оформляют в тетради в виде чертежей и сопровождают записями сумм и разностей углов, обозначенных буквами.

Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться. Программа определяет ценностные ориентиры содержания учебного предмета геометрии следующим образом:

1. Формирование основ гражданской идентичности личности, включая

- осознание ответственности человека за благосостояние общества;

- восприятие мира как единого и целостного;

- уважение истории и культуры разных народов.

2.Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества;

- доброжелательность, доверие и внимание к людям;

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера;

- признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке).

3.Личностные и метапредметные результаты.

самостоятельно определять и высказывать самые простые общие правила поведения при общении и сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества);

в самостоятельно созданных ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор в пользу действий, соотносящихся с этическими нормами поведения;

формирование внутренней позиции школьника;

адекватная мотивация учебной деятельности, включая познавательные мотивы.

Метапредметными результатами освоения данного курса будет:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способствовать конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

использование знаково – символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно — следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Предметными результатами освоения данного курса будет:

использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

овладение основами логического и алгоритмического мышления. пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнении алгоритмов;

приобщение начального опыта применения геометрических знаний для решения учебно – познавательных и учебно – практических задача;

вычислять периметр геометрических фигур;

выделять из множества треугольников прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный и равносторонний треугольники;

строить окружность по заданному радиусу или диаметру;

выделять из множества геометрических фигур плоские и объемные;

распознавать геометрические фигуры: точка, линия (прямая, кривая), отрезок, луч, ломаная, многоугольник и его элементы вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус, диаметр), шар;

Выпускник научится:

описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;

распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол, многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);

выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;

использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;

распознавать и называть геометрические тела (куб, шар);

соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.

измерять длину отрезка;

вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;

оценивать размеры геометрических объектов

Выпускник получит возможность научиться:

распознавать плоские и кривые поверхности;

распознавать плоские и объёмные геометрические фигуры;

распознавать, различать и называть геометрические тела: параллелепипед, пирамиду, цилиндр, конус.

4.Содержание программы

Интегрируя все вышеназванные положения, авторы попытались реализовать на методическом уровне идею фузионизма (одновременное изучение плоскостных и пространственных фигур), которая нашла своё отражение в следующем содержании.

Задачи геометрической пропедевтики:

-развитие у младших школьников пространственных представлений;

-ознакомление с некоторыми свойствами геометрических фигур;

- формирование практических умений, связанных с построением фигур и

измерением геометрических фигур;

-развитие у младших школьников различных форм математического мышления;

-формирование приемов умственных действий через организацию мыслительной деятельности учащихся.

Раздел 2.Целое и части. (Расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур. Геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур — её частей.) – 6 часов

Раздел 3.Поверхности. Линии. Точки. (У школьников формируются первые представления о кривой и плоской поверхностях, умения проводить на них линии и изображать их на рисунке). Первоклассники также знакомятся со свойствами замкнутых областей: соседние, несоседние области, граница области. – 12 часов

Раздел 1.Поверхности. Линии. Точки. (Учащиеся применяют сформированные в первом классе представления о линиях, поверхностяхи точках для выполнения различных заданий с геометрическими фигурами: кривая, прямая, луч, ломаная.) – 4 часа

Раздел 2. Углы. Многоугольники. Многогранники, (Уточняются знания младших школьников об угле, многоугольнике; при знакомстве второклассников с многогранником используются их представления о поверхности, продолжается работа по формированию умения читать графическую информацию, дифференцировать видимые и невидимые линии на изображениях многогранников) – 30 часов.

Раздел 1.Кривые и плоские поверхности. (Продолжается работа, начатая в первом и втором классах.) – 5 часов

Раздел 2.Пересечение фигур. (Формируются представления о пересечении фигур на плоскости и в пространстве; активизируется умение читать графическую информацию и конструировать геометрические фигуры.) – 22 часа

Раздел 3.Шар. Сфера. Круг. Окружность. (Вводится представление о круге как о сечении шара, о связи круга с окружностью как его границей, о взаимном расположении окружности и круга на плоскости.) – 7 часов

Раздел 1. Цилиндр. Конус. Шар. Тела вращения. (Продолжается работа по формированию у детей представлений о взаимосвязи плоскостных и пространственных фигур. Цилиндр, конус и шар рассматриваются как тела вращения плоской фигуры вокруг оси; устанавливается соответствие новых геометрических форм со знакомыми детям предметами. Учащиеся знакомятся с развёртками конуса, цилиндра, усечённого конуса; продолжается работа по формированию умений читать графическую информацию и изображать на плоскости объёмные фигуры) – 18 часов

Раздел 2.Пересечение фигур. (Обобщаются представления ребят о различных геометрических фигурах на плоскости и в пространстве и их изображениях.) – 16 часов


Программа направлена на развитие пространственных представлений у младших школьников через практическую работу.

Описание разработки

I. Пояснительная записка.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитиеУУД учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

Развивающая: развивать восприятие, внимание, память, воображение, образное мышление, способность мыслить творчески; формировать у детей элементарных пространственных представлений; обеспечение умственного ипсихического саморазвития.

Образовательная: научить детей различать геометрические фигуры и объёмные тела;формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по замыслу; овладение навыками пространственного ориентирования.

Воспитательная: воспитывать осознанное отношение к исследовательской деятельности и моделированию; вовлечение учащихся в активную творческую деятельность; способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

в) формирование картины мира.

Программа курса является продолжением уроков математики, технологии, изобразительного искусства.

Рабочая программа внеурочной деятельности по научно-познавательному направлению для начальных классов Наглядная геометрия (1-4 классы)

1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить содержание по минимальному уровню.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7. Принцип творчества (креативность) предполагаетмаксимальную, ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Участники программы: дети от 7 до 11 лет.

Сроки реализации: 1-4 класс.

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Практическая часть состоит из двух видов деятельности:

1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.

Механизм реализации программыосуществляется через систему занятий, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение и систему диагностирования.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ

Тип: тематическая

Срок реализации: 1-4 классы

Возраст: 7-11 лет

А.С. Пушкин

I. Пояснительная записка.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний момент, так как обеспечивает развитие УУД учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка. Программа составлена с учетом требований федеральных государственных стандартов второго поколения и соответствует возрастным особенностям младшего школьника.

С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение понимания ими математического материала и развития интеллекта, приобретение практических навыков самостоятельной деятельности.

Цель данной программы: создание условий для интеллектуального развития ребенка через формирование пространственного и логического мышления.

Реализация данной цели связана с решением следующих задач:

Развивающая: развивать восприятие, внимание, память, воображение, образное мышление, способность мыслить творчески; формировать у детей элементарных пространственных представлений; обеспечение умственного и психического саморазвития.

Образовательная: научить детей различать геометрические фигуры и объёмные тела; формировать навыки конструирования по образцу, по схеме и по замыслу; овладение навыками пространственного ориентирования.

Воспитательная: воспитывать осознанное отношение к исследовательской деятельности и моделированию; вовлечение учащихся в активную творческую деятельность; способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательности.

а) обучение деятельности – умению ставить цели, организовать свою деятельность, оценивать результаты своего труда;

б) формирование личностных качеств: ума, воли, чувств и эмоций, творческих способностей, познавательных мотивов деятельности;

в) формирование картины мира.

Программа курса является продолжением уроков математики, технологии, изобразительного искусства.

1. Принцип деятельности включает ребёнка в учебно-познавательную деятельность. Само обучение называют деятельностным подходом.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельностном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности, но глубже по отношению к традиционной системе. Здесь речь идёт и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям и умении применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

4. Принцип минимакса заключается в следующем: учитель должен предложить ученику содержание образования по максимальному уровню, а ученик обязан усвоить содержание по минимальному уровню.

6. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т.е. понимания возможности различных вариантов решения задачи и умения осуществлять систематический перебор вариантов. Этот принцип снимает страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

7. Принцип творчества (креативность) предполагает максимальную , ориентацию на творческое начало в учебной деятельности обучающегося приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

Участники программы: дети от 7 до 11 лет.

Сроки реализации: 1-4 класс

Формы и режим занятий: ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся.

Практическая часть состоит из двух видов деятельности:

1. Практические задания и занимательные упражнения для развития пространственного и логического мышления.

Механизм реализации программы осуществляется через систему занятий, организацию сотрудничества с родителями детей, через педагогическое сопровождение и систему диагностирования.

Родители учащихся

Учителя школы

и социальный педагог

Обеспечение необходимым инвентарём занятий кружка.

Контроль за выполнением учащимися индивидуальных и творческих задании.

Участие в проведение занятий

Проведение занятий, праздников, викторин .

Проведение диагностики усвоения материала

Проведение тестирований и диагностик.

Оказание психологической поддержки учащимся и родителям.

Консультации для родителей по вопросам

Занятия в соответствии с возрастными особенностями учащихся (от 7 до 11лет) – это уроки в форме познавательных и ролевых игр, уроков-путешествий, практических занятий, микроисследований, КВНов, праздников, викторин; создание проектов, рекламных роликов, выпуск газет.

Ребёнок, рождаясь, не знает ничего о своих возможностях. А эти возможности, как правило, исключительно велики. Особенно в области интеллекта. Раскрыть перед младшими школьниками эти возможности – одна из важнейших задач именно геометрии, ибо для активной работы в ней важны обе половины головного мозга, и это даёт шанс получить творческое удовлетворение человеку любой интеллектуальной направленности.

7 лет – 30 минут, 8 –11лет – 40 минут.

Способами определения результативности программы являются:

диагностика, проводимая в конце каждого года обучения в виде естественно-педагогического наблюдения.

Выставка работ детей, выполненных по окончанию изучения темы.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

V. Личностные, метапредметные и предметные результаты

Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию пространственного представления являются:

умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;

умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;

умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:

активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

развитие высокой мотивации учебного процесса;

развитие всех форм мышления младшего школьника;

проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления следующие умения:

обучение умению ставить цели;

характеризовать явления, давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;

находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;

организовывать свою деятельность;

анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

формирование картины мира.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию пространственного представления являются следующие умения:

Ожидаемый результат: 1 класс (7 – 8 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

иметь представление о простых геометрических объектах (точке, прямой кривой отрезке и т.д);

анализировать и сравнивать геометрические фигуры по различным признакам;

составлять плоскостные фигуры на Геоконте;

конструировать тематические игровые фигуры по образцу и по собственному замыслу;

иметь представление о правилах составления узоров и орнаментов.

Ожидаемый результат: 2 класс (8 - 9 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

иметь представление о различных видах многоугольников;

конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба;

вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;

придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.

Ожидаемый результат: 3 класс (9 - 10 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

уметь работать со схемами и лабиринтам;

уметь строить окружность по известному радиусу и диаметру;

уметь строить параллельные прямые;

знать свойства прямоугольника и ромба, у которых противоположные стороны параллельны;

находить периметр геометрической фигуры;

моделировать из бумаги;

иметь представление о разных видах углов;

вычерчивать геометрические фигуры при помощи чертёжных инструментов;

строить диагонали геометрической фигуры;

уметь работать с циркулем, делить окружность на равные части, выполнять узор из окружностей;

составлять топологический план местности;

знать, что такое площадь фигуры, уметь сравнивать площади.

Ожидаемый результат: 4 класс (10 - 11 лет)

По окончании дети должны знать и уметь:

конструировать по образцу и по собственному замыслу;

иметь представление о различных видах призм и пирамид;

измерять и сравнивать объемы различных призм и пирамид;

измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;

конструировать различные виды призм и пирамид;

решать задачи логического характера;

конструировать симметричные фигуры;

конструировать фигуры с центром симметрии;

уметь различать и сравнивать различные виды многогранников;

уметь работать по схемам различной сложности.

Методический конструктор


Уровень

ценностного отношения к социальной реальности

Получение самостоятельного общественного действия

1. Формировать умение ориентироваться на листе бумаги.

2. Формировать внимание, речь, память, мышление.

3. Формировать пространственное представление.

4. Формировать умение находить выход из лабиринтов, строить лабиринты на бумаге.

Формировать умение ориентироваться на местности, определять местоположение одного объекта по отношению к другому.

Игры, путешествия, исследования, моделирование, викторины, КВНы.

1. Формировать умение строить треугольники, находить их периметры.

2. Формировать чёткое знание о том, что такое прямоугольник.

3. Формирование у учащихся понятия композиции, плоскостного воображения, художественной фантазии.

Обобщение изученного проводится

1. Формировать умение ориентироваться в пространстве.

2. Формировать умение моделировать фигуры из бумаги.

3. Формировать представление учащихся о разных видах углов.

4. Формировать умение строить диагонали геометрической фигуры.

5. Формировать понятие о площади фигуры, умения находить площадь фигуры по палетке и измеряя её в квадратных сантиметрах.

6. Формировать умение выполнять измерение длины и ширины прямоугольника и вычислять его площадь.

7. Формировать умение ориентироваться на местности.

8. Формировать умение составлять узоры, повторять и усложнять изображаемый предмет.

Читайте также: