Национальный план развития конкуренции кратко

Обновлено: 03.07.2024

Игорь Артемьев, руководитель Федеральной антимонопольной службы

В прошлом году мы решили окунуться в жизнь регионов, чтобы проверить, как реализуется утвержденный президентом Национальный план развития конкуренции. Мы облетели все без исключения регионы, в этом году посещаем их по второму кругу.

Власти регионов оказались настроены гораздо менее консервативно, чем я ожидал. Из 41 ключевого показателя развития конкуренции регионы должны были выбрать 33. 63 региона сделали свой выбор, многие уже утвердили дорожные карты развития конкуренции на несколько лет вперед.

А вот среди федеральных министерств, за исключением Минэкономразвития и Минфина, мы поддержки не встретили почти никакой. Министерства по-прежнему руководствуются отраслевым принципом управления: получить как можно больше денег для курируемой отрасли. Как поощрять частный бизнес, конкуренцию, сокращать долю государства в экономике – об этом никто не думает. Мы остались в гордом одиночестве – с поддержкой президента, председателя правительства, подавляющего большинства вице-премьеров, но трудно что-то сделать, если отраслевое ведомство этого не хочет. Между тем конкуренция должна стать сердцем национальных проектов, иначе будут освоены средства, будет закачан бетон, но жизни в этом бетоне будет не много.

Ключевое для бизнеса в Национальном плане развития конкуренции – это снижение государственного участия в экономике и работа с тарифами. Я полностью согласен с позицией ФАС о необходимости устранения унитарных предприятий с конкурентных рынков. Но хочу напомнить, что планировалась и большая приватизация. В плане написано: в каждом сегменте должно быть три игрока, как минимум один частный. Меня эта оговорка удивляет: если есть частный игрок, то зачем два государственных? Пусть государство обеспечивает работу критической инфраструктуры, а вокруг нее все должно быть негосударственным.

Для малого бизнеса крайне важно, что его развитие стало национальным проектом. Благодаря этому предприниматели получили то, о чем раньше можно было только мечтать. Например, даже на проект в торговле можно получить кредит под 8,5%. Мы предлагаем правительству разрешить рефинансировать кредиты под те же 8,5%.

Но национальный проект и план развития конкуренции не пересекаются. Была правительственная комиссия по развитию конкуренции и малого бизнеса. Она последний раз собиралась в 2016 г. Мы считаем, что это должно происходить как минимум один раз в год.

Еще одна проблема – тарифное регулирование. Эти полномочия были переданы Федеральной антимонопольной службе, но количество тех, кто принимает решения по тарифному регулированию, очень велико. Рост тарифа для населения жестко ограничен, значит, нагрузка перекладывается на малый бизнес.

Андрей Никитин, губернатор Новгородской области

Национальный план развития конкуренции критически важен для достижения целей национальных проектов – повышения качества жизни людей. На уровне указов президента план и нацпроекты не противоречат друг другу. Но все становится сложнее, если мы опустимся на уровень региона. Например, как увеличить конкуренцию в секторе дополнительного образования детей, расширить доступ негосударственных игроков? Нужно сделать так, чтобы бюджетные деньги шли за ребенком, не важно – в государственный или частный кружок он ходит. Новгородская область участвует в таком эксперименте.

Есть отличные примеры повышения эффективности использования бюджетных средств, связанные с закупками. Новгородская область – не очень богатый регион. Поэтому мы перевели все областные учреждения, сейчас переводим и муниципальные на московский портал поставщиков. Допуск к госзаказу малого бизнеса и конкуренция позволяют экономить деньги, которые мы можем потратить на развитие региона.

При этом есть вопросы, которые осложняют строительство социальных объектов при реализации нацпроектов. Прежде всего они связаны с тем, что давно не пересматривались федеральные расценки. Проекты для государственных нужд – школы, садики, как правило, не очень выгодны строителям. И, к сожалению, мы наблюдаем огромный приток мошенников на этот рынок. Мы выступаем за введение предквалификационных механизмов при закупках, чтобы не возникало ситуаций, когда компания законно победила на конкурсе, но садик или школа не построены.

Есть еще один уровень – муниципальный. У мэра небольшого района зарплата – 60 000 руб., у его подчиненных, которые занимаются закупками, – 20 000 руб. в лучшем случае. Ошибок при закупках совершается много – документы отклоняются буквально из-за неправильно поставленной запятой. Есть случаи, когда штрафы из-за мелких ошибок превышают зарплату этих сотрудников. И как эти люди будут заботиться о развитии конкуренции? Они будут стараться не допускать картельных сговоров, избегать формальных ошибок – не более. Поэтому в следующий Национальный план развития конкуренции я бы добавил задачу обучения, консультирования, поощрения этих людей. Нужно разбирать с ними типичные кейсы, разрабатывать шаблоны для типичных закупок.

СПОР О ПРЕДПРИЯТИЯХ

Игорь Артемьев

Только редкие программы развития конкуренции не были поддержаны регионами – например, преобразование ГУПов и МУПов в государственные предприятия с госзаданием натолкнулось на ожесточенное сопротивление. Хотя есть и исключения – например, в Москве 96% унитарных предприятий преобразованы в госпредприятия.

Это те начальники, которые работают в этих ГУПах, пугают, что наступит хаос. Конечно, не хочется расставаться с возможностью бесконтрольно распоряжаться имуществом и финансами – такая благодать для коррупции. При этом мы понимаем, что в оборонной отрасли в области безопасности могут быть монополии, в социальной сфере могут временно сохраняться ГУПы и МУПы.

2 сентября 2021 года Правительство Российской Федерации утвердило Национальный план развития конкуренции на 2021-2025 годы. Соответствующий документ опубликован на официальном портале правовой информации (распоряжение Правительства РФ от 02.09.2021 № 2424-р).

Заложенные в новом Национальном плане мероприятия направлены на решение основных системных и отраслевых проблем, создание благоприятных условий для ведения частного бизнеса, устранение административных барьеров и искажений конкурентной среды.

Одним из ключевых показателей Национального плана определена численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, которая в 2025 году должна составить не менее 25 млн. человек.

Национальным планом определены 15 приоритетных направлений для развития конкуренции: агропромышленный комплекс, информационные технологии, сфера обращения твердых коммунальных отходов, сфера финансовых рынков, природные ресурсы, электроэнергетика, сфера транспорта, сфера образования, сфера здравоохранения, ритуальные услуги, энергетика, химическая и нефтегазохимическая промышленность, строительство, торговля, лесной комплекс.

Руководителям федеральных органов власти поручено обеспечить реализацию Национального плана, а ФАС России в свою очередь должна обеспечить мониторинг и контроль его исполнения.

Органам местного самоуправления также предстоит организовать работу по увеличению количества нестационарных и мобильных торговых объектов и приватизации муниципального имущества, не соответствующего требованиям отнесения к категории имущества, предназначенного для реализации полномочий на уровне муниципалитетов.

Читайте также: